Уведомление о постановке на учет в налоговом органе ип

Обновлено: 18.05.2024

Физическим лицам индивидуальный номер присваивается, как только человек становится налогоплательщиком — например, когда устраивается работать. Статус налогоплательщика можно обрести даже в детском возрасте, например, если ребенок стал собственником недвижимости. Юридическим лицам номер присваивается при регистрации.

Что вы узнаете

Как узнать свой ИНН

В налоговой инспекции

Зайдите в ближайшую инспекцию с паспортом — там скажут ваш ИНН .

На сайте налоговой

На сайте госуслуг

Через госуслуги можно узнать только свой идентификационный номер.

Как узнать ИНН индивидуального предпринимателя и юридического лица

На официальном сайте налоговой есть страница со сведениями из ЕГРЮЛ — это реестр, где хранится полная информация о юрлицах и ИП , в том числе идентификационный номер налогоплательщика.

Результаты поиска ИП по ФИО. В таблице найдите нужного индивидуального предпринимателя — напротив фамилии в соответствующей колонке будет его идентификационный номер

Если кликнуть по фамилии в таблице выше, система сформирует выписку из единого государственного реестра ИП. В выписке содержатся все сведения об индивидуальном предпринимателе, в том числе и ИНН

Если нужно узнать свой ИНН предпринимателя или юридического лица, и при этом есть личный кабинет на сайте ФНС, то сведения об ИНН всегда есть в ЛК. Их можно посмотреть как на сайте, так и в мобильном приложении для личного кабинета.

Как и где получить ИНН

Первый раз такое свидетельство выдают бесплатно в любом налоговом органе России, который работает с физическими лицами. Для этого нужен паспорт и заполненное заявление о постановке физлица на налоговый учет по форме № 2-2-Учет. С 21 июля 2020 года форма обновлена.

Есть несколько способов подать заявление о постановке на учет и получить свидетельство.

В налоговой инспекции

Можно выбрать любую удобную вам инспекцию и записаться на прием на сайте налоговой. Получить документ можно через 5 рабочих дней в инспекции при предъявлении паспорта.

В МФЦ

К заявлению по форме № 2-2-Учет приложите нотариально заверенную копию паспорта и отправьте их заказным письмом. В этом случае свидетельство придет также письмом на адрес, указанный в заявлении. Специалист налоговой службы подготовит и отправит документ в течение пяти рабочих дней. Еще несколько дней займет почтовая пересылка.

Через интернет на сайте ФНС

Сервис предложит выбрать любую инспекцию для получения свидетельства и сообщит дату, когда оно будет готово.

Получение ИНН на ребенка

Если ребенок достиг 14-летнего возраста, он может получить свидетельство самостоятельно любым из указанных выше способов.

Получением свидетельства для ребенка младше 14 лет должен заниматься его законный представитель — мать или отец, усыновитель, опекун.

Вот какой набор документов понадобится:

  1. Заявление по форме № 2-2-Учет , заполненное от лица законного представителя ребенка.
  2. Паспорт гражданина, от имени которого заполнено заявление.
  3. Свидетельство о рождении ребенка.

Документы можно подать любым из способов, указанных в предыдущем разделе.

Как восстановить или заменить свидетельство ИНН

При смене фамилии, имени, отчества, пола, даты рождения, места рождения нужно заменить свидетельство — идентификационный номер при этом остается прежним. Сроков для такой замены нет, органы записи актов гражданского состояния сами направляют измененные сведения в налоговую. Обязанности получить новый документ также не установлено — заменить его можно для удобства.

Если документ испорчен или утрачен, нужно восстановить его, получив повторное свидетельство. Оно стоит 300 рублей. Госпошлину за повторную выдачу свидетельства можно оплатить на сайте налоговой. Квитанцию об оплате нужно приложить к стандартному набору документов для получения: паспорту и заявлению по форме № 2-2-Учет.

Если вы сменили место жительства, получать новое свидетельство ИНН не нужно.

Дубликат свидетельства о постановке на налоговый учет будет готов через 5 рабочих дней при подаче документов в налоговой инспекции и через 7—10 дней при подаче документов через МФЦ .

Как получить электронное свидетельство ИНН

В октября 2020 года ФНС расширила функциональные возможности личного кабинета налогоплательщика — физического лица.

Пользователи могут бесплатно в любой момент запросить и скачать электронное свидетельство ИНН, подписанное усиленной квалифицированной подписью. Такой документ равнозначен бумажной версии. И это самый простой на сегодняшний день способ получения или восстановления свидетельства ИНН.

Как воспользоваться возможностью:

Свидетельство ИНН будет в формате pdf и подписано усиленной квалифицированной подписью налоговой инспекции.

Как сделать отметку об ИНН в паспорте

Записываться заранее не нужно, оставлять паспорт тоже. Штамп поставят сразу же в присутствии гражданина при наличии свидетельства ИНН .

Заявление по форме 2-2-Учет — это документ, который придется заполнить, чтобы зарегистрироваться в ФНС в качестве налогоплательщика. Его подают в налоговую инспекцию, что получить ИНН.

Предназначение документа

Действующее фискальное законодательство определяет, что все граждане, предприниматели и организации регистрируются в ФНС в качестве налогоплательщиков. Причем неважно, платит ли конкретный субъект налоги в бюджет или нет. Даже если обязательства по перечислению фискальных платежей у данного лица отсутствуют, он обязан встать на госучет в ФНС.

Постановка физлица на учет в ФНС, или попросту получение ИНН, — обязательная процедура. Без идентификационного номера налогоплательщика гражданин не сможет оформить налоговые вычеты, зарегистрировать индивидуальное предпринимательство или создать юрлицо (организацию). Помимо этого, ИНН является обязательным реквизитом практически всех налоговых и отчетных форм. Следовательно, чтобы получить код, придется обратиться в налоговую инспекцию с заявлением 2-2-Учет.

Унифицированный бланк

Чтобы гражданину получить идентификационный номер, необходимо подготовить специальное письменное обращение с просьбой поставить его на учет в государственном реестре налогоплательщиков. Код идентификации показывает, какой вы по списку в этом госреестре.

Для подготовки обращения используйте унифицированный бланк, который утвержден приказом ФНС №ЕД-7-14/323@ от 08.05.2020. Унифицированная форма КНД 1112015 представлена в Приложении №1 к нормативному распоряжению.

Полное наименование документа — заявление физического лица о постановке на учет в налоговом органе КНД 1112015, форма 2-2-Учет.

До 1 октября применялись старые формы из приказа №ЯК-7-6/488@. С 01.10.2020 действуют новые бланки заявления о постановке, уведомлений о постановке и о снятии с учета. Теперь образец заполнения формы 2-2-Учет при смене фамилии не требуется — эту возможность исключили из формы. ФНС получает информацию через ЕГР ЗАГС.

Как заполнить: общие рекомендации

Основные рекомендации по заполнению закреплены в приказе ФНС №ЕД-7-14/323@. Вот как заполнить заявление на получение ИНН физлицу:

  1. Внесите сведения в форму от руки либо заполните документ при помощи компьютера или любой печатной техники. Для рукописного варианта используйте только черные или синие чернила.
  2. Если вы допустили ошибки в заполнении 2-2-Учет, придется составить его заново. Ошибки, исправления либо использование корректирующих средств при составлении документов такого рода недопустимы.
  3. Если заполняете бланк от руки, в пустых полях проставьте прочерки. При подготовке КНД 1112015 на компьютере прочерки не ставят.

Информацию вносите печатными буквами, проследите, чтобы текст легко читался.

Готовый пример заполнения заявления на ИНН передайте в ФНС лично, по почте либо через доверенного представителя.

Пошаговая инструкция к заполнению

Шаг №1. Начните заполнять заявление с первой страницы.

Укажите личную информацию:

  • Ф. И. О.;
  • пол;
  • дату рождения;
  • место рождения;
  • гражданство.

Укажите код страны, количество листов формы и количество приложений. Внесите номер телефона для связи, дату заполнения и подпишите КНД 1112015.

В нижней части первого листа информацию вносит работник налоговой службы. Здесь указываются данные о присвоенном ИНН, дате постановки на учет и реквизитах свидетельства (дата и номер).

Шаг №2. Переходим к заполнению второй страницы.

Еще раз укажите Ф. И. О., реквизиты документа, удостоверяющего личность (паспорт или свидетельство о рождении). Здесь же указываются данные о документах иностранных граждан, разрешающих проживание в РФ.

Шаг №3. Заполняем последний лист.

Внесите информацию об адресе места жительства или пребывания в РФ. По новым правилам тип и наименование населенного пункта, элементов планировочной структуры, улично-дорожной сети, здания и помещения в пределах здания вписываются от руки.

На третьей странице заявления указывают информацию о документе, который подтверждает регистрацию по месту пребывания в России. Требуются не только номер, дата и иные регистрационные данные официальной бумаги, но и адрес места пребывания в РФ.

Вот пример заявления физического лица о постановке на учет в налоговом органе на новом бланке:

Внимание! Статья соответствует нормативным актам на момент написания (июнь 2017).
В вашем случае внешний вид документов может отличаться от описанных в статье.

Автоматическое заполнение реквизитов по ИНН

Рекомендуется автоматически заполненять реквизиты индивидуального предпринимателя по ИНН. Для этого достаточно указать ИНН и нажать кнопку "Заполнить".

Важно! Адрес для ИП необходимо заполнять вручную.


Основные реквизиты индивидуального предпринимателя


Все реквизиты ИП в листе записи и выписке из ЕГРИП приводятся в виде таблицы. Рассмотрим основыне показатели.


Дата регистрации - дата внесения записи в ЕГРНИП


Основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя (ОГРНИП) – это номер, под которым внесена информация о ИП в ЕГРИП


Дата выдачи свидетельства (Может отсутствовать, если свидетельство было выдано для вступления в силу Приказа Федеральной налоговой службы от 13 ноября 2012 г. N ММВ-7-6/843@)


Серия и номер свидетельства

Реквизиты, относящиеся к регистрации ИП, можно посмотреть в разделе Сведения об учете в налоговом органе


Индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН)

В программе можно указать полное и сокращенное наименование. Обычаями делового оборота принято сокращенное наименование в виде ИП Фамилия И.О. и полное наименование в виде Индивидуальный предприниматель Фамилия Имя Отчество.

Среди основных реквизитов указывается наименование в программе. Это наименование будет отображаться только на экране.

Так же для технических нужд в программе используется двухбуквенный префикс. Он необходим чтобы технически отличать документы каждой организации или индивидуального предпринимателя в одной информационной базе.

Пенсионный фонд и фонд социального страхования

Сведения о регистрации в Пенсионном фонде Российской Федерации и Фонде социального страхования указываются в соответствующих разделах выписки.


Регистрационный номер ПФР, который состоит из 12 цифр

В программе также указывается код территориального органа. Он состоит из двух частей: кода региона (3 цифры) и кода района постановки на учет (3 цифры). Как правило, код совпадают с первыми 6 цифрами регистрационного номера. Платежные реквизиты заполняются по коду автоматически.

Примечание! С 2017 года отдельной регистрации ИП, имеющего наемных сотрудников, не предусмотрено. Реквизит Регистрационный номер (за сотрудников) заполнять не нужно.


Регистрационный номер (за сотрудников) страхователя в ФСС.

Указывается, если у ИП есть наемные сотрудники.

В программе также необходимо указать Код подчиненности. Он состоит из пяти цифр, причем, как правило, первые 4 цифры совпадают с первыми 4-мя цифрами номера страхователя, а 5-я цифра равна 1. В программе он заполнится автоматически по введенному номеру.

Коды статистики

Основной код по общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) указан в выписке из ЕГРИП.


Код по общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД).

С 2017 года в отчетности в ФНС и Росстат используются коды по классификатору ред. 2. Код по классификатору ред. 1 с 2017 года можно не заполнять.

Присвоенные ИП коды статистики указываются в уведомлении Росстата. Получить уведомление в виде pdf файла можно на сайте Росстата.


Код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО) – присваивается каждому ИП.


Код по общероссийскому классификатору административно-территориальных образований (ОКАТО).


Код по общероссийскому классификатору территорий муниципальных образований (ОКТМО).

В программе коды ОКАТО и ОКТМО заполняются автоматически в зависимости от указанного адреса регистрации и соответствующей этому адресу инспекции ФНС.


Код по общероссийскому классификатору форм собственности (ОКФС)

Как правило, это код 16 - частная собственность.


Код по общероссийскому классификатору организационно-правовых форм (ОКОПФ)

Для ИП это код 50102 - Индивидуальные предприниматели.

В числе кодов статистики необходимо указать Код территориального органа Росстата, которому подотчетен ИП. Он требуется для сдачи отчетности в электронном виде. Код определяется автоматически, в зависимости от адреса регистрации. При необходимости, уточните его в территориальном органе Росстата.

Подготовительный этап

Перед тем, как посетить налоговую службу и встать на учет, предпринимателю следует определиться с системой налогообложения, в соответствии с которой будут производиться отчисления. Раздел 8 НК РФ устанавливает 5 возможных режимов для ИП:

  • ОСН. Подразумевает ведение довольно сложной отчетности, уплату налога на прибыль в размере 13%, а также подсчет НДС. Преимуществом является отсутствие ограничений при выборе деятельности.
  • УСН. Идеальный вариант для начинающих предпринимателей. Предоставляет два возможных варианта подсчета налога:
  • От всего дохода.
  • От части прибыли, получившейся после вычитания из общей суммы заработка расходов.
  • ЕСХН. Используется исключительно сельхоз. организациями.
  • ЕНВД. Предприниматель уплачивает фиксированную сумму налога на выбранный вид деятельности, размер которого устанавливается государством.
  • ПСН. Заключается в приобретении специального патента и уплаты фиксированной суммы в пользу государства. Введена специально для ИП.

Для индивидуального предпринимателя, как работодателя, выгоднее всего использовать ОСНО, так как режим практически не накладывает ограничений на деятельность. Но в любом случае выбор систем налогообложения зависит от множеств индивидуальных факторов, которые необходимо учитывать.

Где можно зарегистрироваться

Определившись с системой налогообложения, ИП беспрепятственно может подавать заявление о постановке на налоговой учет. Существует несколько вариантов передачи документов в ИФНС:

  • Лично
  • Через доверенное лицо
  • Посредством Почты России
  • Через электронные ресурсы

Если предприниматель занимается регистрацией самостоятельно, ему следует обратиться:

  • Непосредственно в отделение ИФНС по месту ведения деятельности
  • В многофункциональные центры

Работники выбранной организации примут заявление о постановке на учет и назначат дату, когда можно получить свидетельство. В указанные учреждения необходимо обратиться для постановки на учет ИП и гражданину, действующему на основании доверенности.

Доставить документы в налоговую можно и воспользовавшись услугами Почты России. Отправлять собранный пакет следует заказным письмом с уведомлением , чтобы убедиться, что посылка дойдет до получателя. Однако данный способ имеет существенный недостаток: срок постановки на учет существенно увеличивается ввиду долгой доставки бумаг.

Существуют и другие дистанционные методы постановки на учет ИП, подразумевающие использование сети Интернет :

Процедура регистрации ИП через банковское учреждение достаточна проста:

  • Пользователь заполняет на сайте банков форму, сведения с которой в дальнейшем переносятся в заявление и другие документы в автоматическом режиме
  • Перечисляется в режиме онлайн госпошлина
  • Банковской организацией проверяются указанная пользователем информация
  • Далее возможно два варианта:
  • Пересылка заполненных документов в ИФНС в режиме онлайн
  • Распечатка бумаг и самостоятельная их подача в налоговую
  • Если выбран электронный способ подачи, ответ приходит в качестве электронного письма

Дополнительным бонусом при подаче заявления о постановке на учет через банк является возможность открытия расчетного счета на выгодных условиях.

Подобные сервисы помогают не только зарегистрировать ИП, но и в дальнейшем вести документацию.

Любой из дистанционных методов подразумевает использование электронной подписи. А при личной подаче все копии документов обязательно проходят через процедуру нотариального заверения.

Какие документы потребуются

Самой важной бумагой для постановки на учет является заявление от предпринимателя. Закон строго определяет образец, по которому оно заполняется. Он представляет собой двусторонний бланк, на котором отображается:

  • ФИО регистрируемого лица и его дата рождения
  • Место жительства
  • Виды деятельности, зашифрованные в коды ОКВЭД
  • Гражданство
  • Телефон для связи
  • Сведения из паспорта

Заявление обязательно визируется личной подписью предпринимателя. При заполнении следует избегать исправлений и помарок, которые могут повлечь признание документа недействительным.

В пакет также включаются:

  • Копия страниц паспортов
  • Подтверждение гражданства для иностранцев или его отсутствия для лиц, у которых его нет
  • Если в подтверждающем личность документе не обозначена дата рождения, следует предоставить бумаги, отражающие данную информацию
  • Разрешение на пребывание в пределах РФ для иностранцев
  • Справка, подтверждающая отсутствие судимостей для предпринимателей, планирующих заниматься определенными видами деятельности, например, детским образованием
  • Заполненная квитанция о госпошлине, сопровождаемая чеком

При регистрации несовершеннолетнего лица в качестве ИП дополнительно предоставляется:

  • Разрешение от законных представителей, заверенное нотариусом
  • Копия свидетельства о регистрации брака родителей
  • Копию судебного постановления, устанавливающего дееспособность лица от 16 до 18 лет

Все копии бумаг подлежат нотариальному удостоверению. Если подача осуществляется посредством пересылки письма через Почту России, дополнительно составляется опись документов.

Процедура регистрации

Постановка на учет производится непосредственно по месту жительства предпринимателя. В другом регионе зарегистрироваться начинающему бизнесмену не получится.

Далее предприниматель заполняет форму заявления и представляет необходимые документы. Налоговая служба проводит проверку, и, если указанная информация является достоверный, производит постановку на учет нового ИП, то есть вносит запись в реестр налогоплательщиков. Помимо этого регистрационный орган подает сведения об ИП в ПФР и в Росстат. Однако в ФСС в качестве работодателя предприниматель должен регистрироваться самостоятельно.

Утвержденный в Налоговом кодексе срок рассмотрения поданного заявления составляет 5 дней. После этого прошедший проверку предприниматель заносится в Единый реестр учета налогоплательщиков, а работники организации, куда производилось обращение, выдают следующие документы:

  • Свидетельство, подтверждающее, что физическому лицу присвоен статус ИП
  • Удостоверяющая факт постановки на учет в ИФНС бумага
  • Уведомление о передаче информации в пенсионный фонд и постановке на учет в данном органе
  • Акт о внесении кодов деятельности в статистику

После получения бумаг ИП может вести деятельность на законных основаниях.

Могут ли отказать

Постановка на учет ИП признается достаточно простой процедурой, требующей минимальных затрат сил и времени со стороны предпринимателя. Однако, несмотря на легкость регистрации в некоторых случаях, начинающий бизнесмен может получить отказ от регистрации. Подобное решение налоговая принимает по ряду причин:

  • При подаче заявление не были предоставлены необходимые бумаги, необходимые для проверки информации о физическом лице-предпринимателе. Особенно это касается справки об отсутствии судимостей, которая нужна для занятия некоторыми видами деятельности. Чтобы зарегистрироваться в подобных случаях, достаточно сделать повторный запрос, присовокупив к заявлению недостающие документы.
  • Данные, отраженные в поданных бумагах, являются недостоверными или ложными.
  • Запрос был подан в подразделение ФНС, которому не подконтрольна территория, где будет заниматься предпринимательской деятельностью заявитель. В подобном случае следует просто обратиться в необходимую организацию с повторным ходатайством.
  • Подающее заявление лицо уже регистрировалось в качестве ИП, о чем имеется запись в Едином реестре налогоплательщиков. Повторная постановка на учет не производится.
  • В отношении регистрирующего лица было принято решение о признании банкротом менее года назад.

Иные причины для отказа в регистрации не являются законными. Их предъявление может стать основанием для обжалования решения в вышестоящую инстанцию или судебный орган.

Консультация юриста по вопросам регистрации и постановки ИП на учет доступна на сайте БЕСПЛАТНО:

Делитесь информацией с друзьями в социальных сетях. А также подписывайтесь на наши соц. сети (ссылки в профиле)

Читайте также: