Возможно ли взыскание с налогового агента суммы налога которая не была удержана у налогоплательщика

Обновлено: 17.05.2024

1. Неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный настоящим Кодексом срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом,

влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.

2. Налоговый агент освобождается от ответственности, предусмотренной настоящей статьей, при одновременном выполнении следующих условий:

налоговый расчет (расчет по налогу) представлен в налоговый орган в установленный срок;

в налоговом расчете (расчете по налогу) отсутствуют факты неотражения или неполноты отражения сведений и (или) ошибки, приводящие к занижению суммы налога, подлежащей перечислению в бюджетную систему Российской Федерации;

налоговым агентом самостоятельно перечислены в бюджетную систему Российской Федерации сумма налога, не перечисленная в установленный срок, и соответствующие пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления суммы налога или о назначении выездной налоговой проверки по такому налогу за соответствующий налоговый период.

Комментарий к Статье 123 НК РФ

Налоговый агент удерживает необходимые суммы налога из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщику. В случае если налоговый агент не имеет возможности удержать налог у налогоплательщика, он обязан сообщить об этом в течение месяца в налоговый орган.

Если доход налогоплательщика, подлежащий обложению налогом у налогового агента, состоит в экономической выгоде либо получен в натуральной форме, и денежных выплат в данном налоговом периоде налогоплательщику не производилось, у налогового агента отсутствует обязанность удержания налога с плательщика. В этом случае необходимая информация представляется агентом в налоговый орган в порядке, предусмотренном пп. 2 п. 3 ст. 24 НК РФ.

При применении п. 1 ст. 46 НК РФ необходимо иметь в виду, что по смыслу данной нормы не перечисленная налоговым агентом сумма налога, подлежащая удержанию у налогоплательщика, взыскивается с налогового агента по правилам взыскания недоимки, т.е. в бесспорном порядке (за исключениями, установленными п. 1 ст. 45 НК РФ).

В отличие от налогоплательщика, в отношении которого оговорен момент исполнения обязанности по уплате налога (он определяется по общему правилу моментом предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога либо моментом внесения денежной суммы в банк или кассу), Налоговый кодекс не оговаривает, когда обязанность налогового агента по перечислению налога считается выполненной.

Объектом налогового правонарушения является предусмотренный Кодексом и другими актами законодательства о налогах порядок исчисления, удержания и перечисления в бюджет сумм налогов. При этом виновный допускает нарушение норм целого ряда статей настоящего Кодекса, в частности ст. ст. 9, 23, 24, 46, 47 НК РФ.

Непосредственным объектом данного налогового правонарушения являются отношения, связанные с исполнением налоговым агентом своих обязанностей по удержанию с налогоплательщика и перечислению в бюджет сумм налогов. Опасность данного деяния состоит в том, что подрывается система финансового обеспечения деятельности государства и(или) муниципального образования, так как налогоплательщик (хоть и не по своей вине) не исполняет лежащей на нем конституционной обязанности по уплате налога (ст. 57 Конституции РФ, ст. 3 НК РФ).

Характеризуя объективную сторону правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, следует обратить ваше внимание на ряд важных положений:

а) обязанности налогового агента возлагаются на последнего нормами не только самого Кодекса, но и других законов, посвященных отдельным видам налогов;

б) из всего круга обязанностей, возложенных на налогового агента правилами п. 3 ст. 24 НК РФ, объективная сторона деяния, предусмотренного ст. 123 НК РФ, охватывает:

- невыполнение обязанностей по удержанию сумм налогов. Однако для того чтобы иметь возможность удержать налог, необходимо по общему правилу его исчислить. Поэтому именно налоговый агент (а не налогоплательщик) в данном случае обязан исчислить сумму налога в соответствии с правилами ст. ст. 52 - 56 НК РФ;

- невыполнение виновным обязанностей по перечислению в бюджет сумм удержанных налогов. При этом следует обратить внимание на ряд важных моментов:

1) хотя в комментируемой статье 123 Налогового кодекса России и говорится о перечислении суммы налогов, все же следует учесть, что в ряде случаев Кодекс допускает возможность уплаты налога путем внесения наличных денег. Поэтому и случаи такого невнесения охватываются объективной стороной данного правонарушения;

2) объективная сторона налогового правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, налицо и тогда, когда виновный одновременно и не удержал, и не перечислил (не внес) в бюджет соответствующую сумму налогов, и тогда, когда он, хотя и удержал сумму налога, не перечислил (не внес) ее, и тогда, когда виновный не полностью удержал сумму налога либо не полностью перечислил (внес) удержанную сумму налога;

в) для наступления ответственности не имеет значения размер неудержанной (неперечисленной) суммы налогов. Однако весьма незначительный размер такой суммы может быть учтен при определении меры ответственности как смягчающее обстоятельство (пп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ).

Субъектами анализируемого деяния могут выступать только налоговые агенты, т.е. лица, на которые в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Однако российские организации, не наделенные статусом юридических лиц (это возможно в соответствии со ст. 8 Закона о профсоюзах, ст. 3 Закона об объединениях), не могут считаться субъектами данного правонарушения (так как они не могут являться налоговыми агентами, пока законодатель не внесет поправок в ст. ст. 11, 24, 123 и ряд других норм НК РФ).

Предусмотренное комментируемой статьей деяние и ответственность, когда оно совершено физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления.

Привлечение налогового агента - организации к ответственности за совершение данного правонарушения не освобождает ее руководителя (иное лицо, выполняющее в организации управленческие функции) при наличии достаточных оснований от административной, уголовной, иной предусмотренной законом ответственности (п. 4 ст. 108 НК РФ).

Привлечение налогового агента к ответственности по ст. 123 НК РФ не освобождает его от обязанности удержать и перечислить в бюджет сумму налога (п. 5 ст. 108 НК РФ).

Субъективная сторона анализируемого деяния характеризуется наличием или умысла, или неосторожной формы вины.

Санкции за совершение данного правонарушения:

- виновный привлекается к уплате штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению;

- сумма штрафа подлежит увеличению или уменьшению с учетом правил ст. 112 НК РФ и п. п. 3, 4 ст. 114 НК РФ.

Другой комментарий к Ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации

Статья 123 Кодекса устанавливает налоговую ответственность за неисполнение налоговыми агентами установленной подп. 1 п. 3 ст. 24 Кодекса обязанности правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги. Согласно п. 4 ст. 24 Кодекса налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном Кодексом для уплаты налога налогоплательщиком (см. комментарий к ст. 24 Кодекса).

КС России в Определении от 2 октября 2003 г. N 384-О указал, что ответственность, установленная ст. 123 Кодекса, применяется независимо от того, была или не была соответствующая сумма удержана налоговым агентом у налогоплательщика. Там же указано, что в соответствии с п. 5 ст. 108 Кодекса привлечение налогового агента к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности перечислить причитающиеся суммы налога и пени.

В пункте 10 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России от 11 июня 1999 г. N 41/9 разъяснено, что в том случае, когда доход, подлежащий обложению налогом у налогового агента, получен налогоплательщиком в натуральной форме и денежных выплат в данном налоговом периоде налогоплательщику не производилось, у налогового агента отсутствует обязанность удержания налога с плательщика. В этом случае необходимая информация представляется агентом в налоговый орган в порядке, предусмотренном подп. 2 п. 3 ст. 24 Кодекса, т.е. в течение одного месяца письменно в налоговый орган по месту своего учета.

Как разъяснил Пленум ВАС России в п. 44 Постановления от 28 февраля 2001 г. N 5, необходимо учитывать, что правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 123 Кодекса, может быть вменено налоговому агенту только в том случае, когда он имел возможность удержать соответствующую сумму у налогоплательщика, имея в виду, что удержание осуществляется из выплачиваемых налогоплательщику денежных средств. При этом взыскание штрафа за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога налоговым агентом производится независимо от того, была ли соответствующая сумма удержана последним у налогоплательщика.

Статья 199.1 УК предусматривает уголовную ответственность за неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд).

Обязательным условием наступления уголовной ответственности за неисполнение обязанностей налогового агента является крупный или особо крупный размер неперечисленной (неполно перечисленной) суммы налога. Правила определения крупного или особо крупного размера неуплаченных налогов и (или) сборов в целях ст. 199.1 УК содержатся в примечании к ст. 199 УК (см. комментарий к ст. 122 Кодекса).

Дивиденды от российских организаций, полученные физическим лицом, не являющимся налоговым резидентом РФ, облагаются по налоговой ставке 15 процентов.

Однако, если международным договором РФ по вопросам налогообложения, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ, применяются правила и нормы международных договоров РФ.

Таким образом, если налоговый агент на территории РФ излишне удержал 15 процентов суммы дивидендов вместо положенных 10 процентов, в этом случае физическое лицо вправе рассчитывать на возврат ранее излишне удержанного налога в РФ.

Как происходит возврат излишне уплаченного налога?

В силу прямого указания пп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ право на возврат излишне уплаченного налога принадлежит каждому налогоплательщику.

Данное право налогоплательщика обеспечивается обязанностью налоговых органов принимать решения о возврате налогоплательщику сумм излишне уплаченных налогов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных налогов (пп. 7 п. 1 ст. 32 НК РФ).

Возмещение (зачет или возврат) сумм излишне уплаченного налога осуществляется по решению налогового органа по месту учета налогоплательщика на основании его письменного заявления (ст. 78 НК РФ).

Президиум ВАС РФ указал, что, если иное не следует из специальных правил НК РФ, налогоплательщик может выбрать способ восстановления нарушенного права: подать соответствующее заявление в инспекцию или предъявить налоговому агенту требования в рамках гражданско-правового обязательства (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 29.10.2013 N 7764/13).

Также необходимо обратить внимание, что согласно пп. 1 и 10 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налоговых агентов документы, служащие основаниями для удержания и перечисления налогов, документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность удержания и перечисления налогов, а также требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налоговых агентов и с корреспондентских счетов банков сумм налогов и перечисления этих сумм в бюджетную систему РФ.

Учитывая изложенное, возврат суммы налога на доходы физического лица, излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему РФ, может быть осуществлен налоговым органом налогоплательщику по месту его учета после получения подтверждения этим налоговым органом факта излишнего удержания и перечисления в бюджетную систему РФ указанной суммы налога, что подтверждается Письмом Минфина России от 20.01.2014 N 03-03-06/1/1398.

Согласно положениям пункта 9 статьи 232 НК РФ физическое лицо, имеющее право на освобождение от уплаты налога на основании международного договора РФ по вопросам налогообложения, вправе предоставить 1) подтверждение статуса налогового резидента США и 2) его нотариально заверенный перевод на русский язык вместе с 3) заявлением на возврат налога, 4) налоговой декларацией, 5) документами, подтверждающими удержание налога и 6) основания для его возврата в налоговый орган по месту своего учета.

Для того, чтобы воспользоваться правом на частичное освобождение от налогообложения в РФ, такому физическому лицу необходимо предоставить официальное подтверждение статуса резидента государства, с которым РФ заключен международный договор. В соответствии с положениями пункта 6 ст. 232 НК РФ официальным подтверждением статуса налогового резидента государства, с которым РФ заключен международный договор, является подтверждение, выданное компетентным органом соответствующего иностранного государства. Указанное подтверждение предоставляется совместно с его нотариально заверенным переводом на русский язык.

Учитывая положения Статьи 1 Гаагской конвенции от 05.10.1961, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов и вводящей их апостилирование, установлено, что в качестве таких документов рассматриваются документы, исходящие от органа или должностного лица, подчиняющихся юрисдикции государства.

При этом выполнение упомянутой функции не может быть потребовано, если законы, правила или обычаи, действующие в государстве, в котором представлен документ, либо договоренность между государствами отменяют данную процедуру.Таким образом, сертификаты, подтверждающие статус налогоплательщика в качестве резидента соответствующей страны, подлежат апостилированию, так как иное прямо не предусмотрено Конвенцией.

Положений, отменяющих апостилирование иностранных официальных документов, действующее законодательство РФ не содержит.

Что грозит организации, если она не удержит с дохода работника НДФЛ и не сообщит об этом факте в налоговую?

Работнику выплатили доход (компенсировали командировочные расходы), подтвержденный лишь косвенными документами. По мнению чиновников, данный доход должен включаться в налоговую базу по НДФЛ. Арбитры придерживаются иного мнения. Организация приняла решение не исчислять и не удерживать налог. Что грозит организации и работнику в случае, если налоговые инспекторы выявят этот факт?

Плательщиками НДФЛ признаются физические лица (п. 1 ст. 207 НК РФ). Российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать НДФЛ из заработной платы у налогоплательщика и уплачивать в налог бюджет (п. 1 ст. 226 НК РФ). То есть организации являются налоговыми агентами по данному налогу (ст. 24 НК РФ). Уплата НДФЛ за счет средств налоговых агентов не допускается (п. 9 ст. 226 НК РФ).

Для справки

Указанная формулировка п. 9 ст. 226 НК РФ действует вплоть до 31.12.2019. С 2020 года эта норма дополнена случаем-исключением: уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается, за исключением случаев доначисления (взыскания) налога по итогам налоговой проверки в соответствии с настоящим кодексом при неправомерном неудержании (неполном удержании НДФЛ из заработной платы) налога налоговым агентом (в редакции Федерального закона от 29.09.2019 № 325‑ФЗ).

До 2020 года и начиная с 01.01.2020 для работодателей, не удержавших налог НДФЛ в предусмотренных законодательством случаях (и не сообщивших об этом факте в налоговую инспекцию), последствия будут различны.

Какие последствия ждут работников и работодателей сейчас (в 2019 году и ранее)?

Если налоговые инспекторы посчитают, что налоговый агент необоснованно не включил в налоговую базу по НДФЛ выплаченный работнику доход, налог будет доначислен. Обязанность уплатить НДФЛ возлагается на физическое лицо. В соответствии с п. 2 ст. 231 НК РФ суммы налога НДФЛ, не удержанные с физических лиц или удержанные налоговыми агентами не полностью, взыскиваются ими с физических лиц до полного погашения этими лицами задолженности по налогу в порядке, предусмотренном ст. 45 НК РФ.

Требовать погасить задолженность по НДФЛ с дохода работника за счет средств учреждения налоговые инспекторы не вправе. Следовательно, доначисленная по результатам налоговой проверки сумма налога должна быть удержана налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых работнику, при их фактической выплате (п. 4 ст. 226 НК РФ).

При невозможности удержать НДФЛ из заработной платы у налогоплательщика (например, в случае, когда физическое лицо, которому доначислен НДФЛ, уволилось из учреждения) налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать НДФЛ с дохода работника и сумме задолженности налогоплательщика (п. 5 ст. 226 НК РФ).

Негативные последствия ждут и работодателя. Налоговый агент, который неправомерно не исчислил, не перечислил в бюджет и не удержал налог НДФЛ, может быть привлечен к налоговой ответственности в виде штрафа на основании ст. 123 НК РФ (размер штрафа – 20 % суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению).

Кроме того, налоговому агенту могут быть начислены пени (ст. 75 НК РФ). В частности, Президиум ВАС в Постановлении от 22.05.2007 № 16499/06 разъяснил, что пени являются правовосстановительной мерой государственного принуждения, носящей компенсационный характер, за несвоевременную уплату налога в бюджет и должны взыскиваться с того субъекта налоговых правоотношений, на которого возложена такая обязанность. Поскольку ст. 226 НК РФ обязанность по уплате в бюджет НДФЛ возложена на налоговых агентов, уплатить пени обязаны также налоговые агенты. В пользу начисления пеней организациям высказывался также Пленум ВАС (см. п. 2 Постановления от 30.07.2013 № 57).

Какие последствия ждут работников и работодателей после 01.01.2020?

Как и раньше, обязанность по уплате НДФЛ будет возлагаться на физических лиц. Поэтому суммы налога НДФЛ, не удержанные с физических лиц или удержанные налоговыми агентами не полностью, должны будут взыскиваться ими с физических лиц до полного погашения этими лицами задолженности по налогу.

Налоговые агенты, как и в настоящее время, могут быть привлечены к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ.

При этом с 01.01.2020 вступает в силу поправка, внесенная в п. 9 ст. 226 НК РФ, позволяющая налоговым агентам в случае доначисления (взыскания) налога по итогам налоговой проверки уплачивать НДФЛ за счет собственных средств.

Сейчас сложно сказать, как эту поправку будут трактовать контролирующие органы (разъяснений на этот счет ни налоговики, ни финансисты пока не дали): будет ли это право организации (например, учреждение может заплатить доначисленный НДФЛ за счет собственных средств, а потом взыскать налог с работника (либо простить работнику долг), что позволит уменьшить размер начисленных пеней) либо уплату НДФЛ по результатам проверки учреждениям вменят в обязанность. Как только появятся официальные разъяснения, мы обязательно вернемся к данному вопросу.

Если по результатам налоговой проверки будет установлено, что организация – налоговый агент не удержала сумму НДФЛ, подлежащего уплате в бюджет, налог будет доначислен. Обязанность по уплате НДФЛ лежит на работнике, учреждение – налоговый агент обязано будет удержать с работника задолженность по налогу и перечислить его в бюджет. Сам налоговый агент может быть привлечен к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ (размер штрафа – 20 % неудержанной суммы). Также учреждению – налоговому агенту могут быть начислены пени.

Начиная с 2020 года налоговый агент сможет за счет собственных средств уплатить сумму доначисленного НДФЛ с дохода работника в бюджет.

Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение, №12, 2019 год

По общему правилу, НДФЛ исчисляет, удерживает и перечисляет в бюджет налоговый агент. В соответствии со статьей 226 НК РФ налоговыми агентами являются российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщики получают доходы.

Налоговый агент определяет налоговую базу по НДФЛ с учетом предоставления физическому лицу налоговых вычетов в установленных НК РФ случаях.

Вопросам получения социальных, имущественных налоговых вычетов у работодателя посвящено интервью с экспертом – Сергеем Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса..

В чем заключается налоговый вычет по НДФЛ?

Вычет состоит в освобождении от налогообложения НДФЛ определенной суммы дохода от трудовой деятельности, оказания услуг, продажи имущества и т.п.при том, что данный доход подлежит налогообложению НДФЛ по ставке 13% (ставка установлена пунктом 1 статьи 224 НК РФ для большинства видов доходов, получаемых физическими лицами – налоговыми резидентами РФ).

В том случае, если физическое лицо применяет, скажем, упрощенную систему налогообложения и не имеет доходов, облагаемых по ставке 13%, или имеет доходы, освобождаемые от НДФЛ, воспользоваться вычетом оно не может. Кроме того, вычет не применяется к дивидендам несмотря на то, что они облагаются по ставке 13% (пункт 3 статьи 210 НК РФ).

НК РФ предусматривает систему налоговых вычетов. Какие из них налогоплательщик может получить у работодателя?

Все виды стандартных вычетов (статья 218 НК РФ), а также некоторые виды социальных (статья 219 НК РФ) и имущественных (статья 220 НК РФ).

Налоговый агент предоставляет названные вычеты в том случае, если физическое лицо является его работником?

В отличие от стандартных вычетов, социальные и имущественные налоговый агент может предоставлять только своему работнику.

Организация при заключении гражданско–правового договора с физическим лицом не является работодателем и предоставлять ему, в частности, имущественный налоговый вычет не вправе (письмо ФНС от 07.03.2017 № БС-4-11/4076@).

Если же организация заключила с физическим лицом трудовой и гражданско-правовой договоры, то социальный и имущественный вычеты могут быть предоставлены ему в отношении доходов по трудовому договору.

Стандартные, социальные, имущественные налоговые вычеты по НДФЛ предоставляются на основании письменного заявления налогоплательщика.

В НК РФ прямо указано на необходимость предоставления письменного заявления на получение стандартных, социальных, имущественных вычетов (письмо Минфина от 03.05.2017 № 03-04-06/27013). Налоговый орган в ходе налоговых проверок вправе запросить у налогового агента копию соответствующего заявления работника. Налоговый агент без заявления работника или при наличии заявления, направленного в электронной форме, вправе не предоставлять вычет.

Однако основанием для вычета является не заявление. Представленные работником документы, подтверждающие право на вычет, и тем самым, свидетельствующие о его желании получить указанный вычет, — достаточное основание для предоставления налоговым агентом вычета.

В этой связи расчет налоговой базы по НДФЛ с использованием вычета, в том случае, если работник представил уведомление налогового органа, подтверждающее право на вычет, при отсутствии собственно отдельного заявления или несоблюдении формы его составления, не должен повлечь за собой негативные последствия для налогового агента.

Также отсутствуют основания для привлечения налогового агента к ответственности в виде штрафа за неисполнение требования о представлении копии заявления по той причине, что у него просто нет такого документа, поскольку он не составлен работником.

Какие социальные вычеты можно получить у налогового агента?

  • по договору негосударственного пенсионного обеспечения;
  • по договору добровольного пенсионного страхования,;
  • на накопительную пенсию.

В соответствии с пунктом 2 статьи 219 НК РФ вычеты предоставляет работодатель-налоговый агент при условии, что он удержал взносы из выплат в пользу налогоплательщика и перечислил их в соответствующие фонды (страховые организации).

Налогоплательщику в данном случае не требуется получать от налогового органа подтверждение о праве на вычет.

Какие произошли изменения в порядке предоставления социальных вычетов?

С 2017 года изменилась процедура получения у налогового агента социального налогового вычета, предусмотренного подпунктом 4 пункта 1 статьи 219 НК РФ (Федеральный закон от 30.11.2016 № 403-ФЗ).

Это вычет в сумме уплаченных налогоплательщиком страховых взносов по договору добровольного страхования жизни, заключенному со страховой организацией в свою пользу и (или) в пользу супруга, в том числе вдовы, вдовца, родителей, а также усыновителей, детей, в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством). Договор страхования должен быть заключен на срок не менее пяти лет.

До 2017 года вычет предоставлял физическому лицу налоговый агент в том случае, если он по договору удерживал взносы из выплат работнику и перечислял их в страховую организацию.

С 2017 года данный вычет может быть предоставлен физическому лицу до окончания налогового периода при его обращении с письменным заявлением к работодателю при условии представления подтверждения права на получение вычета, выданного физическому лицу налоговым органом по утвержденной ФНС форме.

При этом при обращении в налоговый орган с заявлением о выдаче уведомления о праве на получение вычета подтверждением понесенных налогоплательщиком расходов могут служить копии договора, платежных документов об уплате взносов.

Вправе ли работник обратиться к работодателю за получением налогового вычета на обучение и лечение?

Социальные вычеты на образование и лечение можно получать у работодателя с 2016 года. Такие вычеты предоставляются работнику в суммах оплаты им обучения в образовательных учреждениях на очном отделении как собственного, так и своих детей в возрасте до 24 лет.

Также вычеты предоставляются физическому лицу в суммах оплаты им медицинских услуг, оказанных ему, его супругу (супруге), родителям, детям, в том числе усыновленным, в возрасте до 18 лет, в размере стоимости лекарственных препаратов для медицинского применения или страховых взносов по договорам добровольного страхования, предусматривающим оплату медицинских услуг.

Для получения вычета у работодателя по расходам на обучение и лечение физическому лицу, прежде всего, необходимо собрать и представить в налоговый орган документы, подтверждающие оплату соответствующих расходов, а также письменное заявление с просьбой подтвердить право на вычет.

После получения от налогового органа уведомления о подтверждении права на вычет следует обратиться к налоговому агенту с письменным заявлением и подтверждением, выданным налоговым органом.

Рекомендуемые формы заявления налогоплательщика в налоговый орган и уведомления налогового органа о подтверждении права налогоплательщика на получение социальных налоговых вычетов, предусмотренных подпунктами 2, 3 и 4 (в части вычета в сумме страховых взносов по договору добровольного страхования жизни) пункта 1 статьи 219 НК РФ, приведены в письме ФНС от 16.01.2017 № БС-4-11/500@.

В том случае, если работник оплатил лечение в январе, а за вычетом обратился к налоговому агенту в июле, налоговый агент может предоставить вычет с начала года?

Нет. Социальный вычет предоставляется с месяца, в котором налогоплательщик обратился к налоговому агенту за его получением.

Применительно к социальным налоговым вычетам на обучение и лечение (подпункты 2 и 3 пункта 1 статьи 219 НК РФ) и вычету в сумме уплаченных налогоплательщиком страховых взносов по договору добровольного страхования жизни законодатель прямо закрепил возможность их предоставления только начиная с месяца, в котором налогоплательщик обратился за их получением.

Налоговому агенту следует иметь в виду, что предоставление физическому лицу-работнику социального налогового вычета с начала года, повлекшее неудержание налога, приведет к правонарушению, ответственность за которое установлена статьей 123 НК РФ.

Что делать, если при предоставлении вычета с месяца обращения к налоговому органу, у налогоплательщика останется остаток вычета?

Остаток вычета, неиспользованный в течение налогового периода, может быть получен физлицом в налоговом органе при представлении декларации по окончании налогового периода.

Напомню, разница между суммой социальных налоговых вычетов и суммой доходов на следующий налоговый период не переносится.

Каковы возможности получения у работодателя имущественных налоговых вычетов?

  • по расходам на строительство (приобретение) жилья;
  • на уплату процентов по целевым займам, кредитам, фактически израсходованным на строительство (приобретение) жилья, а также на погашение процентов в случае рефинансирования такого кредита.

Что является документальным основанием для предоставления налоговым агентом имущественного налогового вычета?

Налоговый агент обязан предоставить имущественные вычеты при получении от налогоплательщика письменного заявления и уведомления налогового органа о подтверждении права на этот вычет.

Форма уведомления утверждена приказом ФНС от 14.01.2015 № ММВ-7-11/3@. В уведомлении обязательно должны быть указаны реквизиты работодателя (наименование, ИНН, КПП), у которого налогоплательщик вправе получить вычет, и сумма такого вычета.

Если у налогового агента нет трудовых отношений с физическим лицом, то вычет ему не может быть предоставлен , даже если физическое лицо представит налоговому агенту уведомление налоговой инспекции о подтверждении права на вычет, в котором этот налоговый агент будет указан как работодатель (письмо Минфина от 14.10.2011 № 03-04-06/7-271).

Если в течение налогового периода работник переводится из головной организации в ее обособленное подразделение, должен ли он получить новое уведомление?

Нет. Уведомление о подтверждении права на имущественный налоговый вычет может быть использовано в течение соответствующего налогового периода независимо от конкретного места трудовой деятельности работника: в головной организации или в любом из ее обособленных подразделений. Место хранения уведомлений в числе других документов, подтверждающих уплату (удержание) налогов, организация определяет самостоятельно (письмо Минфина от 07.09.2011 № 03-04-06/4-209).

Таким же подходом следует руководствоваться и при получении социальных налоговых вычетов.

В том случае, если работник представил уведомление о праве на имущественный вычет в середине года, может ли налоговый агент вернуть налог за периоды, истекшие до месяца получения уведомления?

Может. Из статей 210, 220, 226, 231 НК РФ следует, что если соблюдены условия получения вычета, и у работодателя имеется подтверждение налогового органа, вычет может быть предоставлен с начала налогового периода.

В отличие от социальных вычетов НК РФ не устанавливает запрет на возврат налоговым агентом суммы имущественного налогового вычета за весь налоговый период, на который выдано уведомление о подтверждении права на вычет.

Судебная практика подтверждает правомерность предоставления налоговым агентом имущественного налогового вычета с начала налогового периода (календарного года) (определение Верховного Суда от 13.04.2015 № 307-КГ15-324, Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 НК РФ, утвержденный Президиумом Верховного Суда 21.10.2015).

Согласился с этой позицией и Минфин, признав, что сумма НДФЛ, исчисленная и удержанная с начала года до месяца, в котором работник обратился к организации за имущественным вычетом, является излишне удержанной. Эта сумма подлежит возврату в порядке статьи 231 НК РФ (письмо Минфина от 22.11.2016 № 03-04-06/68714).

Таким образом, при наличии оснований для получения вычета, вычет рассчитывается налоговым агентом с учетом его предоставления за весь налоговый период, в котором работник обратился за ним.

Образовавшийся остаток вычета работник может получить при подаче налоговой декларации в налоговый орган или в следующем налоговом периоде у налогового агента на основании нового подтверждения налогового органа.

Какова очередность предоставления налоговым агентом вычетов в той ситуации, когда физическое лицо имеет право на получение одновременно нескольких вычетов?

При наличии права на одновременное получение нескольких видов налоговых вычетов последовательность их применения выбирает налогоплательщик. В данном случае могут быть по аналогии использованы положения пункта 2 статьи 219 НК РФ, согласно которым работник в письменном заявлении определяет очередность предоставления ему налоговым агентом вычетов.

По общему правилу пункта 3 статьи 210 НК РФ, разница между суммой налоговых вычетов в этом налоговом периоде и суммой доходов на следующий налоговый период не переносится.

В качестве исключения из общего правила порядок предоставления имущественного налогового вычета допускает его перенос на иные налоговые периоды. Поэтому более выгодно использовать имущественный налоговый вычет в последнюю очередь после исчерпания других.

Очередность получения вычетов или изменение последовательности их предоставления может быть рекомендована работнику налоговым агентом. Это подтверждает письмо ФНС от 28.06.2017 № БС-4-11/12466@.

Обращаю внимание, что инвестиционный налоговый вычет по статье 219.1 НК РФ предоставляется в размере положительного финансового результата по операциям с ценными бумагами. Профессиональный налоговый вычет по статье 221 НК РФ предоставляется, по общему правилу, в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных физическим лицом расходов, связанных с извлечением определенных доходов по договорам гражданско-правового характера, по авторским договорам. Вопрос об очередности указанных вычетов не возникает.

Можно ли предоставлять вычеты один раз в месяц при расчете зарплаты?

По смыслу статьи 210 НК РФ налоговые вычеты по НДФЛ предоставляются при каждом определении налоговой базы налоговым агентом.

Поэтому согласно пункту 2 статьи 223 НК РФ при выплате доходов в виде оплаты труда предоставление работнику стандартных, социальных, имущественных налоговых вычетов производится однократно при расчете заработной платы.

При этом с учетом пункта 3 статьи 226 НК РФ предоставление работнику стандартных, социальных, имущественных налоговых вычетов в отношении иных доходов при расчете заработной платы можно считать допустимым.

Давайте рассмотрим ситуацию, когда налоговый агент не предоставлял вычет при наличии у него необходимых документов, полученных от налогоплательщика?

В этом случае речь идет об излишнем взыскании налога. Порядок возврата установлен статьей 231 НК РФ и состоит в следующем.

Излишне удержанная налоговым агентом из дохода налогоплательщика сумма налога подлежит возврату налоговым агентом на основании письменного заявления налогоплательщика. В заявлении должен быть указан расчетный счет для перечисления суммы.

А что, если заявление от работника на возврат излишне удержанного налога не поступило работодателю?

Излишне удержанную сумму можно зачесть в счет предстоящих платежей.

Если же заявление поступило?

Налоговый агент в течение 10 дней после поступления заявления должен рассчитать свои возможности по возврату суммы налога (письмо Минфина от 16.05.2011 № 03-04-06/6-112).

Возврат налогоплательщику излишне удержанной суммы налога может быть произведен единовременно или периодическими платежами за счет уменьшения сумм НДФЛ, подлежащих перечислению в бюджетную систему в счет предстоящих платежей как по указанному налогоплательщику, так и по иным налогоплательщикам, с доходов которых налоговый агент производит удержание налога.

Срок такого возврата — не более трех месяцев со дня получения налоговым агентом заявления работника.

Если по оценке налогового агента нужная сумма не будет набрана за три месяца, то ему следует обратиться в налоговый орган с заявлением о возврате.

Налог будет возвращен налоговому агенту?

Да, но для последующего перечисления налогоплательщику. Обратиться за возвратом излишне удержанной суммы налога напрямую в налоговый орган налогоплательщик может, если налоговый агент, излишне удержавший налог, ликвидирован.

Какие документы представляет налоговый агент для возврата излишне взысканной суммы налога?

Для возврата налога должны быть представлены заявление на возврат, копия заявления налогоплательщика, выписка из регистра налогового учета за соответствующий налоговый период, платежные документы, подтверждающие излишнее удержание и перечисление суммы НДФЛ в бюджет.

Если излишне удержана сумма налога за истекший налоговый период, то при любом случае возврата нужно представить взамен прежней справки 2-НДФЛ новую.

После осуществления возврата сумма налога, возвращенная налоговым агентом налогоплательщику в соответствии со статьей 231 НК РФ, указывается в форме 6-НДФЛ нарастающим итогом с начала налогового периода по строке 090 раздела I расчета. В разделе 2 расчета операция по возврату налога не отражается. При этом уточненный расчет за соответствующий предыдущий период сдавать не требуется (письмо ФНС от 12.04.2017 № БС-4-11/6925).

1. Обратить внимание судов на то, что общественная опасность уклонения от уплаты налогов и сборов, то есть умышленного невыполнения конституционной обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы, заключается в непоступлении денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации.


п.1 п.3 статьи 24 Налогового кодекса РФ:

3. Налоговые агенты обязаны: 1) правильно и своевременно исчислять, удерживать ИЗ денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства;

Абз. 6 п. 2 Определения Конституционного Суда РФ от 22 января 2004 г. № 41-О:

"Изложенное полностью распространяется на процесс перечисления налоговыми агентами сумм удержанных ими налогов в бюджет. Самостоятельность исполнения ими этой обязанности заключается в совершении действий по перечислению налогов в бюджет от своего имени и ЗА счет тех денежных средств, которые ими были удержаны ИЗ сумм произведенных выплат."

Определение Конституционного Суда РФ от 19.02.2003 N 53-О:

Поскольку обязанность налоговых агентов по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в соответствующий бюджет носит публично-правовой характер, бесспорный порядок ее исполнения - при наличии последующего судебного контроля как способа защиты прав налогоплательщика - не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод

"Выплата налоговым агентом налогооблагаемого дохода невозможна без обязательных отчислений в бюджет"

См об этом пункт 48 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 4 (2018), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26 декабря 2018 г.

"Из совокупности вышеприведенных положений ст. 226 НК РФ следует, что организация – заказчик по договору возмездного оказания услуг, заключенному с физическим лицом, являясь налоговым агентом, обязана исчислить, удержать и уплатить в бюджет сумму НДФЛ в отношении вознаграждения (дохода), уплаченного привлеченному представителю по данному договору.

Таким образом, выплата представителю вознаграждения (дохода) невозможна без осуществления обязательных отчислений в бюджет."

Пункт 8 Обзора практики по вопросам, связаным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утв. Президиумом ВС РФ 20 декабря 2016 года


"Будучи в силу названных положений НК РФ налоговым агентом, должник хотя и исполняет свою обязанность по перечислению налога в бюджет, эта обязанность является производной от получения дохода . налогоплательщиком. При этом обязанность налогового агента исполняется одновременно с выплатой дохода . и, следовательно, она не может относиться к иной очередности удовлетворения.

Поскольку доходы в виде оплаты труда, выходных пособий, вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности, согласно абзацу третьему пункта 4 статьи 134 Закона о банкротстве, относятся ко второй очереди расчетов с кредиторами, задолженность по перечислению в бюджет налога на доходы . удержанного должником в качестве налогового агента при выплате этих доходов, также относится к реестровым требованиям второй очереди. "

Ответственность за невыполнение налоговым агентом обязанностей по удержанию и перечислению налогов в бюджет установлена статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации, которая действует в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 229-ФЗ, расширившего сферу ее применения: в настоящее время не только неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащих удержанию и перечислению налоговым агентом, но и их неправомерное удержание (неполное удержание) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению; соответственно, любая просрочка в уплате в бюджет налоговым агентом сумм налога - независимо от ее длительности и причин (не удержал либо удержал, но не перечислил, т.е. не уплатил в срок) - влечет взимание штрафа в размере 20 процентов от суммы задолженности к установленному законом сроку для перечисления налога.


Характеризуя данное налоговое правонарушение как виновное бездействие лица, на которое налоговым законом возложены обязанности по своевременному исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации, федеральный законодатель исходил из степени его опасности для государства,

уполномочившего (и обязавшего) налогового агента "собирать налоги" иных лиц (налогоплательщиков), вступивших с ним в правовые отношения, предполагающие выплату им налогооблагаемого дохода."

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 ноября 2019 г. N 48 г. Москва "О практике применения судами законодательства об ответственности за налоговые преступления"

19. .
Если действия налогового агента, нарушающие законодательство о налогах и сборах по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов в соответствующий бюджет, совершены из корыстных побуждений и связаны с незаконным изъятием денежных средств и другого имущества в свою пользу или в пользу других лиц, содеянное следует при наличии к тому оснований дополнительно квалифицировать как хищение чужого имущества.

Постановление Президиума ВАС РФ № 1041/99 от 11.04.2000 О неисследованности вопросов о наличии обязанности по уплате налогов (Вестник ВАС РФ. 2000. № 7) :

". в случае, когда деятельность в Российской Федерации осуществляется иностранными юридическими лицами не через представительства либо они не состоят на налоговом учете, удержание и перечисление налогов в бюджет осуществляет налоговый агент-источник выплат.

. не исследованы вопросы, связанные с наличием обязанности у иностранных юридических лиц по уплате налогов на территории Российской Федерации и соответственно обязанности налогового агента по их удержанию с учетом международных обязательств.

При таких обстоятельствах все названные судебные акты подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение."

"В период выплаты доходов корпорация не представила обществу подтверждения о постоянном местонахождении в США, поэтому налоговый агент был лишен возможности освободить от налогообложения суммы выплат и корпорацией получен доход с учетом удержанного налога. "

Неуплата налога в срок и любая просрочка в уплате в бюджет налоговым агентом сумм налога (независимо от ее причин) - это ущерб казне, виновное бездействие и опасно для государства.

". Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству и полным возмещением ущерба, понесенного казной вследствие несвоевременного внесения налога, . "

". любая просрочка в уплате в бюджет налоговым агентом сумм налога - независимо от ее длительности и причин (не удержал либо удержал, но не перечислил, т.е. не уплатил в срок) - влечет взимание штрафа в размере 20 процентов от суммы задолженности к установленному законом сроку для перечисления налога.

Характеризуя данное налоговое правонарушение как виновное бездействие лица, на которое налоговым законом возложены обязанности по своевременному исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации, федеральный законодатель исходил из степени его опасности для государства, уполномочившего (и обязавшего) налогового агента "собирать налоги" иных лиц (налогоплательщиков), вступивших с ним в правовые отношения, предполагающие выплату им налогооблагаемого дохода."

Определение Судебной коллегии по экономическим спорам № 310-КГ16-13086 от 09 августа 2018 года Выплата налогооблагаемого дохода невозможна без учета обязанности налогового агента удержать налог из суммы выплаты

"Из совокупности вышеприведенных положений статьи 226 Налогового кодекса следует, что организация - заказчик по договору возмездного оказания услуг, заключенному с физическим лицом, являясь налоговым агентом, обязана исчислить, удержать и уплатить в бюджет сумму НДФЛ в отношении вознаграждения (дохода), уплаченного привлеченному представителю по данному договору.


Таким образом, выплата представителю вознаграждения (дохода) невозможна без осуществления обязательных отчислений в бюджет."

"Федеральный законодатель исходил из степени его опасности для государства, уполномочившего (и обязавшего) налогового агента "собирать налоги" иных лиц (налогоплательщиков), вступивших с ним в правовые отношения, предполагающие выплату им налогооблагаемого дохода." (с) КС РФ

См об этом пункт 48 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 4 (2018), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26 декабря 2018 г.

"Согласно п. 4 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом.

Уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается. При заключении договоров и иных сделок запрещается включение в них налоговых оговорок, в соответствии с которыми выплачивающие доход налоговые агенты принимают на себя обязательства нести расходы, связанные с уплатой налога за физических лиц (п. 9 ст. 226 НК РФ).

Из совокупности вышеприведенных положений ст. 226 НК РФ следует, что организация – заказчик по договору возмездного оказания услуг, заключенному с физическим лицом, являясь налоговым агентом, обязана исчислить, удержать и уплатить в бюджет сумму НДФЛ в отношении вознаграждения (дохода), уплаченного привлеченному представителю по данному договору.

Таким образом, выплата представителю вознаграждения (дохода) невозможна без осуществления обязательных отчислений в бюджет."

Определение Конституционного Суда РФ от 24 ноября 2016 г. № 2517-О:

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, в целях исполнения налогоплательщиками данной конституционной обязанности государство вправе и обязано принимать меры, направленные на понуждение налогоплательщика к полной и своевременной уплате причитающихся сумм налога

В силу изложенного и в целях формирования единообразной практики толкования и применения норм материального права коллегия судей считает необходимым передать настоящее дело в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для решения вопроса о пересмотре принятых судебных актов.

Определение Конституционного Суда РФ от 27 февраля 2018 г. N 526-О

. положение статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации увязывает исполнение налогоплательщиком своей обязанности по уплате налога с совершением налоговым агентом действий по его исчислению и удержанию для дальнейшего перечисления в бюджетную систему.

Постановление Президиума ВАС РФ № 1041/99 от 11.04.2000 :

Очевидно, что обязанность налогового агента непосредственно связана с обязанностью налогоплательщика уплачивать налоги на территории Российской Федерации, при отсутствии таковой у налогоплательщика не возникает обязанности по удержанию налога и у налогового агента.

Пункт 8 Обзора практики по вопросам, связаным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утв. Президиумом ВС РФ 20 декабря 2016 года


"Будучи в силу названных положений НК РФ налоговым агентом, должник хотя и исполняет свою обязанность по перечислению налога в бюджет, эта обязанность является производной от получения дохода гражданином-налогоплательщиком. При этом обязанность налогового агента исполняется одновременно с выплатой дохода гражданину, и, следовательно, она не может относиться к иной очередности удовлетворения.

Поскольку доходы в виде оплаты труда, выходных пособий, вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности, согласно абзацу третьему пункта 4 статьи 134 Закона о банкротстве, относятся ко второй очереди расчетов с кредиторами, задолженность по перечислению в бюджет налога на доходы физических лиц, удержанного должником в качестве налогового агента при выплате этих доходов, также относится к реестровым требованиям второй очереди. "

Читайте также: