Уплата налогов совершенствование производственных технологий

Обновлено: 17.05.2024

Трунцевский Юрий Владимирович, профессор кафедры "Анализ рисков и экономическая безопасность" Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, доктор юридических наук.

Курмаев Ильнар Тагирович, Финансово-экономический факультет Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

В статье освещаются актуальные проблемы налогового администрирования в России: увеличение собираемости налогов, повышение эффективности налогового планирования и контроля. Подчеркивается особая роль информационных ресурсов в налоговом процессе. Рассматриваются информационно-организационные системы ФНС России, в частности АИС "Налог", и их роль в налоговом администрировании. Внедрение современных технологий сбора и обработки информации, таких как Cloud Computing, вкупе с предложенной в статье методологией демонстрируют возможности повышения эффективности отечественной налоговой политики, что, по мнению авторов, будет способствовать экономическому росту страны в целом.

Ключевые слова: социально-экономическое развитие России, налоговая система, налоговое администрирование, ФНС России, информационная система, АИС "Налог", налоговый контроль, анализ информации, собираемость налогов, налоговое планирование.

Improvement of the tax system of Russia with the aid of information technologies

Yu.V. Truntsevskij, I.T. Kurmaev

Truntsevskij Yurij V., professor, Chair of Risks' Analysis and Economic Security, Financial University under the Government of the Russian Federation, doctor of juridical sciences, professor.

Kurmaev Il'nar T., Financial-Economics Faculty, Financial University under the Government of the Russian Federation.

The article concerns topical issues of tax administration in Russia: increase in the tax collection rate, improvement of efficiency of tax planning and control; stresses a special role of information resources in the tax procedure; considers information and organization systems of the Federal Tax Service of Russia, in particular Automated Information System "Tax" and the role thereof in tax administering. Introduction of modern technologies of collection and information processing such as Cloud Computing, coupled with the methods suggested in the article, demonstrates the opportunities of improvement of efficiency of Russian tax policy and this fact in the authors' opinion will promote the economic expansion of the state as a whole.

Key words: social-economic development of Russia, tax system, tax administering, Federal Tax Service of Russia, information system, Automated Information System "Tax", tax control, analysis of information, tax collection rate, tax planning.

В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем современной экономики России является повышение эффективности функционирования налоговой системы. Так, например, доступ к внешним источникам финансирования дефицита бюджета в связи с экономической конъюнктурой ограничен, поэтому для поддержания оптимального уровня дефицита бюджетов бюджетной системы Российской Федерации необходимо совершенствовать внутренние механизмы функционирования экономики, в числе которых особое место занимает налоговый механизм.

Налоговый метод формирования финансовых ресурсов подразумевает аккумулирование денежных средств для финансового обеспечения деятельности органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления в форме денежных платежей (налогов) юридических и физических лиц на обязательной, принудительной и безвозмездной основах . При использовании налогового метода следует учитывать интересы обеих сторон (государства в лице налогового органа и организаций, домохозяйств, выступающих в роли налогоплательщиков). Нарушение баланса объемов аккумулируемых налоговым механизмом финансовых ресурсов может привести к неблагоприятным последствиям, следовательно, при нестабильности экономической системы правильным, на наш взгляд, является совершенствование качественных (повышение доверия населения, эффективности функционирования налоговой системы), а не количественных характеристик (увеличение налоговых ставок) налогового механизма. Такой подход находит свое отражение в действиях высших органов власти России: В.В. Путин в Федеральном послании предложил ". на ближайшие четыре года "зафиксировать" действующие налоговые условия. " , а Д.А. Медведев во время встречи с представителями бизнеса подчеркнул, что "правительство не собирается вводить новые налоги и сборы, равно как повышать ставки по существующим налогам и сборам" .

Таким образом, целью настоящего исследования, результаты которого отражены в данной статье, стала разработка мер совершенствования налоговой системы России.

Рассмотрим основные современные проблемы России в области налогообложения.

  1. Достижение оптимальной величины собираемости налогов: в 2006 г. согласно отчету по форме N 1-НМ, составленному ФНС России, отношение поступивших платежей по отношению к начисленным составляло 0,5987 или 59,87% (сводные показатели по Российской Федерации) . Если сравнить показатели 2006 г. с последними актуальными данными, то мы заметим положительную динамику - на 1 января 2015 г. он составил 77,89% . Динамика может быть обусловлена повышением эффективности налогового контроля, интеграцией информационных потоков налоговой системы.
  1. Повышение налоговых ставок, особенно в малом и среднем бизнесе, может привести к банкротству организаций - потенциальных налогоплательщиков, поэтому учет интересов субъектов налогообложения состоит в проведении государством гибкой налоговой политики, а именно:
  • предоставление отсрочек, льгот и скидок в налогообложении для организаций, подверженных риску невыплаты налогов;
  • повышение эффективности налогового планирования за счет обеспечения информационной прозрачности налоговой системы.
  1. Денежные средства, полученные нелегальным путем, трудно отследить, т.к. по большей части эти средства представлены в наличной форме. Увеличение доли безналичных расчетов позволяет повысить эффективность контроля за нелегальным оборотом, а также увеличить налоговые поступления в результате уточнения налоговых начислений по транзакциям .

В большинстве случаев причина обозначенных выше проблем - это отсутствие достоверной информации, связанной с финансовыми операциями. Информация в современном налоговом администрировании играет особую роль, т.к. консолидация налоговых доходов и их планирование происходят с использованием компьютерных технологий и применением математическо-статистического аппарата, предназначенных для оперирования большими массивами информации. Если исходить из определения налогового администрирования как "системы управления налоговыми отношениями в стране, которая функционирует на основе законодательной деятельности налоговых органов на всех уровнях" , то нельзя не заметить, что в процессе налогового администрирования рассматривается только та информация, которая имеет законодательное обеспечение и, следовательно, юридическую значимость.

Налоговое администрирование: Учебник / Под ред. О.А. Мироновой, Ф.Ф. Ханафеева. 3-е изд. Йошкар-Ола: Стринг, 2013. 418 с. (Серия: Высшее профессиональное образование). С. 44.

Следует строго разделять информацию, полученную налоговыми органами в порядке, определенном законом, и информацию, которая может рассматриваться в процессе администрирования, но являющуюся юридически ничтожной. Таким образом, определившись с предметом исследования - информационное обеспечение налоговой системы, рассмотрим процесс и элементы информационного обеспечения налогового администрирования и предложим меры по его улучшению.

Федеральная налоговая служба (ФНС России) - федеральный орган исполнительной власти (ФОИВ), структура которого построена в соответствии с государственно-территориальным устройством России. Иерархия информационных систем налоговых органов соответствует уровневой системе управления налоговыми органами и предполагает взаимную интеграцию как собственных систем, так и информационных систем других ФОИВ. Помимо внутренних информационных систем, следует отличать внешние, доступ к которым ФНС получает на основе международных соглашений по налоговым вопросам. К информационным системам, непосредственно администрируемым ФНС, можно отнести:

  • федеральную информационную адресную систему (ФИАС), которая входит в список 11-ти базовых информационных реестров, определенных Правительством России (реестрами ФНС также являются ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ЕГРН);
  • систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ);
  • базовую автоматизированную информационную систему ФНС России "Налог" (в настоящее время осуществляется процесс модернизации к системе АИС "Налог-3" ).

Информационные и организационные системы - основа методов налогового администрирования: планирования и прогнозирования, учета, контроля, анализа и регулирования. Анализ в системе налогового администрирования включает два направления: макроэкономический и микроэкономический. Также для анализа, в случае отсутствия необходимой информации по налоговым декларациям, бухгалтерской отчетности и банковским счетам, хранящимся за рубежом, может использоваться информация, полученная из внешних источников в рамках подписанных ФНС России соглашений. Основные особенности каждого направления анализа представлены в таб. 1.

Анализ в системе налогового администрирования

Оценка налогового потенциала субъектов в разрезе бюджетной системы России

Читайте также: