Виды и формы налогового контроля способы обеспечения налоговой обязанности

Обновлено: 27.03.2024

С помощью налогового контроля органы ФНС следят за соблюдением налогового законодательства организациями и предпринимателями. Данный контроль подразумевает целый ряд различных мер по выявлению нарушений налогоплательщиками. Из этой статьи вы узнаете, какими бывают виды и формы налогового контроля, и какие методы применяются налоговиками для достижения основных целей – обеспечения своевременного и полного поступления налогов и платежей в казну государства.

Понятие, формы и методы налогового контроля

Налоговый контроль - это деятельность уполномоченных госорганов (ФНС) по контролю за исполнением налогового законодательства налогоплательщиками, проводимая с помощью определенных средств и методов. В то же время можно определить налоговый контроль, как вид финансового контроля государства со своими объектами, методами и формами осуществления, ведь налоговые поступления – один из важнейших источников пополнения госбюджета.

Общие положения о налоговом контроле содержит ст. 82 НК РФ. Выполнение контролирующих функций возложены на должностных лиц – сотрудников налоговых органов.

Формы проведения налогового контроля могут быть следующими:

  • Налоговые проверки, которые подразделяются на камеральные и выездные.
    • камеральные проверки проводятся инспекторами на территории ИНФС по налоговой отчетности или документам, полученным от налогоплательщика. Срок проведения - не более 3-х месяцев. Проверяется только тот налог, или сбор, по которому получена отчетность.
    • выездные проверки проводятся инспекторами непосредственно на территории налогоплательщика и могут касаться любых налоговых платежей.

    Методы налогового контроля – это приемы и способы применяемые для проверки законности хозопераций, верно ли они отражены в документах и налоговых регистрах, насколько полно начислены и уплачены в бюджет налоги, и не содержат ли действия налогоплательщика признаков правонарушений.

    Очевидно, что формы и методы налогового контроля тесно переплетены между собой, и разделить их довольно сложно. Все способы, применяемые налоговиками, можно распределить на несколько групп:

    1. Основные методы контроля.
    • Документальные:
      • истребование и выемка документов и учетных регистров,
      • проверка правильности составления и достоверности отчетности,
      • проверка на соответствие нормам права,
      • арифметическая проверка,
      • проверка обоснованности проведенных операций;
      • инвентаризация имущества,
      • экспертиза,
      • проверка фактического объема оплаченных работ (встречная проверка),
      • анализ качества сырья и материалов,
      • контрольная закупка и т.д.
      • Расчетно-аналитические:
        • экономический анализ данных,
        • технические расчеты,
        • логическая оценка,
        • контроль ценообразования и т.п.
        • запрос и получение объяснений налогоплательщиков,
        • истребование письменных справок,
        • разъяснение действующих норм законодательства.

        Такова примерная классификация форм и методов налогового контроля. НК РФ их четкого перечня не содержит.

        Виды налогового контроля в РФ

        О том, какие существуют виды налогового контроля, налоговое законодательство тоже умалчивает. На практике группировать их можно в зависимости от различных факторов, например:

        • по территории, где ведется проверка – камеральный (на территории ИФНС) и выездной (на территории налогоплательщика);
        • по источникам – документальный (на основании сведений из документов) и фактический (на основании свидетельских показаний, осмотра, ревизии, контрольной закупки и т.п. действий);
        • по очередности – первичный и повторный (дважды проводимый в течение одного года по одним и тем же налогам);
        • по степени планирования – плановый (планируется заранее согласно графику) и внезапный (проводится внепланово, в связи с возникшей необходимостью);
        • по обязательности для налогоплательщика виды налогового контроля делят на обязательный (например, при ликвидациии юрлица) и инициативный;
        • по объему проверяемых документов – сплошной (проверяются все первичные документы и регистры за весь проверяемый период) и выборочный (проверяется только часть первички и регистров за меньший временной отрезок);
        • по времени осуществления – предварительный (предшествует совершению проверяемых хозопераций), текущий (проверка хозопераций во время отчетного периода), последующий (проверка операций за прошедшие отчетные периоды).

        Все перечисленные формы, виды и методы налогового контроля способствуют достижению его главных задач: обеспечение полного и своевременного поступления налогов, сборов и страховых взносов в бюджет, выявление налоговых правонарушений и их пресечение, содействие правильному ведению налогового и бухгалтерского учета.

        Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.

        Контроль необходимо рассматривать в качестве одной из форм управленческой деятельности, т.е. как самостоятельную функцию управления, имеющую целевую направленность, опре­деленное содержание и способы его осуществления. Налоговый контроль служит формой реализации контрольной функции и с позиций налогового права призван в первую очередь охранять и обеспечивать имущественные права государства и муниципальных образований.

        В целях объективной оценки роли и сущности налогового контроля его понятие следует рассматривать в двух аспектах:

          1. в широком аспекте — это совокупность мер государственного регулирования, обеспечивающих экономическую безопасность России и соблюдение государ­ственных и муниципальных фискальных интересов;
          2. в узком аспекте — это контроль государ­ства в лице компетентных органов за законностью и целесообразностью действий в процессе введения, уплаты или взимания налогов и сборов.

          Статья 82 НК РФ определяет, что налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ (т.е. рассматривает налоговый контроль в узком смысле).

          Цель налогового контроля:

            • обес­печение законности и эффективности налогообложения.

            Объекты налогового контроля:

              1. движение денеж­ных средств в процессе аккумулирования публичных денежных фондов;
              2. материальные, трудовые и иные ресурсы нало­гоплательщиков.

              Предмет налогового контроля:

                • валютные и кас­совые операции, сметы предприятий, налоговые декларации, ис­пользование налоговых льгот, бухгалтерская документация и т.д.

                Субъекты налогового контроля:

                  1. налоговые орга­ны;
                  2. таможенные органы;
                  3. органы внутренних дел;
                  4. следственные органы.

                  Отдельными контрольными полномочия­ми относительно сферы налогообложения обладают Счетная па­лата РФ и Министерство финансов РФ.

                  Подконтрольными субъектами выступают организации и фи­зические лица, на которых возложена обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы.

                  Налоговый контроль за законностью распространяется и на совершение действий (операций), установленных не только за­прещающими нормами. Например, подконтрольными являются требования о предоставлении налоговым органам информации, необходимой для осуществления контроля за правильностью ис­числения и полнотой уплаты налогов.

                  В сферу налогового контроля не входит проверка исполне­ния финансовых требований и правил экономического, а не юридического характера, которые хотя и влияют на фискальные интересы государства, но не относятся к финансово-правовому регулированию (управление портфелем ценных бумаг, плани­рование прибыли на коммерческом предприятии, соблюдение экспортных и импортных квот и т.д.).

                  Налоговый контроль за частным сектором экономики затрагивает только сферу выпол­нения денежных обязательств перед государством (уплату нало­гов и иных обязательных платежей), соблюдение законности и целевого использования налоговых льгот, соблюдение установ­ленных государством правил ведения бухгалтерского учета, а также выполнение законных требований уполномоченных орга­нов государства относительно предоставления какой-либо фи­нансовой документации.

                  Эффективность налогового контроля во многом зависит от качества организации бухгалтерского и налогового учета.

                  Формы и виды налогового контроля

                  Форма налогового контроля — это способ конкретного выра­жения и организации контрольных действий. Под формой налого­вого контроля можно понимать и отдельные аспекты проявле­ния сущности контроля в зависимости от времени проведения контрольных мероприятий.

                  Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции.

                  Основные формы налогового контроля:

                    • проверки;
                    • получение объяснений налогоплательщиков, налоговых аген­тов и плательщиков сборов;
                    • проверки данных учета и отчетности;
                    • осмотр помещений и территорий, используемых для извле­чения дохода (прибыли);
                    • другие формы, предусмотренные НК РФ.

                    Виды налогового контроля:

                    1) В зависимости от времени проведения:

                      • предварительный;
                      • теку­щий (оперативный);
                      • последующий.

                    Предварительный налоговый контроль проводится до отчетного периода по конкретному виду налога либо до решения вопроса о предоставлении налогоплательщику налоговых льгот, изменении сроков уплаты налогов и т.д. Например, обязательным условием предоставления налогового кредита является проведение пред­варительной проверки финансового состояния налогоплатель­щика со стороны уполномоченного государственного органа.

                    Текущий налоговый контроль проводится во время отчетного налогового периода. Особенностью текущего налогового контро­ля является его проведение в ходе реализации хозяйственных или финансовых операций, т.е. в процессе ежедневной работы нало­гоплательщиков. Данный вид контроля основывается на бухгалтерском и налоговом учетах, первичных документах, ин­вентаризациях, порядке ведения кассовых операций, что позво­ляет и контролирующим органам, и подконтрольным субъектам быстро реагировать на изменения в финансовой деятельности, предупреждать нарушения налогового законодательства и, таким образом, предотвращать финансовые потери государственной или муниципальной казны.

                    Последующий налоговый контроль проводится после заверше­ния отчетного периода путем анализа и ревизии бухгалтерской и финансовой документации. Главной целью последующего налогового контроля является оценка своевременности и полноты исполнения налоговой обя­занности со стороны фискально обязанных лиц.

                    Реализация контроля, который имеет налоговый характер осуществляется посредством деятельности процедурно-процессуальной направленности органов налоговой, основу который составляют адаптированные, а также обоснованные приемы ко

                    Форма налогового контроля

                    Форма налогового контроля — это конкретный способ выражения и организации контрольных действий. Под формой контроля налогового характера можно понимать и определенные отдельные аспекты проявления сущности контроля в зависимости от времени проведения мероприятий контрольной направленности.

                    В роли главных форм налогового контроля выступают:

                    • проверки;
                    • получение объяснений налогоплательщиков, агентов налоговой направленности и плательщиков сборов;
                    • проверка отчетности и данных учета;
                    • осмотр территорий и помещений, которые используются для извлечения прибыли.

                    Также стоит отметить, что контроль деятельности налогоплательщиков может осуществляться также и в другой форме, предусмотренной НК.

                    Формы контроля налоговой направленности имеют достаточно весомое значение, так как от верного выбора контролирующими субъектами конкретных действий и процедур зависит достижение конечного результат, а также сама эффективность контроля. С другой же стороны, адекватное использование способов и приемов налогового контроля гарантирует соблюдение определенных прав, и законных интересов субъектов, которые в свое время являются подконтрольными, и позволяют не препятствовать нормальному функционированию их деятельности финансово-хозяйственного характера.

                    Наличие у налогового контроля определенных целей имеющих разнообразную направленность, а также задач обуславливает и дифференцированные подходы к их решению, то есть потребность в пользовании теми или другими способами проверок, оценок и анализа финансового состояния подконтрольных субъектов.

                    Использование конкретной формы налогового контроля зависит и от других факторов:

                    • особенностей и правового положения деятельности контролирующих органов;
                    • объектов контроля;
                    • оснований появления правоотношений налогово-контрольного характера;
                    • особенностей ведения учетов бухгалтерской направленности;
                    • финансово-правового режима расходов и доходов подконтрольного субъекта.

                    Например, глава 14.5 ПК устанавливает определенные особенности контроля налоговой направленности в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

                    Налоговые контроль разделяется по различным основаниям на несколько групп.

                    Виды налогового контроля

                    По времени проведения есть определенные виды налогового контроля, который подразделяется на текущий и предварительный, и последующий.

                    Предварительный контроль налоговой направленности проводится до отчетного периода по конкретному виду налога или же до момента решения вопроса относительно предоставления налогоплательщику налоговых льгот, внесении изменений сроков уплаты налогов. Например, очень важным условием предоставления налогового кредита является проведение определенной предварительной проверки финансового состояния налогоплательщика со стороны уполномоченного органа государства.

                    Достаточно большое значение имеет предварительный контроль во время оценки правовых, экономических последствий налоговых законопроектов; при введение в действие новых норм финансово хозяйственной деятельности, которая занимается контролем налогообложений хозяйствующих субъектов. Предварительная реализация органами контроля своих функций имеет важное значение для предупреждения правонарушений, а также способствует укреплению дисциплины финансового характера.

                    Внешне результаты налогового контроля предварительной направленности могут быть оформлены в виде экспертных заключений по проектам договоров о предоставлении налоговых льгот, рассрочки или же отсрочки налоговых выплат, и налоговых кредитов.

                    Текущий налоговый контроль проводится при отчетном налоговом периоде. Его особенностью является проведение в ходе реализации финансовых и хозяйственных операций, то есть в процессе ежедневной работы налогоплательщиков. Именно из-за этого текущий налоговый контроль называют также оперативным. Такой вид контроля в первую очередь основывается на налоговом и бухгалтерском учете, документах первичного типа, инвентаризациях, порядке ведения кассовых операций, что в свою очередь позволяет и контролирующим органам, и подконтрольным субъектам достаточно быстро реагировать на определенные изменения в финансовой деятельности, предупреждать нарушения налогового законодательства и, следовательно, предотвращать потери финансового характера муниципальной или государственной казны.

                    Последующий налоговый контроль начинает свою работу после того, как завершиться отчетный период, проводится его деятельность путем реквизиции и анализа финансовой, и бухгалтерской документации.

                    Основной целью последующего контроля налогового характера является определенная оценка своевременности, а также полноты исполнения налоговой обязанности со стороны фискально обязанных лиц. Тут главным критерием последующего налогового контроля нужно считать максимальную полноту охвата проверками, ревизиями и иными методами всех сторон деятельности финансово-хозяйственной направленности субъекта, который является подконтрольным.

                    Процесс осуществления налогового контроля

                    В процессе осуществления контроля налогового характера по окончании отчетного периода налоговой направленности определяется состояние финансовой дисциплины, происходит обнаружение налоговых обнаружений и в конце концов закладывается база для дальнейшего совершенствования государственной, и муниципальной деятельности в сфере финансов.

                    Последующий налоговый контроль отличается своим углубленным анализом финансово-хозяйственной деятельности фискально обязанного лица за конкретный промежуток времени, а также позволяет определить степень эффективности проведенных ранее текущего и предварительного контроля.

                    Контроль налогового характера выступает в роли определенной разновидности финансовой деятельности и при это разновидностью управленческой деятельности государства в налоговом направлении, именно поэтому в зависимости от субъектов выделяют контроль:

                    • органов налогового характера;
                    • органов таможенной направленности;
                    • органов внутренних дел.

                    Также стоит отметить, что в зависимости от места проведения выделяют налоговый контроль:

                    Порядок осуществления налогового контроля, формы его проведения, а также права и обязанности участников мероприятий налогового контроля регулируются положениями главы 14 Налогового кодекса Российской Федерации.

                    Налоговый контроль осуществляется вышеуказанными органами в отношении следующих категорий лиц: налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов.

                    При этом непосредственной целью мероприятий налогового контроля является:

                    - выявление налоговых правонарушений и налоговых преступлений;

                    - предупреждения их совершения в будущем;

                    - обеспечение неотвратимости наступления налоговой ответственности.

                    Для достижений указанных целей налоговыми и иными контролирующими органами используются следующие основные формы (способы) налогового контроля:

                    - получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора,

                    - проверки данных учета и отчетности,

                    - осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли),

                    - а также в другие формы, предусмотренные НК РФ.

                    В процессе осуществления указанных форм налогового контроля, в частности, производится:

                    - проверка исполнения налогоплательщиками требований законодательства о постановке на налоговый учет и других, связанных с учетом обязанностей;

                    - проверка исполнения налоговыми агентами обязанностей по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению в соответствующий бюджет налогов и сборов;

                    - проверка соблюдения налогоплательщиками и иными лицами процессуального порядка, предусмотренного нало­говым законодательством;

                    - проверка соблюдения банками обязанностей, предус­мотренных налоговым законодательством;

                    - проверка правильности применения контрольно-кас­совых машин при осуществлении денежных расчетов с на­селением;

                    - предупреждение и пресечение нарушений законода­тельства о налогах и сборах;

                    - выявление нарушителей налогового законодатель­ства и привлечение их к ответственности.

                    При этом под методами налогового контроля следует понимать приемы, способы или средства применяемые сотрудниками контролирующих органов при его осуществлении.

                    Выделяют следующие группы методов финансового (налогового) контроля:

                    Методы документального контроля представляют собой изучение документа как такового. Сюда относятся формальная, счетная (арифметическая) и логическая проверки документов, определение их достоверности и подлинности, юридическая оценка хозяйственных операций и др.

                    Методы фактического контроля включают в себя:

                    - Инвентаризацию имущества налогоплательщика;

                    - Контрольный запуск сырья в производство;

                    - Лабораторный анализ качества и др.

                    К расчетно-аналитическим методам относятся:

                    - Косвенные ( нетрадиционные) методы: контроль ценообразования налоговыми органами, метод внутреннего сравнительного анализа, методы внешнего сравнительного анализа ( расчет по аналогии), метод анализа собственного капитала и др.

                    Информационные методы включают получение объяснений налогоплательщиков, различных сведений по запросам налоговых органов и т.п.

                    Таким образом, основной формой (способом) налогового контроля являются налоговые проверки, которые позволяют наиболее полно выявить своевременность, полноту и правильность исчисления обязанным лицом своих обязанностей.

                    Налоговая проверка – это комплекс процессуальных действий налоговых органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах, осуществляемый посредством сопоставления отчетных данных налогоплательщиков с фактическим состоянием их финансово– хозяйственной деятельности.

                    В ст. 87 НК РФ выделяют два вида проверок: камеральные и выездные .

                    Остальные формы налогового контроля, используются в качестве вспомогательных методов выявления налоговых правонарушений или могут приме­няться для сбора доказательств по выводам, которые содерж­атся в акте проверки. В частности, такими вспомогательными формами могут выступать: истребование документов, получение пояснений налогоплательщика, получение показаний свидетелей, осмотр помещений (территорий) и предметов, привлечение специалиста, экспертиза, учет налогоплательщиков.




                    При проведении налогового контроля не допускается причинение неправомерного вреда налогоплательщику, плательщику сбора, налоговому агенту или их представите­лям либо имуществу, находящемуся в их владении, пользо­вании или распоряжении. Убытки, причиненные неправо­мерными действиями налоговых органов или их должнос­тных лиц при проведении налогового контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход).

                    Налоговый контроль классифицируется по различным основаниям на несколько групп.

                    По времени проведения налоговый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

                    Предварительный налоговый контроль проводится до отчетного периода по конкретному виду налога либо до решения вопроса о предоставлении налогоплательщику налоговых льгот, изменения сроков уплаты налогов и т. д. Например, обязательным условием предоставления налогового кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния налогоплательщика со стороны уполномоченного государственного органа.

                    Важное значение предварительный контроль имеет при оценке экономических, правовых и политических последствий налоговых законопроектов; при введении в действие новых финансово-правовых норм, регулирующих налогообложение хо­зяйствующих субъектов.

                    Внешне результаты предварительного налогового контроля могут быть оформлены в виде экспертных заключений по проектам договоров о предоставлении налоговых льгот, налоговых кредитов, отсрочки или рассрочки уплаты налогов и т. д.

                    Текущий налоговый контроль проводится во время отчетного налогового периода. Особенностью текущего налогового контроля является его проведение в ходе реализации хозяйственных или финансовых операций, в процессе ежедневной работы налогоплательщиков. Поэтому текущий налоговый контроль иначе называют оперативным. Данный вид контроля основывается на бухгалтерском и налоговом учетах, первичных документах, инвентаризациях, порядке ведения кассовых операций, что позволяет и контролирующим органам, и подконтрольным субъектам быстро реагировать на изменения в финансовой деятельности, предупреждать нарушения налогового законодательства и таким образом предотвращать финансовые потери государственной или муниципальной казны.

                    Последующий налоговый контроль проводится после завершения отчетного периода путем анализа и ревизии бухгалтерской и финансовой документации.

                    Главной целью последующего налогового контроля является оценка своевременности и полноты исполнения налоговой обязанности со стороны фискально-обязанных лиц. Основным критерием последующего налогового контроля следует считать максимальную полноту охвата проверками, ревизиями и другими методами всех сторон финансово-хозяйственной деятельности подконтрольного субъекта.

                    В ходе осуществления налогового контроля по окончании отчетного налогового периода определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются налоговые правонарушения и в конечном итоге закладывается база для дальнейшего совершенствования государственной и муниципальной финансовой деятельности. Последующий налоговый контроль отличается углубленным анализом финансово-хозяйственной деятельности фискально-обязанного лица за определенный период и позволяет определить степень эффективности проведенных ранее предварительного и текущего контроля.

                    В зависимости от места проведения выделяют налоговый контроль подразделяется на выездной — в месте расположения налогоплательщика; камеральный — по месту нахождения налогового органа.

                    Читайте также: