Уплаченный в бюджет ндс давно умерший

Обновлено: 30.06.2024

Каждый гражданин обязан вовремя и в полном объеме отдавать государству налоги. Если этого не делать, налоговая начислит штрафы и пени, обратится в суд, и тогда придется платить бóльшие суммы. В течение какого времени могут требовать неуплаченные налоги?

Вовремя не оплаченные налоги тяжелым камнем повиснут на кошельке в будущем. Всегда тщательно следите за финансовой отчетностью

Существует ли вообще срок давности по налогам

Если вы не заплатили один из налогов, будьте уверены, что ФНС это рано или поздно обнаружит и деньги придется платить. На это отводится срок давности — максимально возможный отрезок времени, когда налогоплательщика обяжут вернуть долг в бюджет страны. Ведомство обратится в суд, который вынесет постановление о принудительном удержании сборов. Но это произойдет только если ФНС подаст заявление до истечения срока давности.

Налоговый кодекс РФ гласит: срок давности по налоговым нарушениям составляет три года. Это время отводится на то, чтобы получить долги и пени с налогоплательщика. Помните, что обязанность платить налоги в бюджет РФ не имеет срока давности. Налогами облагаются доходы как физических, так и юридических лиц и ИП.

Когда ФНС начинает процесс по взысканию денег с неплательщика? Это зависит от нескольких факторов.

  • Если налоговый период составляет календарный год, то отсчет начинается на следующий день после его окончания. Взыскание применят, если финансовая отчетность велась неправильно или поступление денег в казну было задержано. Или деньги были уплачены не в полном объеме.
  • В остальных случаях период исковой налоговой давности начинается на следующий день после того, как были обнаружены нарушения. В этом варианте уклонение от уплаты можно увидеть в ходе проверки на предприятии.

Срок исковой давности — три года. Но не стоит прятаться и пережидать это время: злостных неплательщиков тщательно разыскивают

Андрей скрыл от ФНС свои доходы и уклонился от уплаты налогов, пропустив последний день внесения денег — 30 марта 2021 года. Так как Андрей должен был отчитаться за прошлый год, датой его нарушения считается 30 марта 2020 года. Срок давности в этот раз начинается с началом нового периода и длится три года — с 1 января 2021 года и по 31 декабря 2023 года.

Если деньги нужны прямо здесь и сейчас, то лучше оформить заявку на кредит наличными с низкой процентной ставкой. Совкомбанк предлагает выгодные условия по низкой ставке. Для удобства на сайте есть кредитный калькулятор, где можно рассчитать свой ежемесячный платеж.

Срок давности для физических лиц

ФНС может потребовать возмещения неуплаченных налогов в день, когда было обнаружено правонарушение. Срок исковой давности для физлиц подробно описан в ст. 48 НК. Три года также применяются в качестве исковой давности и к начисленным пеням.

Процедура пополнения неуплаченных налогов определяется их видом.

  • Земельный и имущественный могут требовать только за предыдущие три года до даты вручения требования. Например, в 2021 году у ФНС есть законное основание взимать налоги с 2018 по 2020 гг.
  • Оплату транспортного налога ведомство вправе истребовать также за предыдущие три года. Но иногда автомобиль используется на сезонных работах, а это означает, что с собственника не должны взимать плату за период вне сезона.
  • Срок давности в три года действует и в отношении уплаты НДФЛ: если физическое лицо задолжало за пять лет, ФНС имеет право требовать оплатить только последние три года.

При первом нарушении наказание будет мягким, но системное уклонение от уплаты налогов может привести к аресту до полугода

Срок давности для юридических лиц и ИП

Для юрлиц и ИП срок исковой давности также составляет три года, но процесс требования неуплаченных налогов другой.

  • Взыскание долгов в бюджет начинается с того, что ИП или ООО получает требование оплаты в письменной форме.
  • Организация, получив уведомление, обязана погасить долги перед ФНС. Если этого не происходит, то в течение последующих двух месяцев служба уведомляет организацию о принудительном списании средств с ее счетов.
  • Если на счетах не хватает средств для оплаты, ФНС в течение последующих шести месяцев обращается в суд и решает эти вопросы.
  • Если спустя год после получения требования оплаты ООО или ИП не оплатили долг, ФНС имеет законное право описать имущество и конфисковать его.

Если ООО или ИП прекратили свою деятельность, но налоговая служба обнаружила недоплаченные налоги, ответственность за это все равно остается на организации. Иными словами, даже недействительная компания должна заплатить в бюджет за период своей работы. Срок в этом случае также определен в три года.

Есть и обратная ситуация, когда ФНС задолжало налогоплательщику. Это происходит, когда ведомство потребовало заплатить лишние налоги или начислило необоснованные штрафы и пени. Тогда в течение календарного месяца нужно подать заявление в ведомство о возврате переплаты или сразу обращаться в суд.

Ответственность за неуплату налогов

Привлечь к ответственности за уклонение от уплаты налогов нельзя, если прошел срок исковой давности. Если налогоплательщик попался на правонарушении впервые, его ожидают минимальные штрафы и мягкое наказание.

Громкий скандал произошел в 2021 году в Татарстане. Директора крупного кранового завода обвинили в уклонении от уплаты налогового обременения в особо крупном размере. По версии следствия, несколько лет руководитель предприятия подавал недостоверную информацию в ФНС, тем самым уклонившись от уплаты в казну 404 млн рублей.

Что грозит неплательщику:

  • исправительные обязательные работы;
  • штрафы;
  • пени;
  • уголовная ответственность;
  • запрет на деятельность;
  • ограничение свободы.

Неустойки начисляются как организациям, так и физическим лицам на следующий день после наступления просрочки. Штрафы составят до 40% от суммы неуплаченного долга. Реальный тюремный срок грозит тем, чьи долги превысят 2,5 млн рублей.

Те, кто на регулярной основе уклоняется от уплаты налогов, рискуют потерять как деньги, так и свободу.

Размер санкции

Юридическое лицо

Физическое лицо

Весь официальный доход за последние три года или штраф от ста до пятисот тысяч рублей

Весь официальный доход за последние три года или штраф от ста до пятисот тысяч рублей

Руководителя могут приговорить к обязательным работам до пяти лет, арестовать на полгода, поставить запрет на ведение деятельности или запретить занимать определенные должности

Обязательные исправительные работы до трех лет, арест до полугода

В 2010 году Анна решила закрыть свое ИП в Сочи, продать квартиру и переехать в Москву. Девушка продала квартиру, закрыла бизнес, выписалась и зарегистрировалась уже по новому месту жительства. Спустя пять лет Анна получила письмо из налоговой Сочи: оказалось, что за ней числился неоплаченный налог ЕНВД (отменен с 2021 года).

Выяснилось, что Анне начислили этот налог, когда она уже уехала в другой город, а за пять лет набежали крупные неустойки. В ФНС пояснили, что срока давности по этому налогу нет и для разбирательств девушка сама должна явиться в ведомство.

Анна запаниковала, но на помощь пришел юрист. Он предположил, что в 2010 году была проведена камеральная проверка, по итогу которой доначислили налог. ИП Анны уже было ликвидировано, но это не освобождало ее от обременения. Однако служба пропустила все сроки давности обращения в суд, что спасло Анну от выплаты просроченных штрафов и пеней.

Определение сроков давности по уплате налогов кажется запутанным вопросом. Что нужно помнить:

  • Не пытайтесь утаить доходы от государства, не допускайте неуплаты налогов в соответствующее ведомство, исполняйте свои обязательства, возложенные законом.
  • Если вы заплатили в бюджет сверх нужного по закону, вы можете вернуть переплату. Нужно обратиться в налоговую службу с письменным заявлением о возврате переплаты. Можно напрямую обращаться в суд.
  • Будьте готовы к тому, что разбирательство по вашему делу может затянуться.
  • Если вы считаете, что ФНС выставила вам завышенные счета, обращайтесь к юристу.

Держите свою финансовую отчетность прозрачной. Это спасет от проблем и тяжб в будущем. Помните, что мощную государственную машину обмануть невозможно.

НК РФ устанавливает обязательство всех граждан платить обязательные сборы в казну государства. При нарушении сроков оплаты налоговый орган имеет право принять меры по принудительному возврату средств. Законом определены временные рамки для предъявления неплательщику претензий. Какой срок исковой давности по налогам для физических и юридических лиц, и как происходит взыскание недоимки?

срок давности по налогам

Есть ли срок давности по налогам

Как показывает практика, налоговики нередко вспоминают про старые долги граждан по сборам и требуют уплаты долга за прошлые года. Насколько правомерны подобные действия, и в течение какого времени инспекция может выдвинуть требование об уплате налога?

Срок исковой давности по налогам – допустимый период, в рамках которого возможно принудительное взимание задолженности. Процедура удержания с нарушителя денежных средств возможна на основании судебного документа и в том случае, если ФНС успела обратиться в суд до истечения срока давности.

Понятие давности срока взыскания налогов с физлиц в российском законодательстве весьма размыто. Порядок разбирательства с должником и сроки предъявления претензий зависят от ряда факторов:

  • статуса;
  • типа сбора;
  • величины долга.

На вопросы порядка решения споров по сборам и есть ли срок давности по налогам, могут ответить несколько статей Налогового Кодекса РФ – 113, 46, 47 и 70. Согласно этим статьям, период привлечения к ответственности равен 3 годам. Данный период времени дается на то, чтобы в принудительном порядке истребовать с нарушителя неуплаченную им сумму сборов. Не нужно путать этот срок с периодом, в течение которого ФНС имеет право на обращение в суд.

Период, в рамках которого ФНС может начать взыскание, исчисляется в зависимости от типа нарушения:

  • При неправильном финансовом учете или при задержке платежа срок начинается со следующего дня окончания налогового периода. Это правило применимо к тем сборам, по которым налоговый период равняется 12 месяцам.
  • В других ситуациях срок давности по налогам физических лиц и организаций начинается со дня, идущего после выявления нарушений. Однако чаще всего недоплаты обнаруживаются только во время налоговой проверки, поэтому дату нарушения бывает сложно определить.

СмартВклад с повышенной ставкой

Рассмотрим порядок исчисления этого периода на примере. Гражданин был привлечен к ответственности за неуплату налогов. Крайняя дата внесения платежа – до 30 марта 2015 года. Налогоплательщик до установленного числа не заплатил в срок необходимые сборы, таким образом датой правонарушения является 30 марта 2014 года. Однако в его случае период исковой давности начался только с нового налогового периода, то есть с 1 января 2015 года. Закончится он 31 декабря 2017 года.

Итак, исковая давность по налогам составляет три года. Но следует понимать, что обязательство по уплате сборов не имеет срока.

Срок исковой давности по налогам физических лиц

Право требования появляется со дня обнаружения недоплаты.

Срок предъявления претензий

12 месяцев со дня просрочки.

Срок предъявления претензий

Если за 3 года величина недоплаты достигла суммы более 3 тыс.

6 месяцев с момента истечения 3 лет.

Трехлетний срок применим и к пеням. Сумму набежавших процентов могут истребовать также, как и основной долг – не позднее 3 лет с момента образования недоимки.

Следует учитывать, что пропущенный срок обращения в суд с заявлением может быть восстановлен. Таким образом, судебные тяжбы и принудительное взыскание в отношении должника могут затянуться на срок, превышающий три года.

Порядок взыскания зависит и от вида налога:

  • Плата за имущественный и земельный налоги может быть взыскана только за три предыдущих года, следующих до даты получения неплательщиком письменного требования. Например, если ФНС требует оплатить в 2018 году задолженность за прошлые года, то имеет право взыскивать только те суммы, которые не были уплачены с 2015 по 2017 гг.
  • Аналогичные правила распространяются и на транспортный налог – ФНС может потребовать уплату сборов только за последние 3 года. Однако если ТС используется для сезонных работ, то его собственник имеет право на частичное освобождение от налогов, а значит требования ФНС об уплате задолженности за период вне сезона будут незаконными.

Следует учитывать, что пропущенный срок обращения в суд с заявлением может быть восстановлен. Таким образом, судебные тяжбы и принудительное взыскание в отношении должника могут затянуться на срок, превышающий три года.

Срок давности по налогам юридических лиц

Временные рамки для истребования долгов по сборам такие же, как и для физических лиц – 3 года. Но сама процедура истребования недоимок отличается.

Порядок взыскания долгов с ООО и ИП начинается с выдвижения письменного требования. При неисполнении требований взыскание может проводиться как через суд, так и без судебных разбирательств.

  • В течение 2 месяцев с даты завершения времени, данного организации для оплаты долга, инспекция направляет в финансовое учреждение документ о списании средств.
  • В течение 6 месяцев при упущенном двухмесячном сроке. В этом случае инспекция имеет право обратиться в суд. Внесудебный порядок разбирательства в данном случае уже будет упущен.
  • При нехватке на счету денег для погашения долга налоговики имеют право в течение 12 месяцев после истечения срока требования взыскать необходимую сумму за счет имущества нарушителя.

Если ФНС выявила недоплату уже после того, как организация была закрыта, то это не является основанием ухода от внесения платежей. В этом случае за ИП и ООО также сохраняется обязательство по уплате долгов. Период такой же – 3 года.

Ответственность за неуплату налогов

Чем грозит уклонение от обязательств:

  • пеня;
  • штраф;
  • лишение свободы и арест;
  • принудительные работы;
  • ограничение передвижения и запрет на осуществление профессиональной деятельности.

Первое, с чем сталкивается неплательщик – это начисление пени. Их расчет зависит от статуса должника:

  • для физических лиц – 1/300 ставка ЦБ;
  • для юридических лиц – 1/300 ставка ЦБ в течение первого месяца, и 1/150 до даты уплаты долга.

Пени начинают начисляться с первого дня просрочки. У неплательщика есть возможность в любой момент внести необходимый платеж в полном объеме и, тем самым, избежать более суровых наказаний – штрафных санкций или уголовной ответственности.

Ответственность по НК РФ наступает в случае неуплаты лицом или организацией начисленного налога или его части:

  • Штраф 20% от задолженности при неумышленном деянии.
  • Штраф 40% от суммы долга при умышленном деянии.

В размере дохода за последние 3 года, или от 100 до 500 тыс. рублей.

Работы или лишение свободы до 3 лет, арест до полугода.

В размере дохода за последние 3 года, или от 100 до 500 тыс. рублей.

Работы сроком до 5 лет, запрет на ведение предпринимательской деятельности или работу на определенных должностях в течение 3 лет, лишение свободы или арест до полугода.

Привлечение к ответственности невозможно, если истек трехлетний период давности. Если лицо обвиняется впервые, то оно может рассчитывать на минимальные наказания и санкции – пени, штраф.

like

55

smile

2

normal

1

sad

8

dislike

5


В административных правоотношениях (контрольно-надзорная функция государства) именно частные субъекты, являющиеся "слабой" стороной, заинтересованы в наиболее полной правовой определенности.

Искаженная – вопреки основным положениям и смыслу законодательства о налогах и сборах, трактовка налоговиками термина "переплата" является базовой причиной серийного нарушения прав и законных интересов налогоплательщиков, например, при реализации налоговых процедур "зачет излишне уплаченной суммы налога" и "взаимная сверка расчетов".

В Налоговом кодексе РФ термин "переплата" не используется. В тоже время налоговые органы (а также суды и Минфин России) широко применяют термин "переплата" в качестве синонима содержащейся в НК РФ идиомы "сумма излишне уплаченного налога" (кроме ст. 78 НК РФ, непосредственно регулирующей налоговый зачет, словосочетание упоминается в ст. 21, ст. 32, ст. 45, ст. 49, ст. 54 НК РФ).

В действительности суммы, формирующие вкладку "Переплата" в личном кабинете налогоплательщика – это, как правило, числящееся во "внутреннем" учете налоговиков "положительное" (в пользу налогоплательщика) сальдо расчетов.

Порядок отражения поступлений налогов, страховых взносов в бюджетную систему Российской Федерации в информационных ресурсах налоговых органов и в личном кабинете налогоплательщика урегулирован ФНС России. При этом при отсутствии у налогового органа налоговых деклараций (расчетов по страховым взносам) и начислений суммы налогов (страховых взносов) уплачиваемая налогоплательщиком (плательщиком страховых взносов) сумма налогов (страховых взносов) отражается в информационных ресурсах и личном кабинете налогоплательщика как переплата.
В соответствии с пунктом 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных указанным Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно не более чем за три года со дня уплаты указанной суммы налога
.

Таким образом, чисто по технологическим причинам во внутреннем учете налоговых органов в течение продолжительного времени числится положительное сальдо в расчетах с налогоплательщиками.


Квалифицировать эти суммы как "переплата" – значит не только грубо искажать действительность (чего не должен допускать никакой учет в принципе), но и элементарно незаконно.

Общеизвестно, что "переплата" – это разговорный аналог словосочетаний типа "переплаченная сумма", "заплатить больше, чем нужно", "сумма платежей, подлежащая возврату плательщику".

Таким образом, в нашем случае "переплата" – это сумма излишне уплаченного налога или излишне взысканной суммы налога. Следовательно – это налоговое обязательство, в котором налогоплательщик выступает КРЕДИТОРОМ, а бюджет (в лице налогового органа) – ДОЛЖНИКОМ. Строго под таким ракурсом должны оцениваться и исследоваться данные правоотношения. Кроме этого необходимо учитывать методы регулирования налогового права. В частности, юридически значимые факты могут подтверждаться исключительно документально при строгом соблюдении процедур, установленных НК РФ.

Рассмотрим исчерпывающий перечень вариантов возникновения переплаты, а затем способы ее надлежащего документального оформления.

Как возникает переплата ?

Очевидно, что переплата может возникнуть только по двум причинам: из-за ошибки налогоплательщика либо налогового органа. При этом для налоговых правоотношений это "нештатная" ситуация, так как надлежащее выполнение предписаний законодательства о налогах и сборах исключает какую-либо вероятность ее появления.

Начнем со случая "квази-переплаты" (будем исходить из доминирования интересов "кредитора", коим является налогоплательщик).

"Квази-переплата" – это когда "переплата" как бы и есть (в карточке РСБ). А для налогоплательщика, по сути – ее нет.

В соответствие с п. 1, п. 7 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. При чем поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации заполняется в соответствии с правилами, утвержденными Приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н

Каждое конкретное налоговое обязательство (и начисленный налог, и платеж в его погашение) идентифицируется с использованием единой системы кодирования (по налогоплательщику, виду налога, налоговому/отчетному периоду и т.п.). При этом поступившие в бюджетную систему платежи отражаются в карточке РСБ в автоматическом режиме на основании информации из расчетных документов самого налогоплательщика. Ошибка в любом реквизите приводит к тому, что поступившая в бюджет сумма будет учтена неправильно: зачислена в счет уплаты другого налога, по другому налоговому периоду и т.п. Соответственно в учете налогового органа (в КРСБ) данная сумма будет отражена по иному налоговому обязательству. И появится мнимая "переплата". Но одновременно не будет исполнена текущая налоговая обязанность, что чревато появлением недоимки, причем уже реальной.

Порядок исправления подобных ошибок урегулирован в п. 7 ст. 45 НК РФ.

В соответствие с положениями п. 7 ст. 45 НК РФ уточнение реквизитов в платежном документе производится на основании заявления налогоплательщика. Также следует учитывать, что в соответствие с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2019, налоговые органы получили право самостоятельно (без заявления налогоплательщика) принимать решение об уточнении вида и принадлежности платежа, при условии, что это не повлечет за собой возникновение недоимки.

Вина налогоплательщика: расчетные (в том числе арифметические) ошибки налогоплательщика, приведшие к завышению суммы уплаченного в бюджет налога.

Налогоплательщики нередко ошибаются при расчете даже самых-самых простых налогов (а также при заполнении декларации). Например, завышают налоговую базу; или не учитывают при исчислении налога установленные законодательством вычеты и т.п. А в результате уплачивают в бюджет излишнюю сумму налога. То есть, возникает переплата.

Вина налогового органа : в результате контрольных и проверочных мероприятий вышестоящий налоговый орган или суд восстановили права налогоплательщика, нарушенные территориальным налоговым органом, необоснованно взыскавшего сумму налога (а равно при добровольном исполнении налогоплательщиком незаконного требования об уплате налога – перед его обжалованием).

После вступления в законную силу решения вышестоящего налогового органа или судебного акта территориальный налоговый орган исправляет данные в КРСБ. В результате чего появляется переплата.

Как фиксируется факт "переплаты"?

Императивно установленная обязанность налогового органа.

В соответствие с п. 3 ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта". Аналогичная обязанность налогового органа в отношении излишне взысканной суммы налога установлена в п. 4 ст. 79 НК РФ.

Данная обязанность сформулирована безапелляционно, то есть ее исполнение не ставится в зависимость от степени осведомленности налогоплательщика о факте своей переплаты (также, впрочем, как и о его "согласии" с фактом переплаты). Если же налоговый орган "сомневается" (в том числе при отсутствии информации о позиции налогоплательщика по поводу его переплаты), то налоговому инспектору необходимо руководствоваться абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ: "В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам".

Установление факта переплаты в акте сверки расчетов.

Согласно подп. 5.1 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Этому праву налогоплательщика корреспондирует установленная подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ обязанность налоговых органов "осуществлять по заявлению налогоплательщика совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику в течение следующего дня после дня составления такого акта".

Следует иметь ввиду, что до настоящего времени ФНС России не выполнила поручение (абз. 2 подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ) о разработке и утверждении Порядка проведения совместной сверки расчетов. Также не введен в эксплуатацию информационный ресурс, который должен управлять в интерактивном режиме данной процедурой. Соответственно пока неизвестен регламент отражения в карточке РСБ итогов сверки расчетов.

Однако, оформляемые в настоящее время акты совместной сверки расчетов, при условии их подписания уполномоченными представителями сторон, безусловно, являются юридически значимыми документами, подтверждающими факт переплаты.

Установление факта переплаты по итогам "декларационной кампании".

В соответствие с п. 2 ст. 88 НК РФ по каждой поступившей в налоговый орган налоговой декларации в обязательном порядке проводится камеральная налоговая проверка. И только в случае не поступления в надлежащий срок декларации налоговый орган вправе начать камеральную налоговую проверку (при отсутствии декларации) по имеющейся у налогового органа информации о налогоплательщике и его налогооблагаемых доходах. Однако после поступления (с опозданием) налоговой декларации в обязательном порядке начинается камеральная налоговая проверка (с одновременным прекращением первоначальной).

Существенное отличие (в разрезе заявленной темы статьи) камеральной налоговой проверки от выездной налоговой проверки заключается в следующем.

1. Возможность прекращения камеральной проверки – то есть ее досрочной остановки без каких-либо юридических последствий.

Если в ходе камеральной налоговой проверки от налогоплательщика поступает уточняющая налоговая декларация, то текущая камеральная проверка прекращается и начинается новая камеральная проверка (п. 9 ст. 88 НК РФ). Напомню, что в личном кабинете налогоплательщика есть раздел, в котором отражается информация о дате начала и окончания камеральных налоговых проверок поступивших от налогоплательщика деклараций. То же самое происходит и с камеральной проверкой, начатой в соответствие с п. 2 ст. 88 НК РФ (отсутствие в надлежащие сроки налоговой декларации), при получении первичной налоговой декларации. "Прекращенная" камеральная проверка не может быть основанием для установления юридически значимых фактов, в том числе переплаты (также, впрочем, как и недоимки), так как все процедуры далее проводятся в рамках новой камеральной проверки.

2. Возможность не составлять акт по итогам камеральной проверки.

Согласно п. 5 ст. 88 НК РФ если налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 Кодекса. При этом НК РФ и подзаконными актами не предусмотрено информирование (в какой бы то ни было форме) налогоплательщика о факте окончания камеральной налоговой проверки — при условии, что к нему нет претензий (то есть, когда фактов нарушений законодательства о налогах и сборах не выявлено).

Так как переплата не может быть квалифицирована как "нарушение законодательства о налогах и сборах" (хотя и является "нештатной" ситуацией в налоговых правоотношениях), камеральная налоговая проверка (несмотря на выявление переплаты) оканчивается без составления акта проверки.

Налогоплательщик сумму переплаты показывает в своей, как правило — уточняющей налоговой декларации, в которой исправлены неверные данные первоначальной декларации. Например, в налоговой декларации по УСН это графа № 110 " Сумма налога к уменьшению за налоговый период ".

К слову, месяца два назад в личном кабинете налогоплательщика появилась новая опция "Информирование о факте излишней уплаты (взыскания) налога (сбора, пени, штрафа)".


Нельзя не упомянуть и о таком нюансе. Факт переплаты может быть установлен налоговым органом и в ходе выездной налоговой проверки. Это может быть даже отражено в акте проверки. Однако эта информация – только причина оформить акт взаимной сверки расчетов; или налогоплательщику подать уточняющую налоговую декларацию.

Теперь настало время обобщить изложенное.

Второе: если налоговый орган обнаружит факты, свидетельствующие о возможной переплате, в том числе в ходе каких-либо иных мероприятий налогового контроля (помимо налоговой проверки), должностные лица налогового органа обязаны руководствоваться абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ и организовать проведение совместной сверки расчетов с налогоплательщиком. По итогам которой и фиксируется факт переплаты.

Никакие иные документы не могут являться достаточным основанием для установления факта переплаты, так как будут нарушены права и законные интересы налогоплательщика – "кредитора" в данном правоотношении.

Как итог: нарушение прав и законных интересов налогоплательщиков.

Читайте также: