Социальный эффект от внедрения прогрессивной ставки налога на доходы физических лиц заключается

Обновлено: 04.07.2024


Статья посвящена анализу положительных и отрицательных аспектов внедрения в Российской Федерации прогрессивной ставки по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) и проблемным вопросам, которые могут возникнуть вследствие увеличения рассматриваемой налоговой ставки.

Ключевые слова: НДФЛ, ставка НДФЛ, налоговая ставка, прогрессивная ставка НДФЛ

This article analyzes the positive and negative aspects of the introduction of the progressive personal income tax rate in the Russian Federation and the problematic issues that may arise as a result of an increase in the tax rate under consideration.

Keywords: personal income tax, personal income tax rate, progressive personal income tax rate

В настоящее время в Российской Федерации официально установлена политика пропорционального налогообложения относительно доходов физических лиц. Иными словами, по умолчанию, независимо от размера дохода, ставка НДФЛ будет равна 13 % (кроме отдельных случаев, предусмотренных законом, например, предусмотрена ставка 35 % для определенных видов выигрышей и призов и пр.) И основной размер налоговой ставки, и вышеупомянутые исключения закреплены в ст. 224 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ), непосредственно посвященной налоговым ставкам для НДФЛ [1].

В целом правоведы по данному вопросу нередко приходят к выводу о позитивном эффекте наличия прогрессивной ставки НДФЛ. Так, некоторые, отсылая к известным зарубежным экономистам, в частности, Д. Кейнсу, придерживаются точки зрения, что такой механизм налогообложения может служить своего рода стабилизатором, так как во время подъема экономики рост доходов медленнее роста налогов, а при кризисе, наоборот, налоги уменьшится быстрее, чем падают доходы, и тем самым достигается относительно стабильное социальное положение в обществе [8].

Также отмечают, что несправедливо по отношению к необеспеченным массам населения устанавливать ставку НДФЛ 13 %, особенно для граждан, чья зарплата едва ли превышает МРОТ, в то время как более низкая ставка — 9 % — установлена, к примеру, для доходов налоговых резидентов в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года. Правоведы отмечают, что операции с ценными бумагами являются доступными для более богатых граждан, что уже делает несправедливым и странным существование подобной низкой ставки. Также зачастую имущественным налоговым вычетом, который может существенно сократить налоговую базу, и, следовательно сумму налога, подлежащую к уплате, как отмечает Н. Н. Вяльцев, пользуются также в основном обеспеченные лица. Таким образом, в настоящее время в российском налоговом законодательстве очевидны ситуации, которые ставят в очевидно более выгодное положение лиц с более высокими доходами, что дает повод рассуждать о действительной необходимости замены фиксированной ставки НДФЛ на прогрессивную [5].

Также существует и позиция, согласно которой необходимо сохранить пропорциональное налогообложение, но ввести только одну ставку, которая будет применяться к доходу, превышающему установленный минимум (так называемая генеральная скидка) [2].

Еще в исследовании 2016 г. А. И. Поварова говорила о том, что опыт зарубежных стран по использованию прогрессивного налогообложения способствует в том числе и созданию фондов денежных средств, используемых для финансирования мероприятий социального характера [8]. В частности, в настоящее время, на ноябрь 2020 г., 21 октября 2020 г. Государственной Думой был в первом чтении одобрен законопроект о повышении ставки НДФЛ до 15 % для физических лиц, имеющих доходы более 5 млн рублей в год. Изначально эта инициатива поступила от президента В. В. Путина и предполагает собой использование полученных за счет увеличения размера налога денег для создания источника финансовых средств на лечение детей с тяжелыми жизнеугрожающими, хроническими и редкими заболеваниями [10]. Кроме того, Министерство Финансов через пресс-службу сообщило, что облагаться повышенной ставкой будет только часть доходов, превышающая сумму 5 млн рублей, и что применяться она будет только к тем гражданам, чей доход стабильно соответствует обозначенным размерам, а не составил такую сумму из-за, например, продажи квартиры в какой-то конкретный год [11]. Подобную инициативу, на наш взгляд, сложно не поддержать, как минимум из-за ее важной социальной направленности. К тому же, предполагаем, что изменение ставки налога на два процента никак не повлияет существенно на совокупный размер благосостояния обеспеченных граждан, но при этом привнесет значительную финансовую помощь для больных детей. Неясным остается лишь вопрос функционирования этой системы перераспределения денежных средств, аспектов создания подобного фонда, отвечающего за это и пр.

Беря во внимание описанные изменения, происходящие в налоговом законодательстве прямо сейчас, можно предположить о неизбежности перехода в России к прогрессивной ставке и увеличению НДФЛ по мере роста дохода гражданина. Но здесь возникает и дискуссия о том, с какой суммы заработок лица может считаться существенным для применения к нему повышенной ставки налогообложения. Так, В. Г. Пансков утверждает, что необходимо, чтобы прогрессия начиналась исключительно с суммы дохода, по крайней̆ мере в два раза превышающей̆ самую высокую среднюю зарплату в экономике [7]. В целом подобная мысль видится соответствующей базовым принципам справедливости налогообложения, поэтому мы склонны с ней согласиться. Другой вопрос — на что будут расходоваться дополнительные доходы бюджета, полученные за счет возросшей ставки? Будут ли все они направлены на такие же благие цели, как обозначено в обсуждаемой сейчас инициативе, или же послужат в целом для увеличения бюджета? Вопрос остается открытым.

Основные термины (генерируются автоматически): доход, прогрессивная ставка, Российская Федерация, ставок, налоговая ставка, прогрессивное налогообложение, пропорциональное налогообложение, Россия сегодня, фиксированная ставка, часть доходов.


В статье рассматривается анонсированный В.В. Путиным переход в 2021 году к прогрессивной шкале налогообложения. Дается макроэкономическая оценка предстоящей реформы, включающая в себя определение численность высокодоходной группы и расчет потенциальной величины дополнительных поступлений в консолидированный бюджет РФ, а также в местные и региональные бюджеты. Проводится сопоставление полученных результатов с аналогичными оценками в других исследованиях. Анализ текущих расходов бюджета на реализацию социально значимых национальных проектов позволяет оценить величину дополнительных доходов и их возможное использование. Результаты, полученные в работе, могут быть использованы в работе государственных органов.

1. Введение

Проблема социального неравенства в России, как и во всех капиталистических странах, стоит довольно остро и имеет тенденцию к дальнейшему усугублению. Как правило, борьба с избыточным неравенством в современном цивилизованном мире ведется с помощью прогрессивного подоходного налога (ПН), аналогом которого в России выступает налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Почти во всех развитых странах мира действует прогрессивная шкала ПН и в этом смысле Россия резко выбивалась из глобального мирового тренда, сохраняя плоскую шкалу на НДФЛ. Объяснений данного факта было дано немало. Во-первых, перенастройка системы НДФЛ не гарантировала радикального увеличения его роли, что характерно для стран с незначительной долей данного налога в доходах бюджета [1, 2]. Во-вторых, в условиях большого количества льготных режимов и вычетов для различных видов доходов населения НДФЛ сильно сокращает свою прогрессивность и редистрибутивные свойства [3] и в основном ориентирован не на перераспределение доходов высокодоходных групп, а на выравнивание заработной платы [4]. В-третьих, невысокая роль подоходного налога в российской налоговой системе во многом объясняется использованием всевозможных механизмов уклонения от налога налогоплательщиками из высокодоходной группы [4].

Последние несколько лет дискуссия о внедрении прогрессивной шкалы НДФЛ в российском политическом дискурсе развернулась с новой силой. К настоящему моменту она разрешилась в определенном направлении – в стране вводится прогрессивная шкала НДФЛ. Задача статьи состоит в макроэкономической оценке предстоящей реформы, что предполагает, во-первых, определение масштаба класса богатых людей, подпадающих под дополнительное налогообложение, во-вторых, расчет величины дополнительных денежных поступлений в консолидированный бюджет страны, а также в региональные и местные бюджеты, в-третьих, проверку значимости налоговой инновации для решения неотложных социальных задач.

2. Радикальный пересмотр политического курса: ретроспектива борьбы мнений

Параметры сценариев реформы подоходного налога в России

Сценарии

Интервал годового дохода, тыс. руб.

Ставка налога

Нижняя граница

Верхняя граница

КПРФ

5,0 тыс. руб. + 13%
с суммы свыше 100,0 тыс. руб.

382,0 тыс. руб. + 18%
с суммы свыше 3 000,0 тыс. руб.

1 642,0 тыс. руб. + 25%
с суммы свыше 10 000,0 тыс. руб.

ЛДПР

13% с суммы
свыше 180,0 тыс. руб.

288,6 тыс. руб. + 30%
с суммы свыше 2 400,0 тыс. руб.

29568,6 тыс. рублей + 70%
с суммы свыше 100 000,0 тыс. руб.

ПСР

3 120 тыс. рублей + 18%
с суммы свыше 24 000,0 тыс. руб.

В качестве альтернативы прогрессивному НДФЛ Правительство РФ выдвигало свой вариант налоговой реформы, при котором плоская шкала налога сохранялась, а менялась лишь ставка – с 13 до 15% (таблица 1). Скрупулезные расчеты и сравнения четырех конкурирующих проектов реформы НДФЛ показали, что правительственный вариант является экономически более эффективным и намного более реалистичным по сравнению с более справедливыми вариантами трех политических фракций. Кроме того, в ходе расчетов выяснилось, что все сценарии трех политических фракций с прогрессивным НДФЛ исходили из одного и того же неверного постулата о равномерном распределении налогоплательщиков в сверхдоходной группе, в результате чего дополнительные доходы от изменения налоговой шкалы оказались завышенными в 2,0–2,5 раза [5]. Таким образом, противостояние общественности и власти по указанному вопросу приняло характер патовой ситуации.

На наш взгляд, столь плавный переход от плоской шкалы НДФЛ к прогрессивной является одним из самых эффективных управленческих решений за всю историю современной России. Фактически власти страны реализовали свою изначальную задумку по увеличению НДФЛ на 2 п.п., но распространили ее не на все население, что было бы крайне несправедливо, а на довольно узкий контингент богатых граждан, тем самым учтя предложения конкурирующих политических сил и пожелания народных масс.

3. Оцифровка налогового нововведения: первые неожиданные результаты

Как только решение о введении прогрессивной шкалы НДФЛ было официально обнародовано президентом В. Путиным, сразу начались аналитические расчеты, к чему приведет новая система. Подобная аналитическая работа отнюдь не является совсем тривиальной в силу ряда причин.

Во-первых, Росстат не предоставляет информацию, необходимую для соответствующих расчетов. Все, что он может сообщить, это то, что зарплаты свыше 3 млн руб. в год получают всего 0,8% работающих россиян (около 500 тыс. человек), а свыше 5 млн руб. – еще меньше [6].

Во-вторых, помимо данных о том, сколько людей имеют заработок более 5 млн руб. необходимо еще знать их распределение по доходам, а также их общие доходы, чтобы понять величину дополнительных налоговых сборов.

4. Источники данных и авторская оценка эффекта от введения прогрессивной шкалы НДФЛ

В своей деятельности мы также будем опираться на базу данных о неравенстве (World Inequality Database WID), которая была создана в 2011 г. с целью обеспечения удобного и свободного доступа ко всем существующим статистическим рядам о распределении доходов. В своей деятельности WID опирается на объединенные усилия международной сети из более чем 100 исследователей и охватывающей более 70 стран. Деятельность WID координируется исполнительным комитетом, состоящим из 5 содиректоров и десятка региональных и тематических координаторов.

Непосредственная работа по наполнению WID статистикой ведется Всемирной лабораторией неравенства (The World Inequality Lab – WIL), которая состоит примерно из 20 научных сотрудников, ассистентов и сотрудников по проектам из Парижской школы экономики и управляется также, как и WID. Работа WIL финансируется государственными и некоммерческими учреждениями. Структура средств WIL за период 2010–2025 гг. такова: грант Европейского исследовательского совета (30%); помощь от университетов, исследовательских центров и статистических управлений (23%); субсидии от Парижской школы экономики и ее партнерских институтов (16%), Фонда Форда (11%), Университета Беркли (7%), Французского агентства по национальным исследованиям (4%), Фонда Слоуна (3%), Программы Развития ООН (3%), Совета по экономическим и социальным исследованиям и Департамента международного развития Великобритании посредством гранта совместного фонда ESRC–DFID (2%) [8].

Приведем исходные данные и расчетные значения для показателей, необходимых для определения дополнительного эффекта от введения прогрессивной шкалы НДФЛ (таблица 2).

Содержание

Содержание

  • Виды налоговых систем
  • Прогрессивная система налогообложения
  • Прогрессивное налогообложение в мире
  • Прогрессивная система налогообложения в России
  • Положительные стороны прогрессивной системы налогообложения
  • Недостатки прогрессивной системы налогообложения
  • Плюсы и минусы прогрессивной системы налогообложения в таблице
  • Заключение

Прогрессивная система налогообложения направлена на то, чтобы большая часть налогов оплачивалась теми налогоплательщиками, которые получают большие суммы денег. Противостоящей такой системе налогообложения можно назвать регрессивную форму, при которой налоговая ставка снижается вместе с увеличением налога. В статье рассмотрим, что собой представляет прогрессивная налоговая система, а также ее основные преимущества и недостатки.

Виды налоговых систем

Важно! Прогрессивная система налогообложения представляет собой такой метод, который позволяет дифференцировать в зависимости от получаемых доходов размер налоговых ставок.

Налоговая ставка представляет собой один из элементов фискального платежа, которая на законодательном уровне устанавливается для каждого вида налогового сбора. Тариф налога представляет собой величину, которая уплачивается в бюджет, установленную в процентах или абсолютном выражении. Величина в процентах также делится на:

  • пропорциональные, при которых тариф устанавливается в едином размере и он не изменяется даже в случае роста или снижения налогооблагаемой базы;
  • регрессивные, при которых тариф снижается в случае роста налогооблагаемой базы;
  • прогрессивные, при которых при росте налогооблагаемой базы происходит рост уплачиваемых сборов.

Сумма налога, которая уплачивается в абсолютной форме, устанавливается если понятие налогооблагаемой базы не применяется. В качестве примера можно привести госпошлину, оплачиваемую в случае обращения в госорганы при регистрации юридически значимых действий.

Прогрессивная система налогообложения

Прогрессивное налогообложение в мире

Наиболее часто прогрессивная налоговая ставка устанавливается для подоходного налога.Прогрессирующий тариф, при которых от роста дохода зависит рост тарифной ставки устанавливается в разных странах мира, например, в США, КНР и странах Евросоюза. При этом используются как многоступенчатые, так и одноступенчатые прогрессии. В Чехии, к примеру, применяется одноступенчатый тариф, равный 15% и необлагаемых минимум, равный 24 840 крон.

Прогрессивная система налогообложения в России

Важно! На сегодняшний день ни по одному фискальному платежу не применяется прогрессивный метод.

Однако, в нашей стране порядок взимания подоходного налога по прогрессивной ставки применялся еще недавно. Например, до 2001 года был установлен прогрессивный тариф при налогообложении физлиц. Многоступенчатая тарифная ставка по НДФЛ была установлена с 1998 года:

Сумма дохода, рублей Тарифная ставка, %
До 20 000,00 (включительно) 12
Свыше 20 000,00 до 40 000,00 (включительно) 15
Свыше 40 000,00 до 60 000,00 (включительно) 20
Свыше 60 000,00 до 80 000,00 (включительно) 25
Свыше 80 000,00 до 100 000.00 (включительно) 30
Свыше 100 000,00 35

В 2000 году многоступенчатая тарификация была упрощена до 3. С 2001 года ставка НДФЛ была установлена уже равной 13% и не зависела от величины дохода налогоплательщика.

Несмотря на то, что предложения о возобновлении прогрессивной системы налогообложения до сих пор возникают, Минфин РФ считает применение данной системы налогообложения в настоящее время нецелесообразной. Существующая же система налогообложения является простой как в исчислении и уплате.

Положительные стороны прогрессивной системы налогообложения

Одним из главных преимуществ прогрессивной системы налогообложения является то, что лица, получающие большие суммы дохода оплачивают и налог в большем размере, а, соответственно, получающие меньшие суммы дохода – оплачивают налог в меньшей сумме. То есть на состоятельных людей будет оказываться давление в большей степени, чем на представителей среднего и ниже среднего класса.

Еще одним преимуществом данной системы можно назвать то, что она приносит удовлетворение гражданам. Другими словами, такая система направлена на снижение неравенства между доходами состоятельных и несостоятельных граждан.

Несомненным преимуществом можно назвать и то, что в бюджет страны поступают налоговые платежи в больших объемах. При обычной ставке налогообложения граждане скрывают свои доходы для того, чтобы не оплачивать налог по фиксированной и высокой ставке.Если ставка налога будет ниже, как при прогрессивной ставке, то граждане со средними и низкими доходами не будут уклоняться от уплаты налога. Это в свою очередь приведет к увеличению поступлений в бюджет страны. Кроме того, при высокой ставке с крупных сумм дохода правительство также получить в бюджет больше денег.

Недостатки прогрессивной системы налогообложения

Главным недостатком данной системы налогообложения является то, что люди, старающиеся заработать большие суммы дохода вынуждены платить налоги по высоким ставка. Получается, что государство тем самым наказывает их, а это не стимулирует людей работать и зарабатывать, так как все равно с увеличением их доходов увеличатся и налоги. Многие из граждан ограничатся определенной суммой дохода и просто будут отказываться зарабатывать больше.

Повышение ставки налога в зависимости от повышения дохода приведет к уклонению от уплаты налогов. Более состоятельные лица будут считать, что просто используют и попытаются найти способы уклонения от уплаты налога по высокой ставке. Таким образом, лиц, которые будут уклоняться от уплаты налога может быть больше.

Важно! Отсутствие фиксированной ставки налога определяет прогрессивную систему налогообложения субъективной, зависящей от мнения налогового органа.

Плюсы и минусы прогрессивной системы налогообложения в таблице

Плюсы прогрессивной системы Минусы прогрессивной системы
Больший доход приводит к большей сумме налога

Уклонение от уплаты налога

Несмотря на то, что плюсы прогрессивной системы налогообложения все же есть, их можно назвать довольно спорными. Так называемая социальная справедливость в данном случае устанавливается только для некоторых граждан. А более высокие ставки налога для состоятельных граждан должны якобы повлиять на неравенство в слоях общества. Как считает наш Президент, внедрение данной системы приведет к разрушению экономики страны.

Заключение

Таким образом, такая система налогообложения, как прогрессивная, имеет свои плюсы и минусы. Причем, минусы системы настолько значительные, что наше правительство приняло решение не внедрять ее. В противном случае крупные компании и бизнесмены могут просто уйти в тень и всячески избегать обязанностей по уплате налогов. А это в свою очередь приведет к разрушению экономики нашей страны.

На сегодняшний день интерес большинства предпринимателей прикован к пропорциональной, регрессивной и прогрессивной системе налогообложения. Постоянно ведутся споры о том, что именно лучше и при каких условиях можно отдавать меньшее количество налогов. Существует много сторонников и противников прогрессивной шкалы НДФЛ, поэтому попробуем разобраться во всех плюсах и минусах данной системы в сравнении с пропорциональной системой налогообложения. Что же лучше?

прогрессивная шкала ндфл

Пропорциональное формирование НДФЛ

Данная система подразумевает единую для всех налоговую базу. Это означает, что независимо от дохода частный предприниматель будет платить фиксированный взнос, составляющий 13%. Соответственно, будь он директором крупнейшей торговой сети, получающим ежемесячно порядка 1 млн рублей, или грузчиком с окладом в 10 тыс., он должен выплачивать все тот же процент.

Разумеется, данная система кажется несправедливой большинству общественных деятелей, ведь в этом случае получается, что человек с меньшим заработком вынужден платить столько же, сколько и миллионеры. Поэтому сегодня все больше сторонников иной, прогрессивной шкалы НДФЛ. Действительно ли подобная система более выгодна? Рассмотрим ее подробнее.

прогрессивно регрессивная шкала ндфл

Прогрессивная шкала НДФЛ

Если пропорциональная система подразумевает единую ставку для всех бизнесменов, независимо от их дохода, то данная шкала предполагает изменения объема налогообложения для резидентов в зависимости от того, сколько бизнес реально приносит его владельцу. Соответственно, чем больше человек зарабатывает, тем больше он должен выплатить налогов.

Однако стоит сказать, что прогрессивная шкала по НДФЛ в 2017 году пока еще не является принятой и доступной налогоплательщикам. На сегодняшний день законопроект №1148107 только находится на рассмотрении. И если он будет принят, то вступит в силу только в 2018 году, так как сейчас в стране по-прежнему экономический кризис, что не позволяет сразу перейти на новый уровень налогообложения.

Если сравнивать с другими странами, то, например, в Швеции, владелец частного бизнеса и вовсе освобождается от налогов, если его доход минимален. Только сверхдоходы (превышающие среднюю заработную плату) облагаются налогами.

прогрессивная шкала по ндфл в 2017 году

Прогрессивная шкала НДФЛ, которая, возможно, скоро появится и в России, работает по такой же системе. Это означает, что если резидент заработал за год 180 тыс. рублей, то налог с этой суммы составит 0%. Если сумма от 180 тыс. до 2,4 млн рублей, то ежегодно нужно будет вносить в казну уже 13%. При доходе до 100 млн рублей придется оплачивать 30% и так далее, в зависимости от уровня прибыли. Самый большой процент, равный 70%, будут выплачивать владельцы бизнеса, получающие каждый год более 100 млн рублей.

Также стоит упомянуть, что законопроект о прогрессивной шкале НДФЛ уже принимался ранее и действовал до 2001 года. Позднее президентом России было принято решение перейти на "плоскую" систему налогообложения, которая подразумевала единый процент для всех (13%). Возможно, данное решение может показаться "шагом назад", однако только благодаря этому удалось увеличить собираемость налогов, что привело к более быстрому выводу страны из кризиса.

Однако возможность введения более "справедливой" системы налогообложения по-прежнему остается под вопросом ввиду многих факторов. Поэтому рассмотрим плюсы и минусы прогрессивной шкалы НДФЛ, которые можно ожидать.

Что думают противники новой системы налогообложения?

Если откинуть нравственный аспект, который касается того, что более справедливо, когда человек с большим заработком платит больше налогов, и обратимся к сухим фактам.

введение прогрессивной шкалы ндфл

Дело в том, что введение прогрессивной шкалы НДФЛ хоть и может способствовать выравниванию социальных статусов граждан, но в то же время она может привести к снижению реальных доходов, которые будут распределяться населением. Исходя из этого, чтобы "богатый платил больше", придется значительно повысить налоги для среднего класса. Соответственно, данная система может и вовсе привести к понижению порога бедности, так как экономический рост будет снижен.

Если облагать большими налогами исключительно тех предпринимателей, которые зарабатывают много, то собрать в казну необходимую прибыль не получится. Это объясняется тем, что большинство состоятельных граждан используют оптимизированные схемы и выводят свои финансы через офшоры. Таким образом, не останется выбора и придется повысить налоги для физических лиц и принудить их к декларированию своих доходов.

Преимущества прогрессивной системы налогообложения

Если в стране будет оставлена пропорциональная шкала НДФЛ, то это приведет к тому, что бедные всегда будут беднеть, а уровень жизни богатого населения только повысится.

Поэтому прогрессивная система налогообложения является единственным возможным инструментом для того, чтобы сгладить существующую дифференциацию. Данное мнение не может быть не принято во внимание, поэтому есть большая вероятность того, что эта система все-таки будет принята, как и во многих других странах.

прогрессивная шкала ндфл законопроект

В этом случае, при минимальном доходе, владелец небольшого бизнеса будет освобожден от налогов, что поможет ему развиваться быстрее. Таким образом, в стране появится больше фирм, которые в будущем будут получать большие доходы, а соответственно и в государственную казну будет поступать все больше денежных средств.

Сегодня большинство начинающих бизнесменов боятся открывать организации только из-за страха высоких налоговых ставок. Если же на первых порах им не придется платить проценты, то количество новых ИП или ООО будет постоянно расти.

Опыт прошлых лет

Пропорциональная система налогообложения не является чем-то новым. До перехода на "плоскую" шкалу НДФЛ, количество налоговых сборов было значительно выше (порядка 54), после 2001 года, когда был введен общий подоходный налог 13%, их осталось всего 15. Таким образом, при "справедливом" налогообложении людям приходилось платить больше дополнительных взносов. Это должно было помочь экономике страны. Однако большая часть налогоплательщиков скрывала свои доходы и казна не получала ничего.

прогрессивная шкала ндфл плюсы и минусы

Первоначально идея пропорционального налогообложения заключалась в том, что если процент меньше, то гражданам нет смысла скрывать доходы. Однако исходя из практики - получилось наоборот. И только "плоская" шкала НДФЛ способствовала выходу из кризиса.

Регрессивная система

Данный тип налогообложения так и не нашел поддержки в России. Суть данной системы заключается в том, что увеличение дохода предпринимателя ведет к снижению налоговых ставок. Такой тип НДФЛ может привести к еще большему социальному неравенству, поэтому сторонников у него единицы.

Однако есть и те, кто предлагает ввести прогрессивно-регрессивную шкалу НДФЛ, чтобы сгладить возможный разброс социальных статусов граждан. Но на сегодняшний день речь о появлении данной системы в нашей стране даже не ведется.

В заключение

Безусловно, пропорциональная система налогообложения выглядит, как способ уравнять социальный статус граждан. Однако нельзя забывать, что от этого также зависит и общий уровень экономики. Поэтому ввести данную шкалу НДФЛ быстро не получится.

Читайте также: