Совершенствование деятельности налоговых органов

Обновлено: 18.05.2024

В целях обеспечения актуализации Стратегической карты ФНС России на 2020 - 2024 гг., утвержденной приказом ФНС России от 13.12.2019 N ММВ-7-1/629@, на предстоящий 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, а также системного внедрения подходов стратегического планирования на основе программно-целевого метода приказываю:

1. Утвердить Стратегическую карту ФНС России на 2021 - 2023 годы (далее - Стратегическая карта) согласно приложению к настоящему приказу.

2. Структурным подразделениям центрального аппарата ФНС России обеспечить ежегодное планирование деятельности по реализации мероприятий и контрольных событий Стратегической карты при подготовке предложений в проекты планов деятельности Федеральной налоговой службы.

3. Начальникам (исполняющим обязанности начальника) структурных подразделений центрального аппарата ФНС России, руководителям (исполняющим обязанности руководителя) и начальникам (исполняющим обязанности начальника) территориальных органов Федеральной налоговой службы довести настоящий приказ до сотрудников и обеспечить руководство им при осуществлении возложенных полномочий и планировании деятельности.

4. Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации довести настоящий приказ до нижестоящих налоговых органов.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

СТРАТЕГИЧЕСКОЙ КАРТЫ ФНС РОССИИ НА 2021 - 2023 ГОДЫ

Миссия - высокое качество услуг и комфортные условия

для уплаты налогов при эффективном противодействии схемам

незаконного уклонения от уплаты налогов для обеспечения

справедливых и равных для всех условий ведения бизнеса

Создание клиент-ориентированной системы предоставления услуг, в том числе цифровых, и снижение издержек бизнеса при взаимодействии с государством

Задача 1.1. Развитие сервисов для налогоплательщиков

Задача 1.2. Сохранение уровня удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных услуг не менее 90%

Задача 1.3. Развитие ФГИС "ЕГР ЗАГС"

Снижение издержек государственного управления

Задача 2.1. Обеспечение эффективного управления процессами ФНС России.

Задача 2.2. Контроль исполнения параметров бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов

Задача 2.3. Внедрение сервиса электронного взаимодействия с федеральными органами государственной власти, органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Задача 2.4. Создание Единого реестра населения.

Задача 2.5. Внедрение института единого налогового счета (ЕНС).

Обеспечение высокого уровня эффективности налогового администрирования, в том числе сокращение теневой экономики за счет цифровой трансформации

Задача 3.1. Развитие администрирования имущественных налогов.

Задача 3.2. Создание аналитической подсистемы "Налоговые расходы".

Задача 3.3. Реализация системы налогового администрирования "под ключ" (техническая помощь и обмен опытом в области цифровизации налогового администрирования в рамках международного сотрудничества).

Задача 3.4. Развитие инструментов риск-анализа и дистанционного автоматизированного контроля.

Задача 3.5. Создание системы электронного документооборота.

Задача 3.6. Совершенствование системы контроля и надзора за соблюдением валютного законодательства РФ.

Задача 3.7. Создание системы управления рисками

Задача 3.8. Реализация Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 января 2014 года N 93-р

Задача 3.9. Совершенствование налогового администрирования, совершенствование инструментов, используемых в целях повышения качества налогового контроля и выполнения надзорных функций

Задача 3.10. Обеспечение законности, обоснованности и мотивированности решений, принимаемых налоговыми органами при реализации своих полномочий

Обеспечение высокого уровня надежности и безопасности информационных систем, информационно-технологической инфраструктуры

Задача 4.1. Обеспечение автоматизированного выполнения процессов управления информационной безопасностью

Обеспечение равных для всех условий ведения бизнеса

Задача 5.1. Обеспечение достижения результатов национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" по вопросам, входящим в компетенцию ФНС России

Задача 5.2. Создание условий для развития блокчейн-технологий и криптоэкономики

Задача 5.3. Создание типовой технологии удостоверяющего центра

Укрепление и совершенствование кадрового потенциала

Задача 6.1. Повышение профессиональных и коммуникативных компетенций сотрудников налоговых органов

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Налоги являются основным источником доходов государства. Переориентация бюджетного процесса на результат стала еще более актуальной в связи с глобальным финансовым и экономическим кризисом, который привел к значительным дефицитом государственного бюджета. В связи с этим возникает необходимость создания системы мониторинга и совершенствование существующих и создание принципиально новых методов оценки эффективности деятельности налоговых органов.

Эффективная деятельность налоговых органов, с одной стороны, должна сформировать льготные условия уплаты налогов для бизнеса, в том числе путем упорядочения налоговых проверок, а с другой стороны, иметь современные аналитические инструменты налогового контроля, позволяющий обнаружение скрытой налоговой базы, а также прекратить практику уклонения от уплаты налогов.

Эффективность деятельности налоговых органов определяется экономическим процветанием и финансовой безопасностью государства. От них зависит стабильный доход в казну государства налогов и других обязательных платежей успешное функционирование всех органов государственной власти, его дальнейшего экономического и социального развития.

Таким образом, необходимость углубления теоретических подходов и недостаточная степень практической разработанности проблем деятельности налоговых органов, неспособность многих методических вопросов, относящихся к его организации и оценки эффективности деятельности, определили актуальность темы.

Цель исследования заключается в анализе и оценке эффективности деятельности Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Дагестан и разработке практических рекомендаций по ее совершенствованию.

Поставленная цель предопределила решение следующих задач:

уточнение принципов организации деятельности налоговых служб в зарубежных странах;

определение структуры и содержания деятельности налоговых органов РФ;

исследование методических подходов к анализу и оценке эффективности деятельности налоговых органов;

анализ организационной деятельности Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Дагестан;

анализ и оценка результативности работы Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Дагестан за 2012–2014годы;

определение перспектив развития налоговых органов Российской Федерации;

разработка рекомендаций по совершенствованию деятельности Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Дагестан.

Объектом исследования выступает Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Дагестан.

Предметом исследования является деятельность налоговых органов в системе государственного управления налоговыми отношениями в Российской Федерации.

Исследование практического опыта организации деятельности налоговых служб в зарубежных странах дает основание утверждать, что для большинства развитых стран характерно следующее:

вопросами взимания и контроля за правильностью уплаты налогов занимается специальный аппарат — налоговая служба, которая существенно различается по организационной структуре и административной ответственности;

автономность налоговых органов, которая реализуется через осуществление своих определенных функций специально созданного аппарата;

налоговые инспекции в развитых странах организованы по территориальному признаку;

налоговые органы в той или иной степени подчиняются министерству финансов;

в зависимости от размера страны налоговые органы имеют, как правило, два-три уровня (в маленьких странах только два, центральный и местный, а в более крупных три уровня – центральный, региональный и местный).

Принципы построения организационной структуры различных уровней налоговых органов далеко не всегда идентичны:

центральный аппарат большинства изученных стран организован на смешанном принципе;

региональные налоговые органы чаще строятся по функциональному признаку;

местный уровень налоговых органов еще чаще, чем региональный, основан на функциональных началах.

Установлено, что организационная структура налоговых органов, оптимальная для одной страны, может быть неэффективной для другой, с иным политическим устройством и уровнем социально-экономического развития.

Федеральная налоговая служба осуществляет деятельность непосредственно через свои территориальные органы. Иными словами, в ее структуру входят ФНС РФ (центральный аппарат) и территориальные органы. К последним относятся управления по субъектам РФ, межрегиональные инспекции, инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления, а также инспекции межрайонного уровня. Основная деятельность ФНС РФ связана с обеспечением полноты и своевременности уплаты налогов и сборов в бюджетную систему России. Прежде всего налоговое дело рассматривает структурно-организационные основы, которые составляют налоговый процесс и налоговое администрирование.

Рассматривая налоговое администрирование как систему управления государством налоговыми отношениями, определена совокупность методов и форм, посредством которых государство осуществляет это управление: налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль.

Для реальной оценки эффективности работы налоговых органов необходимо использовать различные критерии для уровней управлений и местных инспекций с учетом возложенных на них функций. Для контроля за деятельностью инспекций местного уровня рекомендуется использовать мероприятия дистанционного контроля и непосредственного контроля на месте, в конкретном налоговом органе. Итоги проверок инспекций местного уровня в определенной степени могут свидетельствовать о качестве контроля Управления за их деятельностью.

Повышение эффективности налогового администрирования, включает в себя:

эффективность взыскания налоговых задолженностей;

повышение эффективности контрольной работы;

увеличение роли имущественных налогов;

открытость информации ФНС;

упрощение ряда налоговых процедур.

Установлено, что Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Дагестан является территориальным органом, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства РФ в пределах компетенции налоговых органов.

Анализ отчетных данных о деятельности Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Дагестан позволяет сделать вывод об удовлетворительной работе подразделения. Исходя из проведенного анализа налоговых поступлений и налоговой задолженности в федеральный бюджет РФ по РД, можно сделать заключение, что Управление ФНС России по РД проводит работу по снижению недоимок по налогам и сборам, в целом увеличивая поступление налоговых доходов в консолидированный бюджет РФ. Однако работу следует признать недостаточно эффективной, так как не задействованы все резервы усиления контроля в части собираемости региональных и местных налогам и сборам. Управлению необходимо активизировать работу по обеспечению поступлений в бюджеты всех уровней, причем внимание должно быть направлено прежде всего на улучшение налогового администрирования.

В качестве перспективных направлений функционирования и развития ФНС России автор определяет:

совершенствование налогового администрирования;

совершенствование работы налоговых органов с налогоплательщиками, в том числе предоставление качественных услуг налогоплательщикам;

совершенствование налогового контроля по отношению к недобросовестным налогоплательщикам;

совершенствование законодательной базы, регулирующей организацию и осуществление налогового контроля;

повышение эффективности и качества проведения камеральных налоговых проверок;

совершенствование действующих процедур налогового контроля.

С этих позиций, определены основные принципы совершенствования системы деятельности Управления ФНС России по РД:

повышение эффективности аналитической работы за счет реализации мероприятий:

– создание единой информационной базы налоговых органов, включающей данные о налогоплательщиках и социально-экономическом состоянии регионов, среднестатистические данные по отраслям и категориям налогоплательщиков;

– разработка методов проведения по отраслям анализа достоверности информации, приведенной в налоговой отчетности;

– разработка эффективных методов определения налоговой базы в отношении различных видов деятельности;

– создание базы данных налоговых нарушений, выявленных в результате проведения камерального контроля, для использования в выездных налоговых проверках и т.д.;

создание специального подразделения - отдела предпроверочного анализа, призванного координировать процесс сбора и обработки информации из различных источников, осуществлять всесторонний предпроверочный анализ и обеспечивать оптимальный выбор налогоплательщиков для проведения углубленных камеральных проверок.

совершенствование процедуры выездных налоговых проверок, прежде всего внедрение в практику налоговых органов автоматизированных систем сопровождения выездных налоговых проверок.

Эффективное внедрение предложенных рекомендаций по совершенствованию деятельности Управления Федеральной налоговой службы России по Республике РД позволят ему с высокой степенью эффективности проводить свою деятельность, что в конечном итоге позволить увеличить объем администрируемых доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты

Гражданский кодекс Российской Федерации: часть от 30 ноября 1994 г. №51 - ФЗ (ред. от 27.07. 2006 г.); часть II от 26 января 1996 г. №14 - ФЗ (ред. от 02.02 2006 г.); часть III от 26 ноября 2001 г. №146 - ФЗ (ред. от 03.06. 2006 г.) // СПС Гарант. - 2011. - №15.

Конституция Российской Федерации. Текст по состоянию на 2013 год // СПС Гарант - 2013.

Учебники, научные труды, монографии

Абалкин Л.И. Экономическая энциклопедия/Л. И. Абалкин.- М.-Экономика.-1999.- с.1054.

Архипцева, Л. М. Информационное обеспечение планирования налоговых поступлений / Л. М. Архипцева// Налоги и налогообложение. - 2011. - № 4. с. 3-5.

Архипцева, Л. М. Методологические основы прогнозирования и планирования налоговых поступлений в бюджетную систему / Л. М. Архипцева // Налоги и налогообложение. - 2012. - № 12. - с. 21-23.

Астапов К.М. Приоритеты налогового контроля в РФ // Экономист.- 2007. - №2. - с. 54-59.

Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. - М.: НОРМА - ИНФРА - М, 2011. - 446 с.

Одной из главных задач налоговых органов в России сегодня является повышение эффективности контрольной работы, которая, в свою очередь, характеризуется:

- уровнем мобилизации в бюджетную систему налоговых доходов и других обязательных платежей;

- полнотой учета налогоплательщиков и объектов налогообложения;

- качеством налоговых проверок, снижением числа судебных разбирательств и жалоб налогоплательщиков на действия субъектов налогового контроля;

- сокращением времени на контакты с налогоплательщиками.

В результате проделанной работы можно выделить следующие направления по совершенствованию налогового контроля:

- совершенствование налогового законодательства. В настоящее время уже устранена часть разночтений и неотработанных норм налогового законодательства и несколько упрощен механизм налогообложения. В целях совершенствования налогового контроля необходимо и далее проводить работу в этом направлении, поскольку в итоге такие меры позволят свести к минимуму вероятность случайных и непреднамеренных ошибок со стороны бухгалтеров;

- создание эффективной системы отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок, дающей возможность выбрать оптимальное направление использования ограниченных ресурсов налоговой инспекции, добиться максимальной эффективности налоговых проверок, при минимальных затратах усилий и средств, за счет отбора таких налогоплательщиков, вероятность обнаружения налоговых нарушений у которых представляется наибольшей;

- перепроверки предприятий, допустивших сокрытие налогов в крупных размерах в течение года с момента какого сокрытия. Подобные повторные проверки позволяют контролировать выполнение обязательств предприятиями по акту предыдущей проверки, а так же достоверность текущего учета;

- с целью упрощения и ускорения процедур обжалования решений и действий налоговых органов следует создать специализированные коллегии по налоговым спорам в судах общей юрисдикции и арбитражных судах;

- в соответствующих статьях Налогового Кодекса РФ следует закрепить, что если объем истребуемых налоговым органом документов превышает 1000 листов, лицо, которому адресовано требование о предоставлении документов, вправе просить налоговый орган увеличить срок предоставления таких документов до 30 дней;

- необходимо продолжать проведение налоговыми органами совместных проверок с правоохранительными органами (таможенными органами, органами внутренних дел). Результативность таких проверок очень высока и приводит к увеличению налоговых поступлений в бюджет;

- из практики деятельности налоговых органов видна необходимость усиления мер юридической ответственности за особо опасные общественные налоговые правонарушения в случае неоднократного выявления выездной налоговой проверкой грубого нарушения правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения, отсутствие первичных документов, счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематического несвоевременного и неправильного отражения на счетах бухгалтерского учета и отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений;

- повышение качества подготовки кадров для налоговой службы. Сегодня повышению квалификации специалистов, занятых контрольной работой, уделяется особое внимание - это связано с неоднократным изменением структуры налоговых инспекций (что способствовало текучести кадров), а также постоянным совершенствованием налогового законодательства. Повышение квалификации кадров постановлено на качественно новую основу: осуществлен переход от периодических семинаров и циклов лекций к широкомасштабной систематизированной постоянной переподготовке налоговых инспекторов, включая их стажировку в налоговых органах развитых западных государств. Сегодня наряду с организацией обучения в высших учебных заведениях в системе ФНС России в ряде регионов функционируют учебные центры, которые ведут работу по повышению квалификации и переподготовке кадров.

Также в целях совершенствования налогового контроля и снижения количества налоговых правонарушений и преступлений необходимо проведение следующих мероприятий:

- информационное обслуживание граждан – потенциальных налогоплательщиков о развитии правоприменительной практики по делам о налоговых правонарушениях и преступлениях;

- увеличение риска привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений и преступлений;

- разработка специальных мер воспитательного характера налогоплательщиков;

- разработка уголовно-правовой политики по борьбе с налоговыми правонарушениями и преступлениями;

- поощрение добросовестных налогоплательщиков;

- постепенное повышение правовой и налоговой культуры граждан.

Для современной России сейчас важно создать такой налоговый механизм, который будет максимально приближен к классическим принципам налогообложения, на базе которых построены все прогрессивные зарубежные налоговые системы, но с учетом имеющегося экономического потенциала и общественных потребностей.

Предложенные в ходе исследования выводы требуют изучения, доработки и утверждения в форме нормативных законодательных актов. Их реализация на практике позволит существенно увеличить результативность выездных проверок.

Заключение

В данной курсовой работе были изучены основные вопросы в области налоговых органов Российской Федерации, проанализирована деятельность налогов органов на примере ФНС России, а также были выявлены наиболее значимые проблемы налоговых органов РФ в области выездных налоговых проверок.

Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В результате исследования установлено, что выездная проверка - одна из самых эффективных видов налогового контроля, которая наряду с глубиной и многофакторностью анализа хозяйственной деятельности проверяемого лица имеет и существенный психологический эффект, влияющий на повышение налоговой дисциплины среди налогоплательщиков. Именно по результатам такой проверки в бюджет поступают значительные суммы дополнительных поступлений.

Выездная налоговая проверка в общем виде определена как контрольное действие налогового органа в отношении налогоплательщика, в результате которого решается вопрос о соблюдении или несоблюдении налогоплательщиком положений налогового законодательства при уплате налогов и сборов.

Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы. Система налоговых органов является единой и централизованной. Налоговые органы действуют не разрозненно, а совместно, находятся в тесной взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости и составляют единую систему.

Единство системы налоговых органов отражает единство их сущности как органов исполнительной власти, находящихся в административном соподчинении. Это единство органов обусловлено общностью их задач и функций, которые они призваны осуществлять. Для всех налоговых органов устанавливается единый правовой режим их деятельности, и они нацелены на достижение общей главной цели - обеспечение законности и правопорядка в налоговой сфере.

Главными задачами налоговых органов являются контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации, а также валютный контроль, осуществляемый в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования.

Современная налоговая система сложилась после введения в действие Постановления Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе".

В ней выделяются четыре уровня – федеральный, федерально-окружной, региональный и местный, что соответствует уровням государственного управления и административно-территориальному делению Российской Федерации.

Высшими звеньями в системе налогового администрирования являются Министерство финансов РФ и аппарат Федеральной налоговой службы России. Основная задача этих органов – разработка мер по повышению собираемости налогов, в том числе, на основе совершенствования налогового законодательства. Также они осуществляют планирование налоговых поступлений в бюджет, ведут разъяснительную работу среди налогоплательщиков и т.д.

По уровню подчиненности далее следуют Управления ФНС России по субъектам РФ, межрегиональные инспекции ФНС; инспекции ФНС межрайонного уровня и инспекции ФНС по районам, районам в городах, городах без районного деления.

Схема налоговой системы

Кроме центрального аппарата и территориальных органов, в настоящее время ФНС России имеет в своем подчинении ряд структур, осуществляющих выполнение научных, учебно-методических, информационно-аналитических задач, необходимых для совершенствования теории и практики налогового администрирования:

Налоговая система РФ подстраивается под экономические тенденции, и деятельность органов налогового администрирования также непрерывно совершенствуется.

С 2016 г. начинается изменение структуры низовых звеньев, пока в форме эксперимента.

Аналитика

Очевидно, по результатам эксперимента будут сделаны выводы о перераспределении обязанностей между работниками в целях формирования оптимально работоспособной внутренней структуры ФНС.

На 2016 г. намечено реформирование центрального аппарата ФНС – выделение из него Налогового агентства и изменение назначения и функций ряда подразделений.

Изменения во взаимодействии налоговых органов и налогоплательщиков

До начала 90-х годов функции налоговых органов ограничивались контролем и применением санкций к налогоплательщикам за нарушение налогового законодательства. Соответственно, налогоплательщиками-юридическими и физическими лицами, налоговые органы воспринимались как исключительно карающая государственная организация, что не способствовало установлению партнерских связей.

Начавшиеся в этот период изменения в экономике предъявили совершенно другие требования к качеству взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками: во главу угла выдвигалось постоянное тесное взаимодействие между субъектами этих взаимоотношений на доверительной основе.

ИНН идентификационных номеров налогоплательщиков

Решению этой сложной задачи положило начало создание Государственного реестра предприятий в 1993 году и проведение мероприятий по присвоению ИНН (идентификационных номеров налогоплательщиков) физическим лицам в 1996 году.

Для удобства налогоплательщиков в системе налоговых органов было создано подразделение по досудебному урегулированию налоговых споров, ограничены полномочия налоговых органов при проведении мероприятий налогового контроля.

Постоянно расширялся перечень услуг, осуществляемых налоговыми органами для налогоплательщиков.

Перечень услуг расширяется и в настоящее время.

  • расширяются сферы оказания государственных услуг для налогоплательщиков с помощью интернет-сервисов
  • обеспечивается регулярные публикации на сайте федерального органа исполнительной власти обзоров и разъяснений Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах
  • продлеваются сроки представления всех видов налоговой отчетности
  • снимаются ограничения по применению УСН организациями, имеющими представительства
  • обеспечивается обязательная публикация в открытом доступе новых форм налоговой отчетности и изменений в существующие формы отчетности не менее чем за 2 месяца до введения в действие и др.

Некоторые из перечисленных мероприятий были реализованы в 2014-2015 гг.:

  • создан функционал личного кабинета налогоплательщика на сайте ФНС и урегулированы вопросы по использованию личного кабинета
  • обеспечена возможность получения налогоплательщиками документов (актов сверок расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, справок об отсутствии задолженности и иных документов по требованию налогоплательщика) от налогового органа по телекоммуникационным каналам с электронной подписью должностного лица налогового органа по требованию налогоплательщика и др.

В 2016 г. также вступают в действие ряд законов и соответствующих статей НК РФ, призванных способствовать решению таких задач, поставленных Распоряжением правительства РФ от 10.02.2014 г. № 162-р, как расширение перечня форм налоговой отчетности, передаваемой по телекоммуникационным каналам связи; смещение налоговой нагрузки в сторону налогообложения физических лиц; предоставление возможности физическим лицам получения социальные налоговых вычетов по аналогии с имущественными у работодателей (налоговых агентов) и др.

Планируется расширить перечень функций ФНС по работе населением: на ФНС будет возложена обязанность по созданию Единого реестра населения Российской Федерации с информацией об актах гражданского состояния населения.

Ведется непрерывная работа по совершенствованию информационной работы налоговых органов, как с помощью интернет-ресурсов, так и путем расширения непосредственных контактов с налогоплательщиками.

В конечном итоге, мероприятия должны обеспечить упрощение взаимодействия между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Изменения в осуществлении контроля низовых налоговых органов за сбором налогов.

Важнейшая составляющая налогового администрирования – контроль низовых звеньев ФНС за сбором налогов.

Контроль

Согласно ст. 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему РФ, а в случаях, предусмотренных законодательством, – за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей.

Методы сбора налогов постоянно совершенствуются и идут по пути как послабления законодательства в одних аспектах, так и его ужесточения в других.

С вступлением в действие указанного приказа количество проверок значительно снизилось, но, по оценкам экспертов, в 2013-2015 гг. выросла их эффективность.

Одновременно, в 2015-2016 году в налоговой политике наметилась и другая важная тенденция: контроль деятельности налогоплательщиков со стороны налоговых органов меняется в сторону ужесточения требований к сборам налогов – срокам и порядку представления налоговой отчетности, срокам перечисления налогов.

Изменения и перемены в налоговой системе

Соответственно, расширяются права налоговых органов в процессе проведения проверок, усиливаются санкции за нарушения. В 2015 г. после введения на основании принятых законов соответствующих поправок в статьи 86, 92 НК РФ значительно были расширены права налоговых органов при проведении камеральных проверок: если в уточненной декларации (расчете), уменьшена сумма налога к уплате или заявлена сумма убытка, органы ФНС имеют право требовать от налогоплательщика представления соответствующих пояснений.

Также при проверке НДС налоговые органы получили право запрашивать дополнительные документы.

На основании изменений НК РФ (п.3 ст.76, п.1ст.93, п.3 ст.88, пп.4 п.1ст.31) налоговые органы получили дополнительные полномочия по действиям с банковскими счетами налогоплательщиков в случае нарушения сроков представления налоговых деклараций, неисполнении обязанности по передаче налоговому органу электронной квитанции о приеме соответствующих документов и в некоторых других.

Отдельные нововведения способствуют расширению прав налогоплательщиков, например, введение обязательности досудебного порядка обжалования любых ненормативных актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц.

В 2016 г. будут предприняты меры по усилению контроля за сбором НДФЛ.

Приказом ФНС РФ от 14.10.2015 № ММВ-7-11/450@ утверждена форма Расчета по НДФЛ (НДФЛ-6). Начиная с 2016 г., налогоплательщики представляют уже ежеквартальную отчетность по НДФЛ.

Одновременно, за несвоевременное представление налоговой отчетности по НДФЛ статьей 126 НК РФ предусмотрено усиление санкций со стороны налоговых органов.

Вследствие указанных изменений органы власти 28 субъектов Российской Федерации субъектов Российской Федерации приняли соответствующие законы о применении с 01.01.2015 кадастровой стоимости объектов недвижимости в качестве налоговой базы, о чем налогоплательщики должны получить уведомления в текущем году.

С 2016 г. увеличиваются пени за просрочку уплаты налогов.

С привязкой к ключевой ставке, значение которой составляет 11%, возросли пени за просрочку уплаты налога. (Ставка рефинансирования составляла 8,25%.)

Таким образом, в текущем году налоговые органы усиливают контроль за сбором налогов и, в первую очередь, это касается налогоплательщиков-физических лиц.

Значение изменений в налоговом администрировании

Укрепление взаимодействия с налогоплательщиками

Вследствие глобальных изменений в экономике, возникших в начале 90-х годов, и усилению кризисных явлений в настоящее время перед аппаратом налогового администрирования и, в особенности, перед налоговыми органами ставятся важные задачи по укреплению взаимодействия с налогоплательщиками и по обеспечению увеличения сбора налогов в бюджет.

Взаимодействие с налоговой службой становится обычным явлением не только для юридических, но и для физических лиц

Выдвигаемые задачи способствуют совершенствованию структуры аппарата налоговых органов и других субъектов налогового администрирования, разработке мер, направленных на установление принципиально новых взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками:

  • повышение уровня правовой и налоговой грамотности населения
  • формирование у налогоплательщиков ответственности за уплату налогов (культуры налогоплательщика)

Основной путь совершенствования системы налогового контроля – переход к информационным технологиям, позволяющим полностью автоматизировать процесс отбора налогоплательщиков для проверок, значительно упростить взаимоотношения с налогоплательщиками, и одновременно, повысить собираемость налогов.

В свете поставленных задач влияние налоговых органов на хозяйственные и социальные процессы в обществе в дальнейшем будут только возрастать.

Читайте также: