Составляется если налоговый орган не согласен с представленными налогоплательщиком данными

Обновлено: 22.04.2024

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

от 27 декабря 2017 года N АС-3-9/8743@

О правомерности отказа в бесплатном информировании (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах

Федеральной налоговой службой получены жалобы Х (далее - Заявитель) от 17.11.2017, направленные письмами УФНС России (далее - Управление) от 27.11.2017 и от 17.11.2017.

В жалобах от 17.11.2017 Заявитель просит разъяснить действующее законодательство Российской Федерации о налогах и сборах на примере смоделированной ситуации.

В жалобах от 17.11.2017 Заявитель сообщает, что 19.10.2017 Х в Управление направлено письменное заявление с просьбой разъяснить действующее законодательство Российской Федерации о налогах и сборах на примере смоделированной ситуации, со ссылкой на подпункт 4 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в котором указана обязанность налоговых органов бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения.

Заявитель сообщает, что 16.11.2017 получил ответ Управления от 03.11.2017, которым Заявителю отказано в предоставлении запрашиваемых разъяснений по причине отсутствия для этого правовых оснований, так как Заявитель персонально не является участником описанной в запросе ситуации, в связи с чем не может быть признан налогоплательщиком в данном случае, и соответственно участником отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Заявитель сообщает, что действия должностных лиц Управления являются незаконными и нарушают права Х.

На основании вышеизложенного, Заявитель в жалобах от 17.11.2017 просит признать незаконными действия должностных лиц Управления, выразившиеся в отказе предоставления разъяснений действующего законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и обязать Управление предоставить Заявителю запрашиваемые разъяснения.

Федеральная налоговая служба на жалобы Х от 17.11.2017 сообщает следующее.

В соответствии со статьей 137 Кодекса каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если по мнению этого лица такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 138 Кодекса жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права.

В соответствии со статьей 21 Кодекса налогоплательщики имеют право получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения и получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах.

Подпунктом 4 пункта 1 статьи 32 Кодекса установлено, что налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговой отчетности и разъяснять порядок их заполнения.

Согласно статье 19 Кодекса налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются, в частности, физические лица, на которых Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Таким образом, на налоговые органы возложена обязанность бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) о действующем законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах только налогоплательщиков в каждом конкретном случае возникновения налоговых правоотношений.

В этой связи в случае обращения физического лица в налоговые органы за разъяснениями по вопросам налогообложения деятельности, не связанной с основной деятельностью этого лица как налогоплательщика, а также по вопросам о правоотношениях, действиях и объектах, которые могут возникнуть в будущем, налоговые органы не обязаны предоставлять информацию такому лицу.

На основании вышеизложенного, ФНС России сообщает, что ответ УФНС России от 03.11.2017 не противоречит нормам налогового законодательства Российской Федерации.

Правовая позиция налогового органа, вынесшего решение по жалобе

Дата решения: 27.12.2017

Номер решения: АС-3-9/8743@

Налоговый орган, вынесший решение: Центральный аппарат ФНС России

Тема налогового спора: Правомерность отказа в бесплатном

информировании (в том числе в письменной форме)

налогоплательщиков о действующих налогах и сборах

Позиция налогового органа, ненормативные акты, действия (бездействия) которого обжалуются: Заявителю отказано в предоставлении запрашиваемых разъяснений по причине отсутствия для этого правовых оснований, так как Заявитель персонально не является участником описанной в запросе ситуации, в связи с чем не может быть признан налогоплательщиком в данном случае, и соответственно участником отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Позиция налогоплательщика: Заявитель просит признать незаконными действия должностных лиц Управления, выразившиеся в отказе предоставления разъяснений действующего законодательства Российской Федерации о налогах и сборах на примере смоделированной ситуации и обязать Управление предоставить Заявителю запрашиваемые разъяснения.

Правовая позиция налогового органа, вынесшего решение по жалобе:

В соответствии со статьей 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики имеют право получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения и получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах.

Подпунктом 4 пункта 1 статьи 32 Кодекса установлено, что налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговой отчетности и разъяснять порядок их заполнения.

Согласно статье 19 Кодекса налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются, в частности, физические лица, на которых Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Таким образом, на налоговые органы возложена обязанность бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) о действующем законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах только налогоплательщиков в каждом конкретном случае возникновения налоговых правоотношений.

В этой связи в случае обращения физического лица в налоговые органы за разъяснениями по вопросам налогообложения деятельности, не связанной с основной деятельностью этого лица как налогоплательщика, а также по вопросам о правоотношениях, действиях и объектах, которые могут возникнуть в будущем, налоговые органы не обязаны предоставлять информацию такому лицу.

Галина Кардашян

Как реагировать на требования налоговиков предоставить документы? Срочно бросать дела и комплектовать запрошенные сведения? А можно ли игнорировать? Такие вопросы наши специалисты слышат ежедневно. В этом материале мы решили рассказать об ответственности налогоплательщиков, которые по тем или иным причинам не предоставили ИФНС информацию.

Можно ли не отвечать на запрос ИФНС?

Право инспекторов на истребование информации (документов) у организаций и предпринимателей закреплено в НК. Контролеров могут интересовать как документация самого налогоплательщика (ст. 93 НК РФ), так и информация о контрагентах предприятия или сведения об определенной сделке (ст. 93.1 НК РФ).

Более того, инспекция имеет право запрашивать данные о конкретной сделке не только у ее непосредственных участников, но и у сторонних лиц, которые, по мнению ИФНС, могут располагать нужной информацией.

Налогоплательщик же, получивший запрос от контролеров, обязан на него ответить. Поэтому игнорировать требование налоговиков нельзя! В противном случае компанию ждут неприятные последствия.

Какие документы могут запросить налоговики

К сожалению, в настоящее время НК не содержит ни конкретного списка документов, которые вправе запрашивать ИФНС, ни ограничений по их количеству. Но на основании положений кодекса можно очертить границы, за рамки которых инспекция выходить не должна:

  1. При проведении налоговой проверки может быть запрошена только та документация, которая относится к проверяемому периоду и налогу.
  2. При запросе данных о контрагенте, представляется документация об отношениях именно с этим контрагентом, иные сведения (например, о других субъектах) компания подавать не обязана.
  3. Налоговики могут требовать только те документы, обязанность оформления и ведения которых установлена налоговым законодательством.
  4. Повторное истребование документации неправомерно. Исключение составляют документы, которые ранее представлялись в ИФНС в подлинниках, а затем были возвращены владельцам.

Срок передачи данных в инспекцию

Если налоговики интересуются конкретной сделкой, срок отправки ответа составляет 10 суток. А вот сообщить информацию о своем контрагенте по встречной проверке придется оперативнее, на подготовку и направление документов (информации) дается всего 5 дн. (п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

Очень важно правильно определить точку отсчета срока. Так, запрос из ИФНС, переданный по ТКС, считается полученным с даты, указанной в квитанции о его приеме; почтой — на 6 день со дня его отправки; а размещенный в ЛК на портале ФНС — уже на следующий день со дня его размещения.

Ответственность за непредоставление документов по требованию налоговой

Штрафы по статье 126

В этой статье прописаны санкции для хозяйствующих субъектов, не представивших документацию. На нарушителей налагаются штрафы:

  1. 200 руб. за каждый ненаправленный документ, если проводится проверка самой компании. В случае неподачи документации относительно прибыли контролируемой фирмы-иностранца штраф составит уже 100 000 руб.
  2. 10 000 руб., если налогоплательщик не подал в срок документацию по клиенту в рамках встречной проверки или не направил документы по конкретной сделке, запрошенные налоговиками вне каких-либо проверок.

Аналогичная сумма взимается за отказ в представлении документов или передаче заведомо недостоверных данных.

Санкции по ст. 129.1

По этой статье с налогоплательщиков взимаются штрафы за несвоевременное предоставление информации:

  • 5 000 руб., если деяние совершено впервые;
  • 20 000 руб., если компания допустила нарушение повторно в течение одного года.

За игнорирование требования налоговиков о передаче информации взимаются аналогичные суммы.

Обратите внимание!

Если налогоплательщик не представил как документы, так и информацию о контрагенте, контролеры могут выписать одновременно 2 штрафа (по ст. 126 и по ст. 129). Данное право подтверждено решением АС ВСО от 12.11.18 № А33-16694/2017.

Что еще может грозить нарушителям

Кроме санкций по налоговому законодательству, должностные лица предприятия, не сообщившие запрошенные сведения налоговикам, могут быть наказаны штрафом в размере 300–500 руб. по ст. 15.6. КоАП РФ.

Отказ компании предоставить документы инспекторам в рамках выездной проверки может спровоцировать принудительную выемку сведений по ст. 94 НК РФ.

Если налогоплательщик, обязанный отчитываться в ИФНС в электронной форме, не направит квитанцию о получении запроса от инспекторов в 6-дневный срок, ему могут заблокировать расчетный счет.

Неудовлетворение требований ревизоров по представлению документов или информации по встречной проверке может привести к неприятным последствиям:

Кроме того, не стоит забывать, что все риски, связанные с ненадежными клиентами, несет сам налогоплательщик.

1С-WiseAdvice рекомендует быть осмотрительнее в выборе партнеров, так как благодаря системе АСК НДС-2 легко прослеживается вся цепочка контрагентов, а работа с неблагонадежными компаниями может обойтись очень дорого и многократно перевесить все возможные налоговые выгоды.

В каких случаях можно избежать штрафов?

Чиновники тоже люди, поэтому, принимая во внимание человеческий фактор, нужно внимательно изучить полученное требование на предмет ошибок и неточностей.

  1. Ваша ИФНС пересылает поручение из другой налоговой без выставления требования от своего имени.
  2. В поручении не обозначено, на основании какого контрольного мероприятия возникла необходимость в представлении информации или документов.
  3. При истребовании данных об определенной сделке не указаны сведения, позволяющие однозначно идентифицировать эту сделку и т.д.

Можно ли снизить сумму штрафа

Если организация по каким-либо причинам не смогла выполнить требование ревизоров и ей выставили штраф, не нужно спешить с его уплатой. Необходимо внимательно изучить ситуацию и проконсультироваться с квалифицированными юристами, возможно штраф удастся снизить в разы.

Например, при подготовке возражений к акту компания может заявить о наличии смягчающих обстоятельств (ст. 112 НК РФ):

  • нарушение допущено впервые;
  • большое количество запрошенных документов (желательно привести расчет затрат рабочего времени на изготовление нужных копий);
  • незначительность просрочки;
  • нахождение части документации ОП в головной организации;
  • одновременное получение нескольких запросов от ИФНС и т.д.

При наличии хотя бы одного смягчающего фактора, штраф может быть уменьшен в 2 раза и более (п. 3 ст. 114 НК РФ). Неправомерность санкций можно оспорить в судебном порядке.

В частности, суды указывают, что инспекции, назначающие санкции за каждый не представленный документ, тем самым принимают на себя дополнительные обязанности по определению количества этих документов и не могут определять размер штрафа из теоретических предположений (постановление АС ЦО от 04.09.2018 № Ф10-3293/2018). Такая позиция судебных органов помогает налогоплательщикам отбиться от неправомерных притязаний контролеров.

Кроме того, суд может полностью отменить штраф в ситуациях, когда установлены факторы, исключающие вину хозяйствующего субъекта (ст. 111 НК РФ). Например, все документы компании были безвозвратно утеряны при пожаре, и этот факт удостоверяется справкой из органов пожарного надзора.

Обжалование налоговых уведомлений

Когда налогоплательщик не согласен с суммами начисленных налогов или с какими-то действиями должностных лиц, то Законом предусмотрена возможность доказать правоту и не заплатить лишнего. Обжалование налоговых уведомлений – это первый шаг при восстановлении справедливости.

Можно ли обжаловать решение, вынесенное налоговиками

Не всегда действия налоговых инспекторов правомерны. Ошибаться могут все, в том числе и работники контролирующих органов. Если налогоплательщик считает, что присланное уведомление незаконно, он может оспорить требования в общеустановленном порядке. Действовать нужно по правилам, иначе жалобу просто не станут рассматривать. Порядок обжалования подробно изложен в 138 статье Налогового кодекса.

Налоговый спор – это ситуация, при которой возникают разногласия между государством и налогоплательщиком по поводу начисления налогов. Споры рассматриваются компетентными органами.

Как указано в соответствующей статье НК, оспорить действия контролирующего органа имеет право любой гражданин. Обжалован может быть любой акт – нормативный или ненормативный, хотя порядок действий будет отличаться. Чаще оспаривают именно ненормативные акты.

Для справки: нормативный акт – документ, в котором установлены общие правила, они одинаковы для всех налогоплательщиков и применяются неоднократно. Ненормативный акт носит адресный характер.

Если уведомление налоговой, по мнению налогоплательщика, носит противоправный характер или каким-то образом ущемляет его права, то опротестовать решение можно в досудебном порядке. В случае отказа можно подать в суд.

Этот порядок является неизменным. Нельзя сразу подать в суд, не попытавшись решить проблему на месте. На первом этапе налогоплательщик подает заявление в налоговый орган. Если спор сразу решить не получилось, нужно действовать дальше строго по плану.

Налоговые споры

Причины налоговых споров связаны с оценкой деятельности налогоплательщика. Чаще всего они возникают после проведенной проверки. Несогласие налогоплательщика могут вызвать:

  • доначисления по налогам, пени и штрафы;
  • приостановка операций по счету или его блокировка;
  • отказ вернуть выплаты, сделанные ошибочно;
  • отказ в возмещении НДС.

Основанием для спора могут стать и ошибки, которые допустил сам налогоплательщик при заполнении декларации или составлении платежных поручений.

Какими бы причинами ни были вызваны разногласия, если налогоплательщик считает, что закон на его стороне, он вполне может оспорить направленное ему уведомление. Нередко возникшие споры удается решить в досудебном порядке, так как налоговая служба не заинтересована в судебных процессах. Если при проверке выясняется, что претензии налоговиков необоснованны, то удается обойтись без обращения в суд. Если на первом этапе решить спор не удается, следует обратиться в вышестоящий налоговый орган. А если и там постигла неудача, то придется идти в суд.

Срок обжалования налогового уведомления

Сроки подачи жалоб

Существует два вида жалоб, которые налогоплательщик может подать, чтобы оспорить решение налоговой:

  • Апелляционная. Подается при несогласии с решениями налогового органа, принятыми после проведения проверки. Важное условие – жалоба подается, пока решение не вступило в законную силу. Возможность подать апелляцию должна быть указана в самом решении, вынесенном по результатам налоговой проверки. Там же указывается и срок вступления решения в силу – 1 месяц с момента передачи решения налогоплательщику. Если срок пропущен, подать апелляционную жалобу невозможно.
  • Обычная. Этот вид жалоб подается на уже вступившие в силу ненормативные акты, выданные налоговой инспекцией. Также такую жалобу можно подать на неправомерные действия или бездействие представителей контролирующих органов. Срок подачи – 1 год со дня вынесения решения, на которое не была подана апелляция, либо со дня, когда налогоплательщик узнал о нарушении своих прав. Если указанный срок пропущен по уважительным причинам, подтвержденным документами, то его можно восстановить. На такую возможность указывает статья 139 НК РФ (пункт 2).

В качестве адресата указывают вышестоящий налоговый орган, но подают документ в отделение, которое вынесло решение, не устраивающее налогоплательщика. Пример: жалобу на районную инспекцию подают в то же территориальное отделение, указав в качестве адресата Управление ФНС.

Возражения на претензии, изложенные в акте налоговой проверки

Для справки: При получении акта налогоплательщик должен расписаться и проставить дату получения. Именно от этой, написанной собственноручно, даты начинается отсчет сроков подачи возражений. Поэтому нужно быть внимательным и не допускать ошибок. Если указать не реальную, а уже прошедшую дату, то сроки, отпущенные на подачу возражений и жалоб, сократятся. Если акт направлен налогоплательщику заказным письмом, то датой отсчета считается 6-й день с момента отправки.

Возражения можно составить как по всему акту, так и по его отдельным частям. В этом документе необходимо обязательно указать номер акта проверки и дату его составления. Затем следует подробно изложить свои возражения с отдельными положениями или с актом целиком. Желательно подтвердить свои утверждения документами, копии которых приложить к возражениям.

Обязательно следует составить опись прилагаемых документов, в которой указать все приложения к жалобе. Это исключит возможность случайно или преднамеренно утратить часть приложенной документации.

Налоговый орган после получения возражений обязан сообщить налогоплательщику время и место их рассмотрения. Автор возражений имеет право присутствовать на этом разборе и давать устные пояснения по любым вопросам. Однако неявка привлекаемого к ответственности лица, при условии, что оно было уведомлено о месте и времени разбора, не является причиной для отказа рассмотрения дела (статья 101 п. 2, статья 101.4 п. 7 НК РФ).

В ходе рассмотрения возражений лица, привлекаемого к ответственности, комиссия устанавливает:

  • были ли допущены нарушения законодательства о налогах и сборах;
  • образуют ли выявленные случаи неисполнения законодательства состав налогового правонарушения;
  • имеются ли основания для привлечения лица, в отношении которого был составлен акт, к административной ответственности;
  • обстоятельства, которые исключают или смягчают вину лица в совершении правонарушения.

По результатам исследования выносится решение. Решение может быть либо о привлечении лица к ответственности, либо об отказе в привлечении. Также может быть принято решение о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Если выносится решение о привлечении налогоплательщика к ответственности, то в нем должен быть указан срок, в течение которого его можно обжаловать. Жалобу следует подавать в вышестоящий орган, в решении указать его наименование и адрес. Если и во второй ступени будет выдан отказ, то налогоплательщик может обратиться в суд.

Подача жалобы

ФНС разработала новый формат подачи жалоб, который вступил в действие с 30.04.2020. Если документ подается в ином формате, его не примут к рассмотрению. Согласно новому приказу, жалобы могут направляться в электронном виде по каналам телекоммуникационной связи либо на бумаге. Приказом от 20.12.2019 № ММВ-7-9/645 (там же можно скачать образцы документов) установлена форма, формат, порядок заполнения и представления жалоб, а также порядок направления решений по рассмотренной жалобе.

В жалобе необходимо указать следующие сведения:

  • наименование органа, который будет рассматривать подаваемую жалобу;
  • полные сведения о лице, направляющем жалобу: наименование, адрес, ИНН организации или ИП;
  • предмет жалобы – решение налогового органа, уведомление о начислении штрафа и пр.;
  • код (1 – для простой или 2 – для апелляционной жалобы);
  • номер и дата выдачи документа, который обжалуется;
  • код и наименование органа, выдавшего документ, который обжалуется;
  • основания, которые дают налогоплательщику право считать, что его права были нарушены;
  • опись приложенных документов;
  • подпись заявителя и дата, когда составлен документ.

Обязательно нужно указать, в каком виде заявитель хочет получить ответ – в электронном через личный кабинет или на бумаге (лично, по почте).

Жалоба, подаваемая в электронном виде, должна быть подписана усиленной квалифицированной электронно-цифровой подписью (УКЭЦП). При подаче документа в электронном виде дублировать его на бумаге не требуется. Днем подачи жалобы в электронном виде является дата, указанная в подтверждении отправки, которое присылает оператор электронного документооборота.

Поступление квитанции о приемке документа, подписанной УКЭЦП налогового органа, является подтверждением того, что документ принят.

Жалобу не примут в следующих случаях:

  • документы отправлены в налоговый орган, который не выносил обжалуемых постановлений и актов;
  • жалоба не соответствует утвержденному формату;
  • электронный документ не заверен УКЭЦП заявителя либо электронная подпись не совпадает с подписью заявителя;
  • жалобу направляет представитель привлекаемого к ответственности лица, не имеющий полномочий.

Получение ответа по жалобе

Налоговые споры

Ответ на поступившую в вышестоящий налоговый орган жалобу должен быть дан в течение 1 месяца со дня получения. В случае необходимости указанный срок продлевается еще на 1 месяц.

По итогам рассмотрения выносится решение. Оно может быть таким:

  • жалобу оставить без удовлетворения;
  • отменить ранее вынесенное решение налогового органа полностью или в отдельных его частях;
  • отменить ранее вынесенное постановление и принять по рассматриваемому делу новое решение;
  • признать, что действия или бездействие представителей контролирующих органов были неправомерными.

Вышестоящий налоговый орган, в который поступает жалоба от налогоплательщика, не позднее, чем в течение 2 рабочих дней со дня вынесения решения направляет ответ, подписанный руководителем или его заместителем, в нижестоящее отделение. Заявителю ответ должен быть направлен в течение 1 рабочего дня после получения отделением, в которое эта жалоба подавалась.

Обращение в суд

Если меры по досудебному урегулированию конфликтной ситуации не принесли результата, и было вынесено решение, с которым налогоплательщик не соглашается, то остается возможность обратиться в судебные инстанции. Это будет третья ступень решения спора.

Налогоплательщику следует обратиться в арбитражный суд в районе, в котором расположен налоговый орган, вынесший спорное решение. Заявления от частных лиц-налогоплательщиков, не получавших статус ИП, рассматриваются в судах общей юрисдикции. Рассмотрение дел происходит в соответствии с порядком, установленным в АПК РФ (глава 24) и КАС РФ (глава 22).

Заявление налогоплательщик может подать в течение 3 месяцев со дня, когда стало известно о нарушении прав. Если срок подачи пропущен, то его можно восстановить через суд.

Если решение суда первой инстанции не устроит налогоплательщика, то его можно обжаловать в суде вышестоящей инстанции. Обращаться в суд повторно по одному и тому же вопросу нельзя, даже если будут подготовлены дополнительные доводы для обоснования позиции заявителя. Если человек обратится в суд повторно, то дело не рассматривают – производство будет сразу же прекращено (АПК РФ Статья 150).

Составление иска

Заявление для подачи в суд можно написать самостоятельно. Рекомендации по составлению этого документа:

  • подать заявление можно на бумаге или в электронном виде;
  • важно соблюсти все формальные требования к содержанию заявления;
  • в основной части изложить аргументы, позволяющие понять, почему налогоплательщик не признает доводы налоговой службы;
  • к заявлению приложить доказательства в виде документов или их копий.

Предварительно анализируют все нарушения, допущенные работниками налогового органа во время проверки или при досудебном рассмотрении вопроса. Пример: если налогоплательщик не получал уведомления о рассмотрении его возражений по результатам проверки и не мог дать объяснения по возникающим вопросам, это обязательно указывают в заявлении. Суд в процессе слушаний примет во внимание такое обстоятельство. Любые факты, указывающие на нарушения, допущенные налоговиками, помогут склонить судью на сторону налогоплательщика.

Заявление важно составить правильно. В документе должны быть указаны следующие сведения:

  • наименование органа, который принял оспариваемый акт, либо данные лица, которое, будучи государственным служащим, произвело неправомерные действия или своим бездействием нарушило права заявителя;
  • наименование, дата составления, номер оспариваемого акта;
  • те интересы и права налогоплательщика, которые были нарушены оспариваемым актом или действием (бездействием) работника налогового органа;
  • законы или правовые акты, которые, по мнению заявителя, нарушены оспариваемым актом;
  • требование заявителя признать оспариваемый акт незаконным.

Желательно каждый спорный момент подкреплять документами, доказывающими правоту заявителя. В документе следует указать ссылки на:

  • действующие нормы Налогового кодекса, законодательные акты;
  • разъяснения Министерства финансов и ФНС, если они проясняют спорный вопрос;
  • судебные акты, выпускаемые арбитражными судами.

Необходимо указать на положения, которые могут оказать влияние на судебное решение, если оно будет не в пользу заявителя. Это обстоятельства:

  • из-за которых привлечение к ответственности исключено (истечение срока давности и пр.), согласно 109 статье НК РФ;
  • которые могут рассматриваться как смягчающие меру ответственности (статьи 112 и 114 НК РФ);
  • исключающие вину (111 статья НК).

Обязательно прилагаются к заявлению такие документы:

  • копия оспариваемого документа;
  • ответ, полученный в ходе досудебного урегулирования вопроса;

В том случае, если налоговая инспекция на жалобу налогоплательщика не отреагировала своевременно и не предоставила свое решение по предъявленным ранее возражениям, следует приложить к судебному иску копию поданного в вышестоящую налоговую инстанцию заявления и извещение о принятии документов контролирующим органом.

Госпошлина

При подаче заявления в арбитражный суд о признании недействительным уведомления или ненормативного акта, выданного налоговой инспекцией, необходимо оплатить пошлину в размере:

  • 300 рублей – для частных лиц;
  • 3000 рублей – для компаний.

Размер пошлин зафиксирован в пункте 1 статьи 333.21 НК.

Порядок рассмотрения

Сроки рассмотрения дела ограничены 6 месяцами. В этот период включена подготовка к разбирательству и собственно принятие решения. При необходимости срок может быть продлен. Основанием для продления является особая сложность вопроса и дела, в котором много участников и заинтересованных лиц.

Если в суде принимают заявление к рассмотрению, то заявителю сообщают время и место, где будут проходить слушания. Истец имеет право посетить заседание, но его неявка – это не основание для переноса заседания.

В процессе рассмотрения дела суд:

  • проверяет оспариваемый акт или его отдельные части на соответствие действующим законодательным нормам;
  • устанавливает законность полномочий лиц, которые составили и подписали оспариваемый документ;
  • проверяет, нарушает ли предмет спора законные права и интересы заявителя.

В судебной практике судьи полноценно проверяют законность решений и действий работников контролирующих органов, а не только изучают доводы, приведенные в заявлении. Если будет установлено, что действия или бездействие служащих не соответствуют закону, то решением суда будут отменены все правовые последствия, которые наступили в результате.

Копии решения суда направляются всем участникам процесса. Срок направления копий решения арбитражного суда – 5 рабочих дней. При обращении в суд общей юрисдикции этот срок сокращается до 3 дней.

Пересмотр решения арбитражного суда

Пока решение, вынесенное на заседании арбитражного суда, не вступило в действие, его можно обжаловать. Для этого одна из сторон процесса имеет право подать иск в апелляционный суд. Срок подачи жалобы – 1 месяц с момента получения решения арбитражного суда первой инстанции.

Постановление суда по поданной ранее апелляции может быть обжаловано в порядке кассационного производства полностью или частично, согласно ст. 273 АПК РФ.

Кассационные жалобы подают в течение 2 месяцев со дня вступления в силу судебного акта, который планируется обжаловать. Если время подачи жалобы пропущено по причинам, не зависящим от лица, допустившего просрочку, сроки могут быть восстановлены. Для этого необходимо подать ходатайство в арбитражный суд кассационной инстанции, но не позднее, чем через полгода после вступления в силу решения, которое будет обжаловаться (статья 276 АПК РФ).

Ходатайство о восстановлении сроков рассматривается в течение 5 дней. В случае положительного решения составляется судебный акт, при отказе выпускается определение. Копия акта или определения направляется лицу, которое подавало ходатайство, не позднее чем через 1 день после вынесения.

Суд рассматривает кассации исключительно в пределах требований первоначально поданной жалобы. Дополнительные доказательства к делу не приобщаются, не рассматриваются и не учитываются при вынесении решения.

Выводы

Разногласия с представителями налоговых органов – обычное дело для людей, ведущих экономическую и хозяйственную деятельность. Обусловлено это спецификой работы и неизбежным участием любой коммерческой организации в налоговых отношениях.

Если претензии налоговых органов необоснованны, не следует с ними мириться. Налогоплательщики имеют полное право отстаивать свои интересы. Действовать нужно последовательно и уверенно, подкрепляя свои слова документами. Нередко спор удается разрешить уже на первой ступени, то есть при представлении возражений в орган, вынесший незаконное, по мнению налогоплательщика, постановление.

Если же местный налоговый орган не признает свою неправоту, можно обратиться в вышестоящую инстанцию. Крайней мерой решения налоговых споров является арбитражный суд.

Чтобы повысить шансы на успешное решение проблемы, предприниматели и руководители компаний обращаются к юристам, чья специализация – налоговые споры. Адвокат собирает полный пакет документов, составляет возражения или жалобу и представляет интересы нанимателя в суде. Обращение к юристу поможет избежать ошибок и повысит шансы на разрешение спора в пользу налогоплательщика.

Галина Кардашян

Как реагировать на требования налоговиков предоставить документы? Срочно бросать дела и комплектовать запрошенные сведения? А можно ли игнорировать? Такие вопросы наши специалисты слышат ежедневно. В этом материале мы решили рассказать об ответственности налогоплательщиков, которые по тем или иным причинам не предоставили ИФНС информацию.

Можно ли не отвечать на запрос ИФНС?

Право инспекторов на истребование информации (документов) у организаций и предпринимателей закреплено в НК. Контролеров могут интересовать как документация самого налогоплательщика (ст. 93 НК РФ), так и информация о контрагентах предприятия или сведения об определенной сделке (ст. 93.1 НК РФ).

Более того, инспекция имеет право запрашивать данные о конкретной сделке не только у ее непосредственных участников, но и у сторонних лиц, которые, по мнению ИФНС, могут располагать нужной информацией.

Налогоплательщик же, получивший запрос от контролеров, обязан на него ответить. Поэтому игнорировать требование налоговиков нельзя! В противном случае компанию ждут неприятные последствия.

Какие документы могут запросить налоговики

К сожалению, в настоящее время НК не содержит ни конкретного списка документов, которые вправе запрашивать ИФНС, ни ограничений по их количеству. Но на основании положений кодекса можно очертить границы, за рамки которых инспекция выходить не должна:

  1. При проведении налоговой проверки может быть запрошена только та документация, которая относится к проверяемому периоду и налогу.
  2. При запросе данных о контрагенте, представляется документация об отношениях именно с этим контрагентом, иные сведения (например, о других субъектах) компания подавать не обязана.
  3. Налоговики могут требовать только те документы, обязанность оформления и ведения которых установлена налоговым законодательством.
  4. Повторное истребование документации неправомерно. Исключение составляют документы, которые ранее представлялись в ИФНС в подлинниках, а затем были возвращены владельцам.

Срок передачи данных в инспекцию

Если налоговики интересуются конкретной сделкой, срок отправки ответа составляет 10 суток. А вот сообщить информацию о своем контрагенте по встречной проверке придется оперативнее, на подготовку и направление документов (информации) дается всего 5 дн. (п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

Очень важно правильно определить точку отсчета срока. Так, запрос из ИФНС, переданный по ТКС, считается полученным с даты, указанной в квитанции о его приеме; почтой — на 6 день со дня его отправки; а размещенный в ЛК на портале ФНС — уже на следующий день со дня его размещения.

Ответственность за непредоставление документов по требованию налоговой

Штрафы по статье 126

В этой статье прописаны санкции для хозяйствующих субъектов, не представивших документацию. На нарушителей налагаются штрафы:

  1. 200 руб. за каждый ненаправленный документ, если проводится проверка самой компании. В случае неподачи документации относительно прибыли контролируемой фирмы-иностранца штраф составит уже 100 000 руб.
  2. 10 000 руб., если налогоплательщик не подал в срок документацию по клиенту в рамках встречной проверки или не направил документы по конкретной сделке, запрошенные налоговиками вне каких-либо проверок.

Аналогичная сумма взимается за отказ в представлении документов или передаче заведомо недостоверных данных.

Санкции по ст. 129.1

По этой статье с налогоплательщиков взимаются штрафы за несвоевременное предоставление информации:

  • 5 000 руб., если деяние совершено впервые;
  • 20 000 руб., если компания допустила нарушение повторно в течение одного года.

За игнорирование требования налоговиков о передаче информации взимаются аналогичные суммы.

Обратите внимание!

Если налогоплательщик не представил как документы, так и информацию о контрагенте, контролеры могут выписать одновременно 2 штрафа (по ст. 126 и по ст. 129). Данное право подтверждено решением АС ВСО от 12.11.18 № А33-16694/2017.

Что еще может грозить нарушителям

Кроме санкций по налоговому законодательству, должностные лица предприятия, не сообщившие запрошенные сведения налоговикам, могут быть наказаны штрафом в размере 300–500 руб. по ст. 15.6. КоАП РФ.

Отказ компании предоставить документы инспекторам в рамках выездной проверки может спровоцировать принудительную выемку сведений по ст. 94 НК РФ.

Если налогоплательщик, обязанный отчитываться в ИФНС в электронной форме, не направит квитанцию о получении запроса от инспекторов в 6-дневный срок, ему могут заблокировать расчетный счет.

Неудовлетворение требований ревизоров по представлению документов или информации по встречной проверке может привести к неприятным последствиям:

Кроме того, не стоит забывать, что все риски, связанные с ненадежными клиентами, несет сам налогоплательщик.

1С-WiseAdvice рекомендует быть осмотрительнее в выборе партнеров, так как благодаря системе АСК НДС-2 легко прослеживается вся цепочка контрагентов, а работа с неблагонадежными компаниями может обойтись очень дорого и многократно перевесить все возможные налоговые выгоды.

В каких случаях можно избежать штрафов?

Чиновники тоже люди, поэтому, принимая во внимание человеческий фактор, нужно внимательно изучить полученное требование на предмет ошибок и неточностей.

  1. Ваша ИФНС пересылает поручение из другой налоговой без выставления требования от своего имени.
  2. В поручении не обозначено, на основании какого контрольного мероприятия возникла необходимость в представлении информации или документов.
  3. При истребовании данных об определенной сделке не указаны сведения, позволяющие однозначно идентифицировать эту сделку и т.д.

Можно ли снизить сумму штрафа

Если организация по каким-либо причинам не смогла выполнить требование ревизоров и ей выставили штраф, не нужно спешить с его уплатой. Необходимо внимательно изучить ситуацию и проконсультироваться с квалифицированными юристами, возможно штраф удастся снизить в разы.

Например, при подготовке возражений к акту компания может заявить о наличии смягчающих обстоятельств (ст. 112 НК РФ):

  • нарушение допущено впервые;
  • большое количество запрошенных документов (желательно привести расчет затрат рабочего времени на изготовление нужных копий);
  • незначительность просрочки;
  • нахождение части документации ОП в головной организации;
  • одновременное получение нескольких запросов от ИФНС и т.д.

При наличии хотя бы одного смягчающего фактора, штраф может быть уменьшен в 2 раза и более (п. 3 ст. 114 НК РФ). Неправомерность санкций можно оспорить в судебном порядке.

В частности, суды указывают, что инспекции, назначающие санкции за каждый не представленный документ, тем самым принимают на себя дополнительные обязанности по определению количества этих документов и не могут определять размер штрафа из теоретических предположений (постановление АС ЦО от 04.09.2018 № Ф10-3293/2018). Такая позиция судебных органов помогает налогоплательщикам отбиться от неправомерных притязаний контролеров.

Кроме того, суд может полностью отменить штраф в ситуациях, когда установлены факторы, исключающие вину хозяйствующего субъекта (ст. 111 НК РФ). Например, все документы компании были безвозвратно утеряны при пожаре, и этот факт удостоверяется справкой из органов пожарного надзора.

Читайте также: