Впервые в отечественной литературе термин налог был употреблен

Обновлено: 24.04.2024

Обязанность платить законно установленные налоги и сборы является одной из важнейших обязанностей гражданина Российской Федерации. Значимость этой обязанности подчеркивается внесением положения в Основной Закон государства (ст. 57 Конституции РФ).

  • в материальном смысле;
  • как экономическую категорию;
  • в правовом смысле.

В материальном смысле налог — это сумма денег (или финансовых ресурсов), подлежащая передаче налогоплательщиком государству в установленных размерах, в обусловленные сроки и в определенном порядке.

Как экономическая категория — это имущественное отношение, опосредующее одностороннее движение стоимости от плательщика к государству в установленных размерах, в обусловленные сроки и определенном порядке.

В правовом смысле — это государственное установление, порождающее обязательство лица по передаче государству суммы денег в определенных размерах, в обусловленные сроки и в предписанном порядке.

Материальным признаком налога выступает то, что он выражает собой определенную сумму денег (при денежной форме налога) либо определенное количество вещей, определяемых родовыми признаками (при натуральных налогах), которые налогоплательщик обязан отдать государству.

Юридические признаки налога:

  1. налог устанавливается только государством в лице уполномоченного на то органа и в надлежащей правовой форме (признак законности установления налога);
  2. налог может существовать только в правовой форме;
  3. налог является односторонним установлением государства;
  4. установление налога порождает финансовое обязательство налогоплательщика, исполнение которого обеспечивается принудительной силой государства и мерами юридической ответственности;
  5. осуществляемое посредством уплаты налога изъятие денег носит правомерный характер;
  6. установление налога порождает стабильное финансовое правоотношение.

К экономическим признакам налога можно отнести следующие:

  1. налог является доходом государства;
  2. безвозвратность;
  3. безэквивалентность;
  4. стабильный характер налоговых отношений;
  5. наличие объекта обложения;
  6. определенность субъекта налога;
  7. определенность размера налога;
  8. фиксированность срока уплаты;
  9. смена формы собственности при уплате налога.

Из числа доктринальных определений интерес представляет определение, предложенное в свое время С.Д. Цыпкиным. Он определял налоги как установленные государством обязательные индивидуально-безвозмездные денежные платежи, которые вносятся в бюджет при наличии соответствующих материальных предпосылок по заранее предусмотренным ставкам и в точно определенные сроки. Это одно из самых развернутых определений налога, имеющихся в юридической литературе. Однако в нем не отображен такой характерный признак налога, как его безэквивалентность.

Л.К. Воронова дает следующее определение налога: это платежи, вносимые в бюджет на основании актов уполномоченных государственных органов юридическими лицами и гражданами безвозмездно, в определенных размерах и в установленные сроки, для удовлетворения общегосударственных потребностей. Однако данное определение не отражает таких признаков налога, как обязательность. безвозвратность и безэквивалентность.

К сожалению, данное определение не дало исчерпывающих признаков налога, в результате оно охватывает собой целый ряд других платежей, которые к налогам не относятся (например, платежи в фонды обязательного медицинского страхования).

Данное определение, несмотря на весьма точную характеристику своего предмета, все же несет в себе, на наш взгляд, некоторые неточности.

В-третьих, налог не всегда связан с отчуждением собственности — в случае если налогоплательщиком выступает государственное юридическое лицо, смены формы собственности не происходит. На этом признаке мы еще остановимся ниже.

Но и это определение не лишено, по нашему мнению, некоторых недостатков. Так, оно предусматривает, что налоги зачисляются в бюджет. Однако налоги могут быть доходным источником внебюджетных фондов — адресат налоговых поступлений зависит от налогового устройства конкретной страны. Налоги могут быть не только денежными, но и натуральными. Кроме того, полагаем, что налога — это в целом установление государства, а не какого-либо его конкретного органа.

И устанавливаться, кстати, они могут не только высшими органами государственной власти, но и другими органами (например, представительными органами субъектов федерации применительно к региональным налогам), что вытекает из особенностей налогового устройства той или иной страны. Конечно, можно по-разному относиться к реальной налоговой практике (и во многих случаях она действительно заслуживает критической оценки). Тем не менее, научное определение не может эту практику полностью игнорировать (т.е. быть построенной на чисто умозрительных позициях) и, следовательно, должно носить более универсальный характер.

Наконец, существует легальное определение, содержащееся в Налоговом кодексе Российской Федерации, который был принят Государственной Думой 16 июля 1998 г.

Под сбором понимается установленный налоговым законодательством обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (п. 2 ст. 8 НК РФ).

Определение налога и сбора, данное в Налоговом кодексе, учитывает целый ряд рекомендаций отечественной финансово-правовой науки. В нем очерчены такие признаки налога, как обязательность и безвозмездность платежа. Индивидуально-безвозмездный характер налога содержит две стороны. С одной стороны, нужно признать, что уплата налога не порождает встречной обязанности государства совершить в пользу персонально определенного налогоплательщика конкретные действия в виде помощи или услуги, предоставить ему какие-либо дополнительные субъективные права.

Налог уплачивается гражданином по приказу государства и имеет индивидуально- безвозмездный характер. Однако с социально-политической точки зрения налог уплачивается государству с условием, что оно будет выполнять свои функции в интересах всего общества и каждого налогоплательщика в отдельности. Каждый гражданин отдает государству часть своего имущества в денежной форме, для того чтобы оно обеспечило ему личную безопасность и другие блага, какие не под силу самому гражданину. При этом уплата налога осуществляется гражданином добровольно.

Наконец, НК РФ пытается поставить точку в споре о том, могут ли быть государственные субъекты плательщиками налогов, имея в виду вопрос, обладает ли налог признаком (и свойством) смены формы собственности или нет.

Налоги являются установлением государства и непосредственной причиной их возникновения выступает его волеизъявление. Попутно отметим, что никакой субъект, кроме государства, не может ввести налог. И если даже предположить, что общество посредством некоего опроса, вече, собрания своих уполномоченных, всеобщего голосования и т.п. установит какой-то сбор в свою пользу и в своих интересах, то данный сбор с юридической и экономической точек зрения не будет являться налогом.

Налоговая деятельность государства является одним из направлений его финансовой деятельности и связана с таким направлением последней, как добывание государством денежных средств, необходимых для своего существования и обеспечения своего функционирования. В Российской Федерации установлены следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, налоги субъектов Российской Федерации (региональные налоги) и местные налоги (ст. 12—15 НК РФ), а также специальные налоговые режимы (ст. 18 НК РФ). При этом ответственность по ст. 198 УК РФ или по ст. 199 УК РФ наступает в случае уклонения от уплаты как федеральных налогов и сборов, так и налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов.

Разумеется, государство добывает себе денежные средства не только посредством налогов — имеются еще и другие способы. В соответствии с п. 1 ст. 41 Бюджетного кодекса РФ денежные доходы государства образуются за счет налоговых и неналоговых доходов. Примером неналогового дохода, например, могут служить доходы, получаемые государством от приватизации государственного или муниципального имущества. Тем не менее налоги являются либо основным, либо одним из основных источников финансирования государства.

Между тем от того, как эта деятельность будет осуществляться, зависит само существование государства, что, собственно, и предопределяет необходимость исследования данного направления государственной деятельности.

Налоговая деятельность — это деятельность государства по организации налогообложения и обеспечению его осуществления.

Налоговая деятельность государства включает в себя несколько компонентов и нескольких направлений, а именно:

  • формирование налоговой системы государства путем установления и введения налогов и их взаимного согласования (гармонизации);
  • установление компетенции органов государственной власти в области налогообложения и распределение их полномочий в данной сфере;
  • формирование системы специализированных налоговых органов государства и обеспечение ее надлежащего функционирования;
  • осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства;
  • осуществление сбора налогов как путем их принудительного взимания, так и путем их самостоятельной уплаты налогоплательщиками;
  • принудительное взыскание недоимок и пени, начисленных за просрочку уплаты налогов;
  • поддержание режима соблюдения законности в сфере налогообложения.

В процессе осуществления налоговой деятельности государство выступает в двух качествах:

  1. в роли субъекта политической системы общества, управомоченного устанавливать налоги в односторонне властном порядке и регулировать налоговые отношения посредством издания соответствующих нормативных правовых актов;
  2. в роли субъекта (стороны) конкретного налогового отношения, противостоящего другой стороне этого отношения. В материальных налоговых отношениях в качестве такой стороны выступает налогоплательщик.

Деятельность государства в сфере налогообложения в качестве субъекта политической системы, устанавливающего налоги и регулирующего налоговые отношения, носит в основном нормотворческий характер. Посредством издаваемых законов и иных нормативных правовых актов государство вводит налоги и регулирует возникающие при этом налоговые отношения, определяя права и обязанности их участников. В этом же порядке устанавливается ответственность за нарушение налогового законодательства, которая обычно носит характер ответственности за неполную или несвоевременную уплату налогов.

Как субъект конкретного налогового отношения государство в лице своих специализированных налоговых органов добивается выполнения конкретным налогоплательщиком своих налоговых обязательств перед государством, опираясь при этом на ту правовую базу, которая была уже ранее создана им самим.

Налоговая деятельность государства реализуется через деятельность большого количества органов, каждый из которых имеет свою сферу, определяемую его компетенцией и наличием принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.

По сложившимся в большинстве стран демократической ориентации традициям установление налогов является прерогативой законодательной (представительной) ветви власти, которая делает это путем принятия законов. Удел исполнительной власти — обеспечение сбора налогов, для чего обычно создаются специализированные органы налоговой службы. Судебная власть осуществляет привлечение лиц, нарушающих предписания налогового законодательства, что обычно выражается в неуплате или уклонении от уплаты налогов, к установленной юридической ответственности.

Так, в работе под редакцией А.В. Брызгалина налоговая политика государства определяется как система актов и мероприятий, проводимых государством в области налогов и направленных на реализацию тех или иных задач, стоящих перед обществом.

Данное определение отражает мысль, что государство осуществляет свою налоговую деятельность в интересах общества и, следовательно, налоговая политика государства направлена на реализацию этих интересов.

По мнению В.Г. Панскова, налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов.

Воплощением налоговой политики государства является его налоговая деятельность. В основе налоговой политики государства лежат те или иные идеи, система представлений и взглядов, определенная идеология, которыми руководствуется государство, осуществляя свою налоговую деятельность. Налоговая политика имеет свое содержание и реализуется в установленных правовых формах. Содержание налоговой политики определяется теми задачами и функциями, которые возлагает на себя государство или которые объективно ему присущи. Сами же цели и задачи налоговой политики обычно определяются конкретной экономической и политической конъюнктурой.

В 50–70-е годы XX века в ведущих странах мира проводится стимулирование частного предпринимательства путем применения универсальных налоговых рычагов, в том числе путем предоставления налоговых льгот инвесторам, предприятиям добывающих отраслей, транспорту, авиастроению, при экспорте продукции и услуг, на проведение НИОКР.

В 80-е годы ХХ века получила признание бюджетная концепция А. Лаффера, согласно которой налоговые поступления - это продукт двух факторов: налоговой ставки и налоговой базы.

Во все времена экономистов занимал вопрос: формировать ли бюджет чисто фискальными методами или же стимулировать предпринимательскую деятельность и расширение налоговой базы путем снижения налогов? Какой путь вернее?

Практика показала, что реальное снижение налогов возможно лишь в государстве с прочной экономической базой. Только тогда снижение ставки налогообложения приведет к росту производства, который в дальнейшем компенсирует временное уменьшение налоговых поступлений.

На таком принципе строят свою налоговую политику ведущие страны мира. Суть налоговых реформ, проведенных здесь в 80 - 90-е годы XX века, основывается на совершенствовании систем прямых и косвенных налогов, ускорении накопления капитала и стимулировании деловой активности. Снижаются ставки налога на прибыль корпораций (в США с 46 до 34%, в Великобритании с 45 до 35%, в Японии с 42 до 40%).

Начало 80-х годов почти повсеместно было отмечено либерализацией систем подоходного налога, снижением налоговых ставок с одновременным расширением налогооблагаемой базы и сокращением льгот.

Реформирование систем косвенного налогообложения осуществлялось через уменьшение таможенных пошлин, снижение уровня акцизных сборов, но в то же время происходит рост налога на добавленную стоимость (НДС), который в 70–80-е годы стал заменять налог с оборота.

Одновременно усилен контроль за соблюдением налогового законодательства и ужесточены экономические и юридические санкции к тем, кто его нарушает.

В результате проведенных налоговых реформ наметились две важные тенденции фискального реформирования: одна группа стран (США, Австралия, Япония и другие) сделала акцент на преобразовании прямого налогообложения, в то время как страны - члены ЕЭС основные усилия направили на повышение значения косвенного налогообложения.

2. Развитие налогообложения в России

1. Российская система налогообложения на протяжении времени развивалась и изменялась вместе с изменениями в её политическом устройстве и историческими вехами.

Князь Олег Вещий (умер в 912 году), объединивший в результате походов вокруг Киева земли кривичей, северян, вятичей, тиверцев и других кроме дани, обязал покоренные племена поставлять ему воинов. Размер дани выступал постоянным источником внутригосударственных конфликтов. Так, великий киевский князь Игорь по свидетельству историков был убит в 945 году древлянами при попытке вторично собрать с них дань.

Непомерные поборы выступали постоянной причиной вооруженной борьбы русского народа. Так, в конце первой четверти XIV в. неоднократные выступления русских городов привели к ликвидации системы баскачества, а политическое объединение Руси вокруг Москвы создало условия для ликвидации иноземной зависимости. Великий Московский князь Иван III Васильевич (1462—1505 гг.) в 1476 году полностью отказался от уплаты дани.

3. После свержения монголо-татарской зависимости налоговая система была реформирована Иваном III, который отменив выход, ввел первые русские косвенные и прямые налоги. Основным прямым налогом выступала подушная подать, взимаемая в основном с крестьян и посадских людей. Особое значение при Иване III стали приобретать целевые налоговые сборы, которые финансировали становление молодого Московского государства. Их введение обуславливалось необходимостью осуществления определенных государственных расходов: пищальные (для литья пушек), полоняничные (для выкупа ратных людей), засечные (для строительства засек-укреплений на южных границах), стрелецкая подать (на создание регулярной армии) и т. д.

Ведущее место в налоговой системе продолжали занимать акцизы и пошлины.

4. Несмотря на политическое объединение русских земель финансовая система России в XV - XVII веках была чрезвычайно сложна и запутана. Каждый приказ (ведомство) российского государство отвечала за взимание какого-то одного налогового платежа.

В царствование царя Алексея Михайловича (1629 - 1676 гг.) система налогообложения России была упорядочена. Так, в 1655 году был создан специальный орган - Счетная палата, в компетенцию которой входил контроль за фискальной деятельностью приказов, а также исполнение доходной части российского бюджета.

В связи с постоянными войнами, которая вела Россия в XVII веке налоговое бремя было чрезвычайно большим. Введение новых прямых и косвенных налогов, а также повышение в 1646 году акциза на соль в четыре раза, привело к серьезным народным волнениям и соляным бунтам.

Промахи в финансовой и налоговой политике государства настоятельно требовали подведения теоретической базы для деятельности государства на фискальном поле.

5. Эпоха реформ Петра I (1672 - 1725 гг.) характеризовалась постоянной нехваткой финансовых ресурсов на ведение войн и строительство новых городов и крепостей. К уже традиционным налогам и акцизам добавлялись все новые и новые, вплоть до знаменитого налога на бороды. В 1724 году, взамен подворного обложения Петр I вводит подушную подать, которой облагалось все мужское население податных сословий (крестьяне, посадские люди и купцы). Налог шел на содержание армии и был равен 80 копеек в год с 1 души. Раскольники платили налог в двойном размере. Необходимо отметить, что подушный налог составлял около 50% всех доходов в бюджете государства.

В результате реформы системы органов государственного управления из двенадцати коллегий-министерств четыре отвечали за финансовые и налоговые вопросы.

Основной чертой налоговой системы XVIII в. необходимо назвать большое значение косвенных налогов по сравнению с налогами прямыми. Косвенные налоги давали 42% государственных доходов, причем почти половину этой суммы приносили питейные налоги.

Начало XIX в. характеризуется развитием российской финансовой науки. В 1802 году Манифестом Александра I (1777 – 1825) было создано Министерство финансов России.

План Сперанского был во многом основан на увеличении налогов. Были повышены акциз на соль, подушная подать, гильдейские налоги, питейный сбор, гербовой сбор. Доходы помещиков обложили прогрессивным налогом.

7. Во второй половине XIX века большое значение приобретают прямые налоги. Основным налогом выступала подушная подать, которая с 1863 года стала заменяться налогом с городских строений. Полная отмена подушной подати началась в 1882 году. Вторым по значению налогом выступал оброк - плата казенных крестьян за пользованием землей.

Особую роль начинают играть специальные налоги: сборы за проезд по шоссейным дорогам, налог на доходы с ценных бумаг, квартирный налог, паспортный сбор, налог на страховой пожарный полис, сбор с железнодорожных грузов, перевозимых большой скоростью и т. д.

Похожие страницы:

Курс лекций по Хозяйственному праву

Курс лекций по хозяйственному праву. 1.1.Сущность и . может устанавливаться особая система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход . лиц и индивидуальных предпринимателей; налогообложение; лицензирование отдельных видов предпринимательской .

Курс лекций по аудиту (3)

Курс лекций по аудиту Список рекомендуемой литературы: Терехов « . на финансовый результат для целей налогообложения при отсутствии решения суда. Результаты . ли органы Ф.С.С. и налоговые службы расчёты по отчислениям и налогам 11 .Какие документы ведутся .

Налоги и налогообложение. Лекции

Курс лекций по Основу аудита

Курс лекций по Коммерческой логистике

Читайте также: