Возможно платежные реквизиты уплаты налога указаны неверно 1с

Обновлено: 03.05.2024

Григоренко Екатерина Сергеевна - советник государственной гражданской службы РФ 2 класса.

Ошибка в платежке на уплату налога - это не так страшно, как кажется на первый взгляд. Последствия многих ошибок можно устранить, просто подав заявление об уточнении платежа. И со следующего года фатальных ошибок станет еще меньше!

- Действительно, НК РФ не установлен отдельный срок для принятия налоговым органом решения по заявлению об уточнении платежа. Как разъяснил Минфин, в этом случае применяется срок для рассмотрения заявлений налогоплательщиков о зачете (возврате) излишне уплаченной суммы налога .

Таким образом, решение по заявлению об уточнении платежа должно быть принято налоговым органом в течение 10 рабочих дней:

- или со дня получения заявления налогоплательщика;

- или со дня подписания акта совместной сверки уплаченных налогов, если такая сверка проводилась.

Полагаю, что проведение ИФНС и налогоплательщиком совместной сверки расчетов и подписание акта отвечает интересам обеих сторон. Ведь лучше сразу исключить все обстоятельства, которые могут помешать уточнению платежа. В таком случае срок увеличится, но не критично - не более чем на 10 (15) рабочих дней, необходимых для проведения сверки.

- В платежке на перечисление аванса по УСН предприниматель по ошибке указал КБК по страховым взносам в ПФР (уплачиваемым в ИФНС). Зачет между взносами и налогом проводить нельзя . А можно ли уточнить этот платеж?

- Налог считается уплаченным с момента представления в банк платежного поручения, в котором правильно указаны номер счета Федерального казначейства и реквизиты банка получателя . Конечно, при условии что на счете в банке достаточно средств. Ошибка в иных реквизитах платежного поручения, в том числе в КБК, не приводит к неуплате налога. Для исправления такого рода ошибок достаточно подать в ИФНС заявление с просьбой уточнить тип, принадлежность платежа и приложить к заявлению платежку .

Таким образом, если в платежном поручении на перечисление аванса по УСН предприниматель по ошибке указал КБК по страховым взносам в ПФР, то такой платеж можно уточнить.

Правда, нужно учитывать одну особенность. Если сведения об уплаченной сумме уже были учтены ПФР на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, уточнить реквизиты платежного поручения не получится . Это касается сумм, по ошибке зачисленных на КБК 18210202010061010160 и КБК 18210202140061110160 .

- В течение 3 рабочих дней со дня снятия организации с учета в прежней ИФНС учетное дело организации пересылается в ИФНС по новому месту нахождения . Передается в новую инспекцию и карточка РСБ. В ней выводится сальдо расчетов плательщика с бюджетом по состоянию на дату снятия с учета .

Так что смена налогового органа не должна никаким образом влиять на возможность уточнения платежа, произведенного ранее в прежнюю налоговую инспекцию.

- Еще один вопрос, связанный со сменой ИФНС. Организация в 2018 г. по ошибке перечислила НДФЛ по реквизитам прежней инспекции. Можно ли уточнить такой платеж?

- Это возможно только в случае, когда прежняя и новая инспекции находятся в одном субъекте РФ.

Если же организация по ошибке направила НДФЛ по реквизитам прежней инспекции, расположенной в другом регионе, налог не будет считаться уплаченным. Ведь получается, что в платежном поручении организация неправильно указала номер счета Федерального казначейства . А если в бюджет на соответствующий счет казначейства платеж не поступил, то уточнить (перебросить) его нельзя.

- А возможно будет зачесть переплату по НДФЛ, возникшую по старому ОКТМО в другом регионе, в счет недоимки, которая числится по новому ОКТМО?

- Полагаю, что решить вопрос зачетом не получится. Налог, перечисленный по реквизитам прежней ИФНС в другом регионе, - не излишне уплаченный налог, это ошибочный платеж не на тот счет Федерального казначейства. При этом нормы ст. 78 НК РФ предполагают, что зачет возможен только в отношении излишне уплаченного налога, а не ошибочно перечисленных платежей. То есть зачет суммы НДФЛ, уплаченной по старому ОКТМО по реквизитам прежней ИФНС из другого региона, в счет недоимки, которая числится по новому ОКТМО, не предусмотрен.

Необходимо заново уплатить НДФЛ в нужном размере по правильным реквизитам. Чтобы минимизировать размер пеней, желательно сделать это как можно скорее. А сам ошибочный платеж можно будет вернуть, подав заявление в ИФНС.

- Екатерина Сергеевна, давайте разберемся с еще одной схожей ситуацией. Предприниматель перечислил авансовый платеж по УСН за I квартал 2018 г. на счет казначейства другого региона (Москвы вместо Московской области). Обнаружив ошибку, предприниматель не смог уточнить платеж и заплатил аванс еще раз по верным реквизитам ИФНС в Московской области. Читатель говорит, что в возврате денег ИФНС ему отказала, ссылаясь на то, что это был аванс. Разве нельзя вернуть излишне уплаченный авансовый платеж ранее окончания налогового периода?

- Установленные НК РФ правила возврата налога применяются и в отношении сумм излишне уплаченных авансовых платежей .

Поэтому тот факт, что налоговый период еще не окончен, не может быть основанием для отказа в возврате авансового платежа.

Но платеж, перечисленный по реквизитам ИФНС другого региона, я бы трактовала не как авансовый, а как ошибочный. Соответственно, момент окончания налогового периода вообще не должен иметь значения. Вернуть ошибочный платеж можно в любое время, в том числе и ранее окончания налогового периода.

- Вы правы, по словам читателя, в акте сверки расчетов с ИФНС уплаченная по ошибочным реквизитам сумма аванса по УСН числится именно как невыясненный платеж. Получается, причина отказа в возврате денег в том, что предприниматель, по сути, хотел вернуть то, чего нет, - излишне уплаченный аванс?

- Возможно. Для возврата невыясненных платежей не может быть подано заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога . С этой целью необходимо подать в налоговый орган заявление в произвольной форме, где будут пояснены обстоятельства произошедшего, с приложением ошибочного платежного поручения.

- А начиная с 2019 г. в ситуации, когда налог по ошибке был перечислен по реквизитам ИФНС другого региона, платеж можно будет уточнить?

- В ст. 45 НК РФ были внесены существенные изменения, которые начнут действовать с 2019 г. Так, благодаря поправкам будет расширен перечень реквизитов платежного поручения, которые можно уточнять. Если ошибка в платежном поручении не повлекла неперечисления денег в бюджет, с нового года налогоплательщик будет вправе уточнить:

- тип и принадлежность платежа;

- счет Федерального казначейства (это новшество 2019 г.).

Таким образом, с 2019 г. в случае ошибочного перечисления налога, взносов, сбора, пеней, а также штрафов по реквизитам ИФНС другого региона платеж можно будет уточнить, подав заявление в ИФНС.

- Если организация уплатила НДФЛ по реквизитам прежней ИФНС из другого региона, то получается, что она указала в платежке неправильно не только номер счета казначейства, но и наименование банка. Однако вносимые поправки не предусматривают возможности уточнения наименования банка. Это не помешает уточнению счета казначейства?

- Полагаю, что нет.

Для уплаты налогов в платежном поручении заполняют несколько реквизитов, определяющих получателя. Помимо номера счета казначейства (поле 17), указывают, в частности, наименование банка (поле 13), а также название УФК по региону и в скобках сокращенное название налоговой инспекции (поле 16). При подаче заявления на уточнение номера счета казначейства сложностей с изменением такого реквизита, как "банк получателя", возникнуть не должно. Указание в заявлении правильных ОКТМО и счета казначейства позволит определить и наименование банка получателя, где открыт счет налоговому органу. Отдельно уточнять этот реквизит по заявлению не обязательно.

Вместе с тем, конечно, необходимо понять, как нововведения начнут применяться на практике. Ведь заранее невозможно определить, какие сложности могут возникнуть, будут ли происходить отказы со стороны ИФНС в уточнении платежей, какие разъяснения в адрес налоговых органов будут выпущены и так далее.

Хочу напомнить, что реквизиты можно узнать в ИФНС либо проверить с помощью интернет-сервисов. На сайте ФНС есть специальный общедоступный информационный ресурс. Там представлены все необходимые данные - код ИФНС, наименование, а также такие платежные реквизиты конкретного налогового органа, как получатель платежа (с указанием УФК и в скобках - конкретной инспекции), ИНН и КПП получателя, банк получателя, его БИК, корреспондентский счет и непосредственно номер счета.

- Сейчас основное условие для уточнения платежа - поступление налога не просто в бюджет, а именно на правильный счет казначейства.

Выполнение этого условия говорит также об исполнении обязанности по уплате налога. И напротив, налог не считается уплаченным, если в результате неправильного указания номера счета казначейства и наименования банка получателя деньги не поступили в бюджет на соответствующий счет .

Предусмотрев возможность уточнения счета казначейства, законодатели не изменили нормы, определяющие, когда обязанность по уплате налога признается исполненной. Выходит, что в следующем году налогоплательщик сможет уточнить платеж (исправив номер счета казначейства), хотя его обязанность по уплате налога исполнена не была? И пеней не будет?

- На мой взгляд, ваше утверждение неверно.

С 2019 г. основным условием для уточнения платежа станет факт поступления платежа в бюджетную систему. Номер же счета казначейства, как я уже говорила, при необходимости можно будет уточнить.

Если платеж не поступил в бюджет из-за ошибки в счете Федерального казначейства или наименовании банка получателя, то налог по-прежнему не будет считаться уплаченным в бюджет . Уточнить его будет нельзя и в 2019 г. (только возврат).

Другое дело, если ошибка в оформлении платежного поручения не повлекла неперечисления денег в бюджетную систему. То есть деньги поступили в бюджет, но не на тот счет. В такой ситуации с 2019 г. налогоплательщик сможет уточнить номер счета казначейства. Полагаю, что поскольку счет будет уточнен, то, следовательно, обязанность по уплате налога будет считаться исполненной. Причем исполненной на момент представления в банк первоначального платежного поручения (при наличии достаточного остатка на счете) . Ведь ИФНС уточнит платеж по заявлению налогоплательщика на день фактической уплаты налога в бюджет .

Новая редакция п. 7 ст. 45 НК РФ, как и действующая, предусматривает необходимость сторнирования пеней. С 2019 г. ИФНС при уточнении платежа, в том числе и в связи с ошибкой в номере счета казначейства, обязана будет пересчитать пени, начисленные на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему до дня принятия ИФНС решения об уточнении платежа.

Внимание! С 2019 г. появятся дополнительные условия уточнения платежа. Ошибку в платежке можно будет исправлять, если :

- с даты перечисления денег прошло не более 3 лет;

- уточнение платежа не приведет к недоимке.

- Екатерина Сергеевна, какого же рода ошибки по-прежнему будут помехой для уточнения платежа? Указание счета, не относящегося ни к одной ИФНС?

- Любые ошибки в платежном поручении, которые приведут к непоступлению налога (взноса, сбора, пеней, штрафа) в бюджет. Такие суммы можно будет только вернуть как ошибочно уплаченные. В приведенном вами примере (указание счета, не относящегося ни к одной из ИФНС) деньги, если банк проведет такой платеж, в бюджет не поступят, а значит, уточнить этот платеж нельзя будет и в следующем году.

- И последний вопрос. Можно ли будет в 2019 г. подать заявление об уточнении счета казначейства, если налог (взнос, сбор) был ошибочно перечислен не на тот счет еще в 2018 г.?

- Возможность исправления ошибки в счете Федерального казначейства предусматривает новая редакция п. 7 ст. 45 НК РФ. Поправки вступят в силу с 1 января 2019 г. Полагаю, что это нововведение будет касаться только сумм налога, уплаченных начиная с 2019 г. То есть, несмотря на поправки, в 2019 г. нельзя будет подать заявление об уточнении счета Федерального казначейства, если налог (взнос, сбор) был ошибочно перечислен не на тот счет еще в 2018 г. или в более раннем периоде.

Письмо Минфина от 31.07.2008 N 03-02-07/1-324; пп. 4, 8 ст. 78 НК РФ.

п. 7 ст. 45 НК РФ; Письма Минфина от 19.01.2017 N 03-02-07/1/2145; ФНС от 10.10.2016 N СА-4-7/19125@.

Письмо ФНС от 15.06.2017 N ЗН-4-22/11334.

п. 3.6.1 Порядка, утв. Приказом МНС от 03.03.2004 N БГ-3-09/178.

п. 3 разд. XI Единых требований, утв. Приказом ФНС от 18.01.2012 N ЯК-7-1/9@.

приложение N 8 к Приказу ФНС от 14.02.2017 N ММВ-7-8/182@.

Закон от 29.07.2018 N 232-ФЗ.

п. 7 ст. 45 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2019).

ст. 2 Закона от 29.07.2018 N 232-ФЗ.

Беседовала Е.О. Калинченко, Эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению


Уточнить свои налоговые платежи можно по правилам, прописанным в ст. 45 НК РФ. Так, данной нормой установлено, что при обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджет, он вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога и его перечисление на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.

С 01.12.2017 вступает в силу Приказ ФНС России от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579@, которым утвержден порядок работы налоговых органов с невыясненными платежами (далее – Порядок).

В связи с этим в статье предлагаем рассмотреть механизм взаимодействия ИФНС и налогоплательщика в ситуации, когда были обнаружены ошибки в платежном поручении на перечисление налогов в бюджет.

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик (в том числе юридические лица и индивидуальные предприниматели) обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено НК РФ, в установленный законодательством срок. Неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом в его адрес требования об уплате налога.

Об исполнении и неисполнении обязанности по уплате налога

Согласно пп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

В силу п. 7 ст. 45 НК РФ поручение на перечисление налога заполняется в соответствии с правилами, установленными Положением о правилах осуществления перевода денежных средств.

Подпунктом 4 п. 4 ст. 45 НК РФ установлен ряд случаев, когда обязанность по уплате налога не признается исполненной. К ним, в частности, относится неправильное указание налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога:

– номера счета Федерального казначейства;

– наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджет.

При этом если в платежном поручении неправильно указан КБК или статус плательщика налога, это не является основанием для признания обязанности по уплате налога неисполненной (письма Минфина России от 19.01.2017 № 03‑02‑07/1/2145, ФНС России от 10.10.2016 № СА-4-7/19125@).

Таким образом, если ошибка налогоплательщика не привела к неуплате налога, то он вправе уточнить свой платеж. Процедура уточнения невыясненного платежа прописана в п. 7 ст. 45 НК РФ.

Как работают налоговики с невыясненными платежами?

– платежи по расчетным документам, в полях которых не указана (неверно указана) информация налогоплательщиком (либо банком при формировании электронного платежного документа);

– платежи, которые невозможно однозначно определить к отражению в информационных ресурсах налоговых органов.

Вся информация о работе с невыясненными платежами собирается в ведомости невыясненных поступлений. В ней налоговики отражают:

– платежи, отнесенные казначейством на соответствующий КБК по учету невыясненных поступлений;

– платежи, оформленные налогоплательщиками с нарушением Правил № 107н, что привело к невозможности отражения их в карточках расчетов с бюджетом либо информационных ресурсах налоговых органов, в которых производится учет соответствующих поступлений;

– платежи, которые не могут быть однозначно классифицированы для отражения в карточках конкретных налогоплательщиков;

– платежи, по которым у налогоплательщиков не открыты карточки расчетов с бюджетом.

Хотите уточнить платеж? Сообщите об этом в ИФНС!

Пунктом 7 ст. 45 НК РФ установлено: при обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей (!) неперечисления этого налога в бюджет, он вправе подать в инспекцию по месту своего учета заявление о допущенной ошибке.

Документ, переданный налоговикам, должен содержать обращение с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика. К заявлению необходимо приложить подтверждающие произведенный платеж документы.

Обратная связь с налоговиками

Необходимость уточнения платежа (в части уточнения реквизитов расчетного документа) в целях правильного отражения о нем информации в ресурсах ИФНС может возникнуть и у налогового органа. В таком случае инспекция сама проинформирует об этом налогоплательщика.

– отсутствие либо указание несуществующего (неверного) КБК, кода ОКТМО;

– не указан (неверно указан) ИНН плательщика;

– несоответствие ИНН наименованию плательщика;

– отсутствие либо неверное указание КПП плательщика;

– указание несуществующего (неверного) ИНН получателя;

– отсутствует, указан несуществующий (неверный) КПП получателя;

– налогоплательщик не состоит на учете в налоговом органе;

– уплата налога производится за третьих лиц;

– отсутствие либо неверное указание основания платежа или номера счета получателя и его наименования;

– отсутствие открытой карточки расчета с бюджетом налогоплательщика;

отсутствие либо неверное указание статуса плательщика, налогового периода.

При поступлении в налоговый орган заявления налогоплательщика об уточнении вида и принадлежности платежа налоговый орган в течение 10 рабочих дней с даты поступления указанного заявления выносит соответствующее решение (форма заявления утверждена Приказом ФНС России от 29.12.2016 № ММВ-7-1/731@).

К сведению

В случае если ошибка в расчетном документе возникла по вине банка при формировании электронного платежного документа, налоговый орган после сверки расчетов с плательщиком вправе сделать запрос в данное кредитное учреждение с целью получения копии расчетного документа, оформленного плательщиком на бумажном носителе.

По предложению одной из сторон (инспекции или налогоплательщика) может быть проведена совместная сверка уплаченных налогоплательщиком налогов.

Итог взаимодействия с ИНФС по невыясненным платежам

На основании заявления налогоплательщика и акта совместной сверки расчетов (если она проводилась) инспекция принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога. При этом налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджет до дня принятия ИФНС решения об уточнении платежа.

О принятом решении об уточнении платежа налогоплательщика уведомят в течение пяти дней после принятия данного решения.

Уточнение реквизитов на уплату страховых взносов

Процедура уточнения платежных документов по страховым взносам аналогична мероприятиям, проводимым инспекцией по уточнению налоговых платежей. Однако при обнаружении в своих документах ошибок налогоплательщикам необходимо руководствоваться следующим.

Во-первых, уточнение реквизитов в расчетных документах по уплате страховых взносов не производится в том случае, если сведения об этой сумме учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица. Это закреплено в п. 9 ст. 45 НК РФ.

Во-вторых, порядок уточнения реквизитов в платежных документах зависит от даты совершения платежа.

Если платеж совершен за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, денежные средства по которым поступили в ПФР (до передачи администрирования страховых взносов ФНС), то заявление об уточнении реквизитов необходимо представить в отделение ПФР.

ПФР в течение пяти рабочих дней рассмотрит его и вынесет соответствующее решение, которое направит в ИФНС. Одновременно с данным решением осуществляется и передача суммы пени, подлежащей уменьшению либо доначислению, пересчитанной по состоянию на 01.01.2017. На основании полученных от ПФР сведений налоговики отразят решение и сумму пени в лицевом счете плательщика.

Если же денежные средства поступили после 01.01.2017, то заявление должно быть подано в налоговую инспекцию. Контролеры в таком случае направляют в ПФР запрос с приложением копий заявления плательщика и платежного документа.

Налоговое законодательство наделяет налогоплательщиков правом уточнить в ИФНС свои ошибочные налоговые платежи (как и платежи по страховым взносам), выставляя при этом одно условие: ошибка в оформлении платежного документа на перечисление налога (страховых взносов) не должна повлечь неперечисления денежных средств в бюджет.

С 01.12.2017 вступает в силу Приказ Минфина России от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579@, которым утвержден порядок работы налоговых органов с невыясненными платежами. С указанной даты контролеры во взаимодействии с налогоплательщиками будут руководствоваться положениями данного документа.

Помимо этого, в целях правильного заполнения расчетных документов ФНС планирует проводить масштабную работу по информированию налогоплательщиков о значениях реквизитов, необходимых для заполнения полей платежных документов, путем размещения соответствующей информации на стендах в территориальных налоговых органах. Сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства можно получить в ИФНС и при постановке на учет (п. 6 ст. 32 НК РФ). Также напомним, что на сайте высшего налогового ведомства можно найти любой реквизит, необходимый для заполнения расчетных документов.

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

personal photo

Измененные реквизиты представлены в письме от ФНС от 08.10.2020. Для каждого региона они свои. Переходный период, когда еще можно указывать старые реквизиты казначейства, — с 01.01.2021 по 30.04.2021. С 1 мая 2021 года при заполнении платежного поручения с использованием старых реквизитов такой платеж будет отнесен к невыясненным.
Возможность работать с системой казначейского обслуживания, согласно ФЗ-479 от 27.12.2019, стала доступной с релиза 3.0.86.

Перейдем в карточку контрагента ФНС (Справочники – Контрагенты):

vnesenie-izmenenij-1

vnesenie-izmenenij-2

vnesenie-izmenenij-3

vnesenie-izmenenij-4

В списке выбираем созданный только что банк:

vnesenie-izmenenij-5

vnesenie-izmenenij-6

platezhnoe-poruchenie-1

Перечень кодов статуса налогоплательщика


Изменения коснулись и кодов статуса плательщика с 1 октября 2021 года.

Коды 09, 10, 11, 12 с 1 октября 2021 года утратят силу и все будут заменены кодом 13 (налогоплательщик, плательщик сборов, страховых взносов и иных платежей, администрируемых налоговыми органами, — физическое лицо, индивидуальный предприниматель, нотариус, занимающийся частной практикой, адвокат, учредивший адвокатский кабинет, глава крестьянского (фермерского) хозяйства). Ранее код 13 соответствовал налогоплательщикам — физическим лицам.

Появились новые коды:
Код 29 — политики, которые перечисляют в бюджет деньги со специальных избирательных счетов и специальных счетов фондов референдума (кроме платежей, администрируемых налоговой).
Код 30 — иностранные лица, не состоящие на учете в российской налоговой, при уплате платежей, администрируемых таможенными органами.

Перечень оснований платежа

Нововведения с 1 октября 2021 года коснутся и перечня оснований платежа.

Коды ТР (по требованию налоговой), АП (по акту проверки), ПР (по решению о приостановлении взыскания), АР (По исполнительному документу) утратят силу и будут заменены единым кодом ЗД (погашение задолженности, по истекшим налоговым, расчетным (отчетным) периодам, в том числе добровольное). Ранее код ЗД применялся только по добровольному закрытию долгов.

Код БФ (текущий платеж физического лица — клиента банка (владельца счета), уплачиваемый со своего банковского счета) будет полностью упразднен.

В зависимости от выбранного кода основания платежа будет заполнен номер документа — основания платежа. Если код основания платежа ЗД, то документ заполняется следующим образом:

ТР0000000000000 — номер требования налогового органа об уплате налога (сбора, страховых взносов);
ПР0000000000000 — номер решения о приостановлении взыскания;
АП0000000000000 — номер решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
АР0000000000000 — номер исполнительного документа (исполнительного производства).

platezhnoe-poruchenie-2

В платежных поручениях, датированных датой позже 01.10.2021, реквизиты платежа будут заполняться следующим образом:
Статус плательщика — из выпадающего списка выбираем код 13, так как ИП.
Основание платежа — из выпадающего списка выбираем код ЗД, так как оплата по требованию ФНС.
Дата налогового периода — срок уплаты по требованию.
Номер документа — номер требования с префиксом ТР.
Дата документа — дата требования.

При заполнении платежных поручений на уплату налогов и страховых взносов компании нередко допускают ошибки.

Ошибки в платежном поручении на перечисление налога, в результате которых деньги в бюджет не поступили

Когда налог придется перечислить заново

Налог не считается уплаченным, если в платежном поручении налогоплательщик неправильно указал номер счета Федерального казначейства и наименование банка получателя (подп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ). В этом случае налогоплательщику придется повторно заплатить налог (письма ФНС России от 06.09.13 № ЗН-3-1/3228 и от 12.09.11 № ЗН-4-1/14772@). Указав в платежном поручении правильные реквизиты получателя платежа (номер счета УФК, ИФНС России) и правильное наименования банка, в котором открыт счет УФК. При этом проверяющие могут начислить пени (ст. 75 НК РФ) и привлечь к ответственности за неуплату налога (ст. 122 и 123 НК РФ).

Поскольку деньги все же поступили в бюджет, то некоторые суды приходят к выводу о том, что налоговый платеж считается уплаченным. Ошибка в номере счета УФК еще не означает, что налог не уплачен (постановление ФАС Московского округа от 03.04.12 № А40-42830/11-99-19).

Иногда налог может не поступить в бюджет по вине банка. Например, если кредитное учреждение допустило ошибку при формировании реквизитов платежного поручения (наименование и номер счета получателя платежа). В этом случае компания вправе обратиться с исковым заявлением в судебные органы о возмещении банком причиненного ущерба (абз. 9 ст. 12 и ст. 15 ГК РФ). Поскольку обязанность по уплате налога признают неисполненной.

Инспекция может начислить пени (письмо ФНС России от 02.09.2013 № ЗН-2-1/595@). Ведь налоговый орган пересчитывает пени в том случае, если обязанность по уплате налогов (сборов) исполнена. Пункт 7 статьи 45 НК РФ не содержит положений, позволяющих инспекторам осуществить уточнение реквизитов счета Федерального казначейства и при этом пересчитать пени.

Как вернуть налог, если в платежном поручении допущена ошибка

Если компания допустила ошибку в счете УФК или в наименовании банка получателя, то уточнить платеж не получится. Поскольку налог не считается уплаченным (подп. 4 п. 4 и абз. 2 п. 7 ст. 45 НК РФ). Если платеж не исполнен, то за возвратом перечисленной суммы налога нужно обратиться в банк. Если деньги списаны с расчетного счета, но на счет Федерального казначейства нужного региона так и не поступили, налог можно вернуть в порядке статьи 78 НК РФ.

В течение 10 дней со дня получения указанного заявления инспекция обратится в УФНС России по месту зачисления платежа. К обращению контролеры должны приложить копию заявления налогоплательщика о возврате платежа.

Ошибки в платежках на уплату налога, несмотря на которые деньги в бюджет поступили

Когда налоговый платеж можно уточнить

Как оформить заявление на уточнение налогового платежа

Чтобы уточнить реквизиты в платежном поручении на перечисление налога, нужно подать заявление в инспекцию в произвольной форме (см. образец ниже). А также платежки и другие документы, которые подтвердят перечисление налога в бюджет.


Эти бумаги являются основанием для принятия решения об уточнении платежа (приложение № 2 к приказу ФНС России от 02.04.07 № ММ-3-10/187). В заявлении указывают, какая именно ошибка была допущена в платежке, и просят инспекторов уточнить платеж (абз. 2 п. 7 ст. 45 НК РФ).

Чтобы принять решение, налоговики могут провести сверку расчетов компании с бюджетом (п. 7 ст. 45 НК РФ). Решение об уточнении платежа принимается в течение 10 рабочих дней с момента получения от организации заявления и соответствующих документов. Или с момента подписания акта сверки расчетов с бюджетом (п. 6 ст. 6.1, абз. 5 п. 7 ст. 45 и абз. 2 п. 4 ст. 78 НК РФ, письмо Минфина России от 31.07.08 № 03-02-07/1-324).

В течение пяти рабочих дней контролеры должны уведомить налогоплательщика о принятом решении (абз. 6 п. 7 ст. 45 и п. 6 ст. 6.1 НК РФ). Поскольку контролеры уточняют платеж на тот день, когда компания фактически уплатила налог, то они должны пересчитать пени, которые были начислены за период со дня уплаты налога до дня принятия решения об уточнении платежа (абз. 5 п. 7 ст. 45 НК РФ).


Уточнение реквизитов в платежке на перечисление налога может производиться только в пределах одного и того же налога (письмо ФНС России от 26.10.15 № ЗН-4-1/18643). Это относится в том числе к уточнению наименования КБК (письмо ФНС России от 22.12.11 № ЗН-4-1/21889). В то же время суды указывают, что при указании неверного КБК налог считается уплаченным. И уточнение платежа возможно, даже если указан КБК другого налога (например, постановления ФАС Северо-Западного от 27.07.10 № А56-41798/2009, Дальневосточного от 30.03.09 № Ф03-1121/2009 и Западно-Сибирского от 08.10.29 № А45-8082/2009 округов).

Если инспекторы отказали компании в уточнении платежа по КБК, который относится к другому налогу, то организация вправе обжаловать это решение в вышестоящем налоговом органе или в суде (ст. 137 и п. 1 ст. 138 НК РФ).

Ошибки в платежках на уплату страховых взносов

Когда страховые взносы придется перечислить заново

Если страховые взносы не поступили в бюджет соответствующего внебюджетного фонда, уточнить платежное поручение нельзя. Это произойдет в случаях, если в платежке неправильно указан номер счета казначейства и наименование банка получателя денежных средств (подп. 4 п. 6 ст. 18 Федерального закона от 24.07.09 № 212‑ФЗ, далее — Закон № 212-ФЗ).

По аналогии с налоговыми платежами за возвратом средств нужно будет обратиться в банк (если платеж не исполнен) или в отделение фонда (если деньги списаны со счета, но не поступили на счет казначейства нужного региона).

Когда платеж по страховым взносам можно уточнить


Нельзя уточнить платеж на уплату взносов в ФФОМС, если из-за ошибки в КБК они были зачислены в бюджет ПФР, и наоборот (подп. 4 п. 6 ст. 18 Закона № 212‑ФЗ и приложение к постановлению Правления ПФР от 11.05.12 № 113п).

Как оформить заявление на уточнение платежа по страховым взносам

Если по ошибочной платежке были уплачены страховые взносы в ПФР или ФФОМС, заявление об уточнении платежа нужно подать в территориальное отделение ПФР, по месту нахождения которого уплачивались взносы. Если по ошибочному платежному поручению были уплачены взносы в ФСС РФ, заявление нужно подать в территориальное отделение ФСС, по месту нахождения которого уплачивались взносы. В ПФР заявление подается по рекомендованной форме (приложение к письму Пенсионного фонда РФ от 06.04.11 № ТМ-30-25/3445).

Заявление в ФСС РФ подается в произвольной форме. В заявлении нужно указать реквизиты платежного поручения, в котором допущена ошибка, реквизит, который заполнен неверно, и верное его значение. А также приложить платежку, в которой допущена ошибка.

На основании заявления ревизоры примут решение об уточнении платежа (утв. постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 11.05.12 № 113). И пересчитают пени (п. 11 ст. 18 Закона № 212‑ФЗ). Перед принятием соответствующего решения ревизоры могут провести сверку по уплаченным страховым взносам (п. 9 и 11 ст. 18 Закона № 212‑ФЗ).

Бухгалтеру следует помнить, что порядок учета и налогообложения операций по приобретению чая и кофе для сотрудников напрямую зависит от того, предусмотрено это коллективным договором или нет

Читайте также: