Способы уклонения от уплаты налогов и противодействия им

Обновлено: 28.06.2024

Диспозиция ст. 199 УК РФ допускает привлечение лица к уголовной ответственности в случае совершения им уклонения от уплаты налогов, сборов, страховых взносов при совершении деяния двумя способами:

1 – путем непредставления налоговой декларации (расчета) или иных обязательных для представления документов;

2 – путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений.

Как показывает жизнь, существующие механизмы уклонения от уплаты налогов налогоплательщиками-организациями, чрезвычайно многообразны. Однако привлечь к уголовной ответственности лиц, ответственных за неуплату налогов организацией, которая не уклонилась или уклонилась от выполнения налоговых обязанностей способами, не указанными в ст.199 УК РФ, не основано на законе. С 2004 года сам по себе способ уклонения от уплаты налогов является юридически значимым для квалификации деяния, поскольку диспозиция статьи 199 УК РФ, содержат исчерпывающий перечень способов совершения налоговых преступлений.

Следовательно, в уголовном законодательстве не криминализировано отсутствие сокрытия от налогового органа достоверной информации о величине налоговой обязанности или использование иного способа уклонения, не предусмотренного в диспозиции ст.199 УК РФ, вследствие чего подобные действия не должны являться уголовно наказуемыми деяниями.

Следуя толкованию, данному ВС РФ, можно прийти к выводу о том, что, если при подаче первоначальной декларации уже имело место уклонение, как часть состава преступления, то последующее представление уточненной налоговой декларации, когда по факту недостоверное информирование налогового органа было устранено, ни при каких условиях не освобождает лицо от уголовной ответственности.

Таким образом, по сути, данное Верховным Судом РФ толкование диспозиции ст.199 УК РФ, является расширительным, когда любая неуплата налога (не поступление налога в бюджет) в установленный срок любыми способами признается преступлением (при наличии соответствующего материального состава) что, безусловно, размывает грань между преступлением и налоговым правонарушением. При подаче уточненной декларации с достоверной информацией о налогах действия лица становятся правомерными с точки зрения НК РФ, но остаются противоправными с точки зрения УК РФ, что противоречит буквальному содержанию ст.199 УК РФ.

Из Приговора по Делу №1-91/2018 от 03.05.2018г. следует, что уголовное дело в отношении гражданина Ш., было возбуждено по факту уклонения организации, в которой он являлся исполнительным директором, от уплаты налогов в крупном размере путем включения в первоначально представленные налоговые декларации заведомо ложных сведений. Факт представления им уточненных налоговых деклараций, в которых сумма налогов была исчислена правильно, на решение суда не повлиял – он был привлечен к уголовной ответственности по ст.199 УК РФ с возложением на него обязанности в полном объеме возместить ущерб в виде неуплаченного в бюджет Российской Федерации налога на добавленную стоимость (НДС) за организацию, которая до привлечения его к ответственности была ликвидирована (дополнительной особенностью данного дела являлось то, что гражданин Ш. не являлся директором организации, но был привлечен к возмещению ущерба в полном объеме).

Из Приговора по Делу №1-91/2018 от 03.05.2018г. следует, что в качестве доказательной базы использовались, в том числе материалы налоговой проверки, но налоговым органом были нарушены сроки направления материалов в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. После выездной налоговой проверки организации за 2010-2012 годы налоговый орган вообще не передавал информацию в следственные органы, а уголовное дело возбуждено только в 2015 году, то есть спустя более 4-х лет от начала проверяемого налогового периода.

На нарушение налоговым органом обязанности было указано в обращении гражданина Ш. в Конституционный Суд РФ.

По истечении срока в отсутствии необходимой доказательственной базы никто не сможет доказать свою невиновность в состязательном процессе, когда вменяемое ему правонарушение по времени будет значительно отстоять от факта его совершения и обнаружения.

Например, из Приговора по Делу №1-91/2018 от 03.05.2018г. следует, что в уголовном процессе исследовались только книги-покупок, но не исследовались письменные доказательства как счета-фактуры - первичные документы, на основании которых книги-покупок составляются и которые необходимы для того, чтобы установить налогооблагаемую базу при исчислении НДС. Отсутствие документов, возможно, произошло по причине того, что истекли сроки их хранения, и они были уничтожены, что могло повлиять на представление доказательств со стороны защиты, и, как следствие, на приговор суда.

Вывод: высказанная позиция о том, что в случае, если в уголовном деле в качестве доказательной базой используются материалы налоговой проверки, то само уголовное дело должно быть возбуждено следственными органами в установленные законодательством сроки после получения материалов от налоговых органов в соответствии с п.3 ст.32 НК РФ, а не произвольно во времени, представляется более правильной, чем существующая в судебной практике.

Данный вывод следует не только из того, что налоговое законодательство не предусматривает продление срока направления налоговым органом в следственные органы материалов для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, но и тем, что законодательное ограничение по срокам возбуждения уголовного преследования в отношении лица, предусмотренное нормами НК РФ и УПК РФ, гарантирует соблюдение конституционных прав граждан и обеспечивает рациональную организацию деятельности правоприменителей в лице налоговых, следственных и судебных органов.

Среди основ уклонения от уплаты налогов можно выделить следующее:

1. Никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом.

2. Никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения.

3. Предусмотренная настоящим Кодексом ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации.

4. Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.

5. Привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пени. Привлечение налогового агента к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности перечислить причитающиеся суммы налога и пени.

Правовая норма об ответственности за нарушение налогового законодательства должна четко указывать признаки наказуемого деяния, внешнего проявления противоправного поведения. Иными словами, должна быть установлена объективная сторона правонарушения. Это обязательное условие, с одной стороны ограничивающее административное усмотрение при наложении взысканий, с другой – исключающее лазейки для избежания ответственности.

Например, ст. 120 НК РФ устанавливает ответственность за грубое нарушение организацией правил учета доходов, расходов, объектов налогообложения. Без четкого определения, в чем же конкретно состоит грубое нарушение правил учета, применение указанной статьи привело бы к произвольному расширению числа наказуемых поступков. Поэтому законодатель определил, что под грубым нарушением правил учета для целей указанной статьи НК РФ понимается отсутствие первичных документов, счетов-фактур, регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

17. Гэри Горман. Путь от А до Б без уплаты налогов

17. Гэри Горман. Путь от А до Б без уплаты налогов Налоги составляют самую большую статью наших расходов. Сегодня каждый человек выплачивает в среднем более 50 процентов от своих доходов в виде явных и скрытых налогов. Одно из преимуществ вложения денег

Этапы оценки правильности уплаты налогов в бюджет

Этапы оценки правильности уплаты налогов в бюджет Цель анализа доходов и расходов:проверка законности и обоснованности операций по счетам доходов и расходовпроверка полноты и своевременности зачисления сумм на счета доходов и расходовправильности объявления банком

35. Понятие срока уплаты налогов (сборов) и порядок их установления. Изменение срока уплаты налогов и сборов

35. Понятие срока уплаты налогов (сборов) и порядок их установления. Изменение срока уплаты налогов и сборов Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в

11.2. АУДИТ РАСЧЕТОВ И УПЛАТЫ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ

11.2. АУДИТ РАСЧЕТОВ И УПЛАТЫ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ Поскольку налогооблагаемая база для косвенных налогов (акцизов и НДС) связана с оценкой реализации продукции, то при аудите косвенных налогов проверяющий опирается на данные проверки учета реализации продукции.Особое

Расчет и порядок уплаты налогов

Расчет и порядок уплаты налогов Налог удерживается с физического лица юридическими лицами, выплачивающими данному физическому лицу доход. Эти юридические лица являются налоговыми агентами по удержанию подоходного налога с физических лиц и несут ответственность перед

7. Сборщик налогов и (или) сборов и лица, контролирующие правильность исчисления и полноту уплаты налогов. Общие положения

28. Сроки уплаты налогов и сборов

28. Сроки уплаты налогов и сборов Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору ст. 57 НК.Они определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено,

31. Порядок уплаты налогов и сборов

31. Порядок уплаты налогов и сборов Порядок уплаты налогов и сборов определен ст. 58 НК.Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК РФ и другими актами законодательства.Уплата производится в наличной или

3.6 Порядок уплаты и расчет налогов в период ликвидации предприятия

3.6 Порядок уплаты и расчет налогов в период ликвидации предприятия Порядок сдачи деклараций. Один из пробелов Налогового кодекса РФ – отсутствие информации об отчетности во время ликвидации или реорганизации фирмы. Поэтому перед бухгалтером в таком случае встает

3. Изменения, внесенные в налоговый кодекс рф, в части уплаты налогов и сборов

3. Изменения, внесенные в налоговый кодекс рф, в части уплаты налогов и сборов Положения Главы 8 НК РФ, посвященные исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, претерпели значительные изменения. Нужно отметить, что изменения затронули те положения, которые часто

6. Порядок уплаты отдельных налогов

6. Порядок уплаты отдельных налогов Первым отчетным (налоговым) периодом для вновь созданной организации является период с даты ее государственной регистрации по 31 декабря текущего года в соответствии с п. 2 ст. 55 НК РФ. Причем для организаций, созданных в период с 1

5.1. Налоговый период, ставки налогов и порядок уплаты по УСН

5.1. Налоговый период, ставки налогов и порядок уплаты по УСН В соответствии со ст. 346.19 НК РФ налоговым периодом по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, признается календарный год, а отчетными периодами – первый квартал,

104. Экономическое понятие налогов и сборов, виды налогов

104. Экономическое понятие налогов и сборов, виды налогов Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или

8.5. Система мер противодействия уклонению от уплаты налогов

8.5. Система мер противодействия уклонению от уплаты налогов Тактические задачи государственного налогового менеджмента должны предупреждать негативные тенденции развития скрытого сектора в той или иной отрасли экономики; стратегические – снижение доли скрытого

3.1. Понятие уклонения и обхода налогов

3.1. Понятие уклонения и обхода налогов Мировая и российская налоговая теория и практика достаточно четко выработала причины, которые побуждают налогоплательщиков к снижению своих налоговых обязательств.Среди них выделяются нравственно-психологические причины,


В статье рассмотрены вопросы предупреждения налоговых преступлений в современной уголовной политике государства, а также рассмотрены общесоциальный и специальный уровни предупреждения налоговых преступлений. Проделан анализ ряда конкретных специальных мер по предупреждению преступлений в налоговой сфере.

Ключевые слова: налоговые преступления, предупреждение налоговых преступлений, общесоциальные меры предупреждения налоговых преступлений, специальные меры предупреждения налоговых преступлений, предупреждение преступлений.

Сложившаяся ситуация в 2020 году, а именно распространение коронавируса COVID-19, стала тяжелым потрясением для бизнеса, государства и общества в целом. На протяжение года государство старалось поддерживать предпринимателей, также, Президентом РФ был подписан Федеральный закон от 8 июня 2020 г. № 172-ФЗ [1], который вносит ряд поправок в налоговое законодательство в поддержку бизнеса, пострадавшего от распространения кронавирусной инфекции. И даже в такой сложный период далеко не все бизнесмены верно трактуют политическую деятельность государства в налоговой сфере, а наоборот воспользовавшись образовавшийся ситуацией дальше продолжают вести свою предпринимательскую деятельность, заведомо, нарушая налоговое законодательство Российской Федерации. В данных обстановках, когда налогоплательщики преднамеренно не соблюдают налоговое законодательство, необходимо обеспечить надежную и эффективную защиту интересов страны и населения, а также сосредоточить действия в предотвращение налоговых преступлений.

Предупреждение преступлений предполагает комплекс разных предупреждающих мер, ориентированных на воздействие всего того, что воспроизводит данное социально отрицательное явление, устанавливает его негативные тенденции, а также качественные и количественные свойства [2, с. 34].

Налоговые нарушения в основном обнаруживаются у каждого четвертого налогоплательщика, который подвергся налоговой проверки и согласно разным статистическим сведениям в бюджет государства каждый год не поступает от 30 % вплоть до 50 % налоговых платежей.

Уклонение от уплаты налогов приводит к различным негативным последствиям, к таким как подрыв стабильной бюджетной государственной политики, ограничение финансирования социально-экономических проектов, нарушение принципа социальной справедливости, перенос добавочного налогового бремя на налогоплательщиков, исправно выполняющих свои налоговые обязательства, что приводит к социальной напряженности и политической нестабильности в стране.

Нравственно-психологическое состояние налогоплательщика считается одной из причин преступлений в налоговой сфере, выражающиеся в отрицательном отношении к действующей в данный период государственной системе налогообложения. Опираясь на этот фактор, повышение уровня налоговой культуры общества обязано являться направлением деятельности государства по предупреждению налоговой преступности. Данное направление подразумевает необходимость обширного информирования общества о налоговом законодательстве Российской Федерации и его применения, а также об ответственности за его несоблюдение.

Правовое воспитание налогоплательщиков представляется существенной и всеобъемлющей задачей государства, которому следует осуществлять просветительские мероприятия с налогоплательщиками, формирующие налоговую культуру и дисциплину у населения. Принято считать, то что невозможно воспитать честного и добросовестного налогоплательщика, в случае, если никак не продемонстрировать примеры правильного применения налогового законодательства.

Важное место отводится налоговому консультированию, а также в соответствии с п. 4 ст. 32 Налогового Кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения [3].

Предупреждение преступлений в налоговой области кроме того достигается и интенсивными разъяснительно-профилактическими методами с поддержкой средств массовой информации, и совершенствованием связей с общественностью.

Существенная роль в воспитании и повышении уровня налоговой культуры у населения отдается телевидению и интернет-сервисам. На средства массовой информации возлагаются прямые обязанности по воспитанию и обучению законопослушных налогоплательщиков, профилактики преступлений и правонарушений в налоговой сфере, но кроме того обязанность по формированию у населения отрицательного отношения к незаконопослушным и недобросовестным налогоплательщикам. Отличные итоги по влиянию на налогоплательщиков демонстрируют телепередачи, а также видео и прямые эфиры в интернет-сервисах по борьбе с налоговыми преступлениями с участием специалистов по налоговому праву.

В соответствии с этим, к мерам и уровням по предупреждению налоговых преступлений в духово-нравственной сфере следует отнести формирование правосознания у общества и разработку единой государственной идеологии, направленную на разрешение налоговых задач.

В отличие от общесоциальных, специальные уровни предупреждения налоговых преступлений исполняются с использованием социальных отношений для ликвидации негативных последствий, которые могут спровоцировать совершение преступлений в налоговой области.

Следует сосредоточить внимание на развитие средств по упреждению возникновения криминогенных явлений и процессов в налоговой области, а кроме того, на улучшение технологий сбора и обработки данных о налогоплательщиках и их предпринимательской деятельности.

Для повышения эффективности совместной работы органов внутренних дел и налоговых органов рекомендуется инициировать привлечение сотрудников органов внутренних дел для участия в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках в следующих случаях:

1) при обнаружении обстоятельств, свидетельствующих о необоснованном возмещении налога на добавленную стоимость, акциза (зачета или возврата иного налога) или признаков необоснованного предъявления налога на добавленную стоимость, акциза к возмещению;

2) при выявлении схем уклонения от уплаты налогов, подпадающих под признаки совершения преступлений, предусмотренных статьями 198–199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, в том числе:

3) при обнаружении признаков неправомерных действий при банкротстве, преднамеренного и фиктивного банкротства налогоплательщика [6].

Стоит отметить, что ведущее место среди субъектов предупреждения налоговых преступлений отводится следственным органам Следственного комитета Российской Федерации, на которые возложен ряд задач, например, таких как:

– учет и обобщение методов, способов и средств совершения преступлений в налоговой в сфере;

– улучшение ключевых направлений политической деятельности государства по предупреждению налоговых преступлений;

– разработка целевых государственных программ по предупреждению налоговых преступлений по отраслям экономики;

– формирование четкой и организованной коллективной работы правоохранительных органов и налоговых органов по противодействию налоговым преступлениям;

– подготовка обучения и постоянное повышение квалификации специалистов в области предупреждения налоговых преступлений.

Следует согласиться, что организация обучений, подготовка и совершенствование знаний и способностей сотрудников правоохранительных органов обязаны стать одним из направлений предупреждения налоговых преступлений.

Еще одним направлением специального уровня предупреждения налоговых преступлений является деятельность судов. Суды помогают избежать нарушений налогового законодательства путем назначения справедливого наказания, разъяснения противоречивого законодательства, выяснения конституционно-правового смысла отдельных норм законодательства.

Можно прийти к выводу, что суд приходится одним из важных субъектов в системе предупреждения налоговых преступлений.

Таким образом, в данной статье рассмотрены общесоциальные и специальные уровни предупреждения налоговых преступлений.

Основные термины (генерируются автоматически): налоговое законодательство, преступление, налоговая сфера, предупреждение преступлений, Российская Федерация, налоговая область, налогоплательщик, орган, специальный уровень предупреждения, уплата налогов.

Ключевые слова

налоговые преступления, предупреждение налоговых преступлений, общесоциальные меры предупреждения налоговых преступлений, специальные меры предупреждения налоговых преступлений, предупреждение преступлений

налоговые преступления, предупреждение налоговых преступлений, общесоциальные меры предупреждения налоговых преступлений, специальные меры предупреждения налоговых преступлений, предупреждение преступлений


В статье рассмотрены вопросы предупреждения налоговых преступлений в современной уголовной политике государства, а также рассмотрены общесоциальный и специальный уровни предупреждения налоговых преступлений. Проделан анализ ряда конкретных специальных мер по предупреждению преступлений в налоговой сфере.

Ключевые слова: налоговые преступления, предупреждение налоговых преступлений, общесоциальные меры предупреждения налоговых преступлений, специальные меры предупреждения налоговых преступлений, предупреждение преступлений.

Сложившаяся ситуация в 2020 году, а именно распространение коронавируса COVID-19, стала тяжелым потрясением для бизнеса, государства и общества в целом. На протяжение года государство старалось поддерживать предпринимателей, также, Президентом РФ был подписан Федеральный закон от 8 июня 2020 г. № 172-ФЗ [1], который вносит ряд поправок в налоговое законодательство в поддержку бизнеса, пострадавшего от распространения кронавирусной инфекции. И даже в такой сложный период далеко не все бизнесмены верно трактуют политическую деятельность государства в налоговой сфере, а наоборот воспользовавшись образовавшийся ситуацией дальше продолжают вести свою предпринимательскую деятельность, заведомо, нарушая налоговое законодательство Российской Федерации. В данных обстановках, когда налогоплательщики преднамеренно не соблюдают налоговое законодательство, необходимо обеспечить надежную и эффективную защиту интересов страны и населения, а также сосредоточить действия в предотвращение налоговых преступлений.

Предупреждение преступлений предполагает комплекс разных предупреждающих мер, ориентированных на воздействие всего того, что воспроизводит данное социально отрицательное явление, устанавливает его негативные тенденции, а также качественные и количественные свойства [2, с. 34].

Налоговые нарушения в основном обнаруживаются у каждого четвертого налогоплательщика, который подвергся налоговой проверки и согласно разным статистическим сведениям в бюджет государства каждый год не поступает от 30 % вплоть до 50 % налоговых платежей.

Уклонение от уплаты налогов приводит к различным негативным последствиям, к таким как подрыв стабильной бюджетной государственной политики, ограничение финансирования социально-экономических проектов, нарушение принципа социальной справедливости, перенос добавочного налогового бремя на налогоплательщиков, исправно выполняющих свои налоговые обязательства, что приводит к социальной напряженности и политической нестабильности в стране.

Нравственно-психологическое состояние налогоплательщика считается одной из причин преступлений в налоговой сфере, выражающиеся в отрицательном отношении к действующей в данный период государственной системе налогообложения. Опираясь на этот фактор, повышение уровня налоговой культуры общества обязано являться направлением деятельности государства по предупреждению налоговой преступности. Данное направление подразумевает необходимость обширного информирования общества о налоговом законодательстве Российской Федерации и его применения, а также об ответственности за его несоблюдение.

Правовое воспитание налогоплательщиков представляется существенной и всеобъемлющей задачей государства, которому следует осуществлять просветительские мероприятия с налогоплательщиками, формирующие налоговую культуру и дисциплину у населения. Принято считать, то что невозможно воспитать честного и добросовестного налогоплательщика, в случае, если никак не продемонстрировать примеры правильного применения налогового законодательства.

Важное место отводится налоговому консультированию, а также в соответствии с п. 4 ст. 32 Налогового Кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения [3].

Предупреждение преступлений в налоговой области кроме того достигается и интенсивными разъяснительно-профилактическими методами с поддержкой средств массовой информации, и совершенствованием связей с общественностью.

Существенная роль в воспитании и повышении уровня налоговой культуры у населения отдается телевидению и интернет-сервисам. На средства массовой информации возлагаются прямые обязанности по воспитанию и обучению законопослушных налогоплательщиков, профилактики преступлений и правонарушений в налоговой сфере, но кроме того обязанность по формированию у населения отрицательного отношения к незаконопослушным и недобросовестным налогоплательщикам. Отличные итоги по влиянию на налогоплательщиков демонстрируют телепередачи, а также видео и прямые эфиры в интернет-сервисах по борьбе с налоговыми преступлениями с участием специалистов по налоговому праву.

В соответствии с этим, к мерам и уровням по предупреждению налоговых преступлений в духово-нравственной сфере следует отнести формирование правосознания у общества и разработку единой государственной идеологии, направленную на разрешение налоговых задач.

В отличие от общесоциальных, специальные уровни предупреждения налоговых преступлений исполняются с использованием социальных отношений для ликвидации негативных последствий, которые могут спровоцировать совершение преступлений в налоговой области.

Следует сосредоточить внимание на развитие средств по упреждению возникновения криминогенных явлений и процессов в налоговой области, а кроме того, на улучшение технологий сбора и обработки данных о налогоплательщиках и их предпринимательской деятельности.

Для повышения эффективности совместной работы органов внутренних дел и налоговых органов рекомендуется инициировать привлечение сотрудников органов внутренних дел для участия в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках в следующих случаях:

1) при обнаружении обстоятельств, свидетельствующих о необоснованном возмещении налога на добавленную стоимость, акциза (зачета или возврата иного налога) или признаков необоснованного предъявления налога на добавленную стоимость, акциза к возмещению;

2) при выявлении схем уклонения от уплаты налогов, подпадающих под признаки совершения преступлений, предусмотренных статьями 198–199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, в том числе:

3) при обнаружении признаков неправомерных действий при банкротстве, преднамеренного и фиктивного банкротства налогоплательщика [6].

Стоит отметить, что ведущее место среди субъектов предупреждения налоговых преступлений отводится следственным органам Следственного комитета Российской Федерации, на которые возложен ряд задач, например, таких как:

– учет и обобщение методов, способов и средств совершения преступлений в налоговой в сфере;

– улучшение ключевых направлений политической деятельности государства по предупреждению налоговых преступлений;

– разработка целевых государственных программ по предупреждению налоговых преступлений по отраслям экономики;

– формирование четкой и организованной коллективной работы правоохранительных органов и налоговых органов по противодействию налоговым преступлениям;

– подготовка обучения и постоянное повышение квалификации специалистов в области предупреждения налоговых преступлений.

Следует согласиться, что организация обучений, подготовка и совершенствование знаний и способностей сотрудников правоохранительных органов обязаны стать одним из направлений предупреждения налоговых преступлений.

Еще одним направлением специального уровня предупреждения налоговых преступлений является деятельность судов. Суды помогают избежать нарушений налогового законодательства путем назначения справедливого наказания, разъяснения противоречивого законодательства, выяснения конституционно-правового смысла отдельных норм законодательства.

Можно прийти к выводу, что суд приходится одним из важных субъектов в системе предупреждения налоговых преступлений.

Таким образом, в данной статье рассмотрены общесоциальные и специальные уровни предупреждения налоговых преступлений.

Основные термины (генерируются автоматически): налоговое законодательство, преступление, налоговая сфера, предупреждение преступлений, Российская Федерация, налоговая область, налогоплательщик, орган, специальный уровень предупреждения, уплата налогов.

Ключевые слова

налоговые преступления, предупреждение налоговых преступлений, общесоциальные меры предупреждения налоговых преступлений, специальные меры предупреждения налоговых преступлений, предупреждение преступлений

налоговые преступления, предупреждение налоговых преступлений, общесоциальные меры предупреждения налоговых преступлений, специальные меры предупреждения налоговых преступлений, предупреждение преступлений

Читайте также: