Вид дохода ндфл соответствует оплате труда

Обновлено: 23.04.2024

С 01 июня 2020 года организациям и предпринимателям в платёжных поручениях на выплаты физлицам нужно проставлять коды вида дохода. Рассказываем, как заполнять платёжки по новым правилам.

Для чего нужны коды видов доходов

Дополнительный реквизит в платёжном поручении понадобился, чтобы обозначить банку доходы, с которых нельзя полностью или частично удерживать суммы по исполнительным листам.

Дело в том, что документы по взысканию задолженности можно направлять не только по месту работы должника, но и в банк, в котором у него открыт счёт. В банках случались неверные списания денег, так как в платёжках не было информации о том, какой вид дохода получил их клиент. Списать долг по кредитам или штрафам могли, например, с детских пособий или алиментов.

С 01.06.2020 таких ситуаций уже не должно быть. Теперь ИП и юрлица во всех платежках на перечисление денег работникам, исполнителям по договорам ГПХ и при других выплатах в пользу физлиц, должны ставить специальные коды (указание ЦБ РФ № 5286-У от 14 октября 2019 г.).

Какие коды вида дохода указывать

Код 1 проставляется при переводе доходов, на которые есть ограничения по сумме удержаний – не более 50%, а в отдельных случаях не более 70% (ст. 99 № 229-ФЗ) , например:

  • аванс и зарплата;
  • премии;
  • матпомощь;
  • больничные при травме и заболевании;
  • отпускные и компенсации за отпуск;
  • выплаты по договору дарения;
  • средний заработок при командировке;
  • оплата работ (услуг) по договорам ГПХ, в том числе ИП и самозанятым;
  • дивиденды участникам организации и др.

Код 2 ставится при выплатах, с которых нельзя удерживать долги (ст. 101 № 229-ФЗ, кроме доходов из п. 1 и 4) , например:

  • командировочные (включая суточные, установленные локальными актами);
  • пособие по беременности и родам;
  • алименты;
  • компенсации за использование личного имущества работника;
  • единовременное пособие при рождении ребенка;
  • компенсации при переезде по работе в другую местность;
  • пособие по уходу за ребенком и др.

Код 3 используется для выплат, указанных в п. 1 и 4 ст. 101 № 229-ФЗ :

  • возмещение вреда здоровью;
  • компенсации пострадавшим из-за радиационных или техногенных катастроф.

Код дохода в платёжном поручении не ставят, если физлицу перечисляют, например, подотчетные деньги, возвращают или выдают займ, а также когда ИП переводит свои средства с расчётного счета на личный.

Как заполнить платёжку с 1 июня 2020 г.

//ВЗС//удержанная сумма цифрами без пробелов// .

//ВЗС//15000–00//. Заработная плата за июль 2020 года.

Образец заполнения платёжного поручения

Если не было удержаний по исполнительным листам, писать ничего не нужно, только проставить код дохода в поле 20.

Формы реестров у разных банков могут отличаться. Если сомневаетесь в правильности заполнения, обратитесь за разъяснениями в свой банк, в котором открыт зарплатный проект.

Что будет, если неправильно указать код дохода

За неправильное указание кодов доходов в платёжном поручении пока наказаний не предусмотрено. Но юристы предупреждают, что такую ошибку могут расценить как нарушение закона об исполнительном производстве. Согласно ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ работодателей, заказчиков работ (услуг) по договорам ГПХ могут оштрафовать за недостоверные сведения об имущественном положении должника:

  • граждан – на 2-2,5 тыс. руб.;
  • должностное лицо – на 15-20 тыс. руб.;
  • организацию – на 50-100 тыс. руб.

Однако судебной практики по этому вопросу пока нет, и такое мнение ничем не подтверждено.

Ошибки при заполнении кода чреваты тем, что банк неверно спишет суммы с должников. Это приведет к разбирательствам работника с организацией или ИП, так как за оформление платёжных документов отвечает плательщик. Банк не обязан проверять, правильно ли заполнены код и назначение платежа.

Формула проверки средней заработной платы по организации может выглядеть, например, следующим образом: сумма начисленного дохода согласно полю 112 разд. 2 формы 6-НДФЛ / количество физических лиц, получивших доход, по полю 120 разд. 2 формы 6-НДФЛ / число месяцев в отчетном периоде. Полученный результат необходимо сравнить с данными Росстата.


Заработная плата - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты ( ст. 129 ТК РФ).

Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ. При этом в субъекте РФ региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте РФ с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения, но не ниже установленного МРОТ ( ст. ст. 133 , 133.1 ТК РФ).

Каков средний размер заработной платы по отраслям

Формирование официальной статистической информации о среднемесячном доходе от трудовой деятельности осуществляется Росстатом на основе федеральных статистических наблюдений за деятельностью юридических лиц, а также выборочных обследований рабочей силы, доходов населения и участия в социальных программах, бюджетов домашних хозяйств, личных подсобных хозяйств, проводимых на основе представительной (репрезентативной) выборки, позволяющей полно и адекватно отразить данные о доходах от трудовой деятельности по субъектам РФ ( п. 4 Постановления Правительства РФ от 11.07.2015 N 698).

Распространение официальной статистической информации осуществляется путем ее опубликования в официальных изданиях субъектов официального статистического учета, средствах массовой информации и размещения для всеобщего доступа в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет ( ч. 11 ст. 5 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации").

Информацию о статистических показателях среднего уровня заработной платы по виду экономической деятельности в городе, районе или в целом по субъекту РФ можно получить из следующих источников ( п. 5 Приложения N 2 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@):

1) официальные интернет-сайты территориальных органов Росстата. Информация об адресах интернет-сайтов находится на официальном интернет-сайте Росстата;

2) сборники экономико-статистических материалов, публикуемые территориальными органами Росстата (статистический сборник, бюллетень и др.);

3) по запросу в территориальный орган Росстата или налоговый орган в соответствующем субъекте РФ (инспекция, управление ФНС России по субъекту РФ);

4) официальные интернет-сайты управлений ФНС России по субъектам РФ после размещения на них соответствующих статистических показателей. Информация об адресах интернет-сайтов управлений ФНС России по субъектам РФ находится на официальном интернет-сайте ФНС России.

Информация Росстата предоставлена по начисленной заработной плате, то есть с учетом НДФЛ. Данные публикуются о средней заработной плате по России, отдельным регионам и отдельным отраслям экономики.

Как проверить уровень заработной платы организации

Среднемесячная заработная плата в расчете на одного работника за год может определяться по формуле: фонд оплаты труда за год / среднесписочная численность работников за год / 12 месяцев.

Используются данные об общей сумме доходов работников, приходящихся на фонд оплаты труда, а также сведения о среднесписочной численности работников.

Данные о фонде оплаты труда налоговые органы могут получить, например, из расчета по форме 6-НДФЛ , а сведения о среднесписочной численности - из расчета по страховым взносам ( п. 3 ст. 80 НК РФ, п. 3.11 Порядка заполнения формы расчета по страховым взносам, утв. Приказом ФНС России от 18.09.2019 N ММВ-7-11/470@).

Следовательно, при проведении самостоятельного расчета можно сравнить полученные данные с информацией Росстата и оценить риски несоблюдения указанного критерия для целей налогового контроля.

Также стоит отметить, что обобщенная по всем физическим лицам сумма начисленного дохода нарастающим итогом с начала налогового периода отражается в поле 110 разд. 2 расчета по форме 6-НДФЛ с указанием обобщенной по всем физическим лицам суммы дохода, начисленной по трудовым договорам (контрактам) в поле 112 , а общее количество физических лиц, которым в отчетном периоде начислен облагаемый налогом доход, - в поле 120 ( п. 4.3 Порядка, утв. Приказом ФНС России от 15.10.2020 N ЕД-7-11/753@).

Таким образом, формула проверки средней заработной платы по организации может выглядеть также следующим образом: сумма начисленного дохода согласно полю 112 разд. 2 формы 6-НДФЛ / количество физических лиц, получивших доход, по полю 120 разд. 2 формы 6-НДФЛ / число месяцев в отчетном периоде. Полученный показатель сравнивается со средним уровнем заработной платы по виду экономической деятельности своего региона, и выявляется соответствие либо отклонение.

Правомерность указанного порядка расчета подтверждается и в Приложении к титульному листу N 1.1 Контрольных соотношений показателей форм налоговой и бухгалтерской отчетности, приведенных в Письме ФНС России от 23.03.2021 N БС-4-11/3759@ (далее - Контрольные соотношения), касающихся показателей формы расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом по форме 6-НДФЛ.

Так, проверяется средняя заработная плата в ее соотношении со средней заработной платой в субъекте РФ по соответствующей отрасли экономики.

В случае если средняя заработная плата больше МРОТ, но меньше средней заработной платы в субъекте РФ по соответствующей отрасли экономики за предыдущий налоговый период (календарный год), то указанное может свидетельствовать о занижении суммы налоговой базы.

Как указано в документе, средняя заработная плата определяется в целом по налоговому агенту на основании данных Приложений "Сведения о доходах и соответствующих вычетах по месяцам налогового периода" Приложений N 1 к расчетам 6-НДФЛ (бывшие справки 2-НДФЛ ), то есть механизм расчета аналогичен механизму, изложенному выше.

Чем грозит заниженный размер заработной платы по сравнению со среднеотраслевой

Последствиями выплаты заработной платы ниже среднеотраслевой могут быть:

1) включение организации в план выездных налоговых проверок. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ является одним из критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, который используется налоговыми органами при планировании выездных налоговых проверок ( п. 5 Приложения N 2 к Приказу ФНС России N ММ-3-06/333@);

2) вызов на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов ( пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Ранее также осуществлялся вызов должностных лиц организации на межведомственную комиссию по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам ( Письмо ФНС России от 25.07.2017 N ЕД-4-15/14490@ (отменено Письмом ФНС России от 07.07.2020 N БС-4-11/10881@)). Предметом рассмотрения таких комиссий являлись вопросы правильности формирования налоговой базы и базы для исчисления страховых взносов, а также полноты уплаты налогоплательщиками (налоговыми агентами, плательщиками страховых взносов) НДФЛ и страховых взносов. При этом отбору для рассмотрения на заседании комиссии подлежали налогоплательщики - налоговые агенты, выплачивающие заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе. Особое внимание обращалось на налоговых агентов, выплачивающих заработную плату ниже регионального прожиточного минимума.

Вместе с тем не исключено, что фактически работа налоговых органов в этом направлении может продолжаться, учитывая право налоговых органов вызывать должностных лиц организации и индивидуальных предпринимателей для дачи пояснений.

Так, при наличии информации у налогового органа о факте нарушения законодательства о налогах и сборах налоговый орган после завершения полного комплекса мероприятий налогового контроля и сбора доказательной базы вызывает налогоплательщика, допустившего такое нарушение, в целях побуждения его к добровольному (самостоятельному) устранению выявленного нарушения. По результатам дачи необходимых пояснений оформляется протокол, который содержит указания на предмет встречи и претензии, предъявляемые налогоплательщику. Указанный протокол не является основанием для возложения на налогоплательщика каких-либо обязанностей либо для привлечения налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения ( п. 1 Письма Минфина России от 12.11.2019 N 03-02-08/87183);

3) направление налоговым органом в соответствии с п. 3 ст. 88 НК РФ требования о представлении пояснений или внесении исправлений в расчет 6-НДФЛ , поскольку выплата заработной платы менее среднеотраслевой заработной платы в субъекте РФ за предыдущий налоговый период может свидетельствовать о занижении суммы налоговой базы.

Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налоговым органом установлен факт нарушения законодательства о налогах и сборах, то налоговый орган рассматривает вопрос о проведении иных мероприятий налогового контроля с целью выявления возможного занижения налоговой базы ( п. 1.7 Приложения к Контрольным соотношениям).

Таким образом, несмотря на отсутствие нормативно закрепленной обязанности выплачивать заработную плату не менее средней заработной платы по отраслям (установлена обязанность выплачивать не ниже МРОТ либо минимальной заработной платы в субъекте РФ) существуют риски вызова налогоплательщика в налоговый орган для уточнения налоговых обязательств, рассмотрения такого налогоплательщика для последующего включения в план выездных налоговых проверок либо направления требования о представлении пояснений или внесения исправлений в расчет 6-НДФЛ и организации дополнительных мероприятий налогового контроля в установленных случаях.

Необходимо учесть, что заработная плата ниже среднеотраслевого уровня не является подтверждением выплаты "серой" заработной платы. В случае спора суд также может прийти к выводу, что свидетельские показания работников не подтверждают выводы о занижении работодателем налогов ( Постановление ФАС Московского округа от 02.06.2010 N КА-А40/5347-10). Таким образом, налоговый орган не вправе доначислить НДФЛ и страховые взносы только по факту выплаты заработной платы ниже среднеотраслевого уровня.

Читайте также: