Учетная политика организации и оптимизация налоговых платежей

Обновлено: 04.07.2024

Следует отметить, что и до 2002 г. элементы учетной политики оказывали влияние на уровень налогообложения, а в гл. 21 Налогового кодекса, посвященной НДС, указывалось на необходимость отражать в учетной политике отдельные налоговые моменты.

С 2002 г., в условиях ведения налогового учета, особое значение приобретает учетная политика для целей налогообложения прибыли, которая может либо оформляться отдельным документом, либо включаться самостоятельным разделом в приказ по учетной политике хозяйствующего субъекта. Поэтому в настоящее время как никогда актуально различать бухгалтерский учет, финансовый учет, управленческий учет и учет для целей налогообложения.

Следовательно, составляя приказ по учетной политике, следует учитывать налоговые последствия каждого решения по бухгалтерскому учету и варианты налогового учета по налогу на прибыль.

· имущественной обособленности предприятия;

· непрерывности деятельности предприятия;

· последовательности применения учетной политики, причем учетную политику нельзя изменять в течение отчетного года;

· временной определенности факторов хозяйственной деятельности.

На выбор учетной политики оказывают влияние следующие факторы:

1. Форма собственности и организационно-правовая форма предприятия.

2. Отраслевая принадлежность и вид деятельности.

3. Объем деятельности (продажи, среднесписочная численность работников и др.).

4. Действующее законодательство в области учета и налогообложения.

5. Возможность принятия самостоятельных решений в вопросах ценообразования.

6. Система информационного обеспечения деятельности предприятия.

7. Наличие определенного квалификационного уровня персонала.

8. Цели и задачи экономического развития предприятия на перспективу.

9. Наличие или отсутствие инфляционных процессов, сезонных факторов, конкуренции и т. д.

Грамотно составленная учетная политика позволяет предприятию вполне обоснованно заниматься текущим налоговым планированием и формировать финансовые результаты его деятельности.

Ниже представлены отдельные пункты учетной политики, определяющие существование различных вариантов налоговых последствий:

· начисление амортизации по основным средствам (налог на имущество, налог на прибыль);

· оценка материальных ресурсов и расчет фактической себестоимости материальных ресурсов в производстве (налог на прибыль);

· резервы предстоящих расходов и платежей (налог на прибыль);

· метод определения выручки от реализации продукции, работ, услуг (налог на прибыль);

· группировка затрат на прямые и косвенные расходы, списание затрат на производство (налог на прибыль).

Международное налоговое планирование: оффшорный бизнес

Международное налоговое планирование осуществляется как на уровне государства, так и на уровне предприятий.

В большинстве стран существуют значительные налоговые льготы или прямые субсидии и компенсации для экспортной деятельности; инвестиций в новые промышленные мощности, в создание новых рабочих мест; для предприятий, созданных в относительно менее развитых регионах, и т. д.

Под оффшорной зоной понимается юрисдикция, в которой законодательно определены статус оффшорных предприятий и нормы, в соответствии с которыми совершаются финансово-экономические операции.

Целями создания оффшорных компаний являются:

· увеличение эффективности торговых и финансовых операций;

· защита финансовых средств от неустойчивости банковской сферы;

· рациональная минимизация налогов;

· осуществление специальных бизнес-функций профессиональной ориентации;




· приобретение и содержание дорогостоящего имущества, недвижимости и т. д. от имени оффшорной зоны;

· упрощение иммиграционных процедур, оформление виз и др.

В настоящее время на налоговой карте мира насчитывается более 300 единиц льготных юрисдикций и зон, представляющих интерес с точки зрения налогового планирования международных финансовых операций. Общее число оффшорных компаний достигает нескольких сотен тысяч. Оффшорные зоны сосредоточены в основном в нескольких точках земного шара:

· Карибский бассейн (о-ва Багамские, Виргинские, Каймановы, Барбадос и Гренада);

· Средиземноморье (Андорра, Гибралтар, Монако, Кипр);

· Европа (Швейцария, Люксембург, Лихтенштейн, о-ва Гернси, Джерси и Мэн, Сан-Марино, Ирландия);

· Арабские страны (Ливан, ОАЭ, Бахрейн);

· Африка (Сейшельские острова, Либерия);

· Азиатско-Тихоокеанский регион (Китай, Гонконг, Сингапур, Малайзия, Филиппины).

Участие Российской Федерации в оффшорном бизнесе имеет свою специфику. Большинство российских компаний регистрируется в Гонконге, на Кипре, Гибралтаре, островах Карибского моря. На Кипре существует около 3 тыс., а в Швейцарии – примерно 10 тыс. российских оффшорных компаний.

Наиболее типичные схемы, которые можно построить на основе оффшорного бизнеса, следующие:

1. Оффшорная компания – посредник в торговле. При внешнеторговых операциях между продавцом и покупателем создается компания для того, чтобы локализовать максимум прибыли на наименее налогооблагаемом субъекте.

2. Оффшорная компания – подрядчик. В этом случае компанию используют с целью увеличения расходов, включаемых в себестоимость, и уменьшения налогооблагаемой базы.

3. Оффшорная компания – владелец дорогостоящего имущества. Данная схема применяется в том случае, если собственник старается сохранить в тайне факт владения каким-либо дорогостоящим имуществом.

5. Оффшорная компания – владелец авторских прав. Если логика бизнеса состоит в приобретении у авторов права на их произведения с последующим получением дохода от выдачи лицензий или тиражирования этих произведений, то данная схема – удобный способ законного уменьшения налогов и экспорта капитала.

6. Оффшорная компания – держатель банковского счета. В этом случае владелец получает под контроль данную компанию, а уже компания открывает счет в банке, что позволяет через какое-то время получить на руки корпоративную кредитную карту.

7. Оффшорная компания – инвестор. При желании инвестировать вывезенный капитал обратно в свою страну оффшорная компания может стать удобным перевалочным пунктом капитала на его пути в новый инвестиционный проект, так как капитал можно аккумулировать на такой компании очень оперативно и без налогов (доля оффшоров, прежде всего Кипр и Виргинские о-ва, в объеме иностранных инвестиций в российскую экономику за период 2000–2004 гг. варьировала в диапазоне от 15 до 20 %).

8. Оффшорная компания – судовладелец. Например, если какое-либо лицо приобрело яхту, то, помимо соображений безопасности, есть и налоговый плюс: многие оффшорные центры предоставляют судам, ходящим под их флагом, льготные условия налогообложения.

9. Оффшорная компания – исполнитель строительных работ. Если оффшорная компания находится в стране, с которой у России есть договор об избежании двойного налогообложения, и при этом не попадает под определение постоянного представительства, то данная компания не будет облагаться российским налогом на прибыль.

Для финансовых операций не только используются самые различные типы предприятий – оффшорные партнерства, компании с ответственностью, ограниченной гарантией, акционерные компании с полной ответственностью участников, – но и активно осваиваются новые организационно-правовые формы.

Таким образом, если предприятие ведет внешнеэкономическую деятельность, то использование оффшорных компаний становится необходимым, а вот каких и в какой конкретно стране – зависит от направления деятельности. Очень многие зарубежные оффшорные компании совершенно бесполезны для одних видов внешнеэкономических операций и весьма выгодны для других.

Оффшорный бизнес – достаточно эффективный инструмент планирования и управления хозяйственными связями. Наибольший эффект достигается в результате использования систем материнских, дочерних и других аналогичных компаний. Однако следует отметить, что создание оффшора в большинстве случаев не влечет за собой полного освобождения от налогов, а лишь позволяет снизить их.

Оффшорный бизнес не является единственным вариантом снижения налоговв результате международного налогового планирования, так как существует возможность снижения налогов путем создания фирм в странах, с которыми имеется соглашение об устранении двойного налогообложения и где уровень налогообложения и налогового бремени относительно низкий.

У России есть соглашения об избежании двойного налогообложения:

· по строительно-монтажным работам;

· дивидендам, выплачиваемым иностранному лицу российским лицом;

· процентам, выплачиваемым иностранному лицу российским лицом;

· выплатам вознаграждений иностранным гражданам за работу по найму;

· выплатам вознаграждений за работу по найму на строительных и строительно-монтажных площадках.

В настоящее время соглашения об избежании двойного налогообложения заключены у России более чем с 40 странами. В частности, на строительные и монтажные объекты соответствующие соглашения заключены с Австрией и Бельгией (если строительно-монтажные работы ведутся не более 24 мес.), с Болгарией (не более 12 мес.), с Венгрией, Германией, Данией, Индией, Ирландией, Испанией (не более 12 мес.), с Египтом, Вьетнамом, Малайзией (не более 6 мес.), с Югославией (не более 18 мес.), с США, Турцией, Финляндией (не более 36 мес.) и др.

Таким образом, использование соглашений об избежании двойного налогообложения в случае, если ставка налога в другой стране меньше, чем в России, позволяет предприятиям получать реальную экономию.


Учетная политика необходима любому юридическому лицу. От того, насколько грамотно она составлена, зависит итоговый результат работы компании, а ее отсутствие может привести к негативным последствиям. Как составить бухгалтерскую и налоговую учетную политику? Какие нюансы следует знать при ее формировании? Об этом пойдет речь в нашей статье.

Бухгалтерская и налоговая учетная политика на 2022 год

Учетная политика необходима для описания применяемых компанией методов отражения имущества, доходов и расходов, а также операций в бухгалтерском и налоговом учете и отчетности.

Учетная политика 2022 года может быть сформирована как единый документ с отдельными разделами, посвященными нюансам бухгалтерского и налогового учета, или же на каждый вид учета создается отдельная политика.

Форма этого документа законом не регламентирована, но в нем необходимо предусмотреть все нюансы учета. Важно дополнить политику по учету рабочим планом счетов, формами применяемых первичных документов и регистров, правилами документооборота и иными решениями компании, необходимыми для организации учета.

Как организовать документооборот для целей бухгалтерского учета по новому ФСБУ 27/2021, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение.

О нюансах применения плана счетов подробнее читайте здесь.

Учетная политика 2022 года формируется главным бухгалтером (или иным лицом, которому это поручено) и утверждается руководителем компании. Дата утверждения учетной политики на 2022 год — не позднее 31.12.2021, так как закрепленные ею способы учета подлежат применению с 1 января года, следующего за годом утверждения (п. 9 ПБУ 1/2008).

Как составить учетную политику

Не существует универсальной учетной политики, подходящей для всех без исключения компаний. Чтобы грамотно составить этот документ, потребуется учесть не только все проводимые компанией операции, но и планируемые в предстоящем периоде, чтобы охватить весь спектр необходимых способов оценки и учета активов и обязательств. Кроме того, учетная политика 2022 года должна предусматривать сроки и алгоритм проведения инвентаризации имущества и обязательств, а также описывать процедуру контроля за хозяйственными операциями.

Процесс разработки этого документа начинается с анализа допускаемых законодательством способов учета с целью рационального выбора наиболее подходящего для компании с учетом специфики ее работы.

  • Утратит силу ПБУ 6/01 "Учет основных средств", а учет ОС будет регулироваться двумя новыми ФСБУ 6/2020 "Основные средства" и 26/2020 "Капитальные вложения". Подробнее о них читайте здесь.

Какие изменения в соответствии с новыми ФСБУ внести в учетную политику, узнайте в КонсультантПлюс. Сориентироваться в нововведениях ФСБУ 6/2020 вам поможет этот материал, по ФСБУ 26/2020 - эта статья. Пробный демо-доступ к системе предоставляется бесплатно.

  • Операции по аренде должны учитываться в соответствии с ФСБУ 25/2018 "Бухгалтерский учет аренды", утвержденным Приказом Минфина России от 16.10.2018 № 208н.

Как организации перейти на учет аренды (лизинга) по новому ФСБУ 25/2018, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение.

При этом и в строительной, и в торговой компании могут быть одинаковые подходы, например, к методам начисления амортизации ОС и НМА или правилам списания МПЗ.

О том, как составить налоговую учетную политику у заказчика строительства, мы рассказывали здесь.

Перечень всех действующих ПБУ смотрите здесь.

Объем учетной политики зависит от многих обстоятельств: видов активов и обязательств, разнообразия уплачиваемых налогов и иных нюансов. Например, если у компании отсутствует собственное имущество на балансе, ее учетная политика не будет содержать описания методов расчета амортизации и раздела, посвященного расчету налога на имущество.

Учетная политика для целей налогового учета: нюансы

Учетная политика для налогового учета существенно отличается от бухгалтерской, поскольку базируется на иных нормативных документах (главный из них — НК РФ). Кроме того, в налоговом законодательстве чаще происходят изменения, требующие своевременного реагирования на них, в т. ч. внесения корректировок в учетную политику.

ВАЖНО! За отсутствие политики по учету или ее положений, требующих самостоятельного выбора или установления, контролеры наказывают как за грубое нарушение правил учета. В соответствии со ст. 120 НК РФ штраф составит 10 000 руб. (30 000 руб. — если нарушение распространяется на несколько налоговых периодов). Штраф наложат и на должностное лицо — по ст. 15.11 КоАП в размере от 5000 до 10 000 руб. (а при повторном нарушении от 10 000 до 20 000 руб. или приведет к дисквалификации).

Учетная политика организации (ООО): пример-2022

Учетная политика организации (ООО) - пример 2022 года можно найти на многочисленных сайтах в интернете. Есть образцы и у нас: по НДС, для УСН и др. Однако искать идеально подходящий бесполезно. Все тонкости учета предусматриваются в зависимости от специфики деятельности, а она у каждой компании своя. Можно воспользоваться предлагаемыми в интернете специальными сервисами-конструкторами. Но и они могут применяться лишь в качестве основы, подлежащей дальнейшей доработке и корректировке.

Итоги

Составить грамотную учетную политику — значит сократить риск возникновения ошибок в учете, избежать неверного отражения активов и обязательств или искажения налогооблагаемой базы при расчете налогов. Разработка этой политики производится с учетом установленных законодательством допущений и требований и в зависимости от специфики деятельности компании. Разработанная учетная политика должна быть актуальной на момент утверждения, а также своевременно дополняться и изменяться в случаях, предусмотренных законодательством.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Платите налоги, взносы и сдавайте отчетность, не выходя из дома! Сервис напомнит обо всех отчетах.

Для любой хозяйственной деятельности важна эффективная оптимизация налогообложения: это помогает предпринимателю снизить выплаты в бюджет и сохранить больше денег в бизнесе.

Что такое налоговая оптимизация

Оптимизация налогов

Налоговая оптимизация — это комплекс методов и подходов для эффективного планирования (минимизации) налогов, перечисляемых в бюджет. Правильная оптимизация налогов (осуществляемая законными методами), а также прогнозирование различных рисков, помогают избежать больших убытков и сохранить стабильное положение фирмы на рынке.

Эксперты выделяют два способа минимизации налогов физических и юридических лиц:

Легальные способы оптимизации налогов

Выбор подходящей системы налогообложения. Специальные налоговые режимы позволяют организациям выплачивать в бюджет небольшую часть своих доходов. Проведите расчеты, сравните выгодность разных налоговых режимов для вашего конкретного бизнеса. Воспользуйтесь нашим калькулятором систем налогообложения, чтобы рассчитать нагрузку на каждом режиме по своим параметрам.

Проверка добросовестности контрагентов. Если контрагент окажется недобросовестным, то расходы по сделке с ним не будут приниматься налоговой и вам придется заплатить больше налогов. Используйте системы проверки контрагентов на благонадежность. Например, в бухгалтерском веб-сервисе Контур.Бухгалтерия такая система есть.

Разработка правильной учетной политики. В зависимости от специфики бизнеса учетная политика поможет законными методами уменьшить налоговую базу и платежи в бюджет. Здесь читайте об учетной политике ООО на УСН.

Применение налоговых льгот. Это законные возможности уменьшить налоги или не платить их совсем. Но льготы есть не у всех. Льготы и послабления есть почти по всем налогам, кроме налога на игорный бизнес. Например, здесь мы рассказывали о налоговых льготах для IT-компаний.

Коронавирусная благотворительность. Если вы пожертвуете имущество или деньги на борьбу с коронавирусом, то сможете учесть их стоимость во внереализационных расходах при расчете налога на прибыль. Для УСН и ЕСХН это тоже актуально. Важно, что имущество должно быть предназначено для диагностики и лечения коронавируса, а также для предотвращения его распространения. Например, можно пожертвовать арматуру для строительства инфекционного отделения для коронавирусных больных. Право на учет расходов действует, если помощь получили некоммерческие медицинские организации, органы госвласти и управления или местного самоуправления, ГМУ или ГМУП.

Нелегальные способы минимизации налогов: не используйте их

Многие организации для ухода от налогов применяют различные махинации. Налоговые органы, догадываясь об этом, исследуют схемы уклонения от уплаты налогов и довольно быстро приходят с проверками и наказаниями в неудачливую организацию. Вот самые простые противозаконные схемы, о которых хорошо известно налоговым работникам.

Дробление бизнеса. Это бизнес-процесс, в результате которого появляется несколько новых организаций, вместо одной крупной. Так, налогоплательщики пытаются сохранить право на спецрежимы, остаться в реестре МСП, одновременно работать с партнерами с НДС и без него. Однако если компания не имеет собственных источников дохода, не может самостоятельно выбирать направления расходов и свою прибыль передает в другую организацию, то штрафы здесь гарантированы.

Обналичивание средств организации. Иными словами, создание фирм-однодневок. Через такие организации недобросовестные предприниматели выводят деньги по фиктивным сделкам, переводя безналичные деньги в наличные.

Присоединение к организации убыточной компании. В результате такого присоединения снижаются налоги (НДС, налог на прибыль). Однако налоговый сотрудник, конечно, заострит свое внимание на приобретении убыточной компании и проверит, является ли убыток действительным, или же он фиктивный.

Типичные ошибки при проведении процедуры оптимизации

Использование налоговой оптимизации требует от организации серьезного подхода, так как ошибки, допущенные в налоговом учете, могут привести к незапланированным расходам в виде штрафов.

Отсутствие цели оптимизации. Ваши действия по сокращению налогов должны иметь обоснование — убедительную бизнес-цель, ради которой вы так или иначе преобразовали организацию. Это нужно будет при необходимости объяснить налоговой и подтвердить документально.

Изменение схемы работы задним числом. Переход на новую систему налогообложения занимает время, и большой организации потребуется больше времени. Побеспокойтесь заранее о переходе на новый налоговый режим.

Использование схем, которые стоят на особом контроле у государства. Воздержитесь от нелегальных приемов сокращения налогов. Опытные сотрудники налоговой службы занимаются исследованием махинаций налогоплательщиков, которые позже доводятся до всех сотрудников инспекций.

Недостаточный инструктаж работников. Применение схем оптимизации требует проработки. Поясните алгоритм новой схемы сотрудникам и создайте для них письменные инструкции. Тогда они смогут при необходимости дать актуальные пояснения налоговой службе.

Автор статьи: Александра Аверьянова

Оптимизируйте налоги законными способами с бухгалтерским сервисом Контур.Бухгалтерия. Здесь есть удобный налоговый и бухгалтерский учет, варианты учетной политики для малого бизнеса, проверка контрагентов. Наши эксперты помогут выбрать удобный налоговый режим и применять налоговые льготы. Первые 14 дней работы в сервисе — бесплатно.

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

Налоговая политика предприятия – свод правил осуществления долгосрочного и оперативного планирования налоговой деятельности. Она затрагивает вопросы выбора модели учёта, выработку стиля взаимоотношений с контрагентами. Главная цель создания документа – оптимизация налоговой нагрузки, обеспечение предсказуемости налоговых расходов и рациональное распределение финансовых потоков.

Вопрос: Предусмотрена ли налоговая ответственность за отсутствие в организации учетной политики для целей налогообложения? Можно ли ее утвердить в 2020 г. одновременно за текущий и предыдущие годы?
Посмотреть ответ

Задачи налоговой политики

Основная цель составления налоговой политики предприятия – создание условий для получения максимальных прибылей на фоне снижения налогового бремени. Продуманная стратегия и тактика помогает решать такие задачи, как:

  • правильный расчет финансовых показателей деятельности предприятия;
  • объективная оценка степени влияния на уровень рентабельности проектов налоговой нагрузки;
  • формирование удобного платежного календаря;
  • оптимизация налогов.

Обязательность формирования налоговой политики свойственна для предприятий всех форм собственности, независимо от используемого режима налогообложения.

Стоит запомнить! Для новых предприятий отводится срок в 90 дней для создания и утверждения своей налоговой политики.

Основной критерий необходимости создания стратегии поведения в налоговой сфере – наличие у компании возможности самостоятельно выбирать способ учета активов и обязательств в рамках предложенного законодательством инструментария. В эту категорию входят организации на общей и упрощенной системе налогообложения.

Обратите внимание! Малым предприятиям законодательство дает возможность пользоваться некоторыми послаблениями в ведении учета. При намерении применить их на практике, это надо прописать отдельным пунктом в бухгалтерской и налоговой политике фирмы.

Особенности оптимизации расходов в бюджет не позволяют объединять бухгалтерскую учётную политику с налоговой. Для первой характерно внесение редких корректировок в содержательную часть на основании веских причин. Для налоговой политики свойственны гибкость и быстрое реагирование на любые изменения внутренних и внешних факторов.

ВАЖНО! Образец приказа об утверждении учетной политики для целей налогообложения от КонсультантПлюс доступен по ссылке

Налоговая стратегия обновляется полностью не чаще одного раза в году, все новшества вступают в силу после окончания отчетного периода. На протяжении года допускается внесение дополнений в составленную ранее политику. Основанием может быть:

  • изменение норм законодательства;
  • введение нового сбора или налога;
  • появление дополнительных видов деятельности организации.

Любое дополнение оформляется приказом по предприятию за подписью руководителя.

Важная деталь! Налоговый кодекс не предполагает отправку созданной на предприятии налоговой политики в ИФНС. Представлять данный документ налоговым органам следует только при наличии официального запроса.

Принципы формирования налоговой стратегии

Для создания эффективной и работающей модели поведения в сфере налогообложения предприятию необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Отсутствие противоречий между предпринимаемыми действиями и нормами законодательства. Это обеспечит минимизацию риска возникновения серьезных споров с налоговыми органами, исключит вероятность образования задолженности и штрафных санкций по налоговым платежам.
  2. Минимизация налоговых отчислений должна осуществляться без снижения темпов производства. То есть стремиться следует не столько к уменьшению суммы налогов, сколько к их оптимальному соотношению с результатами хозяйственной деятельности.
  3. Максимальное использование на практике возможных налоговых льгот.
  4. Внесение своевременных и оперативных корректив в налоговую политику на фоне изменения норм действующего законодательства.
  5. Ежегодное планирование объемов расчетов по налогам, контроль над исполнением бюджета и анализ отклонений от него.

Пошаговая инструкция создания налоговой политики предприятия

Процесс создания налоговой политики предприятия характеризуется большими трудовыми затратами, поэтому начинать сбор данных и их систематизацию надо за месяц до окончания текущего отчетного периода. Пошагово механизм действий выглядит так:

Шаг 1

Составление перечня налогов и сборов.

В него вносят налоговые платежи, которые могут оказывать влияние на финансовое положение организации. В списке должны оказаться только те налоги, плательщиками которых является предприятие.

Шаг 2

Анализ путей оптимизации налогов.

Для этого каждый вид налога из созданного списка оценивается с точки зрения возможного влияния предприятием на его размер, изучается вопрос допущения на законодательном уровне применения налоговых послаблений. При наличии шанса применить льготы по конкретному налогу следует сразу уточнять, что необходимо предпринять для реализации такого права.

На данном этапе следует провести полную проверку правильности:

  • списаний износа различных категорий ценностей;
  • переоценки основных средств;
  • формирования запасов ТМЦ;
  • создания расходов, относящихся к будущим периодам.

Шаг 3

Составление плана действий в долгосрочной и краткосрочной перспективе, проработка ключевых элементов реализации налоговой политики.

Для этого понадобятся сводные данные планируемых доходов и расходов предприятия в разрезе продаж, закупки и расходования материалов, услуг сторонних организаций, затрат на оплату труда и инвестирование.

Шаг 4

Создание наиболее подходящего для нужд предприятия варианта налоговой политики путем комбинирования самых эффективных в конкретной ситуации мер.

Запомните! Необходимо создать алгоритм действий ответственных работников, обеспечивающий непрерывное и быстрое отражение в учете всех хозяйственных операций с соблюдением хронологии событий.

Важное место на данном этапе отводится формированию принципов систематизации финансовых сведений для отражения в налоговых декларациях. Для правильной проработки всех возможных вариантов поведения в налоговой сфере надо уделить внимание:

  • расчету планируемых сумм начислений по налогам в предстоящем году;
  • определению предварительных размеров налоговых платежей с распределением их во времени;
  • составлению прогнозных показателей баланса, выделяя возможное возникновение задолженности перед бюджетом.

Шаг 5

Закрепление системы контроля над правильностью выполнения норм учетной налоговой политики.

Для этого необходимо прописать способы доступа ответственных пользователей к полной информации об исчисления налогов и соблюдении сроков их уплаты. Отдельным пунктом следует прописать обязанности конкретных сотрудников по анализу всех отклонений от прогнозных сведений и причин их возникновения.

Базовая структура налоговой политики

Налоговым законодательством не приводится строгая структура учетной политики предприятия в сфере налогов. Каждой организации дается возможность сформировать собственный вариант, который будет учитывать пожелания руководства и индивидуальные особенности системы управленческого и бухгалтерского контроля. Главное, чтобы созданные планы действий компании не противоречили принципам налогового законодательства.

В базовом варианте налоговая политика может содержать два раздела:

  1. Общий блок.
  2. Правила формирования и оптимизации налоговой базы.

В общей части указываются сведения о:

  • лицах, ответственных за ведение учета;
  • принципах учета в сфере налогов;
  • установленных сроках представления сводных данных для их анализа, в том числе обособленными подразделениями (при их наличии).

Во втором блоке прописываются элементы налоговой оптимизации:

  • правила расчета налоговой базы в разрезе по видам налогов;
  • прогнозный налоговый бюджет;
  • составленный с учетом индивидуальных особенностей деятельности компании налоговый календарь;
  • принципы и цели отслеживания дебиторской задолженности, выделение долгов с истекшим сроком давности;
  • анализ целесообразности создания резерва по сомнительным долгам, возможности уменьшения с его помощью платежей по налогу на прибыль;
  • пути обеспечения оперативности бухгалтерского учета и систематизации данных;
  • описание текущей и перспективной налоговой оптимизации, реализуемых при помощи льгот;
  • анализ продолжительности производственного цикла с целью его дальнейшей оптимизации для уменьшения облагаемой базы при исчислении налога на имущество;
  • перечень применяемых налоговых регистров с их кратким описанием.

Предприятиям, работающим на упрощенной системе налогообложения, достаточно описать во втором блоке документа объект налогообложения (общий доход или разность между доходами и расходами), указать используемый способ оценки реализованных ценностей. При необходимости акцентируется внимание на порядке применения форм раздельного учета расходов и доходов, схема их утверждения. Это актуально для организаций, совмещающих ЕНВД и УСН.

Создание и применение на практике налоговой политики предприятия – неотъемлемый элемент хозяйственной деятельности организации. Не стоит им пренебрегать, это важно не только в целях соблюдения требований законодательства, но и для внутренней оптимизации финансовых потоков компании.


В данной статье рассматривается роль налоговой политики в процессе оптимизации налоговых обязательств и уменьшения налогового бремени субъекта налогообложения. Особое внимание уделяется возникающим при реализации налоговой политике рискам.

Ключевые слова: налоговая политика, налоговое планирование, налоговый учет, налоговая оптимизация, налоговый контроль, налоговые риски.

Любой субъект будучи индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом осуществляет хозяйственную деятельность с целью получения максимально возможного дохода. Как правило, для соблюдения данного принципа субъекты экономических отношений стремятся уменьшить величину своих расходов путем сокращения суммы затрат денежных средств для одной или нескольких расходных статей. Например, это могут быть такие статьи расходов как расходы на оплату труда, на представительские расходы, на себестоимость и другие, в зависимости от специфики вида деятельности субъекта. Не исключение составляет и статья расходов, предназначенная для уплаты налоговых платежей в бюджет. Данная статья рассматривается в связи с тем, что расходы по ней всегда составляют весомую долю среди затрат.

Способы, способствующие снижению налогового бремени и носящие правомерный характер, будут являться налоговой оптимизацией. Соответствующие способы отражены в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 [3]. В данном постановлении уменьшение налоговой базы представляет собой налоговую выгоду. Согласно тому же постановлению получение налоговой выгоды может осуществляться посредством уменьшения налогооблагаемой базы через использование налогового вычета или льготы, применение более низкой ставки налога, а также получение права возместить налог из бюджета.

Однако, хочется отметить, что в отличие от понятия налоговой выгоды понятие налоговая оптимизация является более широким. Оно включает в себя не только сокращение величины налоговой обязанности, но и учитывает избранную налогоплательщиком внутреннею политику для целей бухгалтерского и налогового учета. Вследствие грамотно составленной налоговой политики хозяйствующий субъект имеет возможность уменьшить свои налоговые платежи, однако, не стоит забывать, что избранная налогоплательщиком политика должна соответствовать нормам как налогового права, так и гражданского, уголовного, трудового и прочим отраслям права.

Основная цель для которой служит налоговая политика заключается в разработке приемов и методов, которые будут способствовать оптимизации налоговых обязательств или, иными словами, в сокращении группы расходов, которые связаны непосредственно с отчислениями налоговых платежей в бюджет.

В соответствии с НК РФ [2] под налоговым учетом подразумевается система, предназначенная для обобщения информации с целью формирования налоговой базы по необходимому налогу основываясь на данных первичных документов. Таким образом налоговый учет — это способ учета хозяйственных операций субъекта налогообложения, возникновение которых приводит к образованию доходов или расходов, которые в свою очередь и формируют налоговую базу.

Важнейшей задачей как бухгалтерского, так и налогового учета является сбор полной и достоверной информации о сумме доходов и расходов хозяйствующего субъекта. По мимо этого можно также использовать различные показатели, которые помогут определить налоговую базу.

Формирование налоговой политики является частью налогового планирования, отсутствие которого может повлечь ухудшение финансового состояния компании и будет означать потерю внутреннего контроля.

Налоговое планирование как правило должно осуществляться еще на этапе создания бизнес-плана, когда выстраивается система бизнес-процессов, однако это не всегда так, что приводит к печальным последствиям. Компании, осуществляющие налоговое планирование еще в начале своего пути являются более успешными. Это связано с тем, что они еще до регистрации юридического или физического лица (индивидуального предпринимателя) осуществляют разработку основных положений налоговой политики, что также включает в себя и выбор организационно-правовой формы предпринимательства, которая непосредственно оказывает влияние на налоговую систему.

В процессе налогового планирования важно следить за постоянными изменениями в налоговом законодательстве и не только своевременно учитывать произошедшие изменения, но и осуществлять их прогнозирование.

Налоговое планирование может быть текущим и стратегическим. Текущее налоговое планирование осуществляется в течение налогового периода, как правило года, и по большей части заключается в своевременном принятии мер в случае существенных изменений нормативно-правовых актов. Стратегическое налоговое планирование призвано рассматривать вопросы, направленные на долгосрочную перспективу, к таким вопросам можно отнести, например, реорганизацию юридического лица, продажа юридического лица, смена собственников бизнеса, изменение организационно-правовой формы, избрание нового вида деятельности и т. п.

Предпринимателям, для достижения своей цели — снижение налогового бремени, необходимо, в рамках налоговой политики, выполнить следующие действия:

– проанализировать нормативно-правовые акты, еще не утвержденные, но находящиеся на стадии проектирования;

– рассмотреть дела судебной практики;

– проанализировать эффективность применяемых методов налоговой оптимизации в текущем периоде и возможности их применения в будущем;

– оценить риски, используемых методов оптимизации налоговых платежей.

Выбирая среди многочисленных методов и способов оптимизации налоговых обязательств, налогоплательщику следует учитывать, то обстоятельство, что некоторые из них являются противоправными и их использование будет являться правонарушением. Не нарушающими закон способами будут являться, например, специальные налоговые режимы, применение налоговых льгот или более низкой ставки налога. Стоит заметить, что все эти методы и условия их применения прописаны в законодательных актах и предоставляются государством.

Вследствие выше указанных обстоятельств налоговая оптимизация неотъемлемо связана с налоговыми рисками, представляющие собой такие события как: финансовые потери, привлечение к уголовной ответственности, взыскание штрафных санкций (штрафы, пени, недоимки), осуществление контролирующими налоговыми органами камеральной или выездной проверки. Каждый из этих рисков может возникнуть как самостоятельно, так и как следствие одно из другого в силу их взаимосвязи и взаимозависимости.

Под налоговым контролем понимается деятельность налоговых органов в пределах своих полномочий и компетенций по контролю за соблюдением субъектами налоговых отношений законодательства о налогах и сборах.

Налоговые органы могу осуществлять мероприятия налогового контроля, например, назначить камеральную или выездную налоговую проверку. В ходе той или иной проверки может быть выявлен факт уклонения от уплаты налогов или сокрытия сделки, и как следствие занижение налогооблагаемой базы будет свидетельствовать о не в полном объёме перечисленных налоговых обязательствах. В обоих случаях возникнет риск увеличения налогового бремени, что прямо противоположно цели налоговой политики и налогового планирования, а также риск привлечения к налоговой или даже уголовной ответственности.

Именно для предотвращения возникновения большого количества налоговых рисков хозяйствующему субъекту очень важно тщательно прорабатывать каждое положение налоговой политики и грамотно их использовать. Наилучшим вариантом налогового планирования будет являться тот, который был разработан еще на начальном этапе создания юридического или индивидуального предпринимателя.

Наиболее выгодных результатов сможет добиться та организация, которая сумеет с экономией для себя использовать разработанную компанией налоговую политику и устранять налоговые риски еще на ранних этапах их зарождения.

Основные термины (генерируются автоматически): налоговая политика, налоговое планирование, налоговая оптимизация, налоговый учет, налоговая база, индивидуальный предприниматель, налоговая выгода, налоговый контроль, хозяйствующий субъект, юридическое лицо.

Читайте также: