Субсидия на возмещение рекламных расходов налогообложение

Обновлено: 18.05.2024

Затраты, осуществленные за счет средств субсидии, отнесены на расходы по обычным видам деятельности. При проверке Счетной палатой РФ указано, что отражение доходов в составе прочих доходов и расходов в составе себестоимости продаж не соответствует требованиям ПБУ 10/99. Как предприятию обосновать правильность своих действий?

Унитарному предприятию была выделена субсидия на проведение мероприятий по подготовке объектов коммунального хозяйства к работе в осенне-зимний период. Затраты, осуществляемые за счет средств субсидии, были отнесены на расходы по обычным видам деятельности. Унитарное предприятие действовало в соответствии с утвержденной учетной политикой, согласно которой использование государственной помощи на финансирование текущих расходов (например, на приобретение материалов, выплату зарплаты) отражается в дебет счета 20 (23, 25, 44…). При проверке Счетной палатой РФ было указано, что отражение доходов в составе прочих доходов и расходов в составе себестоимости продаж не соответствует требованиям п. 19 ПБУ 10/99 (по причине отсутствия связи между доходами и расходами). Унитарное предприятие не согласно с выводом Счетной палаты РФ и интересуется, как ему обосновать правильность своих действий.

Для решения поставленной задачи требуется определить, каким образом учитывать текущие расходы, финансируемые за счет субсидий:

- или в составе себестоимости исходя из характера расходов (позиция унитарного предприятия);

Автор поддерживает точку зрения унитарного предприятия, основываясь при этом на следующем.

Отражение государственной помощи по международным стандартам.

Сторонники первого метода утверждают, что сворачивать статьи доходов и расходов некорректно и что предоставление субсидии отдельно от расходов облегчает сопоставление с другими расходами, на которые субсидия не повлияла.

В защиту второго метода приводятся аргументы, что организация могла бы и не понести расходов, если бы субсидия не была доступна, и, следовательно, представление расходов без взаимозачета их с субсидией может вводить пользователей в заблуждение.

Оба метода считаются допустимыми для предоставления субсидий, относящихся к доходу.

Второй метод в большей степени отвечает принципу соответствия доходов и расходов, поскольку они просто сворачиваются, но он не предусмотрен ПБУ 13/2000. Однако именно в таком (свернутом) порядке некоммерческие организации отражают направление средств целевого финансирования на их содержание.

Таким образом, в российском учете представлены оба метода учета государственной помощи, при этом, к сожалению, только в отношении финансирования некоммерческих организаций есть прямое указание на учет расходов по дебету счетов 20, 26.

Случаи несоответствия доходов расходам в российском бухучете.

Счетная палата РФ видит принцип соответствия доходов и расходов преобладающим; вместе с тем есть исключения.

Резюмируя вышеприведенные факты, можно предположить, что отражение госпомощи в составе прочих доходов не означает автоматического отнесения покрываемых ей затрат на прочие расходы, и потому связи между доходами и расходами – в том смысле, какой ей придает Счетная палата РФ, – при учете субсидий наблюдаться не будет.

Предоставление бюджетных средств на компенсацию понесенных расходов.

Выделение субсидий на финансирование уже произведенных затрат не редкость, порядок учета госпомощи для таких случаев установлен п. 10 ПБУ 13/2000. Пусть организация уже произвела затраты и отнесла их на себестоимость, исходя из характера этих затрат. В следующем отчетном периоде получена субсидия на покрытие произведенных расходов и зачислена в состав прочих доходов в силу п. 10 ПБУ 13/2000. Никаких изменений в учет внесено не будет, поскольку расходы признаются в том отчетном периоде, когда они имели место, и ПБУ 10/99 не ставит признание расходов в зависимость от наличия (отсутствия) источника их финансового обеспечения. Вновь мы имеем перед собой так называемое отсутствие связи между доходами и расходами.

Свобода организации в разработке способов учета.

международные стандарты финансовой отчетности;

положения федеральных и (или) отраслевых стандартов бухгалтерского учета по аналогичным и (или) связанным вопросам;

рекомендации в области бухгалтерского учета.

Из-за неопределенности в учете расходов, финансируемых за счет субсидий, предприятия вправе воспользоваться правом самостоятельной разработки этого учета и закрепить принятый порядок учетной политикой.

Позиция унитарного предприятия правомерна по следующим причинам:

предприятие отдало приоритет достоверному формированию себестоимости независимо от источников ее покрытия (выручка или госпомощь);

закрепив в учетной политике порядок учета расходов, покрытых за счет субсидий, предприятие воспользовалось правами, установленными ПБУ 1/2008;

предприятие не допустило противоречий с правилами российского бухучета и практикой ведения учета и составления отчетности.


Вопрос налогообложения субсидии УСН является на сегодняшний день актуальным. В некоторых случаях выплаты не признаются частью доходов при упрощённой системе. Наш эксперт Алёна Фомина рассмотрела особенности обложения разных видов субсидий.

Но есть несколько видов субсидий, у которых особый порядок учёта:

  • целевое финансирование (поступления) (подп. 14 п. 1, п. 2 ст. 251 НК РФ);
  • выплаты на содействие самозанятости безработных (п. 1 ст. 346.17 НК РФ);
  • финансовая поддержка малого и среднего бизнеса (п. 1 ст. 346.17 НК РФ, ст. 17 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства);
  • финансовая поддержка по сертификатам на привлечение трудовых ресурсов (п. 1 ст. 346.17 НК РФ, ст. 22.2 Закона о занятости).

Целевое финансирование (поступления)

Не учитывайте в доходах (подп. 14 п. 1, п. 2 ст. 251, подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ): целевое финансирование и целевые поступления вам как некоммерческой организации на содержание и ведение уставной деятельности. Для УСН под целевым финансированием и целевыми поступлениями понимаются те же доходы, что и для налога на прибыль (подп. 14 п. 1, п. 2 ст. 251, подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ).

Чтобы не учитывать целевое финансирование (поступления) в доходах, нужно (подп. 14 п. 1, п. 2 ст. 251 НК РФ) использовать полученные средства по целевому назначению и вести раздельный учёт доходов и расходов в рамках целевого финансирования (поступлений).

Если вы не вели раздельный учёт, то финансирование (поступления) включайте в доходы на дату его получения (подп. 14 п. 1, п. 2 ст. 251, п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Если средства вы использовали не по целевому назначению, то, на наш взгляд, включать их в доходы нужно на дату, когда произошло нецелевое использование, а не на дату получения. На дату получения нет оснований считать их облагаемым доходом, ведь на тот момент нецелевого использования ещё не было (подп. 2 п. 1 ст. 248, п. 14 ст. 250, п. 1 ст. 346.15 НК РФ).

Но если деньги были получены из бюджета и использованы не по назначению, то они не включаются в доход. Они будут взысканы с вас по правилам Бюджетного кодекса (п. 14 ст. 250 НК РФ, п. 3 ст. 306.4 БК РФ).


Выплаты на содействие самозанятости безработных

Такие выплаты нужно включать в доходы постепенно в суммах, равных расходам, на которые вы эти выплаты тратите. Такой постепенный налоговый учёт действует три календарных года, начиная с года получения (п. 1 ст. 346.17, п. 1 ст. 346.19 НК РФ).

Если к концу третьего года у вас останется неизрасходованная часть денежных выплат, то их придётся признать в доходах, не дожидаясь, когда вы её потратите. Например, если вы получили субсидию 300 000 рублей, по истечении трёх лет расходы за счёт неё составляли 250 000 рублей, то неизрасходованный остаток субсидии в 50 000 рублей станет облагаемым доходом.

Финансовая поддержка малого и среднего бизнеса

Субсидию малому и среднему бизнесу, которая выплачивается в соответствии со ст. 17 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства, вы учитываете так же, как и субсидию самозанятым ‒ постепенно, пропорционально расходам, на которые вы её потратили. Особенность в том, что льготный период, когда её можно учитывать постепенно, действует только два календарных года с года получения (п. 1 ст. 346.17, п. 1 ст. 346.19 НК РФ). Если к концу второго года у вас останется неизрасходованная часть, её придётся признать в доходах, не дожидаясь, когда вы её потратите.

Льготный порядок признания этих денежных выплат в доходах можно применять и в том случае, если в течение года сначала у вас были расходы, а потом вы получили субсидию на их компенсацию (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). В этом случае на дату получения денежных выплат учтите доход в пределах признанных в этом году расходов, на компенсацию которых направлена эта субсидия (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).

Если у вас по итогам года получился к уплате минимальный налог, то признанные в этом году доходы по денежным выплатам нужно включать в облагаемую базу по минимальному налогу (п. 6 ст. 346.18 НК РФ, Письмо ФНС России от 20.03.2015 № ГД-3-3/1078@).

Ранее мы рассказывали, на какие меры финансовой поддержки могут претендовать представители бизнеса в Москве.

Финансовая поддержка по сертификатам на привлечение трудовых ресурсов

Субсидии на привлечение трудовых ресурсов, которые вы получили в соответствии со ст. 22.2 Закона о занятости, учитывайте в доходах точно так же, как и субсидии самозанятым ‒ постепенно в течение трёх календарных лет в суммах, равных расходам, на которые вы эти выплаты тратите (п. 1 ст. 346.17, п. 1 ст. 346.19 НК РФ).

Если к концу третьего года у вас останется неизрасходованная часть субсидии, то её придётся признать в доходах, не дожидаясь, когда вы её потратите (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Но если вы нарушите условие на получение этих денежных выплат, то в доходах придётся включать её полностью в том периоде, когда произошло нарушение (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).

Более подробную информацию и ответы на другие интересующие вопросы можно найти в СПС КонсультантПлюс.

Готовые решения СПС КонсультантПлюс подскажут, как действовать в конкретной ситуации: пошаговые инструкции, образцы документов, ссылки на правовые акты.

Вопрос

Как на УСН учитывать гранты?

Ответ

Если грант соответствует условиям, приведённым в подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, то учитывайте его так же, как и другие средства целевого финансирования: не включайте поступившие средства в доходы и не учитывайте в расходах затраты, произведённые за счёт гранта (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ, письма Минфина России от 20.01.2021 № 03-01-10/2697, от 28.06.2019 № 03-11-06/2/47815, от 11.07.2017 № 03-11-06/2/43941).

Но такой порядок учёта вы можете применить, только если используете грант по назначению и отдельно учитываете доходы и расходы в рамках целевого финансирования от остальных доходов и расходов (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Вопрос

Нужно ли учитывать субсидии, которые предусмотрены для малого и среднего бизнеса из пострадавших отраслей, полученные в связи с распространением коронавирусной инфекции COVID-19?

Ответ

Субсидии, которые предусмотрены для малого и среднего бизнеса из пострадавших отраслей, в доходы на УСН включать не нужно (подп. 60 п. 1 ст. 251, подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ).

Расходы, понесённые за счёт полученных субсидий, также не учитываются при расчёте налога на УСН (п. 1 ст. 252, п. 48.26 ст. 270, ст. 346.16 НК РФ).

Вопрос

Как учесть возврат субсидий при расчёте налога на УСН?

Ответ

Если субсидию вы признали в доходах, а потом вам пришлось её вернуть, например, потому что вы её не использовали, то доход вы можете уменьшить на возвращённую сумму. Ведь в этом случае у вас не возникнет экономической выгоды и получится, что налог вы рассчитали с учётом дохода, которого, по сути, не было (п. 1 ст. 41, п. п. 1, 2 ст. 346.18 НК РФ).

Читайте также: