Учет налоговых рисков в принятии управленческих решений

Обновлено: 18.05.2024

С каждым годом в бизнесе набирает обороты популярность привлечения сторонних консультантов в самых различных сферах- от юриспруденции и бухгалтерского учета до консалтинга в сфере экологии.

Множество предпринимателей пользуются консультационными услугами, преимущества которых для бизнеса очевидны: от экономии времени до получения гарантированного результата от сотрудничества исходя из сложившейся практики и уникальных наработок консультанотов.

Как правило, услуги консультантов недешевы, поэтому для отражения их в составе расходов для цели исчисления налогов необходимо внимательно относиться к оформлению документов, а также обоснованию необходимости привлечения сторонних специалистов.

Расходы на юридические, консультационные, бухгалтерские и иные аналогичные услуги могут быть учтены для целей налогообложения при условии их соответствия критериям, установленным п.1 ст.252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

В соответствии с п.1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст.265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы экономически необоснованны, нецелесообразны.

Основаниями для подобных выводов налогового органа является наличие общедоступных сведений в отчете об оказании услуг, наличие аналогичных служб у налогоплательщика (например, предоставление юридических услуг компании, у которой есть собственная юридическая служба), оказание консультационных услуг по типу абонентского обслуживания по фиксированной сумме; отсутствие в приказе об учетной политике положения о передаче ведения бухгалтерского учета сторонней организации.

Расходы документально не подтверждены или по ним невозможно четко идентифицировать оказанные услуги.

В этом случае налоговики не принимают расходы в связи с тем, что не была представлена документы не соответствуют требованиям налогового и бухгалтерского законодательства, из содержания договора, акта приема-сдачи , отчетов нельзя однозначно определить какие услуги оказаны, в документах нет достаточной информации об объеме, характере и результатах оказанных услуг; в документах нет расчета стоимости оказанных услуг; не представлена программа и расписание семинаров, списка обучающихся, табелей учета рабочего времени (в

случае предоставления услуг по обучению)

Расходы направлены на получение необоснованной налоговой выгоды.

Подобный вывод широко используется налоговыми органами на практике вследствие того, что произведенные затраты не связаны со спецификой деятельности, осуществлены не для получения дохода налогоплательщиком, существует взаимозависимость между получателем и исполнителем услуг.

Для снижения рисков непринятия расходов к налоговому учету налогоплательщик должен заранее позаботиться о грамотном оформлении документов и подготовке аргументированного обоснования необходимости привлечения консультантов.

Пути снижения налоговых рисков:

1. Наличие (то есть своевременное составление) соответствующих требованиям законодательства РФ документов, подтверждающих оказание услуг: договора, задания к договору (и/или сметы, или плана), акта сдачи-приемки, отчета, платежных поручений и др.

2. Подробное описание в документах, кем, кому, когда, в какие сроки оказываются услуги, перечень и стоимость (подтвержденная расчетом) услуг.

3. Исключение из договора на оказание услуг запрета на использование общедоступной информации.

4. Четкое отражение в акте сдачи-приемки услуг факта оказания услуги, а также связи предоставления такой услуги с деятельностью налогоплательщика. Точное и подробное указание в акте сдачи-приемки услуг по долгосрочным договорам содержания оказанных услуг, что позволит безошибочно идентифицировать их, а также подтвердить их оказание, оплату и принятие к учету.

5. Отражение в отчетах (и/или пояснениях, и/или анализах) связи между оказанными услугами и достигнутыми результатами (экономическим эффектом).

6. Обязательное оформление по услугам, оказанным в устной форме, отчета, в котором подробно описан перечень обсужденных и разъясненных вопросов.

7. Оказание услуг не лично руководителю, а организации. Расходы на услуги фактически оказанные руководителю не относятся к производственной деятельности, поэтому не могут включаться в расходы организации.

8. Следует избегать дублирования функций работников налогоплательщика и функций привлекаемых специалистов.

9. Подтверждение (документальное) факта отсутствия по объективным причинам возможности осуществления должностных функций сотрудниками налогоплательщика. Такими объективными причинами могут быть:

- нахождение штатных сотрудников в отпусках, командировках, на больничных;

- наличие вакантных мест в штате налогоплательщика;

-несоразмерность количества штатных сотрудников объему работы налогоплательщика;

- отсутствие у штатных сотрудников соответствующего образования;

- отсутствие у штатных сотрудников опыта работы;

-специфичность проблемы, требующей специальных познаний (узкой квалификации);

- занятие привлекаемого специалиста профильным видом деятельности.

Таким образом, минимизировать претензии налоговых органов позволяет правильное оформление и учет документов, подтверждающих оказание услуг.



Беседу провела Екатерина Степина,
эксперт по финансовому законодательству

В основе компании одно юридическое лицо

Наталия Александровна, расскажите как выглядит юридическая структура компании?

Юридическая структура компании максимально упрощена. В основе одно юридическое лицо, в которое входят все магазины. В упрощенной структуре проще контролировать риски. С 2007 года мы стремимся упростить организационную структуру, так как ей легче управлять.

В упрощенной структуре легче контролировать риски

В чем плюсы упрощенной структуры?

Так мы можем избежать двойного налогообложения в рамках одного бизнеса, ведь в ситуации с несколькими юридическими лицами компании часто оказывают друг другу услуги, выполняют работы.
Также нам не нужно придумывать, как перераспределить денежные ресурсы между юридическими лицами. Не возникает контролируемых сделок между взаимозависимыми лицами — разными компаниями, то есть закон о трансфертном ценообразовании мы не применяем. А значит, нет лишнего внимания со стороны налоговой инспекции.

Для упрощения структуры была проведена централизация бухгалтерии

Какие мероприятия по упрощению структуры были проведены?

В этом году была завершена централизация бухгалтерии. Ранее наш департамент делился на два отдела: офис и региональный уровень. Бухгалтеры по регионам вели учет затрат в магазинах. Такая система не позволяла управлять затратами и анализировать налоговые риски быстро и качественно. Поэтому было решено сократить бухгалтеров в регионах и сделать единую бухгалтерию в составе финансовой службы компании.
Теперь вся бухгалтерия находится в Москве, это около ста человек. При централизации департамента мы имеем всю информацию еще на стадии согласования платежей, что позволяет анализировать состав документов, давать рекомендации по их заполнению. Также мы имеем единую базу всей первичной документации, архив находится в одном месте, это удобно и эффективно.

А как вы решаете вопрос с первичными документами? Ждете, пока все они придут в Москву?

Применение электронных счетов-фактур пока затруднительно

А электронные счета-фактуры вы начали применять?

Пока это затруднительно, так как наши контрагенты не готовы перейти на электронный документооборот. Ведь для того, чтобы обмениваться электронными счетами-фактурами, у нас и у контрагента должен быть единый провайдер в сфере электронных услуг. Но, к сожалению, у всех провайдеры разные. И это актуальная проблема для отрасли в целом. Отмечу, что налоговая инспекция пока не готова принимать большой объем электронных документов и в ближайшее время вопрос вряд ли разрешится. Поэтому, на мой взгляд, будущее электронного документооборота в нашей стране достаточно туманно.

Работа ведется по внешним и внутренним факторам рисков

Наталия Александровна, давайте подробнее поговорим о рисках. Как выглядит ваша программа по управлению рисками? На что вы нацелены в первую очередь?

Мы работаем над внешними и внутренними факторами рисков. Есть спорные вопросы, которые не находят понимания уже среди методологов, или вопросы, которые имеют публичную огласку — их материальность для нас значима. В таком случае мы обязательно заказываем экспертную оценку в консалтинговых компаниях или пишем запросы в Минфин и ФНС России. Также, чтобы быть в курсе событий, мы все время участвуем во всевозможных рабочих группах по налоговым спорам. Обмениваемся мнением с нашими контрагентами, мониторим арбитражную практику. В нашей компании введен обязательный отчет по налоговым рискам в составе годовой отчетности, которая предоставляется руководству. Все эти действия помогают минимизировать внешние риски.

Отдел методологии анализирует все контракты

Как вы снижаете влияние внутренних факторов на формирование налоговых рисков?

У нас есть отдел методологии, который согласовывает все контракты, которые рождаются в компании. На этапе согласования методолог определяет налоговые риски, просчитывает их по каждой сделке и прописывает для бухгалтерии метод учета данных операций. Ведутся реестры сделок или процессов, в которых, на наш взгляд, есть риски.
Методологи отвечают за учетную политику компании, сопровождают проверки и аудит. В их ответственность также входит контроль исполнения бухгалтерами дисциплины в рамках Налогового кодекса.

В компании проходят семинары по спорным вопросам

Налажена ли коммуникация между подразделениями? Как вы сообщаете о рисках коллегам?

Мы проводим коммуникацию по налоговым вопросам и спорам для бизнес-подразделений компании. Есть такая практика — семинары по спорным вопросам или по изменениям в законодательстве. Причем выступать на семинарах в качестве лектора могут как представители компании, так и сторонние специалисты из консалтинга.

Грамотная система КРI позволяет минимизировать риски

Как вы контролируете выполнение намеченных стратегий и задач?

Как правило, наиболее существенные налоговые риски возникают на этапе планирования крупных сделок и принятия ключевых бизнес-решений. Для нас очень важно правильно отразить и проконтролировать такие процессы.
Анализ отчетности и ключевых показателей, таких как эффективная ставка налога на прибыль — это основные KPI (ключевые показатели эффективности) на текущий год для нашего департамента. Вообще, грамотно выстроенная система KPI дает возможность совершенствовать учет и тем самым минимизировать налоговые риски.

Для персонала созданы комфортные условия работы

Вы много внимания уделяете своему персоналу?

Да, мы внимательны к своим специалистам, создаем комфортные условия работы. Отсутствие стрессовых ситуаций, авральной работы — это норма жизни для нашего департамента, которая дает свои плоды. Бухгалтеры не делают ошибок, у них больше времени остается на анализ ситуации, на внесение предложений по совершенствованию. Мы также заинтересованы в развитии своих сотрудников, предоставляем им возможность обучаться. Например, все методологи изучают МСФО и получают сертификаты DipIFR, ведь наша компания обязана применять международные стандарты и публиковать отчетность, так как акции компании продаются на открытых площадках.

Сложные сделки обсуждаются заранее с налоговой инспекцией

А как вы взаимодействуете с налоговой инспекцией? Помогает ли ФНС снизить налоговые риски вашей компании?

Мы с налоговым органом всегда ведем активные переговоры. Когда появляется сделка, по которой могут возникнуть налоговые риски, мы обсуждаем эту сделку с инспекцией до того, как подпишем договор с контрагентом. Либо мы пишем запрос, либо я приезжаю лично и обсуждаю с контролерами спорные моменты по сделке. Пока я не пойму позиции налоговиков и не буду уверена, что сделка не принесет убытков, я не смогу грамотно определить величину риска.
Поэтому у нашей компании на сегодняшний день нет глобальных споров с налоговыми органами, мы не имеем судебной практики по налоговым претензиям.

Читайте также: