В какую очередь подлежат удовлетворению суммы штрафов и иные финансовые санкции

Обновлено: 28.04.2024

В прошлом номере журнала была опубликована статья, в которой шла речь о последствиях заключения подозрительных сделок должника, а также сделок, которые влекут оказание предпочтения одному кредитору перед другими. Такими кредиторами, как мы выяснили, могут оказаться и налоговые органы, в результате чего действия должника по перечислению налогов признаются судами недействительными, а налоговые органы - обязанными вернуть полученные суммы налогов в конкурсную массу. Однако у судов в настоящее время нет единого подхода в отношении очередности погашения некоторых налоговых обязательств, поэтому ВАС РФ вынес Определение от 27.04.2012 N ВАС-2941/12 о передаче дела в Президиум ВАС РФ в целях выработки единообразия в толковании и применении арбитражными судами положений Закона о банкротстве . Указанное Определение мы и рассмотрим в настоящей статье.

Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Все требования при банкротстве удовлетворяются в свою очередь

Прежде чем рассказать о позиции судей ВАС РФ, напомним, по какой причине действия по уплате должником обязательных платежей могут быть признаны недействительными.

В соответствии с Законом о банкротстве обязательными платежами признаются налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы РФ, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов.

Согласно Закону о банкротстве все требования кредиторов можно разделить на текущие платежи (платежи, обязательства по которым возникли после даты принятия заявления о признании должника банкротом), требования, подлежащие включению в реестр требований кредиторов (денежные требования, обязательства по которым возникли до принятия заявления о признании должника банкротом), и требования, которые попадают в реестр в случае пропуска кредитором срока подачи заявления о включении в реестр требований кредиторов.

Погашение каждого из названных требований кредиторов в деле о банкротстве производится в свою очередь в соответствии со ст. 134 Закона о банкротстве.

В случае совершения должником подозрительных сделок или сделок, в результате которых оказывается предпочтение одному кредитору перед другими и нарушается очередность удовлетворения требований кредиторов, арбитражным судом такие сделки могут быть признаны недействительными в соответствии со ст. ст. 61.2 и 61.3 Закона о банкротстве.

Итак, определяющим фактором для установления очередности удовлетворения соответствующего требования кредитора является срок наступления обязательства по оплате данного требования. Как было сказано в предыдущей статье на данную тему, это правило распространяется и на обязательные платежи перед налоговыми органами. Тем не менее у судов разных инстанций до сих пор нет единого понимания относительно срока наступления обязательств по уплате штрафов за несвоевременно уплаченный налог. Рассмотрим, чем руководствовалась коллегия из трех судей, вынося Определение о передаче дела в Президиум ВАС РФ.

Позиция коллегии судей ВАС РФ

В надзорную инстанцию обратилась организация-банкрот с заявлением о признании незаконными действий налоговой службы по взысканию суммы штрафа за несвоевременную уплату НДС.

Дело в том, что в период процедуры наблюдения должник подал уточненную декларацию по данному налогу за период до введения процедуры банкротства. Согласно этой декларации должник был обязан доплатить значительную сумму налога. В результате проведенной камеральной проверки инспекция привлекла должника к ответственности по ст. 122 НК РФ за неуплату налога в виде взыскания штрафа. В связи с неисполнением должником требования налогового органа по уплате штрафа в период конкурсного производства сумма такового была списана с расчетного счета должника инкассовым поручением в бесспорном порядке.

Суды первой и кассационной инстанций пришли к выводу, что данный штраф является текущим платежом и подлежит взысканию в соответствии со ст. 46 НК РФ, так как решение инспекции о привлечении налогоплательщика к ответственности было принято после возбуждения дела о банкротстве.

Должник при оспаривании действий инспекции сослался на то, что обязательство по уплате НДС возникло до подачи заявления о возбуждении дела о банкротстве, в связи с чем штраф за неуплату данного налога не может признаваться текущим платежом.

Коллегия судей ВАС РФ, проверив обоснованность доводов заявителя и направив дело для рассмотрения в Президиум ВАС РФ, исходила из того, что очередность удовлетворения требований налогового органа к должнику в процедуре банкротства зависит от времени возникновения обязательства по уплате обязательных платежей.

Согласно разъяснениям, приведенным в п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 60, текущими платежами являются только обязательные платежи, возникшие после возбуждения дела о банкротстве. Обязательные платежи, возникшие до возбуждения дела о банкротстве, независимо от срока их исполнения не признаются текущими ни в какой процедуре.

Датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода, а не дата представления налоговой декларации или дата окончания срока уплаты налога. Вынесение налоговым органом после принятия заявления о признании должника банкротом решения о доначислении налогов и начислении пеней по налогам, налоговый период и срок уплаты которых наступили до даты принятия заявления, не является основанием для квалификации требований об уплате доначисленных обязательных платежей как текущих (Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25).

В данном случае организация была привлечена к налоговой ответственности в виде штрафа за неуплату НДС, обязанность по перечислению которого возникла до подачи заявления о признании должника банкротом.

Суд апелляционной инстанции, признав действия налогового органа недействительными, обоснованно исходил из разъяснений, данных Пленумом ВАС РФ в п. 30 Постановления от 22.06.2006 N 25, согласно которому требования о взыскании штрафов за налоговые правонарушения независимо от даты их совершения, в соответствии со ст. 137 Закона о банкротстве, учитываются отдельно в реестре требований кредиторов в составе требований кредиторов третьей очереди и удовлетворяются после погашения этих требований в отношении основной суммы задолженности и причитающихся процентов.

В то же время судами первой и кассационной инстанций был неверно применен названный пункт Постановления Пленума ВАС РФ. Суды руководствовались тем, что в 2008 г. Федеральным законом N 296-ФЗ были внесены изменения в Закон о банкротстве, в результате чего в состав обязательных платежей были включены штрафы за налоговые правонарушения, что предоставило возможность отнести их к текущим платежам. В связи с этим суды пришли к выводу, что квалификация требований по уплате штрафа за налоговое правонарушение зависит от даты привлечения к ответственности. Поскольку решение по камеральной налоговой проверке уточненной декларации по НДС было вынесено после принятия заявления о признании должника банкротом, начисленный штраф является текущим обязательным платежом, подлежащим взысканию в общем порядке, предусмотренном ст. 46 НК РФ.

Федеральный закон от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)".

Однако коллегия судей ВАС РФ отметила, что Законом о банкротстве не предусмотрен такой квалифицирующий признак, как дата принятия налоговым органом решения по налоговой проверке. Квалификация требования по уплате штрафа зависит от возникновения обязанности по уплате налога, поскольку данная мера ответственности, установленная ст. 122 НК РФ, направлена на обеспечение исполнения именно обязанности по уплате налога.

Дата привлечения к ответственности (вынесения решения налоговым органом) не имеет значения, поскольку определяющим моментом является именно дата возникновения обязанности по уплате налога. В рассматриваемом деле обязанность по уплате налога возникла ранее даты возбуждения дела о банкротстве, поэтому судам следовало исходить из того, что требование по уплате штрафа подлежит включению в реестр.

В Определении ВАС РФ от 27.04.2012 N ВАС-2941/12 также указано, что при противоположном подходе и признании штрафа текущим платежом будет нарушен принцип очередности погашения требований кредиторов, поскольку в этом случае штрафы погашаются ранее основной задолженности, что является недопустимым. Таким образом, действия налогового органа по направлению в банк инкассового поручения на списание суммы штрафа в бесспорном порядке неправомерны.

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 03.07.2012 N 2941/12 изложена подробная позиция судей надзорной инстанции и определен единый подход при разрешении споров по аналогичным делам. Однако данный документ еще не опубликован и не размещен на официальном сайте ВАС РФ.

Консалтинговой группы "Аюдар"

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.


Договор подряда на выполнение строительно-монтажных работ/ремонтно-восстановительных работ предусматривает:

Вопрос:

При наступлении условий для выставления штрафных санкций по Договору, возможно ли отразить в бухгалтерском и налоговом учете доход при направлении Подрядчику уведомления о том, что он нарушил условия договора с расчетом суммы санкций?

Ответ:

Согласно п. 3 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба.

На основании подп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ датой получения доходов в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также в виде сумм возмещения убытков (ущерба) являются дата признания их должником либо дата вступления в законную силу решения суда.

Согласно п. 7 ПБУ 9/99 "Доходы организации" прочими доходами являются штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров. Согласно п. 10.2 рассматриваемого ПБУ штрафы, пени, неустойки за нарушения условий договоров, а также возмещения причиненных организации убытков принимаются к бухгалтерскому учету в суммах, присужденных судом или признанных должником.

Минфин РФ традиционно разъясняет приведенные нормы следующим образом (письмо от 24.07.2015 № 03-03-06/1/42838):

В рассматриваемой ситуации, как мы понимаем, фактического признания Подрядчиком штрафных санкций в той или иной форме Общество не получает и, возможно, вообще не получит. В связи с этим, с формальной точки зрения основания для признания дохода в виде штрафных санкций не возникают и возникнут только в момент утраты контрагентом возможности на судебную защиту своих прав, то есть по истечении срока исковой давности.

Однако, полагаем, что такой подход к рассматриваемой ситуации является источником определенных налоговых рисков.

В рассматриваемом же нами случае суммы штрафных санкций уже фактически получены Обществом.

При этом Общество, осуществляя удержание штрафных санкций из суммы оплаты по договору, по нашему мнению, фактически осуществляет ни что иное как односторонний зачет встречных требований. Отметим, что нормы ГК РФ, регулирующие, например, правоотношения по договору комиссии, напрямую устанавливают необходимость применения правил о зачетепри удержании Комиссионером сумм, причитающиеся ему по договору комиссии (ст. 997 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 407 ГК РФ обязательства прекращаются полностью или частично по основаниям, предусмотренным Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором. К таким основаниям относится зачет встречных однородных требований.

При этом в силу п. 2 ст. 154, ст. 410 ГК РФ зачет как способ прекращения обязательств является односторонней сделкой, для совершения которой необходимо соблюдение определенных условий: требования должны быть встречными, однородными, с наступившими сроками исполнения. Для зачета достаточно заявления одной стороны.

Соответственно, удерживая из вознаграждения подрядчика определенные суммы санкций, заказчик может считать прекращенным как свое обязательство по оплате в этой части стоимости работ, так и обязательство подрядчика по уплате штрафа. В связи с этим ни дебиторская, ни кредиторская задолженность в части данных сумм с момента зачета уже не должны отражаться в учете заказчика.

Вместе с тем, обращаем внимание, что в соответствии с п. 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 29.12.2001 № 65 "Обзор практики разрешения споров, связанных с прекращением обязательств зачетом встречных однородных требований" и последующей судебной практикой (например, Определение Верховного Суда РФ от 15.06.2015 № 307-ЭС15-1559 по делу № А56-67385/2013) для прекращения обязательства зачетом встречного однородного требования необходимо, чтобы заявление о зачете было получено соответствующей стороной.

Таким образом, считаем, что в рассматриваемой ситуации наиболее верным и наименее рискованным является признание заказчиком дохода в бухгалтерском и налоговом учете при одновременном выполнении следующих условий:

  • сумма штрафа удержана из вознаграждения подрядчика,
  • в его адрес направлено заявление о зачете и отсутствуют сомнения в получении подрядчиком данного заявления.

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

Доброго дня! Имею кредитный договор по ипотеке с апреля 2008 года на 20 лет, худо-бедно платил несмотря на всё ухудшающееся положение, естественно, не всегда вовремя. Общая итоговая сумма выплаченных банку денежных средств превышает итоговую сумму по графику на 4-5 ежемесячных платежей. Однако, банк вручил уведомление о необходимости погасить просроченную задолженность в размере ориентировочно 300 тысяч и оставшуюся сумму по основному долгу. Такая просрочка образовалась из-за очерёдности списания поступающих платежей банком, - сначала все штрафные пени, потом проценты и потом только основной долг на который начисляются все эти штрафники. Одним из пунктов договора предусмотрено определять очерёдность списания поступающих платежей банком в одностороннем порядке. Насколько это законно, и возможно ли принудить банк пересчитать образовавшуюся задолженность??

Кроме договора, в котором может быть указан такой порядок, порядок погашения задолженности установлен Гражданским кодексом.

Гражданский кодекс
Статья 319. Очередность погашения требований по денежному обязательству
Сумма произведенного платежа, недостаточная для исполнения денежного обязательства полностью, при отсутствии иного соглашения погашает прежде всего издержки кредитора по получению исполнения, затем — проценты, а в оставшейся части — основную сумму долга.

Маловероятно изменить условия, предусмотренные договором и в судебном порядке пересчитать задолженность.

Можно оспорить соразмерность неустойки, заявив о применении статьи 333 Гражданского кодекса.

Гражданский кодекс
Статья 333. Уменьшение неустойки
1. Если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.

В дополнение прилагаю разъяснения Верховного Суда.

Хотя в любом случае, если у Вас прописано в договоре, что неустойка подлежит погашению до основного долга, то оспорить этот порядок будет практически невозможно, так как прошли сроки давности по оспариванию договора, заключенного Вами в 2008 году.

Такая просрочка образовалась из-за очерёдности списания поступающих платежей банком, — сначала все штрафные пени, потом проценты и потом только основной долг на который начисляются все эти штрафники. Одним из пунктов договора предусмотрено определять очерёдность списания поступающих платежей банком в одностороннем порядке.
Геннадий

Геннадий, добрый вечер! Согласно ст. 319 ГК

Сумма произведенного платежа, недостаточная для исполнения денежного обязательства полностью, при отсутствии иного соглашения погашает прежде всего издержки кредитора по получению исполнения, затем — проценты, а в оставшейся части — основную сумму долга.

Вы говорите что у вас очередность прописана в договоре, в общем то она прописана как в законепоэтому принудить банк вы в данном случае не сможете как и оспорить условия договора — они не противоречат закону и насколько понимаю договор с такими условиями Вы сами подписывали. Тут максимум можно будет уменьшить размер неустойки (т.е. штрафных санкций) если банк в итоге потребует единовременной уплаты кредита в связи с неоднократными просрочками

1. Если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства,суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.

Вот, если бы у Вас был потребительский кредит, то для него установлена несколько иная очередность. Но поскольку кредит ипотечный, то тут определяется ст.319 ГК и договором, к сожалению для Вас.

С Уважением, Олег Рябинин.

Насколько это законно, и возможно ли принудить банк пересчитать образовавшуюся задолженность??
Геннадий

Геннадий, здравствуйте. Понудить банк произвести перерасчет возможно только в судебном порядке, однако следует отметить, что у Вас нет оснований для обращения в суд, который может инициировать только банк, поскольку именно Вы допустили просрочку, а банк никаких нарушений своих обязательств не допускал. Т.е. Вы не можете быть истцом, который защищает свои права, нарушенные другой стороной обязательства.

В связи с этим Вам придется только ждать обращения банка к Вам за взысканием и лишь в этом случае можно попробовать просить суд о пересчете неустойки в соответствии со ст. 333 ГК РФ.

статьей 319 ГК не регулируется порядок очередности погашения штрафных санкций, поэтому все соглашения о погашении в первую очередь штрафных санкций ничтожны.

т.о. данные действия банка по погашению в первую очередь штрафов/пени, а затем процентов и основного долга незаконны.

Статья 319. Очередность погашения требований по денежному обязательству
Сумма произведенного платежа, недостаточная для исполнения денежного обязательства полностью,при отсутствии иного соглашения погашает прежде всего издержки кредитора по получению исполнения, затем — проценты, а в оставшейся части — основную сумму долга.


С развитием рыночных отношений в РФ формируется принципиально новая система налогообложения. Законодательные и другие норматив­ные акты касательно налогообложения, принятые за последние несколько лет, определяют не только систему налоговых выплат в России, порядок их исчисления и последующей уплаты, но и меры, связанные с контролем за соблюдением правил налогового законодательства. Разрабатываются и успешно осуществляют свои функции контрольно-над­зорные структуры, призванные обеспечить порядок законности в сфере налогов и сборов. В данной статье рассмотрим одну из категорий финансового права - санкции (ключевые понятия, сроки исполнения и порядок начисления).

Понятие

финансово правовые санкции

Относительно недавно в законодательстве РФ появилось понятие финансовой ответственности. Стоит отметить, что ее реализация заключается в использовании относительно виновного лица определенных санкций. При их характеристике как меры финансовой ответственности целесообразно выделить такие особенности финансово-правовых санкций:

  • Относятся к группе мер финансовой ответственности. Стоит заметить, что их использование подразумевает оценку действий как финансовых нарушений и, соответственно, наказание со стороны государства в лице определенных органов.
  • Санкции носят имущественно-организационный характер, так как тесно связаны с воздействием в принудительном порядке не просто на деньги правонарушителя (его имущественный комплекс), а на фонды, которые ему принадлежат. В данном случае применение финансовых санкций необязательно предполагает изъятие денег у виновника. Как правило, действие здесь направлено на ограничение возможности пополнения соответствующего денежного фонда или на распоряжение его средствами.
  • Основанием использования санкций считается совершение правонарушения финансового плана, которое обычно заключается в невыполнении виновным лицом той или иной денежной обязанности, которая носит публично-правовой характер.
  • Статьи финансовых санкций могут использоваться как относительно физических лиц и организаций, так и к публично-правовым формированиям (субъектам РФ, а также муниципальным структурам).
  • В основу применения санкций заложен метод бесспорного списания денег со счетов правонарушителя в банковских учреждениях и других кредитно-финансовых организациях.
  • Деньги, изъятые у правонарушителя при взыскании финансовой санкции, так или иначе подлежат зачислению в государственный бюджет соответствующего уровня или в муниципальный внебюджетный фонд. Так, санкции можно назвать одним из источников формирования указанных категорий.
  • Санкциям присущ характер восстановления прав. Он реализуется при определении последствий негативного плана для публичных финансов, которые вызваны правонарушением. Здесь идет речь о пополнении муниципальных, а также государственных централизованных фондов путем взыскания денег с правонарушителя.

Сущность категории

применение финансовых санкций

Финансовые санкции — не что иное, как использование уполно­моченными на то органами государственной власти и их должнос­тными лицами к налогоплательщикам, которыми могут выступать физические или юридические лица, за совершение правонарушения налогового характера в установленном финансово-правовыми и административными правилами порядке мер гос. принуждения. Они выражаются в денежной форме и перечисляются в государственный бюджет. Основной целью здесь выступает обеспечение государственных и общественных финансовых интересов, возмещение недополученных внебюд­жетными фондами и государственным бюджетом поступлений денежных средств, а также наказание правонарушителей. Так, использование финансово-правовых санкций влечет за собой наступление определенных последствий морального и имущественного характера для виновных в содеянных налоговых нарушениях.

Порядок начисления санкций. Взыскание всей суммы

Налогоплательщик, который нарушил налоговое законодательство, в случаях, установленных действующим на территории страны законом, несет финансовую ответственность в том или ином виде. Так, уплата финансовой санкции как всей суммы заниженной или сокрытой прибыли (дохода) или налоговой суммы за другой неучтенный или сокрытый объект налогообложения предполагает штраф в размере аналогичной суммы денежных средств.

При повторном нарушении речь пойдет о соответствующей сумме штрафа, однако уже в двукратном размере. В случае установления судебными органами факта умышленного занижения или сокрытия прибыли решением или приговором суда по иску налоговой структуры или прокурора в бюджет федерального уровня взыскивается штраф в пятикратном размере заниженной или сокрытой суммы прибыли.

Санкция в размере 10 процентов

уплата финансовой санкции

Рассматривая финансовые санкции и их виды, важно отметить такую категорию, как штраф в размере 10% от суммы налога за последний отчетный период, причитающийся к уплате. Он непосредственно пред­шествует проверке в соответствии с каждым из следующих разновидностей правонару­шений:

  • отсутствие учета налогооблагаемых объектов;
  • ведение учета налогооблагаемых объектов с нарушением определенного действующим законодательством порядка, что влечет за собой занижение или сокрытие прибыли за проверяемый период времени не меньше чем на пять процентов от налоговой суммы, причитающейся к уплате за последний отчетный период;
  • несвоевременное представление или непредставление в налоговую структуру документации, необходимой для исчисления последующей уплаты налога.

Взыскание пени в размере 0,7%

Далее целесообразно рассмотреть финансовые санкции в виде взыскания с налогоплательщика пени при задержке уплаты налога. В данном случае речь идет о 0,7% от неуплаченной суммы денежных средств за каждые сутки просрочки платежа. Важно дополнить, что отсчет начинается с установленного срока оплаты задержанной суммы налоговых выплат, если законодательством не предусмотрены другие размеры пени.

Важно знать!

финансовое право санкции

По мнению законодателя, данная разновидность финансовых санкций не освобождает плательщика налогов от другой ответственности. Под пеней следует понимать форму финансовой ответственности. Стоит заметить, что она может взыскиваться с налогопла­тельщика, который является юридическим лицом, в бесспорном порядке. Начисление пени происходит на задержанные налоговые суммы, которые были выявлены начиная с установленного периода уплаты. В случае взыскании недоимки в порядке суда начисление пени в любом случае считается прекращенным со дня вынесения судебными органами решения касательно изъятия имущественного комплекса недоимщика.

Другие санкции

Важно отметить, что на сегодняшний день существуют и другие финансовые санкции, предусмотренные определенными законодательными актами. Речь идет в первую очередь о ст. 13 Закона РФ об основах налоговой системы в РФ. Необходимо знать, что к гражданам и юрлицам, которые освобождены от уплаты налога, разновидности ответственности, предусмотренные названной статьей закона, по соответствующей налоговой выплате не применяются.

Сроки исполнения

взыскание финансовой санкции

Важно знать, что начисленные в дополнительном порядке суммы налогов по итогам счетных проверок необходимо уплачивать в определенный срок. Если эти суммы начисляются при камеральных проверках, то начисление пени происходит по истечении 10-дневного периода со дня, который установлен для представления отчета в налоговую структуру. При совпадении срока уплаты с праздничным или выходным днем начисление пени осуществляется, начиная со второго рабочего дня или же после праздника или выходного.

День уплаты

финансовые санкции статьи

Днем уплаты финансовых санкций в РФ обычно считается:

  • День внесения денег в соответствующее банковское учреждение или другую финансово-кредитную организаций в случае уплаты наличными денежными средствами.
  • День внесения денег на почту или в банковскую организацию (иную финансово-кредитную структуру) при переводе денежных средств посредством почты или через банк (другое финансово-кредитное учреждение).
  • День списания банковской структурой (финансово-кредитной организацией) платежа непосредственно со счета плательщика вне зависимости от времени зачисления суммы на соответствующий счет в случае ее перечисления со счета плательщика в банковской структуре (другом кредитном учреждении).

Примеры санкций

финансовые санкции в рф

Примерами санкций могут служить также следующие ситуации:

  • Взыскание в государственный бюджет федерального уровня с банковских учреждений и других кредитных структур полученной прибыли при задержке выполнения поручений налогоплательщиков, связанных с перечислением налоговых выплат в бюджет и использованием тех сумм налогов, которые не перечислены, как кредитных ресурсов в соответствии с ч. 3 ст. 15 закона об основах налоговой системы в РФ.
  • Наложение штрафной санкции в размере 10 процентов налоговой суммы, подлежащей взысканию, на учреждения, предприятия и организации в случае нарушения установленного порядка, связанного с перечислением подоходного налога с граждан.

Когда еще применяются меры финансовой ответственности?

Меры ответственности используются в случае несо­блюдения условий деятельности с денежными средствами, а также порядка в плане ведения операций кассового характера на территории РФ учреждениями, организациями, предприятиями, а также и физическими лицами, которые осуществляют предпринимательскую деятельность как индивидуальные предпринимателя, без образования юрлица:

  • За реализацию расчетных операций наличными деньгами с иными предприятиями, организациями и учреждениями сверх установленных максимальных сумм. Речь идет о штрафе в двукратном размере осуществленного платежа.
  • За неполное оприходование или неоприходование вовсе в денежную кассу. Здесь предусматривается штраф в трехкратной величине неоприходованной суммы денежных средств.
  • За несоблюдение актуального порядка хранения свободных денег, а также за накопление в кассах налич­ности сверх установленных действующим порядком лимитов. В данном случае предполагается штраф в трехкратном размере выявленной кассовой наличности сверх лимита.

Субъекты ответственности

Важно отметить, что в число субъектов финансовой ответственности входят юридические лица (иногда и их филиалы), индивидуальные предприниматели и физические лица, которые считаются плательщиками налогов. В отношении последних и применяются определенные меры ответственности согласно законодательным актам, регулирующим порядок их уплаты.

Заключительная часть

Итак, были рассмотрены основные понятия, сроки исполнения, порядок начисления и особенности финансовых санкций. В заключение следует отметить, что из четырех функционирующих на сегодняшний день частей Бюджетного кодекса страны одна из них полностью посвящается ответственности. По сравнению с актуальным ранее законодательством, нормы БК, посвященные вопросам ответственности за правонарушения в области бюджетного законодательства, можно рассматривать как шаг вперед. Тем не менее данная часть кодекса (часть IV) все же является самой слабой его частью.

В первую очередь следует отметить, что в БК Российской Федерации отсутствует понятие бюджетного правонарушения. Вместо него принято использовать термин "нарушение бюджетного законодательства". Согласно ст. 281 БК РФ, ненадлежащее исполнение или неисполнение определенных настоящим кодексом правил составления и последующего рассмотрения проектов государственных бюджетов, их утверждения, реализации и контроля за исполнением признается нарушением данного законодательства.

Подобное решение законодателей можно объяснить тем, что до последнего времени правовая система РФ не знала других разновидностей юридической ответственности, помимо традиционных: дисциплинарной, административной, гражданской и уголовной. Так, меры ответственности, связанные с нарушением норм большинства звеньев законодательства, если только в соответствии со своей тяжестью они не влекли за собой уголовную ответственность, входили в кодекс об административных правонарушениях.


Договор подряда на выполнение строительно-монтажных работ/ремонтно-восстановительных работ предусматривает:

Вопрос:

При наступлении условий для выставления штрафных санкций по Договору, возможно ли отразить в бухгалтерском и налоговом учете доход при направлении Подрядчику уведомления о том, что он нарушил условия договора с расчетом суммы санкций?

Ответ:

Согласно п. 3 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба.

На основании подп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ датой получения доходов в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также в виде сумм возмещения убытков (ущерба) являются дата признания их должником либо дата вступления в законную силу решения суда.

Согласно п. 7 ПБУ 9/99 "Доходы организации" прочими доходами являются штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров. Согласно п. 10.2 рассматриваемого ПБУ штрафы, пени, неустойки за нарушения условий договоров, а также возмещения причиненных организации убытков принимаются к бухгалтерскому учету в суммах, присужденных судом или признанных должником.

Минфин РФ традиционно разъясняет приведенные нормы следующим образом (письмо от 24.07.2015 № 03-03-06/1/42838):

В рассматриваемой ситуации, как мы понимаем, фактического признания Подрядчиком штрафных санкций в той или иной форме Общество не получает и, возможно, вообще не получит. В связи с этим, с формальной точки зрения основания для признания дохода в виде штрафных санкций не возникают и возникнут только в момент утраты контрагентом возможности на судебную защиту своих прав, то есть по истечении срока исковой давности.

Однако, полагаем, что такой подход к рассматриваемой ситуации является источником определенных налоговых рисков.

В рассматриваемом же нами случае суммы штрафных санкций уже фактически получены Обществом.

При этом Общество, осуществляя удержание штрафных санкций из суммы оплаты по договору, по нашему мнению, фактически осуществляет ни что иное как односторонний зачет встречных требований. Отметим, что нормы ГК РФ, регулирующие, например, правоотношения по договору комиссии, напрямую устанавливают необходимость применения правил о зачетепри удержании Комиссионером сумм, причитающиеся ему по договору комиссии (ст. 997 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 407 ГК РФ обязательства прекращаются полностью или частично по основаниям, предусмотренным Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором. К таким основаниям относится зачет встречных однородных требований.

При этом в силу п. 2 ст. 154, ст. 410 ГК РФ зачет как способ прекращения обязательств является односторонней сделкой, для совершения которой необходимо соблюдение определенных условий: требования должны быть встречными, однородными, с наступившими сроками исполнения. Для зачета достаточно заявления одной стороны.

Соответственно, удерживая из вознаграждения подрядчика определенные суммы санкций, заказчик может считать прекращенным как свое обязательство по оплате в этой части стоимости работ, так и обязательство подрядчика по уплате штрафа. В связи с этим ни дебиторская, ни кредиторская задолженность в части данных сумм с момента зачета уже не должны отражаться в учете заказчика.

Вместе с тем, обращаем внимание, что в соответствии с п. 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 29.12.2001 № 65 "Обзор практики разрешения споров, связанных с прекращением обязательств зачетом встречных однородных требований" и последующей судебной практикой (например, Определение Верховного Суда РФ от 15.06.2015 № 307-ЭС15-1559 по делу № А56-67385/2013) для прекращения обязательства зачетом встречного однородного требования необходимо, чтобы заявление о зачете было получено соответствующей стороной.

Таким образом, считаем, что в рассматриваемой ситуации наиболее верным и наименее рискованным является признание заказчиком дохода в бухгалтерском и налоговом учете при одновременном выполнении следующих условий:

  • сумма штрафа удержана из вознаграждения подрядчика,
  • в его адрес направлено заявление о зачете и отсутствуют сомнения в получении подрядчиком данного заявления.

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

Читайте также: