Уведомление о принятии или непринятии налоговой отчетности органом гос доходов в электронном виде

Обновлено: 28.06.2024

В соответствии с подпунктами 2) и 3) статьи 24 и пунктом 4 статьи 27 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс) ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемые Правила и сроки представления сведений в органы государственных доходов.

2. Комитету государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (Тенгебаев А.М.) в установленном законодательством порядке обеспечить:

1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа направление его копии в бумажном и электронном виде на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" Министерства юстиции Республики Казахстан для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства финансов Республики Казахстан;

4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства финансов Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.

3. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Министр финансов
Республики Казахстан
Б. Султанов

"СОГЛАСОВАН"
Председатель
Национального Банка
Республики Казахстан
______________ Д. Акишев
26 февраля 2018 года

Утверждены
приказом Министра финансов
Республики Казахстан
от 13 февраля 2018 года № 171

Правила и сроки представления сведений в органы государственных доходов

Глава 1. Общие положения

1. Настоящие Правила и сроки представления сведений в органы государственных доходов (далее − Правила) разработаны в соответствии с подпунктами 2) и 3) статьи 24 и пунктом 4 статьи 27 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс) и определяют порядок и сроки представления финансовыми организациями уполномоченному органу сведений в рамках международного договора об обмене информацией.

2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:

1) уполномоченный орган – Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан;

2) финансовые организации - банки второго уровня, брокеры и (или) дилеры с правом ведения счетов, единый регистратор, управляющие инвестиционным портфелем, страховые организации.

3) форма 019 – это форма налоговой отчетности "Сведения, представляемые в уполномоченный орган", представляемая в соответствии с приложением 1 к настоящим Правилам.

Глава 2. Порядок и сроки представления сведений

3. Представление сведений осуществляется в электронном виде посредством телекоммуникационной сети уполномоченного органа.

4. В случае необходимости внесения дополнений и (или) исправлений в ранее представленные сведения, финансовые организации представляют сведения в соответствии с главой 5 настоящих Правил.

5. При представлении сведений финансовая организация получает подтверждение о принятии или непринятии сведений органом государственных доходов в электронной форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам.

Датой принятия сведений в электронной форме является дата обработки формы уполномоченным органом.

Глава 3. Перечень сведений, представляемых в зависимости от вида финансовой организации

6. Банки второго уровня представляют в уполномоченный орган сведения о следующих счетах подотчетных лиц:

1) банковские счета (текущие, сберегательные);

2) счета для учета ценных бумаг;

3) счета клиентов для учета активов в рамках кастодиального обслуживания;

4) металлические счета;

7. Брокеры и (или) дилеры, за исключением банков второго уровня, АО "Банк Развития Казахстана" и Национального оператора почты, представляют в уполномоченный орган сведения о счетах для учета ценных бумаг подотчетных лиц.

8. Единый регистратор представляет в уполномоченный орган сведения о лицевых счетах для учета ценных бумаг подотчетных лиц.

9. Управляющие инвестиционным портфелем представляют в уполномоченный орган сведения о наличии иных активов, за исключением ценных бумаг.

10. Страховые организации, осуществляющие деятельность в отрасли "страхование жизни", представляют в уполномоченный орган сведения о договорах накопительного страхования с выкупной суммой, заключенных с подотчетными лицами.

Глава 4. Составление сведений

11. При наличии нескольких подотчетных счетов у одного и того же владельца счета по каждому такому счету заполняется отдельная строка.

12. При наличии нескольких владельцев по одному и тому же счету по каждому такому владельцу счета заполняется отдельная строка.

13. При указании кода страны применяется код, соответствующий стандарту ISO 3166-1 Альфа 2 Международной организации стандартизации.

14. При указании кода валюты применяется код, соответствующий стандарту ISO 4217 Международной организации стандартизации.

15. В разделе "Общая информация" формы 019.00 указываются следующие данные:

1) в строке 1 указывается тип формы.

При представлении новых данных впервые за отчетный период отмечается ячейка "основной";

если сведения представляются по запросу уполномоченного органа для исправления ранее представленных сведений, то сведения представляются с исправленной информацией в качестве основных сведений и отмечается ячейка "исправленный". Запрос уполномоченного органа может направляться посредством информационной системы;

если сведения представляются для изменения ранее представленных сведений, то сведения представляются с измененной информацией в качестве основных сведений и отмечается ячейка "измененный". При этом вместе с измененной формой также представляется ранее представленная форма с отмеченной ячейкой "аннулированный";

финансовые организации, которые не имеют сведений для представления, отмечают ячейку "отсутствуют счета для отчета" и заполняют только раздел "Общая информация";

2) в строке 2 указывается регистрационный номер предыдущего отчета.

Строка заполняется при представлении измененных сведений для идентификации предыдущих сведений, подлежащих аннулированию;

3) в строке 3 указывается отчетный период (год), за который представляются сведения (указывается арабскими цифрами).

16. В разделе "Информация о финансовой организации" формы 019.00 указываются следующие данные:

1) в строке 4 указывается бизнес идентификационный номер финансовой организации, представляющей сведения;

2) в строке 5 указывается наименование финансовой организации, представляющей сведения, в соответствии с учредительными и иными документами;

3) в строке 6 указывается адрес места нахождения (почтовый адрес).

Если почтовая служба финансовой организации не доставляет почту по адресу улицы, и финансовая организация имеет почтовый индекс, то указывается номер почтового индекса вместо адреса улицы.

17. В разделе "Ответственность финансовой организации" формы 019.00 указываются:

в поле "Фамилия, имя, отчество должностного лица, представившего форму налоговой отчетности" указываются фамилия, имя, отчество лица (при его наличии), представившего сведения;

в поле "Дата подачи отчета" указывается дата представления сведений в уполномоченный орган.

18. Раздел "Сведения о владельце счета или бенефициаре платежей" формы 019.01 заполняется для отражения представляемых в орган государственных доходов сведений о владельце счета или бенефициаре платежей:

1) в графе А указывается порядковый номер строки в формате 0001;

2) в графе В "Код категории владельца счета" указывается:

для юридических лиц (филиалы и представительства) – 1;

для физических лиц (индивидуальные предприниматели "ИП") – 2.

3) в графе С "Фамилия, имя, отчество/наименование владельца счета или бенефициара платежа" указывается фамилия, имя, отчество физического лица (при его наличии) или наименование юридического лица - владельца счета или бенефициара платежа;

4) в графе D указывается гражданство, если в графе В указано физическое лицо;

5) в графе Е указывается дата рождения в формате "ГГГГ-ММ-ДД", если в графе В указано физическое лицо, и отсутствует его идентификационный номер налогоплательщика;

6) в графе F указывается код страны резидентства владельца счета или бенефициара платежей;

7) в графе G указывается тип юридического лица владельца счета или бенефициара платежей. Указанная графа заполняется, если в графе В указано юридическое лицо. В зависимости от типа юридического лица заполняются следующие значения:

8) в строке H "Адрес места нахождения" указываются название административно-территориальной единицы. Под адресом понимается постоянное место жительство владельца счета или бенефициара платежей. В случае отсутствия у финансовой организации такого адреса указывается почтовый адрес, используемый финансовой организацией для связи с владельцем счета или бенефициаром платежей.

19. Раздел "Сведения о бенефициарном собственнике" формы 019.01 заполняется для представления сведений о владельцах пассивной иностранной нефинансовой организации, указанных в графе С Раздела "Сведения о владельце счета или бенефициаре платежей":

1) в графе I "Фамилия, имя, отчество/наименование бенефициарного собственника" указывается фамилия, имя, отчество (при его наличии) физического лица владельца счета или наименование юридического лица;

2) в графе J указывается гражданство, согласно кодировке "Код страны резидентства", если в графе I указано физическое лицо;

3) в графе K указывается дата рождения в формате "ГГГГ-ММ-ДД", если в графе I указано физическое лицо и отсутствует его идентификационный номер налогоплательщика;

4) в графе L указывается код страны резидентства владельца счета;

5) в графе M "Адрес места нахождения" указывается административно-территориальной единицы. Под адресом понимается постоянное место жительства владельца. В случае отсутствия у финансовой организации такого адреса, указывается почтовый адрес, используемый финансовой организацией для связи с владельцем.

20. Раздел "Финансовая информация" формы 019.01 заполняется для указания финансовой информации, относящейся к подотчетному счету:

1) в графе N указывается номер счета. Номером счета является индивидуальный идентификационный код или иной идентификационный номер, позволяющий идентифицировать финансовую информацию, в целях представления сведений. Номером счета может быть номер кастодиального счета или депозитарного счета, код, относящийся к долгу или доле участия (если не хранится в кастодиальном счете), или идентификационный код страхового договора с выкупной стоимостью или договора аннуитета. Если финансовая организация не имеет систему нумерации, то указывается NANUM (not applicable – отсутствует наличие номера);

2) в графе O указывается код валюты.

3) в графе P "Счет закрыт в течение года" проставляется отметка, если счет, указанный в разделе "Финансовая информация", был закрыт или переведен полностью в течение календарного года. Если владелец счета переоформляет счет с одного вида на другой в одной и той же финансовой организации в одном календарном году, то счет не указывается как закрытый;

4) в графе Q "Баланс" указывается баланс счета или стоимость по состоянию на конец календарного года или другого соответствующего отчетного периода, или, если счет был закрыт в таком периоде, на момент закрытия;

5) в графе R "Дивиденды" указывается общая валовая сумма дивидендов, уплаченных или начисленных на деньги, находящиеся на счете, сведения по которому подлежат представлению за календарный год;

6) в графе S "Проценты" указывается общая валовая сумма вознаграждений (процентов), уплаченных или начисленных на деньги, находящиеся на счете, сведения по которому подлежат представлению за календарный год;

7) в графе T "Валовая выручка" указывается общая валовая выручка от продажи или выкупа владения, уплаченная или начисленная на деньги, находящиеся на счете, сведения по которому подлежат представлению за календарный год;

8) в графе U "Другое" указывается совокупная валовая сумма всех доходов, уплаченных или начисленных на счет на деньги, находящиеся на счете в календарном году, за вычетом процентов, дивидендов, и общей валовой выручки, указанных в предшествующих графах R, S, T;

9) при заполнении граф R, S, T, U возможно указание более одного вида дохода.

Перечень оснований для непринятия ИФНС налоговой отчетности установлен в п. 19 Административного регламента предоставления госуслуги по приему налоговых деклараций, утв. приказом ФНС от 08.07.2019 № ММВ-7-19/343.

К основаниям для отказа в приеме бумажной декларации относятся:

  • представление декларации не в тот налоговый орган;
  • отсутствие в бумажной налоговой декларации подписи лица, уполномоченного подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в отчетности;
  • отсутствие документов, удостоверяющих личность физлица, непосредственно представляющего налоговую декларацию в ИФНС;
  • отсутствие документов, подтверждающих полномочия представителя, подающего налоговую декларацию в ИФНС;
  • представление налоговой декларации не по установленной форме;

представление расчета по страховым взносам, в котором сведения по каждому физлицу о сумме выплат и страховых взносах содержат ошибки или если суммы этих показателей по всем физлицам не соответствуют этим же показателям в целом по плательщику взносов;

представление расчета по страховым взносам, в котором указаны недостоверные персональные данные, идентифицирующие работников;

представление декларации (расчета), подписанной руководителем организации, у которого отсутствуют полномочия подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в декларации.

К основаниям для отказа в приеме электронной декларации относятся:

представление налоговой декларации не по установленному формату;

отсутствие усиленной неквалифицированной электронной подписи ИП в случае представления налоговой декларации/расчета в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС;

  • - дисквалифицированный руководитель организации/ИП;
  • - руководитель организации/ИП, снятые с учета на основании сведений о государственной регистрации смерти;
  • - руководитель, отказавшийся от участия (руководства) в организации;
  • - безвестно отсутствующий, недееспособный или ограниченно дееспособный руководитель организации/ИП;
  • - руководитель организации, в отношении которого внесена запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений.

Почему еще могут не принять налоговую декларацию

Дополнительные основания для отказа в приеме налоговой отчетности приводятся в п. 142 Административного регламента предоставления госуслуги по приему налоговых деклараций, утв. приказом ФНС от 08.07.2019 № ММВ-7-19/343. Здесь сказано, что налоговые декларации (как бумажные, так и электронные) должны содержать ряд обязательных реквизитов, без которых отчетность не может быть принята.

В декларациях, представляемых индивидуальными предпринимателями, в обязательном порядке должны быть указаны фамилия, имя и отчество (при наличии) ИП.

Для деклараций, сдаваемых организациями, обязательными реквизитами являются:

  • полное наименование организации;
  • ИНН;
  • вид документа: первичный (корректирующий);
  • наименование налогового органа;
  • подписи лиц, уполномоченных подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).

shutterstock_676786573.jpg

При отсутствии в декларации (расчете) указанных реквизитов должностное лицо ИФНС информирует заявителя о том, что декларация не принята. При этом должны быть указаны причины отказа. Требование об указании причины отказа в принятии декларации является обязательным для ИФНС. Данное требование направлено на исключение неправомерного отказа налогового органа в принятии отчетности.

Что не является основанием для отказа в приеме деклараций

Перечень приведенных выше оснований для отказа в приеме налоговой отчетности является исчерпывающим. Он не подлежит произвольному толкованию или расширению по усмотрению должностных лиц ИФНС. Поэтому налоговики не вправе отказать в приеме декларации, в частности, по следующим причинам:

  • наличие у плательщика признаков недобросовестности;
  • периодическая неуплата организацией/ИП налогов, сборов и страховых взносов;
  • регистрация плательщика по массовому адресу;
  • наличие в налоговой декларации ошибок, неточностей и описок;
  • неосуществление плательщиком хозяйственной деятельности и периодическое неисполнение обязанностей по сдаче налоговой/бухгалтерской отчетности;
  • наличие долгов по обязательным платежам;
  • связь организации/ИП с фирмами-однодневками;
  • транзитный характер совершаемых налогоплательщиком операций;
  • занижение в подаваемой налоговой декларации налогооблагаемой базы.

На этапе принятия декларации налоговики не вправе оценивать добросовестность плательщика и осуществлять проверочные расчеты заявленных в декларации показателей. Для этого существует камеральная налоговая проверка.

Поэтому все вышеназванные причины не являются законным основанием для отказа в приеме отчетности. Если то или иное основание прямо не оговорено в п. 19 и п. 142 Административного регламента предоставления госуслуги по приему налоговых деклараций, утв. приказом ФНС от 08.07.2019 № ММВ-7-19/343, налоговики обязаны принять отчетность.

Могут ли налоговики аннулировать налоговую декларацию

В середине 2018 года ФНС поручила налоговым органам аннулировать налоговые декларации по НДС и налогу на прибыль, подписанные неуполномоченными либо неустановленными лицами (письмо ФНС России от 10.07.2018 № ЕД-4-15/13247). В качестве оснований для аннулирования указывались следующие:

При обнаружении какого-либо из вышеуказанных фактов ФНС поручила налоговикам направлять в адрес плательщика уведомление о признании налоговой декларации недействительной. При этом назывался и срок направления уведомления - не позднее 5 рабочих дней с момента аннулирования документа.

Позднее ФНС пересмотрела свою позицию по данному вопросу и отказала инспекторам в праве аннулировать декларации (письмо ФНС России от 02.11.2018 № ЕД-4-15/21496@).

Таким образом, сейчас налоговые органы не наделены правом признавать декларации недействительными. Причем даже в случае недостоверности содержащейся в отчетности информации и недобросовестности подавших ее организаций/ИП.

Что делать при отказе в принятии декларации

Отказ в принятии налоговой отчетности повлечет нарушение сроков ее сдачи. А это в свою очередь является основанием для привлечения организации/ИП к налоговой ответственности по ст. 119 НК РФ.

Штраф по данной норме составляет 5% не уплаченной на основании поданной декларации суммы налога. Причем этот штраф назначается за каждый полный или неполный месяц просрочки сдачи декларации. В конечном итоге штраф может составить 30% от не уплаченной по декларации суммы налога.

Если же в принятии отчетности было отказано необоснованно, то отказ можно оспорить в вышестоящий налоговый орган. В жалобе на действия ИФНС нужно детально указать суть претензии, а также обратить внимание на п. 19 и п. 142 Административного регламента предоставления госуслуги по приему налоговых деклараций, утв. приказом ФНС от 08.07.2019 № ММВ-7-19/343, где содержится исчерпывающий список оснований для непринятия деклараций.

Кроме того, действия налоговиков могут быть обжалованы в судебном порядке. Судебная практика по данному вопросу сформирована в пользу плательщиков. При этом суды сходятся во мнении, что налоговые органы не вправе отказать в принятии налоговой декларации, представленной по установленной форме (см., например, Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25.07.2018 № А67-9224/2017).

Правила составления декларации об активах и обязательствах физического лица (форма 250.00)

Глава 1. Общие положения

2. Декларация представляется следующими физическими лицами, являющимися на 31 декабря года, предшествующего году представления Декларации:

  • работниками государственных учреждений и их супругами;
  • работниками субъектов квазигосударственного сектора и их супругами;

руководителями, учредителями (участниками) юридических лиц и их супругами;

индивидуальными предпринимателями и их супругами.

3. Декларация представляется следующими физическими лицами, являющимися на 31 декабря года, предшествующего году представления Декларации:

1) совершеннолетними лицами;

  • гражданами Республики Казахстан;
  • кандасами;
  • лицами, имеющими вид на жительство;
  • иностранцами или лицами без гражданства, являющимися резидентами Республики Казахстан;

2) иностранцами или лицами без гражданства, являющимися нерезидентами в случае, наличия по состоянию на 31 декабря года, предшествующего году представления Декларации одного из условий:

  • имущества, по которому права и (или) сделки подлежат государственной или иной регистрации на территории Республики Казахстан;
  • доли участия в жилищном строительстве на территории Республики Казахстан;

3) одним из законных представителей любого из следующих лиц:

  • совершеннолетнего лица, которое признано недееспособным, ограниченно дееспособным и относится к категории лиц, указанных в подпунктах 1) и 2) настоящего пункта;
  • лица, не достигшего восемнадцатилетнего возраста (совершеннолетия) при наступлении у данного лица по состоянию на 31 декабря года, предшествующего году представления такой Декларации, любого из следующих случаев:

наличие на праве собственности имущества, подлежащего государственной или иной регистрации, имущества, по которому права и (или) сделки подлежат государственной или иной регистрации за пределами Республики Казахстан;

наличие доли в строительстве недвижимости по договору о долевом участии в строительстве, в том числе за пределами Республики Казахстан;

наличие на банковских счетах в иностранных банках, находящихся за пределами Республики Казахстан, суммы денег совокупно превышающей по всем банковским вкладам тысячекратный размер месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 31 декабря года, предшествующего году представления Декларации;

наличие суммы задолженности других лиц перед данным лицом (дебиторской задолженности) и (или) суммы задолженности данного лица перед другими лицами (кредиторской задолженности) при наличии договора или иного документа, являющегося основанием возникновения обязательства или требования, нотариально засвидетельствованного (удостоверенного).

4. При заполнении Декларации не допускаются исправления, подчистки и помарки.

5. При отсутствии показателей соответствующие ячейки Декларации не заполняются.

6. Приложения к Декларации не составляются при отсутствии данных, подлежащих отражению в них.

7. Декларация составляется:

1) на бумажном носителе – шариковой или перьевой ручкой, черными или синими чернилами, заглавными печатными символами или с использованием печатающего устройства;

2) на электронном носителе – посредством системы приема и обработки налоговой отчетности.

8. Декларация, составленная на бумажном носителе, подписывается физическим лицом либо его представителем.

Декларация, составленная на электронном носителе, заверяется:

  1. электронной цифровой подписью физического лица;
  2. с использованием одноразового пароля.

9. При представлении Декларации:

  1. по почте заказным письмом с уведомлением на бумажном носителе – налогоплательщик получает уведомление почтовой или иной организации связи;
  2. в электронном виде – налогоплательщик получает уведомление о принятии или непринятии налоговой отчетности системой приема налоговой отчетности органов государственных доходов;
  3. в явочном порядке на бумажном носителе – составляется в двух экземплярах, один экземпляр возвращается налогоплательщику.

Глава 2. Составление Декларации (форма 250.00)

  • ячейка A:
  1. лица, являющиеся кандидатами на выборную должность, а также их супруги составляют Декларацию на первое число месяца начала срока выдвижения;
  2. лица, являющиеся кандидатами на государственную должность либо должность, связанную с выполнением государственных или приравненных к ним функций, а также их супруги, лица, желающие стать крупными участниками банка, страховой (перестраховочной) организации, управляющего инвестиционным портфелем составляют Декларацию на первое число месяца представления Декларации;
  • ячейка B:

в строке 2 – указывается индивидуальный идентификационный номер (ИИН) физического лица;

в строке 3 – отмечается ячейка, в случая физическое лицо, составляющее Декларацию, являющейся законным представителем и указывается ИИН представляемого лица (несовершеннолетнего, и (или) недееспособного или ограничено дееспособного);

в строке 4 – указываются фамилия, имя, отчество (при его наличии) физического лица в соответствии с документами, удостоверяющими личность, номер телефона и электронный адрес (по желанию);

в строке 5 – указывается вид Декларации.

Соответствующая ячейка отмечается с учетом отнесения Декларации к следующим видам налоговой отчетности:

первоначальная – Декларация, представляемая физическим лицом в связи с тем, что установленная обязанность по представлению такой Декларации возникла впервые;

дополнительная – Декларация, представляемая физическим лицом при внесении изменений и (или) дополнений в ранее представленную Декларацию, к которой относятся данные изменения и (или) дополнения;

дополнительная по уведомлению – Декларация, представляемая физическим лицом при внесении изменений и (или) дополнений в ранее представленную Декларацию, в которой органом государственных доходов выявлены нарушения по результатам камерального контроля по активам и обязательствам физического лица.

Номер и дата уведомления заполняются в случае, представления Декларации дополнительной по уведомлению.

5) в строке 6 – указывается признак резидентства:

ячейка А отмечается налогоплательщиком-резидентом Республики Казахстан;

ячейка В отмечается налогоплательщиком-нерезидентом Республики Казахстан.

03) о деньгах на банковских счетах в иностранных банках, находящихся за пределами Республики Казахстан, в сумме, совокупно превышающих по всем банковским вкладам тысячекратный размер месячного расчетного показателя;

04) о доле участия в уставном капитале юридического лица (за исключением акционерных обществ), созданного за пределами Республики Казахстан;

05) о долевом участии в строительстве недвижимости, в том числе за пределами Республики Казахстан;

06) о наличии инвестиционного золота;

07) о ценных бумагах, производных финансовых инструментах (ПФИ), в том числе за пределами Республики Казахстан;

08) о паях в паевых инвестиционных фондах (ПИФ), в том числе за пределами Республики Казахстан;

09) об объектах интеллектуальной собственности, авторского права, в том числе за пределами Республики Казахстан;

10) о наличии другого имущества, в том числе за пределами Республики Казахстан, оценочная стоимость единицы которого превышает тысячекратный размер месячного расчетного показателя;

11) о дебиторской/кредиторской задолженности, в том числе за пределами Республики Казахстан;

12) об имуществе, переданном в доверительное управление.

1) в графе А – порядковый номер заполняемой строки;

3) в графе С – указывается сумма наличных денег.

код органа государственных доходов – код органа государственных доходов по месту жительства налогоплательщика;

дата приема Декларации – дата представления Декларации в соответствии с пунктом 2 статьи 209 Налогового кодекса;

входящий номер документа – регистрационный номер Декларации, присваиваемый органом государственных доходов;

дата почтового штемпеля – дата почтового штемпеля, проставленного почтовой или иной организацией связи.

Подпункты 4), 5), 6) и 7) настоящего пункта заполняются работником органа государственных доходов, принявшим Декларацию на бумажном носителе.

Глава 3. Составление формы 250.01 (Приложение 1) к Декларации об активах и обязательствах физического лица

В строке 01 отражается:

в графе А – порядковый номер заполняемой строки;

в графе D – идентификационный (кадастровый) номер недвижимого имущества, указанного в графе В, на основании правоустанавливающих документов;

В строке 02 отражается:

в графе А – порядковый номер заполняемой строки;

в графе С – марка, модель транспортного средства, находящегося на праве собственности;

в графе D – код страны регистрации транспортного средства.
Код страны указывается в соответствии с двузначной буквенной кодировкой, утвержденной решением КТС № 378;

в графе E – идентификационный (государственный) номер транспортного средства, указанного в графе C, на основании правоустанавливающих документов;

в графе F – VIN-код (номер кузова), указанный в свидетельстве о регистрации транспортного средства (ином правоустанавливающем документе) для автотранспортных средств, заводской номер подвижного состава для железнодорожного транспорта, номер двигателя.

Глава 4. Составление формы 250.02 (Приложение 2) к Декларации об активах и обязательствах физического лица

В строке 03 отражается:

в графе А – порядковый номер заполняемой строки;

в графе С – наименование банковского учреждения (например, Royal bank of Canada);

в графе D – код страны регистрации банковского учреждения. Код страны указывается в соответствии с двузначной буквенной кодировкой, утвержденной решением КТС № 378;

в графе E – код валюты, в которой имеются деньги на банковских счетах.
Код валюты указывается в соответствии с трехзначной буквенной кодировкой, утвержденной решением КТС № 378;

в графе F – общая сумма денег на банковских счетах в валюте, указанной в графе E. Сведения заполняются только о деньгах на банковских счетах в иностранных банках, находящихся за пределами Республики Казахстан.

В строке 04 отражается:к

1) в графе А – порядковый номер заполняемой;

2) в графе В – идентификационный номер юридического лица, созданного за пределами Республики Казахстан, в котором имеется доля участия;

3) в графе С – наименование юридического лица (например, Profit Canada);

5) в графе Е – размер доли участия в процентах с округлением до сотых частей.

Глава 5. Составление формы 250.03 (Приложение 3) к Декларации об активах и обязательствах физического лица

В строке 05 отражается:

1) в графе А – порядковый номер заполняемой строки;

3) в графе С – наименование лица (застройщика) или лица, являющегося стороной по договору, обязанной предоставить в собственность жилое здание или часть такого здания (например, квартиру);

4) в графе D – код страны регистрации застройщика.
Код страны указывается в соответствии с двузначной буквенной кодировкой, утвержденной решением КТС № 378;

5) в графе E – место нахождения (адрес) объекта по договору об участии в строительстве недвижимости;

6) в графе F – код валюты, в которой внесены деньги в счет оплаты обязательств по договору.
Код валюты указывается в соответствии с трехзначной буквенной кодировкой, утвержденной решением КТС № 378;

7) в графе G – общая сумма денег, внесенная в счет оплаты обязательств по договору.

В строке 06 отражается:

1) в графе А – порядковый номер заполняемой строки;
2) в графе С – указывается вес инвестиционного золота;
3) в графе D – код валюты указывается в соответствии с трехзначной буквенной кодировкой, утвержденной решением КТС № 378;
4) в графе E – указывается стоимость инвестиционного золота.

Глава 6. Составление формы 250.04 (Приложение 4) к Декларации об активах и обязательствах физического лица

В строке 07 отражается:

1) в графе А – порядковый номер заполняемой строки;
2) в графе В – количество ценных бумаг, принадлежащих подателю Декларации;
3) в графе C – код страны в которой выпущены ценные бумаги, ПФИ.
Код страны указывается в соответствии с двузначной буквенной кодировкой, утвержденной решением КТС № 378;
4) в графе D – код валюты, в которой приобретены ценные бумаги.
Код валюты указывается в соответствии с трехзначной буквенной кодировкой, утвержденной решением КТС № 378;
5) в графе E – цена приобретения одной ценной бумаги, ПФИ.

В строке 08 отражается:
1) в графе А – порядковый номер заполняемой строки;
2) в графе В – количество паев, принадлежащих подателю Декларации;
3) в графе С – код страны в которой выпущены паи.
Код страны указывается в соответствии с двузначной буквенной кодировкой, утвержденной решением КТС № 378;
4) в графе E – код валюты, в которой выпущены паи.
Код валюты указывается в соответствии с трехзначной буквенной кодировкой, утвержденной решением КТС № 378;
5) в графе F – номинальная стоимость пая за единицу.

Глава 7. Составление формы 250.05 (Приложение 5) к Декларации об активах и обязательствах физического лица

В данном разделе отражается имущество не подлежащее государственной регистрации в Республике Казахстан (например, картина, телевизор, алмаз).

Глава 8. Составление формы 250.06 (Приложение 6) к Декларации об активах и обязательствах физического лица

В строке 11 отражается:

1) в графе А – порядковый номер заполняемой строки;

3) в графе С – идентификационный номер лица, являющегося дебитором/кредитором по договору;

4) в графе D – Фамилия, имя, отчество/наименование дебитора/кредитора;

5) в графе E – код страны регистрации дебитора/кредитора.

Код страны указывается в соответствии с двузначной буквенной кодировкой, утвержденной решением КТС № 378;

6) в графе F– код валюты, в которой открыт счет.
Код валюты указывается в соответствии с трехзначной буквенной кодировкой, утвержденной решением КТС № 378;

7) в графе G – сумма задолженности, включая сумму начисленного вознаграждения (процентов).

В строке 12 отражается:
1) в графе А – порядковый номер заполняемой строки;
2) в графе В – наименование имущества, переданного в доверительное управление;
3) в графе С – идентификационный номер имущества, указанного в графе В, на основании правоустанавливающих документов;
4) в графе D – идентификационный номер ИИН или БИН доверительного управляющего;
5) в графе E – дата начала доверительного управления;
6) в графе F – дата окончания доверительного управления.

Когда мы сдали отчетность в налоговую, по факту это еще не означает, что инспекция ее приняла. За несоблюдение сроков сдачи отчетности можно получить требование о пересдаче декларации, вслед за ним придет решение о наложении штрафа. И как неприятный бонус: грозит опасность в виде блокировки счета и отказ в вычете по НДС. Возникает резонный вопрос: в каких случаях инспекция имеет право отказать в приеме деклараций, а в каких случаях такой отказ является незаконным.

В каких случаях налоговики могут не принять декларацию

В п. 19 Административного регламента предоставления госуслуги по приему налоговых деклараций, утв. приказом ФНС от 08.07.2019 № ММВ-7-19/343 указан перечень оснований для отказа в приеме деклараций. Они могут различаться для бумажной и электронной декларации.

Для бумажной декларации:

  1. Декларация сдана не в тот налоговый орган.
  2. Отсутствие подписи ответственного лица за предоставление достоверных и полных сведений, указанных в отчетности.
  3. Отсутствие документов, удостоверяющих личность физического лица, ответственного за предоставление деклараций в инспекцию.
  4. Отсутствие документов, подтверждающих полномочия представителя, ответственного за подачу деклараций в налоговую инспекцию.
  5. Сдача декларации не по установленной форме.
  6. Представление деклараций и отчетности, в которых допущены ошибки, например, в отчете расчета по страховым взносам, суммы выплат и страховых взносов по всем физлицам не соответствуют этим же показателям в целом по плательщику взносов.
  7. Указаны недостоверные данные, например, в расчете по страховым взносам, допущены ошибки в персональных данных работников.
  8. Декларация подписана лицом, у которого отсутствует полномочия подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в декларации.

Для электронной декларации:

  1. Декларация сдана не по установленной форме/формату.
  2. Декларация не подписана усиленной квалификационной электронной подписью лица ответственного за предоставление достоверных и полных сведений, указанных в отчетности (руководитель или уполномоченное лицо организации), в т.ч. для ИП, предоставляющих налоговые декларации/расчет через личный кабинет налогоплательщика на официальном сайте ФНС.
  3. Декларация сдана не в ту налоговую инспекцию.
  4. Представление деклараций и отчетности, в которых допущены ошибки, например, в отчете расчета по страховым взносам, суммы выплат и страховых взносов по всем физлицам не соответствуют этим же показателям в целом по плательщику взносов.
  5. Указаны недостоверные данные, например, в расчете по страховым взносам, допущены ошибки в персональных данных работников.
  6. Декларация подписана лицом, у которого отсутствует полномочия подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в декларации.

Примечание по п. 6: если декларация подписана руководителем организации, у которого отсутствуют полномочия подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в декларации, то декларация будет считаться подписанной неуполномоченным лицом.

В каких случаях ИФНС приходит к такому выводу:

  1. Декларацию подписал дисквалифицированный руководитель ООО/ИП.
  2. Декларация подписана умершим руководителем ООО/ИП (согласно сведениям о государственной регистрации смерти).
  3. Декларация подписана руководителем, отказавшимся от руководства (участия) в организации.
  4. Декларация подписана недееспособным/ограниченно дееспособным руководителем, в т.ч. безвестно отсутствующим (нет сведений о его месте пребывания в течение года по месту жительства).
  5. Декларация подписана руководителем, в отношении которого внесена запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о руководителе организации.

При наличии хотя бы одного из вышеуказанных пунктов, налоговая инспекция формирует уведомление об отказе в приеме декларации, с последующим уведомлением плательщика. В таком уведомлении в обязательном порядке должна быть указана конкретная причина отказа в приеме деклараций.

Дополнительные причины не принять декларацию

И если вы думаете, что мы разобрали весь перечень причин для отказа – все еще нет. Есть дополнительные основания для отказа в приеме налоговой отчетности.

П. 142 Административного регламента предоставления госуслуги по приему налоговых деклараций, утв. приказом ФНС РФ от 08.07.2019 № ММВ-7-19/343 информирует нас о том, какой ряд обязательных реквизитов должна содержать декларация (независимо, бумажная она или электронная), без которых отчетность считается непринятой.

Реквизиты для ИП: в декларации обязательно должны быть указаны фамилия, имя и отчество (при его наличии) ИП.

Реквизиты для ООО:

  1. Полное наименование организации.
  2. ИНН.
  3. Вид документа (первичный, корректирующий).
  4. Наименование налоговой инспекции.
  5. Подпись лиц, ответственных за подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в налоговой декларации/расчете.

Причины незаконного отказа в приеме деклараций

Мы рассмотрели полный перечень оснований для отказа в приеме деклараций. Данный перечень не подлежит расширению. Налоговые инспекторы не могут толковать его на свое усмотрение. Именно поэтому следующие причины не являются основанием для отказа:

Важно отметить, что налоговые инспекторы не имею права оценивать добросовестность организации и проверять расчеты, указанные в декларации. Данные действия выполняются только в рамках камеральной налоговой проверки. Именно поэтому все вышеуказанные причины не являются законным основанием для отказа в приеме отчетности, налоговые инспекторы обязаны принять отчетность.

Кроме того, налоговые органы не имеют права аннулировать декларации (письмо ФНС РФ от 02.11.2018 № ЕД-4-15/21496@). Даже при недостоверности сведений, содержащихся в декларации или при ее недобросовестной подаче ООО/ИП.

Это влечет за собой нарушение сроков сдачи декларации, что является основанием для привлечения ООО/ИП к налоговой ответственности (согласно ст.119 НК РФ). А где налоговая ответственность, там и штраф. В данном случае это 5% неуплаченной по декларации суммы налога (за каждый полный или неполный месяц просрочки сдачи). Штраф может достигать от 1000 руб. до 30% от суммы налога. И самая неприятна санкция – это блокировка счета если декларация не сдана + 10 дней (пп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ).

В случае необоснованного отказа в принятии декларации налоговым органом, необходимо оспорить отказ в вышестоящий налоговый орган – подать жалобу. В жалобе на действия налоговой инспекции максимально подробно указывается суть претензии с ссылкой на п. 19 и п. 142 Административного регламента предоставления госуслуги по приему налоговых деклараций, утв. приказом ФНС от 08.07.2019 № ММВ-7-19/343, где содержится исчерпывающий список оснований для непринятия деклараций.

Следующий шаг: обжалование действий налогового инспектора в судебном порядке. Суды зачастую принимают сторону организации, сходясь во мнении, что налоговая инспекция не вправе отказать в принятии декларации, представленной в установленной форме.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Читайте также: