Участие в семинаре ндс

Обновлено: 18.05.2024

image

С нового года вступают в силу поправки, фактически отменяющие льготу по НДС на реализацию софтверных лицензий в отношении большинства наименований ПО. В первую очередь это затронет зарубежный софт, далее идут программы для ЭВМ и базы данных российского происхождения, не попавшие в Реестр отечественного ПО.

Независимо от попадания в Реестр, льготы по НДС на ПО лишатся рекламные сервисы и приложения, агрегаторы (маркетплейсы) и поисковые программы. Есть мнение, что изменения затронут любые программы, в которых имеется реклама даже собственных продуктов или услуг. Предложение купить лицензию на платный доступ к сервису или расширенную версию условно бесплатной программы, также можно рассматривать в качестве рекламы.

Как это произошло и что предпринять читайте под катом

С чем связана отмена льготы по НДС на ПО

В результате налогового маневра в ИТ-отрасли отчуждение и предоставление прав на зарубежное программное обеспечение независимо от вида договора будет облагаться НДС. Такой софт по определению нельзя включить в Реестр отечественного ПО.

Аналогично без льготы останется ПО большинства российских правообладателей, поскольку попасть в Реестр не так-то просто.

В качестве экономической причины фактической отмены льготы по НДС на ПО называют необходимость компенсации выпадающих доходов бюджета в результате одновременного снижения налога на прибыль и ставок страховых взносов для ИТ-компаний. Подробнее об этом смотрите информацию на нашем сайте.

Как зарегистрировать приложение в Реестре отечественного ПО

Это отдельная тема для разговора. Если кратко, то нужно соблюсти следующие минимальные требования:

1) Правообладателем российского ПО должен быть гражданин России или коммерческая организация. При этом доля участия российских граждан, организаций, РФ, субъектов РФ, в коммерческой организации должна быть более 50%.

2) Сведения о программном продукте не могут составлять государственную тайну.

3) Общая сумма выплат за календарный год по лицензионным договорам в отношении иностранных юридических и физических лиц составляет мене 30 процентов выручки правообладателя программного обеспечения от его реализации, включая предоставление прав использования.

4) Программное обеспечение не имеет принудительного обновления и управления из-за рубежа

5) Гарантийное обслуживание, техническая поддержка и модернизация программного обеспечения осуществляются российской коммерческой или некоммерческой организацией без преобладающего иностранного участия либо гражданином Российской Федерации.

6) Заявление и прилагаемые к нему документы и материалы представляются через сайт Минкомсвязи с использованием электронной подписи заявителя.

7) В заявлении обязательно указываются гиперссылки на сайт правообладателя с техническими документами:

  1. с описанием функциональных характеристик программного обеспечения и информацией, необходимой для установки и эксплуатации ПО;
  2. содержащими описание процессов, обеспечивающих поддержание жизненного цикла программного обеспечения, в том числе устранение неисправностей, выявленных в ходе эксплуатации программного обеспечения, совершенствование программного обеспечения, а также информацию о персонале, необходимом для обеспечения такой поддержки.

8) К заявлению прикладываются документы, подтверждающее исключительные права заявителя на регистрируемое ПО.

Чем подтверждаются исключительные права на ПО

ПО защищается авторским правом как литературные произведения. Поэтому исключительные права на него возникают с момента создания и не требуют формального подтверждения со стороны государства. Тем не менее, Гражданский кодекс предусматривает возможность государственной регистрации программ для ЭВМ и баз данных. По результатам регистрации заявителю выдается Свидетельство, в котором указан правообладатель.

Однако Свидетельство о государственной регистрации ПО не является 100% гарантией наличия исключительного права у заявителя. Оно подразумевается пока не доказано иное. Поскольку права на ПО возникают в силу его создания первоначально у автора, то необходимо подтвердить переход прав к заявителю по договору или в силу закона.

На практике возможны минимум 3 варианта подтверждения исключительных прав на ПО:

а) В случае создания программного обеспечения по заказу правообладателя, переход исключительного права подтверждается Договором заказной разработки с организацией – подрядчиком или Договором авторского заказа с разработчиком – физическим лицом (в т.ч. в статусе ИП).

б) При покупке исключительных прав необходимо иметь Договор отчуждения исключительных прав на ПО.

в) В случае разработки ПО силами штатных сотрудников права работодателя на такое ПО подтверждается документами, необходимыми для возникновения прав на служебное произведение. Здесь потребуется оформить целый пакет документации.

Таким образом, оптимизация НДС через переход на лицензионные договоры уходит в прошлое. Готовимся к новой реальности и пробуем попасть в Реестр отечественного ПО.

Стромова И. В.

  • формирования начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК);
  • оценки и сопоставления заявок, выбора победителя;
  • заключения контракта с победителем;
  • оплаты контракта.

В этих ситуациях у заказчиков и поставщиков возникают сложности с учетом НДС. Разберем их в статье на основе рекомендаций вебинара.

НДС в закупках по 44-ФЗ

Формирование начальной (максимальной) цены контракта, предложений участников о цене

Начальная (максимальная) цена контракта определяется по правилам статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (Закон № 44-ФЗ). В Законе 44-ФЗ не указано, что заказчик должен включить или не включить НДС в стоимость контракта. Но такая обязанность следует из разъяснений Минфина и сложившейся закупочной практики.

Рекомендация заказчикам: включайте НДС в стоимость и выделяйте в цене контракта.

Заказчик тоже устанавливает требования к формированию цены предложения, которая должна содержать обязательные платежи, в том числе налоги.

Совет поставщикам: учитывайте НДС в цене предложения.

Исключения, предусмотренные Налоговым кодексом

Если продукция не облагается НДС, заказчик не включает налог в НМЦК и не выделяет в стоимости, а поставщик предлагает цену без НДС. Например, при закупке программного обеспечения.

Оценка и сопоставление заявок, выбор победителя

В Законе 44-ФЗ нет норм, которые регулируют порядок и процедуру рассмотрения и оценки заявок, определения победителя среди участников, применяющих различные системы налогообложения.

Закон 44-ФЗ предусматривает равные условия участия в закупках вне зависимости от организационно-правовой формы и системы налогообложения участников закупки. Любой участник закупки, в том числе тот, кто освобожден от уплаты НДС и применяет УСН, вправе участвовать в закупках.

Ценовые предложения участников, которые не являются плательщиками НДС, будут отличаться от остальных. Например, НДС не платят компании на упрощенной системе налогообложения. Поэтому их итоговая цена предложения будет ниже. Но это не значит, что заказчик должен прибавить к цене предложения такого участника сумму НДС.

Вне зависимости от системы налогообложения заказчик использует в расчетах при оценке и сопоставлении заявок или выборе победителя ту цену, которая подана.

Заключение контракта с победителем

Грузин Станислав Вадимович

« Если в заявке победителя указано 100 рублей, то и в итоговый контракт попадет 100 рублей. Даже если победитель применяет упрощенную систему налогообложения и не является плательщиком НДС. Никаких 20 рублей НДС дополнительно! Цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения.

Оплата цены контракта

Рекомендация заказчикам: контракт оплачивается по цене, предусмотренной в контракте. Режим налогообложения участника не может оказывать влияние как на формирование цены контракта, так и на сумму оплаты по нему.

Важно: по контрактам, которые заключены до 1 января 2019 года и исполняются в текущем году, допускается изменить цену в пределах увеличения ставки НДС. Такое соглашение стороны могут заключить до 1 октября 2019 года.

НДС в закупках по 223-ФЗ

Разберем этап оценки и сопоставления заявок, где возникает больше всего вопросов участников.

Закон № 223-ФЗ не регламентирует, должен заказчик включать НДС в цену контракта или нет. Заказчик может самостоятельно определить в Положении о закупках, на каком этапе он будет начислять НДС:

  • включать в начальную (максимальную) цену договора (Н(М)ЦД) и оценивать заявки только по цене предложения участника;
  • включать в Н(М)ЦД, но при оценке сравнивать УПЗ на УСН или нет;
  • учитывать НДС только при оплате за поставленный ТРУ.

Подходы в порядке оценки заявок участников с различной системой налогообложения и практика их применения

Позиция судов 1: заказчик не вправе в целях оценки заявок уменьшить (увеличить) предложенную участником цену договора на сумму НДС, даже если участники закупки применяют различные системы налогообложения:

Позиция ФАС:

Вывод: проводить оценку по ценовым предложениям, указанным в заявках.

Позиция 2: заказчик не вправе в целях оценки заявок уменьшить (увеличить) предложенную участником цену договора на сумму НДС, если это не предусмотрено документацией о закупке:

Сотрудник организации посетил семинар продолжительностью 4 часа 30 минут. С организацией, проводившей данный семинар, заключен договор, предметом которого является оказание информационно-консультационных услуг. Также имеется приказ руководителя о направлении сотрудника на семинар в связи с производственной необходимостью, учебная программа семинара с указанием количества часов посещений (план семинара), акт оказанных услуг. При этом у организации, проводившей семинар, нет лицензии. Учитываются ли расходы на участие в семинаре в целях налогообложения прибыли? Удерживается ли НДФЛ и начисляются ли страховые взносы со стоимости семинара?



Организация в рассматриваемой ситуации имеет право учесть расходы на оплату семинара при формировании налоговой базы по налогу на прибыль. НДФЛ и страховые взносы в связи с оплатой семинара ­организация исчислять не должна.

Налог на прибыль организаций

Объектом налогообложения и налоговой базой по налогу на прибыль для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, признается прибыль (ее денежное выражение), представляющая собой разницу между полученными ими доходами и величиной произведенных ими расходов, которые ­определяются в соответствии с главой 25 НК РФ (п. 1 ст. 247, п. 1 ст. 274 НК РФ).

В целях формирования налогооблагаемой прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ), под которыми понимаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (п. 2 ст. 252 НК РФ). Расходы, связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются на: материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации и прочие расходы (п. 2 ст. 253 НК РФ).

Так, в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, могут быть учтены расходы на информационные, ­консультационные и иные аналогичные услуги (подп. 14, 15 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Полагаем, что предмет заключенного в рассматриваемой ситуации договора позволяет учесть произведенные организацией расходы на посещение работником семинара при формировании налогооблагаемой прибыли на основании приведенных норм, что подтверждает, например, постановление ФАС Московского округа от 10.10.2011 № Ф05-9996/11 по делу № А40-30370/2010. Подпункт 23 п. 1 ст. 264 НК РФ не подлежит применению организацией, поскольку у исполнителя отсутствует ­лицензия (подп. 1 п. 3 ст. 264 НК РФ).

Отметим, что мы не видим оснований для применения в данном случае п. 29 ст. 270 НК РФ, запрещающего признание при расчете прибыли, подлежащей налогообложению, затрат, произведенных в пользу работников, ведь посещение работником семинара обусловлено производственной необходимостью (см. также постановление ФАС Московского округа от 28.09.2006 № КА-А40/7292-06).

В силу требований п. 1 ст. 252 НК РФ анализируемые расходы могут быть признаны в налоговом учете при условии их обоснованности (экономической оправданности), направленности на получение дохода и ­документальной подтвержденности.

Принимая во внимание правовые позиции, выраженные в определениях КС РФ от 04.06.2007 № 320-О-П и № 366-О-П, постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53, а также связь семинара с производственной деятельностью, считаем, что произведенные организацией расходы являются обоснованными (экономически оправданными) и направленными на получение дохода. Целесообразность руководства приведенными материалами судебной практики при решении вопроса о соответствии затрат критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ, подтверждается, например, письмами Минфина России от 26.05.2015 № 03-03-06/1/30165, от 06.02.2015 № 03-03-06/1/4993, от 10.02.2010 № 03-03-05/23, от 02.02.2010 № 03-03-05/14. Дополнительно отметим, что в определении ВАС РФ от 04.09.2009 № 11418/09 судьи указали, что необходимость и целесообразность несения расходов на консультационные услуги определяется руководством организации, а не налоговым органом.

Предъявляя требование о документальной подтвержденности затрат, нормы главы 25 НК РФ не определяют конкретного перечня документов, необходимых для признания в налоговом учете расходов на информационно-консультационные услуги в виде платы за посещение работником семинара, устанавливая лишь, что под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором) (абз. 4 п. 1 ст. 252 НК РФ).

В письме УФНС России по г. Москве от 28.06.2007 № 20-12/060987 специалисты налогового органа указали, что минимальный объем документов для консультационных услуг в форме семинара включает договор, план (содержание) семинара, акт оказанных услуг по проведению ­семинара.

Учитывая, что все перечисленные документы есть в наличии у организации, полагаем, что имеющегося у нее пакета документов достаточно для документального подтверждения расходов на посещение ­работником семинара.

Объектом налогообложения по НДФЛ для физических лиц – налоговых резидентов РФ являются доходы, полученные от источников в РФ и за ее пределами (ст. 209 НК РФ).

Доходом в целях исчисления НДФЛ признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и ­определяемая в соответствии с главой 23 НК РФ (п. 1 ст. 41 НК РФ).

При определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ (п. 1 ст. 210 НК РФ).

Согласно подп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, относится, в частности, оплата (полностью или частично) организациями за него и в его же интересах услуг.

Страховые взносы

В рассматриваемой ситуации организация в силу производственной необходимости оплачивает исполнителю информационно-консультационные услуги в форме семинара для своего работника, что, на наш взгляд, не свидетельствует о начислении и осуществлении ею каких-либо выплат (вознаграждений) в пользу посетившего семинар работника, в том числе и в натуральной форме (ч. 6 ст. 8 Закона № ­212-ФЗ). В связи с этим считаем, что у организации не возникает объекта обложения страховыми взносами. Схожие выводы представлены в определении ВАС РФ от 19.03.2014 № ВАС-2662/14 по делу № А76-25208/2012, постановлении ФАС Уральского округа от 22.04.2013 № Ф09-1934/13 по делу № А71-9576/2012.

Годовая отчетность — как много в этом слове для каждого бухгалтера! И ладно, если б каждый год мы формировали ее по простым и стабильным правилам. Но нет — такого удовольствия не дождешься от ФНС, не устающей менять налоговые формы и правила. Да и Минфин заваливает новыми ФСБУ.


Новый год — праздник веселый и активный. Вот и для налогоплательщиков тоже придумали активности:

  • Во-первых, придется поднапрячься с налоговыми декларациями, так как сдавать некоторые из них придется на обновленных бланках: по налогу на прибыль (Приказ ФНС от 05.10.2021 N ЕД-7-3/869@), налогу на имущество (Приказ ФНС от 18.06.2021 N ЕД-7-21/574@), УСН (Приказ ФНС от 25.12.2020 N ЕД-7-3/958@) и другие.
  • Во-вторых, при подсчете налогов надо учесть все нюансы — с 2021 года вступили в действие многочисленные поправки в налоговое и бухгалтерское законодательство, кардинально меняющие порядок работы компаний и ИП.
  • В-третьих, параллельно с составлением годовой отчетности придется решать кучу дополнительных задач: разбираться с новыми правилами получения электронной подписи, отчетностью по прослеживаемости, заменой кассовой техники, исключенной из реестра. И много другого.

Проверьте себя: тест по годовой отчетности-2021

Предлагаем небольшой тест: ответьте на вопросы и сразу сверьтесь с правильными ответами.

Готовы узнать ответы? Поехали!

Ответ на вопрос 1. Да, облагаются. Расходы на каршеринг и такси для сотрудников не входят в перечень не облагаемых взносами выплат. Но если вы взносы не начислили и получили претензии от налоговиков, можно отстоять свою позицию в суде: по мнению судей, расходы на проезд можно считать социальной выплатой и не облагать взносами, если это прописано в коллективном договоре, причем размер выплат не зависит от квалификации работников, сложности и объема работ (Письмо Минфина от 03.11.2021 N 03-01-10/89249, Постановление АС Уральского округа от 19.05.2020 N Ф09-2612/20 по делу N А60-47094/2019).

Ответ на вопрос 2. Да, бухгалтер прав. Начиная с 01.01.2021, упрощенцы вправе включать в расходы затраты на медизделия и оборудование из специального перечня, а также расходы на их доставку и установку (пп. 41 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, Постановление Правительства от 21.05.2020 N 714).

Ответ на вопрос 3. Да, обязана. Российская компания должна удержать НДС как налоговый агент — правило действует с 01.10.2021 (п. 1 ст. 161 НК РФ, п. 3 ст. 166 НК РФ, абз. 2 п. 4 ст. 174 НК РФ).

Ответ на вопрос 5. Никакие. Все корректировки делаются на начало 2022 года, а отчетность 2021 года трогать не нужно (п. 49 ФСБУ 25/2018).

Если вы ответили на все вопросы верно, поздравляем! А если есть затруднения, не беда: ознакомьтесь с нашим предложением — и любые вопросы по отчетности-2021 будете щелкать, как орешки!

Посетите семинар, на котором лектор-практик Климова М. А.
на примерах расскажет о нюансах годовых налоговых
и бухгалтерских отчетов, а также подскажет,
на что обратить особое внимание, познакомит
с самыми интересными разъяснениями ФНС и Минфина.
И, конечно, ответит на все ваши вопросы!

21 декабря 2021 Годовая отчетность 2021

Оформить заявку на участие в онлайн-семинаре →

Программа семинара

  1. Предстоящая налоговая отчетность:
    • НДС,
    • налог на прибыль,
    • налог на имущество,
    • РСВ,
    • 6-НДФЛ.
    • На что обратить внимание?
    • Новые особенности камерального контроля.
    • Самые интересные разъяснения ФНС и Минфина.
  2. Предстоящая бухгалтерская отчетность: закрываем год; вступаем в эру новых ФСБУ (необходимые записи в учете на конец года, переходные положения). Типичные ошибки бухгалтеров в учете в 2021 г.

Помогла статья?

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно

Похожие публикации

Карточка публикации

Данную публикацию можно обсудить в комментариях ниже.
Обратите внимание! В комментариях наши кураторы не отвечают на вопросы по программам 1С и законодательству.
Задать вопрос нашим специалистам можно по ссылке >>

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Вы можете задать еще вопросов

Доступ к форме "Задать вопрос" возможен только при оформлении полной подписки на БухЭксперт8

Нажимая кнопку "Задать вопрос", я соглашаюсь с
регламентом БухЭксперт8.ру >>

Как не попасть в ловушку, работая с контрагентами из ЕАЭС

Изменения в 2021-2022 году, о которых нужно знать бухгалтеру

Практический переход на ФСБУ 6 и ФСБУ 26 в 1С

Читайте также: