Справка 2 ндфл для банкротства

Обновлено: 24.04.2024

Частые причины отказа в признании банкротом связаны с тем, что люди неправильно заполняют документы. Если иск составлен с ошибками, его вернут заявителю. Чтобы исключить вероятность возврата заявления, проверяйте все данные еще до отправки документов о признании банкротства.

Рассмотрим, какие ошибки чаще всего допускают граждане, которые подают заявление на банкротство, и как избежать недопонимания при досудебных и судебных разбирательствах.

Отказ в признании банкротства до начала суда

В иске при подаче заявления о банкротстве требуется указать сведения, которые прописаны в статье 125 АПК РФ. Будущий банкрот обязан написать заявление и приложить необходимые документы. Требуется подробно расписать причину подачи заявления, указать всех кредиторов и сумму долгов. На основании этих данных суд будет выносить окончательное решение о признании гражданина банкротом.

Другие причины, когда отказывают в проведении процедуры банкротства: неполный перечень документов, неоплаченная госпошлина, истекший срок годности справки. Например, выписка из ЕГРН, которая действует в течение 30 суток. И если вы взяли ее заранее и подали документы с уже истекшим сроком действия, дело никто в суде рассматривать не будет.

Пример

Алексей собрал документы для оформления банкротства, указал всех кредиторов и суммы, прикрепил к заявлению. Справка из ЕГРН соответствовала сроку. Но Алексей забыл прикрепить к заявлению о банкротстве сведения о сделках за последние три года. В итоге документы вернули, и заявление не стали рассматривать.

Когда процедура банкротства проходит по стандартной схеме, то есть сумма долга превышает 500 тыс. руб., не разрешается подавать заявление по упрощенной форме. Кроме того, заявитель оплачивает услуги арбитражного управляющего. Но даже если у должника нет денег к началу рассмотрения дела о банкротстве, гражданин вправе попросить об отсрочке платежа.

Какие ошибки допускают во время судебного заседания?

Если удалось подать документы о банкротстве и все сведения приняли, назначается первое заседание. Здесь знакомятся все участники процесса, а суд начинает рассматривать дело о банкротстве.


В обязанности финансового управляющего входит управление счетами банкрота, опись имущества и распределение финансов между кредиторами. Выбирают управляющего сразу после принятия документов на банкротство. Но в заявлении указывается не имя управляющего, а название саморегулируемой организации (СРО), чтобы суд не решил, что управляющий с банкротом заранее сговорились.

На первом заседании суд откажет в продолжении процедуры банкротства, если заявитель не соответствует требованиям. На процедуру банкротства по стандартной схеме могут претендовать граждане, у которых срок просрочки превышает три месяца, а сумма долга перед кредиторами — более 500 тыс. руб.

От будущего банкрота потребуют доказательства о невозможности выполнения обязательств — например, потеря работы или падение дохода. Все это подтверждается документально.

Пример

Долг Сергея перед банками превышает 600 тыс. руб. Срок просрочки по кредитам четыре месяца. Должник работал в туристической компании менеджером, но из-за пандемии и введенных ограничений компания закрылась. Сергей остался без средств к существованию, но когда была работа — набрал потребительские кредиты.

Должник встал на биржу труда и подал заявление о банкротстве, т. к. не было подходящих вакансий. К заявлению Сергей прикрепил документ о том, что он стоит на бирже труда и о том, что потерял работу из-за банкротства компании. Суд принял эти моменты во внимание и разрешил Сергею пройти процедуру банкротства.

Частые ошибки во время банкротства

Во время процедуры банкротства часто возникают ошибки, которые становятся поводом для отказа. Например, суд заподозрил, что заявитель целенаправленно хочет стать банкротом, чтобы не платить деньги кредиторам. Когда финансовый управляющий запросит все сделки с имуществом за последние три года, должник обязан их предоставить. Если во время судебного заседания будет выявлен факт отчуждения имущества за этот период времени родственнику или близкому лицу, а также оформление дарственной, такую сделку признают недействительной.

Некоторые банкроты совершают такие ошибки просто потому, что не знают все тонкости законодательства. Чтобы избежать подобной ошибки, лучше подождать три года, если переоформляли имущество на знакомого и только после этого подавать заявление.

Пример

Семен накопил долги перед банками на сумму 550 тыс. руб. Решил подать заявление на банкротство, но не учел, что два года назад оформил дарственную дочери на двухкомнатную квартиру. В суде этот факт выяснился, поэтому сделку признали недействительной и прекратили процедуру банкротства. Если бы Семен настаивал на продолжении признании банкротства, квартиру заставили бы продать и часть денег отдать в счет погашения долгов.

Когда заемщик целенаправленно пытается скрыть имущество или банковские счета, то это также не позволит продолжить процедуру банкротства. Все счета тщательно проверяются управляющим. И если будут выявлены неучтенные доходы, суд прекратит проведение процедуры банкротства.

В каких ситуациях не стоит подавать на банкротство?

Отказ в признании банкротом предусмотрен для следующих случаев.

У физлица есть непогашенная судимость за экономические преступления.

Не прошло десяти лет, как гражданин оформлял процедуру банкротства.

Гражданин привлекался за неуплату НДФЛ.

Должник незаконно получил заем и факт доказан в суде.

При других обстоятельствах гражданин вправе смело претендовать на банкротство. Количество кредиторов и причины появления долгов не будут играть никакой роли. По закону, если нет денег на выполнение кредитных обязательств, гражданин вправе списать долги через банкротство.

Почему отказывают при упрощенной процедуре банкротства?


Судебные приставы выяснят, нет ли у будущего банкрота нет ценных бумаг, имущества и других вещей, которые разрешается реализовать на торгах в счет погашения задолженности.

Но даже при упрощенной форме будущим банкротам часто отказывают по следующим причинам.

Кредитора нет в заявлении банкрота. Если гражданин случайно или специально не указал одного из кредиторов, которому должен деньги, в процедуре банкротства откажут.

При прохождении банкротства в упрощенной форме, которое длится до шести месяцев, человек получил в наследство имущество. Дело приостановят и обяжут должника рассчитаться с кредиторами. Но если это единственное жилье, трогать его не имеют права.

Банкротство в суде признали преднамеренным. Человек не хочет платить долги кредиторам и скрыл имущество или ценные вещи от приставов.

В ходе судебного разбирательства выяснилось, что сумма долга превышает полмиллиона рублей, а гражданин подал заявление на упрощенное банкротство.

У будущего банкрота нет постоянной регистрации в регионе, куда он подавал заявку через МФЦ.

За последние десять лет уже проводилась процедура банкротства.

Отказали по причине, которой нет выше? Запишитесь на бесплатную онлайн-консультацию.

Какие последствия будут при отказе в банкротстве?

Долги не спишут, если в банкротстве откажет суд. Но если отказали в прохождении банкротства на стадии принятия документов, никаких последствий не будет. Чаще всего это бывает из-за того, что человек ошибся при заполнении анкеты, предоставил неточные сведения или не приложил необходимые документы.

Когда отказывают банкроту из-за того, что он целенаправленно пытался скрыть имущество и таким способом избавиться от долгов, то это грозит следующими последствиями:

за фиктивное банкротство привлекают к уголовной ответственности;

в суде вправе назначить штраф до 500 тыс. руб. или привлечь к общественным работам;

долги не списывают, а обязывают вернуть в течение года иначе привлекут к уголовной ответственности. Поэтому фиктивные банкроты чаще всего рассчитываются с кредиторами, чтобы избежать наказания.

Кратко — когда отказывают в банкротстве?

Заявитель указал неточные данные в анкете. В этом случае не будет никаких санкций и разрешается подать повторную заявку.

Банкрот не проверил сделки с имуществом за последние три года. Никаких штрафов должнику не применят, но обяжут продать имущество, чтобы рассчитаться с кредиторами.

Должник подал заявку на упрощенное банкротство, но выяснилось, что сумма долга превышает 500 тыс. руб. Суд откажет в прохождении банкротства и предложит должнику подать заявление по стандартной схеме.

За последние десять лет должника уже признавали банкротом и списывали долги. Откажут на стадии рассмотрения заявления. Никаких штрафов за это нарушение не предусмотрено.

Должник забыл указать в заявлении всех кредиторов, а на заседании обнаружили другие банки, которых нет в заявке банкрота. Процедуру приостановят и заставят должника заново формировать заявление.

Гражданин пытается оформить фиктивное банкротство, умышленно скрывает доход и имущество. В банкротстве откажут, а должника привлекут к уголовной ответственности и заставят вернуть деньги кредиторам.

Подписывайтесь на наш блог, чтобы получать полезные статьи на почту или в мессенджер.

Документы на банкротство физических лиц 2022

Если вы планируете банкротство, в первую очередь необходимо правильно подготовить документы. В среднем, это занимает около 7-14 дней. Документы нужны для того, чтобы суд имел полное представление о должнике, его материальном положении и долговых обязательствах. О том, какие понадобятся документы для банкротства физических лиц через суд и МФЦ в 2022 году — смотрите далее.

Документы для банкротства через суд

Заявление

Заявление направляется в арбитражный суд вместе с остальными документами. Доверьте оформление заявления юристам: они помогут все правильно заполнить и избежать ошибок.

Документы, содержащие личные сведения

Следующий шаг — подготовка документов, связанных с личностью должника. Они содержат персональные сведения, поэтому рассматриваются судом в первую очередь, чтобы проверить статус гражданина и подтвердить его личность.

Личные документы:

  • паспорт
  • ИНН
  • СНИЛС
  • свидетельство о заключении или расторжении брака, брачный договор (при наличии)
  • свидетельство о рождении ребенка (при наличии)

При подготовке документов нужно обратиться в ПФР или МФЦ и получить информацию по лицевому счету. Она предоставляется в формате справки в течение 10 дней.

В случае если у должника имеется тяжелое заболевание или ему присвоена группа инвалидности, необходимо приложить к заявлению документы, которые это подтверждают (например, заключение врачебной комиссии или медицинскую справку).

Документы, подтверждающие финансовое положение

Чтобы физическое лицо могло признать финансовую несостоятельность и списать долги по закону, потребуется предоставить полную и достоверную информацию о своем материальном положении. Для этого к заявлению прилагаются документы, отражающие финансовое положение дел.

Финансовые документы:

  • опись имущества
  • справка о доходах (2-НДФЛ, о размере пенсии, из центра занятости и так далее)
  • выписки со счетов и вкладов
  • на автомобиль
  • на недвижимое имущество
  • договоры за 3 года, предметом которых выступало имущество (например, земельные участки, автомобили)

Справки о доходах необходимо оформлять у всех работодателей, где должник работал последние 3 года. Если связаться с работодателем не удается либо он фактически уже не существует (например, компания ликвидирована), закажите справку через Госуслуги — они предоставят все нужные сведения.

Выписки по банковским операциям также должны быть получены во всех банках, с которыми за последние 3 года взаимодействовал должник. Это касается любых операций, включая получение кредита в банке, открытие депозита и других.Если гражданин, который инициирует банкротство, является предпринимателем, то подаются декларации 3-НДФЛ и налоговые декларации по деятельности его ИП за последние 3 года. Если он является учредителем юридического лица, то подается выписка из ЕГРЮЛ.

Документы о долговых обязательствах

Важно уделить внимание сбору документов, которые подтверждают наличие у физического лица долговых обязательств и их размер. Это нужно, чтобы суд убедился в наличии оснований для банкротства и принял решение о списании задолженностей.

Документы, позволяющие установить размер задолженности, срок невыполнения обязательств и список кредиторов:

  • кредитные договоры
  • копии исполнительных листов
  • судебные акты
  • претензии от кредиторов о возврате задолженностей
  • расписки, подтверждающие займы у частных лиц
  • другие документы о наличии долговых обязательств (например, по оплате услуг ЖКХ, штрафам ГИБДД, налогам и сборам)

Дополнительные документы

После того как будет составлено заявление и подготовлены документы, не забудьте об оплате государственной пошлины. Квитанция, подтверждающая платеж, прилагается к заявлению. Без неё бумаги не будут приняты к рассмотрению.

Также нужна квитанция, подтверждающая оплату услуг финансового управляющего. Размер вознаграждения составляет 25 000 руб. Сумма вносится на депозитный счет суда.

В случае если бумаги подаются через представителя, то к общему списку прилагается нотариальная доверенность. При отправке заявления по Почте России необходимо получить почтовый чек, подтверждающий факт отправления документов заказным письмом с уведомлением об их вручении каждому из кредиторов.

Алексей Жумаев

Закон о банкротстве физического лица требует приложить к заявлению о банкротстве гражданина ряд документов. Рассказываем, какие документы нужны в суде или в МФЦ для списания долгов.

При невыполнении требований закона о предоставлении документов, заявление о банкротстве физического лица будет оставлено без движения.

В таком случае заявителю предоставляют время на исправление нарушений, и соответственно, срок банкротства затягивается.

Документы для банкротства физического лица — это обязательная часть судебной процедуры. Без документов нет смысла готовить заявление, поскольку необходимо не только указать сумму задолженности, но и приложить письменные доказательства.

Узнайте, подходит вам стандартное или упрощенное банкротство

Какие документы нужны для банкротства физ лица в 2022?

Документы, относящиеся к личности гражданина

Это паспорт и документы о составе семьи. Если гражданин состоит в браке и имеет детей, необходимо предоставить копии свидетельств о заключении брака и рождении детей, а также, если в браке был заключен брачный договор — его копия.

Если гражданин был разведен в 3-летний срок до подачи заявления о банкротстве — предоставить подтверждающий документ, также при наличии — документы о разделе совместно нажитого имущества.

Документы, выданные госорганами для учета поступлений

копия СНИЛС с выпиской по лицевому счету (информация ПФР о получении),

справка о наличии или отсутствии статуса ИП (срок действия такого документа — 5 дней).

Выписку из ЕГРИП на индивидуального предпринимателя скачайте бесплатно на сайте ФНС или закажите через МФЦ.

Документы о финансовом состоянии гражданина

перечень имущества с указанием места нахождения.

Это список собственности по утвержденному образцу. (скачайте бланки в разделе образцы)

копии документов о праве собственности на недвижимость: выписку из ЕГРН можно заказать онлайн на сайте Росреестра, через Госуслуги или в ближайшем МФЦ.

справки о наличии банковских счетов, остатках на них и произведенных операциях — возьмите в банках, можно онлайн,

справки о признании безработным, опекуном, об увольнении, сокращении, инвалидности и т.д.,

сведения об участии в юридических лицах. При наличии акций — выписка из реестра акционеров, при наличии доли — список участников ООО, выписка из ЕГРЮЛ.

Обратите внимание, что имущество супругов и долевое имущество также учитывается в банкротстве. Позвоните юристу , мы подскажем, какая собственность семьи участвует в банкротстве. В случае отсутствия работы — документ, выданный службой занятости о признании гражданина безработным.

Также нужно представить документы о сделках на сумму более 300 000 рублей, совершенных за последние 3 года.

Доказательства задолженности. Это кредитные договоры и документы о займах и кредитах и размере неоплаченного остатка, документы, подтверждающие невозможность погашения долгов.

Гражданин предоставляет список своих кредиторов и должников, место их нахождения (адрес) и сумму задолженности по каждому.

Список кредиторов заполняется на утвержденном бланке.

Брачный договор

Сведения о доходах

Сведения о доходах

ИНН

Кредитный договор ВТБ

Кредитный договор
ВТБ

Справка об уплате налогов

Справка об уплате
налогов

Справка об отсутствии или наличии ИП

Справка об отсутствии
или наличии ИП

Соглашение об уплате алиментов

Соглашение об уплате
алиментов

Свидетельство о заключении брака

Свидетельство о заключении брака

Паспорт гражданина РФ

Паспорт
гражданина РФ

Сведения о состоянии страхового счета в ПФР

Сведения о состоянии
страхового счета в
ПФР

СНИЛС

Согласие супруга на покупку

Согласие супруга
на покупку

Справка о задолженности из банка (Сбербанк)

Справка о
задолженности из
банка (Сбербанк)

Справка о доходах физического лица

Справка о доходах
физического лица

Свидетельство о регистрации права (на квартиру)

Свидетельство о
регистрации права
(на квартиру)

Свидетельство о разводе

Свидетельство
о разводе

Свидетельство о рождении

Свидетельство
о рождении

Трудовая книжка

Выписка по счету из банка

Выписка по счету
из банка

Информация о задолженности из МФО

Информация о
задолженности
из МФО

Когда будут собраны документы, необходимые для банкротства физического лица, можно готовить заявление гражданина о признании несостоятельным.

Полный перечень документов для подачи заявления о банкротстве физического лица

Копия СНИЛС (плюс выписка по счету застрахованного лица с сайта ПФР);

Документы о брачных отношениях: о заключении брака и о расторжении (если развод был в период не более трех лет до процедуры банкротства);

Документы о наличии несовершеннолетних детей;

Документ из налоговой инспекции о статусе индивидуального предпринимателя;

Кредитные и иные документы, содержащие информацию о размере долга. Здесь необходимо указать все суммы, которые вы должны по кредитам, займам, налогам, пенсионным взносам, штрафам и проч., поскольку эти долги будут списаны после процедуры банкротства физлица. Позвоните юристу , мы расскажем, какие документы собирать в вашем случае;

Документы о финансах заемщика за последние три года. Сюда необходимо включить справки 2-НДФЛ, справки о счетах и вкладах, документы, свидетельствующие об иных источниках доходов (например, получение наследства), справка о признании безработным;

Документы об имуществе. При наличии квартиры, дома или земельного участка, машины или других транспортных средств, драгоценностей, ценных бумаг, предоставьте документы: свидетельство о госрегистрации собственности, свидетельство о регистрации транспортного средства, договоры купли-продажи и т.п.

Сведения о нажитом супругами имуществе и его разделе также подтверждаются письменно: соглашением о разделе или судебным актом. Кроме этого, если за предыдущие три года вы совершали какие-либо сделки, сумма которых превышает 300 тыс. рублей, следует предоставить документы и о таких сделках;

Опись имущества гражданина (по форме) с указанием места нахождения или хранения имущества, в том числе имущества, являющегося предметом залога;

Медицинские документы, документы об опекунстве и др., например, подтверждающие сведения об инвалидности или о находящихся на иждивении больных родственниках — если актуально в вашей ситуации;

Справка из банка о наличии счетов, вкладов, депозитов в банке и об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах, по вкладам и депозитам за 3 года до подачи заявления о признании гражданина банкротом;

Списки кредиторов и должников гражданина (по форме) с указанием их наименования или ФИО, суммы задолженности, места нахождения или места жительства;

Квитанция об оплате госпошлины 300 рублей и внесении на депозит суда вознаграждения арбитражного управляющего — 25 000 руб.;

И, конечно, для признания банкротства следует грамотно составить заявление. Как это сделать, читайте здесь.

Список документов, которые вы подаете в суд, указывается в Приложениях к заявлению: укажите все документы по порядку, сотрудники канцелярии при приеме сверяют представленные бумаги со списком приложений.

Образцы документов для банкротства

Чтобы самостоятельно подготовиться к банкротству, скачайте наши бланки и образцы документов для подачи в Арбитражный суд.

Какие документы нужны для внесудебного банкротства

Внесудебное банкротство через МФЦ проходит в упрощенном порядке — без суда и разбирательств. Человек бесплатно списывает долги на сумму от 50 000 до 500 000 рублей, если в отношении него проводилось исполнительное производство, и пристав установил, что имущества и доходов нет, окончил дело по ч.4 п.1. ст. 46 ФЗ №229.

Доказывать это не нужно. Гражданин подает заявление, а МФЦ проверяет информацию об испол. производствах в Службе приставов через систему взаимодействия госорганов.

Что подготовить для банкротства в МФЦ:

Заявление о внесудебном банкротстве. Можно подготовить заранее, а можно прийти в МФЦ и составить вместе с сотрудником. Оно выглядит как обычный бланк в МФЦ, указываются сведения о заявителе: ФИО, ИНН, СНИЛС, адрес, контактные данные, и просьба — признать внесудебное банкротство.

Список кредиторов. Документ, который нужно грамотно и внимательно подготовить для внесудебного банкротства. Какие долги проверять — читайте здесь. Список прикладывается к заявлению о банкротстве в МФЦ, затем МФЦ делает публикацию о начале внесудебного банкротства, где перечисляет кредиторов из этого перечня.

Если вы кого-то забыли, или указали неправильно — долг останется после признания банкротства. Важно точно указать суммы долгов, чтобы списать их полностью. Если у вас несколько кредитов, микрозаймов, и часть долгов продана коллекторам — получите кредитную историю и перепишите сведения оттуда.

Информацию об открытых счетах. Справку можно получить в налоговой, или составить список самостоятельно. МФЦ разошлет этим банкам уведомление о начале внесудебного банкротства, и они не будут взыскивать с вас деньги, снимут аресты со счетов.

Свидетельство о временной регистрации, если вы подаете заявление не по месту постоянной прописки.

Нотариальную доверенность, если документы подает юрист или представитель.

В случае прохождения процедуры признания финансовой несостоятельности гражданину предстоит собрать и подать в арбитражный суд внушительный комплект документов. При отсутствии важных сведений судья может принять решение о приостановке процедуры банкротства, поэтому данному подготовительному этапу уделяется важное значение.

Какие документы требуются для банкротства физлица

Конкретный перечень документов для прохождения банкротства всегда индивидуален и зависит от множества факторов: наличия у должника имущества, доходов, причин формирования проблемной задолженности и пр. Более того, гражданин при первоначальной подаче заявления о своем банкротстве может подать базовый комплект сведений, а затем управляющий и суд вправе запрашивать у него дополнительную документацию. Если гражданин откажется от сотрудничества с судом, тот вправе вынести решение о сохранении за ним задолженности по результатам банкротства.

Документы, которые требуется собрать для прохождения банкротства физлица, можно условно разделить на следующие группы:

  1. Личные документы физлица.
  2. Документы по имеющимся у него долговым обязательствам.
  3. Документы о финансовом состоянии должника.
  4. Документы об имеющемся у него в собственности имуществе.

Среди передаваемых в суд документов можно выделить те, которые должник оформляет самостоятельно, которые должны быть у него на руках, а также справки и выписки, за получением которых предстоит обращаться в уполномоченные организации.

Перечень документов, который прилагается в заявлении на банкротство, прописан в п. 3 ст. 213.4 ФЗ-127. При подготовке некоторых документов нужно придерживаться списка утвержденных унифицированных документов. Формы для подготовки перечня кредиторов и описи имущества утверждены Минэкономразвития РФ.

Личные документы

В перечень личных включаются подтверждающие личность должника документы и те, которые связаны с его семейным положением. В базовый пакет данных, который представляется всеми участниками, входят:

  1. Паспорт.
  2. СНИЛС.
  3. ИНН (если его нет, то предварительно его необходимо оформить в ФНС; процедура оформления занимает 5 дней и не требует внесения дополнительной платы). (если есть).
  4. Справка об отсутствии судимости из МВД.
  5. Справка о наличии или отсутствии статуса ИП из ФНС.
  6. Решение о признании лица безработным, выданная службой занятости.

В комплект данных по семейному положению должника входит:

  1. Свидетельство о заключении брака.
  2. Аналогичный документ о его расторжении (если есть, в случае расторжения брака в последние три года перед подачей заявления о банкротстве).
  3. Свидетельства о рождении детей. (если в нем содержатся сведения о правах собственности на имущество, отличном от Семейного кодекса: по умолчанию имущество, приобретенное супругами в период брака, относится к совместно нажитому и подлежит разделу в равных долях).
  4. Соглашение о разделе имущества после развода или судебное решение по данному вопросу (если оно было подписано в течение последних трех лет).

Для получения сведений об отсутствии предпринимательского статуса необходимо запросить выписку в ФНС. Это можно сделать как при личном обращении в ФНС, так и на сайте. В последнем случае нужно скачать выписку из ЕГРИП, распечатать ее и заверить. Стоит учесть, что это документ действует только 5 дней. Поэтому запрашивать его нужно непосредственно перед банкротством.

Выписка, которая получена через интернет, будет иметь равную юридическую силу с бумажной версией документа и должна быть подписана ЭЦП.

Кредитные документы и документы о задолженности

Размер задолженности физлица должен иметь документальное подтверждение. В качестве таких фактов для суда могут выступать:

  1. Кредитный договор. .
  2. Долговые расписки в пользу физлиц.
  3. Налоговые требования об уплате задолженности или требования из ПФР.
  4. Штрафы в ГИБДД.

Нужно учесть, что в суд предоставляются сведения обо всех долгах независимо от суммы.

Обычно кредитные договоры с банками находятся на руках у должника, но если они отсутствуют, то он вправе обратиться в банк с просьбой о выдаче ему копии. Условия предоставления копий договоров в разных финансовых учреждениях отличаются. В некоторых банках они могут выдаваться на платной основе.

Документы, которые подтверждают наличие долгов и основание их возникновения, также могут включать:

  1. Графики платежей из банка.
  2. Полученные претензии от финансовых учреждений.
  3. Исковые требования от кредиторов.
  4. Закладные и договоры залога.

В отношении всех кредиторов нужно составить их перечень (реестр). Он должен включать в себя следующие сведения:

  1. Официальное наименование кредитора с указанием формы собственности или ФИО для физических лиц.
  2. Сумма долга перед кредиторами.
  3. Контактные данные и адреса.

Отдельно прописываются кредиторы по долгам, которые сформировались в период ведения предпринимательской деятельности. Список кредиторов можно скачать по следующей ссылке.

Помимо кредиторов, в указанный список нужно включить и дебиторов физлица, если такие имеются. Это те, кто должен банкроту определенную сумму. Список кредиторов передается по установленной форме по Приложению №1 к Приказу Минэкономразвития от 5 августа 2015 года №530.

В задачи должника входит отправка всем кредиторам копии своего заявления о банкротстве. Факт отправки заказных писем также нужно подтвердить, приложив почтовые квитанции об отправке.

В случае банкротства гражданина, который ранее имел статус предпринимателя, его кредиторы уведомляются не по почте, а путем публикации сведений в Едином федеральном реестре сведений о деятельности юрлиц за 15 дней до подачи заявления о банкротстве.

Документы о финансовом состоянии физлица

Документы в отношении финансового состояния можно разделить на следующие группы:

  1. Документы по ежемесячным доходам (пенсии, зарплате, арендной плате и пр.).
  2. Документы по имуществу.
  3. Документы по заключенным сделкам с имуществом за последние три года.
  4. Документы по денежным накоплениям.

Физлицо должно описать все принадлежащее ему имущество: недвижимое (квартиры, дачи, жилые дома, земельные участки, гараж и пр.), движимое, сведения об акциях и других ценных бумагах, сведения об участии в юридических лицах, информацию о ценном имуществе. Сюда включаются сведения о заложенной движимой и недвижимой собственности лица.

Опись имущества гражданина подается по утвержденной форме по Приказу Минэкономразвития №2 №530 от 2015 года.

В отношении принадлежащего физлицу имущества нужно подготовить:

  1. Документы, которые подтверждают права собственности на него (например, выписка из ЕГРП в отношении недвижимости).
  2. Документы, которые устанавливают права собственности на имущество (это могут быть дарственная, свидетельство о наследстве, договор приватизации, договор купли-продажи).

Гражданин должен предоставить сведения как об имуществе в собственности на российской территории, так и за ее пределами.

В качестве документов, которые подтверждают права собственности гражданина на имущество, в зависимости от его вида выделяют:

  1. ПТС.
  2. Свидетельство о госрегистрации авто.
  3. Выписка из реестра акционеров.
  4. Выписка из реестра участников юрлица.

Если гражданин участвует в юрлице, то ему необходимо запросить в ФНС выписку из ЕГРЮЛ. Она вместе с выпиской из ЕГРИП будет готова в течение 5 дней.

Стоит отметить, что, даже если должник не приложит указанные документы к заявлению или решит умолчать о каком-либо имуществе, то управляющий все равно проверит всю предоставленную суду информацию. Так, в его компетенцию входит подача запросов в официальные инстанции относительно имущества, которое принадлежит должнику, или в отношении которого тот заключал сделки. Если в результате проверки управляющий обнаружит факт сокрытия имущества, то должника могут обвинить в фиктивном банкротстве.

В отношении сделок, подписанных за последние три года, нужно приложить документы о договорах, в рамках которых предполагалось отчуждение недвижимости на сумму более 300 тыс. р. Речь идет о продаже или безвозмездной передаче недвижимости, ценных бумаг, движимого имущества, долей в уставном капитале и пр. В качестве таких документов может выступать договор купли-продажи, дарственная, акт приема-передачи.

Все эти сделки будут проверяться управляющим на предмет причинения имущественного вреда кредиторам. Если по результатам проверки управляющий придет к выводу о том, что сделка была подписана на нерыночных условиях (по заниженной стоимости), с заинтересованными лицами (родственниками физлица) или привела к преимущественному удовлетворению интересов определенного кредитора, то управляющий вправе ее оспорить.

В отношении текущего финансового состояния физлица ему следует предоставить:

  1. Справку о доходах (2-НДФЛ) при наличии официального места работы за последние 3 года.
  2. Налоговые декларации 3-НДФЛ.
  3. Справка из ПФР о размере пенсии.
  4. Выписка из банковского счета, со счета электронных денег, договор банковского вклада (предоставляются бесплатно в финансовом учреждении по запросу должника).
  5. Сведения о состоянии индивидуального лицевого счета.
  6. Иные документ по доходам гражданина за последние 3 года.

Данные документы нужны по двум причинам:

  1. Для принятия судом решения о введении в отношении должника определенной процедуры банкротства: реализации или реструктуризации.
  2. Для определения размера конкурсной массы.

Сведения о состоянии ИЛС гражданина в бумажном варианте можно получить:

Нужно учесть, что подготовка выписки занимает до 10 дней. Электронная версия указанной выписки содержится на портале государственных услуг.

Прочие

В числе прочих от должника потребуют документы, которые подтверждают, что его банкротство вызвано уважительными обстоятельствами. Такие документы могут подтвердить отсутствие признаков фиктивного или преднамеренного банкротства. В качестве таких причин и документов могут выступать:

  • получение статуса многодетной семьи подтверждает - удостоверение многодетной семьи;
  • тяжелое заболевание или инвалидность, подтвержденные медицинскими документами – медицинское заключение, справка;
  • увольнение из-за ликвидации или массового сокращения штата – копия трудовой книжки;
  • утрата кормильца – свидетельство о смерти;
  • прочее.

Также физлицу до подачи заявления в суд нужно оплатить госпошлину в размере 300 р. и внести на депозит суда сумму в 25 000 р. для выплаты вознаграждения управляющему. Платежные документы об их оплате также входят в базовый пакет сведений. При невозможности внесения указанной суммы на депозит в суд передается соответствующее ходатайство.

В зависимости от специфики ситуации должнику предстоит оформить:

  1. Ходатайство о возврате денег с депозита.
  2. Об исключении денег из конкурсной массы.
  3. О введении определенной процедуры банкротства.

Читайте также: