Специальность бухгалтерский и налоговый учет

Обновлено: 19.04.2024

Какие организации обязаны применять профстандарт

Применению профессиональных стандартов посвящена статья 195.3 Трудового кодекса РФ. В ней говорится, что если закон или другой нормативный правовой акт устанавливает какие-либо требования к квалификации работника, то работодатель обязан использовать профстандарт в части данных требований.

Если не применять профстандарт в ситуации, когда этого требует закон или иные нормативные правовые акты (НПА), нарушители (организация и ее руководитель) могут быть привлечены к ответственности на основании статьи 5.27 КоАП РФ. Для организации штраф составляет от 30 тыс. до 50 тыс. рублей, а при повторном нарушении — от 50 тыс. до 70 тыс. рублей. Санкции для руководителя такие: штраф от 1 тыс. до 5 тыс. рублей, а при повторном нарушении — штраф от 10 тыс. до 20 тыс. рублей или дисквалификация на срок от года до трех лет.

Что грозит бухгалтеру, который не соответствует профстандарту

Можно ли нанять главбуха, который не отвечает стандарту

Если работодатель применяет профстандарт добровольно, то он может (но не обязан) отказать в приеме на работу кандидату, не прошедшему независимую оценку квалификации. Обратите внимание: работодателям не возбраняется устанавливать для кандидатов требования, которые являются более высокими по сравнению с требованиями профессионального стандарта.

Должности и трудовые функции

Расширен и список обобщенных трудовых функций. В него добавлено составление и представление финансовой отчетности экономического субъекта, имеющего обособленные подразделения; составление и представление консолидированной отчетности; оказание экономическим субъектам услуг по ведению бухгалтерского учета, включая составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Кроме того, для всех обобщенных трудовых функций названы необходимые навыки и знания. В частности, бухгалтеры (в том числе I и II категории) должны уметь составлять первичные документы в электронном виде, пользоваться справочно-правовыми системам, знать законодательство РФ об архивном деле и проч.

Необходимый опыт и образование

Новый профстандарт устанавливает требования к образованию и опыту работы бухгалтеров, которые занимают те или иные должности. Примечательно, что одна и та же должность может предполагать разные уровень образования и опыт работы в зависимости от того, какая обобщенная трудовая функция выполняется. В качестве примера приведем главбуха. Если он составляет отчетность организации, не имеющей обособленных подразделений, то он может иметь среднее профессиональное образование, а опыт руководящей работы при этом не обязателен. Если же главбух составляет отчетность компании с обособленными подразделениями, то он должен иметь высшее образование и опыт работы руководителем (см. таблицу ниже; по клику откроется картинка большего размера).


Важная деталь: для всех без исключения должностей и трудовых функций введено следующее правило. Если у работника есть образование необходимого уровня, но оно не является профильным (то есть не является бухгалтерским), то плюс к нему нужно пройти программу профпереподготовки. При этом для главбухов, начальников отделов бухучета и начальников отделов консолидированной отчетности таким допобразованием являются программы повышения квалификации в объеме не менее 120 часов за три последовательных календарных года, но не менее 20 часов в каждый год.

Трудовые функции, образование и опыт работы для различных бухгалтерских должностей

Обобщенная трудовая функция

Ведение бухгалтерского учета (уровень квалификации 5)

Среднее профессиональное — программы подготовки специалистов среднего звена.

Для должностей с категорией нужен опыт работы в должности с более низкой (предшествующей) категорией не менее одного года. Так, для бухгалтера II категории нужен опыт работы бухгалтером I категории не менее одного года.

Составление и представление финансовой отчетности экономического субъекта (уровень квалификации 6)

Высшее — бакалавриат, либо среднее профессиональное — программы подготовки специалистов среднего звена.

При наличии высшего образования необходим опыт бухгалтерско-финансовой работы не менее 5 лет.

При наличии среднего профобразования — не менее 7 лет бухгалтерско-финансовой работы.

Составление и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта, имеющего обособленные подразделения (уровень квалификации 7)

Высшее — магистратура или специалитет.

Не менее 5 лет бухгалтерско-финансовой работы на руководящих должностях.

Составление и представление консолидированной отчетности (уровень квалификации 8)

Не менее 5 лет из последних 7 календарных лет работы должны быть связаны с ведением бухучета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо аудитом, в т. ч. на руководящих должностях.

При наличии высшего экономического образования по специальности бухучет и (или) аудит — не менее 3 лет из последних 5 календарных лет.

Составление и представление консолидированной отчетности (уровень квалификации 8)

Высшее — магистратура или специалитет.

Не менее 5 лет из последних 7 календарных лет работы должны быть связаны с ведением бухучета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо аудитом, в т. ч. на руководящих должностях.

При наличии высшего экономического образования по специальности бухучет и (или) аудит — не менее 3 лет из последних 5 календарных лет.

Оказание экономическим субъектам услуг по ведению бухучета, включая составление бухгалтерской (финансовой) отчетности (уровень квалификации 8)

Высшее — магистратура или специалитет.

Не менее 5 лет из последних 7 календарных лет работы должны быть связаны с ведением бухучета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо аудитом, в т. ч. на руководящих должностях.

При наличии высшего экономического образования по специальности бухучет и (или) аудит — не менее 3 лет из последних 5 календарных лет.

Героиня этого выпуска с детства мечтала работать с цифрами и документами, выучилась на бухгалтера, но поначалу денег на самостоятельную жизнь вдали от родного дома мучительно не хватало. Она рассказала, как ей удалось переехать в город покрупнее и как пришлось самой осваивать новую программу для бухучета, а потом обучать других.

Это история читателя из Сообщества Т⁠—⁠Ж. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.

Выбор профессии

Еще в школе мне нравилось считать и работать с бумагами: заполнять разные бланки, анкеты. В детстве я не пропускала ни одну форму в газете, которую можно было заполнить. Школьные тесты по профориентации тоже показали, что мне лучше работать одной, что-то считать.

Родилась я в маленьком приволжском городке с населением около 100 тысяч человек, где грусть, тоска и безнадега. Учиться решила поехать в Киров, выбрала самый дешевый вуз с гарантированным местом в общежитии. Обучение стоило 33 000 Р в год на первом курсе, на последнем — около 40 000 Р . За него пополам платили родители и бабушка с дедушкой.

В Кирове меня ждала приятная новость. Так совпало, что две мои подруги поступили на эту же специальность в этот же вуз. Поселили нас тоже вместе, поэтому адаптация проходила легко. По дому не скучала, приезжала в гости к родителям на выходные.

В комнате нас проживало четыре человека. Душ и кухня были строго по расписанию. Часто воды не было в принципе никакой. Если хотелось сходить в клуб, то не спать надо было до утра, потому что двери общежития открывали в 05:00. Но несмотря ни на какие трудности, это было самое счастливое время. В институте у меня появилось много новых друзей, а о том периоде осталась куча приятных воспоминаний. Общага меня научила большему, чем вуз.

На последних курсах я начала подрабатывать. Раздавала листовки, платили 500 Р за смену. Потом работала в частной фирме менеджером по спецодежде, получала 2000 Р в месяц. Еще в банке предлагала и помогала посетителям оплатить услуги через терминал, а не через кассу, зарплата была 10 000 Р в месяц. На заработанные деньги я могла купить себе одежду, которая мне нравилась, а не только устраивала по цене, сходить в кафе.

После получения диплома пришлось вернуться домой к родителям. Не осталась в Кирове сразу, потому что не нашла человека, с которым на двоих можно было бы снимать жилье. Аренда квартиры стоила 7000 Р в месяц, таких денег у меня не было.

Суть профессии

В городе детства меня пригласили работать на машиностроительное предприятие, по которому я писала все свои курсачи и диплом. Мой первый оклад в 2014 году был 10 250 Р . Примерно столько же получали уборщицы. Но уровень ответственности у меня как у бухгалтера был совершенно другой.

Я готовила документы по нулевой ставке НДС для налоговой, отслеживала движение средств на расчетных счетах, проверяла наличие необходимых документов по переводам. Занималась авансовыми отчетами: выдавала расходный кассовый ордер, с которым сотрудник шел в кассу получить деньги. И потом он мне отчитывался, на что эти деньги потратил: на командировку, учебу, праздник, материалы для производства, медосмотр, проезд в общественном транспорте. С проездом работники любили хитрить. В качестве оправдательных документов они прикладывали билеты, в которых номера шли подряд, — как будто они по этим билетам ездили в разные дни, а на самом деле брали их у соседей по автобусу. Мне надо было найти такие билеты и убрать лишние.

Начинать работать бухгалтером мне было очень тяжело. Все, что мы изучали во время учебы, по большому счету не пригодилось. В вузе мы решали задачи, писали проводки, заполняли бланки на бумаге. В реальной работе это все оказалось не нужно. Проводки делает программа, а от меня требуется знать нужную операцию и правильно заполнить поля. С этим у меня были проблемы.

Практические занятия проводились не в той программе, в которой в итоге пришлось работать. На своей первой работе я задавала много глупых вопросов: спрашивала банальные вещи, постоянно уточняла какие-то мелочи. Мне было неловко и казалось, что я это и так должна знать. Но сейчас, когда я сама обучила уже двух людей, понимаю, что мои вопросы были адекватными: лучше переспросить, чем сделать ошибку, которую придется потом исправлять. И сама всегда с радостью помогаю и делюсь информацией.

Через год мне добавили функциональность кассира и накинули 5000 Р к зарплате. Я была счастлива. В кассе я работала два часа вечером. Принимала деньги от людей за мелкие услуги, которые оказывал завод, выдавала зарплату. Работать надо было именно с кассовым аппаратом.

Еще в течение дня я выдавала деньги сотрудникам под отчет. Деньги были у меня в сейфе на моем рабочем месте, а касса находилась фактически за пределами предприятия. И иногда приходилось бегать с одного рабочего места на другое, если была острая необходимость.

Кассу освоила быстро, так как до этого проверяла связанные с кассой документы, а когда кассир был в отпуске, замещала ее. Мне нравилось работать кассиром, но я все время помнила, что на мне полная материальная ответственность за все деньги. Эта мысль держала в тонусе. И всегда надо было следить, что есть мелочь для кассы. Мелочь из моего кошелька и кошельков моих родителей переходила в кассу, а нам взамен шли купюры.

Но мое счастье продлилось недолго. Через несколько месяцев после того, как мне добавили обязанности кассира, мы стали часто работать четыре дня в неделю и доход снова упал.

На работе не было никакого роста, новых задач не появлялось, плюс удручала принудительная четырехдневка. Через некоторое время я переехала в Киров, где тоже устроилась бухгалтером.

Все четыре с половиной года после вуза я страстно желала уехать из родного города. Когда удалось накопить денег, а жить там стало совсем тошно, я уволилась. Еще у меня был парень в Кирове, поэтому я рвалась туда.

Место работы

Последние два с половиной года я работаю в крупной аутсорсинговой компании. В отличие от предыдущего места работы здесь полностью электронный документооборот, общение тоже происходит в основном по электронной почте и в рабочем мессенджере.

Коллектив молодой, коллеги моего возраста — это классно, разговоров о грядках минимум. Современный офис, опенспейс. На рабочем месте у меня стол с двумя мониторами и небольшая тумбочка для личных вещей.

Утром я хожу на работу пешком, дорога занимает 50 минут. Обратно, если не лето, 30 минут еду на автобусе. Добираться удобно.

Но к сотрудникам отношение потребительское. Главное — результат. Могут позвонить в любое время — в выходной или поздно вечером, — потому что нужно срочно что-то сделать. На высокие руководящие должности местным не пробиться, каким бы замечательным сотрудником ни был, все топ-менеджеры — из Москвы.

Всего в нашей компании работает примерно 300 человек. Это бухгалтеры, казначейство, экономисты, снабжение, программисты. Конкретно на моем участке 20—25 сотрудников.

Мы оказываем услуги ведения бухучета нескольким фирмам. Изначально я устроилась просто бухгалтером на 25 000 Р . Сотрудники на этой должности проводят документы в программе. Над ними — старшие бухгалтеры. Они отвечают за определенный участок бухгалтерского учета по какой-то одной фирме. Дальше идут ведущие бухгалтеры — они занимаются закрытием счетов по нескольким компаниям. Еще выше — руководитель направления по области учета.

С февраля 2021 года я работаю в должности старшего бухгалтера. Но до этого уже полгода фактически выполняла эти обязанности, потому что уволились два человека, которые находились на этом участке давно. Они ушли, поскольку не захотели работать в новой программе: в прошлом году из 1С мы перешли в САП. Вместо них наняли новичков без опыта, и нам с ними пришлось осваивать программу вместе.

Привыкнуть было нелегко, все названия операций и процессов в САПе другие. Мы прошли обучение, но от него не было никакого толка. Консультанты, к которым мы обращались за помощью, сами учились на нас. В итоге мне пришлось разбираться самой и обучать других.

Первое время после увольнения старших коллег у нас вообще не было ведущего бухгалтера. Сложные вопросы приходилось регулировать мне, потому что из опытных сотрудников в отделе осталась я одна. И я дополнительно стала контролировать какие-то процессы, пока все вникали в работу. Так что повышение до старшего бухгалтера в моей функциональности практически ничего не изменило, но зарплату повысили до 35 000 Р . Из них 30 000 Р — оклад, 5000 Р — премия. Средняя зарплата по рынку — 30 000 Р .

У меня сейчас один человек в подчинении. Было двое, но второй уволился.

Поскольку сейчас у всех каша в голове и учет в новой программе только настраивается, то, если мы что-то сделали неправильно, нас не сильно ругают. И проверять нас некому, другие понимают еще меньше нас. А когда работали в старой программе, с нами не церемонились. Если допустил серьезную ошибку, депремировали.

Самое трудное — это закрытие месяца, когда за несколько дней нужно сделать огромный объем работы. Возможно, так происходит, потому что ответственные сотрудники непосредственно в компаниях не стремятся выполнять свою работу равномерно. Поступающие к нам задачи мы обрабатываем самое долгое три дня, но в конце каждого месяца стабильно начинаются адские переработки. Закрытие длится с 30-го или 31-го по 3-е число. В закрытие мы работаем по 14 часов в день, из которых пять — переработка. Переработки не оплачиваются, и в эти дни очень сложно взять отгул.

Из этого вытекает и другой недостаток — текучка кадров. Многие увольняются, не проработав и года. Думаю, что в основном это именно из-за переработок, а не потому, что работа им надоела.

Курсы для бухгалтеров: 1C, бухгалтерский учет, налогообложение, МСФО и ВЭД

Почему бухгалтеры изучают бухучет и работу в 1С в Высшей школе Главбух

> 100 000

выпускников бухгалтерских курсов успешно применяют навыки в работе

учеников Школы каждый год возвращается за новыми бухгалтерскими курсами

лет практики обучения профессиональных бухгалтеров

Престижные документы об окончании

Официальные диплом о профпереподготовке или удостоверение о повышении квалификации, сертификат 1С, Аттестат Главбуха, сертификат со знаками качества EQAVET и IQNet.

Официальная лицензия

Лицензия на образовательную деятельность № 038981 от 01.12.2017

Официальное соответствие профстандарту

Европейские стандарты качества

Обучение в Высшей школе Главбух официально соответствует европейским стандартам качества

Повышение квалифицации, сертифицированное 1С

Единственные в России сертифицированные 1С программы обучения для опытных бухгалтеров

Топовые эксперты

Уроки Высшей школы Главбух готовят чиновники из Минфина, ФНС и Роструда, опытные аудиторы и практики, сертифицированные преподаватели 1С

Образцово-показательный центр оценки квалификации бухгалтеров

Обучение в интерактивном формате

Интерактивное обучение в формате тренажеров, видеоигр и разнообразных систем тестирования и подтверждения навыков, которое позволяет повышать квалификацию бухгалтерам-практикам

Бухгалтерские курсы для любого уровня знаний и навыков

Курсы для опытных и начинающих бухгалтеров, дополненные онлайн-консультациями чиновников из Минфина, Роструда и ФНС

Эксперты Школы первыми провели бухгалтерскую аттестацию

Эксперты Высшей школы Главбух более 15 лет назад первыми поставили вопрос о ежегодном повышении квалификации бухгалтеров из-за постоянно меняющегося законодательства и создали Аттестацию и Аттестат Главбуха за успешно сданный экзамен

Ежедневная поддержка преподавателей

Возможность общения и обмена опытом с одногруппниками в чатах Telegram, консультаций экспертов на еженедельных онлайн-уроках и ежедневная помощь личного преподавателя

Паспорт ключевых навыков

Паспорт ключевых навыков профбухгалтера и рекомендации о сильных сторонах бухгалтера от экспертов в Едином реестре аттестованных главных бухгалтеров

Закажите обратный звонок

Курсы бухгалтеров онлайн с официальными дипломом о профпереподготовке и удостоверении о повышении квалификации. Сертифицированные курсы 1С для бухгалтеров

Высшая школа Главбух — это лидер дистанционного образования для главбухов и бухгалтеров с официальными документами и опытом обучения в 15 лет.

Уникальная программа профпереподготовки

Дополнительно Онлайн-консультации экспертов по самым актуальным бухгалтерским темам: 1C, Бухгалтерский учет, налогообложение, МСФО и ВЭД

Результат Практичный формат дистанционного обучения бухгалтеров позволяет сразу же внедрить новые навыки в реальной работе. Поэтому более 60% выпускников Высшей школы Главбух каждый год записываются на новые бухгалтерские курсы, чтобы снова получить престижные документы и подтвердить актуальность своих навыков.

Зачем опытным главбухам повышать квалификацию

Несмотря на рекомендованный характер нового профстандарта для бухгалтера, большинство специалистов, а чаще даже их руководители, все же ориентируются на профстандарт. Это удобно, так как в нем прописаны все требования и положения, предъявляемые к той или иной квалификации и должности специалиста. Кроме этого, все чаще при поиске профессиональных бухгалтеров в требованиях можно увидеть наличие бухгалтерского Аттестата.

Важно понимать, что главный бухгалтер теперь обязан подтвердить квалификацию, если этого потребовал работодатель. Недавно Минтруд решил, что работодатель вправе в любое время назначить аттестацию главбухам, если в законе специальных требований к ее процедуре не установлено. Специалисты, успешно прошедшие аттестацию, будут соответствовать требованиям нового профстандарта. Уровень образования новой Аттестации-2022 теперь соответствует европейскому образовательному стандарту EQAVET (Quality Assurance in Vocational Education & Training) и стандарту качества IQNet.

Курсы ежегодного повышения квалификации бухгалтеров с акцентом на изменения

Серия бухгалтерских курсов по новым ФСБУ с онлайн-поддержкой опытных экспертов

Бухгалтерские курсы повышения квалификации по работе в 1С

Бухгалтерские курсы профессиональной переподготовки по профстандарту

Бухгалтерские курсы по отражению в учете ВЭД

Курсы МСФО (Международные стандарты финансовой отчетности)

Курсы для бухгалтеров о навыках будущего

Ближайшие группы

Всероссийская аттестация бухгалтеров–2022

Ежегодные бухгалтерские курсы повышения квалификации для опытных специалистов с акцентом на изменения. Не тратьте время на то, что и так знаете. По итогам Аттестации формируется паспорт актуальных навыков профбухгалтеров, по которому в режиме реального времени легко отследить компетентность бухгалтера.

По итогам обучения

Официальные удостоверение о повышении квалификации, сертификат на английском языке с EQAVET и IQNet, Аттестат Главбуха 2022.

Сформировать актуальный паспорт навыков профбухгалтера из следующих компетенций: формирование информации в бухучете, расчеты с сотрудниками, расчеты и уплаты налогов и взносов, работа с первичными документами и регистрами, налоговое планирование и контроль налоговых рисков, кадровая работа, взаимодействие с налоговой и фондами, защита компании от налоговых претензий, подготовка и сдача отчетности, работа с расчетным счетом, кассой, договорная работа, расчеты с контрагентами. Вы будете знать, как отразить в бухучете операции с основными средствами, запасами, капвложениями с учетом требований новых ФСБУ; потренируетесь делать расчет зарплаты и других выплат с учетом изменений 2022 года; изучите поправки в Налоговый кодекс, сможете выполнить без ошибок расчет налога, расчет взносов; сможете провести аудит первичных документов на ошибки, построите отлаженную систему документооборота; налоговое планирование станет вашей сильной стороной, вы научитесь подбирать выгодные методы учета и уплаты налога под особенности компании; сможете вести кадровый учет и проверять кадровые документы на соответствие трудовому законодательству; разберетесь, как общаться с ФСС, ПФР, ИФНС и отстаивать интересы компании при взаимодействии с другими госорганами; научитесь отвечать на требования ИФНС, сможете проанализировать, какие вопросы инспекторов законны, а когда они превышают свои полномочия; усилите навык — будете видеть взаимосвязи между формами и сможете проверять их по контрольным соотношениям; научитесь вести безопасный учет кассы и учет операций на расчетном счете с учетом последних требований ЦБ; сможете предупреждать ошибки в расчетах с контрагентами, проводить аудит договоров с поставщиками и покупателями на налоговые риски. далее


Главный бухгалтер. Шестой уровень

По итогам обучения

Официальные диплом о профессиональной переподготовке и сертификат на английском языке с EQAVET и IQNet, пропуск на экзамен в Центр оценки квалификации.


По итогам обучения

Официальные удостоверение о повышении квалификации, сертификат на английском языке с EQAVET и IQNet, Сертификат 1С


ФСБУ 5: учет запасов и незавершенной продукции по-новому

Часть серии обучающих бухгалтерских курсов по новым ФСБУ с онлайн-поддержкой опытных экспертов. Изучайте и внедряйте новые стандарты бухучета в своей бухгалтерии, получая регулярные консультации опытных экспертов-разработчиков ФСБУ

По итогам обучения

Официальные удостоверение о повышении квалификации и сертификат на английском языке с EQAVET и IQNet

Перевести сложный язык бухгалтерских стандартов и помочь внедрить его в бухгалтерии. Вы получите навык оценки, обесценения, отражения в отчетности запасов (ФСБУ 5).


ФСБУ 25: новый учет аренды

Часть серии обучающих бухгалтерских курсов по новым ФСБУ с онлайн-поддержкой опытных экспертов. Изучайте и внедряйте новые стандарты бухучета в своей бухгалтерии, получая регулярные консультации опытных экспертов-разработчиков ФСБУ

По итогам обучения

Официальные удостоверение о повышении квалификации и сертификат на английском языке с EQAVET и IQNet перевести сложный язык бухгалтерских стандартов и помочь внедрить его в бухгалтерии.

Вы получите навык учета и отражения в отчетности активов и обязательств по аренде (ФСБУ 25).


ФСБУ 6: новое в учете основных средств

Часть серии обучающих бухгалтерских курсов по новым ФСБУ с онлайн-поддержкой опытных экспертов. Изучайте и внедряйте новые стандарты бухучета в своей бухгалтерии, получая регулярные консультации опытных экспертов-разработчиков ФСБУ

По итогам обучения

Официальные удостоверение о повышении квалификации и сертификат на английском языке с EQAVET и IQNet

Перевести сложный язык бухгалтерских стандартов и помочь внедрить его в бухгалтерии. Вы получите навык оценки, обесценения, отражения в отчетности основных средств (ФСБУ 6).


Бухгалтер ВЭД: учет сделок с иностранными контрагентами и валютных операций

Бухгалтерские курсы повышения квалификации по отражению ВЭД от экспертов из Минфина, 1С и налоговых юристов. Подойдут главным бухгалтерам, которые работают в иностранных компаниях или хотят в ближайшее время начать там работать

По итогам обучения

Официальные удостоверение о повышении квалификации и сертификат на английском языке с EQAVET и IQNet

Изучить отражение ВЭД и сформировать дополнительные навыки опытного главного бухгалтера: экспорт: учет, налоги и документооборот, учет операций с валютой и работа с валютным счетом, импорт: учет, налоги и документооборот.


Главбух – руководитель отдела кадров

Бухгалтерские курсы профпереподготовки подойдут специалистам, которые работают главными бухгалтерами в небольших компаниях и хотели бы приобрести новые навыки, чтобы начать совмещать должности главного бухгалтера и руководителя отдела кадров

По итогам обучения

Официальные удостоверение о повышении квалификации и сертификат на английском языке с EQAVET и IQNet

Научить главных бухгалтеров руководить отделом кадров в небольшой компании, приобретя новые навыки: расчеты с сотрудниками; расчет и уплата налогов и взносов; взаимодействие с налоговой и фондами; работа с первичными документами и регистрами; контроль трудовых отношений на соответствие ТК; аудит кадровых документов; договорная работа, расчеты с контрагентами; кадровая работа; подготовка и сдача отчетности; подготовка кадровой отчетности и сведений для госорганов. Вы потренируетесь делать расчет зарплаты и других выплат с учетом изменений 2022 года; изучите поправки в Налоговый кодекс, сможете выполнить без ошибок расчет налога, расчет взносов; разберетесь, как общаться с ФСС, ПФР, ИФНС и отстаивать интересы компании при взаимодействии с другими госорганами; сможете провести аудит первичных документов на ошибки, построите отлаженную систему документооборота; сможете предупреждать ошибки в расчетах с контрагентами, проводить аудит договоров с поставщиками и покупателями на налоговые риски; сможете вести кадровый учет и проверять кадровые документы на соответствие трудовому законодательству; усилите навык — будете видеть взаимосвязи между формами и сможете проверять их по контрольным соотношениям. далее


Цифровая трансформация учета: навыки будущего в бухгалтерии

Курсы от опытных экспертов про современные инструменты анализа данных, созданные специально для бухгалтеров. Будете контролировать финансовое состояние бизнеса, так как опытные эксперты научат вас строить финансовые модели в Excel и анализировать их показатели.

По итогам обучения

Официальные удостоверение о повышении квалификации и сертификат на английском языке с EQAVET и IQNet

Опередить коллег в профессиональном развитии и гарантировать стабильное будущее, развив навыки аналитика на примерах бухгалтерских кейсов


Закажите обратный звонок

Расписание по курсам 1C, бухгалтерский учет и налогообложение

Физ. лица 21 000 ₽

Организации 23 200 ₽

Эльвира Митюкова, аудитор, управляющий партнер аудиторской компании ООО "Академия успешного бизнеса

Ольга Букина, практикующий аудитор, налоговый консультант, аттестованный преподаватель Палаты налоговых консультантов, к. э. н.

Алевтина Захарова, начальник отдела администрирования страховых взносов ГУ-СПб РО ФСС РФ

Бори Аксенов, доцент кафедры Международный финансовый учет Российского университета транспорта

Елизавета Скаковская, налоговый консультант, советник юстиции 3-го класса

Мария Булычева, член Палаты налоговых консультантов и Российского союза аудиторов

Всероссийская аттестация бухгалтеров—2022
Ежегодное повышение квалификации для опытных главных бухгалтеров с акцентом на изменения и актуальным паспортом профессиональных навыков

Физ. лица 19 440 ₽

Организации 21 600 ₽

Олег Хороший, начальник отдела налогообложения прибыли Минфина России

Иван Шкловец, заместитель руководителя Роструда

Дмитрий Морозов, заместитель начальника Управления налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов ФНС России

Наталья Ежова, советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса

Эльвира Митюкова, аудитор, управляющий партнер аудиторской компании ООО "Академия успешного бизнеса

Ольга Букина, практикующий аудитор, налоговый консультант, аттестованный преподаватель Палаты налоговых консультантов, к. э. н.

Елена Попова, эксперт по бухучета, замдиректора Методического центра Института строительства и жилищно-коммунального хозяйства ГАСИС НИУ ВШЭ

Надежда Самкова, ведущий эксперт-консультант по налогообложению, преподаватель курсов обучения налоговых консультантов и профессиональных бухгалтеров

Елена Воробьева, член научно-экспертного совета Палаты налоговых консультантов, к. э. н.


Профессиональный стандарт № 309

Профессиональный стандарт № 309 утвержден приказом Минтруда РФ от 21.02.2019 № 103н. Стандарт содержит требования к квалификации бухгалтеров и главных бухгалтеров. Требования ранжированы по уровню квалификации в соответствии с ростом функционала и ответственности решений, которые принимает работник.

ВАЖНО! Уровни квалификации для профстандартов утверждены приказом Минтруда от 12.04.2013 № 148н. Уровень присваивается в зависимости от выполняемых задач, степени ответственности, а также необходимости ставить задачи и контролировать ход их выполнения другими работниками.

Всего уровней девять. Однако для стандартов, требующих высокого профессионализма, таких как № 309, применяются уровни от 5-го и выше:

  • 5-й уровень подразумевает, что работник самостоятельно принимает большинство рабочих решений по поставленным задачам, участвует в принятии решений для всего подразделения, несет ответственность за результаты деятельности своей и своего подразделения.
  • 6-й уровень подразумевает, что работник не только принимает решения, но и определяет задачи исходя из целей подразделения и всей организации. Ставит эти задачи другим работникам (подчиненным) и несет ответственность на уровне подразделения и всей организации.
  • 7-й уровень предполагает, что работник принимает решения уже на уровне организации: вырабатывает стратегию, ставит цели, с которыми работают на 6-м и 5-м уровнях, вырабатывает методологию и организует бизнес-процессы. Кроме того, он несет ответственность на уровне высшего руководства.

Основные аспекты для бухгалтера

Как уже отмечалось выше, в профстандарте бухгалтера разделены требования для бухгалтера и главного бухгалтера.

Для обычного бухгалтера стандартом предусмотрен следующий типовой функционал:

  • работа с первичными документами (включая прием и проверку входящих и создание исходящих);
  • внесение информации по обработанным документам в учетные регистры организации;
  • свод, контроль и закрытие данных по регистрам своего участка (или участков).

Подробнее об учетных регистрах смотрите в статьях:

Предъявляемый уровень требований к квалификации — 5-й.

Работнику требуется иметь среднее профессиональное образование либо дополнительное профобразование плюс подходящий опыт работы. При этом в случае, если бухгалтер с 5-м уровнем требований к квалификации не занимает должности с категорией (стандартом предусмотрены должности бухгалтера без категории, категорий I и II), то требований к опыту работы нет. А если занимает, то есть не менее одного года на должности с более низкой (предшествующей категории).Кроме того, он должен уметь применять свои знания на практике. А также самостоятельно находить и использовать информацию о применении, изменении, дополнении нормативов и методологий.

Квалификационные требования в данном случае не являются жесткими. Работодатель по своему усмотрению может, например, нанять сотрудника без опыта работы, если убедится, что он справляется с возложенными на него обязанностями.

Основные аспекты для главного бухгалтера

Требования к главному бухгалтеру в действующем профстандарте можно разделить на несколько уровней.

  • к просто главному бухгалтеру (для специально не поименованных в законодательстве организаций);
  • главному бухгалтеру, отвечающему требованиям отдельных норм законодательства — например, положениям ч. 4 ст. 7 закона № 402-ФЗ (для ОАО, пенсионных, инвестиционных, паевых фондов, государственных структур).

В профессиональном стандарте бухгалтера функционал для главбухов с 6-м уровнем квалификации представлен четырьмя разделами (трудовыми функциями):

  1. Составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.
  2. Внутренний контроль ведения бухучета и составления отчетности.
  3. Ведение налогового учета, составление расчетов и деклараций, планирование.
  4. Проведение финансового анализа, бюджетирование, управление денежными потоками.

В свою очередь, у бухгалтера с 7-м уровнем квалификации перечень трудовых функций несколько иной. В него входят такие функции как:

  1. Организация бухучета в экономических субъектах с обособленными подразделениями.
  2. Организация составления и предоставления отчетности экономическими субъектами с обособленными подразделениями.
  1. Управление процессом методического обеспечения составления консолидированной отчетности группы фирм.
  2. Управление процессом составления и предоставления консолидированной финансовой отчетности.

В должностную инструкцию главбуха могут быть включены и другие обязанности. Например, ведение кадрового учета в случае, если в небольшой организации нет отдельной кадровой службы.

Для выполнения базового функционала главбуха, приведенного в профессиональном стандарте, бухгалтеру необходим, таким образом, 6-й уровень профессиональной квалификации.

Для соответствия профстандартам для бухгалтеров в 2021 году главбух 6-го квалификационного уровня должен иметь:

  • высшее образование (бакалавриат) или непрофильное высшее образование и дополнительное образование в рамках программ профподготовки;
  • среднее образование, дополненное программами подготовки специалистов среднего звена;
  • непрофильное среднее образование, дополненное соответствующими программами подготовки специалистов и дополнительное образование в рамках программ профподготовки.

Кроме того, есть требования и к опыту работы на 6-м квалификационном уровне:

  • не менее 5 лет при наличии высшего образования;
  • не менее 7 лет при наличии среднего профессионального образования.

В свою очередь, 7-й уровень понадобится для должностей, связанных, к примеру, с учетом, контролем и управлением финансами крупных компаний и холдинговых структур.

Помимо знания законодательных и методологических аспектов бухгалтерского и налогового учета, к главбухам стандартом предъявляются и дополнительные требования, например:

  • умение руководить людьми;
  • компьютерная грамотность;
  • знание специальных программ;
  • знание методов и приемов анализа и т. п.

Отметим, что в стандарте присутствуют три не вполне корректных аспекта:

Исходя из сказанного можно предположить, что профессиональные стандарты для бухгалтеров в 2021 году имеют признаки нормативных актов, не вполне логически сформированных и законченных. И не исключено, что они будут корректироваться в будущем.

Когда профстандарт обязателен к применению по действующему законодательству

Обязанность применять профстандарт в настоящее время регламентирована п. 4 ст. 7 Закона № 402-ФЗ. По содержанию статьи нормируется допуск к обязанностям главного бухгалтера в структурах, чьи ценные бумаги обращаются на организованных торгах, а также органах управления государственными внебюджетными средствами.

У прочих работодателей пока есть некоторая свобода в выборе и назначении главбуха. Хотя не исключено, что применение профессиональной стандартизации изменит ситуацию.

Итоги

Профессиональная стандартизация в России еще только начинает развиваться. Следует ожидать, что существующие профстандарты для бухгалтеров в 2021 году года будут изменяться и дополняться применительно к смежным законам и экономической ситуации.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Высшее образование есть, опыт работы гл.бухгалтером 15,5 лет, курсы повышения квалификации гл.бухгалтера от 2004 года, надо ли повышать квалификацию по профстандартам?

С 1 июля 2016 г. работодатели должны применять профессиональные стандарты, если Трудовой кодекс или другие федеральные нормативные акты устанавливают особые требования к квалификации работников (ст.195.3 ТК РФ). Трудовой кодекс требования к квалификации главного бухгалтера не устанавливает. Ст. 7 Федерального закона о бухгалтерском учете от 06.12.2011 N 402-ФЗ предусматривает требования исключительно к главным бухгалтерам и лицам, на которых возложено ведение бухучета в определенных экономических субъектах. К ним относятся ОАО (кроме кредитных организаций), страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, акционерные инвестиционные фонды, управляющие компании паевых инвестиционных фондов, иные экономические субъекты, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах (за исключением кредитных организаций), органы управления государственных внебюджетных фондов, государственных территориальных внебюджетных фондов. Для таких бухгалтерских работников профстандарт обязателен в части требований, перечисленных в Законе о бухучете и других специальных федеральных законах (например, в ст.6 Федерального закона от 07.02.2011 N 7-ФЗ "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте"). Законом о бухгалтерском учете установлены требования к наличию образования и стажу работы. Требования к прохождению повышения квалификации данным Законом не установлены. Схожая позиция приведена в п. 11 письма Минтруда РФ от 04.04.2016 N 14-0/10/В-2253, где констатируется, что необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель.

ПРОБЛЕМА В ТОМ, ЧТО С 2009 ГОДА ПОЛУЧИТЬ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ, ГДЕ В ДИПЛОМЕ БУДЕТ НАПИСАНО "БАКАЛАВР БУХГАЛТЕР" ИЛИ "МАГИСТР БУХГАЛТЕР" НЕ ПОЛУЧИТСЯ,ТАК КАК ЛЮБОЙ ВУЗ РОССИИ ДАЖЕ НА ФАКУЛЬТЕТЕ "БУХ.УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ" В ДИПЛОМЕ ПИШЕТ "БАКАЛАВР" ИЛИ "МАГИСТР ЭКОНОМИКИ", ССЫЛАЯСЬ НА ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПО ОБРАЗОВАНИЮ ОК 009-2003. СОГЛАСНО ЭТОГО ЖЕ КЛАССИФИКАТОРА ЕДИНСТВЕННЫЙ ФАКУЛЬТЕТ, КОТОРЫЙ ДАЕТ ПРАВО В ДИПЛОМЕ ПИСАТЬ "БУХГАЛТЕР" - ЭТО 08.01.10 "ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ПО ОТРАСЛЯМ", НО ЭТОТ ФАКУЛЬТЕТ ЕСТЬ ТОЛЬКО НА БАЗЕ КОЛЛЕДЖЕЙ, ТО ЕСТЬ ЗАКОНЧИВШИЙ ЕГО ПОЛУЧИТ СРЕДНЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, А НЕ ВЫСШЕЕ,ТО ЕСТЬ ДЛЯ ДОЛЖНОСТИ ГЛАВНОГО БУХГАЛТЕРА ОПЯТЬ НЕ ПОДХОДИТ. ПОЛУЧАЕТСЯ, ЧТО С 1 ИЮЛЯ 2016 ГОДА БРАТЬ НА ДОЛЖНОСТЬ ГЛАВНОГО БУХГАЛТЕРА МОЖНО ТОЛЬКО ТЕХ, КТО ЗАКОНЧИЛ ВУЗ ДО 2009 ГОДА? ФЗ 122 ОТ 02.05.2015 ОБЯЗАЛ КОНЕЧНО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДО 1 ИЮЛЯ 2017 ГОДА ПРИВЕСТИ СТАНДАРТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЕ В СООТВЕТСВИЕ С ПРОФСТАНДАРТАМИ, НО КАК ЭТО ОТРАЗИТСЯ НА ТОМ , ЧТО ЖЕ ВСЕ ТАКИ БУДЕТ НАПИСАНО В ДИПЛОМЕ ВЫПУСКНИКА ФАКУЛЬТЕТА БУХУЧЕТА - ЭТО БОЛЬШОЙ ВОПРОС?

". главбух должен иметь полноценное . высшее образование по специальности. " Откуда такая информация? Специально перечитала профстандарт и ФЗ 402 "О бухучете", там просто сказано - высшее образование, про "по специальности" там не сказано.

Читайте также: