Учет налогов субсидий и рационирования микроэкономика

Обновлено: 25.06.2024

Затраты, осуществленные за счет средств субсидии, отнесены на расходы по обычным видам деятельности. При проверке Счетной палатой РФ указано, что отражение доходов в составе прочих доходов и расходов в составе себестоимости продаж не соответствует требованиям ПБУ 10/99. Как предприятию обосновать правильность своих действий?

Унитарному предприятию была выделена субсидия на проведение мероприятий по подготовке объектов коммунального хозяйства к работе в осенне-зимний период. Затраты, осуществляемые за счет средств субсидии, были отнесены на расходы по обычным видам деятельности. Унитарное предприятие действовало в соответствии с утвержденной учетной политикой, согласно которой использование государственной помощи на финансирование текущих расходов (например, на приобретение материалов, выплату зарплаты) отражается в дебет счета 20 (23, 25, 44…). При проверке Счетной палатой РФ было указано, что отражение доходов в составе прочих доходов и расходов в составе себестоимости продаж не соответствует требованиям п. 19 ПБУ 10/99 (по причине отсутствия связи между доходами и расходами). Унитарное предприятие не согласно с выводом Счетной палаты РФ и интересуется, как ему обосновать правильность своих действий.

Для решения поставленной задачи требуется определить, каким образом учитывать текущие расходы, финансируемые за счет субсидий:

- или в составе себестоимости исходя из характера расходов (позиция унитарного предприятия);

Автор поддерживает точку зрения унитарного предприятия, основываясь при этом на следующем.

Отражение государственной помощи по международным стандартам.

Сторонники первого метода утверждают, что сворачивать статьи доходов и расходов некорректно и что предоставление субсидии отдельно от расходов облегчает сопоставление с другими расходами, на которые субсидия не повлияла.

В защиту второго метода приводятся аргументы, что организация могла бы и не понести расходов, если бы субсидия не была доступна, и, следовательно, представление расходов без взаимозачета их с субсидией может вводить пользователей в заблуждение.

Оба метода считаются допустимыми для предоставления субсидий, относящихся к доходу.

Второй метод в большей степени отвечает принципу соответствия доходов и расходов, поскольку они просто сворачиваются, но он не предусмотрен ПБУ 13/2000. Однако именно в таком (свернутом) порядке некоммерческие организации отражают направление средств целевого финансирования на их содержание.

Таким образом, в российском учете представлены оба метода учета государственной помощи, при этом, к сожалению, только в отношении финансирования некоммерческих организаций есть прямое указание на учет расходов по дебету счетов 20, 26.

Случаи несоответствия доходов расходам в российском бухучете.

Счетная палата РФ видит принцип соответствия доходов и расходов преобладающим; вместе с тем есть исключения.

Резюмируя вышеприведенные факты, можно предположить, что отражение госпомощи в составе прочих доходов не означает автоматического отнесения покрываемых ей затрат на прочие расходы, и потому связи между доходами и расходами – в том смысле, какой ей придает Счетная палата РФ, – при учете субсидий наблюдаться не будет.

Предоставление бюджетных средств на компенсацию понесенных расходов.

Выделение субсидий на финансирование уже произведенных затрат не редкость, порядок учета госпомощи для таких случаев установлен п. 10 ПБУ 13/2000. Пусть организация уже произвела затраты и отнесла их на себестоимость, исходя из характера этих затрат. В следующем отчетном периоде получена субсидия на покрытие произведенных расходов и зачислена в состав прочих доходов в силу п. 10 ПБУ 13/2000. Никаких изменений в учет внесено не будет, поскольку расходы признаются в том отчетном периоде, когда они имели место, и ПБУ 10/99 не ставит признание расходов в зависимость от наличия (отсутствия) источника их финансового обеспечения. Вновь мы имеем перед собой так называемое отсутствие связи между доходами и расходами.

Свобода организации в разработке способов учета.

международные стандарты финансовой отчетности;

положения федеральных и (или) отраслевых стандартов бухгалтерского учета по аналогичным и (или) связанным вопросам;

рекомендации в области бухгалтерского учета.

Из-за неопределенности в учете расходов, финансируемых за счет субсидий, предприятия вправе воспользоваться правом самостоятельной разработки этого учета и закрепить принятый порядок учетной политикой.

Позиция унитарного предприятия правомерна по следующим причинам:

предприятие отдало приоритет достоверному формированию себестоимости независимо от источников ее покрытия (выручка или госпомощь);

закрепив в учетной политике порядок учета расходов, покрытых за счет субсидий, предприятие воспользовалось правами, установленными ПБУ 1/2008;

предприятие не допустило противоречий с правилами российского бухучета и практикой ведения учета и составления отчетности.

Читайте также: