Водный налог перспективы развития

Обновлено: 15.05.2024

1. Налогоплательщиками водного налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 333.9 настоящего Кодекса.

(в ред. Федеральных законов от 03.06.2006 N 73-ФЗ, от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

2. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса Российской Федерации.

(п. 2 введен Федеральным законом от 03.06.2006 N 73-ФЗ)

Статья 333.9. Объекты налогообложения

1. Объектами налогообложения водным налогом (далее в настоящей главе - налог), если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, признаются следующие виды пользования водными объектами (далее в настоящей главе - виды водопользования):

1) забор воды из водных объектов;

2) использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;

3) использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

4) использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

(в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ)

2. Не признаются объектами налогообложения:

1) забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;

2) забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;

3) забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;

4) забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река - море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования;

5) забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;

6) использование акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов;

7) использование акватории водных объектов для размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах;

8) использование акватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;

9) использование акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения;

10) использование акватории водных объектов для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;

11) использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;

12) особое пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства;

13) забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;

14) забор из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод;

15) использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты.

Статья 333.10. Налоговая база

1. По каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения в соответствии со статьей 333.9 настоящего Кодекса, налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта.

В случае, если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется налогоплательщиком применительно к каждой налоговой ставке.

2. При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период.

Объем воды, забранной из водного объекта, определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды.

В случае отсутствия водоизмерительных приборов объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств. В случае невозможности определения объема забранной воды исходя из времени работы и производительности технических средств объем забранной воды определяется исходя из норм водопотребления.

3. При использовании акватории водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях, налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства.

(в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ)

Площадь предоставленного водного пространства определяется по данным лицензии на водопользование (договора на водопользование), а в случае отсутствия в лицензии (договоре) таких данных по материалам соответствующей технической и проектной документации.

4. При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии.

5. При использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100.

(в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ)

Статья 333.11. Налоговый период

Налоговым периодом признается квартал.

Статья 333.12. Налоговые ставки

1. Налоговые ставки устанавливаются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам в следующих размерах:

1) при заборе воды из:

поверхностных и подземных водных объектов в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования:

│ Экономический │ Бассейн реки, │ Налоговая ставка в │

│ район │ озера │ рублях за 1 тыс. куб. м │

Северный Волга 300 384

Северная Двина 258 312

Прочие реки и озера 306 378

Северо-Западный Волга 294 390

Западная Двина 288 366

Прочие реки и озера 282 372

Центральный Волга 288 360

Западная Двина 306 354

Прочие реки и озера 264 336

Волго-Вятский Волга 282 336

Северная Двина 252 312

Прочие реки и озера 270 330

Центрально- Днепр 258 318

Черноземный Дон 336 402

Прочие реки и озера 258 318

Поволжский Волга 294 348

Прочие реки и озера 264 342

Северо-Кавказский Дон 390 486

Прочие реки и озера 540 654

Уральский Волга 294 444

Прочие реки и озера 306 390

Западно-Сибирский Обь 270 330

Прочие реки и озера 276 342

Восточно-Сибирский Амур 276 330

Озеро Байкал 576 678

Прочие реки и озера 282 342

Дальневосточный Амур 264 336

Прочие реки и озера 252 306

Калининградская Неман 276 324

Прочие реки и озера 288 336;

территориального моря Российской Федерации и внутренних морских вод в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования:

Настоящая статья посвящена исследованию основных направлений путей совершенствования налогообложения природопользования. Раскрываются основные элементы водного налога в Российской Федерации и этапы развития и становления налогообложения водопользования. В статье приведен анализ и дана оценка поступлений водного налога в целом по Российской Федерации и по Республике Дагестан. Даны предложения по комплексу мероприятий нормативно-правового регулирования по уплате налога в субъектах, где осуществляется водопользование. Даны сравнительные характеристики поступления водного налога за ряд лет, причины снижения поступлений и тенденция развития. В статье также предлагается изменение законодательства, но не увеличение бремени, а наоборот, введение системы поощрения тех предприятий, которые имеют достижения в рациональном использовании водных ресурсов и соблюдении экологических нормативов.


1. Ахмедова Э.С., Рамазанова Б.К. Налоговая политика: сущность и элементы // Теория и практика общественного развития. – 2013. – № 3. – С. 191–193.

2. Бучаев Я.Г., Абдуллаева З.М. Исследование перспективных направлений развития промышленных предприятий Республики Дагестан // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2011. – № 4. – С. 99–106.

3. Залибекова Д.З. Правовые формы и методы осуществления налоговой политики в Российской Федерации // Теория и практика общественного развития. – 2013. – № 12. – С. 127.

4. Залибекова Д.З. Совершенствование налогового контроля на основе изучения зарубежного опыта // Казанская наука. – 2013. – № 11. – С. 124–126.

5. Суровец Е.И., Ященко К. Водный налог: современность и перспективы развития // Современный взгляд на будущее науки: сборник статей Международной научно-практической конференции. – Уфа, 2015. – С. 126–128.

Важным элементом экологического налогообложения в России является водный налог плата за пользование водными объектами). Водный налог является федеральным налогом и наряду с НДПИ относится к разряду природно-ресурсных платежей. Поэтому помимо фискальной функции, отвечающей за формирование доходов бюджета, водный налог реализует значимую регулирующую функцию: стимулирует хозяйствующих субъектов к осуществлению рационального и эффективного водопользования, повышая их ответственность за сохранение водных ресурсов страны и поддержание экологического равновесия; имеет воспроизводственное назначение, так как часть собранных средств целевым образом предназначена для осуществления мероприятий по охране и восстановлению водных объектов.

Следует отметить, что российской практике известны различные формы платы за использование водных ресурсов. В Советском Союзе в 1920–1930 гг. взимался водный сбор с единицы орошаемой площади, плательщиками являлись юридические и физические лица, а налогооблагаемой базой – сельскохозяйственный доход. С завершением коллективизации водный сбор был отменен. В период с 1949 по 1956 г. существовала плата за воду, подаваемую оросительными системами. С 1982 по 1998 г. взималась плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем. С 1982 по 1998 г. существовала плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем. Она преследовала цель стимулировать потребителей к экономному пользованию водными ресурсами. Однако данный платеж носил символический характер. Его размеры были незначительны, поэтому для бюджета он не мог рассматриваться как полновесный доходный источник.

Во-первых, были отменены отдельные налоговые льготы, которые устанавливались законодательными органами субъектов РФ, а также значительно расширен перечень налогоплательщиков. Так, наряду с организациями и индивидуальными предпринимателями плательщиками водного налога стали и физические лица, не являющиеся ИП.

Во-вторых, из объекта налогообложения исключен такой вид водопользования, как сброс сточных вод в водные объекты, что объясняется стремлением исключить ситуацию двойного налогообложения, поскольку за сброс загрязняющих веществ в водные объекты взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду.

В-третьих, в целях сохранения поступлений в бюджет от данного налога одновременно увеличены ставки налога за забор воды из водных объектов. Помимо этого, ставки налога теперь установлены НК для всей территории РФ, а законодательные органы субъектов РФ теперь лишены права их регулировать.

В-четвертых, в качестве самостоятельного объекта налогообложения дополнительно выделено использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики.

В соответствии со статьей 333.8 НК РФ плательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие в соответствии с российским законодательством специальное или особое водопользование. Специальное или особое водопользование осуществлялось в соответствии с ранее действовавшим Водным кодексом РФ от 16.11.1995, который утратил силу с 1 января 2007 года в связи с введением в действие нового Водного кодекса РФ от 03.06.2006.

Если организации и физические лица осуществляют водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, заключенных или принятых после введения в действие нового Водного кодекса Российской Федерации (то есть после 1 января 2007 года), плательщиками водного налога они не являются. Данный кодекс упразднил действовавшее ранее лицензирование водопользования поверхностными водными объектами. С 2007 года оно осуществляется либо по договору водопользования, заключенному с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления – в зависимости от того, в чьей собственности находится водный объект, либо на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование. Такое решение принимается Правительством РФ, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Новый Водный кодекс РФ, вступивший в силу с 2007 года, не предусматривает лицензирования для использования поверхностных водных объектов. Вместо него введена возможность использования водного объекта либо по договору водопользования, либо по решению о предоставлении его в пользование. Согласно ст. 8 нового Водного кодекса РФ, все моря, реки, озера, болота, водохранилища и другие водные объекты находятся в федеральной собственности. Исключение составляют пруды и обводненные карьеры. Они могут принадлежать субъекту федерации, муниципальному образованию, организации или даже частному лицу, но только при одном условии: если их собственностью является земля, на которой расположен пруд (обводненный карьер) в пределах береговой линии.

Договор водопользования и решение о предоставлении его в пользование оформляются органом власти того субъекта РФ, в чьей собственности находится водный объект. Платежи по ним представляют собой арендную плату за пользование водным объектом (неналоговый платеж), а не водный налог. Однако в некоторых случаях не потребуется ни договора, ни решения, например, если водный объект предполагается использовать: для судоходства (в том числе морского); рыболовства, рыбоводства и охоты; научных и учебных целей; забора воды судами, чтобы обеспечить работу судовых механизмов, устройств и технических средств; забора воды, чтобы обеспечить пожарную безопасность, предотвратить чрезвычайные ситуации или ликвидировать их последствия.

Ставки водного налога для основных видов водопользования установлены п. 1 ст. 333.12 НК РФ. Они зависят от региона использования объекта, а для забора воды – еще и от его вида (поверхностный или подземный). В законодательстве также имеется льготная ставка для забора воды с целью водоснабжения населения (п. 3 ст. 333.12 НК РФ). С 2015 года повышена льготная ставка водного налога, предусмотренная для забора воды в целях водоснабжения населения, она составляет 81 рублей за 1 000 куб. м. Для нее тоже планируется планомерный рост в течение 2015–2025 годов, но он выражен не в коэффициентах, а в конкретных рублевых значениях. С 2026 года к этой ставке в порядке, аналогичном введенному для ставок водного налога по основным видам водопользования, также начнет применяться расчетный повышающий коэффициент, зависящий от изменения потребительских цен.

Начиная с 2015 года ставки водного налога, указанные в п. 1 ст. 333.12 НК РФ, должны применяться с корректировкой повышающими коэффициентами, значения которых на период с 2015 по 2025 год приведены в п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ. С 2026 года повышающий коэффициент станет расчетным и будет определяться фактическим изменением потребительских цен за год, предшествующим году начала применения соответствующего расчетного коэффициента. Каждый следующий коэффициент будет применен к фактически сложившейся ставке водного налога за предшествующий год. Ставка, рассчитанная с учетом коэффициента, должна быть выражена в целых рублях.

Рассматривая динамику поступления водного налога по РФ (таблица), мы видим, что с каждым годом наблюдается тенденция к снижению сумм поступивших налоговых платежей по водному налогу. Так, в 2014 году сумма водного налога на 246663 тыс. рублей меньше, чем в 2012 году, что составляет 10 %. В то же время количество налогоплательщиков уменьшилось на 19,4 % по сравнению с 2012 годом, а объем забора воды снизился на 8,2 %, площадь акватории водных объектов, предоставленных в пользование, уменьшилась вдвое, что составляет 53 %. Также тенденция к понижению в 2014 году наблюдается и в отношении количества выработанной электроэнергии, оно составило 23 %.

Одной из причин снижения сумм водного налога является применение налогоплательщиками пониженной ставки в отношении забора воды в целях водоснабжения населения (рис. 1) а также уменьшение количества налогоплательщиков водного налога. Снижение количества налогоплательщиков связанно так же и с введением с 1 января 2007 года Водного кодекса РФ.

Как мы видим по рис. 1, сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с применением пониженной ставки при заборе воды для водоснабжения населения, за 2014 год составляет 47 % от общей суммы водного налога за этот же период. Количество налогоплательщиков, осуществляющих забор воды для водоснабжения населения, составляет 30 % от общего количества налогоплательщиков, осуществляющих забор воды из водных объектов в 2014 году, а объем воды в целях водоснабжения населения составляет 42 % от общего количества забранной воды.

Анализируя динамику поступления водного налога за 2012–2014 годы по Республике Дагестан, мы видим (рис. 2) что и здесь наблюдается тенденция к снижению налоговых поступлений, но не такие значительные, как в целом по Российской Федерации. За три года сумма водного налога, подлежащая уплате в бюджет, в общем уменьшилась на 4 %.

Основные показатели, характеризующие динамику поступления водного налога за 2012–2014 гг. по Российской Федерации

Читайте также: