Сверка по налогам и сборам с налоговой при ликвидации юридического лица

Обновлено: 15.05.2024

В случае ликвидации налогоплательщика-организации налоговым органом может быть вынесено решение о проведении выездной налоговой проверки.

Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении (п. 11 ст. 89 НК РФ).

Такая проверка является самостоятельным видом выездной налоговой проверки и не подпадает под понятие повторной проверки. Соответственно, на нее не распространяются установленные п. 5 ст. 89 НК РФ ограничения по количеству выездных проверок (не более двух выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам за один и тот же период) (п. 3.2 письма ФНС России от 25.07.2013 N АС-4-2/13622@).

Какие-либо другие специальные правила в части назначения и проведения такой проверки ст. 89 НК РФ не установлены.

Вместе с тем необходимо учитывать, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК РФ).

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ (п. 8 ст. 63 ГК РФ, п. 6 ст. 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", далее - Закон N 129-ФЗ).

Поэтому после внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении существования организации налоговый орган не может проводить налоговую проверку такой организации (письма Минфина России от 29.07.2011 N 03-02-07/1-267, ФНС России от 13.09.2012 N АС-4-2/15309, вопрос 8).

В то же время действующий порядок государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией предусматривает уведомление регистрирующего органа о том, что компания находится в процессе ликвидации. Только после этого публикуются сведения о принятии компанией соответствующего решения и осуществляются дальнейшие действия в рамках процедуры ликвидации, в том числе, подача уведомления о составлении промежуточного ликвидационного баланса, а также подача документов для внесения записи в ЕГРЮЛ о ликвидации этой компании (ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", далее - Закон N 129-ФЗ).

При этом в случае проведения выездной налоговой проверки в отношении компании, находящейся в процессе ликвидации, уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган ранее срока окончания проверки, оформления ее результатов (в том числе рассмотрения ее материалов) и вступления в силу итогового документа по результатам этой проверки в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах. Соответствующий запрет установлен в п. 4 ст. 20 Закона N 129-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30.03.2015 N 67-ФЗ, действующей с 30.03.2015).

А поскольку составление промежуточного ликвидационного баланса является только промежуточной стадией в процедуре ликвидации компании (ст. 63 ГК РФ), то в такой ситуации невозможно и проведение заключительной стадии этой процедуры - внесение в ЕГРЮЛ сведений о ликвидации юридического лица.

Соответственно, до окончания выездной налоговой проверки и вступления в силу решения, вынесенного по ее результатам ликвидация компании не может быть завершена (см. решение ФНС от 14.07.2015 N 55-p).

Внимание

Проведение выездной налоговой проверки в связи с ликвидацией организации является правом налоговых органов, а не обязанностью. То есть при ликвидации организации проверка может и не проводиться.

В случае принятия решения о проведении выездной налоговой проверки в отношении организации, находящейся в процессе ликвидации, а также вступления в силу итогового документа по результатам данной проверки налоговый орган в течение 5 рабочих дней сообщает в регистрирующий орган по местонахождению этой организации (п. 5 ст. 20 Закона N 129-ФЗ).

Также государственная регистрация компании в связи с ее ликвидацией не осуществляется в случае поступления в регистрирующий орган из суда или арбитражного суда судебного акта о принятии к производству искового заявления, содержащего требования, предъявленные к ней, - до момента поступления в регистрирующий орган решения (иного судебного акта, которым завершается производство по делу) по такому исковому заявлению (п.п. 4-5 ст. 20 Закона N 129-ФЗ).

Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов (пеней, штрафов) при ликвидации организации регулируется ст. 49 НК РФ, а при ее реорганизации – ст. 50 НК РФ.

В Налоговом кодексе отсутствуют специальные нормы, устанавливающие сроки подачи налоговых деклараций за последний отчетный (налоговый или расчетный) период деятельности реорганизуемой или ликвидируемой организации, что на практике порождает вопросы со стороны налогоплательщиков.

Каковы порядок и сроки подачи налоговых декларация при ликвидации и реорганизации налогоплательщика? Расскажем в данной статье.

Кто исполняет обязанности по уплате налогов при ликвидации (реорганизации) налогоплательщика?

Обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества (п. 1 ст. 49 НК РФ).

Обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником (правопреемниками) в порядке, установленном ст. 50 НК РФ.

Согласно этой статье правопреемником в части исполнения обязанности по уплате налогов признается:

при слиянии нескольких юридических лиц – возникшее в результате такого слияния юридическое лицо (п. 4);

при присоединении одного юридического лица к другому юридическому лицу – присоединившее его юридическое лицо (п. 5);

при разделении – юридические лица, возникшие в результате такого разделения (п. 6);

при преобразовании одного юридического лица в другое – вновь возникшее юридическое лицо (п. 9).

Согласно п. 7 и 8 ст. 50 НК РФ при наличии нескольких правопреемников доля участия каждого из них в исполнении обязанностей реорганизованного юридического лица по уплате налогов определяется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц правопреемства по отношению к реорганизованному юридическому лицу в части исполнения его обязанностей по уплате налогов (пеней, штрафов) не возникает. В ряде случаев, предусмотренных этими пунктами, по решению суда вновь возникшие (выделившиеся) юридические лица могут солидарно исполнять обязанность по уплате налогов реорганизованного лица.

Как налогоплательщикам определить последний налоговый период?

Понятие налогового периода, определения первого и последнего налоговых периодов даны в ст. 55 НК РФ.

Согласно п. 1 указанной статьи под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов с учетом особенностей, установленных данной статьей.

Налоговый период – календарный год.

Календарный год является налоговым периодом для следующих налогов:

налог на прибыль (ст. 285 НК РФ);

налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (ст. 333.53 НК РФ);

транспортный налог (ст. 360 НК РФ);

налог на имущество организаций (ст. 379 НК РФ);

земельный налог (ст. 393 НК РФ).

Если налоговым периодом по соответствующему налогу признается календарный год, дата завершения налогового периода определяется с учетом положений, установленных п. 3 ст. 55 НК РФ:

Период прекращения организации путем ликвидации или реорганизации

Последний налоговый период

До конца календарного года

Период с 1 января календарного года, в котором прекращена организация, до дня госрегистрации прекращения

Организация создана и прекращена в течение календарного года

Период со дня создания организации до дня госрегистрации прекращения в результате ликвидации или реорганизации

Организация создана в период с 1 декабря по 31 декабря одного календарного года и прекращена до конца календарного года, следующего за годом создания

Налоговый период – квартал.

Квартал является налоговым периодом для следующих налогов:

водный налог (ст. 333.11 НК РФ);

ЕНВД (ст. 346.30 НК РФ).

Если налоговым периодом по соответствующему налогу признается квартал, дата завершения налогового периода определяется с учетом положений, установленных п. 3.2 ст. 55 НК РФ[1]:

Период прекращения организации путем ликвидации или реорганизации

Последний налоговый период

До конца квартала

Период с начала квартала, в котором прекращена организация, до дня госрегистрации прекращения

Организация создана и прекращена в одном квартале

Период со дня создания организации до дня госрегистрации прекращения в результате ликвидации или реорганизации

Организация создана менее чем за 10 дней до конца квартала и прекращена до конца квартала, следующего за кварталом, в котором создана организация

Налоговый период – месяц.

Месяц является налоговым периодом для следующих налогов:

налог на добычу полезных ископаемых (ст. 341 НК РФ);

Если налоговым периодом по соответствующему налогу признается месяц, дата завершения налогового периода определяется с учетом положений, установленных п. 3.4 ст. 55 НК РФ:

Период прекращения организации путем ликвидации или реорганизации

Последний налоговый период

До конца месяца

Период с начала календарного месяца, в котором прекращена организация, до дня госрегистрации прекращения

Организация создана и прекращена в одном календарном месяце

Период со дня создания организации до дня госрегистрации прекращения в результате ликвидации или реорганизации

Как определить последний налоговый период налоговым агентам по НДФЛ и расчетный период по страховым взносам?

В целях исполнения обязанностей налогового агента по НДФЛ и в целях определения расчетного периода по страховым взносам даты начала и завершения налогового (расчетного) периода определяются с учетом положений, установленных п. 3.5 ст. 55 НК РФ.

При прекращении организации путем ликвидации или реорганизации последним налоговым (расчетным) периодом для нее является период времени с начала календарного года до дня государственной регистрации прекращения организации в результате ликвидации или реорганизации.

Если организация создана и прекращена путем ликвидации или реорганизации в течение календарного года, налоговым (расчетным) периодом для такой организации является период со дня создания организации до дня государственной регистрации прекращения организации в результате ликвидации или реорганизации.

Кто и за какой период представляет налоговые декларации при реорганизации юридического лица?

В соответствии с п. 3 ст. 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).

Согласно позиции контролирующих органов (см. письма Минфина России от 09.02.2018 № 03-03-06/1/7849, от 25.09.2012 № 03-02-07/1-229, от 13.09.2012 № 03-05-05-01/54, ФНС России от 14.01.2013 № ЕД-4-3/104@, УФНС по г. Москве от 10.02.2012 № 16-15/011630@) налоговые декларации представляются за последний налоговый период:

реорганизованным юридическим лицом;

организацией-правопреемником, если они не были представлены реорганизованным юрлицом в налоговые органы до снятия его с учета в установленном порядке.

В какие сроки должны быть представлены декларации за последний налоговый период при ликвидации или реорганизации юридического лица?

Отметим, что Налоговым кодексом не установлены специальные сроки представления деклараций за последний отчетный (налоговый или расчетный) период деятельности ликвидируемыми (реорганизуемыми) юрлицами или правопреемниками реорганизуемых юрлиц.

Недавно налоговая служба выпустила Письмо от 02.07.2019 № СД-4-3/12868@ по вопросу представления налоговой отчетности и уплаты налогов (страховых взносов) в случае реорганизации юридического лица в форме преобразования. Полагаем, что рекомендации, изложенные в письме, подойдут и для иных случаев реорганизации, а также ликвидации организации.

Обратите внимание:

По мнению ФНС, налоговые декларации должны быть представлены в налоговый орган, а налог уплачен не позднее установленных НК РФ сроков представления налоговых деклараций и уплаты налогов за отчетный (налоговый) период, в котором произошла реорганизация.

Согласно п. 3 ст. 386 НК РФ декларация по налогу на имущество организаций за последний налоговый период должна быть представлена правопреемником за реорганизованное лицо не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. При этом сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу установлены законами субъектов РФ (п. 1 ст. 383 НК РФ).

В пункте 3 ст. 398 НК РФ говорится, что декларации по земельному налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 фев-
раля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в порядке и в сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) (п. 1 ст. 397 НК РФ).

Декларации по транспортному налогу представляются налогоплательщиками-организациями не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 363.1 НК РФ). Срок уплаты налога для организаций устанавливается законами субъектов РФ и не может быть установлен ранее срока представления декларации (п. 1 ст. 363 НК РФ).

Декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО, по итогам налогового периода представляется налогоплательщиками-организациями не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (пп. 1 п. 1 ст. 346.23 НК РФ).

В связи с тем, что налоговым периодом по НДС признается квартал (ст. 163 НК РФ), декларацию по НДС налогоплательщики представляют в налоговые органы по месту своего учета не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1, 5 ст. 174 НК РФ).

Каков порядок заполнения декларации правопреемником при реорганизации юридического лица?

С учетом норм ст. 50 НК РФ об исполнении обязанности по уплате налогов реорганизованного лица его правопреемником, а также о неизменности сроков исполнения обязанностей по уплате налогов правопреемник обязан представить налоговую отчетность при ликвидации и произвести соответствующую уплату налогов в случае, если реорганизованное лицо этого не сделало.

Составление налоговых деклараций организацией-правопреемником (в том числе указание в титульном листе ИНН и КПП, кода места представления декларации) регулируется порядком заполнения декларации по тому или иному налогу:

Порядок заполнения декларации

Пункт порядка заполнения

Реквизиты приказа ФНС, утвердившего

соответствующий порядок заполнения

По налогу на прибыль

От 19.10.2016 № ММВ-7-3/572@

По налогу на имущество организаций

От 31.03.2017 № ММВ-7-21/271@

По земельному налогу

От 10.05.2017 № ММВ-7-21/347@

По транспортному налогу

От 05.12.2016 № ММВ-7-21/668@

По налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО

От 26.02.2016 № ММВ-7-3/99@

От 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@

Декларация по тому или иному налогу за реорганизованное лицо заполняется правопреемником в общем порядке, особенности нужно учесть только при заполнении титульного листа, в котором указываются:

в декларации по налогу на прибыль и декларации по НДС будет указываться код 215 (по месту нахождения правопреемника, не являющегося крупнейшим налогоплательщиком) или 216 (по месту учета правопреемника, являющегося крупнейшим налогоплательщиком);

в декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО – код 215;

в декларации по земельному налогу – код 216 или 270 (по месту нахождения земельного участка (доли земельного участка);

в декларации по налогу на имущество – код 215, 216 или 281 (по месту нахождения объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога));

Обратите внимание:

В соответствующих разделах всех вышеперечисленных деклараций указывается код по ОКТМО того муниципального образования, на территории которого состояло на учете в качестве налогоплательщика реорганизованное лицо.

Кто и в каком порядке уплачивает страховые взносы и сдает расчеты при реорганизации юрлица?

Уплата страховых взносов до завершения процедуры реорганизации.

Согласно п. 3 ст. 431 НК РФ страховые взносы уплачиваются в течение расчетного периода по итогам каждого календарного месяца в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца. Статьей 45 НК РФ установлено, что плательщик вправе исполнить обязанность по уплате страховых взносов досрочно.

В связи с этим реорганизуемое лицо может уплатить страховые взносы ранее установленного срока, до момента государственной регистрации прекращения деятельности путем реорганизации.

В соответствии с п. 3 ст. 55 НК РФ при прекращении юрлица путем реорганизации последним налоговым периодом для него является период времени с 1 января календарного года, в котором оно прекращено, до дня государственной регистрации прекращения.

Налоговый кодекс не содержит норм, устанавливающих иные сроки уплаты страховых взносов и представления в налоговые органы расчетов по страховым взносам за последний расчетный период при реорганизации плательщика страховых взносов.

Уплата страховых взносов правопреемником реорганизованного лица.

Обязанность по уплате страховых взносов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником (п. 1, пп. 1 п. 11 ст. 50 НК РФ).

Таким образом, вновь возникшее лицо является правопреемником в части уплаты страховых взносов за те расчетные (отчетные) периоды, обязанность по уплате страховых взносов за которые не исполнена реорганизованным лицом до завершения реорганизации. При этом реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате страховых взносов его правопреемником.

Плательщики страховых взносов представляют расчет по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган по месту нахождения организации (п. 7 ст. 431 НК РФ).

В случае непредставления реорганизованным лицом расчета по страховым взносам за последний расчетный (отчетный) период своей деятельности представить указанный расчет за него обязан правопреемник в налоговый орган по месту своего учета не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в течение которого произведена реорганизация.

В соответствии с п. 2.22 Порядка заполнения расчета по страховым взносам[3] в титульном листе указываются:

В разделе 1 расчетов указывается код ОКТМО муниципального образования, межселенной территории, населенного пункта, входящего в состав муниципального образования, на территории которого находилось реорганизованное лицо.

[1] Правила, предусмотренные п. 3.2 ст. 55 НК РФ, не применяются в отношении ЕНВД.

[2] 28 марта 2020 года – это суббота, срок переносится на ближайший рабочий день –
30 марта 2020 года.

Чтобы всегда располагать актуальной информацией о состоянии расчётов с бюджетом, всем компаниям и ИП рекомендуется периодически запрашивать акт сверки с налоговой. Как его получить? Что делать, если данные не совпадают? Ответы на эти и другие вопросы дадим в этой статье.

Зачем проводить сверку с налоговой

Все бизнес-субъекты знают, что необходимо вовремя производить обязательные платежи. Однако практика показывает, что это правило нередко нарушается, причём иногда неумышленно. Налогоплательщик считает, что всё уплатил, а в действительности сумма так и не дошла до адресата. В результате спустя какое-то время из ИФНС приходит требование произвести доплату, а заодно ещё и пени.

Как разобраться, кто прав? Единственный вариант – провести сверку расчётов с бюджетом по налогам, сборам, страховым взносам и прочим платежам.

Как запросить сверку с налоговой

Сверка с ИФНС проводится в соответствии с порядком, который приведён в письме ФНС от 9 марта 2021 года № АБ-4-19/2990. Этот порядок временный, он пришёл на смену старому регламенту из приказа ФНС № 09.09.2005 № САЭ-03-1/444@. Новый постоянный регламент пока не утверждён.

Обычно процесс сверки по налогам и сборам инициирует налогоплательщик, хотя и у ИФНС есть такое право. Ключевой момент при обращении – не столько способ направления заявления, сколько его форма. Она может быть бумажной или электронной. Во втором случае обращение подаётся через личный кабинет ИП на сайте ФНС или через программу / сервис сдачи отчётность (по ТКС).

Личное обращение

Классический способ получить акт сверки – написать заявление и передать его в налоговую инспекцию. Сделать это можно самому, через посредника или по почте. С некоторых пор запрос на проведение сверки можно подать через МФЦ.

Составляется заявление на бумажном носителе в свободной форме. Нужно указать:

  • свои данные – наименование, основные коды, контакты;
  • период, за который производится сверка расчётов по налогам и сборам. Если он не указан, то акт составят за период с начала текущего года по дату регистрации заявления. Можно свериться за 3 предшествующих года;
  • виды платежей, данные по которым нужно сопоставить (перечисляются КБК). Если они не перечислены, то сверка будет проведена по всем налогам и иным платежам, которые налогоплательщик осуществляет в ту инспекцию, куда обратился. Это не только налоги, сборы и взносы, но также пени, штрафы и проценты;
  • способ получения акта. Если нет желания посещать налоговый орган снова, можно указать, чтоб его направили почтой.

Те же правила действуют при обращении за актом сверки по почте или через МФЦ. Разница лишь в способах предоставления документа.

Получив бумажный запрос, ИФНС в течение 5 рабочих дней готовит акт сверки. Если заявитель указал, что получит его лично, он должен прийти за ним в назначенное время и предъявить удостоверяющие его полномочия документы. В противном случае, а также при неявке за актом, он будет направлен почтой.

Электронный запрос через личный кабинет налогоплательщика

Электронный запрос через систему сдачи отчётности

Получить акт заявитель сможет в течение трёх рабочих дней с даты запроса.

Акт сверки с налоговой – как же в нём разобраться

Форма акта сверки расчётов относительно налогов и сборов утверждена приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-17/685@. В ней есть титульный лист, раздел 1 и раздел 2.

На первом этапе налогоплательщик должен вникнуть только в раздел 1. Он заполняется ИФНС по каждому виду платежа отдельно. В строках акта информация сгруппирована по типам платежей, то есть отдельно задолженность по налогу, по пеням, по штрафам, по процентам. Также указаны средства, списанные с расчётных счетов, но не дошедшие по назначению, и невыясненные суммы.

По каждому типу платежа может быть указана задолженность (отрицательное сальдо) или переплата (положительное сальдо), а также данные об отсроченных, приостановленных ко взысканию платежах и реструктуризированной задолженности. Эта информация отражается в графе 3.

Налогоплательщику нужно сверить представленные ФНС сведения со своими данными. Если они совпадают, достаточно подписать акт сверки на последнем листе раздела 1 и указать, что он согласован без разногласий. Готовый акт возвращается в налоговый орган.

Если есть разногласия

Получив такой документ, налоговый орган будет делать проверку. В процессе от налогоплательщика могут быть затребованы платежки и иные документы. В итоге должно выясниться, кто допустил ошибку. Если это ИФНС, то исправления будут внесены на основании служебной записки в течение 5 рабочих дней.

Выписка операций по расчётам с бюджетом – что это такое

Акт сверки по налогам и сборам показывает только итоговые суммы задолженности или переплаты на день запроса. Проследить историю платежей в ИФНС можно в выписке операций по расчётам с бюджетом за определённый период. В ней отражается сальдо на его начало и конец, а также начисленные за период суммы и поступления от налогоплательщика. Выписка поможет понять, откуда взялась задолженность или переплата.

Итак, мы рассказали, как можно получить акт сверки с налоговой инспекцией и что с ним делать. Часто причиной того, что деньги не были зачислены на нужный счёт, является элементарная ошибка. И чтобы подобные оплошности не обходились слишком дорого, полезно время от времени сверяться с бюджетом.

Ольга Воропаева

Добровольная ликвидация ООО — процесс долгий и непростой. Он занимает примерно 4 месяца, а может растянуться и на год. Вам предстоит трижды подать заявление в налоговую, два раза подготовить бухгалтерский баланс и сделать одну публикацию в СМИ. Обо всём по порядку — в нашей инструкции.

1 шаг. Принять решение о ликвидации

Проведите собрание участников ООО или подготовьте решение единственного учредителя, если открыли организацию в одиночку.

В протоколе собрания или решении учредителя напишите, что вы:

  1. Решили начать добровольную ликвидацию ООО.
  2. Утвердили состав ликвидационной комиссии и её председателя или назначили единоличного ликвидатора.
  3. Утвердили порядок и сроки ликвидации. Максимальный срок — один год.

2 шаг. Сообщить о ликвидации в налоговую

В течение трёх рабочих дней после принятия решение о ликвидации, подайте в регистрирующую налоговую:

  • уведомление по форме № Р15016. Есть два варианта: а) подать уведомление на бумаге — но тогда придётся заверять его у нотариуса, б) воспользоваться сервисом налоговой — но тогда понадобится электронная подпись. Выпустить электронную подпись будет дешевле, если её ещё нет. И она пригодится для публикации сведения на Федресурсе.
  • протокол собрания учредителей или решение единственного учредителя о ликвидации фирмы.

Если не подать документы в налоговую в течение трёх дней, могут оштрафовать на 5 000 рублей.

Как подать документы:

  • лично
  • по почте ценным письмом с описью вложений
  • в электронном виде через сайт Госуслуг
  • через многофункциональный центр — но не все МФЦ принимают эти документы, позвоните им заранее.

Через 5 рабочих дней налоговая выдаст вам лист о внесении в ЕГРЮЛ записи о том, что организация находится в процедуре ликвидации. С этого момента нельзя изменять учредительные документы и участвовать как ООО в составе других организаций.

Уведомлять ПФР и ФСС о ликвидации больше не нужно, налоговики сделают это самостоятельно.

3 шаг. Рассказать о ликвидации в СМИ, опубликовать сведения на Федресурсе и сообщить контрагентам

4 шаг. Сообщить в службу занятости и сотрудникам об увольнении

  1. Предупредите всех сотрудников о предстоящем увольнении не позднее, чем за 2 месяца. Для этого составьте письменное уведомление и ознакомьте с ним работников под роспись. Основание увольнения — по инициативе работодателя в связи с прекращением деятельности организации в соответствии с п.1 ст. 81 ТК РФ.

5 шаг. Подготовить промежуточный ликвидационный баланс и сдать его в налоговую

  • о составе имущества организации,
  • о требованиях, которые предъявили кредиторы, и результатах их рассмотрения,
  • о требованиях, которые удовлетворил суд вступившим в законную силу решением.

Для подготовки баланса нужно разбираться в бухучёте, поэтому, если у вас нет опыта в этом деле, обратитесь за помощью к бухгалтеру.

Когда промежуточный бухбаланс готов, утвердите его на собрании учредителей или решением единственного участника, чтобы утвердить бухбаланс.

6 шаг. Рассчитаться по долгам

Платите по долгам в порядке очередности по Гражданскому кодексу. Сразу после утверждения ликвидационного баланса рассчитайтесь:

  • в первую очередь с гражданами, перед которыми ваша организация отвечает за причинение морального вреда или вреда жизни и здоровью, если такие есть,
  • во вторую очередь с работниками по трудовому договору по выплате зарплаты и выходных пособий.

Спустя месяц со дня утверждения ликвидационного баланса, погасите долги третьей и четвертой очереди:

  • в третью очередь заплатите все налоги и страховые взносы, штрафы и пени,
  • в четвертую очередь — оставшиеся долги.

Если денег не хватает, ликвидационная комиссия продаёт имущество организации на торгах. А если и выручка от продажи имущества не покроет долги компании, тогда нужно открывать процедуру банкротства. Для этого лучше обратиться к специалистам по делам о банкротстве.

7 шаг. Составить окончательный ликвидационный баланс

После расчётов с сотрудниками, контрагентами и государством, составьте и утвердите ликвидационный баланс. Он также составляется по общим правилам подготовки бухгалтерского баланса и утверждается на общем собрании учредителей или решением единственного участника ООО.

8 шаг. Отчитаться по налогам, уволенным сотрудникам и снять с учёта кассу

В течение месяца с момента утверждения ликвидационного баланса и до подачи документов в налоговую на закрытие, сдайте в фонды отчёты по уволенным сотрудникам:

  • СЗВ-Стаж в ПФР на всех сотрудников, которые работали у вас в течение года ликвидации,
  • СЗВ-М, если в течение последнего месяца ликвидации в ООО были сотрудники по трудовым и гражданско-правовым договорам,
  • СЗВ-ТД за кадровые события, например, за увольнения,
  • расчёт по страховым взносам в налоговую,
  • 4-ФСС в фонд социального страхования.

Также сдайте налоговую отчётность — закон не устанавливает сроки, но нужно это сделать до перехода к последнему этапу.

Снять кассу с учёта в налоговой можно несколькими способами: подать заявление в инспекции, на портале ФНС или в личном кабинете оператора фискальных данных (ОФД). Срок подачи заявления законодательно не ограничен.

9 шаг. Подать в налоговую документы на ликвидацию ООО

После утверждения ликвидационного баланса учредители могут разделить между собой имущество организации. И только в последнюю очередь подают документы в налоговую на закрытие:

    .
  1. Ликвидационный бухгалтерский баланс
  2. Квитанцию об уплате госпошлины 800 рублей. Согласно поправкам, с 2019 года госпошлина не уплачивается в случае представления в регистрирующий орган электронных документов, необходимых для регистрации ликвидации юрлица. Статья 333.35 НК РФ

Подайте документы одним из способов:

  • лично
  • по почте ценным письмом с описью вложений
  • в электронном виде через сайт Госуслуг
  • через многофункциональный центр — но не все МФЦ принимают эти документы, позвоните им заранее.

Кто может помочь с документами

Есть сервис Документовед — он здорово помогает подготовить документы для ликвидации ООО.

А что если не закрывать ООО?

Закрывать ООО — долго и сложно, поэтому часто встречаются организации без сотрудников, доходов и сделок. Такие фирмы не платят налоги и взносы, но по-прежнему должны сдавать нулевую отчётность.

Бывают брошенные организации, у которых нет движений по банковскому счёту и которые не сдают отчётность. Если это продолжается больше 12 месяцев, у налоговой появляется основание ликвидировать ООО в одностороннем порядке без согласия учредителей. Но это право, а не обязанность налоговой, поэтому на практике случается редко. Гораздо чаще брошенная организация продолжает числиться в ЕГРЮЛ, и её штрафуют за несданную отчётность.

Ещё один вариант избавиться от ООО — продать его. Это проще, чем закрыть организацию, но тут есть свои минусы:

  • Такая возможность должна быть предусмотрена в уставе организации.
  • Договор купли-продажи обязательно должен быть заверен у нотариуса — это стоит минимум 10 тысяч рублей, а максимальная стоимость может достигать 150 тысяч.

Как закрыть ООО в Эльбе

Эльба поможет сдать декларацию по УСН или ЕНВД с учётом даты ликвидации ООО.



Статья актуальна на 01.02.2021

Читайте также: