Вече решало вопросы о призвании князя установлении новых налогов войне и мире благоустройстве города

Обновлено: 10.05.2024


Все слышали, что была у славян такая форма народовластия, как вече, однако в массовом сознании вече ассоциируется только с Новгородом и Псковом, что, впрочем имеет свои причины – там оно продержалось дольше всего. Между тем, вече существовало и в других городах Киевской Руси.

Для начала дадим определение термину. Согласно словарю Даля, вече - это "народное собрание, совещание, мирская сходка". В Древней Руси вече созывалось для обсуждения общих дел и непосредственного решения насущных вопросов общественной, политической и культурной жизни.

В летописях вече впервые упоминается в Белгороде Южном под 997, в Новгороде Великом — под 1016, Киеве — под 1068 годами. Однако сведения о явно вечевых корпоративных действиях горожан упоминаются и под более ранними датами.

Cходные процессы происходили и в Полоцкой земле. Наряду с княжеской властью здесь появляется вече. Деятельность городского собрания оказывала заметное воздействие на князей. Первый раз это проявилось в 1128 г., когда сходка полочан изгнала Давида Всеславича и объявила князем его брата Бориса. Четырьмя годами позднее из Полоцка был изгнан князь Святослав, навязанный из Киева. В дальнейшем полоцкое вече участвовало в решении вопросов о войне и мире, вопросов внешней торговли.

Несмотря на всё вышесказанное, стоит отметить, что чётких функций у вечевых сходок не было. В разных землях и в различное время они могли решать вопросы войны и мира, заключать договоры о внешней торговле, выступать в качестве судебной инстанции во внутрисемейных спорах между князьями, выбирать или изгонять князя. Будучи достаточно влиятельными, вечевые собрания во всех пяти землях не сформировались как постоянные институты, не создали новых органов власти и собирались лишь в исключительных случаях.

На этом фоне выделяется Новгородское вече. В 1136 г., из Новгорода был изгнан князь Всеволод Мстиславич. Решение об его изгнании было принято горожанами на вечевом сходе, созванном при участии ладожан и псковичей. Вечевой сход предъявил Всеволоду ряд обвинений, в частности в том, что он не заботится о смердах, "не блюдеть смерд". Об участии смердов в новгородских событиях 1136 г. свидетельствует также "Устав" Святослава Ольговича, приглашенного в Новгород после изгнания Всеволода. Этот "Устав", датируемый 1137 г., говорит об известном регулировании поступающих в пользу церкви и князя поборов со смердов новгородских земель. Во время восстания новгородцы арестовали князя Всеволода Мстиславича с женой, детьми и тещей и содержали их под стражей семь недель на епископском дворе в детинце, а потом изгнали из города.

В результате переворота 1136 года победили республиканские порядки. Вече превратилось в верховный государственный орган, появились выборные посадники, а лишенных государственной власти князей стали приглашать в Новгород лишь на роль наемного военачальника. Им было запрещено владеть землей на территории новгородских волостей. Они даже не имели права селиться в городе и обязаны были жить на Городище.

Смена князей в Новгороде происходила довольно часто: за два столетия, с 1095 по 1305 год, князья в Новгороде менялись 58 раз, а на новгородском престоле побывало 40 человек

Главными выборными лицами в Новгороде были посадник и тысяцкий. Посадник избирался из самых влиятельных бояр на неопределенное время. Будучи посредником между князем и народом, он вместе с князем имел право судить и управлять, руководил совещаниями веча, от имени Новгорода вел переговоры с другими княжествами и зарубежными государствами и заменял князя в его отсутствие. Тысяцкий избирался из небоярского населения. Как судья он имел дело преимущественно с “черными людьми”, осуществлял контроль за налоговой системой. Новгород был более демократическим государством, чем, скажем Флоренция и Генуя, где участие низжих слоёв населения в управлении вообще не предусматривалось.

Василий II сделал первый шаг в подчинении Новгородской республики. В борьбе с Москвой часть новгородского боярства и духовенства пыталась опереться на поддержку Литвы. В 1456 г. Василий II разгромил новгородское ополчение и заставил принять мир, по которому Новгород уплатил великому князю большую контрибуцию и обязался впредь не оказывать поддержки его противникам. На политическую зависимость Новгорода от Москвы указывала также замена новгородской печати великокняжеской. Тем не менее, часть бояр сохранила
ориентацию на Литву.

К 1471 году стали усиливаться призывы части боярства и духовенства к переходу Новгорода под защиту Литвы. Такая ориентация расценивалась как антинациональная и была крайне непопулярной, так как самими новгородцами Новгород осознавался как часть русских земель. В 1471 г. Иван III предпринял поход против Новгорода, который принял характер общерусского ополчения против "изменников христианству". Победив в сражении на р. Шелони новгородское ополчение, Иван III расправился со многими представителями знати, отобрав у них земли и отправив их самих в центральные районы страны. Однако независимость Новгорода еще сохранялась. После 1471 г. обстановка в Новгороде еще обострилась, и в 1478 г. после семилетней дипломатической и военной борьбы Иван III сумел подчинить себе Новгородскую республику. Ее самостоятельность была ликвидирована, вече распущено, вечевой колокол увезен в Москву, в Новгороде был поставлен наместник.

Читайте также: