Впервые основные принципы налогообложения были сформулированы

Обновлено: 30.06.2024

Налоги становятся одной из важнейших стратегических проблем нашего столетия. В предвыборной борьбе Барак Обама обещал бороться с налоговыми оазисами, и это обещание стало одним из ключевых элементов его успеха 1 . За его инаугурацией в начале 2009 г. последовал неожиданный шквал уступок со стороны частных финансовых центров, вызванный мощным политическим давлением по поводу этого вопроса в преддверии апрельского саммита Группы двадцати. Швейцария, Гонконг, Сингапур, Люксембург, Австрия, Лихтенштейн и другие страны согласились принять стандарты прозрачности системы налогообложения и систему обмена информацией Организации экономического сотрудничества и развития. Этим переменам предшествовала десятилетняя кампания ОЭСР, постепенно создававшая готовность общества к реформе.

Эти уступки были с воодушевлением встречены правительствами стран, входящими в Группу двадцати, которые уже давно обвиняли оффшорные зоны в том, что они потворствуют в уклонении компаний и граждан от уплаты налогов в соответствии с налоговым законодательством своих стран и позволяют скрывать средства в этих регионах. Тем не менее, некоторые критики указали, что налоговым органам придется предоставить весьма обстоятельные доказательства, прежде чем они смогут потребовать предоставления информации из таких налоговых оазисов.

Анализ

Опираясь на эти актуальные проблемы, из-за которых вопросы налогообложения вошли в политическую повестку дня, Ассоциация дипломированных присяжных бухгалтеров ( ACCA ) считает, что настало время детально изучить и наконец понять, каковы основы эффективного и справедливого налогообложения.

I . Подданные каждого государства должны по возможности участвовать в содержании правительства соответственно своей способности и силам, то есть соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства. (ПРИНЦИП СПРАВЕДЛИВОСТИ)

II . Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа – все это должно быть ясно и определенно как для плательщика, так и для любого другого лица. (ПРИНЦИП ОПРЕДЕЛЕННОСТИ)

III . Каждый налог должен взиматься в то время, когда и таким способом, каким плательщику должно быть удобнее всего платить его. (ПРИНЦИП УДОБСТВА)

IV . Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов людей как можно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству. (ПРИНЦИП ЭКОНОМИИ)

В наше время наиболее спорным остается первый принцип, поскольку он отстаивает систему прогрессивного налогообложения, в соответствии с которой сумма взимаемого налога определяется платежеспособностью налогоплательщика. С точки зрения принципа справедливости, оспорить такой подход весьма проблематично, и большинство современных систем налогообложения построены в соответствии с этим принципом. Тем не менее, если во времена Смита необходимость введения такого подхода была обусловлена огромным разрывом в уровне благосостояния, сегодня не до конца очевидно, является ли такой подход скорее политической позицией, нежели констатацией факта.

Остальные принципы представляются менее спорными. Принцип II лежит в основе нашего пункта 5. Принятая в обществе система налогообложения должна быть известна и понятна всем совершеннолетним членам общества; в противном случае, они не смогут в полной мере выполнять свои общественные обязанности. Против принципа III практически невозможно возразить, хотя следует признать, что его не всегда удается реализовать на практике. Принцип IV лежит в основе нашего пункта 7. В отношении этого принципа тем не менее можно возразить, что именно в этой области теория Смита максимально далека от современных реалий, особенно если учесть затраты на государственный аппарат налогообложения и последующие затраты на консультантов, представляющих интересы налогоплательщиков.

На основании изложенного становится очевидным, что сложная структура современной экономики и современного общества значительно затрудняют возможность практического применения в области налогообложения даже тех принципов, которые были предложены величайшими мыслителями. В отличие от Смита, ACCA не предлагает рассматривать разработанные ей политики налогообложения как универсальные истины, но полагает, что при реализации на практике эти 12 политик смогут составить основу эффективного налогообложения для разных стран мира.

Двенадцать ключевых принципов налогообложения с точки зрения ACCA

1. Минимизация / уклонение от уплаты налогов

Любое лицо может организовать ведение дел таким образом, чтобы платить как можно меньше налогов; никто не обязан выбирать схему уплаты налогов с максимальными отчислениями в казну. Не существует такого патриотического долга – увеличивать сумму налога. Суды снова и снова повторяют, что нет ничего дурного в том, чтобы максимально снизить сумму уплачиваемых налогов. Это делают все – и богатые, и бедные, и никто не обязан из моральных побуждений уплачивать больше, чем это требуется по закону: налоги взимаются принудительно, а не уплачиваются на добровольной основе. Требовать больше во имя морали – обыкновенное ханжество (Достопочтенный Лернд Хэнд ( Learned Hand ), судья апелляционного суда США, дело Хелверинг против Грегори ( Helvering v . Gregory ), 69 F .2 d 809 (1934)).

Существует четкая разница между минимизацией (уменьшением суммы налога) и неуплатой налогов, являющейся нарушением законодательства. Минимизация – это законное использование налогового режима к выгоде налогоплательщика, попытка уменьшить сумму уплачиваемого налога законными средствами, при этом полностью раскрывая налоговым органам существенную информацию. Неуплата налогов, напротив, является нарушением закона, при котором налогоплательщик стремится уклониться от законных обязательств, скрывая доход путем утаивания информации или незаконно уменьшая сумму к налогообложению.

Как было указано выше, нет ничего неэтичного в том, чтобы максимально снизить сумму уплачиваемого налога. Большинство компаний действуют в рамках закона; тем не менее, нередко встречаются и сложные налоговые схемы, призванные использовать лазейки в законе в нелегальных целях. ACCA выступает против таких искусственных схем, которые можно сравнить с созданием некоторых чрезвычайно сложных финансовых продуктов с целью обойти банковские нормы, что столь отрицательно повлияло на состояние банковской сферы 3 . Нельзя поддерживать действия, которые могут привести к извлечению краткосрочной выгоды за счет долгосрочных преимуществ.

2. Налог как процент от ВВП

ACCA признает, что в условиях сегодняшнего беспрецедентного экономического кризиса от правительств могут потребоваться особые меры. Несмотря на нынешнее состояние экономики, мы полагаем, что уровень налогообложения должен быть по возможности четко указан как процент от валового внутреннего продукта.

В таких странах как Великобритания и США в последние годы перед экономическим кризисом наблюдалась тенденция к увеличению налоговых поступлений 4 . В других странах приоритетной задачей органов власти (например, Международного валютного фонда) было увеличение соотношения налоговых поступлений к ВВП за счет ужесточения требований системы налогообложения 5 .

ACCA не ставит перед собой цель начать политические дебаты о приемлемом уровне налогов и государственных расходов. Тем не менее, существенное увеличение налогов представляет собой большое бремя для компаний и физических лиц и перед введением такой меры надо серьезно оценить необходимость этого шага. Оценка его последствий помогает выявить потребность введения новых законодательных положений и точно и актуально оценить затраты. При внедрении новых мер необходимо использовать средства оценки их последствий с точки зрения целей, преследуемых в рамках официальной общественной политики.

Правительство должно рационально подойти к определению налоговых ставок как процента от ВВП в рамках экономической политики, и следить за положением дел при помощи объективных измерений и вариационного анализа.

3. Простота и стабильность системы налогообложения

По мнению ACCA , налоговое законодательство и налоговая система должны быть максимально простыми для понимания и выполнения предъявляемых требований. По данным исследований, компании во всем мире тратят примерно два месяца в год на выполнение требований налогового законодательства: 15 дней на налог на доходы юридических лиц; 21 день – на налоги и отчисления социального характера и 21 день – на налоги на потребление 6 .

4. Открытость, прозрачность и возможность учета

Политики налогообложения должны быть прозрачными и недискриминационными, за исключением случаев, когда они являются частью официальной дискриминационной торговой политики, например, с целью поощрения организации новых предприятий. В политике широко обсуждается вопрос, в какой степени допустимо использовать налогообложение как инструмент социальной политики (например, введение больших штрафов для курящих, или экологические налоги, введенные с целью уменьшить масштабы климатических изменений). Позиция ACCA на этот счет такова: такое использование налогов избранными правительствами законно, но эти налоги должны соответствовать принципам прозрачности, простоты и эффективности. Правительства должны с осторожностью подходить к усложнению налоговой системы в своем стремлении создать благоприятные условия для определенных групп налогоплательщиков.

Довольно часто процесс консультирования по вопросам налоговой политики является по сути надуманным, так как правительством уже принято однозначное решение, и в этих ситуации консультации носят сугубо формальный характер. По основным вопросам налоговой политики, в которых существуют альтернативные варианты налогообложения, должны предоставляться четкие консультации; сделанный выбор должен подтверждаться аудиторскими проверками на основании объективных протоколов и письменной документации.

5. Определенность

6. Налоговая конкуренция

Глобализация экономической деятельности означает, что каждая страна должна обеспечить конкурентоспособность налоговых ставок и приемлемость налогового режима. Налоги – это ключевой фактор, определяющий общую привлекательность страны с точки зрения притока мобильного капитала юридических или физических лиц. При этом важно учитывать общую структуру налоговой системы страны, а не только налоговую ставку. Например, ставка основного налога для юридических лиц может быть снижена, но если другие аспекты налогообложения компаний, например, вычеты из налоговых обязательств в связи с затратами капитальных активов фирмы, устранены, в целом компания может уплатить больше налогов.

Однако налоговая конкуренция таит в себе опасность введения слишком низких налоговых ставок. В этом случае оффшорный налоговый рай или система налогообложения на базе единой ставки могут привести к отрицательным последствиям, когда инвесторы переманиваются из одной страны в другую. Это может навредить реализации согласованных международных программ по вопросам финансового регулирования. В результате наблюдается скорее регресс, чем прогресс в области налогообложения при укреплении имущественного неравенства.

ACCA считает, что каждое государство имеет право определять систему налогообложения в контексте глобальной конкурентной экономической среды, но правительства должны с осторожностью подходить к вопросу значительного сокращения налоговых ставок для юридических лиц, так как это может привести к ответным мерам со стороны других государств и объявлению торговых войн.

7. Эффективность

Налоговая система должна быть эффективна с точки зрения правительства в плане способности обеспечить приток причитающихся поступлений и предотвратить утечку налогов и образование теневой экономики. С другой стороны, она должна быть эффективна и для налогоплательщиков в плане возможности соблюдать предъявляемые требования. Не следует забывать, что в большинстве стран основную массу компаний составляют компании малого бизнеса, и в ряде случаев налоговое законодательство может непропорционально обременять именно этот сектор экономики, так как чем меньше компания, тем тяжелее ей нести необходимые расходы. По данным исследования, для самых небольших компаний бремя административных платежей из расчета на сотрудника в пять раз больше, чем для более крупных компаний 9 ; поэтому необходимо прилагать все усилия для повышения эффективности системы налогообложения. В связи с этим необходимо учесть следующие вопросы:

Можно ли рассматривать соответствующие компании как единую группу в целях взимания НДС и других налогов, и в связи с этим ввести уплату единого налога?

Практикуют ли разные налоговые органы многочисленные запросы в адрес одного и того же налогоплательщика?

Является ли разумным объем налоговой отчетности и количество новых или пересмотренных форм, которые необходимо заполнить?

Может ли налогоплательщик выбирать между подачей документов на бумажном носителе или в электронном виде?

8. Положения о пересмотре и отмене законов

Налоговые системы должны периодически пересматриваться, как и налоговое законодательство, которое должно периодически претерпевать консолидацию, чтобы отвечать современным требованиям и быть проще для граждан. Неактуальные законы нужно отменять.

Должно существовать однозначное основание для существования закона. Законодательство по борьбе против уклонения от уплаты налогов должно включать положения о пересмотре и отмене неактуальных законов. Таким образом, будет обеспечен регулярный пересмотр законов, и всякий раз будет активно рассматриваться актуальность и необходимость конкретного закона. Правительства и налоговые органы должны разработать четкие параметры, позволяющие определить эффективность переоценки действующего законодательства.

9. Четкая связь между налогом и расходом

В настоящее время существует определенное недоверие в отношении налоговых систем, вызванное тем, что налогоплательщики не знают, почему с них взимают налоги и на что тратятся эти средства. Обществу, гражданам и компаниям полезно знать, существует ли четкая взаимосвязь между взиманием налога и его использованием. Например, идея экологического налога (см. пункт 12 ниже) вызвала циничное отношение, поскольку общество не могло быть уверено, что полученные государством поступления пошли на внедрение мер по защите окружающей среды. Хотя мы не убеждены, что такая однозначная связь конкретных налогов с определенными областями их применения является целесообразной, мы все же считаем, что расходование государственных средств должно быть представлено с большей ясностью, включая предполагаемые сферы расходования средств и источники их финансирования.

10. Исключение двойного налогообложения

Основной принцип налогового законодательства сводится к тому, что прибыль должна облагаться налогом только один раз. Это относится и к прямым налогам, которые уплачиваются физическими или юридическими лицами единолично, и к налогам на потребление, таким как НДС, когда налог на производственную деятельность компенсируется на каждом этапе цепи поставок и, в конечном счете, уплачивается только конечным пользователем, которым является физическое лицо.

Для прямых налогов необходимо разработать эффективный действующий во всех странах механизм освобождения компании от уплаты налога, который она уже уплатила в другой юрисдикции до вычета налогов из того же дохода или его части. На практике слишком многие страны не признают освобождение от двойного налогообложения приоритетной задачей, и этот аспект мирового финансового режима приводит к возникновению дополнительного бремени расходов для международных компаний.

Основой международного налогообложения должен стать разумный и общепринятый принцип правовой и коммерческой самостоятельности, в соответствии с которым налоговые органы рассматривают сделки между объединенным участниками, учитывая размер прибыли, которая была бы получена, если бы точно такая же сделка была заключена независимыми сторонами.

В соответствии с режимом взимания налогов с оборота предполагается, что налог должен уплачиваться только конечным пользователем; однако правительства часто налагают ограничения или сильно задерживают компенсацию по уплате налогов на производственную деятельность, что создает неправомерные издержки для компаний. Далее, если налог не компенсируется полностью, несправедливым оказывается взимание НДС по полной ставке с конечного пользователя, что только ухудшает условия ведения бизнеса.

11. Права человека

Налогоплательщики наделены как обязанностями, так и правами. Они обязаны выполнять налоговые обязательства полностью и вовремя. Благодаря этому механизму государство имеет возможность создавать фонды для обеспечения коммунальных услуг, необходимых для всех жителей страны. В этом смысле налог – это часть общественного договора любого цивилизованного общества.

Тем не менее, по причине огромной разницы в ресурсах и возможностях различных правительств и отдельных налогоплательщиков, ответственность государств состоит в том, чтобы не навязывать свои требования в сфере налогообложения любым удобным им образом. К примеру, после инкорпорации 2 октября 2000 г. Европейского Акта о правах человека в законодательство Соединенного Королевства налогоплательщики получили право оспаривать налоговое законодательство в тех случаях, когда возможно доказать наличие существенной неопределенности или неоправданных дополнительных эксплуатационных затрат в отношении принципа работы одной компании по сравнению с другой.

Подобный подход должен стать нормой для всех налоговых юрисдикций.

Правительства должны использовать политику налогообложения как инструмент поощрения позитивных изменений, предоставляя определенные налоговые льготы при вложении компаниями средств в новые экологичные технологии для различных областей производства. В сочетании с налоговыми льготами экологические налоги должны восприниматься налогоплательщиками не как угроза, а как положительная мера. Правительства во всем мире делают значительные шаги на пути создания зеленой экономики 10 , и бухгалтеры должны способствовать разработке схем налоговых льгот, которые являются важнейшей частью такой экономической системы.

Заключение

По мнению ACCA, налогообложение – это динамичный экономический и социальный инструмент, подлежащий неизбежному изменению в соответствии с развитием национальной экономики и торгово-промышленного сектора. К примеру, еще 20 лет назад об экологических налогах не было даже слышно. Однако существуют определенные принципы, существующие со времен Смита, чья актуальность остается непоколебимой по сей день. ACCA с удовольствием обсудит затронутые в настоящей статье вопросы с высшими должностными лицами и другими заинтересованными сторонами.

4 OECD (2006 г.), Статистический отчет о поступлениях.

5 Отчет заместителя директора Международного валютного фонда Такатоши Като ( Takatoshi Kato ) в рамках завершения визита в Мозамбик 26 июля 2005 г. Отчет Международного валютного фонда, подготовленный директором департамента по вопросам Ближнего Востока и Центральной Азии Мосхином С. Кан ( Mohsin S .

Khan ), на Форуме по вопросам развития Пакистана, (Исламабад, 25 – 26 апреля 2005 г.).

8 В деле Arctic Systems фигурировал IT -консультант Джеофф Джонс и его жена Диана, которая выиграла затянувшееся судебное разбирательство с налоговыми органами Великобритании в 2007 г. См. .

9 OECD (2001 г.), Взгляд компаний на бюрократический аппарат.

То обстоятельство, что налоги стали основным источником доходов для государства, вынудило научный мир не только научно обосновать данное понятие, но и исследовать содержание понятия налогов. Более того, ключевым основанием к изучению данного термина послужила необходимость в том, чтобы разобраться в принципах, которые должны выстраивать государственную систему налогообложения.

Принципы налогообложения

Принципы налогообложения концентрировали на себе внимание практиков и теоретиков экономической науки с того самого момента, как заговорили об их возникновении. Наибольший интерес налоги стали вызывать в период возникновения финансовой науки.

Во времена меркантилизма в своих работах Ж. Боден, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Т. Ман, Дж. Локк, У. Петти пробовали сформулировать некоторые фундаментальные принципы построения налогообложения.

Первый и самый важный принцип налогообложения был сформулирован Ж. Боденом в своей работе "Шесть книг о государстве". Его смысл заключался в том, что никакой налог не может быть взыскан без согласия подданных.

Ж. Боден: "Монархи не имею права облагать своих подданных налогом без их согласия".

Дж. Локк утверждал, что для того, чтобы собрать налоги, нужно получить согласие большинства, которое оно даёт либо само, либо посредством избранных или представителей. Это было сказано в его труде "О гражданском правлении". Уже в середине XVIII в., как полагал Ж. Ж. Руссо, налоги не могут устанавливаться законодательным органом без согласия народа или его представителей. Примечательно, что все философы и законоведы признали это.

Ещё один вопрос, который волновал умы практиков и теоретиков был о справедливости и равномерности налогообложения. Т. Гоббс выступал с доказательствами преимуществ косвенного обложения и недостатками налогообложения имущества. Кроме этого утверждал, что косвенное налогообложения является самым равномерным и справедливым.

Примерно такие же объяснения системы налогообложения можно встретить и в "Трактате о налогах и сборах" У. Петти.

Однако стоит отметить, что до середины XVIII в. все эти обоснования не имели общей базы и носили весьма отрывочный характер. Физиократы были первыми, кто совершил попытку лаконично и логично сформулировать принципы налогообложения. Экономист из Франции В. Р. Мирабо высказал предположение, что любое налогообложение должно придерживаться следующих принципов:

  • Основывается на самом источнике дохода.
  • Находится в известном постоянном соотношении с данными доходами.
  • Не должно обременять налогоплательщика в высокой степени издержками взимания.

Опираясь на собственные взгляды на землю, как на основной источник богатств, физиократы высказывали предположение, что облагаться должен чистый доход собственников земли. Их предположения были таковы, что налог на землю должен быть единственным, в силу того, что в итоговом варианте все остальные налоги перелагаются на чистый доход от земли.

Определение этого единственного и прямого налога должно происходить на основе кадастра и соизмеряться с производительностью земли.

Третий принцип, который обозначен выше, возник из-за существовавшей в то время системой сбора налога в форме откупа во Франции. Мирабо говорил о том, что те самые откупщики действуют по принципу паразитов, которые то и дело подтачивают государство и народное хозяйство. Его главная идея состояла в том, чтобы полностью искоренить откуп и избавиться от употребления слова откупщик во французском языке. Кроме этого Мирабо много внимания уделял юридическому обоснованию налогообложения. Наряду с Дж. Локком, Ж. Ж. Руссо он считал, что налоги не могут взиматься без согласия граждан или их представителей.

Серьёзный вклад физиократов состоит в том, что они первыми подняли и окончательно сформулировали вопрос о принципах налогообложения и выдвинули своё понимание данной проблемы.

А. Смит также сыграл не последнюю роль в процессе решения проблем, связанных с налогообложением. Он конкретно сформулировал основные принципы налогообложения. Его главный вклад заключается не в приоритете их открытия. Многие положения, о которых он писал, были сформулированы до него. Но нельзя не учитывать тот факт, что именно А. Смит первым обобщил и переосмыслил опыт предыдущих поколений. Это помогло ему прославиться как эксперту, который наиболее точно сформулировал ключевые принципы. Об этом говорили и много лет спустя, к примеру, учёные в XIX и XX вв.

Принципы налогообложения, сформулированные А. Смитом, лежат в основе современных налоговых систем.

Разрабатывая данные принципы, А. Смит полагался на индивидуалистические теории государства, подразумевая что налоги – это основной источник покрытия непродовольственных затрат государства, что давало ему все основания считать интересы налогоплательщиков приоритетными.

Именно это стало причиной того, что его принципы в дальнейшем получили название "Великая хартия вольностей налогоплательщика" или "Декларация прав налогоплательщика".

Без сомнения, авторитет А. Смита в качестве выдающегося экономиста XVIII в. надавал этим принципам особую значимость.

Принципы налогообложения были сформулированы А. Смитом в его фундаментальном труде "Исследование о природе и причинам богатства народов". Четвёртая книга "О доходах монарха и республики" гласит: "Подданные государства должны, по возможности, соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства.

Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа – все это должно быть ясно и определенно для плательщика и каждого другого лица. Точная определенность того, что каждое отдельное лицо обязано платить, в вопросе налогового обложения представляется делом столь большого значения, что весьма значительная степень неравномерности, как это, по моему мнению, явствует из опыта всех народов, составляет гораздо меньшее зло, чем весьма малая степень неопределенности.

Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его.

Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству. Налог может брать или удерживать из карманов народа гораздо больше того, что он приносит в казну государства следующими путями: во-первых, его собирание может требовать большого числа чиновников, жалованье которых в состоянии поглощать большую часть суммы, какую приносит налог, и вымогательства которых могут обременить народ дополнительным налогом. Во-вторых, он может затруднить приложение труда населения и препятствовать ему заниматься теми промыслами, которые дают средства к существованию и работу множества людей. Обязывая людей платить, он может тем самым уменьшать или даже уничтожать фонды, которые позволяли бы им осуществлять эти платежи с большей легкостью. В-третьих, конфискациями и другими наказаниями, которым подвергаются несчастные люди, пытающиеся уклониться от уплаты налога, он часто разоряет их и таким образом уничтожает ту выгоду, которое общество могло бы получить от приложения их капиталов".

Этот отрывок из книги позволяет чётко сформулировать четыре фундаментальных принципа налогообложения, которые по сей день актуальны:

  • Принцип справедливости. Согласно данному принципу утверждается всеобщность и равномерность распределения налогов среди граждан соразмерно их доходам, которые они получают под защитой государства.
  • Принцип определённости. Данный принцип требует, чтобы сумма, срок и способ уплаты налогов заранее были известны налогоплательщик, в том числе и иным лицам.
  • Принцип удобности. Он предполагает, что налог в обязательном порядке взимается в такое время и таким способом, который наиболее удобен для налогоплательщика.
  • Принцип экономии. Его суть в том, чтобы сократить издержки взимания налога и рационализировать систему сбора налогов.

Примечательно, что данные принципы, которые были сформулированы в XVIII в. до сих пор актуальны и стали основой для создания современной финансовой и налоговой политики государств. Однако, даже не смотря на высокий статус А. Смита, сформулированные им принципы налогообложения стали аксиомами прошло более сотни лет, а до момента их внедрения в финансовую политику государства, ещё немногим больше. Следует отметить, что только во второй половине XIX в., когда государство стало крепким и окончательно сформированным, принципы налогообложения смогли реализоваться в полной мере в налоговой системе.

В первую очередь, стоит сказать о том, что А. Смит в процессе формирования принципов налогообложения полагался на интересы налогоплательщика, а не государства. Уже в конце XIX в. немецкий экономист А. Вагнер добавил несколько положений. Разрабатывая систему принципов налогообложения, он взял за основу теорию коллективных потребностей, что позволило на первый план вынести ему финансовые потребности государства, без которых невозможно обеспечить коллективные потребности общества. Вагнером была создана система принципов налогообложения, которая затрагивала интересы налогоплательщиков и государства одновременно. Однако в приоритете было государство. Эта система имеет девять положений, которые поделены на четыре группы.

Первое место занимали финансовые принципы налогообложения. Они состояли в следующем:

  • Достаточность налогообложения.
  • Эластичность налогообложения.

Во вторую группу были включены народнохозяйственные принципы, она включала в себя:

  • Адекватно подобранный источник обложения.
  • Правильное соотношение различных налогов в системе, которая учитывает последствия и условия переложения.

Третья группа состояла из этических принципов:

  • Всеобщность обложения.
  • Равномерность обложения.

Четвёртая группа состояла из административно-технических принципов:

  • Определённость налогообложения.
  • Удобство уплаты налога.
  • Максимальное уменьшение издержек взимания.

А. Смит принцип справедливости определял к этической группе и по своему содержанию он соответствовал пятому и шестому принципам А. Вагнера. Ещё три принципа А Смит относит к организации и администрированию налогообложения, иначе говоря, они сопоставимы с принципами из третьей и четвёртой групп у А. Вагнера.

Отличие принципов налогообложения Вагнера и Смита

Ключевое отличие принципов А. Вагнера от принципов А. Смита заключается в том, что А. Вагнер относит первые два принципа к финансово-политическому блоку – достаточности и подвижности и определяет их ведущую роль выше принципа справедливости. Именно это кардинально отличает его от предыдущих исследователей.

Примечательно, что данная позиция сформировалась у А. Вагнера благодаря тому, что он сам являлся активным сторонником государственного вмешательства в экономику, считая, что общественно-хозяйственная система нужна людям в такой степени, что доставление для неё средств и их достаточность должны занимать приоритетное место в жизни общества. Однако он ни в коем случае не отвергал принцип справедливости, хотя и утверждал, что его воплощение должно происходить в той мере, в которой позволяют это сделать финансовые принципы.

Второй финансовый принцип – подвижность. Он заключается в использовании налога или целой системы, которая адаптируется к государственным нуждам. Иначе говоря, даёт возможность в весьма сжатые сроки увеличить или уменьшить налоговые доходы и таким образом облегчить налоговое бремя.

В качестве примера эластичного налога можно рассмотреть современный подоходный налог, который применяет прогрессивную шкалу налогообложения. Примером неэластичного налога являлся соляной налог, увеличение которого в России в XVIII в. стало причиной затяжных экономических последствий, в том числе и в социальной сфере.

Третий принцип налогообложения – надлежащий источник обложения – А. Вагнер интерпретировал так, что источником обложения должен быть доход, а также капитал.

Дискуссии по поводу третьего принципа налогообложения ведутся со времён А. Смита и по сей день.

А. Вагнер для объяснения данного принципа опирался на необходимость наименьшего стеснения народного хозяйства, а с другой стороны, хотел обеспечить лучшую реализацию социально-политических целей налога посредством обложения капитала, начиная с наследуемого.

Четвёртый принцип налогообложения А. Вагнером объясняется правильностью соотношения налогов. Он говорит о том, что налоговая система представляет собой систему совокупности налогов, что должна обеспечивать достаточное количество поступлений в бюджет при любых условиях.

Говоря о различия принципов, которые сформулированы А. Смитом и А. Вагнером, обязательно стоит сказать, что их различают между собой, в первую очередь два столетия.

В завершении необходимо ещё раз напомнить о том, что принципы налогообложения, которые были разработаны в XVIII-XIX вв. актуальны до сих пор в XXI в.

Читайте также: