Условие о штрафе в договоре оказания услуг

Обновлено: 17.05.2024

Сроки выполнения работ (оказания услуг).

Исполнитель обязан осуществить выполнение работы (оказание услуги) в срок, установленный правилами выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) или договором о выполнении работ (оказании услуг). В договоре о выполнении работ (оказании услуг) может предусматриваться срок выполнения работы (оказания услуги), если указанными правилами он не предусмотрен, а также срок меньшей продолжительности, чем срок, установленный указанными правилами.

Правила оказания отдельных видов услуг, выполнения отдельных видов работ потребителям устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Срок выполнения работы (оказания услуги) может определяться датой (периодом), к которой должно быть закончено выполнение работы (оказание услуги) или (и) датой (периодом), к которой исполнитель должен приступить к выполнению работы (оказанию услуги).

В случае, если выполнение работы (оказание услуги) осуществляется по частям (доставка периодической печати, техническое обслуживание) в течение срока действия договора о выполнении работ (оказании услуг), должны предусматриваться соответствующие сроки (периоды) выполнения таких работ (оказания услуг).

По соглашению сторон в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

Последствия нарушения исполнителем сроков выполнения работ (оказания услуг).

Если исполнитель нарушил сроки выполнения работы (оказания услуги) - сроки начала и (или) окончания выполнения работы (оказания услуги) и (или) промежуточные сроки выполнения работы (оказания услуги) или во время выполнения работы (оказания услуги) стало очевидным, что она не будет выполнена в срок, потребитель по своему выбору вправе:

· назначить исполнителю новый срок;

· поручить выполнение работы (оказание услуги) третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;

· потребовать уменьшения цены за выполнение работы (оказание услуги);

· отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги).

Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков выполнения работы (оказания услуги).

Назначенные потребителем новые сроки выполнения работы (оказания услуги) указываются в договоре о выполнении работы (оказании услуги).

В случае просрочки новых сроков потребитель вправе предъявить исполнителю иные требования.

Цена выполненной работы (оказанной услуги), возвращаемая потребителю при отказе от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), а также учитываемая при уменьшении цены выполненной работы (оказанной услуги).

В случае предъявления потребителем требования об уменьшении цены за выполнение работы (оказание услуги) в расчет принимается цена выполненной работы (оказанной услуги) на момент предъявления потребителем требования об уменьшении цены за выполнение работы (оказание услуги) или, если оно добровольно не удовлетворено, на момент вынесения судом решения о соразмерном уменьшении покупной цены;

При отказе от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), потребитель вправе требовать возмещения разницы между ценой выполнения работы (оказания услуги), установленной договором, и ценой соответствующей работы (услуги) на момент добровольного удовлетворения такого требования или, если требование добровольно не удовлетворено, на момент вынесения судом решения.

В случае отказа от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) в кредит, потребителю возвращается уплаченная за выполнение работы (оказание услуги) денежная сумма в размере погашенного ко дню отказа от исполнения договора выполнения работы (оказания услуги) кредита, а также возмещается плата за предоставление кредита.

При отказе от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) исполнитель не вправе требовать возмещения своих затрат, произведенных в процессе выполнения работы (оказания услуги), а также платы за выполненную работу (оказанную услугу), за исключением случая, если потребитель принял выполненную работу (оказанную услугу).

В случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа. Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени).

Неустойка (пеня) за нарушение сроков начала выполнения работы (оказания услуги), ее этапа взыскивается за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки вплоть до начала выполнения работы (оказания услуги), ее этапа или предъявления потребителем предусмотренных требований.

Неустойка (пеня) за нарушение сроков окончания выполнения работы (оказания услуги), ее этапа взыскивается за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки вплоть до окончания выполнения работы (оказания услуги), ее этапа или предъявления потребителем предусмотренных требований.

Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы (оказания услуги) не определена договором о выполнении работы (оказании услуги).

Размер неустойки (пени) определяется, исходя из цены выполнения работы (оказания услуги), а если указанная цена не определена, исходя из общей цены заказа, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено исполнителем в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование потребителя добровольно удовлетворено не было.

Установленные требования потребителя, не подлежат удовлетворению, если исполнитель докажет, что нарушение сроков выполнения работы (оказания услуги) произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя.

Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя.

Требования потребителя о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора, подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования.

За нарушение предусмотренных настоящей статьей сроков удовлетворения отдельных требований потребителя исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню).

В случае нарушения сроков удовлетворения установленных требований, потребитель вправе предъявить исполнителю иные предусмотренные требования.

Право потребителя на отказ от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг).

Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.

Обязанность исполнителя информировать потребителя об обстоятельствах, которые могут повлечь за собой невозможность ее завершения в срок.

Исполнитель обязан своевременно информировать потребителя о том, что соблюдение указаний потребителя и иные обстоятельства, зависящие от потребителя, могут повлечь за собой невозможность ее завершения в срок.

Если потребитель, несмотря на своевременное и обоснованное информирование исполнителем, в разумный срок не изменит указаний о способе выполнения работы (оказания услуги) либо не устранит иных обстоятельств, которые могут снизить качество выполняемой работы (оказываемой услуги), исполнитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков.

Действия потребителя при нарушении исполнителем сроков выполнения работ, оказания услуг.

При нарушении исполнителем сроков выполнения работ, оказании услуг, потребителю необходимо поставить об этом в известность исполнителя, подготовив письменную претензиюв двух экземплярах,в которой четко сформулировать свои требования.

Взыскание неустойки по договору оказания услуг

Неустойка по договору оказания услуг взыскивается заказчиком или исполнителем на основаниях, предусмотренных ГК РФ, Законом от 07.02.1992 №2300-1, или самим договором. Вместе с ней можно добиться возврата предоплаты, расторжения договора, удовлетворения иных требований. Рассмотрим, каковы обязанности и права сторон по договору о возмездном оказании услуг, основания для взыскания неустойки, особенности и порядок ее расчета, а также процедуру досудебного и судебного урегулирования вопроса.

Обязанности сторон по договору оказания услуг

Для того чтобы, быстро получить ответы на свои вопросы , обращайтесь за юридической консультацией в онлайн-чат справа или звоните по телефону: 8 (800) 302-32-85

Обязанности по договору оказания услуг (далее – ДОУ) имеют ключевое значение, т.к. именно за их неисполнение с исполнителя может быть взыскана неустойка.

По закону исполнитель обязуется:

В обязанности заказчика входит:

  • Обеспечение условий оказания исполнителем услуг;
  • Своевременный прием работы по акту приема-передачи;
  • Своевременная оплата услуг в сроки, определенные договором.

Примечание: неустойка может быть взыскана не только с исполнителя, но и с заказчика. Например, если он нарушает сроки оплаты услуг (ст. 395 ГК РФ). Ее размер определяется ключевой ставкой ЦБ РФ, действующей в период просрочки, если иная величина не установлена договором. Процедура взыскания исполнителем выглядит так же, как и клиентом. Досудебное урегулирование обязательно. Помимо неустойки, взыскивается штраф 50% от суммы, взысканной судом в пользу потребителя (п. 6 ст. 13 ЗоЗПП).

Права потребителя по договору об оказании услуг

Согласно ст. 29 ЗоЗПП, заказчик при обнаружении недостатков в работе по ДОУ вправе:

Срок предъявления требований составляет 2 года с момента принятия работы. Если речь идет о недостатках в недвижимом имуществе, срок увеличивается до пяти лет.

Когда можно взыскать неустойку по договору об оказании услуг

Договор об оказании услуг может заключаться с образовательными, медицинскими учреждениями, риэлторскими и туристическими агентствами, юридическими и иными компаниями.

Рассмотрим несколько ситуаций, когда может быть взыскана неустойка:

  • Непредоставление услуг в полном объеме;
  • Отказ от исправления недостатков;
  • Игнорирование требований заказчика об устранении недостатков;
  • Частичное непредоставление услуг в установленные договором сроки.

Если нарушением со стороны исполнителя заказчику причинен ущерб, вместе с неустойкой взыскивается и компенсация.

Важно! Договор об оказании услуг необязательно заключается письменно. Он может быть и устным. Например, если человек договаривался с исполнителем через интернет, он считается заключенным с момента, когда физлицо или организация соглашается на выполнение работы. Вместо стандартного письменного договора действует оферта.

Размер неустойки по договору об оказании услуг

Размер неустойки при нарушении установленных сроков выполнения работы определен ст. 28 ЗоЗПП и равен 3% за каждый день просрочки. Если договором установлено, что услуга должна быть предоставлена в течение нескольких часов – за каждый час. ДОУ может быть определен и иной размер неустойки (пени), но не ниже 3%. Отсчет начинается со дня, следующего за днем, когда услуга должна быть предоставлена, а заканчивается датой вынесения судебного решения.

Определяется пеня от цены выполнения работы. Если же она не установлена – от общей стоимости заказа.

  • 5 000 х 3% = 150 руб. – неустойка за один день просрочки.
  • 150 х 45 = 6 750 руб. – пеня за весь период.
  • 150 000 х 3% = 4 500 руб. – пеня за один день просрочки.
  • 4 500 х 78 = 351 000 руб. – общий размер неустойки за весь период.

Важно! Неустойка в виде пени взыскивается одновременно со стоимостью оплаченной работы.

Как взыскать неустойку в досудебном порядке

Надоело читать? Позвоните юристу и он быстро вас проконсультирует по любым вопросам (бесплатный звонок по всей России): 8 (800) 302-32-85

Для начала нужно попытаться урегулировать спор с исполнителем в досудебном порядке. Порядок действий и сроки ответа на претензию определяется договором. Это может быть и 10-20 дней. Если же срок не установлен, второй стороне на дачу ответа дается 30 календарных дней.

Что нужно сделать заказчику:

Далее остается только дождаться ответа. Если он не поступил, исполнитель считается оповещенным, т.к. уведомление в любом случае возвращается отправителю письма. Нужно идти в суд.

Взыскание неустойки по договору об оказании услуг через суд

Если требование заказчика проигнорировано или пришел отрицательный ответ, придется обращаться в суд. Документы подаются в суд по месту нахождения исполнителя.

Как выглядит порядок взыскания неустойки пошагово:

  1. Заказчик направляет копию искового заявления исполнителю.
  2. После получения уведомления о вручении заявление с остальными документами подаются в районный или городской суд.
  3. После принятия материалов судьей к производству стороны получают извещения с датой первого судебного заседания.
  4. Проводится предварительное заседания, уточняются обстоятельства. При необходимости судья может запросить дополнительные документы.
  5. Во время основного слушания сторонами представляются доказательства своих позиций.

Решение принимается судьей единолично в совещательной комнате, после оглашается в зале заседаний. Вступает в силу через месяц после вынесения, за это время истец или ответчик могут его оспорить.

Когда решение вступит в силу, нужно прийти за его копией и исполнительным листом. Срок, в который должна быть произведена выплата неустойки, определяется судом. Если исполнитель игнорирует решение, достаточно подать исполнительный лист судебному приставу для принудительного взыскания денежных средств.

Документы

При обращении в суд истцу понадобится:

  • Исковое заявление;
  • Паспорт;
  • Договор об оказании услуг;
  • Письменный расчет;
  • Уведомление о вручении требования ответчику.

Если от исполнителя поступил письменный отказ в выплате неустойки, предоставляется и он.

Расходы

По закону споры о защите прав потребителей пошлиной не облагаются (ст. 333.36 НК РФ). Если истец тратит деньги на услуги адвоката или юриста, впоследствии судебные расходы возмещаются ответчиком.

Судебная практика

Взыскание неустойки по договору оказания услуг – сложная процедура, но при грамотном подходе можно добиться желаемого.

Вот пример из судебной практики: женщина заключила с физлицом (ИП) договор об оказании услуг по перетяжке мебели, сразу заплатив 10 000 руб. в качестве предоплаты. Общая стоимость договора составила 100 000 руб. В установленные сроки работа не выполнена, исполнитель перестал выходить на связь. Заказчица отправила досудебную претензию, ответа не поступило. Через месяц она обратилась в суд с требованием о взыскании неустойки в размере 3% за 57 дней просрочки. Общая сумма – 171 000 руб. Также в требованиях заявлено расторжение договора и возврат предоплаты.

Рассмотрев дело, суд удовлетворил исковые требования. Ответчика обязали полностью возместить судебные расходы, вернуть предоплату и выплатить неустойку. Общая сумма составила 270 000 руб.

Возможные трудности

Наиболее распространенная проблема – снижение размера неустойки судами на основании ст. 333 ГК РФ. Согласно ей, суд может снизить пеню, если установит, что она несоразмерна последствиям нарушенных обязательств. Чаще всего так и бывает.

Если вам нужна помощь во взыскании неустойки с исполнителя по договору об оказании услуг, вы можете обратиться к юристам за консультацией на нашем сайте. Для этого достаточно позвонить по телефону или заполнить онлайн-форму, и дождаться ответа. Он поступит быстро и с подробными разъяснениями.

Не нашли ответа на свой вопрос? Для того чтобы узнать, как решить именно Вашу проблему и получить консультацию юриста, пишите в онлайн-чат справа, в форму для вопросов ниже или звоните по телефону:

Консультация в чате и по телефону – это самые быстрые способы получения ответа. Через форму ниже – примерное время ожидания ответа 1-2 дня.

Дарья Черепанова

Договор об оказании услуг является наиболее распространённым, ведь столкнуться с ним можно не только при ведении бизнеса, но и в повседневной жизни. По данному договору исполнитель обязан оказать услуги, а заказчик гарантирует их оплатить. К договору об оказании услуг применяются нормы о подряде с некоторыми исключениями, о которых мы сегодня и расскажем.

Существенное условие договора об оказании услуг только одно:
предмет — деятельность, которую должен осуществить исполнитель по заданию заказчика. При определении предмета не ограничивайтесь стандартными формулировками и общими фразами, а подробно опишите, что именно входит в ту или иную услугу. В противном случае предмет договора не будет считаться согласованным, что может привести к множеству споров.

  • заказчик может предъявить претензии по качеству или составу работ, руководствуясь требованиями, которые в договоре оговорены не были;
  • исполнитель может вольно трактовать предмет договора и оказать не те услуги, которые желает получить заказчик;
  • налоговые органы уделяют пристальное внимание данному виду договора, пресекая учёт фиктивных расходов. Чтобы избежать вопросов со стороны налоговиков в договоре нужно ясно и чётко определить, какие услуги оказываются и насколько они экономически оправданы.

К некоторым видам деятельности закон предъявляет дополнительные требования — наличие страховки, лицензии, квалификации, членства в саморегулируемой организации. Пренебрежение ими может повлечь серьёзные последствия. Например, осуществление деятельности без лицензии грозит рядом неприятностей — от штрафа до ликвидации юридического лица, а в некоторых случаях — до уголовной ответственности.

Согласование иных условий остаётся на усмотрение сторон, но мы рекомендуем определить их в договоре:

  • цена, если она не указана, то стоимость услуг определяется исходя из их рыночной стоимости. В тех случаях, когда договор предполагает выполнение нескольких действий, рекомендуется определить стоимость каждого из них. Это поможет при определении цены уже оказанных услуг, если договор будет расторгнут в одностороннем порядке. Помимо вознаграждения исполнителя следует установить порядок оплаты дополнительных расходов;
  • срок;
  • место исполнения договора в случае, если оно имеет значение;
  • сроки и порядок осуществления выплат.

Публичный договор оказания услуг

В случае когда предложение исполнителя оказать услуги направлено на неограниченный круг лиц, заключается публичный договор. Например, платные медицинские, образовательные, туристические услуги, услуги по передаче электрической энергии, услуги связи и т д.

У публичного договора есть свои отличительные черты:

  • чаще всего заказчиком выступает гражданин, и услуги связаны с его личными бытовыми нуждами;
  • используется типовый договор с фиксированными ценами и тарифами и равными для потребителей условиями;
  • исполнитель окажет соответствующие услуги каждому, кто обратится к нему и заплатит установленную цену;
  • исполнитель не может отказать в оказании соответствующих услуг. Например, организация, предоставляющая услуги связи, не может отказать в их предоставлении лицу, которое готово заплатить определённую в соответствии с тарифами цену.

Важно: к договору, в котором заказчиком выступает физическое лицо, применяются нормы закона о защите прав потребителей. Спорные ситуации предприниматель при возникновении спора может столкнуться с неприятными для себя последствиями. Например, проиграв судебное разбирательство, он, помимо суммы, полученной им по договору, обязан заплатить штраф в размере 50% от неё, а в некоторых случаях и возместить моральный вред.

Приёмка оказанных услуг

Чтобы зафиксировать факт оказания услуг, сторонами составляется акт. Он не является обязательным, но при его отсутствии недобросовестный заказчик может сказать, что никаких услуг оказано не было, и отказать в оплате. Столкнувшись с оказанием услуги не надлежащего качества заказчик может потребовать от исполнителя:

  • безвозмездно устранить недостатки в разумный срок;
  • уменьшить установленную цену;
  • возместить расходы на устранение недостатков (если право заказчика устранять их предусмотрено в договоре возмездного оказания услуг).

Односторонний отказ от исполнения договора

Каждая из сторон договора вправе отказаться от его исполнения, при этом причина отказа не имеет значения. Но как для исполнителя, так и для заказчика существуют ограничения:

  • односторонний отказ исполнителя не допустим, если договор является публичным;
  • заказчик не вправе отказаться от исполнения договора, когда услуги уже оказаны.

Порядок отказа от исполнения договора общий как для заказчика, так и для исполнителя:

  1. Уведомить контрагента в письменной форме. Уведомление должно содержать реквизиты договора, а также ясно выраженное намерение прекратить его исполнение. При этом наиболее надёжным вариантом будет отправка телеграммы или заказного письма с описью и уведомлением. Моментом расторжения договора будет считаться дата их получения контрагентом.
  2. Оплата расходов или убытков: заказчик оплачивает исполнителю фактически понесённые им расходы, размер которых последний должен доказать; а исполнитель оплачивает заказчику убытки, возникшие из-за расторжения договора.

Статья актуальна на 23.09.2015

Гражданское законодательство определяет понятие договора возмездного оказания услуг как соглашение, согласно которому одна сторона обязуется оказать какие-либо услуги, а другая сторона обязуется их оплатить.

  • Бланк и образец
  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр
  • Проверено экспертом

Субъектами по такому договору могут выступать как физические, так и юридические лица. Стороны в рамках настоящего соглашения именуются Заказчиком и Исполнителем.

При этом есть определенный спектр услуг, который попадает под рассматриваемый вид договора. Он определен в пункте 2 статьи 779 Гражданского Кодекса Российской Федерации. К таким услугам относятся:

  • медицинские;
  • ветеринарные;
  • услуги связи;
  • аудиторские;
  • консультационные;
  • информационные;
  • иные услуги, не попадающие в разряд услуг, оказываемых по договорам, которые указаны в пункте втором настоящей статьи.

Зачастую, подобная сделка ориентирована на долгосрочное сотрудничество между Контрагентов и подлежит обязательному письменному оформлению.

Ниже мы рассмотрим, как составляется договор возмездного оказания услуг, и на какие нюансы стоит обратить внимание при оформлении указанного документа.

Преамбула

Договор возмездного оказания услуг

В преамбулу соглашения традиционно входят следующие элементы:

  • разновидность договора;
  • информация о месте и дате заключения соглашения;
  • имена и роли субъектов по настоящей сделке.

Существенными условиями по договору оказания услуг выступают:

  • предмет договора (вид и объем услуг);
  • срок действия соглашения.

Следует отметить, что без указания вышеперечисленных условий в тексте документа, договор не будет считаться заключенным.

Предмет

Информация о предмете договора – фундаментальная составляющая любого соглашения. В случае договора возмездного оказания услуг, предметом выступают непосредственно сами услуги. В нашем случае такими услугами являются консультационные юридические услуги.
При этом важно прописать в тексте документа, каков перечень оказываемых услуг.
Итак, информация о предмете выглядит следующим образом:

Права и обязанности сторон

Раздел об обязательствах прописывает с целью конкретизации действий Контрагентов. Так, при наличии в договоре положений о правах и обязанностях дает четкое понимание, каким образом стороны должны исполнять свои обязательства по договору.
Итак, формулировки положений прав и обязанностей Контрагентов в тексте документа прописываются следующим образом:

Ответственность сторон

В этом разделе обозначаются положения об обстоятельствах, при наступлении которых стороны несут материальную ответственность. Ниже мы представим основные формулировки положений, которые могут прописываться в тексте документа:

Стороны несут материальную ответственность в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по настоящему договору.
В случае некачественного оказания услуг Исполнителем, которые повлекли убытки Контрагенту, Исполнитель обязуется возместить этот ущерб.
Некачественными услугами не признаются услуги, которые Исполнитель оказал надлежащим образом, но в силу обстоятельств непреодолимой силы, другая сторона понесла убытки.
В случае несвоевременного оказания услуг или просрочки исполнения своих обязательств, Исполнитель выплачивает пени в размере 3% от стоимости услуги за каждый просроченный день.
В случае просрочки оплаты предоставляемых исполнителем услуг, Заказчик выплачивает пени в размере 3% от стоимости услуги за каждый просроченный день.
В случае, если заказчик не предоставил необходимую документацию для оказания определенной услуги, и вследствие этого понес убытки, исполнитель ответственности не несет.

Порядок разрешения споров

В этом разделе зачастую указываются следующие формулировки:

В случае возникновения каких-либо споров, стороны разрешают их путем переговоров.
Если же в процессе переговоров стороны не пришли к компромиссу, споры разрешаются в судебном порядке.

Заключение

В конце документа указываются юридические адреса и реквизиты сторон. После подписания соглашения Контрагентами, договор возмездного оказания услуг считается заключенным.

Читайте также: