Виды постоянного представительства в налоговом праве

Обновлено: 04.07.2024

Представительство в суде и роль самого представителя сложно недооценивать. Это не просто лицо, представляющее интересы стороны по делу, это главный защитник его прав перед оппонентом в споре. Насколько будут убедительны и основаны на законах его доводы, настолько положительным будет решение суда по делу.

В зависимости от вида судопроизводства – арбитражного или гражданского – могут отличаться и некоторые нюансы оформления полномочий представителя и отдельные его действия.

Понятие представительства

Юридическое представительство интересов в суде – это совершение доверенным лицом определенных процессуальных действий, а также реализация прав и обязанностей своего доверителя в судебном процессе.

Действующее гражданско-процессуальное и арбитражное законодательство предоставляет гражданам, организациям возможность вести свои дела через представителей, привлекаемых в установленном законом порядке.

Когда представительство необходимо?

Направление в судебный процесс своего представителя – это право, но никак не обязанность стороны по делу. В большинстве случаев необходимость участия в деле представителя обусловлена отсутствием необходимых юридических познаний, навыков для эффективной защиты своих прав.

Кто может стать представителем в суде?

ГПК не содержит каких-либо строгих ограничений на представительство в арбитражном суде и даже наоборот – является максимально мягким в части участия в делах, рассматриваемых мировыми и районными судами.

Для представления интересов любой из сторон необходимо соответствовать следующим требованиям:

  • Возраст от 18 лет.
  • Полная дееспособность.

Не могут быть допущены к процессу в качестве представителей лица, которые работают в аппарате суда, прокуроры, судьи и следователи. Исключение – законное представительство интересов (например, собственных детей) или же представительство от лица тех органов, в которых несут службу перечисленные лица.

ВАЖНО: В соответствии с ч. 2 ст. 49 ГПК РФ в судах апелляционной и кассационной инстанции представителями из числа лиц, оказывающих юридические услуги, могут участвовать лишь граждане с подтвержденным высшим юридическим образованием либо наличием ученой степени по юридической специальности.

Арбитражным законодательством устанавливаются достаточно простые требования для представителей организаций из числа их работников – это подтверждение их полномочий, без каких-либо оговорок квалификации, профессии или иных моментов.

А вот представитель, не являющийся сотрудником компании, которую он представляет, может быть допущен в арбитражный суд лишь при предоставлении документов, подтверждающих наличие у него высшего юридического образования или ученой степени в области права (ч.3 ст.59 АПК РФ).

Полномочия судебного представителя

Представитель обладает всеми теми же правами и обязанностями, которые может осуществлять в суде представляемое им лицо.

Однако отдельные полномочия требуют отдельного указания в доверенности.

В частности, речь идет о следующих процессуальных правах:

  • Подписание иска и его подача в суд.
  • Решение о передаче спора в третейский суд.
  • Подача встречного иска к истцу, выступая на стороне ответчика.
  • Частичный или полный отказ от заявленных требований, а также изменение их размера (включая отказ от иска или его признание).
  • Передоверие полномочий.
  • Обжалование судебного акта.
  • Предъявление исполнительного листа для исполнения и фактическое получение денежных средств.

Указанные полномочия должны быть отдельно оговорены в доверенности. В ГПК РФ перечень полномочий прописан в ч. 2 ст. 54 ГПК РФ, в АПК РФ – в ч. 2 ст. 62.

Консультация юриста в Москве

Нужно юридическое представительство?

Воспользуйтесь бесплатной помощью опытного юриста по ссылке ниже. Консультация возможна онлайн или в нашем московском офисе.

Виды представительства

В зависимости от вида судопроизводства и способа назначения/вступления в дело, виды представительства могут существенно отличаться.

Добровольное

Добровольным представительством является любое вступление в процесс любого лица, осуществленное по согласованию с представляемым лицом.

Под таким определением в законодательстве оно не прописано, но подразумевается как акт обоюдного согласия между представляемым и доверенным лицом.

Можно выделить дополнительно:

  • Самостоятельное представительство, когда интересы стороны по делу в ее отсутствие защищает адвокат, юрист или иное лицо.
  • По заявлению стороны, когда представитель участвует в деле одновременно с представляемой стороной.

ВАЖНО: ГПК РФ позволяет вводить в дело представителя по заявлению, тем самым избегая оформления доверенности. Истец или ответчик под протокол заявляет о намерении доверить представление интересов указываемому им гражданину и последний допускается судом к процессу. Единственное ограничение – полномочия, отраженные в части 2 ст. 54 ГПК РФ, осуществляет только сторона по делу.

По назначению суда

Гражданское законодательство (ст. 50 ГПК РФ) устанавливает исключительный случай, когда суд сам может назначить представителя.

Суд привлекает к участию в деле адвоката для защиты интересов ответчика если место нахождения последнего неизвестно и установить его не удалось.

В арбитражном процессе возможность назначения судом представителя не предусмотрена.

Законное представительство

Законный представитель может быть лишь у того лица, интересы которого он защищает на основании закона – речь идет о несовершеннолетних, недееспособных или же ограниченно дееспособных гражданах. Подобный вид представительства актуален для всех видов процессуального судопроизводства – гражданского, арбитражного, административного и т.д.

Для арбитража, несмотря на прописанное определение законного представителя в п. 2 ст. 59 АПК РФ, данный тип представительства является практически неактуальным в силу специфики компетенции суда – несовершеннолетние и недееспособные практически никогда не участвуют в арбитражных делах.

Общественное

В судебном процессе нередко принимают участие общественные организации, выступающие от имени общества и в интересах неопределенного круга лиц.

Общественная организация и ее члены вправе защищать не только интересы своей организации, но и отдельных граждан, организаций.

Представитель, действующий в общественных целях, обладает всеми теми же правами и полномочиями, что и привлекаемый в рамках добровольного представительства. Однако вопреки воли представляемого действовать он не может и в любом случае допускается в дело лишь при подтверждении полномочий и согласия доверителя.

Как стать судебным представителем – порядок оформления полномочий

Полномочия представителя оформляются на основании доверенности.

Оформление полномочий представителя проходит через доверенность через нотариуса или же приравненных к нему должностных лиц, юридические лица выписывают доверенность на имя своих сотрудников через уполномоченный исполнительный орган – директора.

Подтверждение полномочий представителей осуществляется следующими способами:

  • Физические лица в своих интересах предъявляют лишь паспорт, в интересах иных лиц – доверенность на ведение дел в суде.
  • Индивидуальные предприниматели при защите интересов лично – паспорт, выписку из ЕГРИП.
  • Законные представители – документы, устанавливающие родство или опекунство над лицом, представляемым в суде.
  • Адвокат представитель в суде предъявляет ордер и свое удостоверение, а также доверенность на осуществление полномочий, прописанных в ч.2 ст. 54 ГПК РФ и ч. 2 ст. 62 АПК РФ.
  • Сотрудник организации – юрист или иное должностное лицо предъявляет доверенность, выписанную руководителем организации.
  • Руководитель организации – доверенность вышестоящей инстанции (если имеется подчинение), учредительные документы с описанием полномочий, приказ о своем назначении на должность.
  • Представители государственных органов – доверенность, приказ о назначении на должность (для руководителей).

Если сторона по делу не желает оформлять доверенность, можно ввести в процесс (только в гражданский процесс, не в арбитраж!) представителя по заявлению.

Для этого сторона заявляет ходатайство о допуске представителя в дело и в дальнейшем допущенное доверенное лицо пользуется всем комплексом прав и полномочий представителя. За исключением отдельно оговоренных в ч. 2 ст. 54 ГПК РФ, требующих оформления в доверенности. Но ввиду присутствия доверителя в этом нет необходимости: он самостоятельно реализует свои права.

Процесс представления интересов в судах различных инстанций – это сложная и требующая юридического опыта процедура. Желательно доверять защиту своих прав опытным юристам, что позволит минимизировать возможные риски и ошибки.

Рекомендуем к прочтению:

Проект наших партнеров Андрея Шевченко и Михаила Кучин, где они разбирают самые резонансные события в стране и их последствия для всех нас.

Все о новых законах и громких делах в России и в мире максимально доступно и без занудства.

1. Объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, признается:

доход, полученный иностранной организацией в результате осуществления деятельности на территории Российской Федерации через ее постоянное представительство, уменьшенный на величину произведенных этим постоянным представительством расходов, определяемых с учетом положений пункта 4 настоящей статьи;

доходы иностранной организации от владения, пользования и (или) распоряжения имуществом постоянного представительства этой организации в Российской Федерации за вычетом расходов, связанных с получением таких доходов;

другие доходы от источников в Российской Федерации, указанные в пункте 1 статьи 309 настоящего Кодекса, относящиеся к постоянному представительству.

2. Налоговая база определяется как денежное выражение объекта налогообложения, установленного пунктом 1 настоящей статьи.

При определении налоговой базы иностранной некоммерческой организации учитываются положения пункта 2 статьи 251 настоящего Кодекса.

3. В случае, если иностранная организация осуществляет на территории Российской Федерации деятельность подготовительного и (или) вспомогательного характера в интересах третьих лиц, приводящую к образованию постоянного представительства, и при этом в отношении такой деятельности не предусмотрено получение вознаграждения, налоговая база определяется в размере 20 процентов от суммы расходов этого постоянного представительства, связанных с такой деятельностью.

4. При наличии у иностранной организации на территории Российской Федерации более чем одного отделения, деятельность через которые приводит к образованию постоянного представительства, налоговая база и сумма налога рассчитываются отдельно по каждому отделению.

В случае, если иностранная организация осуществляет через такие отделения деятельность в рамках единого технологического процесса, или в других аналогичных случаях по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, такая организация вправе рассчитывать налогооблагаемую прибыль, относящуюся к ее деятельности через отделение на территории Российской Федерации, в целом по группе таких отделений (в том числе по всем отделениям) при условии применения всеми включенными в группу отделениями единой учетной политики в целях налогообложения. При этом иностранная организация самостоятельно определяет, какое из отделений будет вести налоговый учет, а также представлять налоговые декларации по месту нахождения каждого отделения. Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет в таком случае, распределяется между отделениями в общем порядке, предусмотренном статьей 288 настоящего Кодекса. При этом не учитываются стоимость основных средств и нематериальных активов, а также среднесписочная численность работников (фонд оплаты труда работников), не относящихся к деятельности иностранной организации на территории Российской Федерации через постоянное представительство.

Иностранная организация - оператор нового морского месторождения углеводородного сырья, осуществляющая более чем через одно отделение деятельность на территории Российской Федерации (или признаваемую таковой в соответствии с пунктом 2 статьи 306 настоящего Кодекса), связанную с добычей углеводородного сырья на указанном новом морском месторождении углеводородного сырья, вправе определять налоговую базу по такой деятельности, относящейся к одному и тому же новому морскому месторождению углеводородного сырья, в целом по группе таких отделений (в том числе по всем отделениям) при условии применения всеми включенными в группу отделениями единой учетной политики в целях налогообложения. При этом иностранная организация самостоятельно определяет, какое из отделений будет вести налоговый учет и представлять налоговые декларации по месту нахождения каждого отделения. В этом случае уплата налога производится через одно из таких отделений по выбору налогоплательщика. Уведомление о выборе отделения, через которое производится уплата налога, направляется налогоплательщиком в налоговые органы по месту нахождения каждого из отделений до 30 ноября года, предшествующего налоговому периоду.

5. Иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, применяют положения, предусмотренные статьями 280, 283 настоящего Кодекса.

6. Иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, уплачивают налог по ставкам, установленным пунктом 1 статьи 284 настоящего Кодекса, за исключением доходов, перечисленных в подпунктах 1, 2, абзаце втором подпункта 3 пункта 1 статьи 309 настоящего Кодекса. Указанные доходы, относящиеся к постоянному представительству, облагаются налогом отдельно от других доходов по ставкам, установленным подпунктом 3 пункта 3 и пунктом 4 статьи 284 настоящего Кодекса.

7. При включении в сумму прибыли иностранной организации доходов, с которых в соответствии со статьей 309 настоящего Кодекса был фактически удержан и перечислен в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, налог, сумма налога, подлежащая уплате этой организацией, уменьшается на сумму удержанного налога. В случае, если сумма удержанного в налоговом периоде налога превышает сумму налога за этот период, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату или зачету в счет будущих налоговых платежей этой организации в порядке, предусмотренном статьей 78 настоящего Кодекса.

8. Иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, уплачивают авансовые платежи и налог в порядке, предусмотренном статьями 286 и 287 настоящего Кодекса.

Налоговая декларация по итогам налогового (отчетного) периода, а также годовой отчет о деятельности в Российской Федерации по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, представляются иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, в налоговый орган по месту нахождения постоянного представительства этой организации в порядке и в сроки, установленные статьей 289 настоящего Кодекса.

Абзац исключен. - Федеральный закон от 29.05.2002 N 57-ФЗ.

При прекращении деятельности постоянного представительства иностранной организации в Российской Федерации до окончания налогового периода налоговая декларация за последний отчетный период представляется иностранной организацией в течение месяца со дня прекращения деятельности постоянного представительства.

9. Если предпринимательская деятельность иностранной организации на территории Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом или положениями международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения приводит к возникновению на территории Российской Федерации постоянного представительства, то определение доходов такого постоянного представительства, подлежащих налогообложению в Российской Федерации, производится с учетом выполняемых в Российской Федерации функций, используемых активов и принимаемых экономических (коммерческих) рисков.

Указанные в настоящем пункте обстоятельства принимаются во внимание при распределении доходов и расходов между иностранной организацией и ее постоянным представительством в Российской Федерации.

В связи со вступлением в силу с 01.01.2021 новой редакции НК МНС обновило ранее подготовленные рекомендации (приложение к письму МНС от 24.05.2019 N 4-2-15/00761) по вопросам налогообложения иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, и разместило их в приложении к письму МНС от 29.04.2021 N 4-2-15/0098. Остановимся на основных изменениях.

Постановка на учет иностранных организаций в связи с деятельностью на территории Республики Беларусь через постоянное представительство

Иностранная организация, которая на основании договора выполняет работы и (или) оказывает услуги на территории Республики Беларусь в течение периода, превышающего сроки, установленные п. 3 и 4 ст. 180 НК, подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту осуществления такой деятельности. До начала деятельности подается заявление в налоговый орган, к которому прилагается в том числе копия выписки банка, подтверждающая открытие текущего (расчетного) счета в банке на территории Республики Беларусь.

Если условия договора на день его заключения не предусматривали продолжительность выполнения работ (оказания услуг), превышающую указанные сроки, то в случае возникновения обстоятельств, приводящих к их превышению, иностранная организация обязана стать на учет в налоговом органе не позднее дня, следующего за истечением периода, установленного п. 3 и 4 ст. 180 НК (ч. 3 подп. 1.5 ст. 70 НК).

Особенности для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через несколько постоянных представительств

При осуществлении иностранной организацией на территории Республики Беларусь деятельности через несколько постоянных представительств либо при наличии у нее представительства и осуществлении деятельности через одно или несколько постоянных представительств иностранная организация самостоятельно выбирает постоянное представительство, по месту расположения которого она будет представлять в налоговый орган налоговую декларацию (расчет) по налогу на прибыль. Показатели в ней отражаются отдельно по каждому из постоянных представительств и представительству (ч. 1 подп. 8.1 п. 8 ст. 186 НК).

О своем выборе иностранная организация уведомляет каждый налоговый орган, в котором она состоит на учете.

не позднее 20 апреля 2021 года — в отношении постоянных представительств и представительства, показатели по которым подлежат отражению в налоговых декларациях (расчетах) по налогу на прибыль по итогам первого квартала 2021 года.

Принятое решение о выборе не подлежит изменению до прекращения деятельности через постоянное представительство, по месту расположения которого иностранная организация приняла решение представлять налоговую декларацию (расчет) по налогу на прибыль.

При прекращении деятельности через постоянное представительство по такому месту расположения, но при продолжении осуществления деятельности через иное постоянное представительство иностранная организация вместе с налоговой декларацией (расчетом) по налогу на прибыль, в котором указана дата прекращения деятельности, представляет в налоговые органы новое уведомление с указанием постоянного представительства, по месту расположения которого она будет представлять в налоговый орган налоговую декларацию (расчет) по налогу на прибыль (ч. 3, ч. 5 подп. 8.1 п. 8 ст. 186 НК).

Форма налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль для иностранных организаций утверждена приложением 4-1 к Постановлению N 2, порядок ее заполнения — Инструкцией N 2. Указанная форма не применяется за отчетные (налоговые) периоды до 01.01.2021.

Если иностранная организация осуществляет деятельность на территории Республики Беларусь в нескольких местах, то титульный лист к налоговой декларации (расчету) по налогу на прибыль для иностранных организаций заполняется единожды, а разделы I — V декларации — по каждому месту осуществления деятельности на территории Республики Беларусь (ч. 3 п. 51-1 Инструкции N 2).

Затраты, учитываемые при налогообложении прибыли иностранной организации, осуществляющей деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство

Зарубежные затраты должны быть подтверждены соответствующим заключением аудиторской организации (аудитора) иностранного государства, резидентом которого является иностранная организация, либо заключением лица, осуществляющего деятельность по налоговому консультированию в иностранном государстве, резидентом которого является иностранная организация.

В заключении должны содержаться сведения о зарубежных затратах с указанием:

реквизитов контрагентов (наименование (фамилия, собственное имя, отчество), страна регистрации, учетный номер плательщика в стране регистрации или его аналог) и заключенных с ними договоров, на основании которых понесены зарубежные затраты;

дат принятия иностранной организацией зарубежных затрат к учету для целей налогообложения в соответствии с законодательством иностранного государства и официальных курсов белорусского рубля к соответствующей иностранной валюте, установленных Национальным банком на такие даты, а при применении ч. 2 или ч. 3 п. 12 ст. 180 НК — дат и курсов согласно их положениям.

Данные положения не распространяются на управленческие и общеадминистративные затраты, учитываемые в качестве зарубежных затрат, если их сумма сформирована в порядке, определенном п. 13 ст. 180 НК.

За отчетные (налоговые) периоды 2021 года и далее не подлежат применению:


Филиал иностранной компании в России налоги уплачивает по нормам российского законодательства с учетом положений международных соглашений. Об особенностях определения налоговых обязательств таких подразделений узнайте из нашего материала.

Когда филиал зарубежной фирмы становится плательщиком российских налогов

Возникновение налоговых обязательств у филиала зарубежной фирмы зависит:

  • от его налогового статуса в РФ;
  • от момента его образования на российской территории.

С точки зрения п. 2 ст. 306 НК РФ филиал, открытый зарубежной фирмой на территории нашей страны, квалифицируется для налоговых целей постоянным представительством (далее — ПП) (см. схему):

Налоги для филиала иностранной компании в России

ПП имеет следующие признаки:

Наличие у филиала вышеперечисленных признаков вызывает необходимость:

  • встать на учет в налоговых органах РФ;
  • платить налоги в бюджет РФ.

Важным нюансом для целей налогообложения ПП является момент его образования на территории РФ (см. таблицу ниже).

Вид деятельности ПП

Момент образования ПП в России

ПП считается образованным с более ранней из дат:

  • вступления в силу разрешения на право заниматься конкретной деятельностью;
  • фактического начала такой деятельности

Абз. 2 п. 3 ст. 306

Началом функционирования стройплощадки считается более ранняя из дат:

  • подписания акта о передаче стройплощадки подрядчику;
  • фактического начала работ

Иная коммерческая деятельность зарубежной компании через ПП в РФ

Первый день осуществления предпринимательской деятельности в РФ

Какие налоговые обязательства возникают с момента образования ПП — узнайте из следующих разделов.

Налоговые обязанности филиала зарубежной компании

При расчете и уплате налога на прибыль ПП должно руководствоваться:

  • НК РФ (ст. 306–312);
  • международными договорами, содержащими положения, касающиеся вопросов налогообложения (ст. 7 НК РФ).

При наличии в международном договоре иных правил и норм в отношении налогообложения, чем предусмотрено в НК РФ, применяются положения международного договора.

Порядок исполнения налоговых обязательств описан в п. 8 ст. 307 НК РФ и включает:

  • исчисление по нормам российского законодательства и уплату в бюджет РФ налога на прибыль;
  • представление налоговикам налоговых деклараций и отчета о деятельности ПП.

Чтобы определить сумму налога на прибыль, следует руководствоваться ст. 307 НК РФ, устанавливающей основные необходимые для исчисления налога элементы:

  • схемы определения налоговой базы:
    • от предпринимательской деятельности (НБПД):

    Дпп и Рпп — полученные зарубежной фирмой на территории РФ через ПП доходы и произведенные ПП расходы;

    • от владения, пользования и (или) распоряжения имуществом (НБИ):

    Ди и Ри — доходы от владения, пользования и (или) распоряжения имуществом и связанные с их получением расходы;

    • при получении относящихся к ПП доходов от российских источников, указанных в п. 1 ст. 309 НК РФ;
    • ставки налога на прибыль определены в ст. 284 НК РФ.

    Доходы ПП участвуют в расчетах налога на прибыль вне зависимости от формы их получения:

    • в натуральной форме;
    • в виде прощения долга;
    • путем погашения обязательств;
    • в качестве зачета требований.

    С какими особенностями может столкнуться ПП при исчислении налога на прибыль, расскажем в следующем разделе.

    Нюансы налогообложения постоянного представительства зарубежной фирмы

    Величина налога на прибыль зависит от полученных ПП доходов, а также от принимаемых в расчет расходов. Указанные расчетные составные части включаются в налогооблагаемую базу с учетом следующего:

    • к доходам относятся только связанные с деятельностью данного ПП доходы — любой доход ПП должен рассматриваться персонально и относиться на доходы ПП, если он получен от деятельности ПП и (или) в результате использования его активов;
    • к расходам ПП предъявляются требования:
      • обоснованности;
      • экономической оправданности;
      • денежной оценки;
      • документального подтверждения.

      Возможные виды расходов ПП представлены на рисунке:

      Возможные виды расходов ПП

      При расчете налоговых обязательств особое внимание необходимо уделить положениям международных договоров и соглашений, касающихся нюансов признания участвующих в расчете налога на прибыль элементов. В таблице ниже приведены примеры особенностей признания таких элементов по отдельным договорам (соглашениям, конвенциям):

      Реквизиты международного договора об избежании двойного налогообложения

      Особенности признания прибыли, доходов и расходов

      Ссылка на статью договора

      Допускается обоснованное распределение документально подтвержденных расходов между головным офисом зарубежной компании (в стране ее регистрации) и ПП, открытым ею в России. К таковым относят расходы:

      • управленческие;
      • общеадминистративные;
      • исследовательские (расходы на исследование и развитие);
      • в виде процентов и платы за консультации, управление или техническое содействие

      Прибыль от коммерческой деятельности включает прибыль, например:

      • от осуществления производственной и (или) торговой деятельности;
      • от занятий рыболовством, лесным или сельским хозяйством;
      • от транспорта, добывающей промышленности или связи;
      • от сдачи в аренду движимого имущества;
      • от предоставления услуг силами другого лица

      Не включаются в расходы любые суммы (за исключением выплаченных в виде компенсации за произведенные расходы), уплачиваемые постоянным представительством головному офису в виде:

      • роялти;
      • вознаграждения;
      • других аналогичных выплат за использование патентов или других прав;
      • в виде комиссионных за оказанные услуги, включая управленческие услуги;
      • в виде процентов за ссуду, предоставленную постоянному представительству (если только рассматриваемое предприятие не является банковским учреждением)

      РФ — Саудовская Аравия

      При расчете прибыли от предпринимательской деятельности учитывается доход:

      • от производственной;
      • торговой;
      • банковской;
      • страховой деятельности;
      • осуществления внутренних транспортных перевозок;
      • предоставления услуг и сдачи в аренду личного движимого материального имущества

      В исключительных случаях возможно определять прибыль ПП посредством распределения общей прибыли по всем его подразделениям, если:

      • невозможно определить относящуюся к ПП прибыль;
      • это связано с чрезмерными трудностями

      Как влияет режим налогообложения на расчет налоговых обязательств, расскажут материалы:

      Особенности исполнения иностранным филиалом функций налогового агента

      Работа ПП сопряжена с исполнением обязанности налогового агента, если ПП выплачивает доходы своим сотрудникам и нанимаемым по договорам ГПХ физлицам. При этом ПП должно руководствоваться российским налоговым законодательством, предусматривающим следующее:

      • расчет НДФЛ производится по нормам ст. 224 НК РФ;
      • исчислению и уплате подлежит НДФЛ в отношении всех доходов, источником которых является ПП;
      • выплаты и вознаграждения, начисляемые ПП в пользу своих сотрудников и иных физлиц, облагаются страховыми взносами.

      У обособленного подразделения зарубежной фирмы могут возникнуть и иные налоговые обязанности, если оно не имеет своего расчетного счета и выплачивает зарплату сотрудникам через расчетный счет другого подразделения данной зарубежной компании. В этом случае оно не сможет удержать из выдаваемых сумм НДФЛ и оформить платежку на перечисление НДФЛ в бюджет.

      Подобная ситуация рассмотрена в письме Минфина от 22.05.2009 № 03-04-06-02/38.

      О функциях налоговых агентов и возможных последствиях их неисполнения узнайте из статей:

      Как организовать филиальную отчетность, чтобы избежать налоговых претензий

      Помимо декларации по налогу на прибыль (ее представление обязательно даже при нулевых показателях) и отчета о деятельности ПП потребуется представить налоговикам и иные отчетные формы и сведения. Например:

      Если деятельность ПП сопряжена с налоговыми рисками, оно может последовать рекомендациям налоговиков, заключающимся в следующем:

      • исключить сомнительные операции при расчете налоговых обязательств;
      • уведомить контролеров о предпринятых мерах по снижению рисков (уточнении налоговых обязательств) путем подачи уточненных налоговых деклараций по налогам за периоды деятельности с высоким налоговым риском;
      • передать налоговикам вместе с уточненками пояснительную записку (ее форма приведена в приложении № 5 к приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@).

      Как хозяйствующему субъекту учесть влияние рисков разного рода, см. в статьях:

      Итоги

      Налогообложение иностранного представительства в России зависит от того, признается оно или нет постоянным представительством в налоговых целях.

      Если филиал зарубежной компании в России отвечает признакам постоянного представительства, принципы расчета его налоговых обязательств аналогичны применяемым российскими компаниями с учетом положений международных договоров.

      Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
      Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

      Налоговый агент — это экономический субъект, который наделен особым правом исчислять и удерживать фискальные платежи с доходов налогоплательщика и затем перечислять данные средства в государственный бюджет. В статье расскажем, кого можно отнести к данной категории и какие права и обязанности закреплены за ними в НК РФ.

      О ком идет речь

      Налоговым агентом (НА) могут быть признаны не только российские организации, но и индивидуальные предприниматели, представители частных практик (детективы, нотариусы, юристы), а также обычные граждане.

      Действующий правовой статус налоговых агентов закреплен в статье 24 НК РФ . Так, НА в России можно стать только по трем видам налоговых обязательств:

      1. НДФЛ. Работодатель выступает в роли НА для своих сотрудников. То есть при начислении заработной платы и других вознаграждений за труд наниматель обязан удержать НДФЛ.
      2. НДС. Стать НА по налогу на добавленную стоимость может субъект, который не имеет никакого отношения к данному виду фискальных обязательств. Операции, при которых экономический субъект становится НА по НДС, поименованы в ст. 146 , 161 и 171 НК РФ. К примеру, компания, применяющая УСН (освобождена от уплаты НДС), арендует или приобретает государственное и(или) муниципальное имущество. В таком случае компания автоматически становится НА.
      3. Налог на прибыль. Фирма становится НА в том случае, если производит начисление и выплаты дивидендов своим учредителям — юридическим лицам. Также ими становятся компании, которые выплачивают доходы от размещения ценных государственных (муниципальных) бумаг. Либо НА становятся компании, выплачивающие доходы иностранным фирмам, не имеющим постоянных представительств в России.

      Следовательно, НА платят налоги и сборы в бюджет с чужих доходов. В то время как налогоплательщики исчисляют фискальные платежи непосредственно со своих средств или доходов.

      Права и обязанности

      Наряду с обычными налогоплательщиками, за налоговыми агентами закреплены аналогичные права и обязанности. Исчерпывающее понятие, кто такие налоговые агенты, их права и обязанности рассмотрены в 24 статье НК РФ.

      Ключевые права налоговых агентов:

      1. Бесплатно получать информацию и разъяснения от представителей ФНС в части применения режимов, видов и правил налогообложения.
      2. Запрашивать унифицированные бланки и требовать пояснений по правилам их заполнения и предоставления в ИФНС.
      3. Пользоваться установленными законом вычетами, льготами и послаблениями при наличии законных прав на их применение.
      4. Получить рассрочку, отсрочку или реструктуризацию долгов либо инвестиционный фискальный кредит, если имеются веские основания.
      5. Претендовать на своевременный возврат или зачет излишне перечисленных средств в бюджет.
      6. Инициировать сверки взаиморасчетов с государственными органами, получать соответствующие правки, выписки и пояснения.
      7. Отказаться от выполнения незаконных либо неправомерных действия инспекторов ФНС и иных должностных лиц.

      Основные обязанности налоговых агентов: выполняют своевременное и достоверное исчисление, удержание и перечисление сумм фискальных обязательств в бюджеты соответствующего уровня. Помимо данного обязательства, за НА закреплены следующие:

      • в месячный срок сообщить в ИФНС о невозможности удержания фискальной задолженности с налогоплательщика;
      • вести достоверный учет по начисленным и выплаченным доходам, а также по удержанным суммам налогов и сборов, причем отдельно по каждому налогоплательщику;
      • своевременно предоставлять отчетности и документы, подтверждающие правильность и полноту произведенных расчетов;
      • обеспечить сохранность документации, подтверждающей факты совершенных операций, в течение 4 календарных лет.

      данный перечень не является исчерпывающим. Так, для конкретного вида фискальных обязательств (НДФЛ, НДС и налог на прибыль) чиновники предусмотрели дополнительные обязательства.

      За что могут наказать

      За нарушение действующих норм фискального законодательства предусмотрена не только налоговая ответственность, также законодателями определена административная и уголовная ответственность за налоговые проступки и преступления.

      Неисполнение обязанностей налогового агента повлечет за собой наложение штрафных санкций:

      Читайте также: