Штраф за задержку самолета в пьяном виде

Обновлено: 16.06.2024

2018 год оказался рекордным по числу задержек авиарейсов. За каждый сорванный рейс авиакомпании выплачивают пассажирам компенсации. На июнь 2018 года перевозчики задолжали российским пассажирам более 10 млн евро. На что имеют право пассажиры и когда на компенсацию рассчитывать не стоит?

2 млрд евро задолжали авиаперевозчики пассажирам по всему миру, посчитали специалисты онлайн-сервиса AirHelp, помогающего пассажирам компенсировать потери от сорванных рейсов. На долю россиян в этой статистике приходится более 10 млн евро.

Первое полугодие 2018 года было отмечено рекордным количеством задержек и отмен авиарейсов. По сравнению с аналогичным периодом 2017 года, этот показатель существенно вырос. Количество пострадавших пассажиров увеличилось на 40% по миру, а в некоторых странах этот рост оказался ещё более ощутимым.

Среди причин роста суммарного размера компенсации, которая полагается авиапассажирам за сорванные рейсы — перенасыщение туррынка и перегруз действующих пилотов при нехватке кадров. Не менее значимый фактор — юридический.

Задержки и отмены рейсов: права авиапассажиров

По закону, авиакомпании должны выплачивать пассажирам компенсацию за сорванные рейсы и возмещать расходы, вызванные задержкой или отменой рейса. Когда компенсация положена, а когда нет? Мы собрали 10 распространенных вопросов о задержке рейса.

Я лечу международным рейсом, и его задержали/отменили. Я имею право на компенсацию?

Да — в соответствии с Монреальской конвенцией, которую, кроме стран Европы и США, в 2017 году ратифицировала и Россия. Компенсировать должны и расходы, которые стали следствием срыва перелета: например, оплаченное бронирование автомобиля, дополнительную ночь в гостинице и другие непредвиденные расходы. Скорее всего, у вас попросят документы, подтверждающие срыв рейса и дополнительные расходы, поэтому важно сохранять все соответствующие документы — квитанции, чеки и т.д. В некоторых странах компенсация может включать в себя и моральный ущерб — все зависит от местного законодательства.

Какие документы мне понадобятся и сколько у меня времени — если рейс международный?

Вам понадобятся все документы по сорванному рейсу, чеки и квитанции, подтверждающие расходы и ущерб, а также любые обстоятельства задержки — например, можно сделать скриншот табло со временем прибытия самолета, фото объявления с подтверждением отмены рейса и т.д.
Можно подать заявку сразу по прибытию в аэропорт, но в любом случае на это есть 2 года.

Чтобы получить компенсацию за задержку рейса, помимо заявления, понадобятся копии таких документов:

  • Претензия в адрес авиакомпании с требованием компенсации;
  • Письменный ответ перевозчика;
  • Билеты с отметками о задержке или отмене вылета;
  • Багажная квитанция;
  • Копия коммерческого акта;
  • Посадочный талон;
  • Чеки и квитанции, доказывающие убытки;
  • Другие документы, которые помогут обосновать необходимость возместить убытки — билеты на пропущенные мероприятия, медсправки и т.д.

Да. Чартерные перевозки так же, как и регулярные, подчиняются требованиям Воздушного кодекса РФ, федеральным авиационным правилам. Общие правила воздушных перевозок пассажиров утверждены приказом Минтранса № 82. Пассажиры чартерных рейсов пользуются теми же правами, которые установлены в этих нормативных актах, что и пассажиры регулярных рейсов.

Первый вылет задержали, и я опоздал на стыковку. Положена ли мне компенсация?

При единой перевозке — то есть если билет у вас один — обязанность обеспечить стыковку возлагается на перевозчика, при этом доплачивать пассажир ничего не должен.
В противном случае положена компенсация.
Если дело все же дошло до суда, спор рассмотрят по правилам о возмещении убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств. Результат зависит от фактических обстоятельств конкретного спора.

Из-за задержки рейса я опоздал на поезд. Стоимость билета компенсируют?

Я купил пакетный тур. Кто в ответе за задержку рейса — компания или туроператор?

Если авиаперевозка входит в состав приобретенного у туроператора тура, то он и отвечает за ненадлежащее исполнение договора. Вернуть пассажиру деньги, заплаченные за чартерную перевозку, должно лицо, которому пассажир и платил за билет. Ответственность авиакомпании может наступить в случае неприятностей с багажом — например, если его потеряли или задержали. При заключении отдельного договора перевозки, отвечает за его ненадлежащее исполнение авиакомпания.

От задержки рейсов не застрахован ни один путешественник. Неважно, чартер это или регулярный рейс, плевать, лоукостер или премиальный перевозчик. Разница в нюансах, но задерживают любые рейсы. Разбираемся, что делать в случае задержки и что требовать от авиакомпании.

Тамара Рогачёва

Как понять, что рейс задержан

Тут всё просто. Если вы уже должны сидеть в самолёте, а всё еще стоите в очереди на посадку. Или посадку ещё вообще не объявили — знайте, ваш рейс задержан.

Что делать, если рейс задержан

Если понимаете, что задержка для вас катастрофическая: вы опаздываете на встречу, опоздание может повлечь опоздание на следующий рейс и так далее, то попросите представителя авиакомпании поставить отметку о задержке рейса на ваш посадочный. Если не найдёте представителя, идите к администрации аэропорта, вам выдадут письменное подтверждение задержки.

С этими бумажками вам после будет проще доказать свою правоту и, если дойдёт до суда, получить компенсацию от авиакомпании.


Фото: Uskarp / Shutterstock

Что мне должна авиакомпания

Тут всё зависит от причины, по которой задержан рейс. Например, по закону, перевозчик вправе отложить вылет по причинам безопасности.

Кроме того авиакомпании не несут ответственности, если задержка связана с погодными условиями, войнами или эпидемиями, забастовками сотрудников, требованиями госструктур, катаклизмами и… Внезапной поломкой самолёта.

А вот если задержка связана с нестыковкой в расписании перелётов, овербукингом (когда на рейс билетов продано больше, чем мест в самолёте), неготовностью экипажа, то компенсацию можно получить.

При этом, независимо от причины задержки, пассажир имеет право на всякого рода удобства.

Например, если рейс задержан на 5-15 минут, матери (или отцы) с детьми до семи лет вправе требовать визит в комнату матери и ребёнка.

При задержке на два часа полагаются прохладительные напитки. И ещё два телефонных звонка или емейла. На горячее питание можно рассчитывать при опозданиях вылета на четыре часа. Далее его можно требовать каждые шесть часов днём или восемь ночью. При этом, если задержка больше восьми часов, вам обязаны предоставить отель и трансфер до туда. Если всё это происходит ночью, то гостиницу можно требовать уже через шесть часов.

Если вдруг авиакомпания отказывается предоставить вам что-то из перечисленного, попросите у представителя письменный отказ, а потом приобретайте эти услуги за свои деньги, только чеки сохраните. Если дойдёте до суда со всеми доказательствами (отказом и чеками), то велика вероятность получить компенсацию.


Фото: mariyaermolaeva / Shutterstock

Что за компенсации

В России при задержке рейса по вине авиакомпании за моральный ущерб можно получить компенсацию в три процента от стоимости билета за каждый час опоздания. То есть за задержку в шесть часов можно получить лишь 18% стоимости. Если взять билет за 3 000 рублей, получается что-то около 500 рублей — так себе выгода.

Предусмотрен ещё штраф — 25 процентов от МРОТ (а точнее базовой суммы для начисления штрафов, которая не менялась с 2001 года) умножаются на количество задержанных часов (всего 25 рублей за каждый час задержки). К тому же штраф не может превышать половины стоимости билета.

В странах Евросоюза компенсация за задержки рейсов гораздо выше и требования к авиакомпаниям жёстче. При задержке больше, чем на три часа, пассажира обязаны обеспечить напитками, едой и связью. Ну и суммы компенсаций тут выше: 250€ при полёте до 1 500 километров, 400€ от 1 500 до 3 500 километров, 600€ свыше 3500 километров. Но! Если рейс любой дальности отложили не на три, а уже на четыре часа, то пассажир может рассчитывать на 600€.

Правда, и в Европе есть факторы, освобождающие перевозчика от ответственности. Например, погода.

Важно: правила распространяются не только на рейсы европейских компаний, но и на перелёты любых перевозчиков, если точка вылета или прилёта расположена в ЕС.


Фото: Alen thien / Shutterstock

Как получить нормальную компенсацию за задержку

Куда деть багаж

При задержке рейса авиакомпания должна обеспечить хранение багажа всех пассажиров. Если этого не произошло, то можно сдать чемоданы в камеру хранения за свои деньги, сохранить чек и потом требовать компенсацию.

Как облегчить ожидание вылета

Если это минут на 30-40, выпейте кофе; если больше чем на два часа, одним кофе (или пивом) уже не спастись.

Ещё один must have — небольшая подушка под голову, потому что жёсткие кресла ещё никого не радовали.

И, наконец, книга, которую вы никак не можете дочитать из-за нехватки времени и других отговорок. С интересным томиком даже четыре часа ожидания пролетят незаметно.


Фото: Sorbis / Shutterstock

Как себя развлечь, не покидая аэропорта

Прогуляйтесь по авиагавани. Особенно, если вы здесь впервые. Зачастую в аэропортах можно увидеть такие достопримечательности или арт-объекты, которые не встретишь больше нигде.

Если хочется комфорта и тишины, то отправляйтесь в бизнес-зал. Если летите бизнес-классом или являетесь участником какой-нибудь премиальной программы, то отправляйтесь туда сразу, не задумываясь. Если нет, решайте сами, но знайте, что в лаунже вас ждут мягкие диваны или кресла, телевизор, хороший Wi-Fi, еда и напитки без ограничений и так далее. Попасть в залы ожидания повышенной комфортности можно и просто за деньги, — цены от аэропорта к аэропорту разнятся — но при длительной задержке это всё равно может быть сильно выгодней, чем сидеть в кафе.

В Шереметьево за три часа в лаунже с пассажира попросят 3,5 тысяч рублей, шесть часов в бизнес-зале Домодедово обойдутся в 3,7 тысяч рублей (билеты продают на стойке лаунжа), а пять часов во Внуково — в 2,9 тысяч. Для детей до 12 лет, как правило, предоставляется 50% скидка, а тех, кому ещё нет двух, пускают бесплатно.

Пьют, курят и распускают руки

Переломом руки закончилась попытка находившегося в состоянии алкогольного опьянения пассажира рейса Стокгольм–Москва разбить иллюминатор самолета, севшего в аэропорту Шереметьево. В управлении на транспорте МВД по ЦФО уточнили, что мужчина повел себя неадекватно в момент рулежки после посадки — он кричал, повредил кресло, разбил внутреннее пластиковое стекло иллюминатора, вследствие чего и повредил руку. В отношении буйного клиента авиакомпании был составлен протокол по ст. 20.1 КоАП РФ (мелкое хулиганство). Известно, что нарушителю 41 год, он родился в Белгороде, несколько лет прожил в Швеции и возвращался на родину.

иллюминатор


Проблемы подобного рода возникают и на внутренних рейсах. Пьяная выходка пассажира стала причиной задержки рейса Кемерово–Москва 9 ноября. Мужчину не допустили на борт полицейские, судом ему был назначено наказание в виде 10 суток административного ареста. А 5 ноября нервы попутчикам и авиаперсоналу попортили две пьяные пассажирки, летевшие рейсом Сочи–Москва. Женщины матерились на весь салон и оскорбляли других пассажиров.

Практика показывает, что чаще всего хулиганят те, кто либо летит отдыхать, либо возвращается с курорта. И без алкоголя в этих историях не обходится. 4 ноября полицейские после приземления задержали астраханца, возвращавшегося из египетской Хургады. Мужчина нецензурно выражался и размахивал руками, ударив ребенка. В конце октябре в аэропорту Кольцово (Екатеринбург) была задержана женщина, которая курила во время полета и оскорбляла членов экипажа. В результате домой после отдыха в Египте она так и не добралась — ей нужно было попасть в Петропавловск-Камчатский.

В скандал попал замдиректора одного из столичных парков — помимо пьяного дебоша в самолете из Москвы в Хургаду, он умудрился потерять свой паспорт и был депортирован. Во время обратного полета он вновь начал бесчинствовать, и экипаж был вынужден связать дебошира во избежание опасных последствий.

Неадекватное поведение пассажиров на борту — довольно частое явление, с которым сталкиваются сотрудники транспортной полиции.

дьюти-фри

По его словам, в России гораздо более вероятно, что пьяного пассажира не допустят на борт, чего не скажешь о других странах, где закрывают на это глаза.


— У нас всегда предупреждают, что запрещается распивать на борту, — поделился опытом офицер. — Эти правила жестко соблюдаются авиакомпаниями, а на чартерах такое допускается.

Он говорит, что хорошей профилактикой дебошей на внутренних рейсах стал бы умелый профайлинг-контроль при входе в самолет.

— Многие считают, что бортпроводницы и другие члены экипажа у входа в самолет при посадке стоят для красоты, — говорит сыщик. — На самом деле сотрудники авиакомпании внимательно осматривают граждан, определяют визуально и по запаху, будут ли проблемы с человеком во время полета. Понятное дело, если кто-то слегка навеселе, но адекватен, его пропустят. Но если проблемность очевидна, пассажира высадят. Сейчас это обычная практика. Денег за билет никто возвращать не будет, плюс составят протокол. Так что я бы посоветовал воздержаться от употребления алкоголя перед полетом вовсе.

История ужесточения

Кабалову было предъявлено заочное обвинение в попытке захвата судна, он был объявлен в международный розыск. Задержали мужчину в Белоруссии, откуда он был экстрадирован в Россию, где его водворили в СИЗО.

Сергей Кабалов


Сколько школьников отменили поездки по невозвратным тарифам из-за введенных ограничений в нерабочие дни

Суд присяжных все-таки признал его виновным в попытке захвата воздушного судна и причинении вреда здоровью небольшой тяжести (ст. 115 УК РФ), на основании вердикта ему было назначено наказание в 3,5 года колонии. Позже срок был снижен до 1 года и 8 месяцев колонии. Мягкое наказание обусловлено тем, что коллегия посчитала его достойным снисхождения по эпизоду с попыткой захвата самолета, также взяли в расчет наличие несовершеннолетних детей.

Сюрприз для хулиганов


За грубое нарушение общественного порядка на воздушном транспорте дебошира, в зависимости от тяжести деяния, могут привлечь к уголовной ответственности с наказанием в виде штрафа в размере до 500 тыс. рублей, обязательных исправительных, принудительных работ. Или к лишения свободы на срок до пяти лет.

билет

Кроме того, авиадебоширу могут быть предъявлены иски по возмещению причиненного вреда.

— Подобные требования могут заявить пассажиры, а также авиакомпания, которая, в том числе, может потребовать возмещения за вынужденную посадку воздушного судна, если она была вызвана действиями нарушителя.

Принцип первого приземления

Однако 1 января 2020 года вступил в силу Монреальский протокол, подписанный и Россией. Он позволяет государству посадки, в случае совершения на борту преступлений, создающих угрозу безопасности воздушного судна, привлечь пассажира к ответственности по своим законам и провести расследование.

полиция

Протокол подразумевает, что законодательство всех стран-участниц предусматривает наказание для подобного поведения. Документ описывает такие деяния как физическое нападение на члена экипажа или угрозу совершить такую атаку и отказ выполнить законное указание командира воздушного судна или указания, данные от его имени.

От "административки" до тюрьмы

Одиннадцатого марта конфликт с экипажем самолета рейса Оренбург — Шереметьево и с полицией в аэропорту закончился для уроженца одной из стран ближнего зарубежья уголовным делом. Пассажир, по словам официального представителя МВД России Ирины Волк, нецензурно выражался и своим поведением мешал работе экипажа, на замечания бортпроводников не реагировал. Как итог — заведено уголовное дело о публичном оскорблении представителей власти (полицейских).

Приравнять к террористическим?

"Самая неприятная ситуация на борту — это неадекватные пассажиры, — подтверждает пилот-инструктор Boeing 737, просивший не называть его имени. — Ты, находясь в кабине, не можешь выйти, не имеешь права. Вся злость дебошира и часто кулаки достаются девочкам в салоне".

В конце января этого года Адлерский районный суд города Сочи на два месяца арестовал авиадебошира, из-за которого вынужденно сел в Сочи самолет, следовавший из Санкт-Петербурга в Анталию. Мужчина ударил стюардессу. "Административкой" пассажир не отделался, было возбуждено уголовное дело по статье "Хулиганство".

"В небе у бортпроводников должны быть механизмы сдерживания потенциальных угроз, — уверен председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов. — За рубежом применяются различные удерживающие устройства, электрошокеры — все это обезопасит законопослушных граждан".

Заплатят миллионы

Профессионалы давно настаивали на том, чтобы дебоширы несли материальную и уголовную ответственность, чтобы были легализованы черные списки. Сейчас такие законы приняты.

Речь не только о штрафах, но и о компенсации ущерба. По словам Олега Смирнова, если командир корабля принимает решение произвести вынужденную посадку из-за пассажира, это "удовольствие" стоит авиакомпании, в зависимости от типа самолета, около миллиона рублей и больше. Кроме того, пассажиры, опоздавшие на стыковку, потерявшие оплаченное проживание в отеле, вправе предъявить претензии дебоширу.

Уровень насилия в обществе

"Уровень насилия в любом обществе определяется тем, как себя ведет отдельный человек и много ли таких эксцессов происходит, — говорит директор Института наркологического здоровья нации, психиатр-нарколог высшей квалификационной категории Олег Зыков. — Какая разница, происходит это в самолете, продовольственном магазине или на улице. Я бы не пытался отделять насилие в самолете от насилия вообще".

Доктор поясняет, что имеет значение и генетика, и воспитание, и особенности поведения в конкретных ситуациях.

"Если так случилось, что агрессивная реакция стала в обществе нормой, то отдельный человек так себя и ведет, а алкоголь, естественно, растормаживает", — говорит Зыков.

При этом он уточняет, что алкоголь и вообще психоактивные вещества — это способ некой социально-психологической адаптации индивидуума, когда у него есть внутренние проблемы и он не может решить их социально приемлемыми способами.

"С моей точки зрения, то, что происходит внутри человека, — это зеркальное отображение того, что вообще происходит в нашем обществе", — уверен врач.

Тонкая грань

При этом пассажир может испытывать стресс из-за каких-либо событий в жизни, страх перед полетом, но, по словам экспертов, такое состояние обычно не приводит к тому, что он начинает вдруг агрессивно вести себя по отношению к другим. Как правило, это автоагрессия, внутренний конфликт.

Не совсем адекватное поведение пассажира не всегда можно счесть хулиганством. Были случаи, когда обе стороны вели себя не лучшим образом.

Для исключения таких споров, по словам председателя Общероссийского объединения пассажиров Ильи Зотова, стоит законодательно подкрепить внесение пассажира в черный список видеофиксацией нарушения.

"Ведь от личной трактовки персонала зависит многое: например, просьба о защите прав пассажира может трактоваться как невыполнение требований авиакомпании, тут очень тонкая грань", — полагает активист. Следует анализировать и действия сотрудников перевозчика.

Взрывная шутка

Странная история произошла осенью прошлого года. Отличился спортсмен: чемпиона России по бодибилдингу среди юниоров сняли с рейса Москва — Пермь за слова о взрыве самолета, которые он после объяснил шуткой. Конфликт произошел из-за того, что спортсмену и его девушке не позволили сесть рядом на свободные места.

"Стюардесса ответила немного грубо: мол, вы за эти места не платили, поэтому нужно отсюда уйти. Мы последовали ее инструкциям. После она подходит и спрашивает: Павел, у нас с вами не возникнет проблем во время полета? Я ей ответил: девушка, нет, конечно, я просто взорву ваш самолет", — приводят пермские СМИ слова спортсмена.

Проблем у него, кроме потери денег на билет и времени, действительно не возникло.

Пассажиры, по его словам, разделились на два лагеря: кто-то действительно воспринял слова спортсмена как шутку, другие, естественно, нервничали и возмущались из-за задержки. Самолет вылетел с опозданием в два часа.

Опытные пилоты напоминают: воздушное судно совершает полет на высоте десяти-двенадцати тысяч метров со скоростью 1000 километров в час, так что это не место для разборок.

Читайте также: