Следственные органы как участники налоговых правоотношений

Обновлено: 03.07.2024

Первым шагом к гармонизации интересов всех субъектов налоговых отношений, к "правовой политике налоговой справедливости" стало принятие кодифицированного нормативного правового акта - Налогового кодекса Российской Федерации, который содержит как материальные, так и процессуальные правила поведения. При этом материальные нормы имеют своим главным назначением регулирование нормального возникновения, развития, изменения и прекращения налоговых отношений. Процессуальные же предназначены для обеспечения реализации материальных норм в случаях возникновения различных отклонений от нормального развития общественных отношений и направлены на их защиту. Они играют весьма важную роль в обеспечении оптимальных условий правового регулирования, несут основную нагрузку нормативного способа упрочения законности, обеспечения прав, свобод и законных интересов субъектов . Однако следует признать, что в юридической литературе не уделяется должного внимания процессуальным нормам налогового права, наблюдается некоторая их недооценка.

Лукьянова Е.Г. Теория процессуального права. М., 2003. С. 3.

В последнее время появились публикации о том, что нормы налогового законодательства регулируют отношения нового порядка - налоговый процесс. Не оспаривая вопрос о существовании налогового процесса, следует заметить, что утверждения по поводу этого явления обоснованны. Главный аргумент в его пользу заключается в том, что налоговому процессу присущи процессуальные нормы, а также последовательность действий, так называемая стадийность - ряд сменяющих, а иногда и совмещающихся во времени этапов (стадий) реализации налоговой обязанности налогоплательщика . Составляющей налогового процесса является совокупность процессуальных отношений , в которых участвуют различные субъекты.

Карасева М. Налоговый процесс - новое явление в праве // Хозяйство и право. 2003. N 6. С. 53.
Протасов В.Н. Основы общеправовой процессуальной теории. М., 1991. С. 122.

Налоговый кодекс Российской Федерации четко определяет роль каждого субъекта, что позволяет провести дифференциацию их правового статуса. Кроме того, он обусловливает необходимость четкого определения их прав и обязанностей.

Среди субъектов налогового процесса можно выделить:

  • налогоплательщиков (плательщиков сборов);
  • органы налогового администрирования ;
  • лиц, содействующих налоговому администрированию;
  • правоохранительные органы.

См.: Кучеров И.И. Налоговое право России. М., 2001. С. 166.

В связи с упразднением Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации и образованием в структуре аппарата Министерства внутренних дел службы по экономическим и налоговым преступлениям, основной задачей которой стала реализация государственной политики в области контроля, выявления, предупреждения и пресечения налоговых преступлений и правонарушений, можно сделать вывод о появлении в XXI веке нового субъекта налоговых правоотношений.

Это утверждение сомнений не вызывает, но можно ли считать органы внутренних дел участниками налогового процесса?

Анализ действующего законодательства показывает, что они вступают в правоотношения тогда, когда имеет место нарушение законодательства о налогах и сборах либо есть основания полагать, что оно есть. Следовательно, наряду с основными функциями в сфере налогообложения - превентивной и правоохранительной они наделены правами по осуществлению проверок, т.е. реализуют контролирующие полномочия и участвуют в таких стадиях налогового процесса, как налоговый контроль, принудительное исполнение налогоплательщиками (плательщиками сборов) обязанности по уплате налогов и других обязательных платежей и привлечение к ответственности.

Органы внутренних дел обладают значительными силами и средствами, позволяющими им целеустремленно и эффективно проводить мероприятия, направленные на защиту экономической безопасности. Они реализуют свои многочисленные функции, имеют достаточно возможностей для своевременного выявления и оперативного реагирования.

Выполняя исполнительно-распорядительные функции, среди которых важное место занимает административная деятельность, органы внутренних дел участвуют в производстве по делам о налоговых правонарушениях, совершенных налогоплательщиками (плательщиками сборов) или налоговыми агентами. Для этого с 1 июля 2003 г. законодатель дополнительно наделил их правом:

  • участвовать в налоговых проверках по запросу налоговых органов;
  • получать сведения, составляющие налоговую тайну;
  • при наличии достаточных данных, указывающих на признаки налогового преступления, проводить проверки организаций и физических лиц .

По запросу налоговых органов сотрудники органов внутренних дел могут участвовать вместе с налоговыми органами в выездных налоговых проверках. Порядок взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов определен совместным Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 22 января 2004 г. .

Сотрудники органов внутренних дел могут принимать участие в выездных налоговых проверках на основании мотивированного запроса налогового органа, в котором излагаются обстоятельства, указывающие на необходимость такого участия в качестве специалиста и (или) для обеспечения мер безопасности в целях защиты проверяющих. Не позднее пяти дней налоговому органу направляется информация о назначенных сотрудниках.

По результатам проверок и при наличии достаточных данных нарушители привлекаются к финансово-правовой (налоговой), административной и уголовной ответственности.

Порядок проведения проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах, регламентируется Приказом МВД России от 16 марта 2004 г. N 177.

Так, за шесть месяцев (с января по июнь 2004 г.), по данным о работе оперативно-разыскной части по информационному обеспечению и документальным проверкам и ревизиям Управления по экономическим и налоговым преступлениям УВД Хабаровского края, можно судить об эффективности деятельности этих органов:

  • общее количество материалов, поступивших по рапортам оперативных подразделений в управление, - 203 (из них по юридическим лицам - 152, по физическим - 51);
  • актами закончились 75 проверок;
  • общая сумма ущерба по выявленным нарушениям налогового законодательства составила 1344 млн 406,7 тыс. руб.;
  • в порядке ст.145 УПК РФ принято 67 дел;
  • направлено в суд 3 уголовных дела (из них по юридическим лицам - 1, по физическим лицам - 2);
  • проведено 4 экспертных исследования.

Таким образом, анализ действующего законодательства, практика применения, статистика подтверждают то, что органы внутренних дел являются органами налогового процесса. Однако их правовой статус, место среди других субъектов нуждается в изучении.

Дальневосточного юридического института

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

1) налоговое право – подотрасль финансового права наряду с бюджетным, которая представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению, введению и взиманию налоговых и неналоговых обязательных платежей с организаций и физических лиц в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ и во внебюджетные государственные и муниципальные целевые фонды;

2) налоговое право как часть науки финансового права, являющейся, в свою очередь, частью юридической науки.

Наука налогового права – система знаний в области налогообложения, налогового контроля и ответственности за налоговые правонарушения;

3) налоговое право – комплексная отрасль законодательства, включающая в себя нормы не только финансового права, но и административного, уголовного, гражданского и иных отраслей права, касающихся правовой регламентации вопросов налогообложения, налогового контроля и ответственности за налоговые правонарушения.

Налоговое право включает в себя институты и субинституты.

Методы налогового права:

1) метод властных предписаний, основывающиеся на отношениях власти и подчинения. Властные предписания исходят от налоговых органов и иных органов власти, взимающих налоги, сборы, пошлину, с которыми иные участники налоговых правоотношений не связаны административной зависимостью;

2) метод согласования. Согласно ч. 1 от. 68 НК РФ действие договоров о налоговом кредите и налоговом инвестиционном кредите может быть прекращено по согласованию сторон, их заключивших;

3) метод рекомендации, использующийся между представительными органами власти РФ, органами власти субъектов РФ, представительными органами власти местного самоуправления и проявляющийся в ежегодно принимаемых законах и решениях о бюджетах на очередной финансовый год.

Источники налогового права:

1) нормативные правовые акты РФ (Конституция РФ, Налоговый кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ);

2) законы субъектов РФ, решения представительных органов власти и местного самоуправления об отдельных видах налогов;

3) правовые (судебные) прецеденты (постановления Конституционного Суда РФ);

4) международные договоры и соглашения (например, Договор между РФ и США "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал" от 17.06.1992 г.);

5) правовые обычаи, применяемые в статьях самого Налогового кодекса;

6) акты Министерства РФ по налогам и сборам, Министерства финансов, Государственного таможенного комитета РФ, органов государственных внебюджетных фондов.

32. Налоговые правоотношения, субъекты налоговых правоотношений

Налоговые правоотношения – общественные отношения, урегулированные финансово-правовыми нормами по установлению, введению и взиманию налогов и сборов с организаций и физических лиц в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ, в государственные и муниципальные внебюджетные целевые фонды.

Особенностями налоговых правоотношений являются следующие.

1. Возникают, изменяются и прекращаются на основе правовых норм.

2. Субъекты имеют соответствующие права и обязанности, им присущ волевой характер.

3. Возникают в процессе деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в области налогообложения.

4. Связаны с денежными платежами в бюджеты и внебюджетные целевые фонды.

5. Одной из сторон налоговых правоотношений всегда выступает государство.

Содержание налогового правоотношения : обязанность налогоплательщика внести в бюджетную систему или внебюджетный фонд денежную сумму в соответствии с установленными ставками и в предусмотренные сроки, а обязанность компетентных органов – обеспечить уплату налогов. Субъект налогового права – потенциальные участники налоговых правоотношений при наличии определенных обстоятельств . Субъект налогового правоотношения – реальный участник конкретного налогового правоотношения.

Выделяют три вида субъектов налоговых правоотношений:

1) индивидуальные налогоплательщики (физические лица, должностные лица соответствующих органов власти, представители налогоплательщиков, отдельно выделенные индивидуальные предприниматели, частные адвокаты, нотариусы, детективы);

2) коллективные налогоплательщики (организации, налоговые и иные уполномоченные органы, сборщики налогов и сборов, в отдельных случаях взаимозависимые лица, организации, налоговые агенты, уполномоченные представители организаций в виде юридических лиц);

3) территориальные образования (РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, вступающие в конкретные налоговые правоотношения через соответствующие органы власти).

К участникам налоговых правоотношений Налоговый кодекс относит налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов, представительные органы власти, министерства финансов РФ и ее субъектов и финансовые органы местного самоуправления, кредитные организации, органы, осуществляющие регистрацию организаций и индивидуальных предпринимателей.

На банки возложена обязанность исполнения платежных поручений налогоплательщиков, инкассовых распоряжений налоговых органов о взыскании сумм неуплаченных налогов со счета налогоплательщика в кредитные организации в порядке очередности, установленной ГК РФ.

33. Юридическая характеристика страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды

Страховые взносы – плата за страхование, которую страхователь обязан внести страховщику в соответствии с договором страхования или законом. Страховая премия – плата за страхование, которую страхователь (выгодоприобретатель) обязан уплатить страховщику в порядке и сроки, которые установлены договором. Страховой взнос является частью страховой премии.

Признаки страховой премии :

1) определенная денежная сумма;

2) вознаграждение за то, что страховщик принимает на себя риск убытков и обязанность их возмещения;

3) договор о страховании;

4) порядок и сроки уплаты.

Признаки страховых взносов:

1) имеют публичный характер. Страховые взносы в государственные внебюджетные социальные фонды устанавливаются представительными органами федерального уровня и носят публичный характер;

2) плательщики страховых взносов в эти фонды подлежат обязательной регистрации;

3) взносы являются регулярными платежами, носят постоянный характер;

4) контролируются налоговыми органами, Минфином РФ, органами Федерального казначейства (своевременность уплаты страховых взносов);

5) закрепленные элементы обложения: субъект страховых взносов, объект, ставка, льготы, сроки и порядок уплаты, ответственность плательщиков и банков, порядок защиты прав плательщиков взносов;

6) участие банковских кредитных организаций.

Принципы установления, введения, взимания и расходования страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды:

1) принцип всеобщности и обязательности уплаты страховых взносов;

2) принцип законности и публичности;

3) принцип единства и федерального характера;

4) принцип справедливости и равенства тарифов;

5) принцип возвратности страховых взносов.

Виды страховых взносов:

1) единый социальный налог;

2) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование – индивидуальные возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете;

3) страховой взнос на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – обязательный платеж по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, рассчитанный исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу, который страхователь обязан внести страховщику.

34. Права и обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов)

Налогоплательщики – физические лица или организации, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать налоги (ст. 19 НК РФ). Соответственно определяется и понятие плательщика сборов. Обязанности налогоплательщиков основаны на положения хст. 57 Конституции РФ.

Выделяют общие (для всех налогоплательщиков) и дополнительные (для организаций и индивидуальных предпринимателей) обязанности.

Общие обязанности:

1) уплата своевременно и в полном объеме налогов и сборов;

2) постановка на учет в налоговых органах;

3) представление в налоговые органы сведений, необходимыхддя исчисления и уплаты налогов;

4) выполнение требований налоговых органов об устранении выявленных нарушений налогового законодательства;

5) представление в налоговые органы деклараций;

6) выполнение законных требований налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах;

Читайте также: