В апк рф установлено ограничение на судебный порядок взыскания налоговых санкций

Обновлено: 19.05.2024

Ведение бизнеса с соблюдением норм закона не панацея от налоговых споров. Поводов для конфликта с фискальными органами множество: от несогласия с порядком проведения проверки до оспаривания решения о привлечении к ответственности. Каковы шансы налогоплательщиков на успех в суде и как восстановить нарушенные права компании в досудебном порядке? Об этом пойдет речь в нашем обзоре.

Налоговый спор — это вид юридического спора между государственным органом и иными участниками налоговых правоотношений по поводу исчисления и уплаты налогов [1] .

Теоретики утверждают, что всякий спор о налогах и сборах является налоговым, но не всякий конфликт с участием фискальных органов есть налоговый. Этот вида спора характеризуется такими индивидуальными признаками (особенностями):

  • Характером спорного правоотношения. Налоговым является только тот спор, который вытекает из властных отношений по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношений в процессе налогового контроля и обжалования актов и действий налоговых органов.
  • Субъектным составом. Участниками налогового спора с одной стороны выступают налоговые и таможенные органы, а с другой — налогоплательщики (физические, юридические лица, их филиалы, представительства, обособленные подразделения) и другие лица, на которые возложены обязанности по исчислению и уплате налогов, например, кредитные организации.
  • Юридическим неравенством участников. Одна сторона этого спора всегда представляет интересы государства.
  • Протеканием в определенной законом форме (досудебного и судебного конфликта) и разрешением в арбитражном суде.

Так, в производстве арбитражных судов субъектов Российской Федерации за первое полугодие 2017 года находилось 16 815 дел, связанных с применением налогового законодательства. По сравнению с показателем за этот же период предыдущего года, количество споров незначительно увеличилось (в 2016 году в указанный период на рассмотрении в судах находилось 16 719 производств этого типа).

Согласно статистике большинство налоговых споров инициируется фискальными органами и касается взыскания обязательных платежей и санкций. В первом полугодии 2017 года суды субъектов РФ рассмотрели 10 856 таких дел, а в 2016 году — 10 047. При этом требования истцов по данным спорам были удовлетворены только в 1/3 рассмотренных случаев.

На втором месте по актуальности — дела об оспаривании ненормативных актов налоговых органов и действий должностных лиц. Этот вид налоговых споров, как правило, инициируется субъектами хозяйственной деятельности — предпринимателями и юридическими лицами. Всего в первом полугодии 2017 года в производстве судов находилось 5587 таких дел. Приблизительно половина из них закончилась удовлетворением требований заявителей [2] . Каковы же причины налоговых споров и есть ли возможность предотвратить развитие конфликтов — рассмотрим ниже.

Причины налоговых споров

Несмотря на устойчивое стремление налоговой службы снизить количество конфликтов, они все еще остаются одной из наиболее распространенных и сложных категорий дел в арбитражной практике. Очевидно, что мероприятий, проводимых ФНС РФ (формирования единой системы применения закона, учета судебных решений при проведении проверок, улучшения налогового администрирования плательщиков налогов), недостаточно для сокращения числа обращений граждан и компаний в суд. Причиной появления таких споров также является постоянное развитие налогового законодательства, что порождает двусмысленность, неопределенность и противоречие норм друг другу.

Как свидетельствует судебная статистика [3] , в системе налоговых споров наиболее распространенными являются конфликты по поводу:

  • незаконности нормативных правовых актов в сфере налогов и сборов;
  • незаконности ненормативных правовых актов налоговых органов и действий (бездействия) должностных лиц (в том числе, по поводу отказа от возмещения НДС);
  • взыскания обязательных платежей и санкций (в том числе по поводу взыскания за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках);
  • возврата из бюджета средств, излишне взысканных налоговыми органами либо излишне уплаченных налогоплательщиками;
  • возмещения убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

Так, в первой половине 2017 года по инициативе налоговых органов было начато 10 856 производств о взыскании обязательных платежей и санкций на общую сумму 5 279 936 тысяч рублей, из них 3407 дел закончились удовлетворением исковых требований. Таким образом, с помощью суда налоговой службе удалось взыскать 3 116 179 тысяч рублей.

В свою очередь, налогоплательщики за этот же период инициировали начало 5587 производств о незаконности действий и бездействий налоговых и таможенных органов, 195 производств о возврате из бюджета излишне взысканных или уплаченных средств, а также 35 производств о возмещении убытков в связи с незаконностью действий налоговых органов. Таким образом, общий объем претензий к государственным органам составил 3 096 532 тысяч рублей, при этом по решению суда было взыскано всего 230 013 тысяч рублей [4] .

Виды налоговых споров

Классификация налоговых споров — это скорее вопрос теории, чем практики. Вместе с тем, обобщение конфликтов по конкретному параметру и распределение их на группы позволяет получить наиболее полное представление о поводах, причинах и особенностях этих конфликтов. Чаще всего налоговые споры разделяют по следующим признакам:

  • стороне-инициатору;
  • предмету обжалования;
  • содержанию требований;
  • порядку рассмотрения.

В зависимости от инициатора спора выделяют:

  • споры от имени налогоплательщиков;
  • споры по обращениям налоговых, таможенных органов;
  • споры по инициативе иных лиц, вовлеченных в налоговые правоотношения.

По предмету обжалования все конфликты условно делятся на споры о выполнении фискальных обязательств и споры о восстановлении нарушенных прав незаконными действиями государственных органов. На основании содержания требований, предъявляемых участниками конфликта, их можно разделить на споры о взыскании санкций, недействительности решений налоговых органов, возмещении убытков от незаконных действий должностных лиц. По стадиям рассмотрения все споры делятся на:

Как правильно использовать доступные инструменты разрешения спора до суда и оперативно отреагировать на злоупотребления властью государственных органов — читайте далее.

Досудебное урегулирование налоговых споров

Досудебное урегулирование налоговых споров — это процедура рассмотрения и разрешения обращений, жалоб, апелляционных жалоб на действия, бездействия и решения налоговых органов вышестоящей инстанцией внутри ведомства.

Право на обжалование действий налоговых органов в административном порядке предусмотрено, в первую очередь, Налоговым кодексом РФ (статьи 137 и 138). Кроме этого, к актуальной правовой базе по этому вопросу следует отнести:

С помощью досудебного порядка урегулирования налоговых споров можно:

  • выразить несогласие с актом проверки и результатами мероприятий налогового контроля;
  • заявить возражение на акт о выявлении фактов налоговых нарушений;
  • обжаловать вступившее или не вступившее в силу решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • обжаловать действия и бездействие налоговых органов.

Досудебное урегулирование налоговых споров — это оперативный и действенный метод разрешения конфликтов о приостановлении операций по счетам, о возложении обязанности уплатить налог, пеню, штраф, а также по иным решениям налогового органа, которые требуют быстрого реагирования налогоплательщика.

Согласно статье 139 НК РФ жалоба на решение и действие налогового органа подается в вышестоящий орган внутри ведомства, но через инстанцию, чье поведение обжалуется. Алгоритм действий в этом случае будет следующим:

  1. Составление жалобы, обращения, апелляционной жалобы.
  2. Подача документов в налоговый орган по месту регистрации налогоплательщика по почте, через интернет (на официальном сайте ФНС России, управлений по субъектам, единого портала государственных услуг) или лично по месту нахождения ведомства.
  3. Участие в рассмотрении жалобы в налоговом органе (по желанию заявителя).
  4. Получение решения по результатам рассмотрения обращения и при необходимости — обращение в суд.

Как свидетельствует практика, возможные варианты решения спора в порядке досудебного урегулирования — это:

  • отмена решения налогового органа о доначислении налога и санкций за его несвоевременную оплату;
  • вынесение решения об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности;
  • отмена решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение правонарушения;
  • признание действий или бездействия налоговых органов неправомерными и принятие мер по устранению допущенных ими нарушений.

Среди плюсов процедуры досудебного урегулирования налоговых споров, безусловно, оперативность и простота. Согласно статье 140 НК РФ, срок рассмотрения жалобы и апелляционной жалобы на решение о привлечение к ответственности составляет 1 месяц со дня ее получения, а других жалоб — 15 дней. Продлить этот срок может руководитель налогового органа, но не более чем на 1 месяц и 15 дней соответственно.

Досудебное урегулирование не требует оплаты государственной пошлины и не несет каких-либо судебных расходов для заявителя. Кроме этого, Закон № 130-ФЗ закрепил возможность налогоплательщика приостановить исполнение решения налогового органа, которое обжалуется, до итогового решения по обращению. Эту процедуру заявитель инициирует самостоятельно и подтверждает свое намерение банковской гарантией.

Среди минусов досудебного урегулирования налоговых споров — отсутствие права отказаться от этой процедуры, потеря времени в ожидании решения налогового органа, а также низкий процент удовлетворения ведомством требований налогоплательщиков. В ситуации, когда досудебное урегулирование не принесло ожидаемых результатов, необходимо обращаться в суд.

Налоговые судебные споры

Разрешение налоговых судебных споров в суде — это процедура обжалования актов налоговых органов ненормативного характера, а также действий или бездействия должностных лиц по поводу налогов и сборов в арбитражном суде. Право на обращение в суд с налоговым спором предусмотрено в статье 138 Налогового кодекса РФ. Участникам таких споров также следует руководствоваться:

  • положениями Арбитражного процессуального кодекса и Налогового кодекса РФ;
  • правовыми позициями, отраженными в судебных актах Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ;
  • законами и подзаконными нормативно-правовыми актами, которые регулируют предмет спора.

В результате удовлетворения требований заявителя в судебном порядке решения налоговых органов по вопросам доначисления налогов, наложения штрафных санкций за несвоевременную уплату налога, привлечение налогоплательщика к ответственности, а также другим поводам могут быть признаны недействительными, а действия или бездействие — незаконными. Решение суда в пользу заявителя позволяет восстановить нарушенные права и получить возмещение ущерба.

Причины обращения налогоплательщиков в суд, как правило, следующие:

  • несоответствие акта налогового или таможенного органа закону или иному нормативно-правовому акту;
  • нарушение действиями налоговых органов прав и интересов налогоплательщиков в экономической деятельности;
  • возложение налоговыми органами на заявителя незаконных обязанностей;
  • создание налоговыми органами искусственных препятствий нормальному ведению предпринимательства и иной экономической деятельности.

Процедура разрешения налогового спора в суде состоит из таких этапов:

  • получение заявителем решения налогового органа в порядке досудебного урегулирования спора;
  • составление заявления;
  • подача его в арбитражный суд;
  • участие в судебном рассмотрении дела;
  • получение на руки решения суда по предмету спора.

Согласно АПК РФ заявление по налоговому спору подается в течение 3 месяцев со дня, когда заявителю стало известно о нарушении его прав. Как правило, такие дела рассматриваются в суде в течение 3 месяцев со дня поступления, однако в особых случаях срок рассмотрения может быть продлен до 6 месяцев.

Особенность рассмотрения налогового спора в суде — наличие у заявителя жалобы, которая подавалась в порядке досудебного урегулирования спора. Такое обращение фактически является основой для искового заявления. Существенно, что при споре с налоговым органом именно последний обязан доказывать правомерность своих действий. В отношении истца в этом случае действует презумпция правомерности действий. Вариантами разрешения спора в пользу заявителя в арбитражном суде являются:

  • отмена полностью или частично решения налогового органа;
  • признание действия иди бездействия незаконным;
  • возложение судом на налоговый орган обязанности совершить требуемые действия.

По сравнению с вышестоящим налоговым органом суд, безусловно, обладает беспристрастностью и непредвзятостью, что дает налогоплательщику больше шансов на восстановление нарушенных прав. В ходе судебного рассмотрения спора заявитель может ходатайствовать о приостановлении выполнения оспариваемого решения, банковскую гарантию в этом случае предоставлять не нужно. Вместе с тем судебный спор требует значительно большего количества затрат как материального, так и нематериального характера. Речь идет об оплате судебного сбора, судебных издержках, временных и интеллектуальных затратах.

Налоговые споры — особая категория судебных споров, которая является индикатором состояния взаимоотношений налогоплательщиков и фискальной службы. Несмотря на современные возможности стадии досудебного урегулирования, судебное обжалование решений и действий налоговых органов продолжает оставаться актуальным.

Услуги налогового юриста: зачем они нужны?

«Самый важный этап в процессе судебного обжалования решения или действия налогового органа — подготовка позиции клиента. Как правило, она начинается с экспертизы оспариваемого акта на предмет нарушения прав заявителя. Только опытный налоговый юрист может реально оценить шансы успешного урегулирования налогового спора в суде. Такой подход позволяет клиенту минимизировать временные и финансовые затраты и инициировать только тот спор, который имеет перспективу.

взыскание неустойки с застройщика

Передача дела по сопровождению налоговых споров на аутсорсинг опытным юристам позволяет решить сразу весь комплекс актуальных вопросов: от подготовки и организации проведения выездных налоговых проверок до возмещения ущерба в результате неправомерных решений сотрудников налоговой службы.

исковое заявление о взыскании неустойки с застройщика

Урегулировать налоговый спор можно еще на досудебном этапе, обжаловав акты проверяющих служб.

иск в суд на застройщика

Основания для появления налоговых споров можно исключить еще на стадии подготовки налоговой проверки благодаря аудиту налога на прибыль, выполненных начислений по НДС, уплаты НДФЛ, а также правильному формированию налоговых документов.

порядок взыскания неустойки с застройщика

Для оценки налоговых рисков и поиска решений их минимизации можно воспользоваться аналогом выездной налоговой проверки.

юрист взыскание неустойки с застройщика

Бухгалтерское и налоговое консультирование дает возможность выработать грамотную стратегию взаимодействия с налоговыми органами и исключить возникновения непредвиденных штрафов или более серьезных санкций.

юрист по спорам с застройщиками

Получить квалифицированную помощь в вопросах решения налоговых споров можно, выбрав аутсорсинг.

Налоговые санкции устанавливаются в виде денежных взысканий.

Дела о взыскании налоговых санкций с организаций и ИП

Положения пункта 1 статьи 114 НК РФ устанавливают правила, согласно которым к лицам, совершившим правонарушение в сфере налоговых отношений, применяются налоговые санкции. Размеры налоговых санкций определены нормами главы 16 НК РФ.

Когда невозможно реализовать внесудебный порядок взыскания налоговой санкции с правонарушителя Налоговый кодекс РФ, в таком случае, предусматривает обязательное наличие вынесенного решения налоговым органом о привлечении виновного лица к установленной НК РФ ответственности, последствием которого является обращение налогового органа с иском в суд о взыскании налоговой санкции в судебном порядке.

Иск с требованием взыскать налоговую санкцию подается в порядке, который предусматривает АПК РФ, если правонарушитель является организацией либо ИП (установлено п.1ст. 105 НК России).

В случаях взыскания с организации или ИП налоговый орган к поданному в арбитражный суд иску должен приложить вынесенное им решение о применении налоговой санкций, а также и все остальные материалы, которые были получены в процессе осуществления налоговой проверки.

Рассматривая дело о взыскании налоговых санкций, суд должен установить в судебном заседании существует ли законные основания для взыскания суммы налоговой задолженности, ее размера и, как следствие, налоговой санкции.

В том числе судом проводится проверка правильности расчета ее размера.

Такая ситуация, к примеру, может возникнуть при предъявлении иска о взыскании с налогоплательщика (организации) налоговой санкции в случаях, когда последняя пропустила срок постановки на учет в налоговой, находящейся по месту расположение обособленного подразделения юр. лица либо принадлежащей организации недвижимости или автотранспорта.

В некоторых случаях вместе с иском налоговым органом может быть заявлено ходатайство в суд об обеспечении иска. Порядок производства дела о взыскании санкций при указанных обстоятельствах регламентирует глава 26 АПК России.

Дела о взыскании налоговых санкций с физического лица

В тех случаях, когда взыскание налоговой санкции осуществляется с физического лица и при этом невозможен внесудебный порядок взыскания, налоговая обязана перед обращением с соответствующим иском в суд предложить правонарушителю добровольно выплатить установленную сумму налоговой санкции.

Если же привлекаемое к ответственности лицо отказывается от добровольной выплаты либо по каким-то причинам пропустило срок выплаты, который указан в требовании, налоговая обращается в суд общей юрисдикции с иском о взыскании в судебном порядке налоговых санкций (п. 1 ст. 104 НК РФ).

При взыскании налоговой санкции с физ. лица (не ИП), дела рассматривает суд общей юрисдикции (п.2 ст. 105 НК РФ). Порядок рассмотрения таких дел предусмотрен положениями ГПК России.

Также к иску налоговая должна приложить доказательства, которые подтверждаются направлением требований о добровольной выплате санкции (для физ. лиц).

Мерой ответственности при указанных обстоятельствах является налоговая санкция.

Исходя из этого налоговое законодательство содержит и некоторые особенности в случаях применения мер ответственности, которыми могут быть смягчающие и отягчающие вину обстоятельства.

Порядок исполнения решений судов о взыскании налоговых санкций

После окончания рассмотрения дела в суде исполнение решений о взыскании налоговых санкций (после его вступления в законную силу) с правонарушителя осуществляется в порядке, который устанавливает закон об исполнительном производстве (положения пункта 3 статьи 105 НК РФ).

Если же необходимо по решению суда взыскивать налоговые санкции с организаций, для которых были открыты лицевые счета, в этом случае порядок исполнения судебных решений регламентирован бюджетным законодательством (положение 105 НК РФ).

Особенности рассмотрения дел о взыскании налоговых санкций

Суд рассматривает заявленные в иске требования о взыскании налоговых санкции с правонарушителя, если они соответствует правилам, которые устанавливают соответствующие процессуальные нормы (АПК РФ или ГПК РФ).

Кроме соблюдения общих требований, которое предъявляет процессуальные нормы, заявление должно содержать:

  • доказательства вины лица, с которого взыскиваются санкции;
  • ссылки на нормы Федерального закона или другого нормативного акта, который предусматривает возможность как исполнения основного налогового обязательства, так и санкцию за его неисполнение.

Обязанность доказывания всех обстоятельств, которые служат основанием для взыскания санкции с организации или физических лиц лежит на налоговом органе.

Исходя из положений, прописанных п. 3 ст. 46 НК РФ, решение взыскать налоговую санкцию за счет средств, которые находятся на счету налогоплательщика (в их число может входить и налоговый агент), организации либо ИП может быть принято налоговым органом после того, как прошел срок, установленный в требовании, предъявленном правонарушителю об уплате соответствующей санкции. Однако это может происходить не позднее 2 месяцев после того, как истек указанный в требовании срок.

Если же решение о взыскании принято после истечении такого срока, оно считается недействительным и соответственно исполнению не подлежит.

Исходя из этого суды, рассматривая дела о взыскании налоговой санкции с правонарушителя, отказывают в удовлетворении исковых требований заявителя, если их основанием служат решения, принятые при наличие вышеуказанных обстоятельств.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

1. Государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
2. Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты.

Комментарий к статье 213 АПК РФ

1. Для обращения в арбитражный суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы должны быть наделены федеральным законом контрольными функциями.

В ст. 213 АПК РФ закреплено право государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, наделенных в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, на обращение в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

См.: п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение"; Постановление Президиума ВАС РФ от 11.05.2010 N 17832/09.

Порядок взыскания дополнительных платежей федеральными законами не предусмотрен. Следовательно, налоговый орган, осуществляя контроль за своевременностью внесения в федеральный бюджет дополнительных платежей по налогу на прибыль, вправе обращаться в суд с заявлением об их взыскании.

При этом сроки, предусмотренные ст. 48 НК РФ, на дополнительные платежи не распространяются.

См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 06.09.2005 N 4231/05.

При рассмотрении исков налоговых органов о взыскании налоговых санкций судам необходимо учитывать, что указанные иски в ряде случаев могут быть предъявлены налоговыми органами, не принимавшими соответствующих решений о привлечении налогоплательщиков к ответственности.

Такая ситуация может иметь место, в частности, в случае предъявления иска о взыскании с организации-налогоплательщика налоговой санкции за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения данной организации либо принадлежащего ей недвижимого имущества, транспортных средств.

В данном случае истцом будет выступать налоговый орган, на территории которого расположена сама организация, в то время как решение о привлечении ответчика к налоговой ответственности принимал налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения (недвижимого имущества, транспортных средств) организации-налогоплательщика.

См.: п. 32 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации".

2. Часть 2 ст. 213 АПК РФ устанавливает правило, согласно которому соответствующий орган может обратиться в арбитражный суд лишь тогда, когда не исполнено его требование об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или когда пропущен установленный в этом требовании срок для уплаты.

При обращении налоговых органов, территориальных органов Пенсионного фонда РФ в арбитражные суды после 31.12.2005 с заявлениями о взыскании налогов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и санкций, которые в соответствии с Законом взыскиваются названными органами самостоятельно, такие заявления возвращаются арбитражным судом применительно к п. 1 ч. 1 ст. 129 АПК РФ. В случае принятия к производству заявления о взыскании обязательных платежей и санкций, которые должны быть взысканы во внесудебном порядке, производство по делу подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.

См.: п. 1 информационного письма Президиума ВАС РФ от 20.02.2006 N 105 "О некоторых вопросах, связанных с вступлением в силу Федерального закона от 04.11.2005 N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров".

Пунктом 8 ст. 45 НК РФ установлено, что правила этой статьи применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов и налоговых агентов.

Следовательно, взыскание с учреждения налога и пеней может производиться только в судебном порядке.

Кроме того, согласно п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение" взыскание с бюджетных учреждений задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам за налоговые правонарушения осуществляется в судебном порядке, поскольку применение к данным организациям установленной ст. ст. 46 и 47 Кодекса внесудебной процедуры взыскания по решению налогового органа исключено абз. 4 п. 2 ст. 45 Кодекса.

См.: Постановления Президиума ВАС РФ от 01.07.2008 N 4252/08, N 4249/08.

3. Указанный в п. 3 ст. 46 НК РФ 60-дневный срок для взыскания налоговых платежей охватывает весь срок для внесудебного порядка взыскания, включая срок направления в банк инкассового поручения и срок для взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика. Таким образом, право на обращение в суд с требованием о взыскании обязательных платежей может быть реализовано налоговым органом после утраты возможности взыскания недоимки во внесудебном порядке в связи с истечением 60-дневного срока для принятия решения. Кроме того, по правилам гл. 26 АПК РФ может быть заявлено в арбитражный суд требование о взыскании обязательных платежей в случаях, когда в соответствии с п. 2 ст. 45 НК РФ предусмотрен судебный порядок взыскания налога.

См.: Постановления Президиума ВАС РФ от 24.01.2006 N 10353/05, от 15.01.2008 N 8922/07, от 11.09.2007 N 4890/07, от 26.06.2007 N 977/07, от 19.06.2007 N 1237/07, от 20.02.2007 N 12333/06; п. 12 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации".

Другой комментарий к статье 213 Арбитражного Процессуального Кодекса РФ

1. В соответствии со ст. 53 АПК государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных ФЗ.

Статьей 31 НК закреплено право налоговых органов на обращение в арбитражный суд с заявлением о взыскании с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей обязательных платежей, пени, санкций. Необходимо учитывать, что такое право может быть реализовано при условии отсутствия иного порядка взыскания, установленного ФЗ.

Аналогичный порядок действует в отношении органов государственных внебюджетных фондов.

При рассмотрении дел о взыскании санкций за нарушения, предусмотренные ч. 3 ст. 17 ФЗ от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", следует исходить из прямого указания, содержащегося в этой статье, на то, что взыскание этих сумм производится органами Пенсионного фонда РФ в судебном порядке.

2. При подаче заявления о взыскании налоговой санкции необходимо учитывать правила, предусмотренные ст. 104 НК.

Комментарии и консультации юристов по ст 213 АПК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 213 АПК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Законодательством предусмотрен справедливый механизм взыскания недоимок по налогам: неуплаченные налоги могут быть взысканы инспекторами в принудительном внесудебном порядке путем списания денежных средств со счета должника. Такой же справедливый механизм предусмотрен для защиты интересов должников: если налоговый орган пропустил установленный срок для взыскания, для обращения в суд, должника могут освободить от ответственности за нарушение НК РФ.

Фабула дела:

Общество обжаловало решение МИФНС в досудебном порядке, затем в суде потребовало установить запрет на действия по автоматическому взысканию доначисленных налогов и пени. После судебных разбирательств и снятия обеспечительной меры общество оплатило недоимку, но сообщило МИФНС о том, что пени рассчитаны некорректно. МИФНС проигнорировало данное заявление налогоплательщика и обратилось в суд за взысканием.

Арбитражный суд признал общество правым, МИФНС было отказано в удовлетворении требований, встречный иск был удовлетворен.

Судебный акт: Решение АС Липецкой области от 24.02.2020 по делу № А36-11143/2019

Выводы суда:

1. Суды не обязаны спрашивать мнения ответчика, дожидаться его заявления, но обязаны проверить, не истекли ли сроки обращения МИФНС в суд. МИФНС вправе ходатайствовать о восстановлении срока при наличии уважительных причин.

2. Задолженность по налогам общество оплатило полностью. Пени должны быть уплачены одновременно с уплатой суммы налога или после.

3. Сумма пени, указанная в требовании МИФНС и взыскиваемая в рамках судебного разбирательства, не соответствует реальным налоговым обязательствам общества.

4. После отмены обеспечительных мер налоговые инспекторы не предоставили обществу возможность без принуждения оплатить пени, рассчитанные в соответствии с законом и соответствующие размеру просроченной задолженности. Обращаясь в суд, МИФНС не произвела перерасчет пени. Требование, направляемое налогоплательщику, должно содержать достоверные сведения о размере задолженности и штрафных санкций.

5. Если налогоплательщик не уплачивает задолженность самостоятельно, обязанность исполняется в принудительном порядке. Взыскание осуществляется по решению налогового органа. Возможностью принудительного досудебного взыскания МИФНС не воспользовалась. Таким образом, налоговый орган нарушил порядок взыскания пени.

6. На момент рассмотрения спора в суде срок для судебного взыскания пени по НДС истек. Безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность, уплата которых невозможна. В результате признания задолженности безнадежной налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки.

Комментарии:

1) Вынесение судебного решения о признании недоимки безнадежной – одно из оснований для списания задолженности. К числу прочих оснований относится смерть налогоплательщика, его ликвидация, признание банкротом. Судебный акт может быть вынесен в случае, если налоговый орган просрочил момент взыскания и восстановление срока не представляется возможным.

2) Взыскание налогов в судебном порядке возможно, если инспекторы пропустили возможность списания денежных средств со счета должника в принудительном порядке. Срок на обращение в суд за взысканием составляет 6 месяцев после окончания срока исполнения требования об уплате налога.

3) Налоговая инспекция может ходатайствовать о пропуске срока на взыскание. Каждый случай пропуска срока отдельно оценивается судом. Например, основанием для восстановления срока может быть нехватка кадров, большой объем работы налоговой инспекции. Такая практика не распространена, но однозначной позиции судов по данному вопросу нет.

4) Также основанием может быть спор, рассматриваемый судом, о законности привлечения налогоплательщика к ответственности. Логично, что до тех пор, пока не вынесен судебный акт и не решен вопрос о возможности взыскания с налогоплательщика каких-либо санкций, списывать с его счета налоги, обращаться в суд за принудительным взысканием этих налогов нецелесообразно. Однако есть и противоположная позиция судов: срок на взыскание не может быть восстановлен, если был спор о законности решения о привлечения к ответственности.

В случае, если Ваш судебный спор или иной спор, договорная работа или любая другая форма деятельности касается вопросов, рассмотренных в данном или ином нашем материале, рекомендуем проверить и убедиться, что Ваша правовая позиция соответствует последним изменениям практики и законодательству.

Мы будем рады оказать Вам юридическую помощь по поводу минимизации юридических рисков и имеющимся возможностям. Мы постараемся найти решение, подходящее именно для Вас.

Читайте также: