В случае обращения с надзорной жалобой государственная пошлина уплачивается если

Обновлено: 09.05.2024

1. Плательщики уплачивают государственную пошлину, если иное не установлено настоящей главой, в следующие сроки:

1) при обращении в Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям - до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, административного искового заявления, жалобы;

2) плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 2 статьи 333.17 настоящего Кодекса, - в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда;

3) при обращении за совершением нотариальных действий - до совершения нотариальных действий;

4) при обращении за выдачей документов (их дубликатов) - до выдачи документов (их дубликатов);

5) при обращении за проставлением апостиля - до проставления апостиля;

5.1) при обращении за ежегодным подтверждением регистрации судна в Российском международном реестре судов - не позднее 31 марта года, следующего за годом регистрации судна в указанном реестре или за последним годом, в котором было осуществлено такое подтверждение;

5.2) при обращении за совершением юридически значимых действий, за исключением юридически значимых действий, указанных в подпунктах 1 - 5.1, 5.3 настоящего пункта, - до подачи заявлений и (или) документов на совершение таких действий либо в случае, если заявления на совершение таких действий поданы в электронной форме, после подачи указанных заявлений, но до принятия их к рассмотрению;

5.3) при обращении за совершением юридически значимого действия, указанного в подпункте 138 пункта 1 статьи 333.33 настоящего Кодекса, - после подачи заявления и документов на совершение такого действия, но до выдачи федеральных специальных марок и акцизных марок;

6) утратил силу с 1 января 2020 г. - Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. N 325-ФЗ

2. Государственная пошлина уплачивается плательщиком, если иное не установлено настоящей главой.

В случае, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные настоящей главой, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях.

В случае, если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно лицо (несколько лиц) в соответствии с настоящей главой освобождено (освобождены) от уплаты государственной пошлины, размер государственной пошлины уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты в соответствии с настоящей главой. При этом оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицом (лицами), не освобожденным (не освобожденными) от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой.

Особенности уплаты государственной пошлины в зависимости от вида совершаемых юридически значимых действий, категории плательщиков либо от иных обстоятельств устанавливаются статьями 333.20, 333.22, 333.25, 333.27, 333.29, 333.32 и 333.34 настоящего Кодекса.

Государственная пошлина не уплачивается плательщиком в случае внесения изменений в выданный документ, направленных на исправление ошибок, допущенных по вине органа и (или) должностного лица, осуществившего выдачу документа, при совершении этим органом и (или) должностным лицом юридически значимого действия.

3. Государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме.

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении.

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком подтверждается также с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, предусмотренной Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

При наличии информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, дополнительное подтверждение уплаты плательщиком государственной пошлины не требуется.

4. Иностранные организации, иностранные граждане и лица без гражданства уплачивают государственную пошлину в порядке и размерах, которые установлены настоящей главой соответственно для организаций и физических лиц.

5. Утратил силу с 1 января 2020 г. - Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. N 325-ФЗ

Комментарий к Ст. 333.18 Налогового кодекса

Комментируемая статья определяет порядок и сроки уплаты государственной пошлины в зависимости от того, в какой орган плательщики обращаются за совершением каких-либо юридически значимых действий.

Первый и второй случаи, предусмотренные ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи, связаны с обращением граждан и организаций (плательщиков налога) в суды с различного рода заявлениями. Пункт 1 ч. 1 комментируемой статьи предусматривает уплату государственной пошлины еще до обращения в указанные органы. Это связано с тем, что согласно гражданскому процессуальному и арбитражному процессуальному законодательству РФ документ об уплате государственной пошлины должен быть приложен к исковому заявлению. Сразу следует отметить, что в наши суды согласно процессуальному законодательству РФ можно обращаться с исковыми заявлениями, заявлениями по всем делам, возникающим из публичных правоотношений и делам особого производства. Также в процессе обжалования судебных актов подаются апелляционная, кассационная и надзорная жалобы, заявление на пересмотр дела по вновь открывшимся обстоятельствам. Что касается обращения в Конституционный Суд РФ, уставные (конституционные) суды субъектов РФ), то документ об уплате государственной пошлины тоже прикладывается к заявлению, которое подается в данные суды.

Рассмотрим вопрос о том, каким образом уплачивается государственная пошлина. Подразумевается, что это должно быть сделано единовременным платежом через банк. Не имеет особого значения, каким именно образом была совершена оплата, главное, чтобы данный платеж поступил на счет соответствующей доходной строки федерального бюджета. Как правило, граждане уплачивают государственную пошлину через отделения Сбербанка России, которые принимают данный вид платежей. Юридические лица уплачивают государственную пошлину через свои собственные счета в банке, оформляя платежные поручения.

Существует один случай, который представляется интересным. Это случай, когда государственная пошлина уплачивается не полностью либо ее уплата откладывается. В принципе, это нарушает требования комментируемой статьи, но тогда возникает закономерный вопрос - где же санкция за данное нарушение? Такое нарушение можно увидеть, если трактовать закон буквально. Гражданское и арбитражное процессуальное законодательства РФ предусматривают возможность для заявителя ходатайствовать в суд об отложении уплаты государственной пошлины или о рассрочке в ее уплате. Также можно просить суд уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате. Все это возможно в тех случаях, когда гражданин находится в тяжелом материальном положении или, например, расчетные счета фирма арестованы и нет возможности в настоящий момент произвести уплату государственной пошлины. Если государственная пошлина не уплачена при подаче заявления в суд, то суд вправе оставить дело без движения и назначить срок для исправления данного недостатка. По истечении определенного времени, если государственная пошлина не будет уплачена, суд вправе вернуть заявление заявителю.

Статья 333.20 комментируемой главы НК РФ устанавливает, что суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном ст. 333.41 комментируемого Кодекса. Эти положения будут рассмотрены в комментарии к ст. 333.41 НК РФ.

Пункт 2 ч. 1 комментируемой статьи предусматривает обязанность по уплате государственной пошлины в случаях, когда решение суда состоялось и исковое требование истца было полностью или частично удовлетворено. В таких случаях государственная пошлина подлежит уплате в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу. Процессуальным законодательством РФ предусмотрены различные сроки вступления в законную силу судебных актов (решений). Например, решения суда, вынесенные по первой инстанции, вступают в законную силу по истечении 10 дней со дня их принятия в окончательной форме. Что значит принятие судом решения в окончательной форме? Возобновляется ли этот срок при вынесении судом дополнительного решения? В практике судов вынесение решения в суде общей юрисдикции и арбитражных судов выглядит следующим образом: судья редко сразу выносит решение, чаще он лишь выносит резолютивную часть решения. Резолютивная часть представляет собой формулировку того, удовлетворил или отказал в удовлетворении требований истца суд. Изготовление других частей решения - описательной, вводной и мотивировочной вместе с резолютивной (т.е. полное готовое решение) - может последовать и потом. Однако у суда имеется только пять дней, чтобы принять и вынести решение в полном объеме. При этом закон не указывает, каких именно пять дней? Разные судьи устанавливают этот срок так, как им удобно (считают пять рабочих или пять календарных дней).

Решение суда будет готово в окончательной форме, когда судья изготовит и подпишет, а также прошьет, в случае если оно не на одном листе, свое решение, закрепит его своей печатью. Именно от этого срока и следует считать десять дней. Но часто бывает и по-другому, например своевременно одной из сторон была подана кассационная или апелляционная жалоба. Согласно действующим правилам гражданского и арбитражного процесса жалоба подается в суд, вынесший решение. Следовательно, вашу жалобу может прочитать судья, вынесший решение, и если он увидит какие-либо существенные недостатки в своем решении, то просто вынесет дополнительное решение, в котором может более подробно мотивировать принятое решение данного вопроса либо разрешить вопрос, который не был достаточным образом разрешен в первичном (основном) решении. С этим ничего не сделаешь, можно только обратить внимание состава судей, рассматривающих вашу жалобу в кассации. Непонятно, как в этих случаях решение суда заново вступает в законную силу. На практике разрешения споров это выглядит так, что судья в очень срочном порядке в этот же день изготавливает дополнительное решение. Потому лучше всего отнести свою кассационную, апелляционную жалобу в последний день срока на вступление решения суда в законную силу.

Некоторые судебные решения вступают в законную силу немедленно (например, при вынесении решений по делам, возникающим из публичных правоотношений). Есть и такие случаи, когда вступление решения суда в законную силу может значительно затянуться. Самый распространенный случай связан с заочным производством. Согласно ст. 244 ГПК РФ заочное решение суда вступает в законную силу по истечении сроков на его обжалование. Данные сроки установлены ст. 237 ГПК РФ. Согласно положениям данной статьи ответчик может подать в суд, принявший данное решение, заявление об отмене решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Другие стороны, участвующие в рассмотрении дела, могут подать апелляционную или кассационную жалобы на заочное решение суда в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения. Возникает вопрос: а если ответчик не пойдет на почту и не получит данное решение суда, тогда когда оно вступит в законную силу? Согласно ст. 236 ГПК РФ копия заочного решения суда высылается ответчику в течение трех дней со дня его принятия с уведомлением о вручении. Если уведомление не приходит, что тогда делать другим сторонам? На сегодняшний день почтовое отделение согласно инструкциям выжидает один месяц, а затем, если за решением суда никто не является, отправляет его обратно в почтовое отделение, обслуживающее данный суд. Работникам суда (а именно канцелярии) надо идти и получать почту. Делается это не бесплатно (для суда), за хранение письма надо платить. Только после возвращения уведомления обратно в суд начинают отсчитывать десять дней на вступление решения суда в законную силу.

Во всех случаях следует учитывать, что на самом экземпляре решения суда, когда оно вступает в законную силу, обязательно ставятся штамп и другие реквизиты, указывающие на то, что данное решение вступило в законную силу. Поэтому десятидневный срок на исполнение обязанности по уплате государственной пошлины в добровольном порядке следует исчислять со дня (даты), которая стоит на самом экземпляре решения суда.

Пункты 2 - 6 ч. 1 комментируемой статьи содержат положения о том, что государственная пошлина уплачивается до совершения соответствующих юридически значимых действий. Например, при совершении нотариальных действий нотариус не станет ничего делать, если вы не уплатите государственную пошлину. Государственная пошлина за совершение нотариальных действий уплачивается прямо на месте на приеме у нотариуса. Сначала нотариус совершает нотариальные действия, затем требует их уплаты. Это единственный случай, когда государственная пошлина оплачивается не до обращения за совершением юридически значимого действия, а практически во время его совершения. Несмотря на требование комментируемой статьи о том, что плательщику государственной пошлины выдается документ, подтверждающий ее уплату (платежное поручение, квитанция), при совершении нотариального действия у нотариуса, занимающегося частной практикой, некоторые нотариусы могут и не выдать вам такого документа. Они ссылаются на то, что, например, при заверении копии документа, выдачи доверенности прямо на заверенной копии указывают, сколько взыскано по тарифу денежных средств.

Часть 2 комментируемой статьи устанавливает, что государственную пошлину плательщики уплачивают непосредственно сами. Это нарушает те положения гражданского законодательства, которые позволяют совершать отдельные действия по доверенности за граждан. На практике получается так, что если в суд обращается ваш представитель, то он может и сам уплатить государственную пошлину, в суде ее примут. Но если уплатить государственную пошлину по доверенности за клиента при подаче от его имени заявления о регистрации организации, то платежный документ с указанием в качестве плательщика вас, а не вашего клиента налоговые органы могут и не принять. В этом случае они ссылаются именно на ч. 2 комментируемой статьи как устанавливающую требования о личной уплате плательщиком государственной пошлины. Вроде бы это и правильно, поскольку налогоплательщик должен лично исполнять обязанности налогообложения, но такое трактование закона налоговыми органами очень мешает в совершении юридически значимых действий по доверенности. Обычно в тексте доверенности специально оговаривают, что доверенное лицо может совершать все обязательные платежи при совершении действий, на которые выдана доверенность.

Часть 3 комментируемой статьи определяет форму и способы уплаты государственной пошлины. В комментарии к данной статье мы уже говорили о том, как уплачивается государственная пошлина (через банк по безналичному, наличному расчету, лично нотариусу). Однако часто таким гражданам, как индивидуальные предприниматели, юридические лица, необходим документ для бухгалтерского учета об уплате государственной пошлины. Оставить для себя просто ксерокопию такого платежного поручения или квитанции будет недостаточно, данные документы не подтверждают факта уплаты государственной пошлины. Поэтому есть два пути, по которым можно пойти и сохранить для "своей бухгалтерии" документ, подтверждающий факт уплаты государственной пошлины. В первом случае подлинник платежного поручения прикладывается к исковому заявлению в суд при уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде. Здесь можно просто попросить второй экземпляр платежного документа у банка. Банки оказывают эту услугу своим клиентам бесплатно или за небольшую плату (около 10 рублей), все зависит от условий обслуживания клиентов в каждом конкретном банке. Во втором случае государственная пошлина уплачивается за внесение изменений в учредительные документы, подлинник платежного поручения обязательно прикладывается к заявлению о внесении изменений при его подаче в налоговую инспекцию. Здесь можно попросить у налогового инспектора, который принимает ваше заявление, заверить ксерокопию платежного поручения об уплате государственной пошлины.

Частью 4 комментируемой статьи установлено, что правила по уплате государственной пошлины, предусмотренные настоящей главой относительно граждан РФ и организаций, должны применяться и в отношении иностранных граждан, организаций. Но это правило следует понимать не буквально, а с учетом того, что в нашей стране есть иностранные граждане и организации - резиденты и нерезиденты РФ. Со стороны норм международного права в отношении организаций и граждан некоторых иностранных государств могут действовать договоры, соглашения об устранении двойного налогообложения. Поэтому, если нет никаких соглашений с иностранным государством, чье гражданство имеют данный гражданин или организация, и они являются резидентами РФ, то на них распространяются правила комментируемой статьи.

Государственная пошлина относится к числу федеральных налогов и сборов. Удельный вес государственной пошлины в доходах федерального бюджета в 2006 г. составляет 0,5 %. В отличие от налогов, пошлина представляет собой возмездный платеж, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщика государственными органами юридически значимых действий, включая выдачу документов. В отличие от налогов взимание пошлин всегда связано со специальной целью – покрытие издержек учреждения, в связи с деятельностью которого они взимаются. Размер пошлины определяют исходя из характера и размера услуги (принцип эквивалентности) и устанавливают, как правило, в конкретной сумме.

После изучения материалов данной темы студенты смогут:

  • определить назначение государственной пошлины;
  • назвать состав налогоплательщиков государственной пошлины;
  • знать размеры государственной пошлины за совершение различных действий;
  • применять льготы по уплате государственной пошлины.

Оглавление

7.2.1. Плательщики, порядок
и сроки уплаты государственной пошлины

В соответствии с Налоговым кодексом РФ государственная пошлина представляет собой сбор, взимаемый с организаций и физических лиц, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных НК РФ, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ.

При этом выдача документов (их копий, дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям.

Плательщиками государственной пошлины являются организации и физические лица в случае, если они:

1) обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных НК РФ;

2) выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с НК РФ.

Государственная пошлина, как правило, уплачивается до совершения в отношении плательщика юридически значимых действий или выдачи документов (см. табл. 7.2).

В том случае, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях. Если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно или несколько лиц освобождены от уплаты государственной пошлины, ее размер уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от уплаты пошлины. При этом оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицами, не освобожденными от уплаты.

Сроки уплаты государственной пошлины

Вид юридически значимого действия

Срок уплаты пошлины

При обращении в Конституционный Суд Российской Федерации, в суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям

До подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы (в том числе апелляционной, кассационной или надзорной)

Если плательщики выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины

В 10-дневный срок со дня вступления в законную силу решения суда

При обращении за совершением нотариальных действий

До совершения нотариальных действий

При обращении за выдачей документов (их копий, дубликатов)

До выдачи документов (их копий, дубликатов)

При обращении за проставлением апостиля

До проставления апостиля

При обращении за совершением иных юридически значимых действий

До подачи заявлений и (или) иных документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов

Государственная пошлина уплачивается в наличной или безналичной форме. Факт уплаты государственной пошлины подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, должностным лицом или кассой органа, которым производилась оплата.

По ходатайству заинтересованного лица ему может быть предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины на срок до шести месяцев. На сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются.

7.2.2. Размеры государственной пошлины
за совершение различных действий

Размеры государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, включая выдачу документов, установлены гл. 25.3 НК РФ. Они являются едиными на всей территории РФ. Ставки государственной пошлины зависят от характера совершаемых государственными органами действий и установлены либо в твердой сумме, выраженной в рублях, либо в процентах к соответствующей сумме (например, при вывозе культурных ценностей ставки – в процентах к их стоимости). В некоторых случаях установлены комбинированные ставки пошлины с использованием регрессивной шкалы (например, при подаче в суд общей юрисдикции или арбитражный суд искового заявления имущественного характера). Примеры размеров государственной пошлины за совершение различных действий приведены в табл. 7.3.

Следует отметить, что с вступлением в действие гл. 25.3 НК РФ в 2005 г. перечень видов действий, за которые взимается государственная пошлина, был существенно расширен. Так, например, были установлены размеры государственной пошлины:

  • за совершение уполномоченным федеральным органом исполнительной власти действий по официальной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологии интегральной микросхемы;
  • за совершение действий уполномоченными государственными учреждениями при осуществлении федерального пробирного надзора;
  • за совершение уполномоченным органом действий, связанных с государственной регистрацией выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг;
  • за совершение регистрационных действий, связанных с осуществлением деятельности на рынке ценных бумаг;
  • за государственную регистрацию в Государственном судовом реестре, судовой книге или бербоут-чартерном реестре;
  • за государственную регистрацию воздушных судов в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации;
  • за получение ресурса нумерации оператором связи и др.

Размеры государственной пошлины за совершение различных действий

Размер государственной
пошлины

1. По делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями

  • при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска:

4 % цены иска, но не менее 200 руб.

от 10 001 до 50 000 руб.

400 руб. плюс 3 % суммы, превышающей 10 000 руб.

от 50 001 до 100 000 руб.

1600 руб. плюс 2 % суммы, превышающей 50 000 руб.

от 100 001 до 500 000 руб.

2600 руб. плюс 1 % суммы, превышающей 100 000 руб.

свыше 500 000 руб.

6600 руб. плюс 0,5 % суммы, превышающей 500 000 руб., но не более 20 000 руб.

2. За совершение нотариальных действий

за удостоверение доверенностей, требующих нотариальной формы в соответствии с законодательством РФ

за удостоверение брачного договора

за удостоверение доверенностей на право пользования и (или) распоряжения автотранспортными средствами:

  • детям, в том числе усыновленным, супругу, родителям, полнородным братьям и сестрам;
  • другим физическим лицам

3. За государственную регистрацию актов гражданского состояния

за государственную регистрацию заключения брака, включая выдачу свидетельства

за государственную регистрацию расторжения брака, включая выдачу свидетельств:

  • при взаимном согласии супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей
  • при расторжении брака в судебном порядке
  • при расторжении брака по заявлению одного из супругов в случае, если другой супруг признан судом безвестно отсутствующим, недееспособным или осужденным за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет

200 руб. с каждого из супругов

4. За совершение действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации

за выдачу паспорта гражданина Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию

5. за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий

за государственную регистрацию юридического лица, за исключением государственной регистрации ликвидации юридических лиц и (или) государственной регистрации политических партий и региональных отделений политических партий

за открытие филиала банка

за государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя

за выдачу и обмен паспорта гражданина Российской Федерации

за право вывоза:

  • культурных ценностей, созданных более 50 лет назад
  • культурных ценностей, созданных 50 лет назад и менее
  • предметов коллекционирования по палеонтологии
  • предметов коллекционирования по минералогии

10 % стоимости ценностей

5 % стоимости ценностей

10 % стоимости ценностей

5 % стоимости ценностей

за предоставление лицензии на осуществление банковских операций при создании банка

0,1 % заявленного уставного капитала создаваемого банка, но не более 40 000 руб.

за выдачу разрешения на распространение наружной рекламы

7.2.3. Льготы по уплате государственной пошлины

По уплате государственной пошлины Налоговым Кодексом РФ установлен широкий перечень льгот, которые предоставляются определенным категориям граждан и организаций в следующих формах:

1. Полное освобождение от уплаты государственной пошлины.

Например, по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, в Конституционном суде РФ, при обращении в органы или к должностным лицам, совершающим нотариальные действия, и в органы, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния, от уплаты государственной пошлины освобождены:

  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы;
  • участники и инвалиды Великой Отечественной войны.

Например, за совершение нотариальных действий от уплаты государственной пошлины освобождаются органы государственной власти, органы местного самоуправления, обращающиеся за совершением нотариальных действий в случаях, предусмотренных законом; общественные организации инвалидов; физические лица – за удостоверение завещаний имущества в пользу государства.

Кроме того, государственная пошлина не уплачивается в следующих случаях:

1) за выдачу приглашения на въезд в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства в целях его обучения в государственном или муниципальном образовательном учреждении;

2) за продление срока действия разрешения на временное пребывание в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в РФ в целях осуществления благотворительной деятельности или доставки гуманитарной помощи либо по обстоятельствам, связанным с необходимостью экстренного лечения, тяжелой болезнью или со смертью близкого родственника;

3) за вывоз культурных ценностей, истребованных из чужого незаконного владения и возвращаемых собственнику;

4) за государственную регистрацию прав РФ, субъекта РФ, муниципального образования на государственное, муниципальное недвижимое имущество, не закрепленное за государственными, муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющее соответственно государственную казну Российской Федерации, казну субъекта Российской Федерации, муниципальную казну;

5) за государственную регистрацию арестов недвижимого имущества;

6) за государственную регистрацию ипотеки, возникающей на основании закона;

7) за государственную регистрацию соглашения об изменении содержания закладной, включая внесение соответствующих изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

2. Освобождение от обложения государственной пошлиной отдельных операций.

Например, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются истцы по искам:

  • о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений;
  • о взыскании пособий;
  • о взыскании алиментов;
  • о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца;
  • о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного преступлением;
  • при рассмотрении дел о защите прав и законных интересов ребенка;
  • по искам неимущественного характера, связанным с защитой прав и законных интересов инвалидов, и др.

По делам, рассматриваемым в арбитражных судах , от уплаты государственной пошлины освобождаются:

1) прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов;

2) истцы по искам, связанным с нарушением прав и законных интересов ребенка.

Освобождаются от уплаты государственной пошлины физические лица за государственную регистрацию актов гражданского состояния в следующих случаях:

  • за выдачу свидетельств при исправлении или изменении записей актов о рождении в связи с усыновлением (удочерением);
  • за внесение исправлений и или изменений в записи актов гражданского состояния и выдачу свидетельств в связи с ошибками, допущенными при государственной регистрации актов гражданского состояния по вине работников, производящих государственную регистрацию актов гражданского состояния;
  • за выдачу справок о регистрации актов гражданского состояния для представления в уполномоченные органы по вопросам назначения либо перерасчета пенсий или пособий;
  • за выдачу свидетельств о смерти при исправлении и изменении записей актов о смерти необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных лиц на основании закона о реабилитации жертв политических репрессий, а также за выдачу повторных свидетельств о смерти лиц указанной категории;
  • за выдачу извещений об отсутствии записей актов гражданского состояния для восстановления утраченных записей актов гражданского состояния в установленном порядке.

3. Установление необлагаемой суммы.

Например, от уплаты государственной пошлины при рассмотрении исковых заявлений имущественного характера или исковых заявлений, содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера, в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в случае, если цена иска не превышает 1 млн руб. освобождаются:

  • общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов и ответчиков;
  • истцы – инвалиды I и II групп;
  • ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, ветераны военной службы, обращающиеся за защитой своих прав, установленных законодательством о ветеранах;
  • истцы – по искам, связанным с нарушением прав потребителей;
  • истцы – пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством РФ, – по искам имущественного характера к Пенсионному фонду РФ, негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу.

4. Понижение ставки государственной пошлины.

Например, инвалиды I и II групп уплачивают государственную пошлину в размере 50 % по всем видам нотариальных действий.

При обращении в суд в большинстве случаев придется заплатить государственную пошлину за рассмотрение дела. На этой странице вы найдете бесплатные калькуляторы госпошлины, которые помогут быстро рассчитать ее размер. Все калькуляторы составлены на основании Налогового кодекса РФ (статьи 333.19 и 333.21).

Калькулятор госпошлины для мировых судей

Приведенный ниже калькулятор предназначен для случаев подачи мировому судье искового заявления о взыскании денег или имущества, а также для иных требований, которые возможно оценить для целей уплаты госпошлины.

В основном мировые судьи в России рассматривают дела о выдаче судебных приказов. По подобным заявлениям размер требований не может превысить 500 000 рублей. Если сумма, которую хочет получить заявитель, больше, то необходимо вместо заявления о выдаче приказа подать в суд полноценное исковое заявление.

Ольга Смирнова

Судебный приказ выдается только в случаях, прямо перечисленных в законе – по бесспорным требованиям о взыскании денег по договору, выплате алиментов, заработной платы и иных трудовых компенсаций, задолженностей по коммунальным услугам и иных подобных требований, по которым не требуется длительное судебное разбирательство.

Заявления на судебный приказ рассматриваются в упрощенном порядке, единолично судьей и без участия в процессе сторон дела. Из-за этого для них установлена сниженная госпошлина – в размере 50% от суммы, обычно оплачиваемой при подаче иска.

При подаче заявления о вынесении судебного приказа

Внимание! Калькулятор приведен в информационно-справочных целях. Перед обращением в суд проконсультируйтесь с юристом.

За исковое заявление

Если получить судебный приказ по закону невозможно, необходимо обращаться в суд с исковым заявлением. Иски на сумму до 50 тысяч рублей также рассматривают мировые судьи, при превышении этого порога – суды общей юрисдикции.

Закон предусматривает некоторые исключения, при которых мировой судья может принять иск с ценой более установленного законом порога. Если исковое заявление исходит от потребителя, защищающего свои права, мировой судья рассмотрит его в случаях, когда цена иска не превышает 100 000 рублей. Госпошлину при этом платить не придется – закон напрямую освобождает от нее потребителей с небольшой ценой иска (статья 333.36 НК РФ, части 2 и 3).

Калькулятор для расчета госпошлины за иск мировому судье приведен ниже.

Внимание! Калькулятор приведен в информационно-справочных целях. Перед обращением в суд проконсультируйтесь с юристом.

Для судов общей юрисдикции

Районный суд общей юрисдикции рассматривает те споры с участием граждан и организаций, которые:

  • не связаны с ведением ими коммерческой деятельности (эти дела отнесены к компетенции арбитражных судов), и
  • не поручены мировым судьям.

По общему правилу госпошлина в суд общей юрисдикции уплачивается в процентах от суммы заявленных требований. Однако для некоторых дел госпошлина устанавливается в фиксированном размере.

Калькулятор госпошлины за подачу искового заявления

Этот калькулятор госпошлины предназначен для случаев обращения в суд общей юрисдикции с иском, который можно оценить в определенную сумму. Такие иски считаются имущественными. Госпошлина по ним начисляется в процентах от суммы, которую истец взыскивает через суд.

Внимание! Калькулятор приведен в информационно-справочных целях. Перед обращением в суд проконсультируйтесь с юристом.

Если иск невозможно оценить, или заявлены неимущественные требования (например, о выполнении каких-либо действий либо признании прав), размер госпошлины будет фиксированным (статья 333.19 НК РФ, часть 1 пункт 3):

  • 300 рублей для истца – гражданина; и
  • 6000 рублей для истца – организации.

Ольга Смирнова

Если иск заявлен о передаче имущества, имеющего определенную стоимость, то госпошлина будет исчисляться, исходя из этой стоимости. Та же ситуация возникает, если заявлено требование о признании права собственности на определенное имущество. Это сделано для того, чтобы пресечь попытки сэкономить на оплате госпошлины, заявив якобы неимущественный иск.

Для административных исков

Административным считается иск об оспаривании действий и решений государственных органов или правовых актов. Для подобных дел рассчитать госпошлину можно без использования калькулятора.

При подаче административного иска государственная пошлина зависит от того, кто выступает истцом:

  • Если это физическое лицо, необходимо уплатить 300 рублей (пункты 6 – 7 части 1 статьи 333.19 НК РФ);
  • Юридические лица платят 2000 рублей (или 4500 рублей при оспаривании актов высших государственных органов).

За установление юридически значимых фактов

Эта категория дел считается бесспорной. В суде устанавливаются те факты, которые человек не может подтвердить иным путем. К примеру, можно подать заявление об установлении фактов родственных отношений, тождественности фамилии, принадлежности определенному человеку документа либо имущества, а равно иные предусмотренные законом обстоятельства.

Госпошлина за установление юридически значимых фактов установлена в едином размере. Подобные заявления относятся к делам, рассматриваемым в упрощенном порядке особого производства. Формально в таких делах нет ответчика, а вместо иска подается заявление об установлении факта.

Госпошлина за предъявление заявления об установлении юридически значимого факта составляет 300 рублей (пп. 8 части 1 статьи 333.19 НК РФ).

За апелляционную и или кассационную жалобу

Гражданский процессуальный кодекс предусматривает возможность обжаловать вынесенное судом первой инстанции решение в несколько этапов (инстанций). Вначале жалоба на решение подается в апелляционную инстанцию, которая может пересмотреть вопрос по существу. Далее, если результат не устроил заявителя, он может подать кассационную жалобу об исправлении допущенных судом нарушений закона.

Размер госпошлины за подачу как апелляционной, так и кассационной жалобы зафиксирован в твердой сумме. Он зависит от того, кто именно обжалует решение.

Если жалоба подается физическим лицом, необходимо оплатить госпошлину в размере 150 рублей (пункты 3 и 9 части 1 ст. 333.19 НК РФ). Юридическое лицо заплатит за жалобу 3000 рублей.

За надзорную жалобу

Надзорная жалоба – это последний шанс изменить принятое по делу судебное решение. Госпошлина за ее подачу также установлена в фиксированном размере. Однако она в два раза больше, чем на предыдущих этапах обжалования. Для физического лица установленный законом размер пошлины составляет всего 300 рублей, однако организация заплатит в 20 раз больше – 6000 рублей.

Для арбитражных судов

Арбитражные суды рассматривают коммерческие споры между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Категории этих дел похожи на те, которые относятся к компетенции судов общей юрисдикции. Однако госпошлина по ним уплачивается в существенно большем размере.

Исковые требования в арбитражных судах, как правило, предъявляются на существенные суммы. Поэтому и госпошлина по ним будет больше, чем в суде общей юрисдикции. При подаче иска госпошлина исчисляется в процентах от его цены в соответствии с правилами статьи 333.21 НК РФ.

Внимание! Калькулятор приведен в информационно-справочных целях. Перед обращением в суд проконсультируйтесь с юристом.

Если же требование не носит имущественный характер, то размер госпошлины определяется напрямую в Налоговом кодексе:

  • По спорам об изменении, заключении и расторжении договоров – 6 000 рублей;
  • При подаче заявления о признании банкротом – 300 рублей с физических лиц и 6000 рублей с юридических лиц;
  • За заявление неимущественного характера – 6000 рублей.

Как пользоваться калькулятором

Госпошлина при обращении в суд определяется в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Ее размер зависит от целого ряда обстоятельств:

  • Суда, который будет рассматривать дело. Госпошлина в мировой, федеральный (районный) или арбитражный суд отличается по размерам;
  • Цены иска, то есть взыскиваемой суммы или другого требования, адресованного суду;
  • Вида обращения в суд – иск, административный иск, заявление о выдаче судебного приказа, апелляционная или кассационная жалоба и т.п.

В каждом из этих случаев удобнее использовать специально подготовленный отдельный калькулятор. Для того, чтобы им воспользоваться, необходимо:

  • Выбрать нужный калькулятор государственной пошлины;
  • Ввести данные о цене иска — сумме, которую планируется взыскать в суде;
  • Для неимущественных исков закон устанавливает фиксированную госпошлину. Поэтому для случаев, когда исковые требования невозможно оценить, ниже приводится справочная информация о размерах госпошлин.

Пример расчета госпошлины

Предположим, что гражданин собирается подать в суд исковое заявление с требованием взыскать деньги по долговой расписке со своего знакомого. Сумма долга по расписке составляет 20 000 рублей. На дату подачи заявления на нее начислены проценты в размере еще 4 000 рублей. Итого сумма, заявленная в просительной части искового заявления, равна 24 000 рублей.

Из-за небольшой суммы дело будет подсудно мировому судье, в чью компетенцию входит рассмотрение дел на территории (судебном участке) по месту жительства должника. В соответствии с подпунктом 1 части 1 статьи 333.19 НК РФ, при цене иска от 20 тысяч до 100 тысяч рублей госпошлина по нему составит 800 рублей плюс 3 процента от суммы свыше 20 тысяч. Расчет госпошлины будет выглядеть следующим образом:

800 + 3%*(100 тысяч – 20 тысяч руб.) = 800 + 2400 = 3200 рублей.

Тот же результат можно получить, использовав калькулятор, с помощью которого госпошлину можно рассчитать быстрее и удобнее.

Ольга Смирнова

Существует возможность взыскать начисленные на задолженность проценты по дату вынесения судебного решения или фактической оплаты денег должником. Для этого необходимо соответствующим образом сформулировать требования, заявленные в иске.

Где найти реквизиты для оплаты

Платежи в счет госпошлины попадают в бюджет по реквизитам того суда, в который подается иск, заявление, жалоба или иное обращение. Реквизиты для оплаты можно узнать:

  • Посетив сайт нужного суда; или
  • В его канцелярии.

Другие госпошлины за обращение в суд

Если определить цену иска самостоятельно не получается, необходимо проконсультироваться с юристом по этому вопросу. Закон предусматривает фиксированные размеры госпошлины в ряде случаев:

  • 300 рублей за подачу иска, содержащего неимущественные требования (к примеру, о совершении тех или иных действий, не связанных с передачей имущества;
  • 600 рублей за подачу заявления о расторжении брака.

Полный список подлежащих уплате госпошлин для судов общей юрисдикции содержится в статье 333.19 Налогового кодекса РФ.

Во многих случаях для расчета размера госпошлины нужно учесть не только общие положения Налогового кодекса, но и специальные правила – такие, как льготы по уплате госпошлины, особенности определения цены иска и ряд других. Проконсультируйтесь с юристом до обращения в суд. Это поможет не потерять время и деньги.



Деятельность


Государственные услуги и функции


Кадастровый учет и (или) регистрация прав


Порядок уплаты и размеры госпошлины


Порядок уплаты госпошлины

Порядок уплаты госпошлины

Государственная пошлина – сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – НК), при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

Плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица если они обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК.

Плательщики уплачивают государственную пошлину при обращении за совершением юридически значимых действий, указанных в подпунктах 21 – 33 пункта 1 статьи 333.33 НК (государственная регистрация прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество и сделок с ним), - до подачи заявлений на совершение соответствующих юридически значимых действий либо в случае, если заявления на совершение таких действий поданы в электронной форме*., после подачи указанных заявлений, но до принятия их к рассмотрению Государственная пошлина уплачивается плательщиком, если иное не установлено главой 25.3 НК. В случае, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные главой 25.3 НК, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях. В случае если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно лицо (несколько лиц) в соответствии с главой 25.3 НК освобождено (освобождены) от уплаты государственной пошлины, размер государственной пошлины уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты в соответствии с главой 25.3 НК. При этом оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицом (лицами), не освобожденным (не освобожденными) от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 НК. Государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме. Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении.

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении.

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.

Представление документа об уплате государственной пошлины вместе с заявлением о государственной регистрации прав и иными необходимыми для государственной регистрации прав документами не требуется. Заявитель вправе представить документ об уплате государственной пошлины в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, по собственной инициативе.

При наличии информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, дополнительное подтверждение уплаты плательщиком государственной пошлины не требуется.

Днем приема заявления о государственной регистрации прав и иных необходимых для государственной регистрации прав документов в случаях, если вместе с таким заявлением не представлен документ об уплате государственной пошлины или в соответствии с федеральным законом уплата государственной пошлины производится после представления таких заявления и документов, является день представления заявителем документа об уплате государственной пошлины или получения органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в установленном федеральным законом порядке сведений об уплате государственной пошлины. В указанных случаях заявление о государственной регистрации прав и иные необходимые для государственной регистрации прав документы могут быть приняты к рассмотрению не позднее чем в течение десяти рабочих дней со дня их представления.

Если информация об уплате государственной пошлины отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате государственной пошлины не был представлен вместе с заявлением о государственной регистрации прав, документы, необходимые для государственной регистрации прав, к рассмотрению не принимаются. Такие документы по истечении десяти рабочих дней с момента их поступления в случае наличия соответствующего указания в заявлении выдаются заявителю лично или направляются ему посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении. Если документы, необходимые для государственной регистрации прав, представлены в форме электронных документов*, по истечении десяти рабочих дней с момента поступления таких документов заявителю по адресу электронной почты, указанному в заявлении, направляется уведомление в форме электронного документа о непринятии заявления и таких документов к рассмотрению.

Читайте также: