Сравнение налоговой системы россии и великобритании

Обновлено: 13.05.2024

Кулакова Анна Андреевна
Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права
студент


Аннотация
Данная статья посвящена проблеме развития российской финансовой системы в ситуации усиления глобализационных процессов и влияния на нее развитых стран. Исследования показывает, что Великобритания и Российская Федерация имеют много схожих черт во всех звеньях финансовых систем.


Abstract
This article is devoted to the problem of Russian financial system’s development in a situation of amplification globalization’s processes and the influence of developed countries. The research shows that the United Kingdom and the Russian Federation have many similarities at all levels of financial systems.

Современная мировая экономика в силу влияния на нее глобализационных процессов, характеризуется миграцией (и, как правило, концентрацей) в масштабах всей планеты капитала, рабочей силы, производственных ресурсов, стандартизацией экономических и технологических процессов. Все это значительно сглаживает, но не отменяет национальных различий. Особенно четко его можно заметить в финансовых системах, так как в данном вопросе велико влияние со стороны государства. В разных странах таковое проявляется сугубо индивидуально ввиду разнообразия применяемых инструментов, способов их воздействия на социально-экономическую ситуацию и субъекты экономической системы.

Изучая опыт изменения финансовых систем таких развитых стран, как Великобритания, во многом можно более глубоко проникнуть в сущность проблем отечественной финансовой системы, так как способы ее регулирования в основном позаимствованы из зарубежной практики, однако применительно к России не дающие ожидаемых положительных результатов. В качестве одной из причин подобной тенденции можно указать то, что необходимо учитывать специфику развития национальной финансовой системы. Другая причина состоит в недостаточно систематизированном подходе к решению тех задач, которые находятся в компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Характеристика финансовых систем каждой из стран построена таким образом, чтобы показать особенности элементного состава ее финансовой системы, бюджетного процесса, налоговой системы, политики управления государственными расходами и государственным долгом.

Итак, под финансовой системой понимается совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. [14, с.13] Теперь необходимо рассмотреть основные звенья финансовых систем Великобритании и России и выявить основных сходства и различия.

Автор начинает сравнение финансовых систем с сопоставления основных особенностей бюджетных систем Российской Федерации и Великобритании.

Следует отметить, что вышеуказанные страны обладают достаточно схожей структурой организации бюджетной системы. На высшей ступени стоит Федеральный (или Государственный в Российской Федерации) бюджет, который определяет функционирование всех остальных звеньев системы. Различие заключается формах государственного устройства стран. Великобритания является унитарным государством, Россия обладает федеративным устройством.

Однако функции Федерального и Государственного бюджетов данных стран несколько отличаются друг от друга. В случае с Великобританией основной задачей высшей ступени бюджетной системы заключается в финансовом обеспечении основных задачи и функций правительства. Государственный бюджет также выполняет эту обязанность, однако перераспределение ВВП и национального дохода все же остается в основном приоритете.

Существенным различием является деление Государственного бюджета на бюджет текущих расходов и доходов и капитальный бюджет. Это деление по источникам, из которых поступают средства в бюджет и различных расходов. В Российской Федерации нет подобного подразделения и все расходы и доходы государственного значения относятся непосредственно к Федеральному бюджету.

Кроме того, в Российской Федерации действуют федеральные и территориальные внебюджетные фонды, которые выполняют определенные функции, возложенные на них государством, В Великобритании на одном уровне с Государственным бюджетом не неходятся подобные органы, что составляет некоторое различие. Специальные фонды здесь формируются на втором уровне бюджетной системы – на уровне местных бюджетов.

Внебюджетные фонды Российской Федерации представлены пенсионным фондом, фондом социального страхования и фондом обязательного медицинского страхования. В Великборитании среди специальных фондов же выделяются: фонд национального страхования; пенсионные фонды; уравнительные валютные фонды; фонды гарантий экспортных кредитов. Можем заметить, что в великобритании данное звено бюджетной системы значительно более развито и охватывает большее количество функций и гарантий, которые они могут дать населению.

Итак, вторым звеном бюджетной системы России является бюджет субъектов государства. В Великобритании как в унитарном государстве принципиально не может быть подобной ступени, то есть данное различие обусловлено различием а формах государственного устройства.

Третью ступень в РФ и вторую в Соединенном Королевстве занимают местные бюджеты. Здесь мы можем наблюдать большое сходство в функциях и задачах. В обоих странах с помощью данных бюджетов обеспечиваются основные функции и задачи местного значения.

Итак, рассмотрев основные сходства и раличия бюджетных систем России и Великобритании, автор переходит к изучению таковых в налоговых системах указанных стран

Сравнение налоговых системы стоит начать с того, какие налоги являются основными в обеих странах, какие существуют и в Великобритании, и в России, что общего в принципах налогообложения стран и в налоговых ставках в вышеуказанных странах.

Для начала следует отметить, что налоговая система Великобритании является двухступенчатой, то есть состоит из звена центральных или государственных налогов и местных налогов. Структура данной системы Российской Федерации несколько сложнее, что обусловлено федеративным устройством страны. Так, она включает в себя 3 уровня:

a) федеральные налоги и сборы;

б) региональные налоги;

в) местные налоги.

Можно сказать, что основные налоги, имеющиеся почти во всех развитых и развивающихся странах, имеются также и в Российской Федерации, так и в Великобритании. Однако следует отметить, что в Российской Федерации существует ряд специфических налогов (налог на добычу полезных ископаемых; налог на игорный бизнес, земельный налог), что объясняется особенностями налогового законодательства, вызванными обширной территорией страны.

Анализ сходств и различий банковских систем Великобритании и Российской Федерации показывает, что таковые являются двухуровневыми в обоих странах: первый уровень отведен Центральному Банку, второй – коммерческим кредитным организациям.

Автор переходит к рассмотрению и сравнению функций, которые выполняют Центробанки вышеуказанных стран. Основываясь на имеющихся данных, в сущности они обеспечивают одинаковые цели и задачи, среди которых кредитование коммерческих банков, определение денежно-кредитной политики государство, защита и стабилизация курса национальной валюты.

На данном этапе анализа автор не может выявить каких-либо отличий в банковских системах стран.

Теперь следует перейти к сопоставлению функций, которые выполняют коммерческие банки. Данная информация отражена в таблице 1.

Таблица 1 – Функции коммерческих банков Великобритании и Российской Федерации

Эти банки универсальны по набору операций, но специализация их проявляется в предоставлении вкладов населению

Сравнительный анализ налога на доходы физических лиц в России и подоходного налога в Великобритании - страница 2

Существенное значение при формировании налоговой базы подоходного налога имеют налоговые льготы (изъятия). В России при определении налоговой базы учитываются налоговые вычеты (стандартные, социальные, имущественные и профессиональные), однако только в отношении тех доходов, которые облагаются по ставкам 13%. В отношении доходов, облагаемых по другим ставкам, налоговые вычеты не применяются.

Также при перерасчете личного минимума на рубли он составляет 19 470 руб. в месяц, что в почти в 49 раз больше стандартного вычета в России. Однако подобное сравнение без учета уровня жизни в обеих странах сложно назвать корректным. В 2003 г. доходы на душу населения в Великобритании составляли 17 890 долл. США (558 785 руб.), в России - 4690 долл. США (146 490 руб.). Таким образом, доходы на душу населения в Великобритании превышают доходы российских граждан почти в 4 раза. В силу отсутствия данных о среднедушевых доходах в обеих странах за 2006 г. применим коэффициент 4 к стандартному вычету, который должен быть равен 4868 руб. в месяц, или 54 408 руб. в год. Данные расчеты относительно близки к уровню прожиточного минимума — 4330 руб. для трудоспособного населения.

Многие экономисты при введении прогрессивной шкалы налогообложения предлагают не облагать налогом на доходы физических лиц совокупный годовой доход в размере, не превышающем 60 000 руб. Эта цифра практически соответствует расчетам при сравнении налоговых вычетов в России и Великобритании с учетом разницы в уровне жизни. В этом случае стандартный налоговый вычет в России будет находиться в полном соответствии со стандартами, принятыми для экономически развитых стран.

Во-вторых, у стандартного налогового вычета существует значительное ограничение: данный налоговый вычет прекращает предоставляться, когда доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода, превысит 20 000 руб. И здесь можно сказать о некоторой особенности его исчисления: количество вычетов зависит не только от полученной суммы, но и от распределения дохода в течение года. Получить основную сумму дохода предпочтительнее в конце года, тогда количество предоставленных за год вычетов будет больше, чем если бы большая часть дохода была получена в начале года.

Соответственно сумма налога, исчисленная за год с одной и той же суммы дохода, будет отличаться в зависимости от распределения дохода в течение налогового периода. В Великобритании нет подобной связи между суммой получения дохода и правом на вычет, что также выгодно отличает личный необлагаемый минимум от стандартного налогового вычета.

В-третьих, кроме того, что стандартный налоговый вычет в 400 руб. на порядок ниже прожиточного минимума по стране, он никоим образом не индексируется, оставаясь неизменным уже на протяжении ряда лет. В то время как личный налоговый минимум в Великобритании автоматически пересматривается каждый финансовый год с учетом роста индекса розничных цен. Так, в 2007—2008 гг. личный минимум составляет 5225 ф. ст., а в 2008—2009 гг. будет составлять 5435 ф. ст. Данный уровень личного минимума относится к лицам в возрасте до 65 лет.

Отметим, что в Великобритании основными вилами налоговых скидок являются личная скидка и семейная скидка. В свою очередь, личная скидка подразделяется на три вида: для лиц в возрасте до 65 лет, в возрасте от 65 до 74 лет, для лиц 75 лет и старше. Соответственно с увеличением возраста налогоплательщика размер личной скидки значительно увеличивается. Существует ограничение налоговых скидок, связанных с возрастом (65—74 и 75 и старше), которое в 2007—2008 гг. установлено на уровне 20 900 ф. ст.

В России стандартные налоговые вычеты не различаются по возрасту налогоплательщика, однако существует выделение различных категорий налогоплательщиков, размер вычетов которых составляет 500 руб. и 3000 руб. Это в основном льготные категории граждан (ветераны, инвалиды и другие лица). В отношении права на получение вычета в 500 руб. или 3000 руб. ограничений не предусмотрено. Однако налоговое законодательство отмечает, что, если налогоплательщик имеет право на получение более одного из трех видов вычетов (400 руб., 500 руб. и 3000 руб.), предоставляется максимальный из них. Также в НК РФ предусмотрено право на получение стандартного налогового вычета в размере 600 руб. в месяц на каждого ребенка. Предоставлению данного вида вычета прекращается при достижении получаемого налогоплательщиком дохода 40 000 руб.

Семейная скидка в Великобритании является своего рода льготой при вступлении в брак. Несмотря на то, что с 1970 г. в Англии совместное обложение доходов супругов отменено, семейная скидка существует. То есть не состоящие в браке лица имеют право на личный необлагаемый минимум, а как только лицо вступает в брак, предоставляется уже семейная скидка. Семейная скидка подразделяется на два вида: для семейных пар в возрасте до 75 лет и в возрасте 75 лет и старше. При этом возраст лица устанавливается в конце налогового года. При определении скидки налога для семейных пар берется возраст старшего из супругов. В российском налоговом законодательстве подобного вида вычетов не предусмотрено.

В налоговом законодательстве Великобритании существуют такие скидки, как необлагаемый минимум для вдов и скидка для слепых.

Кроме стандартных вычетов или скидок в налоговом законодательстве существуют постатейные налоговые льготы. К ним относятся возмещенные работодателям деловые расходы работника, благотворительные взносы, расходы на образование, пенсионные страховые взносы, взносы на страхование жизни, процентные платежи по ипотеке и личным ссудам, медицинские расходы.

Теоретические обоснования для вычитания этих статей из дохода различны. Вычет на возмещение деловых расходов объясняется тем, что доход вообще измеряется за минусом расходов, необходимых для получения этого дохода. Так, налогоплательщики в Великобритании могут вычитать из трудовых доходов расходы на переезды по роду службы, текущие расходы на обслуживание и амортизацию собственного автомобиля, используемого для служебных целей, и другие. В России же при определении налоговой базы учитываются только совокупный доход. Расходы же учитываются только в рамках профессионального налогового вычета для индивидуальных предпринимателей и частнопрактикующих лиц.

Вычет благотворительных взносов, расходов на образование, пенсионных и страховых взносов аргументируется тем, что они способствуют расширению общественно полезных видов деятельности. Вычет медицинских расходов оправдывается тем, что они, во-первых, общественно полезны и, во-вторых, недобровольны и уменьшают налоговую платежеспособность физических лиц. Так, НК РФ предусмотрен социальный налоговый вычет, объединяющий в себе взносы на благотворительные цели, расходы на образование, медицинские расходы, пенсионные страховые взносы и взносы на страхование жизни.

С 1 января 2008 г. вступили в силу изменения, внесенные в порядок предоставления данного вычета. Теперь социальные налоговые вычеты на обучение, медицинское лечение, расходы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и по договорам добровольного пенсионного страхования предоставляются в размере фактически произведенных расходов, но в совокупности не более 100 000 руб. в налоговом периоде. Исключением являются расходы на обучение детей налогоплательщика. Здесь сумма осталась прежней: в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 50 000 руб. на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей (опекуна или попечителя).

Затраты на дорогостоящее лечение также не нормируются. Также если в одном налоговом периоде присутствуют затраты на обучение, медицинское лечение, расходы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и по договорам добровольного пенсионного страхования, то налогоплательщик самостоятельно выбирает, какие виды расходов и в каких суммах учитывать в пределах установленной максимальной величины. В Великобритании, однако, не предусмотрено ограничение на вычет из налоговой базы подобных видов постатейных льгот.

Вычет процентных платежей по ипотеке обосновывается стремлением стимулировать развитие частной жилищной собственности. Так, в рамках имущественного налогового вычета в соответствии с НК РФ налогоплательщик имеет право на исключение из налоговой базы сумм, израсходованных на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры.

В России, как и в Великобритании, нерезидент не имеет права на предоставление личных налоговых скидок (вычетов). В России это происходит в силу того, что все доходы нерезидентов (за исключением доходов в виде дивидендов, полученных от российских организаций с 1 января 2008 г.) облагаются по ставке 30%. А право на получение любого вида вычетов возникает лишь в отношении доходов, облагаемых по ставке 13%. Налоговым законодательством Великобритании предусмотрены некоторые льготы для определенного круга категорий налогоплательщиков-нерезидентов.

Необходимо отметить, что некоторые виды источников доходов исключаются из объекта налогообложения при исчислении подоходного налога. В развитых странах и в России государственные пенсии, пособия по безработице и прочие подобные выплаты исключаются из налоговой базы.

Налоговая ставка. В экономически развитых странах мира, в том числе и в Великобритании, применяется прогрессивная шкала налогообложения личных доходов.

Прогрессивная ставка подоходного налога имеет большое значение для экономики в соответствии с кейнсианским подходом, когда в качестве важнейшего стимула экономической деятельности рассматривается расширение платежеспособного спроса. Исходя из данного подхода от налога освобождаются низкие доходы, а к средним и особенно высоким применяется прогрессивная шкала налогообложения. Поскольку низкие и отчасти средние доходы быстро расходуются на потребление, освобождение от подоходного налога и использование низких ставок способствуют расширению платежеспособного спроса и соответственно стимулируют производство.

Более высокие доходы, значительная часть которых сберегается, тем самым оказывают ограниченное влияние на расширение платежеспособного спроса и стимулирование производства. Следовательно, по мнению кейнсианцев, прогрессивное налогообложение доходов населения социально справедливо, так как способствует перераспределению доходов в пользу малоимущих слоев населения и финансированию государственных расходов, что в целом расширяет платежеспособный спрос и благоприятно влияет на развитие экономики.

Социальная справедливость применительно к налогообложению личных доходов трактуется по-разному. Наиболее распространены три подхода. Во-первых, налогоплательщики, находящиеся в равных условиях, т.е. имеющие равный доход, должны платить равный налог (принцип горизонтального равенства). Во-вторых, налогоплательщик с большими доходами должен платить больше налогов (принцип вертикального равенства). В-третьих, еще один подход связан с вопросов распределения и перераспределения в процессе налогообложения личных доходов. Налог считается справедливым (несправедливым), если степень неравенства в распределении доходов после вычета налога меньше (больше), чем до налогов.

Особенно популярен кейнсианский подход был до конца 70-х годов прошлого века. Кризисные процессы 70-х годов в развитых странах, особенно усиление инфляции, заметно ослабили теоретические и практические позиции кейнсианства. В это время сторонники теории экономики предложения выступили с рекомендациями реформирования подоходного налогообложения в сторону его общего снижения и сглаживания прогрессивности. Данные рекомендации обосновывались прежде всего ссылками на производственно-стимулирующий характер снижения налога на личные доходы, так как уменьшение более высоких его ставок побуждает наиболее богатые слои населения увеличивать сбережения и тем самым расширять базу инвестиционного финансирования.

Также сторонники экономики предложения доказывали и социально справедливый характер своих рекомендаций по снижению прогрессивности подоходного налога, поскольку это якобы освободит от чрезмерного налогообложения тех лиц, которые способны выполнять в рыночном хозяйстве наиболее важные и потому высокооплачиваемые функции.

2. Толстопятенко Г.П. Европейское налоговое право (проблемы теории и практики): Диссертация доктора юридических наук. – М.: МГИМО МИД РФ, 2014. – 317 с.

3. Гончаренко И.А. Сравнительное налоговое право (налоговое право РФ и зарубежных стран): учебно-методический комплекс. – М.: МГИМО (У) МИД России, каф. административного и финансового права, 2015. – 568 с.

4. Антонова О.В. Налоговые системы зарубежных стран: учебно-методическое пособие. ? Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2013. – 130 с.

5. Лыкова Л.Н., Букина И.С. Налоговые системы зарубежных стран: учебник для бакалавриата и магистратуры. ? М.: Издательство Юрайт, 2014. – 428 с.

Налогообложение прибыли является одним из направлений функционирования прямого налогообложения, то есть происходит прямое воздействие на хозяйствующий субъект преимущественно с целью исполнения фискальной функции налогов. На протяжении многих лет налог на прибыль формирует значительную часть бюджетных налоговых доходов и играет важную регулирующую роль в развитии организаций.

В России главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации установлен налог на прибыль, которым облагаются юридические лица (российские и иностранные организации), получающие доходы от источников в России. В России его налоговая ставка составляет 20 %, при этом 2 % от прибыли направляется в Федеральный бюджет, а 18 % – в региональные бюджеты (субъектов РФ). Высока ли налоговая ставка в России? На этот вопрос нельзя дать однозначного ответа, но известно достоверно, что для практически любой организации этот налог берет на себя основную долю налоговой нагрузки, зачастую оставляя за собой ближайших конкурентов - НДС и НДФЛ [1].

Рассмотрим особенности налогообложения прибыли в зарубежных странах. В качестве примера возьмем развитые страны удаленно расположенные друг от друга, становление налоговых систем которых шло разными историческими путями: Великобританию и Японию.

В Великобритании аналогом российского налога на прибыль выступает корпорационный налог. Доля налогов с компаний составляет около 20 % доходов государственного бюджета. Субъектами корпорационного налога являются компании, некоммерческие ассоциации, строительные кооперативы, общества взаимного страхования, предприятия, находящиеся в собственности государства, компании коммунального хозяйства, корпорации короны и филиалы или представительства компаний-нерезидентов [3, с. 62].

Большим плюсом в налоговом праве Великобритании, видится, наиболее полно раскрытый перечень налогоплательщиков, который включает организации как корпоративные, так и некоммерческие ассоциации. В России такая классификация отсутствует.

Несомненно, большое значение в Великобритании отдается определению территориальной принадлежности корпорации к стране. Компании, созданные в Соединенном Королевстве, всегда являются его резидентами. Иные компании считаются резидентами, если их центральное управление осуществляется в Великобритании. Исключением являются только те корпорации, которые по внешнеэкономическим соглашениям между Великобританией и другой страной уплачивают налоги не в Объединенном Королевстве. Таким образом, пресекается двойное налогообложение [3].

Ставки же по корпорационному налогу дифференцированы и распределяются по принципу величины прибыли. Налог в 30 % платится компаниями, доход которых превышает 1.5 миллиона фунтов. Для компаний с меньшим доходом уровень налога составляет 19 %. А компании, занимающиеся нефтяными разработками, платят дополнительный корпоративный налог в размере 20 %. Важно отметить, что существует необлагаемый минимум, который составляет 10 000 фунтов стерлингов.

Принимая во внимание все вышесказанное, мы видим, что в Великобритании происходит более детализированное и дифференцированное налогообложение прибыли. Необходимо подчеркнуть, что основными отличиями системы налогообложения прибыли в России и Великобритании являются:

1) дифференцированные ставки по налогам с прибыли юридических лиц в Великобритании и твердая ставка в 20 % в России;

2) различный перечень налогоплательщиков и различные взгляды на принципы территориальной принадлежности субъектов налогообложения;

Далее хотелось бы так же рассмотреть налогообложение юридических лиц в стране, столь похожей на страны Евросоюза, но имеющей свои, обособленные, структурные элементы – Япония.

В Японии налог на прибыль организаций называется корпоративным налогом, и формирует наиболее значительный объем поступлений, как в национальный, так и в префектурный и муниципальный бюджеты. Национальная ставка по налогу составляет - 33,06 %, префектурная – 5 % от национальной (1,65 % от прибыли), муниципальная – 12,3 % от национальной (4,06 % от прибыли). Общая ставка составляет около 40 % прибыли компании [4, с. 42]. Корпоративный налог взимается со всех корпораций-резидентов Японии, в которые входят как общества с ограниченной ответственностью, так и акционерные общества. Если корпорация прекращает свою деятельность в результате слияния или роспуска, то подоходному налогообложению подлежит доход от ликвидации. Для корпораций малого бизнеса существует широкая система льгот. Компании с капиталом менее 100 млн. йен и годовым доходом менее 8 млн. йен уплачивают корпорационный налог по ставке 28 % [4, с. 42].

В итоге, сравнивая величину налоговой ставки по налогу на прибыль корпораций в Японии с налоговой ставкой по обложению прибыли юридических лиц в России, можно убедиться, что налоговая нагрузка на японских налогоплательщиков в разы выше. И это не компенсируется низкими ставками на налоги с физических лиц, составляющие более 30 %. Также мы можем увидеть, что в Японии имеет место быть прогрессивное налогообложение, а в России – твердая ставка налога на прибыль.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что направление налоговой политики в сфере налогообложения прибыли юридических лиц в Великобритании и Японии отлично от налоговой политики Российской Федерации. В настоящий момент в России проблема повышения косвенных и прямых налогов является актуальной. Это обусловлено нестабильной экономической ситуацией и проблемами кризисного периода. Но, проведя сравнительный анализ, нельзя не заметить, что прогрессивное налогообложение практикуется уже почти во всем мире, в, то время как в России преобладает пропорциональная система налогообложения. И возможно именно это является причиной неэффективного поступления налоговых доходов в бюджет, что серьезно тормозит нашу налоговую систему и экономику нашей страны в целом.

Читайте также: