В течение пятнадцати дней со дня получения дополнения к акту налоговой проверки

Обновлено: 25.06.2024

Процедуры проведения камеральных налоговых проверок регламентированы в ст. 88 НК РФ и в Рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок, доведённых до налоговых органов письмом ФНС от 16.07.2013 г. № АС-4-2/12705.

Процедуры проведения выездных налоговых проверок регламентированы в ст. 89 НК РФ и в Рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок, доведённых до налоговых органов письмом ФНС от 23.07.2013 г. № АС-4-2/12705.
Оформление результатов налоговой проверки регламентировано ст. 100 НК РФ, порядок рассмотрения дел о налоговых правонарушениях – ст. 100.1 НК РФ, а вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки – ст. 101 НК РФ.

Основным вопросом налоговых споров является следующий вопрос: какие нарушения являются существенными?

  • К акту проверки не приложены материалы, на основании которых сделаны выводы о доначислении налогов

К акту налоговой проверки должны быть приложены все документы, послужившие основанием для доначисления налогов – в противном случае это существенное нарушение процедур налоговой проверки.
Так, в постановлении АС Московского округа от 28.11.2014 г. по делу№ А40-18323/14 отмечено, что судами установлено нарушение прав общества в ходе проверки, в частности, протоколы допросов свидетелей не приложены к акту налоговой проверки и не представлены заявителю.
В постановлении ФАС Поволжского округа от 08.07.2013 г. по делу № А12-19127/2012 констатируется:
- суды исходили из нарушения инспекцией существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, что является в соответствии с п. 14 ст. 101 НК РФ основанием для признания решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения недействительным;
- как установлено судами, в нарушение ст. 100, п. 8 ст. 101 НК РФ инспекция к акту проверки не приложила и не представила налогоплательщику документы на 233 листах, которые были получены в ходе выездной налоговой проверки не от налогоплательщика и положены в основу выводов о совершении налогоплательщиком налогового правонарушения;
- налогоплательщик не был ознакомлен с указанными документами одновременно с актом проверки, в связи с чем у него не было возможности заранее исследовать эти документы и подготовить аргументированные возражения об их допустимости в качестве доказательств, представлять объяснения по вменяемым правонарушениям в срок, обеспечивающий представление письменных возражений на акт налоговой проверки в порядке п. 6 ст. 100 НК РФ.

  • Ненаправление налогоплательщику материалов дополнительных мероприятий налогового контроля

В п. 38 Пленума № 57 констатируется, что в случае ненаправления налоговым органом лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка, материалов дополнительных мероприятий налогового контроля суд с учётом положений п. 12 ст. 101 НК РФ оценивает существенность данного нарушения. Если по итогам исследования обстоятельств конкретного дела, в том числе характера и объёма полученных в ходе проведения дополнительных мероприятий налогового контроля материалов, суд приходит к выводу о том, что ненаправление названных материалов лицу не привело к существенному нарушению его прав, соответствующее решение налогового органа не может быть признано недействительным.
При практическом применении указанной правовой позиции следует учитывать изменения, внесённые в ст. 101 НК РФ Федеральным законом РФ от 03.08.2018 г. № 302-ФЗ:
- п. 6.1 ст. 101 НК РФ изложен в новой редакции, согласно которой все дополнительные мероприятия налогового контроля с выводами и предложениями проверяющих о нарушениях законодательства о налогах и сборах должны фиксироваться в дополнении к акту налоговой проверки – при этом дополнение к акту налоговой проверки с приложением материалов, полученных в результате проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, в течение пяти дней с даты этого дополнения должно быть вручено лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителю), под расписку или передано иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем);
- вновь введённым п. 6.2. ст. 101 НК РФ предусмотрено, что лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в течение пятнадцати дней со дня получения дополнения к акту налоговой проверки вправе представить в налоговый орган письменные возражения по такому дополнению к акту налоговой проверки в целом или по его отдельным положениям - при этом лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Таким образом, материалы дополнительных мероприятий налогового контроля должны быть предоставлены налогоплательщику для ознакомления и подготовки возражений.

В постановлении ФАС Дальневосточного округа от 28.04.2014 г. № Ф03-1579/2014 по делу № А24-4055/2012 суд рассмотрел претензию налогоплательщика относительно того, что решение ИФНС было принято с учётом материалов дополнительных мероприятий налогового контроля, которые налогоплательщику представлены не были. В результате суды констатировали:
- поскольку налогоплательщик не реализовал свое право на ознакомление с дополнительно полученными материалами и не мог заявить возражения относительно содержания полученных инспекцией документов, и не обладал частью полученной информации, инспекцией допущено существенное нарушение прав и законных интересов налогоплательщика;
- признавая процедуру рассмотрения материалов выездной налоговой проверки нарушенной, суды правомерно исходили из того, что вручение приложений к акту, свидетельствующих о существе выявленных по результатам проверки нарушений, при рассмотрении возражений и материалов проверки лишило общество возможности привести доводы и возражения, а также представить соответствующие доказательства, обосновывающие позицию налогоплательщика.

  • Неизвещение налогоплательщика о рассмотрении материалов налоговой проверки

В п. 40 Пленума № 57 констатируется, что в силу пункта 14 статьи 101 и пункта 12 статьи 101.4 НК РФ неизвещение либо ненадлежащее извещение лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка или иные мероприятия налогового контроля, о месте и времени рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа соответствующих материалов является нарушением существенных условий процедуры рассмотрения и, следовательно, основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения, вынесенного в отсутствие этого лица по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки или материалов иных мероприятий налогового контроля, если только в ходе судебного разбирательства не будет установлено, что указанное лицо фактически приняло участие в рассмотрении соответствующих материалов. В письмо ФНС от 22.08.2014 г. № СА-4-7/16692 разъяснено, что при применении данного пункта следует учитывать, что процедура извещения о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки будет считаться соблюденной в случае, если налоговый орган известил налогоплательщика о дате и месте рассмотрения материалов проверки путем направления соответствующего извещения заказным письмом с уведомлением о вручении.
В арбитражной практике возникают споры по этому поводу.
Так, в постановлении АС Волго-Вятского округа от 06.05.2016 г. по делу № А43-13831/2015 присутствуют следующие фактические обстоятельства:
- решение об отложении рассмотрения материалов проверки до 03.04.2015 было направлено налогоплательщику после фактического рассмотрения материалов проверки - 04.04.2015 и получено налогоплательщиком только 16.04.2015;
- доказательств надлежащего извещения налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки 03.04.2015 налоговым органом в материалы дела не представлено;
- при таких обстоятельствах вывод судов о нарушении налоговым органом требований, установленных статьёй 101 НК РФ в части извещения налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, является правильным - данное нарушение является существенным нарушением условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки и служит самостоятельным основанием для признания решения налоговой инспекции недействительным.
В постановлении АС Поволжского округа от 28.02.2018 г. № Ф06-29834/2018 по делу № А12-13646/2017 присутствуют следующие фактические обстоятельства:
- уведомление о дате и времени рассмотрения материалов дополнительных мероприятий налогового контроля было направлено в адрес налогоплательщика за 3 рабочих дня до назначенной даты;
- в день рассмотрения акта и материалов налоговой проверки (09.12.2016) заказное письмо с извещением налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки не было вручено налогоплательщику и в этот день органы почтовой связи только проставили отметку о невручении, в связи с неудачной попыткой вручения. При этом в соответствии с п. 4 ст. 31 НК РФ в случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма;
- таким образом, по окончании проведения дополнительных мероприятий налогового контроля налоговый орган о времени и месте рассмотрения материалов проверки, полученных по результатам дополнительных мероприятий, заявителя не известил, возможность представить соответствующие возражения не предоставил;
- учитывая изложенное, суды пришли к выводу о нарушении налоговым органом существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, что в силу п. 14 ст. 101 НК РФ является основанием для признания решения налогового органа недействительным.
В постановлении АС Восточно-Сибирского округа от 29.03.2018 г. по делу № А33-22682/2016 присутствует и вовсе детективная история:
- руководитель налогоплательщика г-ра П. не знала об окончании налоговой проверки, доверенность на представление интересов налогоплательщика в ИНФС на имя г-ки Ч. не выдала;
- по результатам показаний эксперта и содержания экспертного заключения судом установлено, что подписи во всех спорных документах не выполнялись руководителем г-кой П., следовательно, полномочия г-ки Ч. не могли подтверждаться данными доверенностями; кроме того, г-ка Ч. была отстранена от исполнения обязанностей главного бухгалтера;
- в итоге суды признали недействительным принятой налоговым органом решение, поскольку лицо, в отношении которого проводилась проверка, не было надлежащим образом извещено о её результатах и о месте и времени рассмотрения дела, тем самым не обеспечена возможность его участия в рассмотрении материалов проверки;
- кроме того, суд также отметил, что УФНС не проверило в соответствии со статьёй 101 НК РФ довод руководителя налогоплательщика в апелляционной жалобе о нарушении процедуры проведения налоговой проверки и вынесения решения по её результатам - управлением не дана оценка доводам апелляционной жалобы о том, что спорная доверенность г-же Ч. руководителем налогоплательщика не выдавалась;
- то обстоятельство, что подпись руководителя налогоплательщика г-к П. в доверенности была заверена печатью организации, учитывая, что главный бухгалтер до своего увольнения имела доступ к печати, не подтверждает, что руководитель организации давала ей полномочия на совершение данных действий.
Возникают также споры в отношении способа информирования налогоплательщика о месте и времени проведения обсуждения материалов налоговой проверки.
В постановлении АС Западно-Сибирского округа от 17.10.2016 г. по делу № А45-22049/2015 констатируется, что телефонограмма не может быть принята в качестве допустимого и достоверного доказательства - такое нарушение в силу прямого указания закона (пункта 12 статьи 101 НК РФ) является безусловным основанием для отмены решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

  • Возражения обсуждали с начальником ИФНС, а решение принял его заместитель

В п. 42 Пленума № 57 констатируется, что исходя из системного толкования положений статей 101 и 101.4 НК РФ вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки или иных мероприятий налогового контроля не тем руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, который рассматривал указанные материалы, в том числе возражения соответствующего лица, и непосредственно исследовал все имеющиеся доказательства, также является нарушением существенных условий процедуры рассмотрения, поскольку в этом случае лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка или иные мероприятия налогового контроля, лишается возможности дать пояснения относительно содержащихся в акте и иных материалах выводов непосредственно тому должностному лицу налогового органа, которое вынесло решение.
Указанная правовая позиция распространяется не только на налоговые органы (см., в частности, постановление ФАС Центрального округа от 04.07.2014 г. по делу № А14-4435/2013), но и на отделения Пенсионного фонда (в пределах его компетенции). Так, в постановлении АС Западно-Сибирского округа от 08.12.2017 г. по делу № А27-18632/2016 судами установлено, материалами дела подтверждено и Пенсионным фондом не оспаривается, что рассмотрение материалов проверки осуществлялось заместителем руководителя Пенсионного фонда С., а решение принято и подписано руководителем Пенсионного фонда К, то есть лицом, не принимавшим участие в рассмотрении материалов проверки - при таких обстоятельствах суд пришёл к правильному выводу о том, что Пенсионным фондом нарушен порядок рассмотрения материалов проверки и принятия решения по итогам проверки, что является самостоятельным, безусловным основанием для признания оспариваемого решения недействительным. Аналогичное по сути решение содержится в постановление АС Московского округа от 07.07.2016 г. по делу № А40-35914/2015 (оставлено в силе Определением Верховного суда РФ от 31.10.2016 г. № 305-КГ16-14084).

  • Недопуск представителя налогоплательщика на обсуждение материалов проверки

В п. 73 Пленума № 57 констатируется, что нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки или материалов иных мероприятий налогового контроля является самостоятельным, безусловным основанием признания решения налогового органа, принятого на основании статей 101 или 101.4 НК РФ, недействительным.
При этом существенность нарушений и их влияние на объективность принятого налоговым органом решения оценивает суд исходя из фактических обстоятельств.
Так, в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.05.2014 г. по делу № А19-10260/2013 присутствуют следующие фактические обстоятельства:
- индивидуальный предприниматель П. надлежащим образом была извещена о времени и месте рассмотрения материалов проверки, её представитель по нотариально удостоверенной доверенности Ф., уполномоченная в том числе на реализацию от имени указанного налогоплательщика прав, предусмотренных статьёй 21 НК РФ, была ознакомлена с материалами проверки и явилась для участия в их рассмотрении, но налоговый орган неправомерно не допустил её к участию в процессе рассмотрения материалов проверки, по результатам которого было принято оспариваемое решение о привлечении к налоговой ответственности;
- при указанных обстоятельствах суды пришли к законным и обоснованным выводам о лишении налогоплательщика возможности через его представителя участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки и представлять возражения, о нарушении инспекцией требований статьи 101 НК РФ и, как следствие, о наличии оснований для признания решения инспекции и принятых на его основании требования недействительными.

  • О всех нарушениях ИФНС надо сообщать в апелляционной жалобе в ИФНС
  • За рассмотрением апелляционной жалобы в УФНС надо следить

Вместе с тем в постановлении АС Центрального округа от 15.02.2018 г. по делу № А36-8179/2017 присутствует пример активности самого налогоплательщика:
- письмом ФНС России от 01.06.2017 ООО было уведомлено о сроке рассмотрения его апелляционной жалобы в срок не позднее 26.06.2017;
- в обоснование соблюдения обязательного досудебного порядка урегулирования спора общество представило суду распечатку (скриншот) официального сайта Федеральной налоговой службы, изготовленную при обращении к сервису "Узнать о жалобе" 04.07.2017, исходя из которой усматривается, что на указанную дату сервис содержал информацию о том, что срок рассмотрения жалобы общества - 26.06.2017, информации о результате рассмотрения не имеется;
- судом установлено, что УФНС решением от 23.06.2017 продлило срок рассмотрения апелляционной жалобы общества, вместе с тем, данное решение направлено обществу по почте 27.06.2017 (почтовый идентификатор 39800013126405), в информационном Интернет-сервисе "Узнать о жалобе" своевременно не было размещено, почтовое же отправление (согласно идентификатору) получено адресатом 06.07.2017;
- оценив указанные обстоятельства, суд пришёл к обоснованному выводу, что на день подачи заявления в суд ООО не располагало информацией о продлении срока рассмотрения его апелляционной жалобы, в связи с чем у суда первой инстанции отсутствовали основания для оставления заявления общества без рассмотрения, поскольку обществом доказан факт соблюдения обязательного досудебного порядка урегулирования спора;
- довод налогового органа о том, что целью обращения ООО с рассматриваемым заявлением в суд до истечения срока рассмотрения его апелляционной жалобы вышестоящим налоговым органом было взыскание судебных расходов, не принимается судом кассационной инстанции, поскольку поводом для обращения с заявлением в суд явилось, среди прочего, бездействие налогового органа по своевременному информированию общества о принятом решении о продлении срока рассмотрения апелляционной жалобы.

Выводы: при существенности нарушения процедур налоговой проверки со стороны налогового органы решение может быть судом признано недействительным. Вместе с тем и процессуальные нарушения со стороны налогоплательщика могут лишить его права на судебную защиту.

Главное налоговое ведомство страны рассказало, как рассматриваются возражения на акты налоговых проверок налогоплательщиков (Информация ФНС). Полагаем, что основные моменты темы будут интересны широкому кругу читателей.

Акты налогового органа.

Результаты определенных действий (налоговые проверки, обнаружение фактов налоговых правонарушений) налоговый орган сопровождает оформлением акта, который вручается налогоплательщику (см. таблицу ниже).

Вид налогового контроля

Оформление результатов (примечание)

Сроки для оформления результатов налогового контроля

Камеральная налоговая проверка (КНП)

Акт налоговой проверки (составляется только в случае, если проверяющими выявлены нарушения, – п. 5 ст. 88 НК РФ)*

10 рабочих дней со дня окончания проверки (абз. 2 п. 1 ст. 100 НК РФ)

Выездная налоговая проверка (ВНП)

Акт налоговой проверки (составляется вне зависимости от результатов проверки)

Два месяца со дня составления справки о выездной налоговой проверке (абз. 1 п. 1 ст. 100 НК РФ).

Обнаружение фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена НК РФ**

Акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях***

10 дней со дня выявления указанного нарушения (п. 1 ст. 101.4 НК РФ)

* Акт вручается проверяемому лицу под подпись или направляется по почте заказным письмом в течение пяти рабочих дней со дня составления акта (пп. 1 п. 3 , п. 5 ст. 100 НК РФ). Как правило, вместе с актом вручается извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки.

** За исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном ст. 101 НК РФ (п. 1 ст. 101.4).

*** Акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под подпись или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если указанное лицо уклоняется от получения акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте (п. 1 ст. 101.4 НК РФ) и акт направляется этому лицу по почте заказным письмом (п. 4 ст. 101.4). Датой вручения акта, направленного по почте заказным письмом, считается шестой день считая с даты его отправки.

Подача возражений.

Налогоплательщик может не согласиться:

  • с выводами, предложениями, какими‑либо фактами, изложенными контролерами в акте (п. 6 ст. 100, п. 5 ст. 101.4);
  • с результатами дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).

Тогда он вправе подать возражения: письменно обратиться в налоговый орган.

К сведению:

Письменные возражения по акту, результатам дополнительных мероприятий налогового контроля можно представить в целом или по отдельным положениям (в части). В приложении к Информации ФНС приведена форма представления возражений по акту налоговой проверки.

К письменным возражениям налогоплательщик вправе приложить подтверждающие обоснованность своих возражений документы (их заверенные копии). Впрочем, не поздно это сделать и во время явки на рассмотрение акта, а также результатов дополнительных мероприятий налогового контроля. Тогда же даются устные пояснения.

На подачу возражений налогоплательщику отводится определенный промежуток времени (см. таблицу ниже).

Выражение несогласия на…

Срок для подачи возражения на акт налоговой проверки

…акт налоговой проверки

Месяц со дня получения акта (п. 6 ст. 100)

…акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях

Месяц со дня получения акта (п. 5 ст. 101.4)

…результаты дополнительных мероприятий налогового контроля

В течение 10 дней со дня истечения срока проведения дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6.1 ст. 101)

Возражения на налоговую проверку подаются (лично или через представителя) в канцелярию налогового органа или окно приема документов, но можно воспользоваться и почтовой отправкой.

К сведению:

Законные представители – это представители организации по закону или на основании учредительных документов (ст. 27 НК РФ); уполномоченные представители – представители, действующие на основании доверенности (ст. 29 НК РФ).

Процедура подачи возражений на акты налоговых проверок

В Информации ФНС акцентирует внимание на процедуре подачи возражений на акты налоговых проверок. Такие возражения на налоговую проверку направляются (лично или через представителя) в адрес налогового органа, составившего акт.

К сведению:

Рассмотрение возражений.

Возражения на акт налоговой проверки рассматриваются в следующем порядке
(см. схему ниже):

Налоговая служба рассказала, как рассматриваются возражения налогоплательщиков на акты налоговых проверок (Информация ФНС).

Акты налогового органа

Результаты определенных действий (налоговые проверки, обнаружение фактов налоговых правонарушений) налоговый орган сопровождает оформлением акта, который вручается налогоплательщику.

Вид налогового контроля

Оформление результатов (примечание)

Сроки для оформления результатов налогового контроля

Камеральная налоговая проверка (КНП)

Акт налоговой проверки (составляется только в случае, если проверяющими выявлены нарушения, – п. 5 ст. 88 НК РФ)*

10 рабочих дней со дня окончания проверки (абз. 2п. 1 ст. 100 НК РФ)

Выездная налоговая проверка (ВНП)

Акт налоговой проверки (составляется вне зависимости от результатов проверки)

Два месяца со дня составления справки о выездной налоговой проверке (абз. 1п. 1 ст. 100 НК РФ).

Обнаружение фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена НК РФ**

Акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях***

10 дней со дня выявления указанного нарушения (п. 1 ст. 101.4 НК РФ)

* Акт вручается проверяемому лицу под подпись или направляется по почте заказным письмом в течение пяти рабочих дней со дня составления акта (пп. 1 п. 3, п. 5 ст. 100 НК РФ). Как правило, вместе с актом вручается извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки.

** За исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном ст. 101НК РФ (п. 1 ст. 101.4).

*** Акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под подпись или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если указанное лицо уклоняется от получения акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте (п. 1 ст. 101.4 НК РФ) и акт направляется этому лицу по почте заказным письмом (п. 4 ст. 101.4). Датой вручения акта, направленного по почте заказным письмом, считается шестой день считая с даты его отправки.

Подача возражений

Налогоплательщик может не согласиться:

  • с выводами, предложениями, какими‑либо фактами, изложенными контролерами в акте (п. 6 ст. 100, п. 5 ст. 101.4);
  • с результатами дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).

Тогда он вправе подать возражения: письменно обратиться в налоговый орган.

Письменные возражения по акту, результатам дополнительных мероприятий налогового контроля можно представить в целом или по отдельным положениям (в части). В приложении к Информации ФНС приведена форма представления возражений по акту налоговой проверки.

К письменным возражениям налогоплательщик вправе приложить подтверждающие обоснованность своих возражений документы (их заверенные копии). Впрочем, не поздно это сделать и во время явки на рассмотрение акта, а также результатов дополнительных мероприятий налогового контроля. Тогда же даются устные пояснения.

На подачу возражений налогоплательщику отводится определенный промежуток времени.

Выражение несогласия на…

Срок для подачи возражения

…акт налоговой проверки

Месяц со дня получения акта (п. 6 ст. 100)

…акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях

Месяц со дня получения акта (п. 5 ст. 101.4)

…результаты дополнительных мероприятий налогового контроля

В течение 10 дней со дня истечения срока проведения дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6.1 ст. 101)

Возражения подаются (лично или через представителя) в канцелярию налогового органа или окно приема документов, но можно воспользоваться и почтовой отправкой.

Законные представители – это представители организации по закону или на основании учредительных документов (ст. 27 НК РФ); уполномоченные представители – представители, действующие на основании доверенности (ст. 29 НК РФ).

Процедура подачи возражений на акты налоговых проверок

В Информации ФНС акцентирует внимание на процедуре подачи возражений на акты налоговых проверок. Такие возражения направляются (лично или через представителя) в адрес налогового органа, составившего акт.

Рассмотрение возражений

Возражения на акт рассматриваются в следующем порядке:

Далее ФНС приводит следующий алгоритм действий:

Перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу налоговый орган должен (п. 3 ст. 101 НК РФ):

  • объявить, кто рассматривает дело и материалы какой налоговой проверки подлежат рассмотрению;
  • установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении;
  • в случае участия представителя лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, проверить полномочия этого представителя;
  • разъяснить лицам, участвующим в процедуре рассмотрения, их права и обязанности (ст. 21, 23 НК РФ);
  • вынести решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в случае неявки лица, участие которого необходимо для рассмотрения.

Результатом рассмотрения материалов налоговой проверки станет одно из следующих решений:

  • о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ);
  • о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 7 ст. 101 НК РФ);
  • об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 7 ст. 101 НК РФ);
  • о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение (п. 8 ст. 101.4 НК РФ);
  • об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение (п. 8 ст. 101.4 НК РФ).

Социальные сети ГК "Бизнес Гарант"

Александр Жигачев

Александр Жигачев,

Из п. 1 ст. 100 НК РФ следует, что по результатам выездной налоговой проверки должностными лицами налоговых органов в обязательном порядке должен быть составлен акт налоговой проверки. По результатам же камеральной налоговой проверки акт составляется не всегда, а только в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах.

Налоговые проверки — одна из важнейших форм налогового контроля (п. 1 ст. 82 НК РФ).

При этом налоговые органы проводят в отношении налогоплательщиков налоговые проверки двух видов (ст. 87 НК РФ):

  • камеральные налоговые проверки;
  • выездные налоговые проверки.

Акт налоговой проверки, хотя он и фиксирует результаты проведенных проверочных мероприятий и выводы проверяющих, является всего лишь промежуточным документом. Акт налоговой проверки, наряду с другими документами и информацией, участвует при рассмотрении материалов налоговой проверки и вынесении решения (ст. 101 НК РФ). А вот уже решение является итоговым документом по налоговой проверке.

Соответственно, акт налоговой проверки, в силу своего промежуточного статуса, не может содержать обязательных (императивных) предписаний и сам по себе не может нарушать права и интересы налогоплательщика.

Именно поэтому акт налоговой проверки отдельно обжаловать нельзя. Это подтвердил и Конституционный Суд РФ в одном из своих решений (Определение от 27.05.2010 № 766-О-О).

Тем не менее зафиксированные в акте налоговой проверки факты, результаты и выводы являются важнейшей предпосылкой для вынесения решения по налоговой проверке. На этом этапе важно выяснить и позицию второй стороны.

Поэтому лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), наделяется правом представить письменные возражения по акту налоговой проверки в целом или по его отдельным положениям.

При этом предусматривается также возможность приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Цель таких возражений — повлиять на итоговое решение по налоговой проверке.

Алгоритм представления возражений на акт налоговой проверки является единым для выездных и камеральных налоговых проверок, регулируется немногочисленными процедурными нормами НК РФ и на первый взгляд выглядит относительно простым. Но на практике это далеко не всегда так, и нередко некоторые спорные аспекты и неясности все же возникают.

В настоящей статье мы рассмотрим некоторые вопросы составления и представления налогоплательщиком возражений на акт налоговой проверки.

Материал статьи применим и к плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов, налоговым агентам. А вот консолидированные группы налогоплательщиков мы оставим за рамками статьи.

Начнем с того, что представление возражений на акт налоговой проверки — это право налогоплательщика.

Как показывает практика, если налогоплательщик не согласен с выводами налогового органа по налоговой проверке и при этом готов настойчиво отстаивать свою позицию, налоговый спор крайне редко заканчивается на стадии вынесения решения по результатам налоговой проверки.

Могут ли возникнуть неблагоприятные для налогоплательщика последствия, если он раскроет те или иные свои контраргументы слишком рано или, напротив, — на поздних стадиях налогового спора?

На эти вопросы нет однозначного ответа. Все зависит от конкретных обстоятельств налогового спора и от того, о каких контраргументах налогоплательщика идет речь. Но для ориентира попробуем выделить несколько ситуаций (в них мы рассматриваем контраргументы и документы, которые в принципе имеются у налогоплательщика на момент представления возражений; понятно, что если они появляются поз- же, то вопросы отпадают сами собой).

Контраргументы налогоплательщика основаны исключительно на альтернативном (отличном от позиции налогового органа) толковании норм налогового законодательства.

Иными словами, налогоплательщик спорит не о вопросах факта (конкретные обстоятельства хозяйственной деятельности, события, действия, те или иные числовые либо натуральные показатели и т. д.), а о вопросах права (как толковать и применять ту или иную норму законодательства в конкретной ситуации).

При определении размера недоимки и (или) пеней, штрафов налоговый орган допустил ошибки в расчетах.

Контраргументы по этому поводу однозначно следует отразить в возражениях на акт налоговой проверки. Такие контраргументы уж точно не следует прятать. Но если все-таки по каким-то причинам налогоплательщик не отразил такие контраргументы в возражениях на акт налоговой проверки, ни вышестоящий налоговый орган, ни суд не откажутся принимать их на последующих стадиях налогового спора.

При проведении в ходе налоговой проверки тех или иных мероприятий либо при ином получении доказательств налоговым органом допущены процедурные (формальные) нарушения.

Об этом точно не стоит упоминать в возражениях на акт налоговой проверки.

Такие замечания налогоплательщика будут значительно весомее и ценней на последующих стадиях налогового спора — при обжаловании решения налогового органа в вышестоящем налоговом органе или в суде.

Контраргументы налогоплательщика основаны на документах, которые налоговый орган не истребовал, и налогоплательщик не предоставлял при проведении налоговой проверки.

Если затянуть с представлением документов еще дальше — до стадии судебного обжалования — последствия тоже неоднозначны.

По смыслу правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 12.07.2006 №267-О, налогоплательщик не лишен права представлять суду документы, подтверждающие правильность исчисления и уплаты налогов, независимо от того, были они исследованы и истребованы налоговым органом или нет.

То, что налоговый орган в ходе налоговой проверки не истребовал у налогоплательщика те или иные документы и поэтому налогоплательщик не раскрыл их на ранних стадиях налогового спора, — это, конечно, существенный аргумент. Но станет ли он гарантированно убедительным и, соответственно, оградит ли он налогоплательщика от изложенных выше последствий, — заранее предугадать сложно.

Окончательное решение вопроса о том, принимать или не принимать дополнительные документы в ходе судебного разбирательства, в любом случае остается на усмотрение суда.

Контраргументы налогоплательщика основаны на документах, которые налоговый орган истребовал у налогоплательщика при проведении налоговой проверки, но по каким-то причинам налогоплательщик их не предоставил.

Такие контраргументы и обосновывающие их документы, по нашему мнению, однозначно нужно раскрывать в возражениях на акт налоговой проверки.

В противном случае возникает существенный риск того, что поведение налогоплательщика будет признано недобросовестным и суд на этом основании откажет в приобщении к делу таких документов и, соответственно, не учтет основанные на них контраргументы налогоплательщика (см. изложенные выше подходы судов).

Отдельно отметим, что если налогоплательщик согласен по существу с выводами и результатами, изложенными в акте налоговой проверки, но считает необходимым снизить размер штрафа за выявленные налоговые правонарушения в связи с наличием смягчающих обстоятельств (ст. ст. 112, 114 НК РФ), то подавать возражения на акт налоговой проверки не нужно.

В этом случае до даты рассмотрения материалов налоговой проверки налогоплательщику следует представить в налоговый орган соответствующее ходатайство.

Форма такого ходатайства не утверждена, оно составляется в произвольной форме и может именоваться, например, как:

  • ходатайство об учете обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения;
  • ходатайство о снижении налоговой санкции за совершение налогового правонарушения.

Главное — подробно перечислить в таком ходатайстве все смягчающие обстоятельства, прямо или косвенно относящиеся к выявленным в ходе налоговой проверки правонарушениям, а при необходимости — приложить к ходатайству документы (их копии), подтверждающие смягчающие обстоятельства.

Если же налогоплательщик по каким-то эпизодам не согласен с актом налоговой проверки и подает возражения по ним, а по каким-то согласен, но считает необходимым снизить размер штрафа, то ходатайство о снижении налоговой санкции можно отразить непосредственно в возражениях на акт налоговой проверки.

Тот же самый алгоритм (отдельное ходатайство или включение в возражения) применим и к случаям, когда налогоплательщик ссылается на обстоятельства, исключающие вину в совершении налогового правонарушения (ст. 111 НК РФ).

Порядок представления налогоплательщиком возражений на акт налоговой проверки

Согласно п. 6 ст. 100 НК РФ представить возражения по акту налоговой проверки может лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (т. е. сам налогоплательщик), либо его представитель.

Иные лица, даже если результаты налоговой проверки могут косвенно затронуть их интересы (например, участники налогоплательщика), представлять возражения по акту налоговой проверки не вправе.

Представить письменные возражения по акту налоговой проверки можно в течение одного месяца со дня его получения (п.6 ст.100 НК РФ).

По общему правилу, согласно п. 5 ст. 6.1 НК РФ, этот месячный срок истекает в соответствующее число следующего месяца (например, если акт налоговой проверки получен налогоплательщиком 06.11.2019, то представить возражения по нему можно не позднее 06.12.2019).

Но при исчислении указанного срока нужно учитывать несколько важных особенностей.

Например, если акт налоговой проверки был получен налогоплательщиком 31.01.2019, то представить возражения по нему нужно было не позднее 28.02.2019.

  • в дату фактического получения (здесь, по нашему мнению, по аналогии может быть применена позиция, изложенная в определениях Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.05.2013 №ВАС-6232/13 по делу №А03-13959/2012, от 23.03.2012 №ВАС-2652/12 по делу №А67-2186/11, об учете момента фактического получения документа);
  • на шестой рабочий день считая с даты отправки письма, даже если оно фактически не получено налогоплательщиком или получено позднее (п.6 ст.6.1, п.5 ст. 100 НК РФ).

И именно с этой фактической или условной даты получения акта будет отсчитываться месячный срок на представление возражений по нему.

На практике налоговый орган нередко вносит изменения в акт налоговой проверки уже после его вручения/направления налогоплательщику (без проведения дополнительных мероприятий налогового контроля).

НК РФ конкретно эту ситуацию не регулирует, но по смыслу нормы п. 6 ст. 100 НК РФ в этом случае месячный срок на представление возражений по акту налоговой проверки следует отсчитывать с момента получения налогоплательщиком изменений к акту (поскольку именно в этот момент налогоплательщик имеет возможность ознакомиться с актом в окончательной редакции).

Возражения оформляются письменно и представляются в налоговый орган, составивший акт налоговой проверки. Сделать это можно несколькими способами:

В случае направления возражений по почте нужно учесть, что для соблюдения отведенного на подачу возражений месячного срока достаточно до 24 часов последнего дня срока передать/сдать в организацию связи соответствующее почтовое отправление с возражениями (п.8 ст.6.1 НК РФ). После истечения срока на представление налогоплательщиком возражений руководитель (заместитель руководителя) налогового органа по общему правилу в течение 10 рабочих дней рассматривает материалы налоговой проверки и принимает решение (п.6 ст. 6.1, п. 1 ст.101 НК РФ).

Поэтому может получиться так, что отправленные по почте в последние дни срока возражения на акт налоговой проверки не успеют фактически поступить в налоговый орган к моменту рассмотрения материалов налоговой проверки.

На этот аспект необходимо обратить внимание и, во избежание спорных ситуаций, не затягивать отправку возражений по почте до последнего дня срока.

А накануне дня рассмотрения материалов налоговой проверки желательно поинтересоваться о поступлении возражений в налоговый орган и при необходимости продублировать их через канцелярию (окно приема документов) налогового органа (с пояснением, что возражения были также вовремя направлены по почте).

По поводу возможности направления возражений в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) — вопрос не вполне однозначный. На практике налогоплательщики нередко представляют возражения в электронной форме (в виде прикрепленного по ТКС файла, заверенного электронной подписью), а налоговые органы, как правило, принимают и рассматривают такие возражения. Но, поскольку специальный электронный формат таких возражений по ТКС не предусмотрен, по нашему мнению, не следует без крайней необходимости использовать этот способ представления возражений.

Прежде всего отметим, что налогоплательщик может ходатайствовать об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки (например, по мотиву того, что не успевает подготовить возражения на объемный акт налоговой проверки).

А дальше, даже если налогоплательщик представил возражения и обосновывающие их документы с нарушением установленного в п. 6 ст. 100 НК РФ месячного срока, но до момента рассмотрения материалов налоговой проверки, такие возражения должны быть учтены при вынесении решения.

По крайней мере, такая позиция закреплена в Письме УМНС РФ по г. Москве от 28.06.2004 №11-10/42411, Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 13.09.2007 №Ф04- 5702/2007(37410-А70-29) по делу №А70-8111/25-2006.

Кроме того, п.4 ст.101 НК РФ наделяет налогоплательщика правом давать свои объяснения непосредственно на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки (при этом следует на стоять на том, чтобы такие объяснения подробно были занесены в протокол рассмотрения материалов налоговой проверки).

Но выше мы рассмотрели, что есть некоторые ограничения по раскрытию документов и иных доказательств на последующих стадиях налогового спора.

Форма, структура и содержание возражений на акт налоговой проверки Как мы уже упомянули выше, возражения на акт налоговой проверки оформляются письменно. Конкретных требований к структуре и содержанию возражений НК РФ не предъявляет.

Поэтому в данном случае преимущественно следует руководствоваться общими соображениями, ориентированными на обоснованность, весомость и убедительность возражений.

  • Отраженные в возражениях контраргументы налогоплательщика следует раскрывать со ссылками на положения законодательства и подтверждающие документы (к возражениям необходимо приложить заверенные копии таких документов либо нужно сделать оговорку, что они ранее уже предоставлялись в ходе налоговой проверки).
  • Если налогоплательщик направлял запрос о разъяснении тех или иных положений налогового законодательства в Минфин РФ (финансовый орган субъекта РФ, финансовый орган муниципального образования — по компетенции) и (или) в налоговый орган и ответ на такой запрос прямо или косвенно подтверждает позицию налогоплательщика по отраженному в акте налоговой проверки вопросу, то на это обязательно нужно сослаться в возражениях.

В обоснование своих аргументов в возражениях следует также сослаться на положительные для налогоплательщика разъяснения Минфина РФ, финансовых органов субъектов РФ, муниципальных образований и (или) налоговых органов, выпущенные в пределах их компетенции для неопределенного круга лиц (конечно, если таковые удалось обнаружить в открытых источниках, например, на сайтах указанных органов, в справочных правовых системах и т. д.).

Кроме того, даже если налоговый орган не снимет выявленную недоимку, такие разъяснения по общему правилу освобождают от начисления пеней на сумму недоимки (п.8 ст.75 НК РФ) и от штрафа (пп.3 п.1 ст. 111 НК РФ), но при условии, что разъяснения основаны на полной и достоверной информации (т. е. являются относимыми к спорному вопросу).

Соответственно, для дополнительной аргументации своей позиции, а также для убеждения налогового органа в серьезности своих намерений в возражениях по возможности следует ссылаться на судебную практику (конечно, если таковая в пользу налогоплательщика имеется).

Понятно, что наиболее весомыми для убеждения налогового органа будут решения Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ (несмотря на упразднение последнего, его решения продолжают учитываться при толковании и применении законодательства РФ).

Соответственно, ими не следует пренебрегать при подготовке возражений на акт налоговой проверки.

Как правило, структура возражений состоит из адресной части, заглавия, вводной, мотивировочной (описательной) и резолютивной частей, приложений.

В вводной части указывается, кем и какая налоговая проверка была проведена, реквизиты составленного акта налоговой проверки, дата и способ получения этого акта налогоплательщиком.

В ней необходимо последовательно изложить, с чем не согласен налогоплательщик, со ссылкой на законодательство, подтверждающие документы, разъяснения налоговых и финансовых органов, судебную практику (см. выше).

Общих правил составления мотивировочной части возражений нет. Все зависит от конкретной ситуации.

В качестве обоснования и подтверждения здесь можно привести и документы из договорных взаимоотношений, и переписку, и расчеты, и дефекты (несоответствия, противоречия) в проверочных мероприятиях и выводах самого налогового органа.

Весомости добавит положительная для налогоплательщиков судебная практика по похожим ситуациям.

Для удобства восприятия мотивировочную часть возражений можно структурировать.

Здесь тоже нет общих правил. На практике применяются следующие способы структурирования:

  • по конкретным налогам;
  • по эпизодам хозяйственной деятельности и (или) договорных взаимоотношений;
  • в привязке к структуре (к пунктам, разделам и т. д.) акта налоговой проверки.

В резолютивной части следует отразить:

  1. общую просьбу учесть возражения при рассмотрении материалов налоговой проверки;
  2. конкретные просьбы не начислять отраженные в акте налоговой проверки конкретные суммы налогов, пеней, не привлекать к налоговой ответственности по конкретным эпизодам.

В качестве приложений к возражениям следует собирать копии документов, подтверждающих контраргументы и позицию налогоплательщика.

При подписании возражений представителем следует прилагать также документы, подтверждающие полномочия представителя.

Возражение в налоговую на акт камеральной проверки — это документ, выражающий несогласие проверяемого лица с заключениями органа ФНС.

В каких случаях составляют возражение

Для восстановления нарушенных прав и отстаивания личной позиции налогоплательщика по предмету проверки законодатель предусмотрел такой правовой инструмент, как возражение. Получая от ИФНС документ о результатах проверки, вы вправе написать возражение на акт камеральной проверки, выразив тем самым свою позицию. Заметим, что законодатель представляет такое действие со стороны налогоплательщика правом, а не обязанностью.

Среди оснований возражения выделяют:

  • ошибки или неточности в документе ИФНС;
  • нарушение прав в ходе проведения проверки;
  • несогласие с изложенными ИФНС фактами, выводами, дополнениями по акту (п. 6.2 ст. 101, п. 6 ст. 100, п. 5 ст. 101.4 НК РФ).

Эксперты КонсультантПлюс составили руководство по налоговым проверкам. Используйте его бесплатно, чтобы разобраться в правилах и подготовиться к визиту контролеров.

По какой форме и в какие сроки его готовят

Порядок написания

Несогласие заявляется как по всему акту, так и по отдельным его положениям. На законодательном уровне форма возражения на акт налоговой проверки не установлена, но сложились общие требования к содержанию. В тексте указывают:

  • наименование и адрес ИФНС;
  • реквизиты документа, на который пишется ответ (дата и номер);
  • правовая позиция и основание;
  • приложение с указанием перечня направляемых документов;
  • Ф.И.О. полномочного на подпись лица.

Для документа применим официально-деловой стиль написания. Раскрывая свою правовую позицию, следует избегать не принятых сокращений слов или первоначально указывать на значение сокращения. При подготовке текстовой части документа изучается практика по этому вопросу. Если вам встретились схожие дела с положительным решением, сделайте соответствующие ссылки и упомяните об этом. Ситуация, вызывающая спорные моменты, может содержать смягчающие обстоятельства для возражения на акт налоговой проверки или исключающие привлечение к ответственности. К смягчающим относятся:

  • совершение правонарушения в виду служебной зависимости или в результате принуждения;
  • самостоятельное выявление ошибок и обращение за их исправлением;
  • правонарушение совершено впервые;
  • добросовестное внесение налогов за предыдущие периоды;
  • тяжелое финансовое положений компании.

Официальные сайты ИФНС содержат пример возражения на акт налоговой проверки, использование формы носит ознакомительный и рекомендательный характер. Перечень смягчающих обстоятельств не является исчерпывающим и определяется, исходя из совокупности всех обстоятельств дела. Одно и то же действие при определенных обстоятельствах квалифицируется в разных делах по-разному.

Образцы

ИФНС России № 25 по г. Москве

г. Москва, ул. 5-я Кожуховская, 1

г. Москва, 3-й бюджетный проезд, д. 1

Возражения на акт налоговой проверки

от 00.00.2020 № 00-00/001

Не начислять НДС в размере 000 000 руб., пени за его несвоевременную уплату и не привлекать к ответственности.

  • договор поставки № 23 от 00.00.0000 — на 2 листах;
  • счет-фактура № 000 от 00.00.0000 на общую стоимость 0 000 000 руб. — на 1 листе;
  • платежное поручение № 000 от 00.00.0000.

Так выглядит шаблон документа:

Шаблон возражения по акту камеральной проверки

  • электронный — подача через электронный документооборот;
  • письменный — отправление посредством заказного письма с уведомлением или через канцелярию ИФНС;
  • через канцелярию нарочным вручением.

Если вручение осуществляется представителем, необходимо наличие доверенности. В доверенности следует указать полномочие о подаче документов от имени юридического лица. Рекомендуем передавать документы нарочно или в электронном виде. Эти способы являются наиболее быстрыми и исключают риски несвоевременного вручения отправления. В случае отправления в письменном виде с использованием почты необходимо сделать опись вложенных документов. Так можно подтвердить, что направлены были те документы, на которых основывается ваша позиция. После того как документы получены адресатом, материалы проверки рассматриваются в совокупности с актом, срок рассмотрения возражений на акт налоговой проверки включается в общий период рассмотрения. По п. 1 ст. 101 НК РФ, он составляет 10 дней.

В 2012 году закончил Российскую правовую академию Министерства Юстиции РФ по специальности юриспруденция. С 2013 года специализируюсь в области арбитражного процесса, гражданских правоотношений, корпоративного и договорного права.

Читайте также: