В казну поступают налоги

Обновлено: 15.05.2024

Местные налоги — это определенный вид налогового обязательства, правила применения которого устанавливают органы муниципалитетов, то есть муниципальные власти. О том, какие налоги относятся к местным, расскажем в нашей статье.

Ключевая характеристика

Все налоговые обязательства классифицируют на три большие группы: федеральные, региональные и местные налоги (вводятся в действие нормативно-правовым актом органа власти соответствующего уровня). Ключевое отличие между этими видами в том, что ФН поступают полностью в федеральный бюджет, а после распределяются между нижестоящими бюджетами в виде дотаций и субсидий. А вот региональные и местные налоги и сборы устанавливаются для пополнения казны субъекта, муниципального образования.

Следовательно, местным налогом является платеж или сбор, который налогоплательщики перечисляют в казну муниципального образования. Помимо этого, ключевой порядок уплаты местных налогов устанавливается исключительно муниципальными властями. То есть ставка, порядок и сроки расчетов, периодичность предоставления отчетности и состав льгот определяет муниципалитет.

Могут ли органы местного самоуправления устанавливать налоги в индивидуальном порядке

Нет, не могут. Полномочия муниципалитетам даны исключительно в рамках действия фискального законодательства. Иными словами, муниципальные власти не могут ввести новые обязательства, которые не предусмотрены НК РФ . Однако они могут существенно сократить налоговое бремя. Например, ввести налоговые льготы, сократить ставки и т. д.

Как классифицируют платежи

Все платежи, администрируемые ФНС, при зачислении в казну классифицируются по коду бюджетной классификации. То есть при перечислении средств в бюджет налогоплательщик в платежном поручении или в квитанции указывает КБК, который соответствует конкретному фискальному обязательству.

Какие налоги идут в местный бюджет

Повторимся, что зачисляются практически все налоги в местный бюджет, перечень приводить не имеет смысла. Так как часть поступлений федерального или регионального бюджета возвращается субсидиями или иными трансфертами в муниципальную казну. Однако считать все фискальные обязательства и сборы муниципальными в корне неправильно.

Определим, какие платежи к местным налогам относятся. То есть какие налоговые обязательства зачисляются напрямую в казну муниципалитета. Итак, местные налоги, перечень:

  • земналог;
  • торговый сбор;
  • НО на имущество физических лиц.

Теперь рассмотрим характеристику каждого из перечисленных налоговых обязательств.

Земельный налог

Ключевые положения о земналоге регламентированы в 31 главе НК РФ . Его обязаны уплачивать все организации, индивидуальные предприниматели, частники и простые граждане, в собственности которых имеются земельные участки.

Объект налогообложения по местному налогу устанавливается как кадастровая стоимость участка, определенная на 1 января отчетного периода, то есть года.

Ставки земналога муниципальные власти устанавливают самостоятельно. Однако их максимальное значение регламентировано в НК РФ. Иными словами, муниципалитет не может утвердить ставку по земналогу выше, чем значение, регламентированное НК РФ.

Максимальные значения закреплены в ст. 394 НК РФ :

  • 0,3 % — для земель сельхозназначения, а также для участков, используемых под личные подсобные хозяйства и садоводство, занятые жилыми домами и сопутствующими строениями, сооружениями и инфраструктурами. Также в данную категорию включены земли, ограниченные в обороте, используемые для нужд обороны, таможни и безопасности;
  • 1,5 % — применяют для остальных категорий земельных участков.

Муниципалитет вправе утвердить отчетные периоды, а также предусмотреть авансовые платежи для организаций-налогоплательщиков. На физлиц такие исключения не распространяются.

Утверждение перечня льготников, как и порядка получения налоговых вычетов и послаблений, устанавливают власти мунобразования.

Торговый сбор

Действующее фискальное обязательство применяется исключительно на территории нашей столицы. Только власти г. Москвы регламентировали, что все компании и предприниматели, ведущие торговую деятельность, должны уплачивать в муниципальную казну дополнительный взнос. Данные местные налоги и сборы вводятся законом г. Москвы № 62 в ред. от 23.11.2016.

Не платить ТС могут только ИП, применяющие патентную систему налогообложения, а также производители сельхозпродукции.

Налоговые ставки по местным налогам устанавливаются в зависимости от площади и(или) размера, вида объекта налогообложения. Напомним, что объектом признают движимое и недвижимое имущество, используемое для торговли, как оптовой, так и розничной.

Имущественные обязательства для граждан

Так, к местным налогам и сборам относятся обязательства, регламентированные в 32 главе НК РФ . ИН должны уплачивать все граждане, в собственности которых имеется недвижимость. Например, жилые дома, квартиры, гаражи, прочие сооружения и здания, а также объекты незавершенного строительства.

Предельно допустимые имущественные местные налоги и сборы 2020, перечень ставок:

  • 0,1 % — для объектов незавершенного строительства площадью до 50 м², власти могут снизить ставку до 0 %, или увеличить до 0,3 %;
  • 2 % — для недвижимости, стоимость которой свыше 300 мнл рублей, либо недвижимости, которая закреплена в перечне п. 10 ст. 378.2 НК РФ;
  • 0,5 % — для остальной недвижимости.

Повторимся, что это только рекомендованные значения. Власти МО могут утвердить иные процентные ставки либо утвердить перечень льгот.

Конкретные значения: как узнать

Как мы определили выше, в каждом муниципалитете могут быть индивидуальные правила и нормы налогообложения. Следовательно, налогоплательщикам необходимо своевременно узнавать конкретные значения и установленные порядки, чтобы избежать наказания.

Узнать, какие нормы установлены в конкретном МО или регионе можно в ближайшем отделении ФНС либо на специальном портале. Электронный сервис разработан Федеральной налоговой службой и позволяет бесплатно и без регистрации получить информацию об установленных нормах налогообложения.

Чтобы получить интересующие сведения, потребуется выбрать регион (место нахождения налогоплательщика) и определить вид фискального обязательства. Система формирует сведения на основании утвержденных нормативно-правовых актов.


Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия)

Авторизация через ЕСИА временно не доступна в связи с обновлением системных компонентов, при этом все инструменты Портала доступны без авторизации ЕСИА

ПОДЛЕЖИТ ЛИ КАЗНА НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ?

ПОДЛЕЖИТ ЛИ КАЗНА НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ?

Земельный участок как объект права представляет собой часть земной поверхности и имеет уникальные характеристики. К таким характеристикам относятся кадастровый номер земельного участка, площадь, категория земель, вид разрешенного использования, кадастровая стоимость земельного участка и другие характеристики. Все эти сведения о земельном участке отражаются в государственном кадастре недвижимости.

Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка путем проведения государственной кадастровой оценки.

По общему правилу, налогоплательщиками земельного налога являются граждане и юридические лица, имеющие земельные участки в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненно-наследуемом владении. При этом, земельные участки могут находиться в публичной собственности (собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования).

Публичные образования – Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования – выступают в гражданских правоотношениях наравне с юридическими лицами (организациями) и гражданами через органы государственной или муниципальной власти.

Например, от имени городских и сельских поселений администрации соответствующих поселений своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности в рамках их компетенции. Они могут распоряжаться земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования, заключать договоры аренды и купли-продажи земельных участков, регистрировать право собственности в порядке разграничения земельных участков и другое.

Соответственно, орган государственной власти, орган местного самоуправления, распоряжаясь земельными участками, находящимися в публичной собственности и реализуя полномочия по учету имущества казны, не выступают налогоплательщиками по этому имуществу независимо от способа его учета. Суды высших инстанций неоднократно высказывались о том, что органы местного самоуправления не могут признаваться организацией - налогоплательщиком в смысле, придаваемом этому понятию Налоговым кодексом Российской Федерации.

Таким образом, налогообложению не подлежат:

  1. земельные участки, составляющие казну муниципальных образований, казну Российской Федерации, казну субъектов Российской Федерации;
  2. земельные участки, не предоставленные юридическим лицам или гражданам.

Ефремова И.И., заместитель руководителя Департамента по земельным отношениям Министерства имущественных и земельных отношений РС (Я)

А как на практике? С требованиями налоговых органов о предоставлении налоговых деклараций по земельному налогу в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Саха (Якутия), столкнулось и Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия). В базе данных налоговых органов республики содержатся сведения, предоставленные органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о 399 земельных участках, правообладателем которых числится Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия). При этом основная часть земельных участков находится в индивидуальной собственности министерства (?), а остальная часть на праве постоянного (бессрочного) пользования. Стоит отметить, что Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) осуществляет регистрацию права государственной собственности Республики Саха (Якутия) на земельные участки, возникающего в процессе разграничения государственной собственности на землю, а также по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации; управляет и распоряжается в установленном порядке находящимися в государственной собственности Республики Саха (Якутия) земельными участками; осуществляет учет государственного имущества, ведение реестра государственного имущества, в том числе земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Саха (Якутия).

Если учесть, что налоговыми органами осуществляются мероприятия по подъему в федеральное хранилище данных сведений об объектах имущественной собственности, учтенных в базе данных налоговых органов, то в целях их актуализации, а также синхронизации баз данных налоговых и регистрирующих органов, органам публичной власти необходимо правильно заполнять заявления на государственную регистрацию права публичной собственности на земельные участки, а также проводить сверку сведений о правообладателях таких земельных участков.

Ефремова И.И., заместитель руководителя Департамента по земельным отношениям Министерства имущественных и земельных отношений РС (Я)

Скоро правительства российских регионов начнут обсуждать и представлять первые варианты бюджетов на 2019 год. Перед тем, как финансовые документы поступят в региональные парламенты и законодательные собрания, "Idel.Реалии" решили сопоставить информацию о налогах, собранных в четырёх республиках и одной области, расположенных в Поволжье, на Кавказе и Дальнем Востоке, и об исполнении бюджетов этих субъектов Российской Федерации. Сколько регионы собирают налогов, какая часть от этой суммы поступает в федеральную казну, а какая — возвращается обратно из федерального бюджета в виде субсидий, субвенций и дотаций — на примере Марий Эл, Татарстана, Дагестана, Якутии и Самарской области — в инфографике "Idel.Реалии".

Мобильное приложение Idel.Реалии


МАРИЙ ЭЛ


В июне 2018 года были подведены итоги исполнения прошлогоднего бюджета Марий Эл. Государственное собрание республики утвердило окончательные цифры: доходная часть бюджета составила 26,7 млрд руб.

В момент принятия в декабре прошлого года был запланирован уровень безвозмездных поступлений регионального бюджета, он составлял 6,5 млрд руб. По итогам исполнения бюджета эта цифра оказалась в полтора раза выше и практически равна прошлогодним налоговым отчислениям республики в федеральную казну — 10 млрд руб. Такой итог получается после суммирования безвозмездных поступлений, адресованных республиканским министерствам и ведомствам.

Поступления из федерального центра формируют менее половины республиканского бюджета, они составляют 37,8% от общей суммы. Соответственно, 63,2% доходной части бюджета Марий Эл составляют собранные в республике налоги.

ТАТАРСТАН

Республика Татарстан — один из основных налогоплательщиков российского бюджета. Главные, дающие сотни миллиардов рублей отрасли: топливная промышленность, нефтехимия, машиностроение и металлообработка. По данным налоговой службы, в 2017 году в республике было собрано 583,9 млрд руб. (рост, как и в Марий Эл, почти на треть). Поступления в федеральный бюджет составили больше половины этой суммы — 355,6 млрд руб. Республиканский бюджет пополнился на 192,2 млрд руб. Ещё около 36 млрд руб. из общей суммы собранных налогов поступили в местные бюджеты муниципальных образований Татарстана. Сумма местных и республиканского бюджета дают 228,3 млрд руб., это объём поступлений в консолидированный бюджет республики.

Консолидированный бюджет Татарстана составил 280,6 млрд рублей (доходная часть), а республиканский бюджет — 244 млрд руб.

Безвозмездные поступления, в том числе и из бюджета России, составили 30,3 млрд руб.


По словам председателя комитета по бюджету, налогам и финансам Госсовета Татарстана Леонида Якунина, "сохранена налоговая отдача от региональной экономики для федерального бюджета — на 1 рубль полученных из федерального бюджета трансфертов в обратном направлении налогоплательщиками республики перечислено 11,1 рублей фискальных платежей".

Финансовая поддержка из федерального центра составляет в бюджете Татарстана 12,4%. На 87,6% он формируется за счёт собранных на территории республики налогов и неналоговых доходов (таких, как продажа и аренда находящихся в госсобственности объектов — земельных участков, зданий и помещений).

САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ

Как и Татарстан, Самарская область — один из крупнейших налогоплательщиков федерального бюджета в Поволжье. Регион известен как центр автомобильной и авиакосмической промышленности. Здесь развиты электроэнергетика, нефтедобыча и нефтепереработка, химия и металлургия. В областной бюджет в 2017 году было собрано 120,4 млрд руб., объём поступлений в консолидированный бюджет субъекта составил 175,2 млрд руб. В российский бюджет область перечислила 202,9 млрд руб.

В 2017 году бюджет Самарской области был исполнен (по доходам) на 159,1 млрд руб. По сравнению с 2016 годом поступление налоговых и неналоговых доходов увеличилось на 7 млрд 134 млн руб. Объём безвозмездных поступлений из федерального бюджета составил 25,1 млрд руб.

Поступления из федерального бюджета формируют 15,8% доходов бюджета Самарской области. Большую его часть, 84,2%, составляют собственные (в основном налоговые) доходы.

ДАГЕСТАН

В Дагестане развито сельское хозяйство, электроэнергетика, машиностроение и химическая промышленность. Эта северо-кавказская республика перечислила в федеральную казну в 2017 году 8,1 млрд руб., региональный бюджет пополнился налогами на 24,7 млрд руб. Всего в Дагестане собрано около 33 млрд руб. налогов.

В Дагестане в октябре 2017 года сменился руководитель региона. После назначения главой республики Владимира Васильева в республике началась антикоррупционная кампания. В конце прошлого года Васильев попросил у федерального центра дополнительную финансовую помощь для того, чтобы решить проблему дефицита бюджета. После этого в республику поступили 4 млрд руб. Это позволило "относительно благоприятно завершить 2017 финансовый год".

Министерство финансов Дагестана подвело итоги исполнения бюджета республики: консолидированный бюджет Дагестана 2017 года исполнен на сумму 107,3 млрд руб. Собственные налоговые и неналоговые доходы составляют 30% от этой суммы. 70% — федеральная финансовая помощь.

Республиканский бюджет Дагестана (по доходам) составил 98,7 млрд руб. Известно, что сумма федеральной помощи республике в 2017 году превысила 75 млрд руб.

75,9% доходной части регионального бюджета сформированы за счёт финансовой помощи из российского бюджета. Собственные доходы республики составляют 24,1%.

ЯКУТИЯ

Якутия известна своими богатыми природными ресурсами. Добыча алмазов, золота, каменного угля, природного газа приносит большую часть налоговых поступлений в федеральный и республиканский бюджет. В 2017 году в республике было собрано 170,2 млрд руб. налогов. В федеральный бюджет направлено 67,8 млрд руб., в госбюджет региона — 84,8 млрд руб. Ещё 17,6 млрд руб. получили местные бюджеты.

По итогам исполнения бюджета 2017 года, его доходная часть составила 177,2 млрд руб. Объём безвозмездных поступлений из федерального бюджета превысил 65 млрд руб.

Доля безвозмездной помощи из федерального бюджета составляет 36,7%. Собственные налоговые и неналоговые поступления формируют республиканский бюджет на 62,3%.

Кто кого кормил в 2017 году?

​Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

16x9 Image

дмитрий любимов

Журналист "Idel.Реалии". Освещает события в Марий Эл. Специализируется на общественно-политической тематике, материалах о культуре марийского народа.

Налоговые поступления в казну очень выросли. Как это было?

Петр I коренным образом изменил существовавшую тогда налоговую систему. Он установил единую подушную подать со всего мужского населения.

Наверное, крестьянам было сложно понять, как государство могло облагать налогом душу, поскольку душа – объект нематериальный. В крайнем случае - церковь, но государство . Но как и все, что связано с налогообложением, понимание от налогоплательщиков не требовалось. Требовалось только то, чтобы они платили.

Петр нашел возможным обложить податями все, даже церковь. Когда ему требовалось железо для пушек – он отбирал у церкви столько церковных колоколов, сколько было необходимо, и переплавлял их. В указе Сенатском от 13 июня 1711 года "О сборе попов и дьяконов, по доношению из монастырского приказа, денег на драгунских лошадей повелевалось по 15 рублей с лошади, "за свои деньги, а не с прихожан". Понятное дело, с прихожанами уже государство поработало, в том числе и лошадку налогом обложив. Транспортным? Одним из транспортных!

Он обложил налогами всякую пищу, рентные платежи, одежду, лошадей, шляпы, обувь, жилье, мельницы, рыбный промысел, пивоваренный, винные погреба, печные трубы, воду и общественные бани. В том, что касается частной жизни человека, он обложил налогами рождение, свадьбы, похороны, бороды, отказ от крещения и ввел особый налог на тех, кто не был членом православной церкви. Единственный налог, который он упустил – налог на смерть

Перечислим только некоторые дополнительные источники государственных доходов.

1 января 1705 года вышел указ "О продаже соли из казны, и статьи о поставке оной подрядами". Из него мы узнаем, что начинается конфискация частных запасов соли и продажа ее по завышенной цене. Продажа соли из казны осуществлялась по ценам, вдвое выше тех цен, по которым покупалась у подрядчиков. Купленную в казне соль продавать запрещалось. При таком положении дел казна не справлялась с обеспечением населения солью, и правительство было вынуждено допустить вольную продажу. И указом от 1 июля 1711 года ". об исправлении векселей и об отдаче на откуп соляных заводов" Пётр I ввел откупное содержание. С сего дня соль отдавалась на откуп промышленникам. В результате откупного содержания на развалинах монастырского солеварения возникло купеческое. В 1720- 1722 годах вследствие обнаруженных злоупотреблений при вольной продаже соли снова было введено "казённое управление". Но соли, в отличии от казны, от этого больше не становилось.

9 январе 1704 года именным, объявленным из Приказной Семеновской Палаты, указом все рыбные ловы было приказано "отобрать на государя" и отдавать с торгов в оброк. Для этого была учреждена особая Ижорская канцелярия рыбных дел под управлением Меншикова. Теперь, чтобы получить права на морской, речной или озерный промысел, все должны были обращаться за разрешением в Ижорскую канцелярию. Подобное лицензирование промысла было ни чем иным, как попыткой поставить его под контроль государственно-бюрократической системы.

Далее в 1705 и 1711 годах бил принят ряд указов и законов, поощряющих доносительство. Доносчик получал 25% от собственности лица, уличенного в нарушении царских законов. Круговая порука жестоко подавлялась. Согласно указа, если кто-то знал о незаконных промыслах, но не доносил, то за недоносительство он подвергался телесным наказаниям и лишению половины имущества. Таким образом, под массовые репрессии попадали целые роды и поселения, особенно поморские, ведь морской промысел издревле носил коллективный, артельный характер.

Год 1704 начался с указа от 7 января "Об отдаче торговых дань на откуп". Все бани в государстве сдавались на откуп с торгов, частным домохозяевам запрещалось иметь у себя бани под страхом штрафа и ломки строения. Там говорилось: "Во всех городах и посадах у посадских и в дворцовых селах и в подмонастырных слободах всяких чинов людей на дворах баням своим ни у кого не быть. А в которых городах на посаде и в подмонастырных слободах, где дворов по пяти сот и по тысячи и больше: и в тех во всех местах торговые бани построить вновь; а во что тем людям то строение станет , и то им зачитать в платеж оброка". Следующим указом решено было установить налог на домашние бани от 3 до 5 алтын в год. Хочешь дома мыться, плати налог. Налог на роскошь?

До сегодняшнего дня сохранился на Руси обычай баньку местом тусовки делать: "Мы баню топим, соседи придут…". Не отголосок ли это петровской эпохи, когда на каждую семью из-за налогов содержать баньку оказывалось дороговато. Соседи объединялись и пользовались одной банькой по очереди. Может понятие «немытая Россия" с тех пор пошло?

Налог на покупку дубовых гробов. Указ от 15 января 1705 года "Об отобрании у торговых людей дубовых гробов за показанную ими цену, и об отдаче оных в монастыри и поповским старостам": А если они купецкие люди, у переписки, гробы утаят или цену припишут лишек, и про то сыщется, и за то на них будет взято пеня, против покупной цены в десятеро и учинено будет наказание. А собранные гробы, буде кому понадобится, велеть продавать против покупныя цены вчетверо.

До налога на смерть оставалось совсем немного.

Источник: Полное Собрание Законов Российской Империи : Собрание первое : С 1649 по 12 декабря 1825 года. - СПб. : Тип. 2-го Отд-ния Собств. Е.И.В. Канцелярии, 1830.

Читайте также: