Урок права и обязанности налогоплательщиков юридическая ответственность за налоговые правонарушения

Обновлено: 16.05.2024

2. НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ

Налогоплательщиками признаются организации и физические
лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность
уплачивать налоги и сборы.
К организациям относятся:
российские организации – юридические
лица, образованные в соответствии с
законодательством РФ;
иностранные организации – иностранные юридические
лица, компании и другие корпоративные образования,
обладающие гражданской правоспособностью, созданные
в соответствии с законодательством иностранных
государств; международные организации, их филиалы и
представительства, созданные на территории России.
2

3. Взаимозависимые лица (ст. 20 НК РФ)

НК РФ определяет особую категорию лиц. Это так называемые
взаимозависимые лица, отношения между которыми могут оказывать
непосредственное влияние на условия или экономические результаты их
деятельности или деятельности представляемых ими лиц.
1
2
3
4
• если одно лицо участвует в имуществе другого лица
(организации) и доля такого участия составляет более
20 %
• если одно физическое лицо подчиняется другому
физическому лицу по должностному положению
• если лица состоят в отношениях брака, родства,
свойства, усыновителя и усыновленного, а также
попечителя и опекаемого
• в других случаях по решению суда, когда налоговым
органом
представлены
доказательства
подконтрольности лиц
3

4. ПРАВА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ (ст. 21 НК РФ)

Права налогоплательщиков можно условно
разделить на три группы
права, обеспечивающие правильное, надлежащее
исполнение обязанности по уплате налогов
права, обеспечивающие учет экономических
интересов налогоплательщика при уплате налогов
процессуальные права налогоплательщиков при
осуществлении налогового контроля
. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов) обеспечиваются
соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных
уполномоченных органов (п. 2 ст. 22 НК РФ)
.
4

5. Права, обеспечивающие правильное, надлежащее исполнение обязанности по уплате налогов

право
получать
от
налоговых
органов
бесплатную информацию о действующих налогах
и сборах, налоговом законодательстве, правах и
обязанностях
плательщиков,
полномочиях
налоговых органов и их должностных лиц;
право
получать
от
налоговых
органов
письменные
разъяснения
по
вопросам
применения законодательства о налогах и сборах.
5

6. Права, обеспечивающие учет экономических интересов налогоплательщика при уплате налогов

право использовать налоговые льготы при
наличии оснований и в порядке, установленном
законодательством о налогах и сборах;
право получать отсрочку, рассрочку, налоговый
кредит или инвестиционный налоговый кредит в
порядке и на условиях, установленных НК;
право на своевременный зачет или возврат
сумм излишне уплаченных либо излишне
взысканных налогов. За несвоевременный возврат
средств из бюджета организация получит
проценты за задержку.
6

7. Процессуальные права налогоплательщиков при осуществлении налогового контроля:

а) право представлять свои интересы в налоговых
правоотношениях лично либо через своего
представителя;
б) право представлять налоговым органам и их
должностным лицам пояснения по исчислению и
уплате налогов, а также по актам проведенных
налоговых проверок;
в) право присутствовать при проведении выездной
налоговой проверки;
г) право получать копии акта налоговой проверки и
решений налоговых органов, а также налоговые
уведомления и требования об уплате налога;
7

8. Процессуальные права налогоплательщиков при осуществлении налогового контроля:

д) право требовать от должностных лиц налоговых органов
соблюдения законодательства о налогах и сборах при
совершении ими действий в отношении плательщиков;
е) право не выполнять неправомерные акты и требования
налоговых органов и их должностных лиц, не
соответствующие НК РФ или иным федеральным законам;
ж) право обжаловать в установленном порядке решения
налоговых органов и действия (бездействие) их
должностных лиц;
з) право требовать соблюдения налоговой тайны;
и) право требовать возмещения убытков, причиненных
незаконными решениями налоговых органов или
незаконными действиями (бездействием) их должностных
лиц.
8

9. Обязанности налогоплательщиков (ст. 23 НК РФ)

Основная обязанность налогоплательщика уплачивать установленные законом налоги
Иные обязанности налогоплательщика:
а) встать на учет в органах ФНС РФ, если такая обязанность предусмотрена
НК РФ;
б) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и
объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена
законодательством о налогах;
в) представлять в налоговый орган налоговые декларации по тем налогам,
которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена
законодательством о налогах и сборах;
9

10. Обязанности налогоплательщиков

г) выполнять законные требования налогового органа об
устранении
выявленных
нарушений
налогового
законодательства, а также не препятствовать законной
деятельности должностных лиц налоговых органов при
исполнении ими своих служебных обязанностей;
д) представлять в налоговые органы и их должностным
лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены
настоящим
Кодексом,
документы,
необходимые
для
исчисления и уплаты налогов;
е) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных
бухгалтерского учета и других документов, необходимых для
исчисления и уплаты налогов, а также документов,
подтверждающих полученные доходы (для организаций также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные)
налоги.
10

Обязанности организаций и ИП сообщать в
налоговый орган:
- о своем участии в российских организациях в случае,
если доля прямого участия превышает 10 процентов;
- обо всех обособленных подразделениях российской
организации, созданной на территории РФ, и изменениях в
ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких
обособленных подразделениях;
- обо всех обособленных подразделениях российской
организации, созданной на территории РФ,
которые закрываются этой организацией;
11

13. Представительство в налоговых правоотношениях

Налогоплательщик может участвовать в налоговых
отношениях как лично, так и через своего законного или
уполномоченного представителя.
Законными представителями налогоплательщиков – физических лиц
признаются лица, выступающие в качестве его представителей в
соответствии с гражданским законодательством РФ.
Законными представителями налогоплательщиков – организаций
являются лица, уполномоченные представлять организацию на
основании закона или ее учредительных документов.
Уполномоченным представителем признается физическое или
юридическое
лицо,
уполномоченное
налогоплательщиком
представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами,
иными участниками налоговых отношений.
13

14. Налоговая ответственность (гл. 15 НК РФ)

За
невыполнение
или
ненадлежащее
выполнение
возложенных на него обязанностей налогоплательщик
(плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с
законодательством Российской Федерации (пункт 5 ст. 23 НК
РФ)
Налоговую ответственность можно определить как
обязанность лица, виновного в совершении налогового
правонарушения, подвергнуться мерам государственного
принуждения, предусмотренным санкциями НК РФ.
Режим применения мер налоговой ответственности
предусмотрен разд. VI НК РФ (гл. 15—18).
14

15. Признаки налоговой ответственности

основана на государственном принуждении;
наступает за совершение виновного
противоправного деяния, содержащего признаки
налогового правонарушения;
субъектами могут быть организации и физические
лица;
для правонарушителя выражается в
определенных отрицательных последствиях
имущественного характера.
15

16. Меры налоговой ответственности

Ответственность за нарушение законодательства о налогах и
сборах имеет комплексный характер и предполагает
применение мер ответственности, закрепленных в КоАП РФ,
НК РФ, ТК РФ, УК РФ.
Ответственность за неисполнение налогоплательщиком
своих обязанностей обеспечивается применением к нему
установленных в законодательстве санкций.
В законодательстве налоговые санкции установлены в
виде штрафов. Применение санкций зависит от отягчающих и
смягчающих обстоятельств.
. Презумпция добросовестности налогоплательщика - все неустранимые
сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в его
пользу (п. 6 ст. 108 НК РФ)
.
16

17. Досудебное урегулирование налоговых споров

Каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых
органов ненормативного характера, действия или
бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого
лица, такие акты, действия или бездействия нарушают его
права.
К налоговым спорам относятся споры, связанные, например:
- с уплатой, исчислением имущественных налогов, предоставлением
льгот (это транспортный налог, налог на имущество, земельный налог);
- с предоставлением имущественных и социальных вычетов;
- обжалование действий или бездействий должностных лиц
налогового органа;
- обжалование ненормативного акта, то есть требования, решения,
постановления и других документов, вынесенных налоговым органом.
17

В случае возникновения спорной ситуации каждый
налогоплательщик может обратиться в инспекцию для
урегулирования спора:
- при рассмотрении возражений по материалам
налоговой проверки.
Письменные возражения на акт налоговой проверки
не являются обязательными, но именно от того, есть
они или их нет и насколько они обоснованы, зависит
вероятность возникновения в дальнейшем спора с
налоговой службой.
- при устном обращении граждан в налоговый орган
для урегулирования спора в досудебном порядке.
Разрешайте все разногласия на ранних этапах взаимодействия
с налоговыми органами!
.
18

Фото страницы Ответственность организаций и должностных лиц за нарушение налогового законодательства

В статье будут рассмотрены вопросы, касающиеся привлечения к ответственности организаций, их должностных лиц, а также индивидуальных предпринимателей за нарушение норм налогового законодательства.

В соответствии со ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.

Иными словами, квалифицирующими признаками налогового правонарушения являются: противоправность действий (бездействия) лица; наличие вины лица в совершении налогового правонарушения; наличие установленной НК РФ ответственности за совершение противоправных действий (бездействия). Противоправность деяния применительно к налоговым правонарушениям означает, что действия (бездействие) лица нарушают конкретные правовые нормы, установленные НК РФ или другими федеральными законами о налогах и сборах. Статьей 107 НК РФ установлено, что ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица. Таким образом, должностные лица организации (руководитель и главный бухгалтер) не являются субъектами правонарушений, указанных в НК РФ.

Для целей НК РФ (ст. 11) понимаются:

- под организациями - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории России (иностранные организации). Таким образом, созданный на территории России филиал иностранного юридического лица может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения. В то же время филиал российской организации к такой ответственности привлечен быть не может, в случае совершения им налогового правонарушения к такой ответственности подлежит привлечению создавшее его юридическое лицо;

- под физическими лицами - граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства.

Обязанности налогоплательщика установлены ст. 23 НК РФ, в том числе обязанность уплачивать законно установленные налоги; встать на учет в налоговые органы, если такая обязанность предусмотрена НК РФ; вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, иные обязанности. Налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели помимо вышеназванных обязанностей должны в установленные сроки письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства предпринимателя: об открытии или закрытии счетов (лицевых счетов), предприниматели - о счетах, используемых ими в предпринимательской деятельности; обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях; обо всех обособленных подразделениях организации, созданных на территории РФ (за исключением филиалов и представительств), и изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях; обо всех обособленных подразделениях российской организации на территории Российской Федерации, через которые прекращается деятельность этой организации (которые закрываются этой организацией); о реорганизации или ликвидации.

Определяя круг обязанностей налогоплательщика, НК РФ предусматривает возможное наступление юридической ответственности за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации за невыполнение или ненадлежащее выполнение организацией-налогоплательщиком обязанностей предусматриваются:

- ответственность за совершение налогового правонарушения, установленная НК РФ, мерой которой являются налоговые санкции в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных НК РФ (ст. 114 НК РФ);

- административная ответственность за правонарушения, предусмотренные КоАП РФ;

уголовная ответственность, установленная УК РФ. Субъектами уголовной ответственности являются должностные лица организаций, индивидуальные предприниматели.

Сами организации не являются субъектами уголовной ответственности.

Прежде чем перейти к вопросу об ответственности налогоплательщиков-организаций, следует сказать о том, что существует две формы вины в совершении налогового правонарушения (ст. 110 НК РФ). Налоговое правонарушение признается совершенным:

- умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия);

- по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.

При выявлении умысла в его совершении применяются более жесткие налоговые санкции. Например, по ст. 122 (неуплата или неполная уплата налога) сумма штрафа меняется с 20% до 40% от неуплаченной суммы налога.

Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения. Ниже нами приведены составы налоговых правонарушений и размеры санкций (за исключением специальных составов за нарушение налогового законодательства, например, банками).

Статьей 112 НК РФ предусмотрены обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения. В частности, смягчающими ответственность обстоятельствами признаются:

1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

2.1) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;

3) иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

Анализ арбитражной практики показывает, что такими иными обстоятельствами могут быть:

1) самостоятельное обнаружение налогоплательщиком и устранение нарушений налогового законодательства, поскольку "непринятие во внимание этих обстоятельств при решении вопроса о размере штрафа может способствовать уклонению налогоплательщиков от исполнения указанной выше обязанности в надежде, что ошибки налоговым органом не будут обнаружены";

2) незначительный характер правонарушения (например, незначительность пропуска срока представления налоговой декларации);

3) наличие у предпринимателя иждивенцев, тяжелое состояние здоровья или предпенсионный возраст;

4) несоразмерность размера штрафа совершенному налоговому правонарушению;

5) изъятие документов уполномоченным государственным органом.

Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение (п. 2 ст. 112 НК РФ). Наличие отягчающих вину обстоятельств не препятствует суду учесть одновременно и смягчающие ответственность обстоятельства, поскольку предельный размер уменьшения налоговой санкции не установлен, а НК РФ не ставит возможности уменьшения размера штрафа при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства в зависимость от наличия отягчающих ответственность обстоятельств.

К налоговой ответственности может быть привлечено как юридическое так и физическое лицо, то есть Предприниматель. Причем никакие личные обстоятельства, будь то свадьба, отъезд в отпуск, болезнь бабушки, не являются препятствием для применения штрафных санкций по ст. 119 и 126 НК РФ, а также ст. 15.5 и 15.6 КОАП. Если налоговая отчетность предполагается быть нулевой, то В соответствии с пунктом 2 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации лицо, признаваемое налогоплательщиком по одному или нескольким налогам, не осуществляющее операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках, и не имеющее по этим налогам объектов налогообложения, представляет по данным налогам единую (упрощенную) налоговую декларацию. Такая декларация, подлежащая представлению в налоговый орган и содержащая сведения по одному или нескольким налогам (пункт 2 статьи 80 Кодекса), по своей сути отличается от налоговой декларации, в которой обязательно указывается объект налогообложения, ставки, и суммы налога. Представляется такая декларация не позднее 20 числа следующего месяца за кварталом.

В соответствии со статьей 137 Налогового Кодекса налогоплательщик или налоговый агент имеют право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если по мнению налогоплательщика или налогового агента такие акты, действия или бездействие нарушают их права.

В соответствии со статей 139 Налогового кодекса РФ, жалоба на акт налогового органа, действия или бездействие его должностного лица подается, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы, в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа.

В соответствии с п. 2 ст. 140 Налогового кодекса РФ по итогам рассмотрения жалобы на акт налогового органа вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо)

1) оставить жалобу без удовлетворения;

2) отменить акт налогового органа;

3) отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;


На протяжении всей нашей истории человек придумал не один способ избежать уплаты установленных государством налогов и сборов. Учащиеся узнают о том, что такое налоговое правонарушение и преступление, познакомятся с видами ответственности за нарушение налогового законодательства.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Ответственность за уклонение от уплаты налогов"

Что мы знаем о налогах? То, что налоги – это обязательные безвозмездные платежи физических и юридических лиц, установленные государством.

Как только в мире появилось первое государство – оно тут же начало взимать налоги. И разумеется не замедлили появиться люди, которые не желали платить.

И действительно, на протяжении всей нашей истории человек придумал не один способ избежать уплаты установленных государством налогов и сборов.

Например, некоторые хитрые китайские крестьяне стремились поселиться в самых глухих районах Поднебесной. Сборщики податей просто не знали о том, что где-то живут уклонисты от уплаты налогов. А когда их находили, злостные неплательщики снимались с нажитого места и перебирались в ещё большую глухомань. И опять ищи-свищи…

Народной фольклор богат не одним анекдотом на тему отношений налогоплательщика и государства. Например, в Англии очень популярна следующая история. Представьте себе, ваша тёща и налоговый инспектор находятся в объятом пламенем доме. У вас есть возможность спасти только одного из них. Что вы выберете: пойти пообедать или сходить в кино?

Да и в реальном мире желание добровольно платить налоги у рядовых граждан не очень большое.

С другой стороны, налоги — это основа любого государства. Хочешь жить под защитой сильной армии, бесплатно лечиться и безбедно стареть – плати налоги, пока молодой.

Ежедневно в выпусках новостей нет-нет да и проскочит новость об очередном недобросовестном налогоплательщике. Борьба с уклонистами идёт по всему миру, и конца ей не видно. Все понимают: пока будут существовать налоги – останутся и те, кто все равно не захочет их платить.

Сегодня в этой сфере преступлений задействованы гораздо большие суммы, чем в торговле людьми или в наркоторговле. Можно конечно возразить: ведь от неуплаты налогов никто не страдает. Но это не так. Именно налоги – источник финансирования социальных заведений, органов защиты правопорядка и ещё множества других полезных, в том числе и вам лично, государственных институтов.

За уклонение от уплаты налогов наказываются все налогоплательщики: и физические и юридические лица.

Согласно законодательству нашей страны, виновные в нарушении налогового законодательства должностные лица и граждане привлекаются в установленном законом порядке к финансовой (налоговой), административной и уголовной ответственности.

Налоговым кодексом установлены общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения:

· налогоплательщик может быть привлечён к ответственности за совершение налогового правонарушения только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Кодексом;

· налогоплательщик не может быть привлечён повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения;

· налогоплательщика можно привлечь к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах только при установлении факта совершения этого нарушения решением налогового органа, вступившим в силу;

· привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает её должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности;

· привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пени;

· налогоплательщик считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке.

Также в Налоговом Кодексе содержится перечень налоговых правонарушений, за которые придётся нести ответственность. Вот некоторые из них:

· нарушение порядка постановки на учёт в налоговом органе;

· уклонение от постановки на учёт в налоговом органе;

· непредставление налоговой декларации;

· нарушение установленного способа представления налоговой декларации;

· грубое нарушение правил учёта доходов и расходов и объектов налогообложения;

· неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора);

· непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля;

· нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса.

За совершение таких правонарушений налогоплательщик обязан будет уплатить штраф. Размер штрафа, устанавливается Налоговым кодексом в каждом конкретном случае.

Также в Налоговом кодексе перечислены обстоятельства, при которых можно исключить вину правонарушителя, а именно:

· уклонение от уплаты налогов произошло из-за стихийного бедствия или чрезвычайной ситуации;

· физическое лицо уклонилось от уплаты налогов из-за своего болезненного состояния;

· налогоплательщик следовал разъяснениям и действовал по инструкциям налоговых или иных компетентных органов, что в итоге привело к уклонению от уплаты налогов.

К правонарушениям в налоговой сфере, за которые предусмотрена административная ответственность, обычно относят:

· нарушение срока постановки на учёт в налоговом органе;

· нарушение сроков представления налоговой декларации;

· нарушение порядка открытия счета налогоплательщику;

· нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (взноса);

· неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.

За совершение таких административных правонарушений, также предусмотрена ответственность в виде штрафа. Размер штрафа, устанавливается Кодексом об административных правонарушениях в каждом конкретном случае.

Особенно серьёзные санкции за совершение налоговых преступлений, предусмотрены Уголовным кодексом Российской Федерации. Уголовная ответственность в налоговой сфере наступает в том случае, если неуплата налогов была зафиксирована в крупном и особо крупном размере.

Для физических лиц и организаций предусмотрены различные суммы, определяющие крупный и особо крупный размер неуплаты налогов и сборов.

Для физических лиц крупным размером неуплаченных налогов и сборов является:

· сумма неуплаченных налогов и (или) сборов, составляющая за три последовательных финансовых года более шестисот тысяч рублей, при условии, что эта сумма больше десяти процентов от суммы налогов и (или) сборов, подлежащих к уплате за этот период.

Финансовый год – это период, на который устанавливается бюджет — схема доходов и расходов определённого лица (семьи, бизнеса, организации, государства и так далее).

Обычно финансовый год не совпадает с календарным. Например, в США за финансовый год принимается период с 1 октября по 30 сентября, в Японии с 1 апреля по 31 марта. В нашей стране финансовый год начинается 1 января и заканчивается 31 декабря.

· также крупной суммой неуплаченных налогов и (или) сборов физическим лицом, может признана сумма, которая просто превысит один миллион восемьсот тысяч рублей.

Особо крупным размером неуплаченных налогов и сборов для физических лиц является:

· сумма неуплаченных налогов и (или) сборов физическим лицом, в том числе предпринимателем, составляющая за три последовательных финансовых года больше трёх миллионов рублей, при условии, что эта сумма больше двадцати процентов от суммы налогов и (или) сборов, подлежащих к уплате за этот период;

· или сумма неуплаченных налогов и (или) сборов с физического лица, которая просто превысит девять миллионов рублей.

Крупным размером неуплаченных налогов и сборов с организаций является:

· сумма неуплаченных налогов и (или сборов) организацией, составляющая за три последовательных финансовых года больше двух миллионов рублей, при условии, что эта сумма больше десяти процентов от суммы налогов и (или) сборов, подлежащих к уплате за этот период.

· или сумма неуплаченных налогов и (или сборов) с организации, которая просто превысит шесть миллионов рублей.

Особо крупным размером неуплаченных налогов и сборов с организаций является:

· сумма неуплаченных налогов и (или сборов) с организации, составляющая за три последовательных финансовых года больше десяти миллионов рублей, при условии, что эта сумма больше двадцати процентов от суммы налогов и (или) сборов, подлежащих к уплате за этот период;

· либо сумма неуплаченных налогов и (или сборов) организацией, которая просто превысит тридцать миллионов рублей.

К уголовному преступлению в налоговой сфере относят:

· уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица;

· уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации;

· неисполнение обязанностей налогового агента;

· сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счёт которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов.

Так, совершённое в крупном или особо крупном размере уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица путём непредставления налоговой декларации или иных документов, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах представлять обязательно, либо уклонение путём включения в налоговую декларацию или подобные документы заведомо ложных сведений может быть наказано штрафом, принудительными работами, арестом или лишением свободы.

Похожие, но более суровые, меры ответственности предусмотрены и в случае уклонения организации от уплаты налогов. В частности, значительно увеличены сроки заключения, а лица, которые будут признаны виновными в совершении налоговых преступлений лишаются права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью.

В случае с организациями уголовную ответственность будет нести не весь коллектив, а только должностные лица такой организации, которые будут признаны ответственными за совершения налогового преступления, например, директор или бухгалтер.

В том случае, если физическое лицо или должностные лица организации совершили данное преступления впервые, то они могут быть освобождены от уголовного преследования при условии, полной оплаты недостающей суммы налогов и установленного штрафа.

Для привлечения к уголовной или административной ответственности за налоговые преступления гражданам нашей страны не нужно быть совершеннолетним, достаточно достичь шестнадцатилетнего возраста.

Для налоговых правонарушений это актуально, потому что согласно нормам Гражданского Кодекса, несовершеннолетний может быть объявлен дееспособным, если он занимается предпринимательской деятельностью с шестнадцати лет.

Стоит отметить, что привлечение к ответственности возможно одновременно по нормам налогового, уголовного и административного кодексов.

Например, если компания была уличена в уклонении от уплаты налогов, на неё будет наложен штраф, а вот должностные лица этой компании могут подвергнуться уголовному преследованию, если в их действиях заподозрят признаки преступления. Помните, мы с вами уже говорили о судьбе компании ЮКОС и её руководителей.

В конце нашего урока давайте подведём основные итоги и ответим на ряд вопросов.

1. К каким видам правовой ответственности привлекаются должностные лица и граждане, виновные в нарушении налогового законодательства?

2. Какую ответственность несёт налогоплательщик в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации?

3. Какая ответственность предусмотрена за уклонение от уплаты налогов уголовным правом России?

4. К какой ответственности привлекаются сотрудники налоговых органов, совершившие дисциплинарные проступки?

Читайте также: