Взыскание с бюджетного учреждения государственной пошлины

Обновлено: 06.05.2024

Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Комментарий к ст. 104 АПК РФ

1. Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины регулируются ст. 333.40 НК. В соответствии с данной статьей государственная пошлина может быть возвращена из соответствующего бюджета, в который она была уплачена, полностью или частично. Основаниями для возврата государственной пошлины являются обстоятельства, перечисленные в п. 1 ст. 333.40 НК:

1) уплата государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено НК;

2) возвращение заявления, жалобы или иного обращения или отказа в их принятии судами;

3) прекращение производства по делу или оставление заявления без рассмотрения. Уплаченная государственная пошлина подлежит возврату в случае прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения по основаниям, предусмотренным ст. ст. 148 и 150 АПК. Вместе с тем при прекращении производства по делу в связи с отказом истца (заявителя) от иска (заявления) следует учитывать, что государственная пошлина не возвращается, если установлено, что отказ связан с добровольным удовлетворением ответчиком (заинтересованным лицом) заявленных требований после подачи искового заявления (заявления) в арбитражный суд (абз. 3 подп. 3 п. 1 ст. 333.40 НК);

4) при заключении мирового соглашения (соглашения о примирении), отказе истца (административного истца) от иска (административного иска), признании ответчиком (административным ответчиком) иска (административного иска), в том числе по результатам проведения примирительных процедур, до принятия решения судом первой инстанции возврату истцу (административному истцу) подлежит 70% суммы уплаченной им государственной пошлины, на стадии рассмотрения дела судом апелляционной инстанции - 50%, на стадии рассмотрения дела судом кассационной инстанции, пересмотра судебных актов в порядке надзора - 30% (подп. 3 п. 1 ст. 333.40 НК);

5) отказ лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие.

При уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается в порядке, предусмотренном ст. 333.40 НК. В указанном случае надо иметь в виду, что государственная пошлина возвращается лишь тогда, когда уменьшение размера исковых требований принято арбитражным судом (ч. ч. 2, 5 ст. 49 АПК). На возвращение государственной пошлины истцу может быть указано как в определении, так и в решении и постановлении арбитражного суда .

Пункт 10 Постановления Пленума ВАС РФ N 46.

2. Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины подается плательщиком государственной пошлины в арбитражный суд. Поскольку государственная пошлина может быть уплачена через представителя, заявление о ее возврате может быть подано как представителем, так и представляемым (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 29.05.2007 N 118 "Об уплате государственной пошлины российскими и иностранными лицами через представителей").

Документами, подтверждающими обстоятельства возврата государственной пошлины при поступлении заявления или жалобы в арбитражный суд, являются судебные акты арбитражного суда (решения, постановления, определения) и квитанция банка установленной формы. Наличия справки суда об обстоятельствах, являющихся основанием для возврата государственной пошлины из бюджета, не требуется.

К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины прилагаются подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, - копии указанных платежных документов.

Вопрос о возврате государственной пошлины разрешается арбитражным судом в соответствующем судебном акте (решении, определении, постановлении). В то же время плательщику государственной пошлины, отказавшемуся после уплаты государственной пошлины от подачи искового заявления, иного заявления, жалобы, арбитражный суд выдает по его просьбе справку о том, что исковое заявление, иное заявление, жалоба в суд не поступали. В этом случае определение о возврате государственной пошлины не выносится.

Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится в порядке, установленном гл. 12 НК, в течение одного месяца со дня подачи указанного заявления о возврате.

3. В соответствии с НК плательщик государственной пошлины имеет право на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия. Например, если государственная пошлина не возвращена, ее сумма засчитывается в счет уплаты государственной пошлины при повторном предъявлении иска, если не истек трехгодичный срок со дня вынесения предыдущего решения и к повторному иску приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины.

Зачет производится по заявлению плательщика, предъявленному в уполномоченный орган (в нашем случае - при обращении в арбитражный суд), в который он обращался за совершением юридически значимого действия. Заявление о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня принятия соответствующего решения суда о возврате государственной пошлины из бюджета или со дня уплаты этой суммы в бюджет. К заявлению о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины прилагаются решения, определения и справки судов, органов и (или) должностных лиц, осуществляющих действия, за которые уплачивается государственная пошлина, об обстоятельствах, являющихся основанием для полного возврата государственной пошлины, а также платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины (ч. 6 ст. 333.40 НК). Зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм государственной пошлины производится в порядке, установленном гл. 12 НК.

Под ред. В.В. Яркова "КОММЕНТАРИЙ К АРБИТРАЖНОМУ ПРОЦЕССУАЛЬНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (ПОСТАТЕЙНЫЙ)"

АБСАЛЯМОВ А.В., АБУШЕНКО Д.Б., БЕССОНОВА А.И., БУРАЧЕВСКИЙ Д.В., ГРЕБЕНЦОВ А.М., ДЕГТЯРЕВ С.Л., ДОЛГАНИЧЕВ В.В., ЗАГАЙНОВА С.К., КУЗНЕЦОВ Е.Н., ЛАЗАРЕВ С.В., ПЛЕШАНОВ А.Г., РАЗДЬКОНОВ Е.С., РЕНЦ И.Г., РЕШЕТНИКОВА И.В., СКУРАТОВСКИЙ М.Л., СОЛОМЕИНА Е.А., СПИЦИН И.Н., ТАРАСОВ И.Н., ТИМОФЕЕВ Ю.А., ХАЗАНОВ С.Д., ХАЛАТОВ С.А., ЧУДИНОВСКАЯ Н.А., ЯРКОВ В.В., 2020. Издательство "СТАТУТ"

Судебная практика по статье 104 АПК РФ:

Согласно статьям 102, 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания и порядок уплаты, возврата или зачета государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

На основании статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. В соответствии со статьей 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпунктом 2 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина в сумме 3000 рублей уплаченная по платежному поручению от 10.02.2017 № 469, подлежит возврату предприятию из федерального бюджета.

Как взыскать задолженность с бюджетной организации?

О чем статья? Особенности взыскания задолженности с бюджетной организации.

Кому и чем будет полезна? Всем, кто столкнулся с проблемами взыскания задолженностей с бюджетной организации.

Ведь к судебным приставам не обращаются с подобными исполнительными листами, а на сознательность должника надеяться, конечно же, не приходится.

Мы расскажем о том, как без лишних бюрократических проволочек вернуть свои деньги.

В чем особенности взыскания долга с бюджетной организации?

Работа с бюджетными организациями имеет свою специфику.

Так как судебные приступы права взыскивать деньги с бюджетных учреждений не имеют, то, собственно, этим занимаются другие государственные органы – органы казначейства. Взыскание долга с бюджетной организации от работы обычных приставов отличается жесткой регламентацией, строго определенными сроками.

Могут ли вас привлечь к субсидиарной ответственности?

Пройдите тест из 10 вопросов, чтобы узнать о своей ситуации. По итогам теста вы узнаете в какой группе риска вы находитесь (критическая, высокая, невысокая), и в соответствии с ней получите рекомендации по мерам защиты от субсидиарной ответственности

law

№1 Как давно у контрагента возникла задолженность перед Вами?

От 1-го до 3-х месяцев От 3-х до 6-ти месяцев От 6-ти месяцев до 1-го года От 1-го года до 3-х лет Задолженность старше 3-х лет

№2 Подтверждается ли имеющаяся задолженность документально (договора, акты и т.п.)?

Да, подтверждается, все документы в соответствующем виде имеются Нет, подтверждающих документов нет, задолженность возникла на основании неформальных договоренностей. Должник признает задолженность и готов её формализовать Нет, подтверждающих документов нет, задолженность возникла на основании неформальных договоренностей. Должник не признает задолженность Да, имеется только договор между сторонами, формально задолженность контрагентом не признана

№3 Обращались ли вы к Должнику с требованием о погашении задолженности?

Да, контрагент обещает оплатить, но так и не платит Да, но контрагент отрицает наличие задолженности или не реагирует на обращения Нет

№4 Направляли ли Вы официальную письменную претензию в адрес Должника?

Да, официальная претензия направлена заказным письмом, подтверждающие документы в наличии Да, но подтверждение отправления утрачено Нет, не отправляли

№5 Предоставлялось ли Должником обеспечение исполнения обязательств?

Нет, не предоставлялось Предоставлялось поручительство Залог имущества Независимая гарантия Иная форма обеспечения

№6 Обращались ли Вы в суд с исковым заявлением к Должнику?

Да, обращались, вынесено решение суда в нашу пользу Да, исковое заявление на рассмотрении Нет, но исковое заявление будет подано в ближайшее время Нет, исковое заявление не готово, планируем проконсультироваться со специалистами

№7 Процедуру взыскания задолженности с контрагента с Вашей стороны ведут:

Юристы компании Привлеченные юристы Привлеченные юристы во взаимодействии с юристами компании Мы проводим процедуру своими силами без привлечения сторонних специалистов

№8 Возбуждалось ли исполнительное производство в отношении контрагента по Вашему требованию?

Да, но выявить имущество не удалось Да, но процедура идёт медленно Да, но Должник активно противодействует процедуре, в связи с чем производство не результативно Да, но ввиду отсутствия опыта взаимодействия с судебными приставами, исполнительное производство не привело к результатам Нет, не возбуждалось

№9 Возбуждено ли в отношении Вашего Должника дело о банкротстве?

Да, наши требования включены в реестр требований кредиторов, но арбитражный управляющий и Должник противодействуют -взысканию Да, но у Должника отсутствуют активы, за счет которых может быть погашена задолженность Да, но процедура ещё не введена Нет, но мы планируем обратиться с соответствующим заявлением Нет, не возбуждено Да, производство возбуждено по нашему заявлению

№10 Ведет ли Должник деятельность на текущий момент, в том числе через аффилированные компании?

Да, деятельность ведется в обычном режиме Да, но деятельность прекращается Нет, деятельность прекращена Мы не обладаем данной информацией

№11 Вам известны контролирующие лица Должника, конечные собственники бизнеса, а также имущественное состояние этих лиц?

Да, известны. Они обладают значительным имуществом Да, известны, но они не обладают каким-либо имуществом Да, известны, но они напрямую не владеют своим имуществом Нет, неизвестны

Оставьте свой email, чтобы получить видео "32 стратегии взыскания задолженности" и подробный план, как вести себя с должником, чтобы вернуть свои деньги.

Однако в данном случае на должника воздействовать не так просто, потому что арестовать имущество нельзя, да и к субсидиарной ответственности собственника бюджетного учреждения невозможно привлечь. Именно поэтому может показаться сложным взыскание долга с бюджетной организации, но на самом деле 90% взыскателей свои деньги получают обратно.

Что делать после получения исполнительного листа?

Для начала необходимо разобраться, кто будет исполнителем. В данном случае это будет либо казна (Минфин РФ, при подаче иска о возмещении вреда), либо казначейство, если спор возник относительно неисполнения обязательств по контракту. Чаще всего, случается именно вторая ситуация, и вот, что нужно делать в таком случае:

Шаг первый

Шаг второй

Пишем заявление с указанием реквизитов, для того чтобы казначейство смогло перевести долг. В обязательном порядке к заявлению прикладываем исполнительный лист (оригинал), а также копию решения с отметкой о вступлении в силу и гербовой печатью. При подписании заявления представителем необходима доверенность.

Шаг третий

Далее, пакет документов отправляем в казначейство (лично, либо воспользоваться услугами курьера). Почтой России также допускается пересылка документов, только нужно обязательно сделать опись вложения.

Шаг четвертый

Казначейство в течение 5 рабочих дней должно уведомить должника о поступлении исполнительного документа. Далее, у должника в распоряжении 30 рабочих дней для подготовки платежного поручения о возврате долга. Поручение, при наличии денег у должника, должно быть отправлено в казначейство. Долг также может быть возвращен частично, если денег нет.

Хорошо, а что же делать Вам в это время? Итак, между казначейством и должником весь обмен документами осуществляется без Вашего участия. Можно пассивно ожидать поступления денег, либо взять ситуацию под свой контроль. Должника можно уведомить о том, что Вы направили в казначейство исполнительный лист, потом запросить у казначейства, был ли проинформирован должник о поступлении исполнительного листа. Кроме того, можно узнать у казначейства реакцию должника – готов ли он погасить задолженность, и в какой части.

Шаг пятый

Бюджетной организации дается три месяца, чтобы погасить задолженность, казначейство ждет именно это время со дня обращения к нему. Должник за это время может и должен запросить финансирование для расчета с Вами. У должника и казначейства на данном этапе целесообразно запросить информацию о мерах, предпринятых для возвращения Вам денег.

В случае если должник не сможет оплатить долг в течение трех месяцев, Вы должны получить уведомление об этом в течение 10 дней с момента истечения трехмесячного срока.

Шаг шестой

В случае если долг Вам не вернули, Вы имеете право забрать из казначейства все документы и обратиться к судебным приставам. Взыскивать деньги они будут в обычном порядке. Правда, особо не стоит надеяться на них – судебные приставы исполняют всего 14% принятых судами решений. Так, все вопросы, которые связаны с возвратом долга, лучшего всего решить, пока этим занимается казначейство (согласно практике, это – наиболее эффективный исполнитель).

Как взыскать задолженность с бюджетной организации?

Также рекомендую прочитать эту статью

Взыскание дебиторской задолженности

О чем статья? О возможностях взыскания дебиторской задолженности. Кому и чем будет полезна? Кредиторам, которые столкнулись (или могут столкнуться) с

Рычаги воздействия на бюджетное учреждение

Каким образом еще можно повлиять на ситуацию?

Для начала, конечно же, следить за действиями казначейства и должника, т.е. писать письма, направлять запросы.

Даже если у должника есть деньги, но он игнорирует сроки и отказывается возвращать долг, казначейство имеет право приостановить операции по счетам должника, по тот не перестанет нарушать закон. Вам только остается следить за сроками и своевременно попросить казначейство приостановить работу счетов должника.

Если казначейство не делает этого, Вы имеете право обжаловать в суде его неправомерные действия. Но, так можно поступить, только если Вы чувствуете бездействие казначейства или должника.

В прокуратуру тоже можно подавать подобные жалобы. Также можно обжаловать действия конкретного сотрудника, работающего с Вашей проблемой по взысканию долга с бюджетной организацией.

Ускорить возврат долга можно и альтернативным способом: обратиться в суд за денежной компенсацией за длительное неисполнение решения суда за каждый день такого неисполнения, требовать взыскать проценты на неправомерное пользование чужими денежными средствами, подать иск об индексации присужденных сумм долга.

Такая процедура, как взыскание долга с бюджетной организации не так уж и сложна, как может показаться на первый взгляд. Главное – это методично добиваться своего и не пускать ситуацию на самотек.

Получите помощь по вопросам взыскания долгов с бюджетных организаций у экспертов. Обращайтесь со своими вопросами в Facebook

В хозяйственной деятельности организации могут возникать случаи, когда стороны не могут прийти к соглашению, и, соответственно, становятся участниками судебных разбирательств.

Свою правоту компания может отстаивать в суде как в спорах с контрагентами, так и в спорах с налоговыми органами, и даже с собственными сотрудниками.

Довольно часто затраты на услуги адвокатов и нотариусов, экспертов и специалистов и т.д. и т.п. составляют значительные суммы.

В соответствии с п.1 ст.110 АПК РФ, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с проигравшей стороны.

В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

Для целей налога на прибыль, в соответствии с пп.10 п.1 ст.265 НК РФ, такие затраты могут быть учтены в составе внереализационных расходов.

Компании применяющие УСНО доходы минус расходы, могут учесть такие затраты в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу согласно пп.31 п.1 ст.346.16 НК РФ.

В нашей статье мы рассмотрим положения действующего законодательства, регламентирующего порядок возмещения судебных расходов, а так же порядок признания таких расходов для целей налогового учета.

Какие расходы относятся к судебным

В соответствии с положениями ст.101 АПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Размеры и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются положениями главы 25.3 НК РФ.

Согласно ст.333.16 НК РФ, государственная пошлина это сбор, взимаемый с юридических и физических лиц при обращении в государственные органы, уполномоченные в соответствии с законодательством РФ:

  • за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий.

Так, согласно ст.333.21 НК РФ, по делам, связанным с имущественными спорами*, рассматриваемым в арбитражных судах, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:

  • до 100 000 рублей - 4 процента цены иска, но не менее 2 000 рублей;
  • от 100 001 рубля до 200 000 рублей - 4 000 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 100 000 рублей;
  • от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей - 7 000 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 200 000 рублей;
  • от 1 000 001 рубля до 2 000 000 рублей - 23 000 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 1 000 000 рублей;
  • свыше 2 000 000 рублей - 33 000 рублей плюс 0,5 процента суммы, превышающей 2 000 000 рублей, но не более 200 000 рублей;

На основании ст.106 АПК РФ, к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся:

  • денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, специалистам, свидетелям, переводчикам,
  • расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте,
  • расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей),
  • расходы юридического лица на уведомление о корпоративном споре в случае, если федеральным законом предусмотрена обязанность такого уведомления,
  • другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
  • расходы органов дознания, следствия и суда, понесенные при производстве по делу, непосредственно связанные с собиранием и исследованием доказательств виновности подсудимого и предусмотренные УПК РФ.
  • возмещение стоимости вещей, подвергшихся порче или уничтожению при производстве следственных экспериментов или экспертиз;
  • затраты на возмещение расходов лицам, предъявляемым на опознание (кроме обвиняемых),
  • и т.п.

Согласно ст.107 АПК РФ, экспертам, специалистам, свидетелям и переводчикам возмещаются понесенные ими в связи с явкой в арбитражный суд расходы:

  • на проезд,
  • на наем жилого помещения,
  • связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные).

Специалисты получают вознаграждение за работу, выполненную ими по поручению арбитражного суда, если они не являются советниками аппарата специализированного арбитражного суда.

Размер вознаграждения эксперту определяется судом по согласованию с лицами, участвующими в деле, и по соглашению с экспертом.

Переводчик получает вознаграждение за работу, выполненную им по поручению арбитражного суда.

Размер вознаграждения переводчику определяется судом по соглашению с переводчиком.

За работающими гражданами, вызываемыми в арбитражный суд в качестве свидетелей, сохраняется средний заработок по месту их работы за время отсутствия в связи с явкой их в суд.

Свидетели, не состоящие в трудовых отношениях, за отвлечение их от обычных занятий получают компенсацию с учетом фактически затраченного времени, исходя из установленного федеральным законом МРОТ.

В соответствии со ст.108 АПК РФ, деньги, подлежащие выплате экспертам и свидетелям, вносятся на депозитный счет арбитражного суда лицом, заявившим соответствующее ходатайство.

Если указанное ходатайство заявлено обеими сторонами, требуемые денежные суммы вносятся сторонами в равных частях.

Денежные суммы, причитающиеся экспертам, специалистам, свидетелям и переводчикам, выплачиваются по выполнении ими своих обязанностей.

Денежные суммы, причитающиеся экспертам и свидетелям, выплачиваются с депозитного счета арбитражного суда.

Если назначение экспертизы, вызов свидетеля осуществлены по инициативе арбитражного суда, то (п.3 ст.109 АПК РФ):

  • оплата услуг переводчика, специалиста, привлеченных арбитражным судом к участию в процессе,
  • выплата им суточных и возмещение понесенных ими расходов в связи с явкой в суд,
  • выплата денежных сумм экспертам, свидетелям,

Как уже упоминалось выше, положениями ст.110 АПК РФ предусмотрено возмещение судебных расходов лицу, в пользу которого принят судебный акт, за счет проигравшей стороны.

Если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

Необходимо учитывать, что согласно п.2 ст.110 АПК РФ, расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.

Как указал Конституционный Суд РФ в своем Определении от 21.12.2004г. №454-О:

«Обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя, и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

Именно поэтому в части 2 статьи 110 АПК Российской Федерации речь идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле.

В п.3 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.12.2007г. №121

«Лицо, требующее возмещения расходов на оплату услуг представителя, доказывает их размер и факт выплаты, другая сторона вправе доказывать их чрезмерность.

При этом, Президиум ВАС РФ в своем в Постановлении от 24.07.2012г. №2598/12 пришел к выводу, что равенство суммы расходов на защиту интересов общества сумме защищаемого имущественного интереса, либо превышение ее не свидетельствует о неразумности или чрезмерности таких расходов, поскольку сумма имущественного интереса не является фактором, который сам по себе указывает на разумность или чрезмерность понесенных расходов по его защите.

Согласно п.3 ст.110 АПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой в установленном НК РФ порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.

При соглашении лиц, участвующих в деле, о распределении судебных расходов арбитражный суд относит на них судебные расходы в соответствии с этим соглашением.

Неоплаченные или не полностью оплаченные расходы на проведение экспертизы подлежат взысканию в пользу эксперта или государственного судебно-экспертного учреждения с лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

Обратите внимание:Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, также распределяются по правилам, установленным ст.110 АПК РФ.

Как установлено 111 статьей АПК РФ, если спор возник вследствие нарушения лицом, участвующим в деле претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора, предусмотренного законом или договором, в том числе:

  • нарушения срока представления ответа на претензию,
  • оставления претензии без ответа,

Арбитражный суд вправе отнести все судебные расходы по делу на лицо злоупотребляющее своими процессуальными правами или не выполняющее своих процессуальных обязанностей, если это привело:

  • к срыву судебного заседания,
  • к затягиванию судебного процесса,
  • к воспрепятствованию рассмотрения дела и принятию законного и обоснованного судебного акта.

Согласно ст.112 АПК РФ:

  • вопросы распределения и отнесения судебных расходов на лицо, злоупотребляющее своими процессуальными правами,
  • другие вопросы о судебных расходах,

Если этого не произошло, то заявление по вопросу о судебных расходах, понесенных в связи с рассмотрением дела:

  • в арбитражном суде первой, апелляционной, кассационной инстанций,
  • рассмотрением дела в порядке надзора,

Пропущенный по уважительной причине срок подачи такого заявления может быть восстановлен судом.

Заявление по вопросу о судебных расходах рассматривается по правилам, предусмотренным ст.159 АПК РФ для рассмотрения ходатайства.

По результатам рассмотрения такого заявления выносится определение, которое может быть обжаловано.

Как видно из вышеперечисленных норм, проигравшей стороной возмещаются далеко не все суммы расходов.

В Информационном письме Президиума ВАС РФ от 05.12.2007г. №121 указано, например, что премии представителю, являющемуся сотрудником организации, за счет проигравшей стороны возместить нельзя:

В п.10 того же письма Президиума ВАС №121 сообщается, что наличие собственной юридической службы само по себе не препятствует возмещению судебных расходов на оплату услуг представителей.

При этом, услуги юристов по досудебному урегулированию споров к судебным расходам не относятся, так как не связаны с непосредственным рассмотрением дела в суде, и, соответственно, не подлежат возмещению (Постановление Президиума ВАС РФ от 09.12.2008г. №9131/08).

Сумма оплаты консультаций, не предусмотренных договором о представительстве в суде, не включается в состав судебных расходов (п.8 письма №121).

Так же могут отказать в возмещении расходов на представителя, если его услуги еще не были оплачены полностью, так как возмещению подлежат фактически осуществленные расходы (п.4 письма №121).

При этом, согласно п.5 письма №121, факт оплаты услуг представителя третьим лицом (не являющимся стороной дела) в порядке взаиморасчетов с заявителем, не является основанием для отказа в удовлетворении требования о взыскании расходов на оплату услуг представителя.

Налоговый учет судебных расходов

Согласно пп.10 п.1 ст.265 НК РФ, в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией.

К таким расходам относятся, в частности судебные расходы и арбитражные сборы.

В соответствии с положениями пп.3 п.1 ст.250 НК РФ, для целей налога на прибыль

внереализационными доходами признаются доходы, не указанные в статье 249 НК РФ.

Внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законнуюсилу:

  • штрафов,
  • пеней,
  • иных санкций за нарушение договорных обязательств,
  • а также сумм возмещения убытков или ущерба.

По нашему мнению, сделать это можно в обычном порядке (в периоде их осуществления), т.к. пп.10 п.1 ст.265 НК РФ не содержит нормы о каких либо особых условиях их принятия.

Если вышеуказанная компания выиграла суд и по решению суда ей возмещают ранее понесенные судебные расходы, то такие суммы следует отразить в составе внереализационных доходов – на дату вступления в законную силу решения.

Такой же позиции придерживается Минфин в своем Письме от 06.12.2012г. №03-03-06/4/113:

Если впоследствии суммы судебных расходов так и не будут возвращены, их можно будет списать на убытки в общем порядке.

У проигравшей стороны, которой присудили возместить расходы, такие затраты так же попадают в состав внереализационных расходов – на дату вступления решения суда в законную силу.

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

Екатерина Анненкова, аудитор, аттестованный Минфином РФ, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению ИА "Клерк.Ру"

главная архив новостей Как взыскать госпошлину с ответчика, если он является проигравшей стороной?

Как взыскать госпошлину с ответчика, если он является проигравшей стороной?

Если решение суда принято против нескольких ответчиков, взыскатель должен получить в суде несколько исполнительных документов и предъявить их к исполнению в аналогичном порядке. Порядок распределения судебных расходов между ответчиками приведен в обосновании.

Обоснование: Госпошлина, уплаченная лицом, участвующим в деле и в пользу которого принят судебный акт, взыскивается арбитражным судом с проигравшей стороны. В случае если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

Вопрос о взыскании госпошлины разрешается арбитражным судом соответствующей судебной инстанции в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении (ст. 101, ч. 1 ст. 110, ч. 1 ст. 112 АПК РФ).

Принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа (ч. 2 ст. 318 АПК РФ).

Порядок взыскания госпошлины с проигравшей стороны

Исполнительный лист или судебный приказ, которыми государственная пошлина отнесена на ответчика, взыскатель представляет в территориальное подразделение ФССП России для возбуждения исполнительного производства и взыскания в принудительном порядке (ст. ст. 6, 12 и 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ)).

Вместо этого взыскатель вправе обратиться с ходатайством в суд, принявший решение, о направлении исполнительного документа в территориальное подразделение ФССП России в соответствии с ч. 3 ст. 319 АПК РФ.

Обратите внимание!

Неисполнение кредитной организацией требований, содержащихся в исполнительном документе, является основанием для привлечения ее к административной ответственности в виде штрафа в размере 50% от указанной в исполнительном листе суммы, но не более 1 000 000 руб. (ст. 114 Закона N 229-ФЗ, ч. 2 ст. 17.14 КоАП РФ).

При отсутствии у взыскателя сведений о банковских счетах ответчика он может получить их из открытых источников информации (бланки, справочные площадки, интернет-сайт ответчика и др.) либо обратиться с запросом в налоговый орган. Право взыскателя на получение информации об открытых должнику банковских счетах предусмотрено ч. 8 - 9 ст. 69 Закона N 229-ФЗ.

В запросе о предоставлении данной информации взыскатель должен обозначить цель ее получения (исполнение судебного акта против ответчика) (п. п. 6 - 7Порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов, утвержденного Приказом МНС России от 03.03.2003 N БГ-3-28/96, Письмо ФНС России от 10.04.2014 N СА-4-14/6708@).

К запросу необходимо приложить подлинник или нотариально заверенную копию исполнительного документа. Взыскатель может приложить к запросу заверенную им самим копию исполнительного документа, однако в этом случае налоговому органу потребуется дополнительное время для проведения его проверки. С запросом о представлении сведений о банковских счетах взыскатель вправе обратиться в любой территориальный налоговый орган (Письмо ФНС России от 24.07.2017 N СА-4-9/14444@ "О проведении анализа жалоб налогоплательщиков на отказы в предоставлении налоговыми органами сведений о банковских счетах должников").

Особый порядок для взыскания денежных средств с ответчика законом установлен для случая, когда взыскание должно быть обращено на бюджетные средства. В такой ситуации применяются специальные правила, установленные гл. 24.1 БК РФ (ч. 2 ст. 1 Закона N 229-ФЗ).

В этом случае взыскатель должен оформить заявление по форме, приведенной в Приложении N 3 к Административному регламенту исполнения Федеральным казначейством государственной функции организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений, утвержденному Приказом Минфина России от 22.09.2008 N 99н (п. 2 ст. 242.1 БК РФ).

Указанное заявление со всеми приложениями взыскатель должен представить в Минфин России или иной финансовый орган в зависимости от статуса проигравшей стороны (ст. ст. 242.2 - 242.5 БК РФ).

Порядок взыскания госпошлины при принятии судом решения против нескольких ответчиков (солидарная ответственность)

Иск может быть предъявлен в арбитражный суд совместно к нескольким ответчикам (процессуальное соучастие) (ч. 1 ст. 46 АПК РФ).

В случае когда решение принято против нескольких ответчиков, понесенные истцом судебные расходы на уплату государственной пошлины взыскиваются судом с данных ответчиков как содолжников в долевом обязательстве независимо от требований истца взыскать такие расходы лишь с одного или нескольких из них (п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах").

Также, например, в Постановлении Второго арбитражного апелляционного суда от 25.04.2017 N 02АП-2147/2017 по делу N А31-11583/2016 отмечается, что размер подлежащих взысканию судебных расходов с каждого из соответчиков определяется с учетом приходящейся на такое лицо доли (части) судебных расходов. При взыскании судебных расходов, понесенных при рассмотрении требований неимущественного характера, следует исходить из равенства долей.

В п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" при этом также отмечено, что, если лица, не в пользу которых принят судебный акт, являются солидарными должниками, судебные издержки возмещаются указанными лицами в солидарном порядке (ч. 5 ст. 3 АПК РФ, ст. ст. 323, 1080 ГК РФ).

В этом случае взыскатель должен обратиться в суд с заявлением о выдаче сразу нескольких исполнительных документов по количеству ответчиков согласно ч. 5 - 6 ст. 319 АПК РФ. Исполнительные документы взыскатель направляет в территориальное подразделение ФССП России или в кредитные организации.

Информация предоставлена справочно-правовой системой "КонсультантПлюс".

1 января 2021 г. в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2020 № 374-ФЗ вступают в силу изменения в ст. 333.33 НК РФ, вводятся новые пошлины для заявителей:

  • за госрегистрацию перехода права собственности на объект недвижимости в связи с реорганизацией юрлица в форме преобразования — 1000 руб.;
  • за внесение данных о юрлице в реестр операторов финансовых платформ — в размере 35 000 руб.;
  • за предоставление лицензии на производство этилового спирта для производства фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) — 9,5 млн руб.

В части предоставления льгот по уплате госпошлины введены два новых основания от обязанности по уплате госпошлины:

Порядок и сроки уплаты государственной пошлины

Порядок и сроки уплаты госпошлины регулируются нормами, установленными статьей 333.18 НК РФ, а также рядом других статей.

Государственная пошлина уплачивается при обращении за совершением юридически значимых действий до подачи заявлений или документов на совершение таких действий либо в случае, если заявления на совершение таких действий поданы в электронной форме, после подачи указанных заявлений, но до принятия их к рассмотрению в соответствии с подпунктом 5.2 пункта 1 статьи 333.18 НК РФ. Исключением являются случаи, перечисленные в пп. 1 — 5.1, 5.3 п. 1 ст. 333.18 НК РФ.

Государственная пошлина уплачивается за совершение государственными органами юридически значимых действий в отношении гражданина или организации, которые за их совершением обратились.

Глава 25.3 НК РФ содержит перечень этих действий, а также регулирует порядок взыскания и уплаты государственной пошлины.

В соответствии со ст. 333.17 НК РФ плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица, то есть бюджетные и казенные учреждения так же признаются плательщиками госпошлины на общих основаниях. Госпошлина ими уплачивается, например, при совершении следующих юридически значимых действий:

  • совершение нотариальных действий;
  • госрегистрация изменений, вносимых в учредительные документы;
  • постановка транспортных средств на учет в ГИБДД;
  • предоставление (переоформление или продление) лицензий;
  • разрешение дел в судах различных инстанций.

Госпошлина взимается с учреждений при их выступлении ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, когда решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты сбора исходя из п.2 ст. 333.17 НК РФ.

Государственная пошлина уплачивается в наличной или безналичной форме по месту совершения юридически значимого действия. Документами, подтверждающими уплату, являются:

  • квитанция — если пошлина уплачена наличными; выдается банком, либо должностным лицом или кассой госоргана, через который вносилась оплата;
  • платежное поручение с отметкой банка — если пошлина уплачена в безналичной форме.

Иностранные организации, иностранные граждане и лица без гражданства уплачивают государственную пошлину в общем порядке.

Следует отметить, в конце 2020 г. в третьем чтении Госдумой были приняты поправки в Налоговый кодекс РФ, продлевающие до 1 января 2023 г. скидку в размере 30 % при уплате гражданами пошлин через портал Госуслуг. Ранее скидка действовала до 1 января 2021 г.

Льготы по уплате государственной пошлины

НК РФ установлены льготы по уплате госпошлины. Список льгот определен статьями 333.35-333.39 НК РФ, установлены они в соответствии с категорией плательщиков и вида совершаемых юридически значимых действий.

КВР и статьи КОСГУ

Отражение безналичных расчетов

В соответствии с Инструкцией № 162н п.104, 111 операции по начислению и уплате госпошлины с лицевого счета казенного учреждения производятся следующими бухгалтерскими записями:

Содержание операции Дебет Кредит
Начислена госпошлина 1 401 20 291
1 109×0 291
1 106 хх ххх
1 303 05 731
Перечислена государственная пошлина в доход бюджета 1 303 05 831 1 304 05 291

Уплата через подотчетное лицо

Данные расчеты по уплате госпошлины через подотчетно лицо отражаются в бюджетном учете следующими проводками:

Содержание операции Дебет Кредит
Выданы (перечислены) подотчетные суммы на уплату госпошлины
из кассы учреждения 1 208 91 567 1 201 34 610
Забалансовый счет 18
на расчетную (дебетовую) карту учреждения 1 210 03 567
Забалансовый счет 17
1 304 05 291
1 208 91 567 1 210 03 667
Забалансовый счет 18
Приняты к учету расходы по уплате госпошлины (на основании утвержденного руководителем авансового отчета) 1 401 20 291 1 208 91 667
Внесен неиспользованный остаток подотчетной суммы:
в кассу учреждения 1 201 34 510
Забалансовый счет 17
1 208 91 667
на расчетную (дебетовую) карту учреждения с последующим зачислением на лицевой счет учреждения 1 201 23 510 Забалансовый счет 17
1 208 91 667
1 304 05 291 1 201 23 610
Забалансовый счет 18

В рамках исполнения судебного акта

Данные операции по возмещению судебных издержек истцу (в части уплаченной им госпошлины) в учете отражаются следующими записями:

Содержание операции Дебет Кредит
Отражены расходы по возмещению судебных издержек истцу (в части уплаченной им госпошлины):
физическому лицу 1 401 20 296 1 302 96 737
юридическому лицу 1 401 20 297 1 302 97 734
Перечислено возмещение истцу:
физическому лицу 1 302 96 837 1 304 05 296
юридическому лицу 1 302 97 834 1 304 05 297
Забалансовый счет 18

Возмещение госпошлины, уплаченной при обращении в суд

Отражение в учете операций по поступлению возмещения в доход бюджета зависит от того, переданы казенному учреждению полномочия администратора доходов бюджета или нет. Отражение по проводкам будет следующее:

Содержание операции Дебет Кредит
Отражена задолженность ответчика по возмещению судебных издержек учреждению-истцу (в части уплаченной им госпошлины) 1 209 34 56х 1 401 10 134
Отражено поступление в доход бюджета суммы возвращенной госпошлины:
в учете администратора доходов бюджета 1 210 02 134 1 209 34 66х
в учете казенного учреждения, наделенного отдельными полномочиями по начислению и учету платежей в бюджет 1 304 04 134
1 303 05 831
1 303 05 731
1 209 34 66х

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Читайте также: