Включается ли ндфл в расходы по налогу на прибыль

Обновлено: 14.05.2024

В период с 3 по 31 января 2022 года будет произведено списание свободных денежных средств с брокерских счетов в пользу уплаты НДФЛ.

Сумма налога рассчитывается от прибыли, полученной в результате операций с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами.

Стандартная ставка НДФЛ составляет 13% от суммы дохода. В случае, если доход превышает 5 млн. рублей, применяется повышенная ставка НДФЛ в размере 15% от суммы дохода.

Удержание НДФЛ произойдет автоматически из свободных денежных средств на брокерском счёте. Если на вашем брокерском счёте не окажется необходимой суммы, мы не сможем удержать налог и подадим извещение в налоговый орган с информацией о начисленной, но не уплаченной сумме налога по вашим операциям (п. 14 ст. 226.1 НК РФ). В этом случае уплату НДФЛ вам будет необходимо произвести самостоятельно.

! Если вы торгуете фьючерсами и опционами, при недостаточности свободных денежных средств на счёте налог будет удержан из суммы гарантийного обеспечения. Это вызовет принудительное закрытие позиции.

! По операциям на валютном рынке, а также по операциям купли-продажи валюты брокер не может выступать налоговым агентом. Для уплаты НДФЛ необходимо самостоятельно подать налоговую декларацию через ФНС.

Мы собрали дополнительную информацию по этой теме, которая может быть также вам полезна:

Как рассчитываются доходы по сделкам в иностранной валюте?

Доходы и расходы по сделкам с ценными бумагами, номинированными в иностранной валюте, рассчитываются по курсу ЦБ РФ на дату фактических расчётов.

Как правильно подать декларацию 3-НДФЛ, если у меня также есть доходы, не связанные с инвестиционной деятельностью?

За один календарный год вы можете подать только одну декларацию 3-НДФЛ и в нее необходимо внести все цели ее представления.

Если в 2021 году у вас были доходы, при получении которых налоговым агентом не был удержан налог (например, доходы по операциям на валютном рынке Московской биржи, доходы от продажи недвижимости и пр.), был получен доход от источников, находящихся за пределами Российской Федерации (например, дивиденды иностранных компаний и пр.), или вы хотите воспользоваться налоговыми вычетами, то вам необходимо до 30 апреля 2022 года подать в налоговый орган по месту регистрации налоговую декларацию за 2021 год по форме №3-НДФЛ.

В этом случае в налоговой декларации должны быть указаны все полученные в налоговом периоде доходы, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные всеми налоговыми агентами, и суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или возврату по итогам налогового периода.

Сумма налога, исчисленная к доплате исходя из налоговой декларации, должна быть уплачена в бюджет в срок не позднее 15 июля 2022 года.

Как скорректировать цену покупки ценных бумаг, зачисленных от другого брокера или депозитария?

Если в течение 2021 года вы продали ценные бумаги, которые зачислялись со счёта регистратора или от другого депозитария/брокера, то для учёта этих затрат вы имеете право в срок до 24 декабря 2021 года (включительно) представить в любой наш офис заполненное заявление (по форме приложения №2 к Регламенту) и полный комплект оригиналов или нотариально заверенных копий необходимых документов, подтверждающих расходы на приобретение этих ценных бумаг.

В случае отсутствия до указанного срока документов, подтверждающих расходы на приобретение ценных бумаг, налоговая база по НДФЛ будет рассчитана без учёта понесённых расходов. Для корректного расчёта налога вам придётся самостоятельно обратиться в налоговый орган по месту своей регистрации для оформления вычета по произведённым расходам путём предоставления налоговой декларации с приложением подтверждающих документов.

Проверить, учтены ли расходы на приобретение ценных бумаг, можно в личном кабинете:

Как вернуть излишне удержанный налог?

Возврат НДФЛ производится в течение трёх месяцев с момента получения заявления.

Для нерезидентов: Возврат налога в связи с перерасчетом НДФЛ по итогам 2021 года в соответствии с приобретенным клиентом-нерезидентом РФ статуса налогового резидента РФ производится только налоговым органом, в котором клиент поставлен на учёт по месту жительства (месту пребывания), при подаче налогоплательщиком налоговой декларации за 2021 год. Вместе с декларацией необходимо предоставить документы, подтверждающие статус налогового резидента РФ в этом налоговом периоде.

Как подтвердить налоговое резидентство РФ?

Если вы не являетесь гражданином Российской Федерации (или имеете второе гражданство, кроме РФ), но претендуете на расчёт и уплату НДФЛ по ставке 13% (15% для доходов свыше 5 млн рублей) для налоговых резидентов РФ, то вам следует в срок до 24 декабря 2021 года представить в любой офис Брокера документы, подтверждающие фактическое время пребывания на территории РФ в 2021 году, которое не должно быть менее 183 календарных дней в течение последних 12 месяцев.

При отсутствии у Брокера вышеуказанных документов НДФЛ будет рассчитан и удержан по ставкам для налоговых нерезидентов РФ в размере 30% для всех доходов, кроме дивидендов, и 15% – для дивидендов.

Как происходит сальдирование прибыли и убытков предыдущих периодов и финансовых результатов, полученных у разных брокеров?

При расчёте налоговой базы Брокер учитывает суммы доходов и убытков по клиенту в рамках одного отчётного периода.

Зачёт убытков по операциям с обращающимися ценными бумагами и/или с обращающимися финансовыми инструментами срочных сделок, полученных в предыдущих налоговых периодах, с доходами по итогам 2021 года осуществляется клиентом (налогоплательщиком) самостоятельно. Для этого клиенту необходимо обратиться в налоговый орган по месту своей регистрации посредством подачи налоговой декларации.

Сальдирование финансовых результатов по операциям с ценными бумагами и /или срочными сделками по итогам налогового периода, полученных у разных брокеров, также необходимо производить самостоятельно посредством подачи налоговой декларации в налоговые органы по месту своей регистрации.


В статье расскажем, как правильно распределить прибыль между участниками компании, выплатить дивиденды и рассчитать налог с них. Рассмотрим и ситуацию, когда владелец компании — не физлицо, а другая компания или ИП.

Какие доходы относятся к дивидендам

Дивиденд — это любой доход участника компании или акционера, полученный от компании при распределении чистой прибыли пропорционально доле в уставном капитале (п. 1 ст. 43 НК РФ). Если по итогам года компания получает прибыль, эти деньги распределяются между лицами, владеющими акциями или долями. Решение по размеру и срокам выплат дивидендов принимает общее собрание.

Еще к дивидендам относятся сверхнормативные проценты, которые налоговый резидент РФ выплачивает иностранной компании по контролируемой задолженности (п. 6 ст. 269 НК РФ).

Если компания работает с иностранными контрагентами и получает доход из-за рубежа, и в той стране этот доход считается дивидендом, в России он тоже будет признаваться дивидендом.

К дивидендам можно отнести и выплаты из прибыли прошлых лет, при условии, что чистая прибыль не направлялась в резервный фонд или фонд акционирования работников, а в уставе зафиксирован такой порядок распределения прибыли (письмо Минфина России от 20.03.2012 № 03-03-06/1/133).

Основные признаки, по которым выплаты можно признать дивидендами: они сделаны из чистой прибыли и прямо пропорциональны величине доли участника или акционера в уставном капитале. Например, если устав­ный ка­пи­тал общества при­над­ле­жит участ­ни­кам в долях 35%, 40% и 25%, ди­ви­ден­ды они по­лу­чат в раз­ме­ре 35%, 40% и 25% от распределя­е­мой при­бы­ли со­от­вет­ствен­но.

Поэтому к дивидендам нельзя отнести:

  • суммы, которые участник или акционер получит в связи с ликвидацией компании;
  • акции, которые передаются в собственность участнику или акционеру;
  • вклады в некоммерческую организацию, которые компания вносит в связи с уставной деятельностью.

Получение и выплата дивидендов на УСН

Дивиденды выплачивают по итогам года, полугодия или квартала. Чаще раза в квартал их выплачивать нельзя.

Решение о выплате дивидендов не принимают, если стоимость чистых активов организации меньше ее уставного капитала и резервного фонда, или если стоимость активов после выплаты дивидендов станет меньше размера капитала и резервного фонда.

Еще дивиденды нельзя выплачивать:

  • до полной оплаты всего уставного капитала организации;
  • если организация отвечает признакам банкротства или если указанные признаки появятся у нее в результате выплаты дивидендов.

Вы­плачивают ди­ви­ден­ды в срок, который преду­смот­рен уста­вом об­ще­ства. Если в уста­ве этот срок не прописан, ди­ви­ден­ды долж­ны быть вы­пла­че­ны участ­ни­кам не позд­нее 60 кален­дар­ных дней со дня при­ня­тия ре­ше­ния о рас­пре­де­ле­нии при­бы­ли — п. 3 ст. 28 Феде­раль­но­го за­ко­на от 08.02.1998 № 14-ФЗ.

Как рассчитать и уплатить налоги при выплате дивидендов

То есть общество на УСН долж­но ис­чис­лить, удер­жать и пе­ре­чис­лить в бюд­жет НДФЛ или налог на при­быль — не позд­нее дня, который сле­дует за днем вы­пла­ты учре­ди­те­лю до­хо­да.

Если вы выступаете налоговым агентом физлица, вы должны:

  • рассчитать НДФЛ с учетом того, кому платите дивиденды — налоговому резиденту России или нерезиденту;
  • удержать налог и перечислить его в бюджет;
  • внести выплату дивидендов в форму 6-НДФЛ.

Когда вы исполняете обязанности налогового агента по налогу на прибыль, вам надо:

  • рассчитать налог на прибыль;
  • удержать налог и перечислить его в бюджет;
  • заполнить и подать декларацию по налогу на прибыль.

Налог на прибыль зависит от того, какой организации вы платите дивиденды — иностранной или российской. Если иностранной, придётся ещё заполнить и сдать расчёт о суммах, выплаченных иностранным организациям. В этом случае в листе 03 декларации по налогу на прибыль покажите только начисленные зарубежной компании дивиденды. А начисленный и удержанный с них налог отразите в расчёте о выплатах иностранным компаниям, но не вписывайте его ни в лист 03, ни в подраздел 1.3 раздела 1 декларации.

Вам придется выступить налоговым агентом, даже если получатель дивидендов применяет спецрежим — УСН, ЕСХН, поскольку дивиденды облагаются налогом на прибыль и не подпадают под спецрежим.

Если ваш контрагент ИП, вам тоже придется взять на себя обязанности налогового агента. Предприниматели сами уплачивают налог только по доходам от предпринимательской деятельности, а дивиденды облагаются НДФЛ. Неважно, применяет предприниматель спецрежим или нет — дивиденды в любом случае не подпадают под спецрежимы.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Как учесть полученные дивиденды при расчете налога на УСН

УСН не распространяется на дивиденды, поэтому не включайте их в доходы на УСН, не отражайте их в книге учета доходов и расходов и в декларации по УСН.

Если ваша компания получает дивиденды от другой российской организации, по общему правилу вы не должны платить налог на прибыль и подавать декларацию — налог уже удержала и уплатила компания, от которой вы получили дивиденды.

Если дивиденды вам выплатила иностранная компания, придется рассчитать и уплатить налог на прибыль самостоятельно. И не забудьте подать декларацию.

Если вы — ИП и получили дивиденды от российской организации, то по общему правилу вам не нужно платить НДФЛ и подавать декларацию. Компания, которая выплатила вам дивиденды, уже удержала и заплатила налог.

Другое дело, когда дивиденды вы получили от иностранной компании — в этом случае вы сами должны рассчитать и заплатить НДФЛ, а также подать декларацию по форме 3-НДФЛ.

Статья актуальна на 27.07.2021

Командировки сотрудников – одна из распространенных производственных необходимостей. Стоимость поездок работников вне места постоянной работы учитывается при налогообложении в зависимости от характера работы, продолжительности поездки и других факторов. Некоторым вопросам налогообложения НДФЛ, страховыми взносами, налогу на прибыль при командировках посвящено интервью с Сергеем Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса.

Какие затраты могут быть отнесены к командировочным расходам?

Перечень расходов, возмещаемых в связи со служебной командировкой, носит открытый характер (статья 168 Трудового кодекса). К ним могут быть отнесены любые расходы, произведенные работником с разрешения работодателя. Этим же подходом к перечню расходов можно руководствоваться и при налогообложении.

Пунктом 3 статьи 217 НК РФ, подпунктом 12 пункта 1 статьи 264 НК РФ, соответствующими нормами глав НК РФ о ЕСХН, УСН, страховых взносах в расходы на командировки включены:
— суточные;
— расходы на проезд до места назначения и обратно;
— сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы;
— расходы на проезд в аэропорт, на вокзал или иные места отправления, назначения, пересадок и на провоз багажа;
— расходы по найму жилого помещения;
— оплата услуг связи;
— расходы на получение и регистрацию служебного заграничного паспорта, получение виз;
— расходы, связанные с обменом наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту.

Командировочные расходы могут быть признаны, если они фактически произведены, документально подтверждены, носят целевой характер.

Ограничены ли расходы на командировки для целей налогообложения в абсолютном выражении?

Нормируемыми для целей НДФЛ, то есть содержащими предел, выше которого выплаты включаются в доход физического лица, являются: суточные, возмещение при однодневных командировках, оплата найма жилого помещения (при отсутствии документального подтверждения расходов). В доход, подлежащий налогообложению НДФЛ, не включаются суточные, но не более 700 рублей за каждый день командировки на территории России и не более 2 500 рублей за каждый день заграничной командировки. В размере 700 рублей и 2500 рублей в день ( при внутрироссийской и заграничной командировках соответственно) освобождаются от НДФЛ суммы в счет оплаты найма жилого помещения в случае непредставления работником подтверждающих документов. Освобождение от обложения страховыми взносами суточных ограничено размерами, установленными для НДФЛ. Суммы возмещения неподтвержденных командировочных расходов по найму помещения к освобождаемым от обложения страховыми взносами не относятся (пункт 2 статьи 422 НК РФ).

Может ли организация в локальном акте предусмотреть больший или меньший размер суточных?

Может. В расходах по налогу на прибыль учитывается вся сумма суточных, размер которой установлен в коллективном договоре или локальном нормативном акте. Но сумма свыше 700 рублей для суточных при командировках внутри России и 2500 рублей за каждый день нахождения в заграничной командировке будет облагаться НДФЛ и страховыми взносами. В коллективном договоре или локальном нормативном акте может определяться порядок расчета размера суточных, выплачиваемых сотруднику, в том числе и за день отъезда в командировку и день возвращения из командировки. При определении суммы суточных следует принимать во внимание пункт 18 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства от 13.10.2008 № 749. В частности, при следовании работника с территории России дата пересечения государственной границы включается в дни, за которые суточные выплачиваются в иностранной валюте. При возвращении обратно на территорию России дата пересечения государственной границы включается в дни, за которые суточные выплачиваются в рублях.

Полагаются ли суточные при однодневной командировке на территории России?

При командировках, когда имеется возможность ежедневно возвращаться к месту постоянного жительства, суточные не выплачиваются. Но при однодневных командировках денежные средства могут выплачиваться в качестве возмещения иных расходов работника.

Допустимо ли суточные по однодневной командировке на территории России учитывать в затратах организации и не учитывать в доходах физического лица?

Такие расходы без их документального подтверждения освобождаются от налогообложения в размерах, установленных статьей 217 НК РФ для суточных.

Данный вывод сделан в постановлении Президиума ВАС от 11.09.2012 № 4357/12.

Таким же подходом можно руководствоваться применительно к освобождению выплаты при однодневных командировках от страховых взносов.

Расходы по возмещению затрат, произведенных работником в служебной однодневной командировке, на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (письмо Минфина от 21.05.2013 № 03-03-06/1/18005). Документальным подтверждением расходов являются документы о командировке.

Однако в настоящее время со стороны Минфина есть примеры иного толкования. По мнению Минфина, для освобождения от НДФЛ и страховых взносов необходимо документальное подтверждение расходов работника, в счет возмещения которых выплачиваются денежные средства при однодневных командировках (письмо от 17.05.2018 № 03-15-06/33309).

В свою защиту работодатель может использовать уже упомянутое решение Президиума ВАС, иную судебную практику, в том числе по страховым взносам. Например, согласно определению Верховного Суда от 21.02.2015 № 301-КГ15-2791 денежные средства, выплаченные предприятием своим работникам при направлении их в служебные поездки сроком на один день, представляют собой возмещение в установленном размере расходов работника, связанных с необходимостью выполнять трудовые функции вне места постоянной работы. В постановлении АС Западно-Сибирского округа от 04.07.2016 № Ф04-2774/2016 указано на отсутствие дохода (экономической выгоды) у работника при получении выплат за однодневную командировку при наличии в качестве доказательств приказов, маршрутных листов, авансовых отчетов.

Если суточные выплачиваются в иностранной валюте, то как определить размер выплаты, освобождаемый от обложения?

При направлении работника в командировку выдается денежный аванс на оплату расходов для проезда, найма жилого помещения и дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточные). Соответствующая выплата при заграничной командировке может быть произведена в иностранной валюте. Авансовый отчет работник обязан представить работодателю в течение 3 рабочих дней по возвращении из командировки. Срок утверждения авансового отчета устанавливается руководителем организации (подпункт 6.3 Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У). Датой получения дохода при расчете НДФЛ считается последний день месяца, в котором утвержден авансовый отчет после возвращения работника из командировки (подпункт 6 пункта 1 статьи 223 НК РФ). Таким образом, размер освобождаемых от налогообложения сумм рассчитывается исходя из курса соответствующей валюты к рублю, установленного Центральным банком на дату получения дохода. Этой датой признается последний день месяца, в котором утвержден авансовый отчет (последний день месяца, в котором этот авансовый отчет должен был быть утвержден — для случая его несвоевременного представления). Исчисление и удержание НДФЛ должно производиться на ближайшую дату выплаты работнику дохода. Минфин считает, что применительно к страховым взносам дату утверждения авансового отчета следует считать датой начисления выплаты работнику (письмо от 29.05.2017 № 03-15-06/32796). Тем самым, из-за колебания валютного курса для освобождения от НДФЛ и страховых взносов может различаться размер суточных, выплаченных в иностранной валюте , и пересчитанный в рубли.

Если работник в командировке приобретал валюту, то для налога на прибыль как рассчитывается сумма для выплаты компенсации расходов?

При отсутствии первичных документов на покупку валюты (справки) пересчет суммы осуществленных работником валютных расходов в рубли может быть произведен по курсу, установленному ЦБ на дату выдачи работнику подотчетных сумм (письмо Минфина от 21.01.2016 № 03-03-06/1/2059). Расходы, которые понесены работником за свой счет (в части, не покрытой авансом, то есть в сумме перерасхода), пересчитываются по курсу на дату утверждения авансового отчета (письмо Минфина от 06.06.2011 № 03-03-06/1/324).

Если работник поехал в командировку перед выходными, то какой день считается началом командировки? Нет ли сложностей с учетом расходов по оплате стоимости проезда в этом случае?

Отъезд работника в командировку накануне выходных дней, так и выезд из места командировки после выходных дней, не должен создавать каких-либо сложностей: расходы принимаются в общеустановленном порядке (пункт 2 письма ФНС от 20.08.2014 № СА-4-3/16564).

Споры с налоговыми органами может вызвать ситуация, когда работник в месте командировки до ее начала или после ее окончания проводит отпуск. В этом случае оплата проезда может рассматриваться как доход, полученный физическим лицом в натуральной форме (письмо Минфина от 05.08.2008 № 03-04-06-01/246).

Для учета в качестве командировочных иных расходов, приходящихся на дни перед началом или после окончания командировки, необходимо изменение ее сроков приказом работодателя.

Предусмотрены ли ограничения на выбор вида транспорта, класса его комфорта при отправлении работника в командировку?

По общему правилу, порядок и размеры возмещения работникам коммерческих организаций расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.

Если специальных норм указанные документы не содержат, то к расходам могут быть отнесены расходы на проезд любым классом, включая пользование залом повышенной комфортности (письмо Минфина от 05.03.2014 № 03-03-10/9545).

Возможно, что ограничения, в частности, на пользование бизнес- классом, установлены организацией для всех или некоторых категорий работников. Однако, при наличии решения работодателя о возмещении работнику расходов на командировку в размерах, превышающих определенные в локальном нормативном акте, от обложения освобождается вся сумма возмещенных работнику расходов (письмо Минфина от 30.12.2011 № 03-04-06/6-364).

Если проезд осуществлялся на служебном или личном транспорте, командированным работником оформляется служебная записка с приложением путевых листов, кассовых чеков о приобретении ГСМ, других оправдательных документов.

Какой документ подтверждает расходы на проезд, если билет приобретен в бездокументарной форме (электронный билет)?

Оправдательными являются следующие документы:
— для железнодорожного билета − контрольный купон электронного проездного документа (билета) (выписка из автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте), полученный в электронном виде по информационно-телекоммуникационной сети;
— для авиабилета − сформированная автоматизированной информационной системой оформления воздушных перевозок маршрут/квитанция электронного документа (авиабилета) на бумажном носителе, где указана стоимость перелета (по сути, это договор перевозки). Подтверждает перелет подотчетного лица по указанному в электронном авиабилете маршруту и посадочный талон со штампом о досмотре.

С 25 февраля 2019 года появилась возможность не распечатывать посадочный талон, оформленный в электронном виде, при наличии в аэропорту информационной системы, включающей в себя электронную базу данных досмотра, и устройства, сканирующего штриховой код, содержащийся в посадочном талоне, оформленном в электронном виде (приказ Минтранса от 14.01.2019 № 7). Однако посадочный талон лучше по-прежнему распечатывать, чтобы ставить на нем штамп о досмотре. При отсутствии посадочного талона потребление услуги по перевозке может подтверждаться справкой авиаперевозчика. Если ее нет, то иными документами, напрямую или косвенно подтверждающими фактическое использование приобретенных билетов (письмо Минфина от 28.02.2019 № 03-03-05/12957). Например, счетами на оплату услуг, полученными работником в месте командирования.

Включаются ли в состав командировочных расходы на такси?

В командировке работник может воспользоваться услугами транспорта, включая услуги такси (письма Минфина от 28.09.2011 № 03-04-06/6-241, от 11.07.2012 № 03-03-07/33). Поскольку транспортные услуги произведены в интересах работодателя, то расходы на их оплату возмещаются наравне с прочими командировочными расходами. Для подтверждения расходов на оплату такси работник должен иметь кассовый чек. Квитанция в форме бланка строгой отчетности, подтверждающая оплату пользования легковым такси, возможна по услугам, оказанным до 1 июля 2019 г. Указанная квитанция должна содержать обязательные реквизиты, которые представлены в приложении № 5 к Правилам перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным постановлением Правительства от 14.02.2009 № 112. Электронные кассовый чек или бланк строгой отчетности, сформированные автоматизированной системой для БСО следует распечатать на бумажном носителе.

Могут компенсироваться расходы на питание в командировке?

В числе самостоятельного вида командировочных расходов оплата питания как выплата, освобождаемая от НДФЛ, страховых взносов, не предусмотрена. Однако предоставление питания в составе другой услуги закреплено, например, правилами оказания услуг по перевозке. Оплата работодателем командированным сотрудникам стоимости проезда в вагонах повышенной комфортности с включенной в нее стоимостью сервисных услуг, предоставляемых в таких вагонах, освобождается от обложения НДФЛ. Стоимость дополнительных сервисных услуг (набор питания, предметы первой необходимости и гигиены), формирующая единую стоимость услуги по проезду (билета), учитывается для целей налога на прибыль в полном объеме (письмо Минфина от 19.06.2017 № 03-03-06/1/37945). Аналогичный подход следует применять в отношении распространенной в большинстве гостиниц практики включения в стоимость проживания завтрака. В этой ситуации налоговые риски фактически исключаются при предъявлении налогоплательщиком счета, в котором никакие дополнительные услуги не выделены. Если в гостиничный счет отдельно включена стоимость дополнительных услуг, например, посещение бассейна, то оплата работодателем подобных расходов не уменьшает налоговую базу по прибыли и формирует подлежащий налогообложению доход физического лица (статьи 211, 270 НК РФ). Иное регулирование действует при участии командированного работника в представительских мероприятиях. Доходы работника, полученные в связи с проведением такого мероприятия (обеда, ужина), не подлежат налогообложению (письмо Минфина от 11.12.2012 № 03-04-06/4-348). Участие работника в представительских мероприятиях в интересах организации определяется отчетом о проведении представительского мероприятия, наличием непосредственной связи между предметом переговоров, которые проводятся в рамках представительского мероприятия, и служебными обязанностями, предусмотренными в трудовом договоре (контракте) с работником - участником мероприятия.

Какими документами подтверждается продолжительность командировки?

Как быть, если документы о проезде и найме жилья отсутствуют?

Для установления фактического срока пребывания в месте командирования, а тем самым для расчета суточных, может быть использован документ, на котором имеется отметка принимающей стороны о прибытии и убытии работника. Для получения соответствующей отметки документ может быть отправлен в принимавшую организацию и получен от нее по почте. Такой вариант для случаев подтверждения фактического срока пребывания в командировке при отсутствии проездных билетов предусмотрен пунктом 7 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки и приказом Минфина от 10.03.2015 № 33н. На практике срок командировки может подтверждаться совокупностью имеющихся документов: проездными документами, документами о найме жилого помещения, письменным подтверждением принимающей стороны о прибытии и убытии командированного работника.

Какие документы требуются для признания в налоговом учете командировочных расходов?

Авансовый отчет выступает первичным документом, на основании которого принимается к учету хозяйственная операция в виде командировочных расходов: начисление организацией задолженности перед работником на сумму понесенных расходов или списание подотчетной суммы с работника (письмо Минфина от 14.09.2009 № 03-03-05/169). Датой признания расходов на командировки признается дата утверждения авансового отчета (подпунктом 5 пункта 7 статьи 272 НК РФ). Для утверждения авансового отчета, в свою очередь, необходимы первичные документы о расходах во время командировки: счета, квитанции, кассовые чеки, путевые листы. Представление чеков, квитанций, подтверждающих расходование работником суточных, не требуется (письмо Минфина от 11.11.2011 №03-03-06/1/741). Цель командировки должна подтверждать направленность деятельности на извлечение дохода (пункт 1 статьи 252 НК РФ). Количество учетных форм, составляемых при командировках, было сокращено за счет отмены командировочного удостоверения, служебного задания для направления в командировку, отчета о его выполнении. Не применяется также порядок ведения журналов учета работников, выбывающих в служебные командировки из командирующей организации и прибывших в организацию, в которую они командированы. Командировочное удостоверение по форме № Т-10, утвержденной постановлением Госкомстата от 05.01.2004 № 1, может продолжать оформляться при условии, что принимающая сторона будет его заполнять.

А если работником после командировки не представлены оправдательные документы на средства, выданные под отчет?

Если оправдательные документы не представлены в связи с их утерей, то рекомендуется предпринять меры по их восстановлению. В соответствии с трудовым законодательством работодатель может производить удержание из заработной платы работника для погашения неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса, выданного в связи со служебной командировкой (статья 137 Трудового кодекса). Следовательно, выданные под отчет суммы становятся задолженностью работника перед работодателем. При возврате работником денежных средств, полученных под отчет, доходов, подлежащих налогообложению, у работника возникать не будет (письмо Минфина от 01.02.2018 № 03-04-06/5808).

В предлагаемой статье эксперты 1С рассказывают о наиболее значимых изменениях, касающихся исчисления налога на прибыль организаций в 2020 году, в том числе учитываемых при формировании налоговой базы и декларации по налогу на прибыль за 2019 год.

Изменены правила смены метода начисления амортизации

Метод начисления амортизации (линейный или нелинейный) устанавливается налогоплательщиком самостоятельно ко всем объектам амортизируемого имущества (за исключением объектов, амортизация по которым всегда начисляется линейным методом) и отражается в учетной политике. Изменить метод начисления амортизации можно с начала очередного налогового периода, но при этом перейти с нелинейного на линейный метод допускается не чаще одного раза в 5 лет. До 01.01.2020 для перехода с линейного метода на нелинейный не нужно было ждать 5 лет (п. 1 ст. 259 НК РФ).

С 01.01.2020 требование об обязательном применении выбранного метода начисления амортизации в течение как минимум пяти налоговых периодов применяется и к линейному методу, что ограничивает свободу действий налогоплательщиков (п. 24 ст. 2 Федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ). Причем переходных положений не предусматривается. Поэтому не вполне понятно, можно ли было, например, в декабре 2019 года внести изменение в учетную политику и с 01.01.2020 применять нелинейный метод, если линейный метод до этого применялся менее 5 лет. Полагаем, безопаснее этого не делать.

Амортизация по ОС, переданным в безвозмездное пользование

Норма пункта 3 статьи 256 НК РФ, действующая до 01.01.2020, устанавливала запрет на начисление амортизации по основным средствам (ОС), переданным в безвозмездное пользование и включение ее в расходы. Исключение - ОС, переданные в безвозмездное пользование органам госвласти и местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям и унитарным предприятиям.

Следовательно, по таким объектам следует продолжить начисление амортизации. Однако включить ее в расходы не получится. Это запрещает новый пункт 16.1 статьи 270 НК РФ. Исключение - все случаи, когда обязанность налогоплательщика предоставить имущество в безвозмездное пользование установлена законодательством РФ (п. 29 ст. 2 Закона № 325-ФЗ).

Минимальная стоимость амортизируемого нематериального актива

В соответствии с пунктом 1 статьи 256 НК РФ амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 руб. (до 2016 года - более 40 000 руб., до 2011 года - более 20 000 руб.). Указанный стоимостной критерий применяется к объектам, введенным в эксплуатацию начиная с 01.01.2016 (п. 7 ст. 5 Федерального закона от 08.06.2015 № 150-ФЗ).

Нематериальными активами (НМА) являются исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, приобретенные или созданные налогоплательщиком, которые используются в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев) (п. 3 ст. 257 НК РФ).

При этом специальная норма, определяющая НМА как амортизируемое имущество, ранее не содержала указания на то, какой должна быть первоначальная стоимость такого имущества. Хотя в аналогичной норме в отношении основных средств прямо указано, что первоначальная стоимость ОС должна быть не менее 100 000 руб. (п. 1 ст. 257 НК РФ).

1С:ИТС

Новые ограничения при переносе убытка на будущее

Согласно редакции пункта 2.1 статьи 283 НК РФ, действовавшей до 01.01.2020, налогооблагаемую прибыль за отчетные (налоговые) периоды 2017-2020 годов можно уменьшить на ранее полученные убытки максимум на 50 %.

Еще одно ограничение связано с учетом убытков при реорганизации компаний. Если организация ликвидируется в результате реорганизации (в форме слияния, присоединения, разделения, преобразования), то перенести ее убыток на будущее может правопреемник (п. 5 ст. 283 НК РФ).

Корректировки инвестиционного налогового вычета

Глава 25 НК РФ с 2018 года дополнена статьей 286.1 об инвестиционном налоговом вычете.

Такой вычет в отношении ряда затрат в целях исчисления налога на прибыль могут вводить субъекты РФ для находящихся на их территории организаций (обособленных подразделений организаций).

На эти затраты (включаемые в вычет) уменьшается сумма рассчитанного налога на прибыль (авансового платежа), который зачисляется в бюджет субъекта РФ. При этом налог, зачисляемый в федеральный бюджет, также может быть уменьшен на часть указанных затрат.

Предполагается, что применять налоговый вычет можно будет до 31.12.2027 (см. ч. 7 ст. 9 Федерального закона от 27.11.2017 № 335-ФЗ).

Основные параметры применения инвестиционного налогового вычета устанавливаются региональным законодательством. Среди них (п. 6 ст. 286.1 НК РФ):

  • само право на применение инвестиционного вычета;
  • предельный размер вычета;
  • категории налогоплательщиков и материальных объектов, к которым он применяется.

Расходы налогоплательщика, которые в соответствии с законом РФ могут включаться в налоговый вычет, носят закрытый характер (п. 2 ст. 286.1 НК РФ). В частности, к ним относятся затраты на создание и капитальное улучшение (модернизацию и т. п.) объектов основных средств.

Налоговый вычет в данном случае заменяет собой начисление амортизации и применение амортизационной премии по расходам на объекты основных средств, в отношении которых этот вычет использовался (п.п. 1, 7 ст. 286.1 НК РФ). При этом затраты на приобретение и модернизацию ОС учитываются не постепенно (через амортизационные отчисления, включаемые в расходы), а сразу уменьшают сумму налога на прибыль (рассчитанного без учета инвестиционного вычета).

1С:ИТС

До 01.01.2020 решение об использовании права на налоговый вычет должно было приниматься налогоплательщиком по отношению ко всем объектам ОС, расходы на приобретение и модернизацию которых могут быть учтены в составе вычета (п. 8 ст. 286.1 НК РФ). При этом в статье 286.1 НК РФ не указаны какие-либо неблагоприятные последствия в случаях, когда налогоплательщик по отдельным объектам применяет общий порядок (начисляет амортизацию и т. д.), а не включает расходы на них в состав инвестиционного вычета.

С 2020 года у налогоплательщика появилась законодательно установленная возможность применять по одним объектам ОС общий порядок (начислять амортизацию), а по другим - инвестиционный вычет (п. 39 ст. 2 Закона № 325-ФЗ).

Новая категория налоговых агентов по налогу на прибыль

По нормам НК РФ, действовавшим до 01.01.2020, налоговыми агентами по налогу на прибыль признавались только российские организации и постоянные представительства иностранных организаций при выплате отдельных доходов.

С 2020 года к налоговым агентам по налогу на прибыль организаций относятся и индивидуальные предприниматели (например, при выплате в соответствии с пунктом 1 статьи 309 НК РФ дохода от источников в РФ иностранной организации без постоянного представительства в России). Соответствующие изменения внесены в пункт 1 статьи 310 НК РФ (п. 41 ст. 2 Закона № 325-ФЗ).

Поскольку поправки действуют с 01.01.2020, то обязанности налогового агента у ИП возникают при выплате соответствующих доходов после этой даты.

1С:ИТС

Обновление формы декларации по налогу на прибыль

С отчетности за 2019 год действует новая форма декларации по налогу на прибыль организаций, формат ее представления в электронном виде и порядок заполнения, утв. приказом ФНС России от 23.09.2019 № ММВ-7-3/475@.

Необходимость внесения поправок вызвана многочисленными изменениями в НК РФ, которые касаются налога на прибыль. В частности, связанные с инвестиционным налоговым вычетом: в Лист 02 добавлены две новые строки - 268 и 269. По ним указывается сумма уменьшения авансовых платежей (налога) при применении налогового инвестиционного вычета. Также лист 02 дополнен новым Приложением № 7. Оно предназначено для расчета инвестиционного налогового вычета. Изменено Приложение № 6б к листу 02, в котором рассчитывается налоговая база консолидированной группы налогоплательщиков.

Напомним, что представить в ИФНС декларацию по налогу на прибыль за 2019 год следует не позднее 30.03.2020.

1С:ИТС

Какие доходы можно не учитывать при расчете налога на прибыль за 2019 год

Закон № 325-ФЗ скорректировал перечень доходов, которые не учитываются при определении налогооблагаемой прибыли (ст. 251 НК РФ). Причем эти поправки распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2019 (п. 13 ст. 3 Закона № 325-ФЗ). Следовательно, их можно принимать во внимание при расчете налога на прибыль за налоговый и отчетные периоды 2019 года.

Курортный сбор

Как уже отмечала ФНС России в письме от 12.04.2018 № СД-4-3/6986@, суммы курортного сбора, полученные владельцами гостиниц с постояльцев, не нужно учитывать в доходах для целей налогообложения, так как эти суммы полностью перечисляются в бюджет субъекта РФ, и, следовательно, экономической выгоды нет. Соответственно, суммы курортного сбора владельцам гостиниц не нужно включать в выручку при исчислении налога на прибыль, НДС, УСН и НДФЛ.

В отношении налога на прибыль теперь это закреплено в подпункте 9.1 пункта 1 статьи 251 НК РФ, согласно которому операторы курортного сбора (организации и ИП, оказывающие гостиничные и пр. услуги) не должны учитывать этот сбор при определении налогооблагаемой прибыли.

Увеличение номинальной стоимости доли в ООО без изменения доли участия

Участник общества с ограниченной ответственностью (ООО) теперь вправе не учитывать для целей налогообложения увеличение номинальной стоимости своей доли ввиду увеличения уставного капитала ООО, если при этом размер самой доли остался прежним (пп. 15 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Напомним, что до принятия Закона № 325-ФЗ подпункт 15 пункта 1 статьи 251 НК РФ относился только к акционерам АО и не распространялся на участников ООО, о чем неоднократно высказывался Минфин России (подробнее см. в 1С:ИТС ).

Таким образом, указанные изменения улучшают положение участников ООО.

Отметим также, что поправки в подпункт 15 пункта 1 статьи 251 НК РФ не распространяются на доходы организаций (участников ООО) в виде стоимости дополнительно полученных ими долей по решению общего собрания участников этого ООО. Например, такая ситуация возникает при распределении между оставшимися участниками ООО доли вышедшего из него участника (п. 6.1 ст. 23, ст. 24 Закона № 14-ФЗ). Следовательно, увеличение номинальной стоимости доли таким способом облагается налогом на прибыль (как и прежде).

Изменения, внесенные в подпункт 15 пункта 1 статьи 251 НК РФ Законом № 325-ФЗ, распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2019.

Перенос ОС при реконструкции государственных или муниципальных объектов

С 01.01.2019 организации могут не учитывать доходы в виде результатов работ по переносу, переустройству основных средств, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности или оперативного управления.

Речь идет о работах по переносу (переустройству), выполненных сторонними подрядчиками в связи с созданием иного объекта капстроительства, принадлежащего государству или муниципалитету (пп. 11.2 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Закон № 325-ФЗ внес коррективы в эту норму. Теперь она действует не только при создании государственных (муниципальных) объектов капстроительства, но и при их реконструкции, а также при создании (реконструкции) линейных объектов государственной (муниципальной) собственности. Напомним, линейные объекты - это линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (п. 10.1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ). Причем уточнено, что создание (реконструкция) перечисленных объектов может финансироваться за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ как полностью, так и частично.

1С:ИТС

О подтверждении расходов по налогу на прибыль

В письме от 29.04.2019 № 03-03-06/1/31506 Минфин России разъяснил, при каких условиях первичные документы, составленные иностранным контрагентом, подтверждают расходы организации*.

Так, первичные документы, оформленные по правилам делового оборота иностранного государства, нужно обязательно перевести на русский язык.

Обусловлено это тем, что именно русский язык является языком, на котором ведется официальное делопроизводство в Российской Федерации (ст. 16 Закона РФ от 25.10.1991 № 1807-1).

Вместе с тем НК РФ не устанавливает порядок перевода с иностранного языка на русский, а значит, организация может выбрать его по своему усмотрению. Перевод может быть выполнен как сотрудником такой организации, так и сторонним переводчиком.

Кроме того, по мнению Минфина России, первичные документы, составленные на иностранном языке по типовой форме, не обязательно каждый раз переводить целиком. Достаточно один раз перевести на русский язык постоянные показатели типовой формы, а в дальнейшем, при необходимости, переводить изменяющиеся показатели такого первичного документа.

Как предпринимателю сэкономить на уплате НДФЛ?

Что такое профессиональный налоговый вычет?

Доход налогоплательщика облагается налогом на доходы физических лиц (НДФЛ).

Если для получения дохода налогоплательщик понес расходы, то он может учесть их при исчислении налога – применяя налоговый вычет (имущественный, социальный, профессиональный и т.д.).

Профессиональный налоговый вычет позволяет доход от профессиональной деятельности индивидуального предпринимателя, применяющего общую систему налогообложения, или доход, полученный налогоплательщиком по гражданско-правовому договору, уменьшить на расходы, связанные с получением этого дохода.

При этом сумма вычета не может быть больше дохода. Индивидуальный предприниматель не вправе учесть убыток и перенести его на следующие налоговые периоды.

В каком случае ИП может рассчитывать на получение вычета?

Для предпринимателей обязательным условием применения вычета является регистрация в качестве ИП. Это следует из п. 1 ст. 221 и подп. 1 п. 1 ст. 227 Налогового кодекса. На этом настаивают и официальные органы. К примеру, Минфин и ФНС не признают права на учет расходов за лицами без статуса ИП, сдающими помещения в аренду 1 .

Получить вычет может только индивидуальный предприниматель, применяющий общую систему налогообложения. То есть тот, кто платит с доходов от своей профессиональной деятельности НДФЛ по ставке 13%.

Если индивидуальный предприниматель применяет специальный налоговый режим, например УСН, НПД или ЕНВД, то воспользоваться профессиональным налоговым вычетом он не может.

Как вести учет расходов, чтобы воспользоваться правом на вычет?

Одним из условий применения налогового вычета является ведение индивидуальным предпринимателем учета понесенных расходов. Согласно Порядку учета, утвержденному Минфином и МНС в 2002 г., они фиксируются в Книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций в момент их совершения на основе первичных документов позиционным способом 2 .

Пункт 2 ст. 227 Налогового кодекса устанавливает, что предприниматель самостоятельно исчисляет налог. Из декларации 3-НДФЛ следует, что ему достаточно распределять расходы по группам: материальные, амортизационные начисления, расходы на выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц, прочие.

Если у предпринимателя есть наемные работники, то он может учитывать выплату им зарплаты, среднего заработка, оплату командировочных расходов и иные расходы, которые он обязан нести в интересах работников. Предприниматель может учесть затраты на покупку материалов и оборудования, аренду помещения, расходы на ремонт основных средств, страхование и т.д.

Также Минфин указывал 4 , что расходы надо отражать в декларации на дату получения дохода. Потому во избежание отказа в вычете заявлять нужно те расходы, которые относятся к доходам, полученным в году, за который подается декларация.

Нередко предприниматель ведет несколько видов деятельности. При этом по одному он применяет специальный налоговый режим, а по другому – уплачивает налог по общей системе налогообложения. В таком случае следует вести раздельный учет расходов по каждому виду деятельности.

Если раздельный учет не ведется, то велика вероятность того, что налоговый орган откажет в вычете.

Если ИП не готов отстаивать в суде свое право на вычет, то ему следует вести раздельный учет расходов при разных видах деятельности.

Как заявить вычет?

Необходимо ли подтверждать расходы документами?

В ст. 252 НК РФ указано, что доход может быть уменьшен на документально подтвержденные расходы. Однако речь в этой статье идет о расходах, учитываемых при исчислении налога на прибыль. В случае же с НДФЛ требование прикладывать документы к декларации прямо не установлено.

Минфин в своих разъяснениях 5 ссылался на ноябрьское постановление Президиума ВАС РФ 2008 г. В нем указано, что инспекция может истребовать документы, подтверждающие право налогоплательщика на льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ). Однако профессиональный вычет по НДФЛ льготой не является. Следовательно, налоговый орган не вправе запрашивать у предпринимателя документы по финансово-хозяйственной деятельности, если в ходе камеральной проверки он не выявил ошибок и противоречий в представленных ему сведениях (п. 7 ст. 88 НК РФ) 6 .

Однако у налогового органа есть право истребовать документы во время налоговой проверки (п. 6 ст. 88 НК РФ), которое он использует часто. Если документы не будут представлены, в праве на вычет налоговый орган откажет. Поэтому хранить документы надо не менее трех лет по истечении года, за который подается декларация.

Их перечень законом не установлен. На практике возникают ситуации, когда налоговые органы отказывают в вычете на том основании, что расходы не подтверждены конкретным документом. К примеру, для подтверждения расходов на горюче-смазочные материалы не представлен путевой лист, подтверждающий факт поездки. Суды в таком случае признают правомерность учета расходов, если они могут быть подтверждены другими документами 7 .

Если документально подтвердить расходы несложно, то во избежание отказа в вычете и спора с налоговым органом лучше все же приложить копии документов к декларации. Если документов много, то можно приложить их реестр и копии только некоторых из них. При этом следует быть готовым к тому, что налоговый орган может истребовать те документы, которые ему не были представлены.

Как получить вычет, если нет документов, подтверждающих расходы?

Предприниматель имеет право на профессиональный вычет, даже если у него нет подтверждающих документов. В таком случае доход уменьшается на 20% общей суммы доходов, полученных за год.

Одновременно заявить вычет в размере 20% и учесть документально подтвержденные расходы нельзя. То есть можно либо обосновывать расходы, настаивая на применении расчетного способа определения налога, либо применить вычет в сумме 20%.

Как указал ВАС РФ, правило, согласно которому при неподтверждении расходов документами налогоплательщик применяет 20-процентный вычет, не лишает его права доказывать фактический размер расходов для применения расчетного метода исчисления налога 8 . Но доказывать, что фактические расходы превысили 20% от дохода, налогоплательщику придется в суде. Поэтому документы следует хранить, а расходы своевременно фиксировать в Книге учета доходов и расходов.

Когда нужно подать декларацию?

Декларацию нужно представить в налоговый орган не позднее 30 апреля года, следующего за периодом, за который она подается.

Если предприниматель не отразил в ней расходы или забыл отразить какие-то из них, то он может представить уточненную декларацию в течение трех лет после истечения года, за который им подана декларация. В таком случае к ней надо приложить копии документов, подтверждающих расходы, чтобы не затягивать сроки возврата налога.

1 Письмо Минфина России от 15 марта 2017 г. № 03-04-05/15280. Письмо ФНС России от 13 октября 2011 г. № ЕД-3-3/3378@.

2 Пункт 4 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей (утв. Приказом Минфина и МНС России от 13 августа 2002 г. № 86н/БГ-3-04/430).

3 Письма Минфина России от 13 ноября 2019 г. № 03-04-05/87535, от 7 ноября 2019 г. № 03-04-05/85912.

4 Письмо Минфина России от 30 июня 2016 г. № 03-04-05/38420.

5 Письмо Минфина России от 7 июня 2013 г. № 03-04-07/21306.

6 Постановление Президиума ВАС РФ от 11 ноября 2008 г. № 7307/08 по делу № А07-10131/2007-А-РМФ.

Читайте также: