Штрафы за невыполнение плана продаж законно ли

Обновлено: 17.05.2024

Имеют ли право меня уволить за невыполнение плана продаж?

Начну с того, что ст.

Могут ли расторгнуть трудовой договор?

Изучив статью 81 Трудового кодекса РФ, можно прийти к выводу, что закон не дает право работодателю осуществлять увольнение за невыполнение определенных объемов работ (услуг).

Обратить внимание стоит на два основания прекращения трудовых отношении по инициативе руководства организации:

  1. Неоднократное неисполнение трудовых обязанностей.
  2. Несоответствие занимаемой должности.

Неисполнение обязанностей

Что должно иметь место:

Это важно знать: У кого есть преимущества при сокращении штата

  1. Неоднократность. То есть, работник не выполнил план, на который должен был ориентироваться на протяжении месяца. Согласно ст. 192 на него может быть наложено дисциплинарное взыскание. К ним относятся: предупреждение, выговор. Если план не будет выполнен три раза, то сотрудника можно будет уволить. Но и здесь есть свои нюансы. Во-первых, нужно соблюсти процедуру применения взыскания: собрать комиссию, подготовить акт и так далее. Во-вторых, нужно помнить, что использовать предупреждение или выговор нужно, не позднее 1 месяца со дня нарушения трудовой дисциплины работником. Наконец, очень важен срок, на который устанавливается план. Если он составляет один месяц, то работника можно будет наказывать раз в 30 дней, при условии, что он не выполняет план никогда. Если срок – один год, то уволить сотрудника за невыполнение плана получится только, спустя 3 года. При условии, что других нарушений не будет.
  2. Установление факта неисполнения обязанностей. Это то, о чем речь шла выше. Неисполнением трудовых обязанностей нереализация плана будет только в том случае, если она закреплена в каких-то локальных актах.

Несоответствие занимаемой должности

Здесь все намного сложнее. Работодателю лучше не идти по данному пути. Причины:

  1. Вопрос о несоответствии решает комиссия, в которую, согласно ст. 82 ТК РФ, должен входить представитель от профсоюза. Предполагается, что он встанет на сторону работника.
  2. Сотрудник может быть признан несоответствующим занимаемой должности, если он не выполняет обязанности, возложенные на него локальным актом организации: трудовой, коллективный договор и так далее.
  3. Результаты аттестации могут быть оспорены в суде.

Таким образом, если план был законно утвержден, то работодателю придется делать замечание и объявлять выговор, а потом уже увольнять человека. Это не относится к отдельным категориям работников.

Это важно знать: Выплаты госслужащим при сокращении в 2020 году

Кого легче и тяжелее всего уволить за невыполнение утвержденных объемов

Проще всего работодателю расстаться с сотрудником, находящимся на испытательном сроке. Ст. 71 ТК РФ дает право руководителю организации досрочно расторгнуть договор при неудовлетворительных результатах.

Сложнее всего уволить беременную, мать-одиночку, многодетную и т. д. Эти категории работников защищены ст. 261 ТК РФ.

Можно ли уволить за невыполнение плана

Я работаю в банке на точке экспресс кредитования. Точка одна в городе. Начальство же находится в другом. Работаю я 5/2. Иногда выхожу в выходной на неполный день. Это уже зависит от обстоятельств.

Когда план – трудовая обязанность?

На страже интересов работника, которые могут не всегда совпасть с запросами работодателя, стоят документальные акты. Главным из них является договор, заключаемый при трудоустройстве. Именно в нем прописываются требования к деятельности человека в качестве работника. И несоответствие этим требованиям с точки зрения буквы закона является неисполнением им взятых на себя трудовых обязанностей.

Это важно знать: Как уволиться по собственному желанию по состоянию здоровья без отработки

Иными словами, сотрудник, исполняющий все, что указано в его трудовом договоре, может не бояться увольнения по данному пункту либо успешно оспорить его в судебном порядке.

Если достижение определенных показателей нормы, плана, объема и т.п. указано в трудовом договоре как квалификационное требование, то неоднократное невыполнение либо ненадлежащее исполнение этих требований может быть основанием для дисциплинарных взысканий, в том числе и для увольнения.

Можно ли уволить работника за невыполнение плана продаж?

Установление плана продаж работнику не противоречит требованиям трудового законодательства.

Судебная практика

Если говорить про судебное рассмотрение подобных споров, то, ко всему, что уже перечислено, можно добавить следующее:

Это важно знать: Увольнение пенсионера с работы по собственному желанию: образец 2020 года, сроки

Таким образом, уволить работника за невыполнение плана не так уж и легко, но реально при определенных обстоятельствах.

Особенности увольнения за нарушение трудовой деятельности

Увольнения из-за нарушения дисциплины – как это происходит, какие документы необходимо заполнять, как строится процедура? Если вы задаетесь этим вопросом, тогда вам просто необходимо прочитать эту статью.

Если вы работодатель, вы должны твердо запомнить, что любое ваше действие, связанное с трудовыми взаимоотношениями, должно выполняться только со строгим соблюдением всех норм и требований трудового законодательства.

Например, уволить за нарушение трудовой дисциплины вы можете по пункту пятому восемьдесят первой статьи Трудового кодекса, который гласит, что если служащий не исполняет трудовые обязанности, имеет дисциплинарное взыскание, и это не единичный случай – то он может быть уволен.

О том, что же такое эта самая дисциплина, нарушение которой столь небезопасно, говорится в статье сто восемьдесят девятой Трудового кодекса Российской Федерации.

Закрепление плана

Выше было указано, что план должен быть правильно оформлен и, кроме того, доведен до человека, на которого возлагаются обязанности по его выполнению.

И здесь возможна реализация нескольких вариантов – на выбор:

  1. Обязанность по выполнению плана прописывается в трудовом или в коллективном договоре. Обычно, этого никто не делает. По разным причинам. В частности, потому, что многие работодатели берут за основу договоров стандартные образцы, где всего, что касается планов продаж и тому подобного, нет.
  2. Работодатель имеет возможность подписать приказ об утверждении определенного плана. При этом от сотрудника нужно получить подпись, свидетельствующую о том, что он ознакомлен с содержанием бумаги.

Это важно знать: Военная ипотека при увольнении по состоянию здоровья

Только в этих случаях можно говорить, что работник обязан выполнять утвержденный объем работ, и за неисполнение такой обязанности он может понести ответственность. В том случае, если от сотрудника, изначально, не требовали выполнения каких-либо планов, то нарушений в его действиях усматривать нельзя.

Пример из практики: менеджер компании по продаже пластиковых окон получил на свой электронный ящик письмо, где начальник указал, что в мае и июне нужно продать по 10 комплектов продукции. В локальных нормативных актах при этом ни о каких обязательных уровнях продаж речи не идет. Работник не смог продать 10 комплектов в мае. Могут ли его наказать?

Ответ очевиден: нет, не могут. Причины:

  1. В трудовом договоре сотрудника указано, что он должен выполнять работу, заключающуюся в ведении переговоров с клиентами, оформлении договоров. О планах речи не идет.
  2. Даже если б в соглашении между сторонами план каким-то образом упоминался, он, в рассматриваемом случае, не доведен до сотрудника надлежащим образом. Отсутствие приказа – это нарушение.

Таким образом, ответственности, во многих случаях, можно избежать.

Если вся документация оформлена верно, чего ждать сотруднику, который не выполнил план?

Можно ли уволить сотрудника, не выполняющего план?

Отношения между сторонами трудовых отношений, регулируются Трудовым кодексом (ТК). Интересы каждого принятого на работу гражданина защищены документом – трудовым договором, в котором четко отражены требования к нему как к специалисту со стороны работодателя. И сотрудник должен полностью им соответствовать.

В ст.81 ТК РФ среди причин для расторжения трудовых отношений, нет точных разъяснений относительно того, могут ли уволить за невыполнение плана продаж.

Однако такого сотрудника можно уволить за неоднократное невыполнение трудовых обязанностей.

Именно так может сформулировать работодатель факт невыполнения плана. В случае спорных ситуаций при увольнении, когда гражданин не согласен с причиной, повлекшей данную меру дисциплинарного взыскания, именно работодателю нужно будет доказывать в суде факт неисполнения бывшим сотрудником своих обязанностей.

Если сотрудник принимался на испытательный срок, он может быть уволен по инициативе работодателя. Но и в этой ситуации в трудовом договоре нужно прописать детали увольнения такого сотрудника, в т. ч. и порядок выполнения плана.

О том, как правильно оформить подобный документ, на что нужно обратить внимание и готовые примеры записок — в этой статье. Во время работы каждый сотрудник может зафиксировать факт невыполнения должностных обязанностей своим коллегой или несколькими коллегами и инициировать а также написать самостоятельно составление соответствующей докладной записки по определенному образцу или же в произвольной форме. Основная цель такой меры — зафиксировать собственно факт нарушения внутреннего распорядка, например:. По форме эти бумаги практически ничем не отличаются. Главное — позаботиться о доказательной базе, быть готовыми отстоять свою точку зрения, а также учесть несколько обязательных требований к составлению, которые рассматриваются далее.

Помимо всего прочего, работодатель не имеет права уволить сотрудника за невыполнение плана, а может это сделать только за неисполнение обязанностей, возложенных на работника.

Отзывов о юристах за 24 часа. Невыполнение плана Краткое содержание: Можно ли занести в трудовую книжку выговор за невыполнение плана? Не знаю как правильно написать объяснительную о невыполнении плана. Мне надо написать обьяснительную по невыполнению плана по диспансеризации.

Приветствую Вас, уважаемый подписчик!

КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ

О НАКАЗАНИЯХ И ШТРАФАХ В ОТДЕЛЕ ПРОДАЖ

– Итак, наказания и штрафы. Как эти инструменты применяются в отделе продаж?

– За что имеет смысл штрафовать менеджеров по продажам, т. е. применять материальные санкции?

– Однако нельзя же целый день только работать. Человеку необходимо на что-то переключаться…

– Это понятно. Именно поэтому у сотрудников должно быть время на перекуры, обед, на то, чтобы дойти до магазина, купить себе что-нибудь к чаю, да и на сам чай. Отвлекаться на что-то действительно нужно. Но есть определенные количественно-статистические показатели, по которым я могу судить, что тот или иной менеджер в текущий день выполнил свою работу нормально. Это оценивается по количеству совершенных звонков и по результату. Причем, например, в моем отделе продаж число звонков колеблется в интервале от 30 до 50 в зависимости от того, новые это клиенты или старые, что видно и по отчету. Соответственно, если было совершено всего 9 звонков, то либо сотрудника в течение дня не было на работе, либо если он там был, то занимался чем-то бесполезным по отношению к своим профессиональным обязанностям, хотя для себя-то может и весьма полезным делом.

– В отделе продаж вводятся новые правила. Далеко не всегда сотрудники положительно реагируют на подобные нововведения. Что делать руководителю?

– Согласен, что изменение системы мотивации в худшую сторону или, если говорить точнее, введение новой системы наказаний и штрафов однозначно влечет за собой негативную реакцию у сотрудников. Хорошо, если речь идет об изначальных правилах, о которых люди знают уже при найме на работу и, соответственно, с которыми они согласны. Но если это не так, если при стабильном штате продавцов возникает объективная необходимость введения изменений. Что делать в этом случае? Существует теория профессионального статуса сотрудника, которая подразумевает под собой некоторую категоризацию нахождения человека в той или иной психологической фазе во время работы в той или иной должности.

Второй этап – практик. Сотрудник уже адаптировался, однако, скорее всего, не все умеет делать, потому что компания для него все-таки еще новая. Однако за счет того, что адаптация уже прошла, желание сотрудника работать увеличивается, и он начинает браться за любые задания.

Третья стадия – профессионал или партнер. Человек обладает необходимой компетенцией и хочет выполнять не просто обычные тривиальные задачи, а достаточно сложные.

И когда внезапно меняется система мотивации, вводятся штрафы или нематериальные санкции для сотрудников, то практики и профессионалы относятся лояльно к этим изменениям. Практики – за счет того, что они уже адаптировались, и даже если трудностей прибавляется, стараются преодолевать их. Что касается партнеров – они же профессионалы – то для них, наоборот, изменения – мотиватор к дальнейшему развитию. А новички и специалисты отваливаются. Первые – из-за того, что еще не успели адаптироваться, а тут еще и гайки закручивают, им становится страшно; вторые – из-за того, что давно проработали в организации, очень сильно привыкли к тем нормам, которые в ней были, их все устраивало. Специалистам вообще свойственна позиция избегания любых нововведений, не имеет значения, положительных или отрицательных. Если они хоть как-то могут влиять на изменения в организации, то стараются свести их к минимуму. А если им не удается этого сделать, у них теряется вообще всякая мотивация к работе. И их приходится увольнять, потому что сами они чаще всего не уходят.

– Многие руководители отделов продаж (и, кстати, не только) не довольны тем, что их сотрудники тратят рабочее время на личные разговоры по телефону. Стоит ли вводить штрафы в этом случае?

– Штрафы за личные разговоры по мобильному телефону – вещь вполне обоснованная. Даже если кому-то это покажется жестким. Но здесь нужно, конечно, определить критерии того, что считать личным звонком и как это отслеживать. Мне, например, тоже категорически не нравится, что сотрудники могут абсолютно спокойно потратить 15 минут рабочего времени на личный диалог. Если я плачу человеку за то время, которое он находится на месте, он должен выполнять рабочие функции. У него есть регламентированные перерывы, причем они не привязаны четко по времени, это, например, просто 10 минут каждый час. Но если я вижу, что человек пришел с перерыва, сел на рабочее место, не усидел на нем и пошел поболтать по телефону еще на 10-15 минут, с этим я мириться, извините, не могу и не хочу, потому что сотрудник не выполняет рабочие функции, за которые я плачу ему деньги. Либо я буду возмещать себе это в материальном отношении путем штрафов, либо я не найду общего языка с этим сотрудником.

– Но все же, что хорошо и нормально для американцев или представителей любой другой нации, далеко не всегда может прижиться на российской почве. Разницу в менталитете игнорировать нелья…

– Согласен, у них другой менталитет. Есть определенный миф относительно работы на западе. К примеру, в России принято считать, что в Европе все очень много работают, все жестко регламентировано, и лишний раз покурить не выйдешь. С одной стороны, это так. Но, с другой, если сложить количество перекуров, длительность перерыва на обед, количество выходных и соотнести полученное время отдыха с непосредственно рабочим временем, то мы увидим, что работают они в целом меньше, чем мы. Но эффективнее.

Конечно, в нашей стране этот факт многие используют слишком уж примитивно – нагрузку-то увеличивают, перерывы регламентируют, а дополнительных выходных не дают. Это неправильно. Однако это тема для отдельного разговора, мы же сейчас беседуем исключительно о наказаниях и поощрениях. Скажу только, что и здесь должна помогать система мотивации. Например, сотруднику за определенный объем продаж может предоставляться двухнедельный оплачиваемый компанией отпуск (оплачиваемый полностью, т.е. дарятся путевки). И в этом случае нельзя сказать, что за хорошую работу сотрудник не поощряется. Важно помнить: нельзя только и заниматься тем, что закручивать гайки. Это нужно делать до тех пор, пока сотрудники не научатся работать эффективно. А после этого и со стороны начальства могут пойти послабления. Руководителю может быть, например, все равно, когда человек приходит на работу, если он делает хорошие продажи. Сотрудник уже является профессионалом и может потратить всего час своего рабочего времени на продажи, и при этом не только поддерживать свой уровень, но и его наращивать.

– Т.е. штрафы и наказания – мера, носящая временный характер?

– Да, штрафы и наказания, таким образом, вводятся до тех пор, пока сотрудник не наберет определенный статус в компании. Ограничения очень дисциплинируют людей, учат их выполнять в конкретные часы определенный объем работы, четко установленные функции. Причем сотрудники это делают уже на автомате, и когда достигается определенный уровень автоматизма в выполнении таких механических функций, люди уже о них не задумываются, больше думают о клиенте. А это важно – когда сотрудник уже не размышляет, откажут ему по телефону или не откажут…, он просто берет по привычке трубку и делает звонки. И в определенный момент к нему приходит озарение: он понимает, о чем он говорит с клиентом, что он хочет от этого клиента, и как сделать так, чтобы это получить.

– Мы говорили, что нематериальные меры могут быть гораздо эффективнее материальных. Какие примеры можно привести в этом случае?

Люди все взрослые, у каждого свои ценности. Мы предполагаем обычно, что в отелах продаж работают те, кто мотивирован лишь деньгами, но это идеальная ситуация, на практике такое далеко не всегда встречается. Есть и дополнительные мотивирующие факторы, такие как мнение окружающих. Например, сотрудник не отпросился и ушел на полчаса раньше с работы, так как рассчитывал, что руководитель этого не заметит. А тот пришел, как назло, в конце дня проверить, все ли на месте, или просто по своим делам. Обнаружив отсутствие данного сотрудника, руководитель рассылает всем остальным его коллегам письмо, в котором говорится, что в связи с самовольным оставлением рабочего места и неоднократным нарушением трудовой дисциплины таким-то сотрудником будут введены дополнительные штрафы для всех – это называется коллективной ответственностью. И эта мера также эффективна, потому что быть ответственным перед собой, перед своим кошельком и даже перед своими родителями – это одно, а перед целым коллективом, с которым ты работаешь – это совсем другое. Ведь это те люди, которые покрывают тебя, а если они будут порицаемы за твои проступки, то они перестанут это делать. Если сотрудник дальновидный, то он быстро оценивает ситуацию и исправляется. А если нет – зачем руководителю такой сотрудник?

Вот такой материал. Думаю, что он будет Вам полезен в работе.

Книга предназначена начальникам отделов продаж, руководителям служб сбыта,

директорам по продажам и генеральным директорам торговых компаний.

Я рассматриваю в книге основные аспекты работы компании, влияющие на объем

продаж и предлагаю реальные методы увеличения этого объема.

Вот лишь некоторые темы, затронутые в издании:

- материальная и нематериальная мотивация персонала продаж. Каких ошибок

надо стараться избегать, как лучше выстроить сетку комиссионных, чтобы

продавец был заинтересован продать выполнить план и т.д.

- корпоративная книга продаж: зачем она нужна, и какой должна быть, как она

влияет на выполнение плана продаж,

- как вести работу с клиентской базой и от каких клиентов имеет смысл

отказаться, а на каких сделать акцент, чтобы увеличить приходы,

- как автоматизировать часть бизнес-процессов в отделе продаж, чтобы исключить человеческий фактиор и связанные с ним ошибки.

- как заставить имеющихся клиентов покупать больше, как увеличить сумму

- как эффективно управлять рабочим временем продавцов, чтобы они заключали

больше сделок и т.д.

В книге много и других материалов, практических примеров и конкретных

Формат издания А5. Объем - 200 страниц.

Стоимость книги с учетом пересылки в пределах Российской Федерации 380

По этой цене книгу можно получить при заказе и оплате до 15 июля 2010 года.

С 15 июля стоимость увеличится на 10%.

Таким образом, Вы имеете возможность получить книгу

продаж>> за 342 рубля, включая стоимость пересылки.

Оплатить можно по безналичному расчету, переводом через Сбербанк или электронный

Содержание

Содержание

  • Могут ли уволить за невыполнение плана продаж
  • Является ли план продаж трудовой обязанностью
  • Условия увольнения работника за невыполнение плана продаж
  • Порядок увольнения
  • Неоднократное невыполнение должностных обязанностей
  • Возникновение спорных ситуаций
  • Последствия для работодателя
  • Как работнику защитить себя от увольнения за невыполнение плана
  • Ответы на распространенные вопросы
  • Заключение

На сегодняшний день объем продаж является одним из ключевых показателей стабильной работы компании. Поэтому работодатели устанавливают работникам определенные планы продаж, за невыполнение которого наказывают работника. Иногда работника могут даже уволить. В статье рассмотрим, могут ли уволить за невыполнение плана продаж.

Могут ли уволить за невыполнение плана продаж

Увольнение является крайней мерой наказания, прибегать к которому работодатель может только по ограниченному перечню оснований. Согласно трудового законодательства (81 ТК РФ), увольнение работника по инициативе работодателя возможно по следующим основаниям:

  • при ликвидации компании;
  • в случае сокращения численности (либо штата);
  • за прогул;
  • за однократное нарушение трудовой дисциплины в грубой форме;
  • в случае неоднократного невыполнения трудовых обязанностей;
  • при совершении аморального поступка;
  • за присутствие на рабочем месте в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения.

Является ли план продаж трудовой обязанностью

Рабочие отношения между работником и работодателем строятся на основании заключаемых актов, основным из которых является трудовой договор. В данном документе содержатся все требования к работнику в рамках трудовых отношений. В соответствии с этими требованиями и будет определяться факт исполнения или неисполнения работником его трудовых обязанностей.

Условия увольнения работника за невыполнение плана продаж

Если работодатель планирует уволить работника за невыполнение плана продаж, как за неоднократное невыполнение трудовых обязанностей, то ему необходимо соблюдать определенный порядок действий. В противном случае работник может обратиться в суд и оспорить незаконное увольнение.

Увольнение за невыполнение плана продаж возможно в том случае, если соблюдены следующие условия:

  • доказана вина работника;
  • в трудовом договоре или должностной инструкции к нему прописана обязанность по выполнению плана;
  • план продаж, предусмотренный в договоре, должен быть установлен на одного работника, а не в общем по компании;
  • неоднократное совершение нарушение, повлекшее наложение дисциплинарного взыскания;
  • факт невыполнения плана должен иметь письменное подтверждение (например, в докладной записке, отчете или акте).

Порядок увольнения

Работодателю важно соблюдать определенный порядок действий при увольнении, который включает в себя следующее:

Неоднократное невыполнение должностных обязанностей

Одним из условий увольнения работника по указанному основанию является неоднократное невыполнение им своих должностных обязанностей. Это означает, что работником совершались повторные нарушения, что подтверждено дисциплинарным взысканием. Повторное нарушение дисциплины труда означает такие нарушения, которые допущены работником вновь на одном месте работы в течение одного года, несмотря на то, что у него уже имеются взыскания.

Таким образом, увольнение работника за неоднократное невыполнение своих должностных обязанностей возможно только в том случае, если имело место повторное нарушение и на момент этого повторного нарушения уже есть неснятое дисциплинарное взыскание.

Возникновение спорных ситуаций

Работодателю, решившему уволить работника за невыполнение плана продаж следует помнить, что последний может обратиться в суд. А суд не имеет по данному вопросу единой позиции и рассмотрение каждого случая происходит индивидуально. При этом учитываться будут следующие моменты:

  • доводы, приведенные обеими сторонами;
  • доказательства, предоставленные в письменном виде;
  • показания свидетелей;
  • косвенные доказательства вины или отсутствия вины.

Последствия для работодателя

При незаконном увольнении работника за невыполнение плана продаж и обращении последнего в суд, работодателю будет предписано следующее:

  • восстановление работника должности на работе;
  • выплата работнику средней заработной платы за все время его вынужденного отсутствия на работе;
  • возмещения морального вреда (по решению суда).

Кроме того, работодателю грозит в данном случае нанесение ущерба репутации компании, а также снижение лояльности со стороны персонала. Проблемы с кадрами также могут привести к проверкам работодателя контролирующими органами.

Важно! Для работодателя более эффективным будет создание дифференцированной оплаты труда, при которой невыполнение плана продаж приводит к лишению премии.

Как работнику защитить себя от увольнения за невыполнение плана

Согласно порядка увольнения за неоднократное нарушение, с работника нужно получить объяснительную записку. Работнику важно обратить внимание на ее составление. В записке следует указать следующее:

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос: Будут ли приниматься к учету дисциплинарные взыскания, которые на работника были наложены по прежнему месту работы?

Ответ: Нет, дисциплинарные взыскания, которые были наложены на работника по предыдущему месту работы или по работе по совместительству, учитываться не должны.


Законные удержания

Начнем, пожалуй, с того, что работодатель имеет право применять к работнику на законных основаниях. Это, однако, отнюдь не штрафные санкции, а, если быть корректным, удержания из зарплаты. Так, помимо налогов работодатель вправе забирать из вашей зарплаты удержания по исполнительным листам и другим исполнительным документам, направленным ему судебными приставами – это административные штрафы, задолженности по коммунальным платежам и кредитам, алименты, иные долги. Кроме того, в силу действия ст. 137 ТК, из зарплаты работника могут быть вычтены по инициативе работодателя:

  • суммы неотработанного аванса;
  • неиспользованные суммы командировочных;
  • суммы излишне начисленные в силу ошибок бухгалтерии;
  • сумму компенсации за использованный отпуск, который был получен в счет еще не отработанного календарного года;

Интересно, что указанная статья не позволяет удерживать указанные суммы самовольно – работник должен дать согласие на удержание, в противном случае они возможны лишь через суд.


Третья категория законных удержаний из зарплаты – вычеты, связанные с прямым действительным ущербом, нанесенным работодателю в случаях, когда трудовым или коллективным договором на работника или коллектив возложена материальная ответственность. Под таким ущербом, согласно ст. 238 ТК, понимается уменьшение имущества работодателя, ухудшение его состояния, а также возникновение необходимости в расходах, направленных на восстановление имущества. Такой ущерб, в силу ст. 248 ТК, возмещается работником или коллективом по распоряжению работодателя, то есть непосредственно его приказом. Взыскания в таком случае не могут превышать средней ежемесячной зарплаты, которая и составляет пределы ответственности работника, согласно ст. 241 ТК.

Удар по премии


Штрафы как штрафы

Любые другие штрафы, именуемые трудовым договором действительно как штрафы или материальные взыскания дисциплинарного характера, законом запрещены. Статьей 192 ТК определен исчерпывающий перечень взысканий дисциплинарного характера, применение которых по отношению к своему персоналу допустимо. В их число входит замечание, выговор и увольнение – права удерживать средства, отработанные сотрудником, работодателю не дано. Однако, широкое использование систем премирования, конвертных схем и применение гражданского законодательства к трудовым отношениям делают штрафные мероприятия весьма распространенными.


Отдельного внимания заслуживают случаи оформления трудовых отношений посредством заключения гражданско-правовых договоров, например, посредством заключения договора подряда или договора на оказание услуг. Регулирование таких отношений осуществляет не Трудовой, а Гражданский кодекс. А он то как раз и не запрещает применения штрафов к стороне договора, которая нарушает взятые на себя обязательства. Так, если вами, как исполнителем работы, не выполнены какие-либо условия договора, а им самим предусмотрены за это взыскания, не сомневайтесь, что работодатель их сделает. Другой вопрос, стоит ли у него работать.

Обратим внимание, что если подобного рода взыскания договором не оговорены, то работодатель не имеет права делать их самовольно – в таком случае удержания допустимы исключительно через суд. Естественно, что работодатель не будет соблюдать данного требования и оштрафует вас по собственной воле, как это всегда бывает, причем независимо от того, на каких условиях и по какому договору происходит сотрудничество. В таком случае обращаться в правоохранительные органы придется уже работнику.

Что делать?

Заметив неправомерное удержание из своей зарплаты, не стоит сразу обвинять работодателя – возможно удержания действительно носят законный характер. Для этого стоит обратиться в бухгалтерию предприятия, возможно, даже в письменном виде – дабы получить развернутый письменный ответ. Если в нем удержания обусловлены не требованием исполнительного документа, а бухгалтерия ссылается исключительно на распоряжение руководителя, обращаться стоит уже к нему. Причем желательно тоже с письменным заявлением, в котором стоит отразить не только просьбу разъяснить суть взыскания, но и обосновать его неправомерность, сославшись на конкретные нормы трудового законодательства. При отсутствии самостоятельной возможности составить такое заявление грамотно, обратитесь к юристам или в профсоюз.


Естественно, что руководство отдает себе отчет о тех взысканиях, которые делаются по его распоряжению. И если основания для них не соответствуют законодательству, не стоит ждать, что руководство сошлется на них в официальном ответе. В таком случае в бухгалтерию поступит распоряжение о возврате удержанных средств или руководство впишет в ответ весьма размытую сомнительную формулировку, или и вовсе откажет в направлении ответа.

Если деньги возвращены не были, вопрос их возврата принципиален, а работник не боится лишиться места трудоустройства – ему необходимо смело обратиться в трудовую инспекцию и прокуратуру. При этом в своем заявлении не забудьте сослаться на то, что не желаете, чтоб ваша личность как заявителя стала известна работодателю. Надзорные органы проведут необходимые проверки, наверняка выявят факт незаконных удержаний, выпишут необходимые предписания на возврат отобранных денег и оштрафуют уже работодателя. Насколько далеко вы готовы зайти в вопросе защиты своих трудовых прав – зависит исключительно от вас и вашей решительности.

Но решая этот вопрос, помните, что не стоит ждать от кого-либо соблюдения ваших прав, если вы сами не в состоянии их защитить.

Читайте также: