Ю никулин о сталине и высоких налогах 1990г

Обновлено: 05.07.2024

Меню сайта

  Алексей Герман о Никулине

Алексей Герман: он был шут в высоком понимании слова
Юрий Никулин вошел в народное сознание как артист кинокомедии. При этом мы часто забываем, что в довольно короткой кинобиографии Никулина произошла встреча с двумя самыми радикальными российскими кинорежиссерами — Андреем Тарковским и Алексеем Германом. Когда Никулин появлялся в эпизоде "Андрея Рублева", несмотря на то что его роль была трагической, в зале всегда смеялись. Тарковский знал об этом, но не жалел. Он повторял, что пожертвовал чистотой эстетики ради того, чтобы пригласить по-настоящему народного артиста. У Германа Никулин сыграл фронтового журналиста Лопатина. О Юрии Никулине рассказывает АЛЕКСЕЙ ГЕРМАН.

Юрий Владимирович был солдатом. Не в высоком, поэтическом смысле, а в земном, народном. Ведь можно быть и из колхоза, а народным человеком не быть. Никулин всегда оставался народным человеком. Это было заметно по тому, как он говорил, как помогал себе рукой, как ладошку переворачивал. Он ведь воевал. Как-то мы ехали под Ленинградом, и он показал мне дом — уцелевшую дачу, где стояла его часть во время войны. Он рассказал мне, что в блокаду они от авитаминоза и голода слепли. И у них в расчете на каждой пушке был один зрячий, а все остальные были слепые. Этот зрячий выводил их на позицию, и они стреляли.
Я так и не узнал, был ли Юрий Владимирович зрячим или слепым в своем экипаже, но по тому, каким я его знал, он вряд ли мог себе раздобыть дополнительные витамины, и, может, он был тогда слепым солдатом.
Юрий Владимирович был актером эпического жанра. Он был шут. В высоком понимании слова. Не тот, который с бубенчиками, а тот, кто может и заплакать заставить. Они бывают менее талантливы и более талантливы, приспособлены только к цирку или способные к искусству более широкому. Никулин был из последних.
Он мог быть в кино эксцентрическим артистом, а мог быть и драматическим артистом. Мне кажется, что кино реализовало его далеко не полностью. Я думаю, что лучшее, что он сделал в кино, наиболее близкое к тому, как он сам понимал эту профессию,— это монах в "Андрее Рублеве". Мне кажется, там по-настоящему две хорошие роли — у Никулина и у Ролана Быкова.
В картине "Двадцать дней без войны" было иначе. Нужна была интересная личность, нужна была биография человека, которому легче жить во время войны, чем до и после войны. Такой характер мог нащупать Никулин. Кстати, это не было так уж далеко от текста Симонова. Именно такой "Никулин" был у него описан — герой, похож на продавца шерсти в Монголии, похож на клоуна, близорукий, сапоги со слишком широкими голенищами. То, как сделал это Никулин в картине, не было именно актерским достижением. Я помню, как на меня сердилась Людмила Марковна Гурченко, когда я говорил, что мы будем работать на Никулина, будем "ложиться под Никулина". Конечно, Гурченко была в драматических ролях гораздо более умелой артисткой, но нам для того, чтобы из этого что-то получилось, нужно было "лечь под него". И все получилось.
Когда его снимали с роли в "Двадцати днях", когда меня отлучали от картины, я был уверен, что он ничего не знает. Но оказалось, что ему быстро донесли обо всем гримеры — в группе вообще утаить что-то очень сложно. Он тогда и вида не показал, что знает о наших неприятностях. Он улыбался и продолжал работать. Ему хотелось играть эту роль, ему было интересно выйти за свои привычные рамки. Он это и сделал.
Я считаю, что он не был большим артистом, но он мог бы им быть. Ведь в этом смысле и Жан Габен тоже не был большим артистом, но одновременно Габен был величайшим артистом, хотя выражение лица у него всегда было одно и то же. Если бы Никулин попал к толковому человеку, он мог бы стать большим драматическим артистом. Но я подозреваю, что ему это не было нужно. Он просто занимался тем, что любил.
С Никулиным на съемках фильма было связано много смешных эпизодов. Мы как-то снимали в съемочном поезде, стоявшем на путях. Там и жили. Был вагон-ресторан, в котором мы ели. Я как-то прихожу поесть, а там висит большой портрет Сталина. Я директору и говорю: "Сталина убери". А он мне: "Не уберу, пошел ты, знаешь куда. " Я тогда пригрозил, что мы его вагон сейчас отцепим, директор подумал-подумал и Сталина убрал. На следующее утро Никулин приходит на завтрак и говорит: "При Сталине кормили лучше".
С ним было очень легко работать. У нас, конечно, бывали с ним ссоры, но либо их провоцировали люди вокруг, либо он считал, что я грубый — не по отношению к нему, а по отношению к группе. После фильма у нас сохранились добрые отношения, но, как это часто бывает, после тесной совместной работы (а мы работали над фильмом два года) люди расходятся. Но я всегда знал, что могу ему позвонить.
Для меня остается загадкой, как он мог чем-то руководить. Он был человеком бесконечно добрым. Руководителю, наверное, в первую очередь требуется все-таки не доброта. А у него это было главное качество. Его всегда о чем-то просили, он всегда что-то для кого-то делал.
Однажды, когда мы попали на прием к какому-то нужному нам вождю, Никулин почти погубил мне все дело: он не просил то, что нужно было нам для картины, а просил жилье для клоуна.
Он никогда не был ни диссидентом, ни героем. Он просто был нравственно очень чистым, очень крепким человеком. Я убежден, что он дурного поступка при всем желании не мог бы совершить. У него внутри какой-то тонометр, "предохранитель" сидел, не позволяющий ему совершать безнравственные поступки.

— Какой аргумент был у противников?

— То есть на героя не похож?


— Людмила Гурченко тоже не очень походила на героиню военного времени. Но роль в фильме Германа в партнерстве с Юрием Никулиным стала одной из самых ее сильных работ.

— Почему?

— А было ли место юмору на съемках?

— Многие фронтовики не любили вспоминать войну. Отец рассказывал вам о фронте?

— Практически ничего. Когда я был маленьким, пару раз подъезжал к нему с вопросами про войну. А он плавно уходил от них. Я почувствовал, что эта тема ему в тягость. Все артисты того времени так или иначе были связаны с войной. Кто-то прошел фронт, кто-то был в эвакуации, пережил блокаду. Война никого не обошла.


А самый главный праздник для Юрия Никулина был 9 Мая. День Победы — это святое. Иногда приезжали его фронтовые друзья из Ленинграда. Самый близкий его друг Марат, с которым прошел полвойны вместе, как и отец, был москвич. Когда они вместе демобилизовались, он был свидетелем на свадьбе моих родителей. Там познакомился с маминой сестрой. Через год они тоже поженились, и мы все вместе жили в одной коммуналке.

— Юрий Никулин был мастер анекдотов. Может, эта страсть появилась как защита от трагических военных воспоминаний?

Артисты Юрий Никулин (справа) и Михаил Шуйдин (слева) на арене цирка

Артисты Юрий Никулин (справа) и Михаил Шуйдин (слева) на арене цирка

— Почему?


Внучка великого клоуна Овена Румянцева — о бесстрашии, любви к животным, скромности и продолжении династии

— Жестоко.

— Цинизм. Но таков его характер. Поэтому отец и сказал, что общего языка с дедом я бы не нашел.

Клоуны Юрий Никулин (справа) и Михаил Шуйдин (слева) выступают на арене цирка на Цветном бульваре

Клоуны Юрий Никулин (справа) и Михаил Шуйдин (слева) выступают на арене цирка на Цветном бульваре

— Как он с ними разговаривал?


Глава госкомпании Владимир Шемякин — о возвращении на родину цирковых артистов, нищих шапито и люцерне для бегемота

— Он их ко мне посылал. А я потом перед ним отчитывался. Он снимал трубку, звонил кому надо, и больше этих людей мы не видели. Не потому, что они были закопаны в лесу. Просто больше они не появлялись в цирке.

— Правда, что Юрий Владимирович был скромным человеком?

— Я бы даже сказал, чересчур. Когда я был сильно моложе, меня это в какой-то момент задевало. Потому что он для других делал в разы больше, чем для меня. Знаете, как он получил квартиру на Бронной? Мы жили в коммуналке на Арбате, горячей воды и отопления не было. Печку-голландку топили углем. Нас с двоюродным братом мыли в корыте раз в неделю. Всё было хорошо и весело. Но комната в коммуналке — это не отдельная квартира.

— Когда же Никулины переехали в отдельную квартиру?

— Отец в очередной раз пошел к председателю горисполкома кому-то из артистов выбивать квартиру. Он уже был народный артист. Свою популярность отец эксплуатировал для того, чтобы помогать людям, добивался жилья, пенсий, ставок, искал лекарства, устраивал в больницы.

Юрий Никулин во время встречи со зрителями

Юрий Никулин во время встречи со зрителями


— Для себя не принято было просить или он считал, что вы можете и сами всего достигнуть?


— Он и мама меня безумно любили. Просто я был всё время рядом, вроде со мной можно было и подождать. Другим-то сразу нужно помогать, сегодня. Я всегда был чуть-чуть в отстранении.

— Надолго хватило?

— Конечно. Он всё делал с запасом. На балконе стояли обязательно водка, мешок муки, мешок крупы, еще чего-то. Тогда реально был дефицит. В 1970–1980-е ни черта же не было.

Юрий Никулин перед выходом на арену цирка

Юрий Никулин перед выходом на арену цирка

— Часто вас привлекали к добыче дефицита?


— Бывало. Когда родился старший сын, нужно было достать детское мыло. Тогда деликатного порошка не было, и в стиральную машину засыпали наструганное мыло. В магазине на Сретенке отцу оставили коробку дефицита. Но вынести ее было нереально. Прибьют разъяренные покупатели, реально. В подвал магазина по металлическому пандусу грузчики спускали коробки. Вынести мыло можно было только через этот путь. Так я коробку тяжелую вверх поднимал, скользя по гладкому пандусу, как по льду.

— Только так можно было выбраться из магазина?

— Да, с заднего двора. Когда Михаил Сергеевич Горбачев стал бороться с пьянством, то самая организованная очередь была в винно-водочный отдел. Там никто без очереди не мог пройти — запинали бы. Поэтому дисциплина там была железная. Но сзади магазина тоже стояла очередь маленькая. Люди со скорбными лицами и со справками о кончине близких родственников получали по три бутылки под поминки. Отец обычно тоже с заднего хода брал. Он был такой, добытчик.

— Некоторые артисты вспоминают, что всё, что им надо было, они могли приобретать на рынке, при этом практически ни за что не платя. Так велика была любовь поклонников.

— 18 декабря исполняется 100 лет со дня рождения Юрия Владимировича. Как будете праздновать?


Народный артист РСФСР Владимир Меньшов — о выныривающих талантах, примирении с Бондарчуком и приходящем дедушке

Мы планировали большую программу празднования 100-летия Юрия Никулина. Но год пандемийный. И все средства, которые мы аккумулировали, почти 400 млн, ушли на содержание цирка.

Отец не любил отмечать свои дни рождения. Вот Новый год — да: какой-то новый этап, точка отсчета. Страничку очередную перевернули, и можно ждать чего-то хорошего.

18 декабря в цирке на Цветном бульваре будет вечер только для своих. Мы решили закрыть двери и собрать междусобойчик. Будут только члены семьи, артисты, сотрудники, ветераны цирка. Будем вспоминать любимого человека. Мы ни с кем не хотим делить Юрия Владимировича в его день рождения. Это наше право.

А 16 декабря в цирке состоялось представление с участием звезд эстрады и кино. Лев Лещенко, Кристина Орбакайте, Надежда Бабкина, Наталья Варлей, Олег Газманов, Владимир Винокур выступили и рассказали, каким в их памяти остался Юрий Никулин. Вечер провел Александр Олешко. В день рождения отца этот концерт покажут по телевидению.

Читайте также: