Таможенные пошлины на электроэнергию
Обновлено: 12.06.2024
Совет ЕЭК предложил установить нулевую ставку ввозной таможенной пошлины на электромобили, причем распространить ее действие в том числе на физических лиц. Коллегия ЕЭК уже поддержала проект документа, окончательное решение предстоит принять совету ЕЭК. По словам Михаила Мясниковича, главы коллегии ЕЭК, мера будет способствовать формированию в ЕАЭС рынка электромобилей, развитию их производства и зарядной инфраструктуры.
Росту популярности электромобилей в России мешает, помимо прочего, нехватка зарядных станций. Фото: iStock
По прогнозам экспертов, к 2030 году 31% продаж новых автомобилей и 20% мирового автопарка будут электрическими. Уже сейчас в Европе продаются десятки тысяч электрокаров, а в отдельных странах на их долю приходится больше 50% автомобильного рынка. В России же владельцами "машин будущего" являются всего несколько сотен человек. Похожая ситуация и в других странах Евразийского союза. Стимулирование рынка электромобилей необходимо, считают в Евразийской экономической комиссии.
Постепенный переход на электротранспорт - общий мировой тренд. В крупных европейским странах объемы продажи электромобилей исчисляются в десятках тысяч штук. Один из лидеров по продажам электрокаров - Норвегия - рассчитывает к 2025 году полностью перейти на автомобили на электрической тяге. Продажа авто, работающих на дизеле и бензине, окажется под запретом.
По данным аналитического агентства "Автостат", число проданных электрических автомобилей в мире выросло на 46% и достигло более 1,1 млн единиц только за первое полугодие 2019 г. Их доля в глобальных продажах составила 2,5%.
В России продажи электрокаров растут удвоенными темпами, но объемы рынка по-прежнему остаются на крайне низком уровне. "На их долю приходится менее 0,1% всего авторынка нашей страны, - говорит Азат Тимерханов, руководитель пресс-службы "Автостата". - Вряд ли с отменой ввозных пошлин продажи электрокаров в РФ резко пойдут вверх. Во-первых, новые электромобили сами по себе стоят дорого, а отмена пошлин не сделает их весьма привлекательными в ценовом плане для большинства россиян, к тому же еще и в нынешнее непростое время. Во-вторых, в России не так много благоприятных климатических зон для постоянной эксплуатации электромобилей (они довольно теплолюбивы). В-третьих, кроме Jaguar, ни один автопроизводитель официально не продает электрокары в РФ. Поэтому можно предположить, что в ближайшее время их продажи могут расти, но не столь резко, как в других странах".
Согласно данным "Автостата", в 1 полугодии 2019 года было продано всего 147 электромобилей. Впрочем, это в 2,8 раза больше, чем за тот же период прошлого года (52 шт.) По итогам всего 2019 года объем рынка новых электромобилей в России составил 353 единицы (+145% к прошлому году). Среди наиболее популярных моделей лидерство делят электрический кроссовер Jaguar I-Pace и Nissan Leaf. На их долю приходится около 75% продаж. Географически большая часть продаж приходится на Москву и Приморский край.
Всего в России, согласно "Автостату", парк легковых автомобилей с электрическим двигателем составляет немногим более 4,6 тысячи (данные на 1 июля 2019 г). Почти три четверти таких машин в возрасте 6-9 лет.
Несмотря на небольшой объем рынка в России, очевиден тренд на увеличение спроса на эти транспортные средства, говорит Андрей Крайний, заместитель председателя правления ЕАБР. "И очень популярна "зеленая" тема в целом, - добавляет он. - Пока основными факторами, сдерживающими развитие этого рынка в России, являются отсутствие инфраструктуры для электромобилей - зарядных станций, дороговизна новых моделей и ограниченность предложения бюджетных электрических моделей отечественных производителей".
Обнуление пошлин, по его мнению, приведет к снижению цен, что сделает автомобили доступными, подстегнет инвестиции в инфраструктуру и создаст новые конкурентные условия для российских автоконцернов. Сейчас таможенная пошлина составляет 15%.
Алексей Муханов, ведущий аналитик сервиса Авто.ру, рассказывает, что хотя нулевые таможенные пошлины на ввоз электромобилей действовали до 2017 года, максимальные продажи новых автомобилей на электрической тяге были достигнуты, именно в 2019 году. Кроме того, значительный объем импорта осуществляется в обход официальных дилеров, считают представители рынка.
Ввозные пошлины - не единственная проблема, которая, по мнению экспертов, тормозит развитие рынка электромобилей в России. "Необходимо упрощение процедуры сертификации таких машин, развитие инфраструктуры, дополнительные льготы для владельцев, - считает Алексей Муханов. - Если льготные пошлины распространятся и на физических лиц, это может значительно увеличить продажи, но на фоне общего объема рынка электромобили продолжат занимать едва заметную долю".
Введение нулевой пошлины - это всего лишь одна из мер развития рынка электрокаров на территории ЕАЭС. В 2018 году Евразийский межправсовет разработал план мероприятий по стимулированию производства и использованию электромобилей. План предусматривает, помимо прочего, предоставление грантов на разработку и производство электромобилей в государствах-членах ЕАЭС, а также снижение ставок ввозных пошлин на комплектующие и базовые компоненты для производства электромобилей, зарядной и сервисной инфраструктуры.
"Прежде всего для формирования рынка электромобилей ЕАЭС опережающими темпами должна создаваться инфраструктура и зарядные станции. Второй вопрос - производство собственных электромобилей. Три страны уже активно этим занимаются", - говорит Михаил Мясникович, глава Коллегии ЕЭК.
Ездят на налоговых стимулах
Главными драйверами расширения рынка электрокаров в мире были и остаются меры государственной поддержки отрасли. Они включают в себя не только налоговые льготы на пользование электромобилем, субсидии на его покупку, но также другие финансовые и нефинансовые стимулы, связанные с эксплуатацией машины. Например, в XXI веке почти во всех странах ЕС усилилось политическое влияние зеленых партий, которые активно продвигают программы перехода на электрокары. Для европейского автовладельца доля налогов - НДС, регистрационного и дорожного - за пять лет может достигать от 18 до 160% от базовой цены автомобиля. Причем этот процесс продолжается. Но есть и обратный эффект. Эти меры поддержки компенсируются за счет увеличения налоговой нагрузки на владение традиционным транспортным средством. Например, во Франции ввод экологических налогов, которые, как предполагалось, должны помочь человечеству бороться с глобальным потеплением, ударили по беднейшим слоям населения и увеличили социальное расслоение. Беспорядки с участием так называемых желтых жилетов во многом были спровоцированы политикой государства в сфере налогообложения нефтепереработки, а также эксплуатации машин на бензине и дизеле.
Сейчас начался откат в другую сторону. Во многих государствах меры поддержки электротранспорта стали сокращаться. Это касается даже абсолютного лидера по количеству электрокаров - Китая. Весьма показателен пример Дании, когда в 2016 году налоговые стимулы на покупку электрокаров здесь были отменены, их продажи по сравнению с предыдущим годом рухнули на 80%.
Мы не верим в электричество
В России промышленное производство электромобилей пока представлено общественным транспортом - в городах ходят электробусы. Разработки легковых и грузовых электромобилей только ведутся, рассказал "РГ" завкафедрой дизайна средств транспорта Московской государственной художественно-промышленной академии имени С.Г. Строганова Никита Розанов. "Например, разработку электромобилей ведут в НАМИ", там создана специальная группа, занимается этим вопросом КАМАЗ, компания имеет представительство в Сколково. Также занимаются этим вопросом в Московском государственном техническом университете им. Баумана и других институтах", - перечисляет эксперт.
Беспошлинный ввоз электромобилей в Россию никак не помешает таким разработкам. Скорее, напротив, поможет улучшить восприятие электромобилей как абсолютно конкурентоспособного вида транспорта. "В России существует колоссальное недоверие к электромобилям, связанное с объективными причинами, например, с климатическими особенностями. Это необходимость обогрева из-за холодного климата, необходимость чаще включать осветительные приборы, что плохо влияет на аккумуляторы", - говорит Розанов. Будет хорошо, если удастся с помощью предпринимаемых мер побороть такое восприятие, добавляет он.
Читайте также:
- Как сделать отчет в налоговую в 1с
- Ухудшение положения городских низов из за введения новых налогов
- 6 ндфл как заполнять даты в строке 120 из за нерабочих дней
- Переход на ежемесячную отчетность по налогу на прибыль
- Уведомление о получателе документов используемых налоговыми органами для реализации своих полномочий