Является ли объект после проведения модернизации облагаемым налогом на имущество организаций

Обновлено: 03.05.2024

Направляем полученное в связи с обращением письмо Минэкономразвития России от 12.02.2020 N Д23и-4183 с рекомендациями по вопросу разграничения движимого и недвижимого имущества в целях определения объектов налогообложения по налогу на имущество организаций.

Ознакомьте с письмом сотрудников налоговых органов, осуществляющих администрирование налогообложения имущества организаций, в т.ч. обеспечивающих проведение камеральных налоговых проверок.

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 12 февраля 2020 г. N Д23и-4183

ОБЪЕКТОВ, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ ИМУЩЕСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА

АТОМНОЙ СТАНЦИИ, К ОБЪЕКТАМ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее - Департамент недвижимости) рассмотрел обращение относительно разграничения движимого и недвижимого имущества и сообщает, что согласно пункту 12.4 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. N 452, разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкование норм, терминов и понятий осуществляются федеральными органами исполнительной власти в случаях, если на них возложена соответствующая обязанность.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации в данной части.

Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

Понятие объектов капитального строительства предусмотрено в пункте 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) и определено как "здание. сооружение . за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие)".

В данном понятии присутствует некоторая неопределенность, которая не позволяет достоверно отделить "настоящие" объекты капитального строительства от "ложных", которые являются улучшением земельного участка (гражданское законодательство также использует для обозначения этого правового явления понятие "составная часть"), из-за отсутствия ясности в вопросе, что является улучшением. Однако из приведенного ряда примеров следует, что к объектам капитального строительства не относятся такие сооружения, которые хотя и имеют прочную связь с землей, не требуют разрешения на строительство или декларации о начале строительства. Следовательно, под объектами капитального строительства нужно понимать те здания и сооружения, которые строятся на основании разрешений на строительство (уведомлений о начале строительства).

Что касается соотношения между понятием "объект капитального строительства" и "недвижимая вещь", то следует отметить отсутствие полного соответствия.

Во-первых, указанные понятия разные по своему объему: недвижимой вещью является не только постройка, но и земельный участок, и образованные из постройки помещения, и машино-места.

Во-вторых, указанные понятия применяются для разных целей. Используемое в градостроительном законодательстве понятие "объект капитального строительства" применяется прежде всего для описания общественных отношений в ходе строительства здания или сооружения, его ремонта, реконструкции (часть 1 статьи 4 ГрК РФ). В то же время гражданское законодательство употребляет понятия "недвижимая вещь", "недвижимость", "недвижимое имущество" для определения зданий и сооружений как вещей, по поводу которых возникают права и обязанности участников гражданского оборота. При этом представляется возможным отождествить оба понятия, когда они применяются к уже построенному зданию (сооружению). Другими словами, вероятность признания капитального объекта после завершения его строительства объектом недвижимости (или образования из него объекта недвижимости) весьма высока, в то время как некапитальная постройка, как правило, не становится недвижимостью. Эти доводы подкреплены решениями Верховного Суда Российской Федерации (далее - ВС РФ).

В частности, в определении от 22 декабря 2015 г. по делу N 304-ЭС15-11476, А27-18141/2014 при решении вопроса о признании вещи недвижимостью предлагалось представить доказательства возведения здания в установленном законом и иными нормативными актами порядке на земельном участке, предоставленном для строительства объекта недвижимости, с получением разрешительной документации с соблюдением градостроительных норм и правил. В определении от 1 апреля 2019 г. N 309-ЭС19-2232 было указано, что дополнительным признаком недвижимой вещи является признак самостоятельности недвижимой вещи. Указанные выводы ВС РФ позволяют сделать заключение, что для признания объекта недвижимостью нужны такие же условия, что и для признания здания (сооружения) объектом капитального строительства: наличие разрешения (уведомления) о строительстве и наличие самостоятельной хозяйственной ценности, т.е. возможности быть отдельным предметом в гражданском обороте.

Учитывая изложенное, представляется, что строения и сооружения, построенные и введенные в эксплуатацию, относятся к объектам капитального строительства и с большой степенью вероятности - к объектам недвижимости.

Некапитальная постройка, то есть сооружение, которое не имеет прочной связи с землей и конструктивные характеристики которого позволяют осуществить его перемещение и (или) демонтаж, последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения его основных характеристик (в том числе киоски, навесы и другие подобные строения, сооружения) можно отнести, с точки зрения гражданского права, к отделимым улучшениям.

Что касается улучшений земельного участка, которые ГрК РФ не признает ни объектами капитального строительства, ни объектами некапитального строительства, то гражданское право их с большей вероятностью считает неотделимыми улучшениями (составными частями) земельного участка.

Согласно Перечню видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. N 1300 (далее - постановление N 1300), использование земель и земельных участков без предоставления и установления сервитута может осуществляться с целью размещения объектов, для большинства из которых предусмотрено условие об отсутствии необходимости получения разрешения на строительство, то есть являющихся либо неотделимыми улучшениями земельного участка, либо некапитальными объектами.

В силу пункта 5 части 17 статьи 51 ГрК РФ законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности также могут быть установлены дополнительные случаи, когда получение разрешения на строительство не требуется.

Таким образом, по мнению Департамента недвижимости, объекты, попадающие под регулирование части 17 статьи 51 ГрК РФ, не могут являться объектами капитального строительства.

Обращаем внимание на мнение ВС РФ, изложенное в определении от 2 августа 2019 г. N 306-ЭС19-12084, согласно которому земельным законодательством и постановлением N 1300 не предусмотрено в качестве основания для использования публичных земель в особом порядке (без их предоставления) строительство капитальных объектов.

Учитывая изложенное, в случае если объекты, речь о которых идет в обращении, построены и введены в эксплуатацию с получением разрешительной документации, т.е. как объекты капитального строительства, то такие объекты с большей степенью вероятности относятся к объектам недвижимости.

Дополнительно отмечаем, что ранее позиция Департамента недвижимости относительно критериев отнесения отдельных видов объектов к недвижимому имуществу была изложена в письме от 11 октября 2016 г. N Д23и-4847 (размещено в сети "Интернет", а также в справочно-правовой системе "КонсультантПлюс") и исходит из того, что сооружения, построенные и введенные в эксплуатацию с получением разрешительной документации, т.е. как объекты капитального строительства, с большой степенью вероятности относятся к объектам недвижимости.

Также для сведения сообщаем, что в целях полноценного вовлечения в гражданский оборот объектов недвижимого имущества, совершенствования вопросов их государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на них Минэкономразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и с участием представителей предпринимательского сообщества разработаны и внесены в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части совершенствования законодательства о недвижимом имуществе" и "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в целях приведения их в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации в части совершенствования законодательства о недвижимом имуществе", направленные на совершенствование сложившегося гражданского оборота недвижимости.

Что изменится по налогу на имущество организаций в 2020 году? Изменений, вступающих в силу с 1 января 2020 года немного, но для кого-то они окажутся существенными. Начнем с позитивных поправок.

Изменения в отчетности

Отмена Расчетов

С 1 января 2020 года отменена обязанность по представлению Расчетов по авансовым платежам (п.2 ст.386 НК РФ в ред. Федерального закона от 15.04.2019 N 63-ФЗ (далее — ФЗ N 63-ФЗ)). Но сами авансовые платежи будут уплачиваться в прежнем порядке (п.12 ст.378.2 и п.4 ст.382 НК РФ).

К сведению! Приказом ФНС от 14.08.2019 № СА-7-21/405@ уже утверждена новая форма декларации по налогу на имущество, учитывающая нововведения.

Так, Раздел 1 Декларации дополнен строками, содержащими информацию об исчисленной сумме налога, подлежащей уплате в бюджет за налоговый период, и об исчисленных суммах авансовых платежей по налогу.

Станет обязательной новая форма декларации по налогу на имущество организаций в 2020 году. Но отчитаться по новой форме налогоплательщикам придется, начиная с отчетности за 2019 год.

Единая декларация

Положения о возможности представления единой отчетности будут официально закреплены в п.1.1 ст.368 НК РФ (п. 1.1 введен ФЗ N 63-ФЗ).

Напомним, что налогоплательщик состоящий на учете в нескольких налоговых инспекциях по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, на территории одного субъекта Российской Федерации, вправе представлять налоговую декларацию в отношении всех таких объектов в одну из выбранных им налоговых инспекций, если:

  • объекты облагаются по среднегодовой стоимости и
  • в субъекте РФ не установлены нормативы отчислений от налога в местные бюджеты.

Для представления по налогу на имущество организаций единой отчетности налогоплательщику необходимо ежегодно уведомлять соответствующий налоговый орган по субъекту Российской Федерации. Срок — до 1 марта года, за который организация собирается представлять единую декларацию. Изменение выбранного налогоплательщиком порядка представления налоговой декларации в течение года не допускается.

Уведомление представляется по форме, утвержденной ФНС РФ. Форма Уведомления утверждена Приказом ФНС России от 19.06.2019 N ММВ-7-21/311@ (далее-Приказ ФНС).

Обратите внимание! В 2019 году многие налогоплательщики в соответствии с разъяснениями ФНС РФ представляли единую отчетность по налогу на имущество. Но для того, чтобы продолжить отчитываться в прежнем порядке и представлять единую декларацию по нескольким объектам за 2020 год необходимо снова уведомить налоговый орган о применении такого порядка до 1 марта 2020 года по форме, утвержденной Приказом ФНС (Письмо ФНС России от 12.08.2019 N СД-4-21/15951@).

С 01.01.2020 г. объектов, облагаемых налогом на имущество организаций по кадастровой стоимости, станет больше.

Во-первых, к объектам обложения налогом на имущество, облагаемым по кадастровой стоимости будет относиться не только недвижимость, учитываемая на балансе в качестве основных средств, но и иные объекты недвижимости (например, объекты, предназначенные для продажи и учитываемые на сч. 41 или 43) (п. 1 ст. 374 НК РФ в ред. Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ (далее ФЗ N 325-ФЗ)).

К сведению! По среднегодовой стоимости, как и прежде, будут облагаться только объекты недвижимости, учитываемые на балансе в качестве основных средств (учитывая особенности налогообложения недвижимости, переданной/приобретенной в рамках договора доверительного управления (ст.378 НК РФ) или концессионного соглашения (ст.378.1 НК РФ) (пп.1 п.1 ст.374 НК РФ).

  • недвижимость относится к виду недвижимости (объектов), установленной Законом субъекта РФ;
  • кадастровая стоимость недвижимости установлена.

Например, у организации есть в собственности машино-места, в т.ч. приобретенные для продажи. В субъекте РФ, где они находятся Законом установлено, что налогом по кадастровой стоимости облагаются машино-места. Соответственно с 2020 года организация будет уплачивать налог на имущество по таким объектам, если кадастровая стоимость машино-мест установлена.

К ведению!

Анна Сатдарова

В 2020 году государство освободило пострадавшие субъекты МСП от уплаты налога на имущество за II квартал 2020 года и перенесло сроки уплаты авансов. У бухгалтеров сразу появились вопросы: как заполнять в декларации расчет авансовых платежей, какую категорию налогоплательщика указывать, какая из налоговых льгот подойдет. Все эти вопросы закрывает новая форма декларации, которую нужно сдать по итогам 2020 года.

Что сдаём

В 2021 году сдаём декларацию по налогу на имущество организаций за 2020 год на новом бланке. Форма по КНД 1152026 утверждена Приказом ФНС России от 14.08.2019 № СА-7-21/405@ в ред. Приказа ФНС от 09.12.2020 № КИ-7-21/889@.

Если организация освобождена от платежей по налогу на имущество за II квартал, но сдаёт декларацию в 2020 году при ликвидации или реорганизации, нужно применять старую форму (Приказ ФНС России от 14.08.2019 № СА-7-21-405@). Мы рассказывали, как отразить в ней освобождение от уплаты налогов.

Когда и куда сдаём

Срок сдачи декларации по налогу на имущество — не позднее 30 марта 2021 года.

В общем случае сдаём годовую декларацию в инспекцию по месту нахождения недвижимости (п. 1 ст. 386 НК РФ). Узнать адрес и реквизиты налоговой можно на сайте ФНС.

По объектам недвижимости, которые расположены на территориях, подведомственным разным налоговым органам, можно сдавать единую декларацию. Инспекцию выберите самостоятельно. Для этого нужно до 1 марта года, в котором будет сдана декларация, подать Уведомление по форме (Приказ ФНС РФ от 19.06.2019 N ММВ-7-21/311@).

Что облагаем

Недвижимое имущество, отраженное на балансе как основное средство, если налоговая база по ней определяется как среднегодовая стоимость. Среди прочего (неочевидные случаи) обложения налогом:

  • недвижимость передана другим лицам во временное владение, пользование, распоряжение;
  • передана в доверительное управление (кроме ПИФ);
  • внесена в совместную деятельность;
  • получена по концессионному соглашению;
  • получена вами как управляющей компанией ПИФ.

Также налогом облагается недвижимость, которая находится в России и принадлежит организации на праве собственности, хозяйственного ведения, получена по концессионному соглашению, если налоговая база в её отношении определяется как кадастровая стоимость.

Объектом налогообложения не является любое движимое имущество, а также недвижимость вроде земли и водоёмов, перечисленная в п. 4 ст. 374 НК РФ.

Не облагаем налогом, но отражаем в декларации как льготное:

Полный список федеральных льгот — в ст. 381 НК РФ. Каждый регион может самостоятельно решать, какие льготы вводить на своей территории, кто и по какому имуществу сможет их применять (ст. 372 НК РФ). Чтобы узнать, какие льготы действуют в вашем регионе, обратитесь в инспекцию или посмотрите на официальном сайте ФНС.

Какие разделы декларации заполняем

Декларацию сдавайте в следующем составе:

  • Титульный лист и раздел 1 — всегда, когда подаем декларацию;
  • Разделы 2 и 2.1 — если есть имущество, облагаемое налогом по среднегодовой стоимости;
  • Раздел 3 — если есть имущество, облагаемое налогом по кадастровой стоимости.
  • Раздел 4 — если на балансе головной организации или обособленных подразделений есть движимые основные средства с остаточной стоимостью больше нуля.

Мы рекомендуем заполнять декларацию в последовательности: Титульный лист → Раздел 3 → Раздел 2 → Раздел 2.1 → Раздел 1 → Раздел 4.

Нужно ли сдавать нулевые декларации по налогу на имущество

Если у вас есть объекты налогообложения, но итоговая сумма налога равна нулю, декларацию нужно сдать. В этом случае вы являетесь плательщиком налога и должны отчитаться, несмотря на то, что налог нулевой.

Такое бывает в двух случаях:

  1. Ваша недвижимость полностью самортизирована, её остаточная стоимость равна нулю. При этом она облагается налогом по среднегодовой стоимости.
  2. Вся ваша недвижимость освобождена от налога по федеральным или региональным льготам.

Когда у организации совсем нет недвижимости, признаваемой объектом налогообложения, она не является налогоплательщиком и не должна сдавать декларацию.

Что изменилось в 2020 году

Для декларации по налогу на имущество за 2020 год утверждена новая форма (Приказ ФНС России от 28.07.2020 № ЕД-7-21/475@). Этим же приказом ФНС обновила порядок заполнения и электронный формат декларации.

Раздел 1 — появились две новые строки

Разделы 2 и 3 — новая строка, коды льготы и имущества

Утвердили новые коды федеральных и региональных льгот, связанных с коронавирусом:

  • 2010501 и 2010505 — для малых и средних предприятий;
  • 2010502 и 2010506 — для социально ориентированных некоммерческих организаций;
  • 2010503 и 2010507 — для некоммерческих организаций, наиболее пострадавших от коронавируса;
  • 2010504 и 2010508 — для централизованных религиозных организаций.

Раздел 4 — новый раздел со сведениями о движимом имуществе

Среднегодовую стоимость имущества нужно указать по каждому региону. Здесь же отражается стоимость такого имущества, числящегося за обособленным подразделением, которое имеет отдельный баланс.

На данный момент четвертый раздел носит справочный характер, так как движимое имущество по-прежнему не является объектом налогообложения. Но есть вероятность, что в будущем их снова начнут облагать налогом, правда, Минфин обещает снизить ставки.

Как заполнить декларацию по налогу на имущество за 2020 год: соблюдаем контрольные соотношения

Новые контрольные соотношения к декларации по налогу на имущество за 2020 год утверждены письмом ФНС России от 30.09.2020 N БС-4-21/15947@.

Основное внутридокументное соотношение осталось прежним. Сумма налога, исчисленная к уплате по итогам налогового периода и отраженная в строке 021 раздела 1, должна быть равна сумме значений, указанных в строках 260 всех разделов 2 и в строках 130 всех разделов 3, имеющих соответствующие коды по ОКТМО и КБК и соответствующий признак по строке 002. Его нарушение говорит о том, что сумма налога к уплате исчислена неправильно.

Все изменения касаются новых кодов льгот и имущества. Вот все обновленные контрольные соотношения:

  1. Если в строке 230 раздела 2 указан один из новых кодов федеральных и региональных налоговых льгот, введенных в связи с коронавирусом, то сумма налоговой льготы в строке 240 не должна быть меньше или равна нулю. Нарушение этого соотношения говорит о завышении суммы налога.
  2. Если в строке 001 раздела 2 указан один из следующих кодов имущества: 01, 02, 03, 05, 07, 08, 09, 10 или 14, то есть два варианта:

Сумма налога за налоговый период (ст. 220) – Сумма налоговой льготы, уменьшающей налог (ст. 240) ≥ 0. В этом случае исчисленная сумма налога к уплате (ст. 260) должна быть равна разнице строк 220 и 240.
Сумма налога за налоговый период (ст. 220) – Сумма налоговой льготы, уменьшающей налог (ст. 240) публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

10.2.3. РАСЧЕТ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ПРИ МОДЕРНИЗАЦИИ
(РЕКОНСТРУКЦИИ, ДОСТРОЙКЕ, ДООБОРУДОВАНИИ)
ОСНОВНОГО СРЕДСТВА И ИЗМЕНЕНИИ
ЕГО ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ СТОИМОСТИ

Налоговая база по налогу на имущество определяется исходя из остаточной стоимости ваших основных средств (абз. 2 п. 1 ст. 375, п. 4 ст. 376 НК РФ).
В свою очередь, остаточной стоимостью основного средства является разница между его первоначальной стоимостью и суммой амортизации, начисленной за период его эксплуатации.

Примечание
Подробнее о том, как определяется налоговая база по налогу на имущество, см. гл. 4 "Налоговая база по налогу на имущество организаций".

Как при проведении модернизации (реконструкции, достройки или дооборудования), так и по ее окончании вам необходимо отслеживать величину остаточной стоимости в связи со следующими обстоятельствами.
1. Если модернизация (реконструкция, достройка, дооборудование) длится более 12 месяцев, то на этот период приостанавливается начисление амортизации. Поэтому в отличие от общего порядка в течение этого времени остаточная стоимость объекта остается прежней (п. 23 ПБУ 6/01, п. 63 Методических указаний).
Следовательно, при исчислении базы по налогу на имущество вы учитываете неизменную остаточную стоимость основного средства, которое модернизируете.
2. На сумму расходов по модернизации (реконструкции, достройке, дооборудованию) увеличивается первоначальная стоимость основного средства (абз. 2 п. 14, п. 27 ПБУ 6/01, абз. 2 п. 41 Методических указаний). При этом такие изменения вносятся в бухгалтерском учете на дату окончания модернизации (реконструкции, достройки или дооборудования) основного средства - составления акта приемки работ или акта по форме N ОС-3 (п. 27 ПБУ 6/01, п. 42 Методических указаний).
В случае если работы по модернизации (реконструкции, достройке, дооборудованию) проводятся поэтапно, первоначальная стоимость основного средства изменяется лишь по окончании всех работ. Следовательно, при исчислении налога новая стоимость основного средства учитывается только после полного завершения модернизации (реконструкции, достройки или дооборудования). К такому выводу пришел ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 12.05.2009 N Ф04-2617/2009(5671-А67-37).
Таким образом, уже за тот отчетный (налоговый) период, в котором вы завершили модернизацию (реконструкцию, достройку, дооборудование), налог на имущество необходимо рассчитывать с учетом новой остаточной стоимости основного средства.
3. В результате модернизации (реконструкции, достройки, дооборудования) организация может увеличить срок полезного использования основного средства. Это повлечет за собой изменение размера амортизационных отчислений. А значит, по-новому будет рассчитываться и остаточная стоимость объекта.

Примечание
Подробнее о расчете амортизационных отчислений после проведения модернизации (реконструкции, достройки или дооборудования) см. в предыдущих разделах:
- разд. 10.2.2.1 "Расчет амортизационных отчислений, если в результате модернизации (реконструкции, достройки, дооборудования) срок полезного использования основного средства увеличился";
- разд. 10.2.2.2 "Расчет амортизационных отчислений, если в результате модернизации (реконструкции, достройки, дооборудования) срок полезного использования основного средства не изменился".

Новый порядок начисления амортизации применяется лишь с месяца, следующего после того месяца, в котором завершена модернизация (реконструкция, достройка, дооборудование) (п. 21 ПБУ 6/01, п. 61 Методических указаний). В связи с этим при определении суммы налога на имущество (авансовых платежей) вам нужно также учитывать изменения остаточной стоимости начиная с месяца, следующего за месяцем окончания модернизации (реконструкции, достройки или дооборудования).

ПРИМЕР
определения базы для исчисления суммы авансового платежа за полугодие в случае модернизации основного средства

Ситуация

Организация "Альфа" осуществляет торговую деятельность и применяет общий режим налогообложения. 31 мая организация для повышения мощности модернизировала станок В-351 (на эту дату оформлены акт приемки работ и акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств по форме N ОС-3). Его первоначальная стоимость до этого составляла 72 000 руб. Срок полезного использования - 5 лет (60 месяцев), организация применяет линейный способ начисления амортизации, ежемесячная сумма амортизации до проведения модернизации составляла 1200 руб. По данным бухгалтерского учета организации:

По состоянию на: Первоначальная стоимость ОС, руб. Сумма начисленной амортизации, руб. Остаточная стоимость ОС, руб.
1 января 72 000 30 000 42 000
1 февраля 72 000 31 200 40 800
1 марта 72 000 32 400 39 600
1 апреля 72 000 33 600 38 400
1 мая 72 000 34 800 37 200
31 мая 72 000 36 000 36 000

Для проведения модернизации организация "Альфа" привлекла стороннюю организацию "Бета" (подрядчика). Сумма расходов на оплату услуг организации "Бета" - 6000 руб. (без НДС). Срок полезного использования основного средства не изменился. Организация "Альфа" уплачивает авансовые платежи по налогу на имущество организаций.
Рассчитаем базу для исчисления суммы авансового платежа организации "Альфа" за полугодие.

Решение

В бухгалтерском учете организация "Альфа" модернизацию основного средства и увеличение его первоначальной стоимости отразит следующим образом.

Содержание операций Дебет Кредит Сумма, руб. Первичный документ
31 мая
Отражены затраты на модернизацию объекта ОС 08 60 6000 Акт о приемке выполненных работ
Увеличена первоначальная стоимость объекта ОС на сумму затрат на модернизацию 01 08 6000 Акт о приемке-сдаче основных средств, Инвентарная карточка учета объекта основных средств
Ежемесячно на последнее число месяца начиная с 30 июня
Начислена амортизация 44 02 1400 Бухгалтерская справка-расчет

После проведения модернизации сводные данные о первоначальной стоимости основного средства, сумме начисленной амортизации и остаточной стоимости основного средства следующие.

По состоянию на: Первоначальная стоимость ОС, руб. Сумма начисленной амортизации, руб. Остаточная стоимость ОС, руб.
1 января 72 000 30 000 42 000
1 февраля 72 000 31 200 40 800
1 марта 72 000 32 400 39 600
1 апреля 72 000 33 600 38 400
1 мая 72 000 34 800 37 200
1 июня 78 000 (72 000 + 6000) 36 000 42 000 (78 000 - 36 000)
1 июля 78 000 37 400 (36 000 + 1400) 40 600 (78 000 - 37 400)

База для исчисления авансового платежа (средняя стоимость имущества) организации "Альфа" за полугодие составит (п. 1 ст. 374, п. 1 ст. 375, п. 4 ст. 376, п. 2 ст. 379 НК РФ):
СрСт = (42 000 руб. + 40 800 руб. + 39 600 руб. + 38 400 руб. + 37 200 руб. + 42 000 руб. + 40 600 руб.) / (6 + 1) = 40 086 руб.

e056990f12f59f3196f67daa034f.jpg

Изменения по налогу на имущество для юридических лиц в 2020 году

Изменения в налоге на имущество с 2020 года внес Федеральный закон от 29.09.2019 №325-ФЗ и Федеральный закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ. Начнем с позитивного изменения в налоге на имущество ООО в 2020 году.

Изменение №1

Бухгалтерам больше не придется сдавать авансовые расчеты по налогу на имущество организаций в 2020 году. С 1 января 2020 эту отчетность отменили.

В налоговую понадобится представлять только годовую декларацию. ФНС уже разрабатывает новую форму. В ней появятся строки для авансовых платежей. Перечислять их в бюджет будете по старым правилам.

Но не стоит расслабляться – декларацию по налогу на имущество 2020 года обновили. Организации, которые отчитываются по налогу на имущество после 1 января, должны составлять декларации по новой форме. ФНС утвердила новый бланк, порядок его заполнения и электронный формат (приказ от 14.08.2019 № СА-7-21/405). Новую декларацию сдавайте с отчетности за 2019 год.

Бланк декларации по налогу на имущество изменили незначительно. В верхней части титульного листа и остальных разделов поменяли штрихкоды. В разделе 1 добавили новые строки для исчисленного налога к уплате и авансовых платежей за I квартал, полугодие и 9 месяцев (строки 021-027). В разделах 2 и 3, где считают годовой налог по недвижимости со среднегодовой и кадастровой стоимостью, авансовые платежи больше отражать не надо.

В разделе 2.1 добавили новые коды для водных и воздушных судов.

Изменение №2

А теперь к изменениям в НК РФ по налогу на имущество 2020 года, которые не сильно обрадуют бухгалтеров.

Чиновники расширили перечень объектов недвижимости, которые облагают налогом по кадастровой стоимости. С 2020 года по всем объектам, которые облагаются налогом на имущество физических лиц, нужно делать расчет налога на имущество по кадастровой стоимости.

В НК появилось условие, что налоговой базой по налогу на имущество в 2020 году является кадастровая стоимость для иных объектов недвижимости, признаваемые объектами налогообложения в соответствии с главой 32 Налогового кодекса, не предусмотренные в подпунктах 1 - 3 пункта 1 статьи 378.2 НК.

Формулировка размытая, поэтому мы обратились в ФНС за комментарием. Оказывается, иные объекты недвижимости – это жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства и т.д.

Однако компании в 2020 году будут делать оплату налога на имущество по таким объектам по кадастровой стоимости, если регионы предусмотрели эти виды объектов в своих законах. Если же закон субъекта будет принят, но какого-либо из видов объектов не будет прописано в законе, то такие объекты облагаться налогом по кадастру не будут.

Если же какой-либо вид объектов из главы 32 будет указан в региональном законе, но по нему не определена кадастровая стоимость, то налоговую базу по налогу на имущество организации по этим объектам будут считать по среднегодовой стоимости. Конечно при условии, что они являются объектами налогообложения в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 374 НК РФ в новой редакции.

Помимо этого право собственности на недвижимость перестало быть условием для уплаты налога по кадастровой стоимости. То есть организации, которые распоряжаются недвижимостью по праву оперативного управления или получили недвижимость по концессионному соглашению, должны платить налог по кадастровой стоимости.

Таблица изменений по налогу на имущество в 2020 году

С какой даты действует, основание

Расширили состав объектов недвижимости, которые облагают налогом по кадастровой стоимости

По всем объектам, которые облагаются налогом на имущество физических лиц, нужно платить налог на имущество организаций по кадастровой стоимости.

С 1 января 2020 г.

подп. "а" п. 70 ст. 2 Закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ

Право собственности на недвижимость перестало быть условием для уплаты налога по кадастровой стоимости

Организации, которые распоряжаются недвижимостью по праву оперативного управления или получили недвижимость по концессионному соглашению, должны платить налог по кадастровой стоимости.

С 1 января 2020 г.

подп. "а" п. 69 ст. 2 Закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ

Составлять и сдавать расчеты авансовых платежей больше не требуется

Организации не должны сдавать расчеты авансовых платежей по налогу на имущество. Последний раз расчеты сдают за девять месяцев или III квартал 2019 года. Начиная с отчетности за 2019 год организации должны сдавать только налоговые декларации.

С 1 января 2020 г.

п. 20 ст. 1 Закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ

Декларацию за 2019 год нужно сдавать на новых бланках

Организации, которые отчитываются по налогу на имущество после 1 января 2020 года, должны составлять декларации по новой форме.

С 1 января 2020 г.

Приказ ФНС от 14.08.2019 № СА-7-21/405

Налоговую декларацию можно сдавать централизованно

Узаконили централизованный порядок подачи налоговой отчетности. При определенных условиях организации вправе представлять единые декларации в ИФНС по своему выбору.

С отчетности за 2019 год

п. 20 ст. 1 Закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ

С какого имущество надо платить налог

Российские организации платят налог на имущество:

с жилых домов и жилых помещений, не учтенных в составе основных средств;

с недвижимого имущества, которое получили по концессионному соглашению и учли за балансом.

Налог платите независимо от того, используете такое имущество в деятельности организации или нет (письмо Минфина от 17.12.2015 № 03-05-05-01/74010). С 2020 года платите налог на имущество с недвижимости независимо от того, учитываете ли ее в составе основных средств. Кроме того, Налоговый кодекс теперь требует от организаций платить налог с кадастровой стоимости со всех объектов, которые подпадают под налог на имущество физлиц. Это касается и упрощенцев, ведь они освобождены только от налога со среднегодовой стоимости имущества (п. 2 ст. 346.11 НК).

По каким объектам налог не платят

Налог не платите с имущества, которое:

не является объектом налогообложения;

попадает под льготу в виде освобождения.

В первую группу попадают активы из пункта 4 статьи 374 НК:

земельные участки, водные объекты и природные ресурсы;

основные средства, предназначенные для обеспечения безопасности и обороны, числящиеся на балансах силовых структур, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба;

объекты культурного наследия федерального значения;

ядерные установки, которые используются в научных целях, а также хранилища ядерных материалов, радиоактивных веществ и отходов;

Читайте также: