Соглашение с чили об избежании двойного налогообложения

Обновлено: 18.05.2024

3 апреля 2020 Секретариат ОЭСР опубликовал рекомендации о порядке применения международных соглашений об избежании двойного налогообложения в условиях применяемых правительствами ограничений, направленных на борьбу с распространением коронавирусной инфекции COVID-19.

Ниже приведены основные выводы Секретариата ОЭСР по ключевым трансграничным проблемам.

1. Проблемы, связанные с созданием постоянного представительства

Разъяснения ОЭСР

Выводы ОЭСР даны в отношении трёх ситуаций:

1. образование постоянного представительства по месту удаленной работы работника.

Исключительная и временная смена места, где работники осуществляют свою деятельность из-за кризиса COVID-19, например, работа на дому, не должна создавать постоянного представительства для работодателя;

2. образование постоянного представительства агентского типа.

Заключение контрактов работником иностранной организации - нерезидента или иным лицом за пределами их обычного (постоянного) места деятельности из-за кризиса COVID-19 не создает для предприятия постоянного представительства агентского типа. Однако может быть уместен другой подход, если работник обычно заключал контракты от имени предприятия в своей стране до введения ограничительных мер;

3) влияние ограничительных мер на исчисление срока существования строительной площадки для решения вопроса о возникновении постоянного представительства.

Временное прекращение деятельности на строительной площадке засчитывается в срок существования такой площадки для целей возникновения у иностранной организации постоянного представительства. То есть течение этого срока в связи простоем из-за пандемии не приостанавливается.

Второе разъяснение применимо в тех же тех ситуациях, когда работник иностранной организации-нерезидента или иное лицо осуществляют заключение контрактов от имени юридического лица (например, работник иностранной организации, временно оказавшийся в России, или работник российской организации, не имеющий возможности вернуться из-за рубежа).

Рекомендации ОЭСР в отношении строительной площадки представляются неполными, поскольку обоснованы только одним аспектом – при временном прекращении работы существование самой строительной площадки по общему правилу не прекращается. В качестве примера ОЭСР приводит обстоятельства, указанные в параграфе 55 комментария к ст. 5 (3) Модельной конвенции (сезонность, отсутствие материальных или трудовых ресурсов).

Но, по нашему мнению, учет перерыва в работе, вызванного пандемией COVID-19, в общем сроке существования строительной площадки несправедливо и не соответствует общей логике рекомендаций ОЭСР. Обозначенные в Комментариях случаи перерывов в строительстве относятся к прогнозируемым или зависящим от компании обстоятельствам. Текущую ситуацию к таким обстоятельствам отнести нельзя. Следовательно, правильнее было бы ориентироваться на срок выполнения работ на стройплощадке, как он определен в контракте. Поэтому, на наш взгляд, вопрос об исчисления сроков существования строительной площадки в условиях пандемии требует дополнительной проработки и разъяснения.


2. Проблемы, связанные со статусом резидентства компании (местом эффективного управления)

Разъяснения ОЭСР

Временная смена местонахождения главных исполнительных директоров и других высших должностных лиц организации является чрезвычайной и временной ситуацией из-за кризиса COVID-19, поэтому такая смена не должна приводить к изменению места налогового резидентства юридического лица.

Документ напоминает, что для резидентского статуса важно, где обычно осуществляется руководство деятельностью компании. Управление компанией из другой страны из-за ограничительных мер не делает эту страну обычным местом управления. В тех же случаях, когда мнения государств на этот счет разнятся, ОЭСР призывает решать разногласия посредством взаимосогласительных процедур и c учетом дополнительных факторов.

Отсюда возникают, как минимум, две потенциальные проблемы для иностранных компаний, связанные с определением налогового статуса в связи с принятием ограничительных мер.

И в том и в другом случаях признание иностранной организации российским резидентом приводит к серьезным последствиям: для целей налогообложения она приравнивается к российским хозяйственным обществам и должна выполнять все обязанности, присущие российскому налогоплательщику.


3. Проблемы, связанные с сотрудниками, которые работают в одной стране, но ездят туда из другой страны, где они проживают (с приграничными работниками)

Разъяснения ОЭСР

Если государство предоставляет компаниям финансовую помощь (субсидию) для сохранения рабочего места работника во время COVID-19, то доход, который работник получает от работодателя, должен быть отнесён к тому месту, где работа выполнялась ранее.

ОЭСР рассматривает достаточно узкую ситуацию: как должны облагаться выплаты приграничным работникам в том случае, если государство предоставляет субсидии компании для сохранения им зарплаты. По мнению ОЭСР, платежи, которые сотрудники получают в этих обстоятельствах, больше всего схожи с выплатами при увольнении. Поэтому в силу параграфа 2.6 комментария к ст. 15 Модельной налоговой конвенции такие платежи должны быть отнесены к месту, где работник мог бы трудиться при иных обстоятельствах. В большинстве случаев это место, где человек работал до кризиса COVID-19.

Например, работник ездит на работу в Финляндию, но на выходные возвращается в Россию. На время пандемии работник остается в России. Если в этом случае Финляндия субсидирует работодателю средства на выплату зарплаты, то указанные доходы в соответствии с рекомендациями должны будут облагаться в Финляндии.

Однако этим примером спорные ситуации не ограничиваются. ОЭСР не отвечает на вопросы:

  1. как будут облагаться такие выплаты, если работник продолжает выполнять работу в месте своего проживания (вынужденного пребывания)?
  2. изменятся ли рекомендации, если зарплата и иное вознаграждение таким работникам будет выплачиваться самим работодателем, не за счет государства?

Ответы на эти вопросы будут зависеть, в том числе, от существа самой выплаты (насколько она похожа на выплаты при увольнении), была ли организована работа в стране проживания (вынужденного пребывания) работника. В зависимости от особенностей каждой ситуации необходимость отнесения спорных выплат к тому месту, где работник трудился ранее, становится неочевидной.


4. Проблемы, связанные с определением места резидентства физических лиц

Разъяснения ОЭСР

Временное пребывание физического лица в государстве, вызванное исключительными (экстраординарными) обстоятельствами, не должно влечь возникновения у физического лица статуса налогового резидента.

ОЭСР рассматривает две ситуации.

1) первая, когда физическое лицо временно выехало в другое государство и в силу ограничительных мер вынуждено в нём находиться из-за ситуации с COVID-19.

К России это вряд ли применимо, так как трудно представить, что иностранные налогоплательщики будут вынуждены задержаться на карантине более полугода. Однако в отдельных случаях даже краткосрочное пребывание может привести к признанию лица налоговым резидентом государства временной изоляции. Особенно это актуально для европейских стран. Например, при временном пребывании российского гражданина на территории Великобритании больше месяца он может стать её налоговым резидентом не по своей воле;

2) вторая, когда иностранный работник стал резидентом государства своего работодателя, но в силу действия ограничительных мер вынужден находиться в государстве своего предыдущего налогового резидентства и вновь рискует стать его резидентом.

Например, когда иностранный гражданин приехал на постоянную работу в Россию, но на период ограничений вернулся на родину.

В обоих случаях ОЭСР полагает, что при устранении двойного налогообложения налоговые органы при оценке статуса налогового резидента должны определять его без учета влияния ограничительных мер. Для иностранцев, уехавших на родину, это, например, означает, что они по-прежнему должны признаваться резидентами РФ и не возвращать себе статус налогового резидента своего родного государства.

Над чем стоит подумать

Формально разъяснения ОЭСР по COVID-19 не являются обязательными для налоговых администраций. Но, по нашему мнению, они будут применяться как авторитетный источник при толковании и применении заключенных международных договоров.

В то же время, каждая конкретная ситуация нуждается во всестороннем анализе, с учетом действующего законодательства, позиции российских финансовых и налоговых органов.

Ожидается, что новые правила будут применяться в отношении налогов у источника уже с 1 января 2021 года.

Таким образом, ряд трансграничных сделок и структур будет анализироваться налоговыми органами еще более тщательно с учетом новых требований MLI.

Одним из основных нововведений является применение теста основной цели (principal purpose test, PPT), в соответствии с которым льготы по СИДН не будут предоставляться, если их получение было одной из основных целей какой-либо структуры или сделки.

Для прохождения данного теста налогоплательщик должен продемонстрировать, что при учреждении структуры / заключении сделки он руководствовался соображениями, не связанными с налоговой экономией (например, благоприятным инвестиционным климатом, наличием гибкого законодательства в определенной юрисдикции, повышением эффективности управления бизнесом и др.).

Россия также заявила применение упрощенного положения об ограничении льгот (simplified limitation on benefits, SLoB), автоматически исключающего ряд компаний и структур из числа лиц, имеющих право на получение льгот по СИДН (холдинговые компании, компании, осуществляющие внутригрупповое финансирование, и др.).

Однако, положения MLI применяются к СИДН только при их выборе обеими подписавшими его юрисдикциями. Поскольку лишь немногие партнеры России выбрали возможность использования SLoB (Дания, Индия, Исландия, Норвегия, Словакия 2 ), в отношении большинства СИДН данное положение применяться не будет и будет использоваться тест основной цели.

Помимо оценки основной цели предполагаются и иные значительные изменения, в частности:

введение дополнительного критерия для применения льготной ставки налога у источника на дивиденды в виде непрерывного владения долями/акциями выплачивающей дивиденды компании не менее 365 дней (т.е. невозможным станет распределение дивидендов с применением льготной ставки, если на момент выплаты дохода новый иностранный участник российской компании владеет ее долями/акциями менее года);

налогообложение доходов от отчуждения акций/долей компаний, стоимость которых представлена преимущественно недвижимым имуществом, по месту нахождения недвижимости (в настоящий момент данное правило уже содержится во многих СИДН, заключенных Россией);

Обращаем внимание, что указанные положения будут использоваться только если партнеры России по СИДН не выразят позиции по их неприменению.

Уже сейчас актуально провести диагностику существующих структур и начать их адаптацию к новым правилам.

определить используются ли в Вашей структуре СИДН с юрисдикцией, попадающей под действие MLI (необходимо учитывать не только государства, содержащиеся в переданном ОЭСР списке, но и иные юрисдикции, на которые Россия распространила действие MLI 3 );

оценить насколько действующая структура удовлетворяет тесту основной цели / попадает под действие упрощенного положения об ограничении льгот;

В случае включения в состав холдинговой структуры новых компаний или проведения внутренних корпоративных реорганизаций при выплате дивидендов с использованием СИДН необходимо учитывать новое условие о непрерывном участии в компании на протяжении 365 календарных дней на дату выплаты дивидендного дохода.

Также обращаем внимание, что в список стран, к СИДН с которыми Россия будет применять MLI, включены юрисдикции, ранее получившие предложение об изменении текущих СИДН и введении 15% ставки налога у источника на проценты и дивиденды 4 .

В настоящий момент — это Люксембург и Мальта, однако в перспективе возможно расширение данного перечня.

В связи с этим рекомендуем как можно более тщательно подойти к выбору дальнейшей стратегии, отслеживать развитие законодательства и практики его применения.

Специалисты АЛРУД, имея многолетий опыт сопровождения клиентов по вопросам международного налогообложения, готовы предложить свою экспертизу для решения вопросов, возникающих в связи с грядущими изменениями.

1 Новые правила будут применяться к СИДН с Австралией, Австрией, Бельгией, Великобританией, Данией, Израилем, Индией, Ирландией, Исландией, Канадой, Катаром, Латвией, Литвой, Люксембургом, Мальтой, Нидерландами, Новой Зеландией, Норвегией, ОАЭ, Польшей, Сербией, Сингапуром, Словакией, Словенией, Украиной, Финляндией и Францией.

Примечание: Обращаем ваше внимание на то, что вся информация была взята из открытых источников. Автор данного письма не несет ответственность за последствия, возникшие в результате принятия решений на основе данной информации.

В апреле 2020 года В.В. Путин в своем обращении анонсировал пересмотр положений договора в связи с оттоком капитала из страны.

03 августа 2020 года Минфин РФ объявил о начале денонсации договора с Кипром об избежании двойного налогообложения.

Немного истории

Это был первый звоночеко том, что налоговая инспекция всерьез решила перекрыть отток российских капиталов на Кипр.

Развитие событий

Согласно пункту 2 статьи 7 НК РФ, лицом, имеющим фактическое право на доходы, признается лицо, которое в силу прямого и (или) косвенного участия в организации, контроля над организацией либо в силу иных обстоятельств имеет право самостоятельно пользоваться и (или) распоряжаться доходом, полученным этой организацией.

В 2014 году Минфин берет на вооружение зарубежную концепцию кондуитной компании, то есть компании, которая не имеет фактического права на доход, а создана исключительно для того, чтобы пользоваться льготами договора об избежании двойного налогообложения.В Письме № 03-00-РЗ/16236 от 09.04.2014 даются следующие ориентиры для проверяющих лиц. Так, кондуитная компания может иметь следующие особенности:

-Компания перечисляет всю сумму дивидендов или процентов, полученных из России,иной компании.

- Компания, предоставившая заем российскому юридическому лицу, сама получила его от третьих лиц.

В 2017 году ФНС выпускает письмо № СА-4-7/9270, в котором перечисляет все признаки кондуитной компании, а именно:

  • отсутствие самостоятельности принятия решений директорами иностранных компаний;
  • отсутствие полномочий по распоряжению доходом;
  • наличие персонала, офиса, общехозяйственных затрат;
  • неполучение экономической выгоды от дохода (неиспользовании в предпринимательской деятельности);
  • отсутствие коммерческих рисков в отношении активов;
  • наличие юридических и фактических обязательств по дальнейшему перечислению дохода;
  • системность транзитных платежей.

Признавая компанию кондуитной, налоговая инспекция применяет сквозной подход, устанавливает в качестве получателя дохода бенефициара или же оффшорную компанию и доначисляет налоги.

Сабстенс как решение проблемы

Налоговые инспекции при поддержке судов сделали проблематичным применение договоров об избежании двойного налогообложения. Многие предприниматели приняли новые правила игры и начали активно создавать т.н.сабстенс — экономическую составляющую деятельности своих кипрских предприятий. Они арендовали офисы, нанимали специалистов и др. К сожалению, мы не можем сказать, что эти попытки существенно снижают риск доначисления налогов.Скорее наоборот,ониповысят общую предвзятость налоговой инспекции и судебных органов к кипрским предприятиям в составе холдинга.

К апрелю 2020 года сложилась ситуация, когда мало кто из специалистов порекомендовал бы применять старые схемы по выводу денег из России. И объявление о намерении пересмотреть, а затем и денонсировать договор, — это логичный шаг. Россия отходит от приоритета норм международного права и демонстрирует отсутствие желания международного сотрудничества.

Начало денонсации

Как быть бизнесменам, которые хотят воспользоваться льготами в 2020 году? С какого момента они лишатсяправа воспользоваться льготами, предоставленными договором?

Согласно условиям самого соглашения, любое государство может прекратить действие соглашения, направив уведомление другой стороне по дипломатическим каналам. Соглашение будет считаться прекратившим свое действие с первого января следующего года. Вопрос о том, можно ли будет в 2021 году воспользоваться льготами договора применительно к прибыли, полученной за 2020 год, остается открытым. Однако, если компания планирует перечислять дивиденды за 2020 год, то, вероятно, имеет смысл перечислить дивиденды по итогам первого полугодия в самое ближайшее время.

Чего ожидать в будущем?

Россия уже предложила Нидерландам пересмотреть условия соглашения об избежании двойного налогообложения. Вероятно, будут денонсированы договоры с Люксембургом и Мальтой.

Как быть бизнесу?

Прежде всего, стоит отметить, что денонсация договора с Кипром вовсе не стала неожиданностью для российских бизнесменов. Однако Кипр как юрисдикция для создания иностранной компании все еще может быть привлекательной. Низкая налоговая нагрузка, наличие значительного количества русскоязычных резидентов, относительно невысокая стоимость обслуживания компании — все это продолжает вызывать интерес предпринимателей. Поэтому если вдруг на Кипре имеется компания, то срочно закрывать ее совершенно необязательно.

Однако корпоративную структуру можно и нужно периодически пересматривать, и сейчас именно тот момент, когда сделать это весьма желательно.

Пути развития холдинга с иностранными компаниями

Очевидным вариантом решения проблемы может стать поиск более подходящей юрисдикции для регистрации зарубежной компании. Можно присмотреться к Гонконгу в качестве юрисдикции.

В 2016 году Россия и Гонконг подписали договор об избежании двойного налогообложения. Это было сделано в разгар борьбы с оттоком капитала, то есть в какой-то мере можно рассчитывать на то, что договор не будет денонсирован в ближайшее время. Полученные гонконгской компанией дивиденды не облагаются налогом в Гонконге, также в Гонконге нет налога у источника на дивиденды, которые распределяет гонконгская компания своим зарубежным акционерам.

Договор сГонконгом предоставляет право применить пониженную ставку налога у источника при условии, что процент владения дочерней компании составляет 15 % и более. В данном случае налог у источника составит 5 %. При этом размер вложения в уставный капитал дочерней компании не оговаривается. Такие условия даже лучше, чем предоставлял практически денонсированный договор с Кипром.

К сожалению, ФНС будет продолжать применять концепцию фактического права на доход, и все вышеописанные риски будут сохраняться и в случае открытия гонконгской компании.

Россия предложила владельцам кипрских компаний (и не только кипрских) возможность редомицилировать компании на остров Октябрьский или остров Русский.Это может быть неплохим выходом из сложившейся ситуации. Однако минусов в таком решении может быть больше, чем плюсов. Самый очевидный — это повышение юрисдикционных рисков. Проще говоря, далеко не все бизнесмены готовы держать свои средства только в одной стране.

На просторах интернета встречается совет не делать ничего, а посмотреть, как будут развиваться события. Этот совет не так уж плох, если предприниматель готов свернуть деятельность своих зарубежных компаний на неопределенный срок.

На данный момент очевидно одно: любые схемы оптимизации налогообложения нужно применять предельно аккуратно, учитывая все особенности бизнеса.

P . S . Пока материал готовился, Минфин РФ и республика Кипр сумели прийти к соглашению. Согласно официальным данным, стороны договорились повысить ставку по налогу у источника до 15% в отношении дивидендов и процентов. Изменения не коснутся публичных компанийю Дополнительный протокол пока не опубликован, и его текст в свободном доступе отсутствует.

Хорошо ли это для бизнеса? Сложно сказать. Эксперты полагают, что можно будет применять т.н. "сквозной подход", Это означает, что налог у источника будет рассчитываться согласно ставкам, которые применялись бы, если бы получателем средств было физическое лицо-бенефициар холдинга или же компания, которая имеет фактическое право на доход. Такая практика уже начала формироваться. Другое дело, что экономить на налогах так, как раньше, уже не представляется возможным. В каком-то смысле повышение налоговых ставок по налогу у источника равносильно денонсации договора.

Празднование Дня Государственного флага
Празднование Дня Государственного флага

МОСКВА, 3 авг — ПРАЙМ. Россия начала процедуру денонсации соглашения об избежании двойного налогообложения с Кипром, сообщил Минфин.

Ниже приводится справочная информация о соглашениях об избежании двойного налогообложения РФ с другими странами.

Двойное налогообложение – это налогообложение, при котором один и тот же доход облагается налогом в двух или нескольких странах. Обычно доход какого-либо лица, полученный им в разных странах мира, облагается налогом в стране местопребывания этого лица. Кроме того, доходы такого лица могут облагаться налогом в других странах, в которых они возникают либо в форме процентов, либо в результате коммерческой деятельности. В результате появилось большое количество договоров (соглашений о двойном налогообложении), заключенных между различными странами с целью уберечь доходы своих резидентов от двойного налогообложения.

В соглашении об избежании двойного налогообложения указаны виды налогов, которые это соглашение регулирует, а также круг лиц, на которых распространяются нормы документа. Приводятся условия налогообложения, срок действия и порядок прекращения договора. Международные соглашения определяют правила разграничения прав каждого государства по налогообложению организаций и физических лиц. Но методы реализации этих положений (порядок уплаты налогов и способы привлечения к ответственности за нарушения) устанавливаются внутренним законодательством каждой страны.

В Российской Федерации налогами, рассматриваемыми в рамках международных соглашений, для физических лиц является НДФЛ (налог на доходы физических лиц), а для юридических лиц – налог на прибыль.

По данным Министерства финансов на январь 2019 года, Россия заключила соглашения об избежании двойного налогообложения со следующими странами и территориями: Австралия (2004, здесь и далее указан год, с которого применяется подписанный договор), Австрия (2003), Азербайджан (1999), Албания (1998), Алжир (2009), Аргентина (2013), Армения (1999), Белоруссия (1998), Бельгия (2001), Болгария (1996), Ботсвана (2010), Бразилия (2018), Великобритания (1998), Венгрия (1998), Венесуэла (2010), Вьетнам (1997), Германия (1997), Греция (2008), Дания (1998), Египет (2001), Израиль (2001), Индия (1999), Индонезия (2003), Иран (2003), Ирландия (1996), Исландия (2004), Испания (2001), Италия (1999), Казахстан (1998), Канада (1998), Катар (2001), Кипр (2000), Киргизия (2001), Китай (2017), Специальный административный район Гонконг КНР (2017), КНДР (2001), Республика Корея (1996), Куба (2011), Кувейт (2004), Латвия (2013), Ливан (2001), Литва (2006), Люксембург (1998), Республика Северная Македония (2001), Малайзия (1989), Мали (2000), Мальта (2015), Марокко (2000), Мексика (2009), Молдавия (1998), Монголия (1998), Намибия (2001), Нидерланды (1999), Новая Зеландия (2004), Норвегия (2003), Объединенные Арабские Эмираты (2014), Польша (1994), Португалия (2003), Румыния (1996), Саудовская Аравия (2011), Сербия, Черногория (1998, договор был подписан с Союзной Республики Югославия), Сингапур (2010), Сирия (2004), Словакия (1998), Словения (1998), США (1994), Таджикистан (2004), Таиланд (2010), Туркмения (2000), Турция (2000), Узбекистан (1996), Украина (2000), Филиппины (1998), Финляндия (2003), Франция (2000), Хорватия (1998), Чехия (1998), Чили (2013), Швейцария (1998), Швеция (1996), Шри-Ланка (2003), Эквадор (2019), ЮАР (2001), Япония (2019).

25 марта 2020 года президент РФ Владимир Путин в ходе обращения к нации заявил, что Россия готова выйти в одностороннем порядке из соглашений об избежании двойного налогообложения со странами, не согласными с мерами страны по дивидендам. Путин предложил обложить налогом в размере 15% доходы в виде дивидендов, переводимые на счета за рубежом. Предложение потребовало корректировки соглашений с другими странами об избежании двойного налогообложения.

26 марта Минфин РФ сообщил, что налог на вывод из России дивидендов и процентных доходов будет повышен только для транзитных юрисдикций, таких как Кипр, и начнет взиматься в 2021 году, причем мера не коснется выплат по еврооблигациям и облигациям российских компаний, а также займам иностранных банков.

1 апреля правительству Кипра было отправлено письмо об изменении соглашения об избежании двойного налогообложения. 25 июня начались переговоры по изменениям в соглашение.

3 августа Минфин РФ сообщил, что Россия разрывает соглашение о двойном налогообложении с Кипром, поскольку партнеры пытались размыть эффект для российского бюджета от повышения налога на вывод дивидендов.


Соглашение об избежании двойного налогообложения обычно заключается между двумя странами. В соглашении прописываются правила о взыскании налогов на доходы резидента одной страны, полученные в другой. В договоре указываются виды налогов, подпадающие под действие документа, и юридические лица, на которых распространяются их действие.

Что такое соглашение об избежании двойного налогообложения

Основная цель договора об избежании двойного налогообложения заключается в контроле над уклонением от налогов и в содействии торговому сотрудничеству между странами, а также в стимулировании иностранных инвестиций. Стандартный договор, заключенный Грузией с дружественными странами, берет за основу типовой договор налоговой конвенции ОЭСР, согласно которому налоговые права распределяются между партнерами в зависимости от оговоренных условий. А именно, резидент одной страны, получающий доход от другой страны, может облагаться налогом как в государстве источника дохода, так и в стране проживания. Во избежание двойного налогообложения доход, полученный резидентом одной страны от другой страны, будет зачислен на счет налога в государстве-источнике. Договор об избежании двойного налогообложения также регулирует вопросы, касающиеся предотвращения уклонения от налогов и средств применения международно признанных стандартов обмена информацией для целей налогообложения.

У Грузии на 2021 год заключено 57 договоров об избежании двойного налогообложения.

Список стран с которыми Грузия заключила договоры об избежании двойного налогообложения

СтранаПостоянное представительствоНалог на дивидендыНалог на процентыНалог на роялти
Украина12 месяцев5/101010
Белоруссия12 месяцев5/1055
Казахстан6 месяцев151010
Армения6 месяцев5/10105
Турция12 месяцев101010
Китай6 месяцев0/5/10105
Азербайджан6 месяцев101010
Эстония9 месяцев000
ОАЭ6 месяцев000
Кипр9 месяцев000

Остальные 47 стран можете посмотреть по ссылке.

Как работает соглашение об избежании двойного налогообложения

Все соглашения об избежании двойного налогообложения разные, то есть у каждой страны есть своя специфика. Понятно из самого названия, что налог должен платиться в одной из стран, то есть в одном месте, чтобы за одну и ту же услугу, по одному и тому же контракту не платились налоги в двух странах.

Приведем пример на основе нашей работы, чтобы стало понятно. Мы выступаем, как исполнитель за пределами страны заказчика, например, заключаем договор с белорусской компанией, от имени которой мы открываем компанию или осуществляем какие-то действия в интересах этой компании. У Грузии с Белоруссией заключено соглашение об избежании двойного налогообложения. Чтобы резидент Белоруссии у себя не платил налог у источника за те услуги, которые оказаны грузинской компанией — у нас запрашивают справку-подтверждение, что мы являемся налоговым резидентом Грузии. Мы в электронном кабинете налоговой запрашиваем справку о состояние на текущий год о налоговом резидентстве и эту справку на английском языке мы отправляем в Белоруссию, где ее переводят, прикрепляют к налоговому кабинету или физически подают в налоговую, чтобы это стало официальным основанием не платить налог.

Налог у источника по услугам, которые оказывает нерезидент, существует во многих странах. У наших многочисленных клиентов работают сторонние подрядчики из совершенно разных стран. Со странами из списка, приведенного в таблице выше, все работает именно по такой схеме, как было описано. Если компания грузинская и со стороны исполнителя заключено Соглашение, например с Турцией, мы видим, что ушли деньги по такому контракту и сразу запрашиваем у наших клиентов справку с турецкой стороны. Эту справку на английском языке о том, что турецкая компания является налоговым резидентом Турции мы прикрепляем к декларации. То есть декларация подается как обычно, но налоговая база равняется нулю. Эта справка прикрепляется в налоговом кабинете и является основанием снизить налоговую базу до нуля. Работает это только со странами из списка.

Соглашение в некоторых случаях распространяется и на подоходный налог.

Соглашение в некоторых случаях распространяется и на подоходный налог. Например, у нас был клиент, грузинская компания, которая наняла несколько сотрудников граждан Туркменистана. Оплата сотрудникам производилась по договору на их личные счета в Туркменистане. Сотрудники работали за пределами своей страны, но платили налоги как физические лица в Туркменистане. По прошествию нескольких месяцев, когда это обнаружилось, чтобы не платить налог и в Грузии мы запросили справки о налоговом резидентстве из Туркменистана. Соглашение об избежании двойного налогообложения между Грузией и Туркменистаном позволяет эти суммы зачесть даже не смотря на то, что это зарплатный налог. Если одна из сторон уже уже уплатила налог это позволяет другой стороне его избежать. Разъяснение об этом нюансе мы запрашивали и получили в налоговой службе.

США наверное самая жесткая юрисдикция с точки зрения налогов, потому что с Грузией соглашения об отсутствие двойного налогообложения нет. Гражданин США, открывая компанию в Грузии, обязан платить налоги в соответствии с законодательством соединенных штатов Америки. Если вы открываете компанию в Грузии, то вам обязательно нужен счет в грузинском банке. При открытии счета в банке, вам выдается специальная форма для американских резидентов. После заполнения эту форму передают в налоговую службу Америки, то есть грузинский банк передает сразу все сведения о вас. США имеют полный доступ и знают обо всех доходах, которые поступают даже от иностранного бизнеса резидентам Америки. Неуплата налогов в Америке грозит уголовным преследованием.

С Россией немного другая ситуация. Хотя Соглашение между Россией и Грузией не заключено, российские граждане могут в обход налогового законодательства России не отчитываться в налоговую службу своей страны о своем бизнесе за рубежом. Информация о российских гражданах не отправляется автоматически без запроса со стороны государства.

Именно поэтому так важно досконально изучать все нюансы налогообложения стран с которыми работаешь или поручить это профессионалам. Это позволит вам существенно сэкономить на уплате налогов абсолютно легальным образом. Если вы хотите получить подробную и бесплатную консультацию по вашему случаю, то оставляйте заявку на сайте.

Читайте также: