Возврат субсидий налоговый учет

Обновлено: 23.05.2024

В период распространения коронавирусной инфекции появились несколько новых видов государственной поддержки для различных категорий хозяйствующий субъектов и населения. В частности, в целях поддержки малого и среднего бизнеса предусмотрена выплата его субъектам безвозмездной финансовой помощи в виде субсидии на первоочередные цели, в том числе на выплату заработной платы. Расскажем, как учесть такую помощь в налоговом учете.

Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства (далее — МСП), ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утверждены Постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 N 576 (далее — Правила).

Как следует из пункта 1 Правил, право на получение субсидии возникает у организации или индивидуального предпринимателя (далее — получателей субсидии), которые по состоянию на 01.03.2020 года соответствуют следующим критериям:

Согласно пункту 4 Правил размер субсидии определяется как произведение величины минимального размера оплаты труда по состоянию на 1 января 2020 г., составляющей 12130 рублей:

  • на количество работников в марте 2020 г. — в отношении организаций;
  • на количество работников в марте 2020 г., увеличенное на единицу, — в отношении индивидуальных предпринимателей.

Соответственно, для индивидуальных предпринимателей, не имеющих работников, размер субсидии равен величине минимального размера оплаты труда, то есть 12130 рублей.

Таким образом, данная субсидия предоставляется в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 г. в расчете 12130 руб. на одного работника.

Поскольку иное Правилами не установлено, данная субсидия, по своей сути, целевой не является, в этой связи руководитель или иное уполномоченное лицо получателя субсидии вправе принять самостоятельное решение о составе первоочередных расходов, на оплату которых будет направлена полученная субсидия, в том числе на аренду, коммунальные платежи, заработную плату и т.п.

Налог на прибыль, УСН и ЕСХН

В связи с принятием Правительством РФ решения о выплате рассматриваемой субсидии Федеральным законом от 22.04.2020 N 121-ФЗ (далее — Закон № 121) в часть вторую НК РФ были внесены изменения.

Таким образом, суммы полученных субсидий и произведенных за их счет получателями субсидий расходы при определении облагаемой базы по налогу на прибыль не учитываются. По этой причине, хотя формально данная обязанность нормами НК РФ не предусмотрена, фактически получателям субсидий необходимо организовать раздельный учет полученных в виде субсидии средств и произведенных за их счет расходов.

В аналогичном порядке суммы полученных субсидий (пункт 1 ст. 346.5 НК РФ) и произведенные за их счет расходы (пункт 3 ст. 346.5 и пункт 49 ст. 270 НК РФ) учитываются налогоплательщиками, применяющими систему налогообложения для сельскохозяйственных производителей, а также упрощенную систему налогообложения (подпункт 1.1 п.1 и п. 2 ст. 346.15 НК РФ).

Налог на добавленную стоимость

Полученные из российской бюджетной системы субсидии в зависимости от их вида и целевого назначения могут, как учитываться при определении налогооблагаемой базы по НДС, так и не оказывать влияние на ее размер.

В данном случае, как было указано ранее, субсидии предоставляются в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в неблагоприятных условиях, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников, то есть на финансирование затрат и не вязаны с компенсацией недополученных доходов.

В этой связи суммы полученных субсидий при определении облагаемой базы по НДС не учитываются, что подтверждается сложившейся в настоящее время арбитражной практикой (см. Определение СКЭС ВС РФ от 01.08.2019 N 301-ЭС19-7881, пункт 32 Обзора судебной практики ВС РФ N 4 (2019), пункт 6 Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах КС РФ и ВС РФ, принятых в третьем квартале 2019 года по вопросам налогообложения). Аналогичного мнения по данному вопросу придерживаются и специалисты финансового ведомства (см., например, письмо Минфина России от 28.10.2019 N 03-03-06/1/82634).

При этом не имеет определяющего значения момент осуществления оплаты за счет субсидированных средств, то есть приобретены какие-либо ценности за счет полученной субсидии или она компенсирует уже ранее понесенные расходы: ни в одном из указанных случаев объекта обложения НДС не возникает.

Страховые взносы и НДФЛ

Отдельно следует остановиться на выплате за счет средств полученной субсидии заработной платы работникам, состоящим в трудовых отношениях с организациями и индивидуальными предпринимателями. В этой связи сразу оговоримся, что в отличие от налога на прибыль и НДС в отношении обложения выплат в пользу работников получателей субсидий страховыми взносами и НДФЛ каких-либо изменения и дополнения в положения НК РФ и другие нормативные акты, регулирующие вопросы исчисления и уплаты налогов и сборов, не вносились. Кроме того, еще раз отметим, что, хотя размер субсидии и исчисляется исходя из минимального размера оплаты труда, полученные средства целевыми не являются.

По этой причине, начисления в пользу работников, в том числе заработной платы за апрель и май 2020 года в полной мере соответствуют условиям их признания объектом обложения страховыми взносами, установленными положениями статьи 420 НК РФ. При этом никаких изъятий в отношении указанных начислений, произведенных за счет средств полученных субсидий в перечне выплат, установленных статьей 422 НК РФ и не облагаемых страховыми взносами, не установлено.

Аналогичным образом подлежит разрешению вопрос и об обложении НДФЛ выплат, произведенных в пользу работников за счет средств государственной поддержки, — они включаются в объект налогообложения и формируют налогооблагаемую базу по НДФЛ в соответствии с нормами статьи 210 НК РФ, поскольку каких-либо исключений в их отношении положениями статьи 217 НК РФ не предусмотрено.

Таким образом, суммы заработной платы, выплачиваемые работникам (в том числе индивидуального предпринимателя) за счет средств полученной субсидии, подлежат обложению страховыми взносами и НДФЛ в общеустановленном порядке.


Вопрос налогообложения субсидии УСН является на сегодняшний день актуальным. В некоторых случаях выплаты не признаются частью доходов при упрощённой системе. Наш эксперт Алёна Фомина рассмотрела особенности обложения разных видов субсидий.

Но есть несколько видов субсидий, у которых особый порядок учёта:

  • целевое финансирование (поступления) (подп. 14 п. 1, п. 2 ст. 251 НК РФ);
  • выплаты на содействие самозанятости безработных (п. 1 ст. 346.17 НК РФ);
  • финансовая поддержка малого и среднего бизнеса (п. 1 ст. 346.17 НК РФ, ст. 17 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства);
  • финансовая поддержка по сертификатам на привлечение трудовых ресурсов (п. 1 ст. 346.17 НК РФ, ст. 22.2 Закона о занятости).

Целевое финансирование (поступления)

Не учитывайте в доходах (подп. 14 п. 1, п. 2 ст. 251, подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ): целевое финансирование и целевые поступления вам как некоммерческой организации на содержание и ведение уставной деятельности. Для УСН под целевым финансированием и целевыми поступлениями понимаются те же доходы, что и для налога на прибыль (подп. 14 п. 1, п. 2 ст. 251, подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ).

Чтобы не учитывать целевое финансирование (поступления) в доходах, нужно (подп. 14 п. 1, п. 2 ст. 251 НК РФ) использовать полученные средства по целевому назначению и вести раздельный учёт доходов и расходов в рамках целевого финансирования (поступлений).

Если вы не вели раздельный учёт, то финансирование (поступления) включайте в доходы на дату его получения (подп. 14 п. 1, п. 2 ст. 251, п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Если средства вы использовали не по целевому назначению, то, на наш взгляд, включать их в доходы нужно на дату, когда произошло нецелевое использование, а не на дату получения. На дату получения нет оснований считать их облагаемым доходом, ведь на тот момент нецелевого использования ещё не было (подп. 2 п. 1 ст. 248, п. 14 ст. 250, п. 1 ст. 346.15 НК РФ).

Но если деньги были получены из бюджета и использованы не по назначению, то они не включаются в доход. Они будут взысканы с вас по правилам Бюджетного кодекса (п. 14 ст. 250 НК РФ, п. 3 ст. 306.4 БК РФ).


Выплаты на содействие самозанятости безработных

Такие выплаты нужно включать в доходы постепенно в суммах, равных расходам, на которые вы эти выплаты тратите. Такой постепенный налоговый учёт действует три календарных года, начиная с года получения (п. 1 ст. 346.17, п. 1 ст. 346.19 НК РФ).

Если к концу третьего года у вас останется неизрасходованная часть денежных выплат, то их придётся признать в доходах, не дожидаясь, когда вы её потратите. Например, если вы получили субсидию 300 000 рублей, по истечении трёх лет расходы за счёт неё составляли 250 000 рублей, то неизрасходованный остаток субсидии в 50 000 рублей станет облагаемым доходом.

Финансовая поддержка малого и среднего бизнеса

Субсидию малому и среднему бизнесу, которая выплачивается в соответствии со ст. 17 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства, вы учитываете так же, как и субсидию самозанятым ‒ постепенно, пропорционально расходам, на которые вы её потратили. Особенность в том, что льготный период, когда её можно учитывать постепенно, действует только два календарных года с года получения (п. 1 ст. 346.17, п. 1 ст. 346.19 НК РФ). Если к концу второго года у вас останется неизрасходованная часть, её придётся признать в доходах, не дожидаясь, когда вы её потратите.

Льготный порядок признания этих денежных выплат в доходах можно применять и в том случае, если в течение года сначала у вас были расходы, а потом вы получили субсидию на их компенсацию (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). В этом случае на дату получения денежных выплат учтите доход в пределах признанных в этом году расходов, на компенсацию которых направлена эта субсидия (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).

Если у вас по итогам года получился к уплате минимальный налог, то признанные в этом году доходы по денежным выплатам нужно включать в облагаемую базу по минимальному налогу (п. 6 ст. 346.18 НК РФ, Письмо ФНС России от 20.03.2015 № ГД-3-3/1078@).

Ранее мы рассказывали, на какие меры финансовой поддержки могут претендовать представители бизнеса в Москве.

Финансовая поддержка по сертификатам на привлечение трудовых ресурсов

Субсидии на привлечение трудовых ресурсов, которые вы получили в соответствии со ст. 22.2 Закона о занятости, учитывайте в доходах точно так же, как и субсидии самозанятым ‒ постепенно в течение трёх календарных лет в суммах, равных расходам, на которые вы эти выплаты тратите (п. 1 ст. 346.17, п. 1 ст. 346.19 НК РФ).

Если к концу третьего года у вас останется неизрасходованная часть субсидии, то её придётся признать в доходах, не дожидаясь, когда вы её потратите (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Но если вы нарушите условие на получение этих денежных выплат, то в доходах придётся включать её полностью в том периоде, когда произошло нарушение (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).

Более подробную информацию и ответы на другие интересующие вопросы можно найти в СПС КонсультантПлюс.

Готовые решения СПС КонсультантПлюс подскажут, как действовать в конкретной ситуации: пошаговые инструкции, образцы документов, ссылки на правовые акты.

Вопрос

Как на УСН учитывать гранты?

Ответ

Если грант соответствует условиям, приведённым в подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, то учитывайте его так же, как и другие средства целевого финансирования: не включайте поступившие средства в доходы и не учитывайте в расходах затраты, произведённые за счёт гранта (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ, письма Минфина России от 20.01.2021 № 03-01-10/2697, от 28.06.2019 № 03-11-06/2/47815, от 11.07.2017 № 03-11-06/2/43941).

Но такой порядок учёта вы можете применить, только если используете грант по назначению и отдельно учитываете доходы и расходы в рамках целевого финансирования от остальных доходов и расходов (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Вопрос

Нужно ли учитывать субсидии, которые предусмотрены для малого и среднего бизнеса из пострадавших отраслей, полученные в связи с распространением коронавирусной инфекции COVID-19?

Ответ

Субсидии, которые предусмотрены для малого и среднего бизнеса из пострадавших отраслей, в доходы на УСН включать не нужно (подп. 60 п. 1 ст. 251, подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ).

Расходы, понесённые за счёт полученных субсидий, также не учитываются при расчёте налога на УСН (п. 1 ст. 252, п. 48.26 ст. 270, ст. 346.16 НК РФ).

Вопрос

Как учесть возврат субсидий при расчёте налога на УСН?

Ответ

Если субсидию вы признали в доходах, а потом вам пришлось её вернуть, например, потому что вы её не использовали, то доход вы можете уменьшить на возвращённую сумму. Ведь в этом случае у вас не возникнет экономической выгоды и получится, что налог вы рассчитали с учётом дохода, которого, по сути, не было (п. 1 ст. 41, п. п. 1, 2 ст. 346.18 НК РФ).

В период распространения коронавирусной инфекции появились несколько новых видов государственной поддержки для различных категорий хозяйствующий субъектов и населения. В частности, в целях поддержки малого и среднего бизнеса предусмотрена выплата его субъектам безвозмездной финансовой помощи в виде субсидии на первоочередные цели, в том числе на выплату заработной платы. Расскажем, как учесть такую помощь в налоговом учете.

Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства (далее — МСП), ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утверждены Постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 N 576 (далее — Правила).

Как следует из пункта 1 Правил, право на получение субсидии возникает у организации или индивидуального предпринимателя (далее — получателей субсидии), которые по состоянию на 01.03.2020 года соответствуют следующим критериям:

Согласно пункту 4 Правил размер субсидии определяется как произведение величины минимального размера оплаты труда по состоянию на 1 января 2020 г., составляющей 12130 рублей:

  • на количество работников в марте 2020 г. — в отношении организаций;
  • на количество работников в марте 2020 г., увеличенное на единицу, — в отношении индивидуальных предпринимателей.

Соответственно, для индивидуальных предпринимателей, не имеющих работников, размер субсидии равен величине минимального размера оплаты труда, то есть 12130 рублей.

Таким образом, данная субсидия предоставляется в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 г. в расчете 12130 руб. на одного работника.

Поскольку иное Правилами не установлено, данная субсидия, по своей сути, целевой не является, в этой связи руководитель или иное уполномоченное лицо получателя субсидии вправе принять самостоятельное решение о составе первоочередных расходов, на оплату которых будет направлена полученная субсидия, в том числе на аренду, коммунальные платежи, заработную плату и т.п.

Налог на прибыль, УСН и ЕСХН

В связи с принятием Правительством РФ решения о выплате рассматриваемой субсидии Федеральным законом от 22.04.2020 N 121-ФЗ (далее — Закон № 121) в часть вторую НК РФ были внесены изменения.

Таким образом, суммы полученных субсидий и произведенных за их счет получателями субсидий расходы при определении облагаемой базы по налогу на прибыль не учитываются. По этой причине, хотя формально данная обязанность нормами НК РФ не предусмотрена, фактически получателям субсидий необходимо организовать раздельный учет полученных в виде субсидии средств и произведенных за их счет расходов.

В аналогичном порядке суммы полученных субсидий (пункт 1 ст. 346.5 НК РФ) и произведенные за их счет расходы (пункт 3 ст. 346.5 и пункт 49 ст. 270 НК РФ) учитываются налогоплательщиками, применяющими систему налогообложения для сельскохозяйственных производителей, а также упрощенную систему налогообложения (подпункт 1.1 п.1 и п. 2 ст. 346.15 НК РФ).

Налог на добавленную стоимость

Полученные из российской бюджетной системы субсидии в зависимости от их вида и целевого назначения могут, как учитываться при определении налогооблагаемой базы по НДС, так и не оказывать влияние на ее размер.

В данном случае, как было указано ранее, субсидии предоставляются в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в неблагоприятных условиях, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников, то есть на финансирование затрат и не вязаны с компенсацией недополученных доходов.

В этой связи суммы полученных субсидий при определении облагаемой базы по НДС не учитываются, что подтверждается сложившейся в настоящее время арбитражной практикой (см. Определение СКЭС ВС РФ от 01.08.2019 N 301-ЭС19-7881, пункт 32 Обзора судебной практики ВС РФ N 4 (2019), пункт 6 Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах КС РФ и ВС РФ, принятых в третьем квартале 2019 года по вопросам налогообложения). Аналогичного мнения по данному вопросу придерживаются и специалисты финансового ведомства (см., например, письмо Минфина России от 28.10.2019 N 03-03-06/1/82634).

При этом не имеет определяющего значения момент осуществления оплаты за счет субсидированных средств, то есть приобретены какие-либо ценности за счет полученной субсидии или она компенсирует уже ранее понесенные расходы: ни в одном из указанных случаев объекта обложения НДС не возникает.

Страховые взносы и НДФЛ

Отдельно следует остановиться на выплате за счет средств полученной субсидии заработной платы работникам, состоящим в трудовых отношениях с организациями и индивидуальными предпринимателями. В этой связи сразу оговоримся, что в отличие от налога на прибыль и НДС в отношении обложения выплат в пользу работников получателей субсидий страховыми взносами и НДФЛ каких-либо изменения и дополнения в положения НК РФ и другие нормативные акты, регулирующие вопросы исчисления и уплаты налогов и сборов, не вносились. Кроме того, еще раз отметим, что, хотя размер субсидии и исчисляется исходя из минимального размера оплаты труда, полученные средства целевыми не являются.

По этой причине, начисления в пользу работников, в том числе заработной платы за апрель и май 2020 года в полной мере соответствуют условиям их признания объектом обложения страховыми взносами, установленными положениями статьи 420 НК РФ. При этом никаких изъятий в отношении указанных начислений, произведенных за счет средств полученных субсидий в перечне выплат, установленных статьей 422 НК РФ и не облагаемых страховыми взносами, не установлено.

Аналогичным образом подлежит разрешению вопрос и об обложении НДФЛ выплат, произведенных в пользу работников за счет средств государственной поддержки, — они включаются в объект налогообложения и формируют налогооблагаемую базу по НДФЛ в соответствии с нормами статьи 210 НК РФ, поскольку каких-либо исключений в их отношении положениями статьи 217 НК РФ не предусмотрено.

Таким образом, суммы заработной платы, выплачиваемые работникам (в том числе индивидуального предпринимателя) за счет средств полученной субсидии, подлежат обложению страховыми взносами и НДФЛ в общеустановленном порядке.

Порядок учета субсидии на выполнение государственного задания

В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 78.1 БК РФ бюджетным и автономным учреждениям предусмотрено выделение субсидии из бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 640 субсидии на выполнение государственного задания определяется на основании расчета нормативных затрат на содержание имущества, а также расчета нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных услуг) физическим и (или) юридическим лицам. Законодательство предусматривает заключение соглашения между учредителем и бюджетным (автономным) учреждением, на основании которого в течение финансового года будет предоставляться субсидия в определенном объеме и с определенной периодичностью.

Заключение соглашения о предоставлении субсидии

Плановые назначения

На основании проведенного документа формируются следующие бухгалтерские записи:

ДТ 4.507.10.131 – КТ 4. 504.11.131.

Начисление доходов будущих периодов

По мере выполнения государственного задания учреждение предоставляет учредителю отчет о выполнении государственного задания и/или отчет о достижении целевых показателей. Согласно п. 158 Инструкции 174н, п. 186 Инструкции 183н на основании предоставленного отчета доходы будущих периодов списываются в состав доходов текущего финансового года.

рис. 1

рис. 1

ДТ 4.205.31.561 – КТ 4.401.40.131

Предоставление субсидии из бюджета

ДТ 4.201.11.510 – КТ 4.205.31.661

ДТ 4.508.10.131 – КТ 4.507.10.131 – отражено исполнение плана текущего года по доходам в виде субсидии на выполнение задания.

Признание доходов будущих периодов и возврат субсидии в связи с невыполнением задания

На основании документа формируются следующие бухгалтерские записи:

ДТ 4.401.40.131 – КТ – 4.401.10.131

Однако, формирование извещения не снимает обязанность учреждения предоставлять отчет о выполнении задания. Результатом рассмотрения отчета могут быть корректировки тех показателей, которые были сформированы ранее на основании извещения. В такой ситуации учредитель направит учреждению извещение с корректирующим бухгалтерскими записями и данные записи будут подлежат отражению в том году, в котором было принято решение о корректировке расчетов по субсидии.

ДТ 4.401.40.131 – КТ 4.303.05.731

ДТ 4.303.05.731 – КТ 4.201.11.610

Порядок учета субсидии на иные цели (целевой субсидии)

Бюджетным и автономным учреждениям из бюджетов могут быть выделены субсидии на иные цели (согласно абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ). Субсидии на иные цели предоставляются учреждению на расходы, не связанные с выполнением государственного задания. Субсидии на иные цели могут быть выделены из различных уровней бюджета, что будет определять их объем и условия предоставления:

  • из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • из бюджетов субъектов РФ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • из местных бюджетов.

Порядок 209н регулирует предоставление целевых субсидий двух видов: текущего и капитального характера. Если субсидия на иные цели предоставлена учреждению только на приобретение основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов – это субсидия капительного характера. Если за счет субсидии буду произведены расходы как капитального, так и иного характера – она относится к субсидии текущего характера.

Учет операций по субсидиям на иные цели ведется в разрезе кода финансового обеспечения 5 п. 12.1.3 Порядка, утвержденного приказом Минфина РФ от 06.06.2019 № 85н, регламентирует, что доходы учреждения в виде субсидии на иные цели отражается по статье 150 аналитической группы подвида доходов бюджетов. Согласно п. 9.5.2 Порядка 209н учет субсидии на иные цели текущего характера отражается по коду 152 КОСГУ, согласно п. 9.6.2 Порядка 209н субсидия на иные цели капительного характера отражается по коду 162 КОСГУ.

    Приняты к учету показатели плана ФХД в части доходов от получения субсидии на иные цели текущего (капитального) характера:

07060000000000000150.5.507.10.152 (162) – 07060000000000000150.5.504.10.152 (162)

07060000000000000150.5.205.52.561 (205.62.561) – 07060000000000000150.5.401.40.152 (162)

00000000000000000000.5.201.11.510 – 07060000000000000150.5.205.52.661 (205.62.661)

07060000000000000150.5.508.10.152 (162) – 07060000000000000150.5.507.10.152 (162)

07060000000000000150.5.401.40.152 (162) – 07060000000000000150.5.401.10.152 (162).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Читайте также: