Уведомление о принятии или непринятии налоговой отчетности казахстан

Обновлено: 09.05.2024

В силу поправок в Налоговый кодекс РФ, с 2020 года налоговым агентам по НДФЛ с обособленными подразделениями стало проще платить подоходный налог и сдавать отчётность по нему (справки 2-НДФЛ, расчеты 6-НДФЛ). Для этой цели введена с 2020 года форма уведомления о выборе налогового органа для НДФЛ обособленных подразделений. Рассказываем об этом бланке (можно скачать) и его заполнении.

Новое право

При наличии у организации нескольких обособленных подразделений на одной муниципальной территории или её расположении с обособками вместе на этой территории, с 2020 года уплачивать НДФЛ и сдавать отчётность по нему можно одним из 2-х способов:

  • по месту нахождения одной из таких обособок;
  • по месту нахождения головной организации.

Это регулирует новый абзац п. 7 ст. 226 НК РФ с 1 января 2020 года (ввёл Закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ).

Налоговый агент сам выбирает обособку либо головной офис (это его право, а не обязанность) с учетом порядка, установленного п. 2 ст. 230 НК РФ.

Отметим, что до 2020 года такие налоговые агенты платили НДФЛ и сдавали отчетность по месту учета как головной организации, так и каждого обособленного подразделения.

Срок подачи

По общему правилу компания должна уведомить о выборе ИФНС не позднее 1 января (п. 2 ст. 230 НК РФ).


  • сменилось количество обособок;
  • есть другие изменения, влияющие на порядок сдачи сведений о доходах физлиц и суммах НДФЛ.

Однако в связи с довольно поздним утверждением формы уведомления в 2020 году, ФНС выпустила специальное разъяснение. Согласно ему, организации-налоговые агенты, планирующие с 2020 года применять новый порядок перечисления НДФЛ и представления отчетности, могут представить в инспекцию уведомление о выборе налогового органа до 31 января 2020 года (пятница).

Если же налоговый агент планирует представить уведомление после перечисления НДФЛ, то во избежание недоимки и переплаты эти суммы налога следует перечислять с 1 января 2020 года по платежным реквизитам выбранного обособленного подразделения.

При этом у налогового агента есть право подать заявление на уточнение платежа при необходимости корректировки отдельных реквизитов (КПП плательщика, ИНН, КПП и наименование получателя платежа).

Какой использовать бланк

Для указанной цели бланк уведомления о выборе налогового органа, порядок его заполнения и электронный формат подачи утверждены приказом ФНС России от 06.12.2019 № ММВ-7-11/622.

Согласно приказу, новая форма уведомления о выборе налогового органа для обособленного подразделения вступает в силу с 1 января 2020 года. Её КНД – 1150097.

Бланк уведомления состоит из 2-х листов – стандартного титульного и листа с перечнем вносимых КПП организации/её обособок и соответствующими кодами ИФНС.

Далее по прямой ссылке можно бесплатно скачать бланк уведомления 2020 :

Как заполнить уведомление

В целом, правила не отличаются от заполнения других налоговых форм. Это можно сделать как на бумаге, так и электронно. То же касается его отправки в ИФНС.

Так, в случае отсутствия какого-либо показателя во всех знакоместах соответствующего поля проставляют прочерк. То же самое касается ситуации, когда для указания какого-либо показателя не требуется заполнение всех знакомест.

В последнем разделе уведомления приводят КПП организации и всех обособленных подразделений, расположенных на территории одного муниципального образования, в отношении которых организация либо выбранное ею обособленное подразделение будет платить НДФЛ и отчитываться.

Пример заполнения

Платить НДФЛ и сдавать отчетность по этому налогу по данным подразделениям компания в 2020 году хочет через ИФНС России № 19 по г. Москве (п. 7 ст. 226, п. 2 ст. 230 НК РФ).

Значит, она уведомляет о своем выборе инспекцию № 19.

Далее показан образец заполнения 2020 уведомления о выборе налогового органа для НДФЛ по обособленным подразделениям .


Декларация представляется следующими физическими лицами за предшествующий год:

С 2021 года:
- лицами, занимающими ответственную государственную должность, и их супругами;
- лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, и их супругами;
- лицами, приравненными к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, и их супругами;
- лицами, на которых возложена обязанность по представлению Декларации в соответствии с Конституционным законом РК "О выборах в Республике Казахстан" и законами "О банках и банковской деятельности", "О страховой деятельности", "О рынке ценных бумаг", "О противодействии коррупции";

С 2023 года:
- работниками государственных учреждений и их супругами;
- работниками субъектов квазигосударственного сектора и их супругами;

С 2024 года:
- руководителями, учредителями (участниками) юридических лиц и их супругами;
индивидуальными предпринимателями и их супругами.

С 2025 года:

- совершеннолетними лицами;
- гражданами Республики Казахстан;
- кандасами;
- лицами, имеющими вид на жительство;
- иностранцами или лицами без гражданства, являющимися резидентами РК;
- иностранцами или лицами без гражданства, являющимися нерезидентами в случае, наличия по состоянию на 31 декабря года, предшествующего году представления Декларации одного из условий: имущества, по которому права или сделки подлежат государственной или иной регистрации на территории РК;
доли участия в жилищном строительстве на территории Республики Казахстан;

Одним из законных представителей любого из следующих лиц:
- совершеннолетнего лица, которое признано недееспособным, ограниченно дееспособным и относится к категории лиц, указанных в подпунктах 1) и 2) настоящего пункта;
- лица, не достигшего восемнадцатилетнего возраста (совершеннолетия) при наступлении у данного лица по состоянию на 31 декабря года, предшествующего году представления такой Декларации, любого из следующих случаев:
- наличие на праве собственности имущества, подлежащего государственной или иной регистрации, имущества, по которому права или сделки подлежат государственной или иной регистрации за пределами РК;
- наличие доли в строительстве недвижимости по договору о долевом участии в строительстве, в том числе за пределами РК;
- наличие на банковских счетах в иностранных банках, находящихся за пределами РК, суммы денег совокупно превышающей по всем банковским вкладам тысячекратный размер месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 31 декабря года, предшествующего году представления Декларации;
- наличие суммы задолженности других лиц перед данным лицом (дебиторской задолженности) или суммы задолженности данного лица перед другими лицами (кредиторской задолженности) при наличии договора или иного документа, являющегося основанием возникновения обязательства или требования, нотариально засвидетельствованного (удостоверенного).

При заполнении Декларации не допускаются исправления, подчистки и помарки. При отсутствии показателей соответствующие ячейки Декларации не заполняются.

Приложения к Декларации не составляются при отсутствии данных, подлежащих отражению в них.

Декларация составляется:
- на бумажном носителе - шариковой или перьевой ручкой, черными или синими чернилами, заглавными печатными символами или с использованием печатающего устройства;
- на электронном носителе - посредством системы приема и обработки налоговой отчетности.

Декларация, составленная на бумажном носителе, подписывается физическим лицом либо его представителем.

Одна из частей документа выглядит так:


Декларация, составленная на электронном носителе, заверяется:
- электронной цифровой подписью физического лица;
- с использованием одноразового пароля.

При представлении Декларации:
- по почте заказным письмом с уведомлением на бумажном носителе - налогоплательщик получает уведомление почтовой или иной организации связи;
- в электронном виде - налогоплательщик получает уведомление о принятии или непринятии налоговой отчетности системой приема налоговой отчетности органов государственных доходов;
- в явочном порядке на бумажном носителе - составляется в двух экземплярах, один экземпляр возвращается налогоплательщику.

Для начала напомним, что является днем представления декларации. При передаче по ТКС днем предоставления налоговой декларации считается день ее отправки (п.4 ст.80 НК РФ). Так, финансисты еще в 2011 г. разъяснили, что датой представления декларации в электронном виде является день ее отправки, зафиксированный в подтверждении специализированного оператора связи. А документом, подтверждающим прием декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, является квитанция налогового органа о приеме декларации (письмо Минфина РФ от 29.04.2011 г. №03-02-08/49).

Важно!

Дата представления отчета, которая указывается в квитанции о приеме, соответствует дате, зафиксированной в подтверждении даты отправки. Эта дата является официальной датой сдачи налоговой отчетности (п. 4 ст. 80 НК РФ, п.1.4 Методических рекомендаций, Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2016 г. №А41-75483/15). Подтверждение даты отправки доказывает, что отчетность представлена компанией вовремя и компания освобождена от ответственности за несвоевременную подачу деклараций по ст.119 НК РФ (п.216 и п.204 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина РФ от 02.07.2012 г. № 99н и письма ФНС РФ от 18.04.2014 г. №ПА-4-6/7440).

Поэтому, если сама декларация отправлена своевременно, но в инспекции произошел программный сбой, то штраф по ст.119 НК будет являться незаконным.

Если же налоговики прислали уведомление об уточнении декларации, то налоговая отчетность также считается принятой, а компании необходимо представить корректирующую декларацию (расчет) либо пояснения.

Но если компании придет уведомление об отказе, то это значит, что отчет не принят. Чем чревато для компании непринятие декларации в установленный срок ?

Прежде всего, непринятие грозит компании штрафом в размере 5% от суммы налога к уплате, но не менее 1 000 рублей. Штраф считается за каждый полный и не полный месяц с крайнего срока представления отчета. При этом сумма штрафа не может быть больше 30% от налога к уплате и меньше 1 000 рублей. Кроме того, налоговики могут и наложить арест на счета компании и приостановить ее деятельность.

Компания получила уведомление об отказе в принятии декларации

Прежде всего, обратимся к п.28 Административного регламента ФНС РФ, утв. приказом Минфина РФ от 02.07.2012 г. №99н, который содержит закрытый перечень оснований для отказа в приеме деклараций:

отсутствие удостоверяющих личность физлица документов или их непредъявление в случае представления отчета лично;

отсутствие документов, подтверждающих полномочия на представление декларации или ее достоверность;

несоблюдение установленной формы отчета (т.е. не тот формат);

отсутствие подписи руководителя или представителя, печати организации, если декларация подана на бумажном носителе;

отсутствие усиленной квалифицированной электронной подписи в случае ее представления в электронной форме;

представление отчета в некомпетентный по этому вопросу налоговый орган (т.е. ошибочно передана декларация в другую налоговую инспекцию).

При наличии хотя бы одного из приведенных оснований, налоговики информируют компанию о том, что налоговая декларация (расчет) не принята, с указанием причины.

При этом сформированное уведомление об отказе в принятии декларации должно содержать указание причин отказа в принятии декларации.

Пример.

Компания направила налоговая декларация по НДС в установленные законодательством сроки.

Компания обратилась в суд и судьи признали действия налоговиков незаконными по следующим основаниям:

конкретных пунктов раздела I приложения №1 к Методическим рекомендациям, на соответствие которым проводилась проверка соответствующим программным обеспечением, а также конкретных оснований, указанных в п. 28, 194 Административного регламента, в уведомлении не приведено;

доказательств несоответствия представленной декларации установленной форме (установленному формату), отсутствия усиленной квалифицированной электронной подписи руководителя компании или несоответствия данных владельца квалифицированного сертификата данным руководителя компании в налоговой декларации налоговиками не представлено.

Важно!

В своих решениях судьи отмечают, что необоснованный отказ в принятии налоговой декларации препятствует реализации налогоплательщиком возложенной на него обязанности по представлению декларации (Постановление АС Западно-Сибирского округа от 04.07.2018 г. №А67-8050/2017).

Что делать компании, если у нее не приняли декларацию?

Понятно, что судебные баталии отнимают время и силы, а декларацию нужно сдать здесь и сейчас. Прежде всего, нужно сформировать письмо на имя руководителя налоговой инспекции, указав, что с Вашей стороны исполнены все обязательства по сдаче отчетности через ТКС. Компании следует написать, что в случае непринятия налоговой отчетности она намерена обратиться с жалобой в вышестоящий налоговый орган и прокуратуру. В письме необходимо акцентировать внимание, что своими действиями ИФНС препятствует своевременному и надлежащему исполнению обязанностей налогоплательщика, тем самым нарушают его права, предусмотренные ст.21 НК РФ.

Как показывает наш опыт, устные обращения в налоговую инспекцию к специалистам по работе с декларациями и приему деклараций через ТКС, не возымеют такого эффекта как письменные обращения, которые в случае возникновения судебного спора, будут дополнительным аргументом компании.

Перечень оснований для непринятия ИФНС налоговой отчетности установлен в п. 19 Административного регламента предоставления госуслуги по приему налоговых деклараций, утв. приказом ФНС от 08.07.2019 № ММВ-7-19/343.

К основаниям для отказа в приеме бумажной декларации относятся:

  • представление декларации не в тот налоговый орган;
  • отсутствие в бумажной налоговой декларации подписи лица, уполномоченного подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в отчетности;
  • отсутствие документов, удостоверяющих личность физлица, непосредственно представляющего налоговую декларацию в ИФНС;
  • отсутствие документов, подтверждающих полномочия представителя, подающего налоговую декларацию в ИФНС;
  • представление налоговой декларации не по установленной форме;

представление расчета по страховым взносам, в котором сведения по каждому физлицу о сумме выплат и страховых взносах содержат ошибки или если суммы этих показателей по всем физлицам не соответствуют этим же показателям в целом по плательщику взносов;

представление расчета по страховым взносам, в котором указаны недостоверные персональные данные, идентифицирующие работников;

представление декларации (расчета), подписанной руководителем организации, у которого отсутствуют полномочия подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в декларации.

К основаниям для отказа в приеме электронной декларации относятся:

представление налоговой декларации не по установленному формату;

отсутствие усиленной неквалифицированной электронной подписи ИП в случае представления налоговой декларации/расчета в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС;

  • - дисквалифицированный руководитель организации/ИП;
  • - руководитель организации/ИП, снятые с учета на основании сведений о государственной регистрации смерти;
  • - руководитель, отказавшийся от участия (руководства) в организации;
  • - безвестно отсутствующий, недееспособный или ограниченно дееспособный руководитель организации/ИП;
  • - руководитель организации, в отношении которого внесена запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений.

Почему еще могут не принять налоговую декларацию

Дополнительные основания для отказа в приеме налоговой отчетности приводятся в п. 142 Административного регламента предоставления госуслуги по приему налоговых деклараций, утв. приказом ФНС от 08.07.2019 № ММВ-7-19/343. Здесь сказано, что налоговые декларации (как бумажные, так и электронные) должны содержать ряд обязательных реквизитов, без которых отчетность не может быть принята.

В декларациях, представляемых индивидуальными предпринимателями, в обязательном порядке должны быть указаны фамилия, имя и отчество (при наличии) ИП.

Для деклараций, сдаваемых организациями, обязательными реквизитами являются:

  • полное наименование организации;
  • ИНН;
  • вид документа: первичный (корректирующий);
  • наименование налогового органа;
  • подписи лиц, уполномоченных подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).

shutterstock_676786573.jpg

При отсутствии в декларации (расчете) указанных реквизитов должностное лицо ИФНС информирует заявителя о том, что декларация не принята. При этом должны быть указаны причины отказа. Требование об указании причины отказа в принятии декларации является обязательным для ИФНС. Данное требование направлено на исключение неправомерного отказа налогового органа в принятии отчетности.

Что не является основанием для отказа в приеме деклараций

Перечень приведенных выше оснований для отказа в приеме налоговой отчетности является исчерпывающим. Он не подлежит произвольному толкованию или расширению по усмотрению должностных лиц ИФНС. Поэтому налоговики не вправе отказать в приеме декларации, в частности, по следующим причинам:

  • наличие у плательщика признаков недобросовестности;
  • периодическая неуплата организацией/ИП налогов, сборов и страховых взносов;
  • регистрация плательщика по массовому адресу;
  • наличие в налоговой декларации ошибок, неточностей и описок;
  • неосуществление плательщиком хозяйственной деятельности и периодическое неисполнение обязанностей по сдаче налоговой/бухгалтерской отчетности;
  • наличие долгов по обязательным платежам;
  • связь организации/ИП с фирмами-однодневками;
  • транзитный характер совершаемых налогоплательщиком операций;
  • занижение в подаваемой налоговой декларации налогооблагаемой базы.

На этапе принятия декларации налоговики не вправе оценивать добросовестность плательщика и осуществлять проверочные расчеты заявленных в декларации показателей. Для этого существует камеральная налоговая проверка.

Поэтому все вышеназванные причины не являются законным основанием для отказа в приеме отчетности. Если то или иное основание прямо не оговорено в п. 19 и п. 142 Административного регламента предоставления госуслуги по приему налоговых деклараций, утв. приказом ФНС от 08.07.2019 № ММВ-7-19/343, налоговики обязаны принять отчетность.

Могут ли налоговики аннулировать налоговую декларацию

В середине 2018 года ФНС поручила налоговым органам аннулировать налоговые декларации по НДС и налогу на прибыль, подписанные неуполномоченными либо неустановленными лицами (письмо ФНС России от 10.07.2018 № ЕД-4-15/13247). В качестве оснований для аннулирования указывались следующие:

При обнаружении какого-либо из вышеуказанных фактов ФНС поручила налоговикам направлять в адрес плательщика уведомление о признании налоговой декларации недействительной. При этом назывался и срок направления уведомления - не позднее 5 рабочих дней с момента аннулирования документа.

Позднее ФНС пересмотрела свою позицию по данному вопросу и отказала инспекторам в праве аннулировать декларации (письмо ФНС России от 02.11.2018 № ЕД-4-15/21496@).

Таким образом, сейчас налоговые органы не наделены правом признавать декларации недействительными. Причем даже в случае недостоверности содержащейся в отчетности информации и недобросовестности подавших ее организаций/ИП.

Что делать при отказе в принятии декларации

Отказ в принятии налоговой отчетности повлечет нарушение сроков ее сдачи. А это в свою очередь является основанием для привлечения организации/ИП к налоговой ответственности по ст. 119 НК РФ.

Штраф по данной норме составляет 5% не уплаченной на основании поданной декларации суммы налога. Причем этот штраф назначается за каждый полный или неполный месяц просрочки сдачи декларации. В конечном итоге штраф может составить 30% от не уплаченной по декларации суммы налога.

Если же в принятии отчетности было отказано необоснованно, то отказ можно оспорить в вышестоящий налоговый орган. В жалобе на действия ИФНС нужно детально указать суть претензии, а также обратить внимание на п. 19 и п. 142 Административного регламента предоставления госуслуги по приему налоговых деклараций, утв. приказом ФНС от 08.07.2019 № ММВ-7-19/343, где содержится исчерпывающий список оснований для непринятия деклараций.

Кроме того, действия налоговиков могут быть обжалованы в судебном порядке. Судебная практика по данному вопросу сформирована в пользу плательщиков. При этом суды сходятся во мнении, что налоговые органы не вправе отказать в принятии налоговой декларации, представленной по установленной форме (см., например, Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25.07.2018 № А67-9224/2017).

Дата публикации 09.08.2017

Налогоплательщики, представляющие налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган в электронной форме, обязаны обеспечить получение документов от налогового органа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота (п. 5.1 ст. 23 НК РФ).

Обязанность налогоплательщика считается исполненной при наличии у него:

  • договора с оператором ЭДО на оказание услуг по обеспечению электронного документооборота с налоговым органом по месту учета налогоплательщика;
  • квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи.

В случае, когда налогоплательщик действует через своего уполномоченного представителя, договор с оператором ЭДО и квалифицированный сертификат должны быть у уполномоченного представителя.

Кроме того, в налоговый орган необходимо представить документ, подтверждающий полномочия уполномоченного представителя (доверенность) на получение документов от указанного налогового органа. Доверенность на уполномоченного представителя должна быть представлена в налоговый орган не позднее трех дней со дня предоставления уполномоченному представителю соответствующих полномочий.

Согласно ст. 27 НК РФ законным представителем является руководитель организации и индивидуальный предприниматель. Все остальные лица, в том числе сотрудники организации, могут являться только уполномоченными представителями, если они наделены соответствующими полномочиями.

В рамках вышеуказанных положений ФНС России разработала Порядок направления уведомления о получателе документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (Приложение № 1 к Письму ФНС России от 09.12.2016 № ЕД-4-15/23665@).

Уведомление о получателе документов представляется в налоговый орган с целью предоставить информацию налоговому органу о получателе документов. Представление уведомления не является обязательным, оно разработано для того, чтобы налоговый орган мог однозначно идентифицировать получателя документов.

Дело в том, что до появления указанного уведомления, требования, письма и другие документы, направляемые налоговым органом в адрес налогоплательщика, отправлялись инспекцией по последнему адресу, по которому произошло электронное взаимодействие. В некоторых случаях это способно вызвать путаницу, неполучение важных документов должностным лицом налогоплательщика и т.п.

Например, нередко встречается ситуация, когда из программы "1С:ЗУП" была отправлена отчетность, связанная с начислениями персоналу и учетная запись 1С-Отчетности, подключенная в "1С:ЗУП", оказалась последней при взаимодействии с ФНС. Когда ФНС отправляет, к примеру, требование о представлении пояснений по декларации по НДС, то это требование автоматически направляется по последней учетной записи, с которой налогоплательщик осуществил отправку. Таким образом, требование попадает в "1С:ЗУП", где оно не ожидается и организация может пропустить сроки подготовки документов в ответ на требование ФНС.

отчетность в ФНС по организации отправляется из разных конфигураций "1С:Предприятия" (например, отчетность по зарплате - из "1С:ЗУП", а декларации в налоговую - из "1С:Бухгалтерии");

отчетность организации сдается через другую организацию-уполномоченного представителя.

Направление Уведомления о получателе документов не освобождает организацию от представления в налоговый орган доверенности, в случае если организация-налогоплательщик или индивидуальный предприниматель действует через своего уполномоченного представителя.

Уведомление представляется налогоплательщиком или уполномоченным представителем налогоплательщика в налоговый орган в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью.

Подготовка и отправка Уведомления о получателе документов

Нажмите гиперссылку "Уведомления" в окне "1С-Отчетность" (рис. 1).



В поле "От кого" укажите организацию-получателя документов из налогового органа (рис. 3).

В поле "Кому" выберите налоговую инспекцию, в которую направляется данное уведомление и из которой будут приходить документы.


При открытии формы уведомления, данные в форме заполняются значениями по умолчанию из элемента справочника "Организации". Если в элементе "Организации" определено, что отчетность представляет организация-уполномоченный представитель (рис. 4), то по умолчанию подставляются данные уполномоченного представителя.


Флажок "Задать вручную реквизиты получателя документов" (рис. 5) используется в следующих случаях:

  • для дополнительной проверки реквизитов получателя документов (можно ознакомиться и убедиться, что все в порядке);
  • для корректировки реквизитов получателя (идентификатора абонента и др.; как правило, подобные корректировки выполняет технический специалист);
  • для добавления (изменения) должностных лиц получателя документов.



В случае представления в налоговый орган уведомления, в котором указан налогоплательщик, на которого распространяется действие ранее поданного уведомления, то ранее поданное уведомление считается отозванным, а новое уведомление становится актуальным (п. 11 Порядка).

Читайте также: