Смена директора в общественной организации в налоговую

Обновлено: 12.05.2024

Дата публикации 24.03.2021

Кто может применять

Необходимость сменить руководителя может возникнуть по различным причинам, например:

  • он изъявил желание прекратить свои полномочия, подав заявление об увольнении;
  • участники ООО желают прекратить его полномочия;
  • истек срок его полномочий, установленный Уставом;
  • в случае его смерти.

Данный материал посвящен порядку смены генерального директора в тех случаях, когда он был назначен общим собранием участников, единственным учредителем или советом директоров ООО и с ним заключен трудовой договор. Процедура состоит из нескольких этапов.

Рассмотрим их подробнее.

1. Принять решение о смене руководителя

Решение о смене руководителя может принять (пп. 2 п. 2.1 ст. 32, пп. 4 п. 2 ст. 33, ст. 39 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ):

  • общее собрание участников ООО;
  • единственный участник ООО;
  • совет директоров ООО, если такие полномочия предусмотрены Уставом.

Порядок проведения общего собрания участников рассмотрен в рубрике "Общее собрание участников ООО".

Итак, общему собранию участников (совету директоров или единственному учредителю) необходимо принять следующие решения:

  • о расторжении трудового договора с руководителем по соответствующему основанию (п. 2 ч. 1 ст. 278 ТК РФ, ст. 280 ТК РФ);
  • о прекращении полномочий руководителя;
  • об избрании нового руководителя ООО и заключении с ним трудового договора (подробнее см. Назначение генерального директора).

После того, как решения по всем вопросам будут приняты, необходимо оформить протокол общего собрания (ст. 181.2 ГК РФ). Решение совета директоров также оформляется протоколом.

ГК РФ требует, чтобы состав участников общего собрания ООО и принятые этим собранием решения были нотариально заверены. Однако уставом ООО или решением общего собрания участников (принятым единогласно) может быть установлен иной способ заверения. Так, нотариальное заверение может заменить, например, подписание протокола всеми участниками ООО (или частью участников) (пп. 3 п. 3 ст. 67.1 ГК РФ).

Заметим, для нотариального заверения решения присутствие нотариуса непосредственно на заседании общего собрания не является обязательным. Нотариус может засвидетельствовать подписи участников собрания на протоколе после его оформления.

Единственный участник общие собрания не проводит и, соответственно, протоколы не составляет. Ему достаточно оформить соответствующее решение письменно (ст. 39 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ).

В нем следует указать:

  • наименование документа – решение единственного участника;
  • наименование ООО;
  • дату принятия;
  • ФИО единственного участника;
  • суть принятого решения;
  • подпись.

Данные решения являются основанием для расторжения трудового договора с генеральным директором. Увольнение руководителя до принятия данных решений не лишает его права действовать от имени ООО.

О том, как прекратить трудовой договор с директором, являющимся единственным участником общества и осуществляющим свои полномочия в рамках трудового договора, см. Увольнение руководителя организации, являющегося ее единственным участником.

2. Внести изменения в ЕГРЮЛ

После того как принято решение о прекращении полномочий действующего руководителя и назначении нового, необходимо внести соответствующие сведения в ЕГРЮЛ. Сделать это необходимо в течение 3 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения (пп. "л" п. 1, п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ).

Для этого необходимо пройти несколько этапов.

Подробнее о том, может ли новый директор действовать от имени ООО, если запись о смене директора не внесена в ЕГРЮЛ, см. статью-рекомендацию.

Подать документы в регистрирующий орган

Для внесения изменений в ЕГРЮЛ необходимо предоставить в налоговую инспекцию заявление по форме Р13014, утв. приказом ФНС России от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@ (п. 2 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ). Его подписывает новый директор, подлинность подписи которого должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке (письмо ФНС России от 23.08.2006 № ГВ-6-14/846@, постановление Президиума ВАС РФ от 14.02.2006 № 12049/05, решение ВАС РФ от 29.05.2006 № 2817/06).

Для внесения в ЕГРЮЛ сведений о новом генеральном директоре заполнять форму заявления Р13014 полностью не требуется. Достаточно заполнить:

  • Титульный лист;
  • Лист Н;
  • Лист И. Этот лист заполняется как в отношении старого, так и в отношении нового директора (п. 95 приложения № 13 к приказу № ЕД-7-14/617@).

На практике регистрирующие органы могут требовать и иные документы, например, решение общего собрания (решение единственного участника).

Заявление может быть представлено (ст. 9, п. 2 ст. 18 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ):

  • непосредственно заявителем;
  • представителем, действующим на основании нотариальной доверенности;
  • через нотариуса;
  • почтовым отправлением с объявленной ценностью с описью вложения;
  • с помощью сервиса ФНС России "Подача электронных документов на государственную регистрацию", через государственный портал "Госуслуги". В этом случае документы в электронной форме подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП).
  • через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – многофункциональный центр). Адреса нахождения многофункциональных центров в своем регионе можно узнать на Интернет-портале МФЦ.

Отметим, что инспекция не может отказать в приеме документов (п. 49 Административного регламента, утв. приказом Минфина России от 30.09.2016 № 169н (далее – Административный регламент).

Получить расписку о принятии документов

При подаче документов заявителю выдается расписка в их получении.

Если документы подаются лично, то работники инспекции выдают расписку на руки в тот же день.

Если документы поданы через представителя, то расписка будет выдана ему.

Если документы посланы по почте, инспекция вышлет расписку по указанному заявителем адресу не позднее рабочего дня, следующего за днем получения документов.

Если же документы поданы в электронной форме, расписка направляется в виде электронного документа на электронную почту заявителя.

Можно разместить на сайте регистрирующей инспекции запрос о направлении на электронную почту информации о факте предоставления документов. Информация направляется инспекцией не позднее рабочего дня, следующего за днем получения инспекцией документов.

Такой порядок установлен п. 3 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ.

Получить документы

После внесения изменений инспекция обязана выдать Лист о записи Единого государственного реестра юридических лиц (форма № Р50007), утв. приказом ФНС России от 06.11.2020 № ЕД-7-14/794@.

Документ в электронной форме (подписанные УКЭП) инспекция направляет заявителю на адрес электронной почты, указанный в заявлении, и на адрес, указанный в ЕГРЮЛ. Срок направления документов - не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения установленного для регистрации срока (п. 3 ст. 11 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ).

По запросу заявителя инспекция (МФЦ, нотариус) может выдать подтверждающие регистрацию документы в бумажном виде.

3. Уведомить банк

Данные лиц, имеющих право осуществлять операции по счету ООО, а также их подписи указываются в карточке с образцами подписи и печати (приложение 1 к инструкции Банка России от 30.05.2014 № 153-И).

При этом если прежний руководитель утратил свои полномочия, такая карточка является недействительной (п. 7.11 инструкции Банка России от 30.05.2014 № 153-И).

Таким образом, после вступления в должность нового генерального директора обществу потребуется поменять банковскую карточку.

Для этого в банк нужно представить (п. 4.1, п. 7.11 инструкции Банка России от 30.05.2014 № 153-И):

Чтобы сменить руководителя в ООО, вначале нужно составить решение (если учредитель один) или протокол общего собрания (если учредителей несколько). В этом документе нужно указать о приеме нового и увольнении старого директора. Затем нужно заполнить форму Р13014 для уведомления налоговой. Также не забудьте сообщить банку и партнерам о смене руководителя.

1. Составьте решение учредителя или протокол собрания о смене директора

То, какой документ будет основанием для смены директора, зависит от количества учредителей в ООО:

  • Если в ООО один учредитель, то он составляет единоличное решение о смене руководителя.

Решение единственного учредителя ООО о смене директора


Пример решения о смене директора в ООО с одним участником - Создать решение

  • Если у ООО несколько учредителей, то по результатам общего собрания готовится протокол.

Протокол общего собрания учредителей ООО о смене директора


Пример протокола о смене руководителя ООО - Создать протокол

Оба документа составляются письменно в свободной форме с обязательным указанием следующих сведений:

  • полное название и реквизиты ООО,
  • дата и место составления,
  • данные учредителей,
  • информация о прекращении полномочий действующего директора с указанием даты и причины увольнения,
  • дата приема нового директора или ВРИО,
  • срок полномочий нового руководителя,
  • подписи.

В протоколе все вопросы оформляются в виде повестки дня, и по ним проводится голосование. Чтобы решение о смене директора было законным, "за" должно проголосовать большинство участников собрания. Также можно указать тех учредителей, которые проголосовали против - по их просьбе.

2. Увольте директора и примите на работу нового руководителя

При смене руководителей нужно правильно указать даты, чтобы не получилось "безвластия" или "двоевластия". Например, если прежнего директора вы увольняете 3 апреля, то нового директора вы должны принять 4 апреля.

Со старым директором вы расторгаете трудовой договор, а с новым заключаете. Основанием являются приказ и протокол собрания или решение учредителя. Трудовой договор с новым руководителем подписывает учредитель: либо единственный, либо назначенный в протоколе.

При увольнении прежний руководитель передает дела новому. Для этого в свободной форме составляют акт приема-передачи, который подписывают оба директора.

3. Составьте и заверьте у нотариуса форму № Р13014

Чтобы уведомить налоговую о смене директора, надо заполнить заявление по форме Р13014. В ней нужно заполнять только страницы, которые касаются процедуры смены руководителя:

  • титульную страницу 001, где указываются сведения об ООО,
  • лист И в 2-х экземплярах: один с данными прежнего директора, второй с данными нового,
  • лист Н — сведения о заявителе с нотариально заверенной подписью.

Образец заполненного заявления Р13014 при смене директора ООО


Пример заявления Р13014 при смене руководителя - Создать заявление

Подпись заявителя на форме Р13014 нужно нотариально удостоверить. Исключение - если форма Р13014 направляется в электронном виде с помощью ЭЦП заявителя. Для удостоверения подлинности подписи заявителю нужно прийти с паспортом к нотариусу и предоставить ему:

  • ОГРН,
  • ИНН,
  • устав ООО,
  • решение или протокол о смене директора,
  • выписку из ЕГРЮЛ.

Стоимость нотариального удостоверения подлинности подписи около 2000 рублей. Точную цену и список нужных документов уточните в нотариальной конторе.

4. Подайте документы в налоговую инспекцию

Нотариально удостоверенное заявление по форме Р13014 нужно подать в налоговую в течение трех дней с момента принятия решения о смене директора. За более позднее обращение грозит штраф.

Дополнительно могут потребоваться решение или протокол о смене директора и приказ о назначении нового руководителя. По этим документам ФНС проверяет соблюдение сроков обращения.

Подать документы в ФНС можно следующими способами:

  • лично или через представителя с доверенностью в налоговую или в МФЦ,
  • ценным письмом с описью вложений по почте,
  • через курьерские службы - только для г. Москвы,
  • электронно через нотариуса.

Госпошлина за регистрацию изменений платится только в том случае, если меняется устав. То есть, если в вашем уставе указана информация о руководителе. При подаче документов через нотариуса и МФЦ пошлина не оплачивается в любом случае.

Налоговой на внесение изменений отводится 5 рабочих дней.

5. Проверьте правильность внесения изменений в ЕГРЮЛ

Через 5 рабочих дней после подачи заявления в налоговую ФНС изменит сведения в реестре и отправит вам на электронную почту новый лист записи из ЕГРЮЛ. Обязательно проверьте правильность внесенных изменений. Если обнаружите ошибку, есть два пути ее исправления:

  • если ошибку допустила налоговая, то вы подаете заявление в свободной форме в канцелярию налоговой инспекции.
  • если ошибку допустили вы при заполнении формы Р13014, то надо заново заполнить и подать ее. При этом на странице 001 в п. 2 следует выбрать код "2" — подача формы в связи с исправлением ошибок.

Оба заявления в этом случае подаются бесплатно. Разница только в сроках их рассмотрения: заявление об исправлении ошибки рассматривают в течение 30 дней, а форму Р13014 — 5 рабочих дней.

Документы для внесения изменений в ЕГРЮЛ

В этом поможет наш онлайн-сервис. Внесите свои данные в форму на сайте, далее программа сама сформирует нужные документы, учитывая требования закона и ФНС. Вам останется скачать и распечатать документы. Также мы приложим инструкцию по подаче.

6. Проинформируйте банк и партнеров об изменениях

Сообщить в банк о смене директора нужно обязательно. В каждом банке своя форма уведомления и список нужных документов.

Обычно банк требует такие документы:

    или лист записи из ЕГРЮЛ,
  • решение или протокол о смене директора,
  • приказ о назначении нового руководителя.

Дополнительно могут потребоваться ИНН, ОГРН, устав. Полный список нужных документов лучше уточнить в банке.

По закону сообщать партнерам о новом директоре необязательно, но лучше это сделать, чтобы избежать путаницы. Достаточно обычного письма по электронной почте, перезаключение договоров не требуется.

Порядок оформления смены директора ООО в 2022 году зависит от состава учредителей компании. Если участник один, он самостоятельно принимает решение о смене руководителя. Если в компании несколько собственников, необходимо провести общее собрание и голосование, по итогам которых составляется протокол. Дальнейшие действия одинаковы для обществ с ограниченной ответственностью с любым количеством участников: нужно подготовить также форму Р13014, зарегистрировать изменения в налоговой, переоформить внутреннюю документацию, проинформировать банк и партнеров.

1. Составьте решение единственного участника или протокол общего собрания о смене директора

Если вы единственный учредитель ООО, для смены директора вам нужно составить единоличное решение.

Решение единственного учредителя ООО о смене директора


Пример решения о смене директора в ООО с одним участником - Создать решение

Документ составляется в письменном виде в свободной форме. Обязательны следующие реквизиты:

  • Наименование и регистрационные данные ООО,
  • Дата и место составления решения,
  • Паспортные данные и адрес прописки учредителя,
  • Информация о прекращении полномочий действующего директора, дата и причина его увольнения,
  • Указание на назначение нового директора, дата его вступления в должность и срок трудового договора,
  • Подпись учредителя.

Если в ООО несколько учредителей, для смены руководителя нужно провести общее собрание участников, причем присутствовать должны собственники компании, обладающие не менее 50% голосов. На собрании проводится голосование по вопросам увольнения действующего руководителя и назначения нового. Для принятия решения за нового директора должно проголосовать большинство участников собрания, если иное не установлено уставом организации. По итогам собрания необходимо составить протокол.

Протокол общего собрания учредителей ООО о смене директора


Пример протокола о смене руководителя ООО - Создать протокол

В протоколе должны быть те же реквизиты, что и в решении единственного участника ООО, а также следующие данные:

  • Сведения о председателе, секретаре и лице, ответственном за подсчет голосов,
  • Повестка собрания (как минимум, два пункта — прекращение полномочий действующего руководителя и назначение нового),
  • Результаты голосования по каждому пункту повестки,
  • При наличии учредителей, не согласных с общим решением, информация о них (по их требованию),
  • Информация о лице, ответственном за подачу заявления по форме № Р13014 и заключение трудового договора с новым директором.

2. Увольте директора и примите на работу нового руководителя ООО

Директор ООО является наемным работником (даже в том случае, если в этом качестве выступает учредитель компании). Для передачи ему соответствующих полномочий нужно не только решение собственников компании, но и правильно оформленные трудовые отношения.

При смене руководителя общества с ограниченной ответственностью проследите, чтобы приказы об увольнении предыдущего директора и о приеме на работу нового были выпущены в один день. Так вы избежите пересечения их полномочий и отсутствия в компании действующего руководителя.

Если вы отказываетесь от работы с прежним директором до окончания срока его трудового договора, не забудьте расторгнуть контракт. С новым директором подпишите трудовой договор.

3. Внесите изменения в устав организации - при необходимости

Новая редакция устава и лист изменений к нему - документы, равные по юридической силе. Отличаются они лишь формой.

Сведения о директоре не обязательно должны содержаться в уставе общества. Поэтому вам понадобится подготовить один из этих документов, только если такая информация есть именно в вашем уставе. В ином случае - не меняйте учредительный документ при отсутствии иных изменений в ООО.

Если графы о личности руководителя присутствуют в уставе ООО, для их смены может быть достаточно листа изменений к уставу. Если кроме смены директора, о котором есть упоминание в уставе, вы вносите другие изменения, проще составить новую редакцию устава.

В листе изменений укажите, какой пункт устава вы меняете, и приведите его новую формулировку. Лист изменений станет приложением к действующему уставу, после регистрации изменений их нужно будет хранить и представлять вместе.

Новая редакция полностью заменит прежний устав. Все положения устава нужно будет изложить в ней полностью, включая те, которые вы не меняете. После регистрации изменений старая редакция перестанет действовать. Не сшивайте новую версию устава перед подачей в инспекцию: в налоговой документ будут сканировать постранично.

4. Подготовьте заявление по форме № Р13014

При смене директора заявление в инспекцию нужно составить по форме № Р13014.

Подпись заявителя должна быть заверена нотариально, если только документы подаются не в электронном виде. Во втором случае заявление будет подписано ЭЦП. Нотариусу для заверения формы понадобятся устав, ОГРН и ИНН компании, дополнительно иногда нужна выписка из ЕГРЮЛ - узнайте полный перечень документов у нотариуса заранее.

Образец заполненного заявления Р13014 при смене директора ООО


Пример заявления Р13014 при смене руководителя - Создать заявление

При заполнении Р13014 не нужно распечатывать и заполнять все листы. Подготовьте только те, которые относятся к вашим изменениям.

При смене директора в организации нужно заполнить:

  • Титульный лист. Данные об ООО в него вносятся так же, как они указаны в выписке из ЕГРЮЛ. В пункте 2, выбирая причину представления заявления, укажите подходящий код:
    • "1" - внесение изменений в устав и изменение сведений в ЕГРЮЛ. Если данные о директоре содержатся в уставе ООО,
    • "2" - внесение изменений в сведения об ООО только в ЕГРЮЛ. Если в уставе нет данных о руководителе.

    Документы для внесения изменений в ЕГРЮЛ

    Это бесплатно, быстро и надежно. Просто заполните форму на нашем сайте, и сервис автоматически создаст необходимые документы, которые будут соответствовать требованиям ФНС и закона. Это бесплатно, быстро и надежно. Дополнительно вы получите инструкцию по подаче. Останется скачать и распечатать документы.

    5. Подайте документы в налоговую инспекцию

    Заявление по форме Р13014, решение одного участника/протокол общего собрания учредителей, устав или лист изменений к нему (при необходимости), квитанцию об оплате госпошлины (при желании) нужно подать в инспекцию в течение трех дней с момента принятия решения о смене директора. За пропуск этого срока может грозить административный штраф. Инспектор может запросить также приказ о назначении нового директора для проверки соблюдения срока.

    Заявителем может быть руководитель общества с ограниченной ответственностью или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от его имени.

    Подать документы можно любым удобным для вас способом:

    • Непосредственно в ФНС или МФЦ,
    • Через онлайн-сервис налоговой при помощи ЭЦП,
    • По почте ценным письмом с описью вложений. Или курьерской доставкой - доступно только для Москвы,
    • Через нотариуса. Нотариус подпишет заявление своей ЭЦП и направит через онлайн-сервис ФНС.

    Уведомлять о смене директора ПФР, ФОМС и ФСС не нужно.

    Госпошлина за регистрацию изменений по форме Р13014 составляет 800 рублей. Сформировать квитанцию и оплатить пошлину можно в онлайн-сервисе ФНС.

    При направлении документов в налоговую для регистрации изменений в ООО в форме электронных документов, а также через МФЦ и нотариуса, уплачивать государственную пошлину не требуется!

    6. Проверьте правильность внесения изменений в ЕГРЮЛ

    Налоговая внесет новые данные в ЕГРЮЛ в течение 5 дней после подачи заявления. По истечении этого срока вы получите уведомление о внесении изменений. Проверьте, правильно ли внесены все сведения о новом руководителе.

    7. Проинформируйте об изменениях в ООО банк и партнеров

    После того, как в ЕГРЮЛ были внесены измененные сведения об ООО, выполните ряд действий:

    • Сообщите банку о назначении нового директора. Для изменения его данных предоставьте следующие документы:
      • Выписку из ЕГРЮЛ и копию уведомления о внесении изменений в реестр,
      • Решение одного участника или протокол общего собрания о смене директора,
      • Приказ о назначении нового руководителя общества,
      • Карточку с образцами подписей нового директора,
      • Некоторые банки запрашивают ИНН, ОГРН организации и устав.

      Договоры, заключенные от имени предыдущего директора, заново заключать не нужно.

      Документы для внесения изменений в ЕГРЮЛ

      Наш онлайн-сервис подготовит для вашей компании полный пакет документов для смены руководителя, в том числе, заявление по форме № Р13014. Сервис не делает ошибок, учитывая все нововведения закона. Заполните простую анкету и уже через 15 минут бесплатно скачайте и распечатайте документы. Также мы приложим инструкцию по подаче.

      Выступить с инициативой о смене директора может как сам директор, так и иные лица (например, акционеры).

      Обычно решение о смене директора принимается общим собранием акционеров. Но в публичных АО этот вопрос, как правило, относят к компетенции совета директоров.

      На общем собрании акционеров (заседании совета директоров) принимаются решения о прекращении полномочий прежнего директора и об избрании нового.

      Важно до этого проверить кандидата в реестре дисквалифицированных лиц. Дисквалифицированное лицо не может занимать руководящие должности в организациях.

      После принятия решения следует составить заявление по форме N Р13014 и подать его в регистрирующий орган.

      После регистрации изменений выдается лист записи ЕГРЮЛ.

      Уведомлять внебюджетные фонды о смене директора не требуется, это сделают налоговые органы. Нужно проинформировать банк и при необходимости контрагентов.

      1. Кто вправе принимать решение по вопросу смены директора АО

      Принятие решения по вопросу смены директора в зависимости от положений устава общества может быть в компетенции общего собрания акционеров или совета директоров (п. 1 ст. 48, п. 3 ст. 69 Закона об АО).

      Если вопрос смены директора согласно вашему уставу находится в компетенции совета директоров, то процедура зависит от того, как в уставе (ином внутреннем документе общества) урегулирован порядок созыва, проведения заседаний и принятия решений этим органом (п. 1 ст. 68 Закона об АО). Поэтому для смены директора АО советом директоров руководствуйтесь положениями устава общества (иного внутреннего документа, регулирующего деятельность совета директоров).

      1. Как созвать общее собрание акционеров по вопросу смены директора АО

      Вопрос смены директора может решаться как на очередном, так и на внеочередном общем собрании акционеров. В большинстве случаев данный вопрос решается на внеочередном собрании акционеров, которое созывается по общим правилам, установленным ст. 55 Закона об АО.

      Созывает собрание совет директоров, а если его нет, то директор общества. Для этого данный орган (п. 1 ст. 55, п. 1 ст. 52 Закона об АО):

      • принимает решение самостоятельно или на основании требования акционеров общества, имеющих в совокупности менее 10% голосов, или иных лиц;
      • направляет уведомление всем акционерам АО как минимум за 21 день до собрания.

      Учтите, что акционер, требующий проведения собрания, не может при отказе или неполучении ответа на свое требование самостоятельно созвать собрание. Для созыва собрания в такой ситуации нужно обращаться в суд с требованием о понуждении общества провести внеочередное общее собрание акционеров (п. 8 ст. 55 Закона об АО).

      Повестка дня общего собрания акционеров, созываемого при смене директора АО, первоначально формируется советом директоров (директором) самостоятельно или включает вопросы, предложенные лицом, требующим смены директора. При этом она обязательно должна содержать как минимум два вопроса:

      1) о прекращении полномочий единоличного исполнительного органа;

      2) об избрании единоличного исполнительного органа.

      При проведении годового общего собрания акционеры общества, владеющие не менее чем 2% голосов, могут предлагать кандидатов на должность директора путем направления соответствующих предложений. Такие предложения должны поступить в общество не позднее чем через 30 дней после окончания отчетного года, если уставом не установлен более поздний срок (п. 1 ст. 53 Закона об АО).

      Кроме того, при отсутствии в АО совета директоров в повестку на практике включают вопрос о выборе лица, который будет подписывать трудовой договор с новым директором АО. При наличии совета директоров договор подписывает председатель или иное лицо, уполномоченное советом (п. 3 ст. 69 Закона об АО).

      Пример формулировки повестки дня общего собрания акционеров

      1. О прекращении полномочий единоличного исполнительного органа в лице Иванова А.А.
      2. Об избрании единоличного исполнительного органа в лице Петрова Н.В.
      3. О выборе лица, полномочного подписывать трудовой договор с директором общества.
      4. Как проверить, не дисквалифицирован ли кандидат на должность директора АО

      Также получить соответствующие сведения можно в виде выписки из реестра дисквалифицированных лиц на основании запроса заинтересованного лица (п. 3 Порядка, утвержденного Приказом ФНС России от 31.12.2014 N НД-7-14/700@, п. 19 Регламента, утвержденного Приказом ФНС России от 10.12.2019 N ММВ-7-14/627@).

      1. Как принять на общем собрании акционеров решение о смене директора АО

      На общем собрании акционеров АО принимаются решения в соответствии с повесткой дня:

      1) Прекратить полномочия единоличного исполнительного органа в лице — Ф.И.О. директора.

      2) Избрать единоличный исполнительный орган в лице — Ф.И.О. нового директора.

      А если в АО один акционер, решения принимаются им единолично и оформляются письменно (п. 3 ст. 47 Закона об АО).

      1. Как составить заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ в связи со сменой директора

      Заявление составляется по форме N Р13014 (утв. Приказом ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@).

      В нем нужно заполнить титульный лист, лист Н, а также лист И. Последний заполняется и в отношении прежнего директора, и в отношении нового.

      Подписывает заявление новый директор (см. Позицию АС округов). По общему правилу подлинность подписи должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Если заявление подается в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, нотариальное свидетельствование подписи не требуется (п. 1.2 ст. 9 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП).

      1. Какие документы необходимо представить в налоговую при смене директора АО

      Иные документы подавать в регистрирующий орган не нужно, несмотря на то что есть мнение о необходимости представления решения органа общества об избрании директора. Закон этого не требует.

      Госпошлина за внесение изменений в ЕГРЮЛ в связи со сменой директора не уплачивается.

      Способы подачи документов на регистрацию смены директора АО могут быть разными. Выберите один из вариантов (п. 1 ст. 9 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП):

      • путем непосредственного обращения в инспекцию;
      • через МФЦ — о возможности обращения следует узнать в конкретном МФЦ;
      • почтовым отправлением с объявленной ценностью при пересылке с описью вложения;
      • через Единый портал госуслуг, мобильное приложение или сервис на сайте ФНС России — при подаче документов в электронной форме. В этом случае документы должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью (п. п. 4, 5 Порядка, утвержденного Приказом ФНС России от 12.10.2020 N ЕД-7-14/743@);
      • через нотариуса только при личном обращении к нему заявителя за отдельную плату (п. 1 ст. 9 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП, ст. ст. 22, 86.3 Основ законодательства о нотариате).

      При подаче документов заявителю или его представителю выдается (направляется по почте, электронной почте) расписка с указанием в том числе даты получения инспекцией документов (п. п. 72, 73 Административного регламента, утвержденного Приказом ФНС России от 13.01.2020 N ММВ-7-14/12@).

      По результатам регистрации заявитель (его представитель) получает лист записи ЕГРЮЛ, подтверждающий, что в реестр внесены изменения (п. 3 ст. 11 Закона о регистрации юрлиц и ИП, п. 1 Приказа ФНС России от 06.11.2020 N ЕД-7-14/794@).

      Регистрирующий орган должен зарегистрировать изменения в течение пяти рабочих дней со дня подачи документов (п. 1 ст. 8 Закона о регистрации юрлиц и ИП).

      При смене директора АО необходимо уведомить банк, в котором у организации открыты счета и директор наделен правом подписи (п. 7.11 Инструкции Банка России от 30.05.2014 N 153-И).

      Срок уведомления законодательно не установлен, однако в интересах организации сделать это как можно быстрее. Поскольку до того момента, как в банк будет представлена новая карточка с образцами подписей и документы, подтверждающие полномочия нового директора, действует предыдущая карточка.

      Перечень документов, подтверждающих полномочия директора, законодательством не регламентирован. Как правило, это протокол об избрании директора, выписка из ЕГРЮЛ, паспорт руководителя.

      Если организация использует интернет-банкинг, необходимо также заменить электронный ключ.

      Материал статьи взят из открытых источников

      Остались вопросы к адвокату по данной тематике?

      Читайте также: