Штраф за отсутствие ведения воинского учета в организации 2021

Обновлено: 16.05.2024

Федеральный закон от 24.04.2020 № 132-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" увеличил размер штрафов за нарушения в области воинского учета.
Поправки также коснулись ст. 4.5 КоАП РФ, и теперь срок давности за такие правонарушения составляет 3 года со дня совершения.

Теперь размеры штрафов, предусмотренные главой 21 КоАП РФ (административные правонарушения в области воинского учета), будут следующие.

Статья 21.1. Непредставление в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет

Непредставление руководителем или другим должностным лицом организации, а равно должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за военно-учетную работу, в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, -

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

Статья 21.2. Неоповещение граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет

Неоповещение руководителем или другим должностным лицом организации, а равно должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за военно-учетную работу, граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, а равно необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, -

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

Статья 21.3. Несвоевременное представление сведений об изменениях состава постоянно проживающих граждан или граждан, пребывающих более трех месяцев в месте временного пребывания, состоящих или обязанных состоять на воинском учете

Непредставление в установленный срок руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации, осуществляющей эксплуатацию жилых помещений, в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений об изменениях состава постоянно проживающих граждан или граждан, пребывающих более трех месяцев в месте временного пребывания, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, -

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей.

Статья 21.5. Неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пятисот до трех тысяч рублей.

Статья 21.6. Уклонение от медицинского обследования

Уклонение гражданина от медицинского освидетельствования либо обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учет или от медицинского обследования по направлению призывной комиссии -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пятисот до трех тысяч рублей.

Статья 21.7. Умышленные порча или утрата документов воинского учета

Умышленные порча или уничтожение удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, военного билета (временного удостоверения, выданного взамен военного билета), справки взамен военного билета и персональной электронной карты, а также небрежное хранение удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, военного билета (временного удостоверения, выданного взамен военного билета), справки взамен военного билета и персональной электронной карты, повлекшее их утрату, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пятисот до трех тысяч рублей.


3217

Макс Борисов

По закону все организации ведут воинский учёт, ИП — нет. На практике малые предприятия часто забывают об этой обязанности.

В статье разберём, как организовать учёт и чем грозит его отсутствие.

Зачем нужен воинский учёт

В России — всеобщая воинская обязанность: мужчины должны год отслужить в армии, а после состоять в запасе.

Военкоматы хотят знать, где живут военнообязанные, на кого они учатся и по какой специальности работают. Это нужно, чтобы планировать призыв и проводить сборы, в общем, поддерживать обороноспособность страны.

Воинский учёт в организациях помогает собирать и систематизировать информацию о призывниках и военнообязанных.

Общий и специальный воинский учёт

Воинский учёт может быть двух видов: специальный и общий.

Специальный учёт применяют к сотрудникам, на которых распространяется бронь. Это значит, что во время мобилизации за ними будет закреплена определенная должность. Какие профессии нужны для бронирования — решает комиссия по мобилизации.

Если ваша организация попала в список, вы получите утвержденный перечень профессий и выписку из нормативных документов. По ней будет понятно, как организовать специальный учёт.

В остальных случаях работники подлежат общему воинскому учёту. Ниже будем говорить только о нём.

Кто не подлежит воинскому учёту

  • Те, кого освободили от воинской обязанности: признали не годным к службе по состоянию здоровья.
  • Те, кто постоянно живёт за границей.
  • Офицеры ФСБ и Службы внешней разведки.
  • Женщины без военно-учётной специальности.

Кто подлежит воинскому учёту

  • Призывники — мужчины в возрасте от 18 до 27 лет.
  • Те, кто отслужил и уволился в запас.
  • Отучившиеся на военных кафедрах и окончившие военные ВУЗы. .
  • Те, кто не служил, потому что был освобождён от призыва.
  • Женщины с военно-учетной специальностью: связисты, врачи, геодезисты и другие.

Воинский учёт распространяется на всех сотрудников по трудовому договору, включая внешних совместителей.

Документы воинского учёта

На основании этих документов ведут воинский учёт и заполняют личные карточки сотрудников:

  • удостоверение (приписное свидетельство) — у призывников;
  • военный билет или временное удостоверение — у военнообязанных мужчин.

По правилам хранить документы по воинскому учёту нужно в железном шкафу.

Кто ведёт воинский учёт

За воинский учёт отвечает руководитель организации. Чтобы передать эту обязанность другому сотруднику, нужно назначить ответственного. Для этого издайте приказ и отправьте копию на согласование военному комиссару. Если на вашей территории нет военкомата, согласуйте приказ в местной администрации.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Как вести воинский учёт

3. Расскажите сотруднику о его обязанностях: о необходимости вставать на воинский учёт по месту жительства или по месту пребывания, особенно призывникам.

4. Каждый год согласовывайте план работы по воинскому учёту с военкоматом и ведите его. Сохраните шаблон из методических рекомендаций.

5. Регулярно отчитывайтесь перед военкоматом:

  • В течение двух недель отправляйте списки принятых и уволенных сотрудников, подлежащих воинскому учёту. — по запросу военкомата, в течение двух недель. для первичной постановки на воинский учёт — срок зависит от возраста.

6. Актуализируйте личные карточки, если сотрудник женился, развёлся, получил диплом, перевёлся на другую должность, сменил место жительства. Сообщите об этом в военкомат в течение 2 недель.

Раз в год сверяйте раздел II личной карточки с документами воинского учёта и данными военкомата.

7. Заведите журнал проверок. Бланк можно купить в специализированном магазине или взять из методических рекомендаций. Журнал заполняет представитель военкомата во время проверки.

Чем грозит нарушение воинского учёта

С проверкой могут прийти из военкомата или местной администрации.

До 1 января 2021 года малый бизнес освобождён от плановых проверок, поэтому в этом году точно не придут. Теоретически возможна внеплановая проверка по жалобе, но нам о таких случаях неизвестно.

За нарушение воинского учёта предусмотрена административная ответственность. Оштрафовать могут руководителя или ответственного за воинский учёт.

Вот суммы штрафов за нарушения воинского учёта:

В срок не сообщить в военкомат о принятых и уволенных сотрудниках, которые должны состоять на воинском учёте

от 1000 до 5000 ₽

В срок не ответить на запрос военкомата

от 1000 до 5000 ₽

от 1000 до 5000 ₽

Не оповестить сотрудника о том, что пришла повестка, и не дать возможность сходить в военкомат

от 1000 до 5000 ₽

Насколько велика вероятность получить штраф — сказать сложно. Постановления выносят военные комиссары, а их решения не попадают в базы судебных дел. Иными словами, достоверной статистики нет.

Срок привлечения к ответственности — два месяца со дня нарушения. Предположим, 1 марта 2021 года вы приняли на работу военнообязанного и до 14 марта не сообщили в военкомат. Это нарушение ч. 3 ст. 21.4 КоАП, но если его обнаружат после 14 мая, то оштрафовать уже не смогут.

Статья актуальна на 08.02.2021

Воинский учет в организации — это обязательная регистрация всех военнообязанных сотрудников. Законодатели ужесточили контроль и штрафы за нарушения.

Организация воинского учета

Ведение такого учета — обязательный и важный момент в работе любого юридического лица. Об этом говорит ст. 8 Федерального закона №61-ФЗ от 31.05.1996. Ведение бумаг по военнообязанным сотрудникам регламентирует Постановление Правительства РФ №719 от 27.11.2006 (в ред. ПП РФ №372 от 15.03.2021). Военкоматы регулярно устраивают проверки ведения учета, а штрафы назначают по каждому выявленному пункту (гл. 21 КоАП РФ).

В п. 2 Положения №719 определены цели и задачи воинского учета для стенда учреждения. Цели таковы:

  1. В спокойные периоды жизни учет — это обеспечение исполнения воинского долга каждым человеком, который обязан его выполнить, контролировать, чтобы ряды вооруженных сил были наполнены военнослужащими.
  2. А вот в период военной обстановки учет военнообязанных призван помочь своевременно мобилизовать всех необходимых лиц и наполнить государственные структуры необходимым рабочим ресурсом.

Государство должно обладать актуальной информацией о призывниках. Для реализации указанных целей работодателем подается справочная информация по воинскому учету военнообязанных лиц.

  • соблюдение гражданами своих воинских обязанностей, предусмотренных законодательством, невозможность скрываться от исполнения государственного долга;
  • корректное документальное оформление учета;
  • анализ качественного и количественного состава ресурсов, предназначенных для защиты государства и общества.

Учет ведется в отношении (п.14 Постановления №719):

  • мужчин в возрасте от 18 до 27 лет, которые обязаны состоять на регистрации в комиссариатах по месту жительства и не пребывают в запасе (призывники);
  • граждан, находящихся в запасе (военнообязанных).

К последним закон причисляет женщин с военно-учетными специальностями и мужчин, которые:

  • находятся в запасе;
  • уволены с военной службы с зачислением в запас;
  • завершили обучение на офицеров запаса;
  • не прошли военную службу по разным причинам до 27-летнего возраста;
  • прошли альтернативную службу.

Нет необходимости учитывать сотрудников, освобожденных от воинских обязанностей (ограниченно годные, негодные, прошедшие службу в другом государстве), проходящие гражданскую альтернативную службу, постоянно проживающие не на территории РФ. Не подлежат регистрации офицеры, пребывающие в запасе СВР России или ФСБ России, женщины, если у них нет военной специальности.

Мы составили пошаговую инструкцию по ведению воинского учета в организациях в 2021 году, она поможет разобраться в нюансах процедуры.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как вести воинский учет. Используйте эти инструкции бесплатно.

Кто занимается воинским учетом

За ведение учетной документации отвечают:

  • директор организации;
  • начальник отдела кадров (или его заместитель);
  • делопроизводитель, секретарь.

Лучший способ ведения документации — создать военно-учетный стол (ВУС). В нормативах закреплено, чем занимается военно-учетный стол — ведет учетную деятельность в учреждении, в котором работают от 2000 до 4000 военнообязанных человек. В небольших компаниях такие обязанности возлагаются на одного из сотрудников отдела кадров.

Независимо от наличия военно-учетного стола, ответственные специалисты выполняют следующие задачи.

  1. Ведут документацию призывников и военнообязанных из персонала предприятия.
  2. Обеспечивают исполнение персоналом предприятия воинской обязанности, предписанной законами РФ.
  3. Документально оформляют сведения о военнообязанных работниках.
  4. Взаимодействуют с подразделениями комиссариата, государственными и муниципальными органами по различным вопросам.

Как вести учет

Актуальная пошаговая инструкция по воинскому учету в организации в 2021 году такова:

Шаг 1. Определяем и назначаем ответственных лиц.

Ответственные лица назначаются отдельным приказом руководителя. Приказ издают каждый год. Форма этой бумаги предлагается в методических рекомендациях, утвержденных Генштабом Вооруженных Сил РФ от 11.07.2017.

Шаг 2. Разрабатываем план работы.

Он включает наименование каждого мероприятия, сроки выполнения, ответственных лиц и отметки об исполнении. Отметки заверяются подписью ответственного лица. Вот образец как вести ВУС — план на 2021 год:

План работы по ведению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе в 2021


Шаг 3. Создаем журнал проверок.

Это обязательный документ, утвержденный законом. Он содержит данные о проверках в этой области, выявленных нарушениях и предписаниях для устранения нарушений.

Шаг 4. Разрабатываем положение о делопроизводстве.

Документ призван упорядочить документооборот в этой сфере на государственном или муниципальном предприятии. Примерная структура положения должна включать:

  1. Общие положения (для чего предназначен документ, какие пункты в нем присутствуют и что они регламентируют).
  2. Требования к оформлению документов.
  3. Правила подготовки документов (обозначить, какие бумаги должны заверяться подписями ответственных лиц, разрешается ли заполнять бланки от руки).
  4. Информацию об ответственном за регистрацию, ведение и хранение бумаг по военнообязанным сотрудникам и его функции.
  5. Правила и порядок работы с документами (в какие сроки оформлять бумаги, когда передавать их во внешние инстанции).
  6. Порядок хранения и передачи бумаг в архив.

Шаг 5. Заполняем первичные документы при трудоустройстве.

При приеме работников в государственную организацию на них заполняют первичные документы (гл. II, п. 17 Постановления №719):

  • учетные карточки (для призывников);
  • учетные и алфавитные карточки (для прапорщиков, мичманов, старшин, сержантов, солдат и матросов запаса);
  • карточки первичного учета (для офицеров);
  • личные карточки (форма Т-2), содержащие общие сведения, сведения о воинском учете, о приеме на работу и переводах, аттестациях, повышениях квалификации, наградах, профессиональной подготовке, отпусках, социальных льготах, увольнении.

Если ранее бумаги по военнообязанным работникам на предприятии не вели, эти документы заполняют на действующих сотрудников.

Личная карточка работника

Шаг 6. Оформляем стенд.

Назначенные работники отвечают не только за состав папок по ведению воинского учета в 2021 году, но и за разработку специального стенда. Оформление информационного стенда не обязательно, но желательно. Он наглядно демонстрирует основные положения:

  • по бронированию военнообязанных;
  • о целях и задачах регистрации, ведения и хранения документации по военнообязанным работникам;
  • об обязанностях;
  • о правонарушениях;
  • важное объявление для военнообязанных граждан.

Требований по оформлению стенда нет. Используйте в работе пример:


Законодательство о воинском учете

Ведение документации по военнообязанным сотрудникам в госучреждениях регулируют методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях, утвержденных Генштабом ВС от 11.07.2017. Учетная работа включает:

  1. Контроль за наличием в паспортах граждан РФ, которые принимаются на должность в организацию, отметок о воинской обязанности.
  2. Заполнение личных карточек (форма Т-2) на основе записей в других документах.
  3. Объяснение сотрудникам порядка исполнения их военных обязанностей.
  4. Информирование военных комиссариатов обо всех изменениях сведений в паспортах сотрудников организации и нарушениях.
  5. Отправку в 2-недельный срок в военные комиссариаты информации о военнообязанных гражданах, которые приняты на работу или уволены.
  6. Ежегодную сверку данных.
  7. Оповещения сотрудников о вызовах в военкоматы и обеспечение их явки.

Как происходит проверка учетной работы

Проверку выполняет военкомат или органы местного самоуправления. В компаниях численностью более 500 человек проверки проходят обычно раз в году. В небольших юридических лицах проверки разрешено производить не чаще одного раза в три года.

Проверяющие изучают руководящие документы по вопросам воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в текущем, 2021, году:

  • приказ о ведении воинского учета;
  • план работы по ведению воинского учета;
  • личные карточки военнообязанных граждан;
  • журнал проверок;
  • расписка в приеме от граждан военных документов;
  • служебное делопроизводство.

При проведении проверки контролеры оценивают:

  • организацию учетных мероприятий;
  • полноту и достоверность сведений, содержащихся в личных карточках военнообязанных работников.

Результаты проверки вносятся в журнал.

Отчетность по проделанной работе

Ответственный специалист предоставляет в военкомат следующие отчеты:

  1. По принимаемым или увольняемым военнообязанным сотрудникам — в течение 2 недель.
  2. По сотрудникам, состоящим на воинском учете либо по обязанным состоять на воинском учете, — в течение 2 недель с получения запроса.
  3. По лицам мужского пола 15 и 16 лет — раз в году в сентябре.
  4. По лицам мужского пола, встающим на учет на следующий год, — раз в году до 01 ноября.

Ответственность организации

Если предприятие не ведет учет военнообязанных сотрудников и не передает данные в военные комиссариаты, ему грозят штрафы. В ст. 21.1 КоАП РФ установлены их размеры в зависимости от нарушения, формы собственности и направления деятельности предприятия.

Административную ответственность за нарушения несет как руководитель компании, так и лицо, назначенное ответственным за его ведение. Действующие размеры штрафов — от 1000 до 5000 рублей (в зависимости от проступка).

Госдума одобрила в первом чтении законопроект №637094-7 об увеличении административной ответственности за нарушения. Поправки внесут в статьи 21.1–21.7 КоАП РФ. После их утверждения размер штрафа за то, что организация своевременно не представила в районный военкомат сведения о работниках, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, составит от 3000 до 10 000 рублей. Оштрафуют руководителя и другое ответственное должностное лицо. При обсуждении законопроекта депутаты отметили, что, так как его внесли два года назад, некоторые суммы устарели, поэтому при подготовке поправок во втором чтении размеры штрафов еще раз изменят.

Бронирование граждан, пребывающих в запасе

Процедура позволяет обеспечивать кадрами (руководителями, специалистами, высококвалифицированными кадрами) предприятия в военное время и в период, когда объявляется мобилизация. Граждане имеют отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации, в военное время, от призывов на военные сборы.

Для бронирования граждан собирается специальная комиссия по мобилизации, которую создает местный орган муниципального образования. Они принимают решение о перечне профессий, возрасту, званию. Затем перечни должностей направляются работодателю. Доводятся до ответственного лица под подпись. Работодатель, в свою очередь, подбирает в штате компании соответствующие кадры и заполняет специальную форму.

Если в организации осуществляется бронирование граждан, то организации необходимо вести дополнительную документацию. Например, связанную с выдачей и учетом удостоверений об отсрочке (данный бланк строгой отчетности компания получает в военкомате) и планом мероприятий по вручению данных удостоверений. Утвержденной формы плана нет. Компания разрабатывает его самостоятельно.

Как контролируют

Контроль за состоянием работы по бронированию проводится не реже одного раза в три года. Предприятия, осуществляющие бронирование граждан, предоставляют ежегодно в контролирующие органы доклад. Вместе с докладом они предоставляют отчет по численности и сведения об обеспечении на период мобилизации трудовыми ресурсами.

а) со­сто­ять на во­ин­ском уче­те по мес­ту жи­тельст­ва или мес­ту пре­бы­ва­ния в во­ен­ном ко­мис­са­ри­а­те, а в по­се­ле­нии или го­род­ском окру­ге, где нет во­ен­ных ко­мис­са­ри­а­тов, – в ор­га­нах мест­но­го са­мо­управ­ле­ния.

б) яв­лять­ся в уста­нов­лен­ные вре­мя и мес­то по вы­зо­ву (по­вест­ке) в во­ен­ный ко­мис­са­ри­ат или иной ор­ган, осу­щест­вля­ю­щий во­ин­ский учет, по мес­ту жи­тельст­ва или мес­ту пре­бы­ва­ния, имея при се­бе во­ен­ный би­лет (вре­мен­ное удос­то­ве­ре­ние, вы­дан­ное вза­мен во­ен­но­го би­ле­та) или удос­то­ве­ре­ние граж­да­ни­на, под­ле­жа­ще­го при­зы­ву на во­ен­ную служ­бу, а так­же пас­порт граж­да­ни­на РФ и во­ди­тель­ское удос­то­ве­ре­ние при его на­ли­чии;

в) явить­ся при уволь­не­нии с во­ен­ной служ­бы в за­пас Во­ору­жен­ных Сил РФ в 2 – не­дель­ный срок со дня ис­клю­че­ния из спис­ков лич­но­го со­ста­ва во­ин­ской час­ти в во­ен­ный ко­мис­са­ри­ат или иной ор­ган, осу­щест­вля­ю­щий во­ин­ский учет, по мес­ту жи­тельст­ва для по­ста­нов­ки на во­ин­ский учет;

г) со­об­щать в 2 – не­дель­ный срок в во­ен­ный ко­мис­са­ри­ат или иной ор­ган, осу­щест­вля­ю­щий во­ин­ский учет, по мес­ту жи­тельст­ва об из­ме­не­нии све­де­ний о се­мей­ном по­ло­же­нии, об­ра­зо­ва­нии, со­сто­я­нии здо­ровья (по­лу­че­нии ин­ва­лид­нос­ти), мес­те ра­бо­ты или долж­нос­ти, мес­те жи­тельст­ва в пре­де­лах му­ни­ци­паль­но­го об­ра­зо­ва­ния;

д) снять­ся с во­ин­ско­го уче­та при пе­ре­ез­де на но­вое мес­то жи­тельст­ва или мес­то пре­бы­ва­ния (на срок бо­лее 3 ме­ся­цев), а так­же при вы­ез­де из РФ на срок бо­лее 6 ме­ся­цев и встать на во­ин­ский учет в 2 – не­дель­ный срок по при­бы­тии на но­вое мес­то жи­тельст­ва, мес­то пре­бы­ва­ния или воз­вра­ще­нии в РФ;

е) бе­реж­но хра­нить во­ен­ный би­лет (вре­мен­ное удос­то­ве­ре­ние, вы­дан­ное вза­мен во­ен­но­го би­ле­та), а так­же удос­то­ве­ре­ние граж­да­ни­на, под­ле­жа­ще­го при­зы­ву на во­ен­ную служ­бу. В слу­чае утра­ты ука­зан­ных до­ку­мен­тов в 2 – не­дель­ный срок об­ра­тить­ся в во­ен­ный ко­мис­са­ри­ат или иной ор­ган, осу­щест­вля­ю­щий во­ин­ский учет, по мес­ту жи­тельст­ва для ре­ше­ния во­про­са о по­лу­че­нии до­ку­мен­тов вза­мен утра­чен­ных.

Граж­да­не, под­ле­жа­щие при­зы­ву на во­ен­ную служ­бу и вы­ез­жа­ю­щие в пе­ри­од про­ве­де­ния при­зы­ва на срок бо­лее 3 ме­ся­цев с ме­с­та жи­тельст­ва, обя­за­ны лич­но со­об­щить об этом в во­ен­ный ко­мис­са­ри­ат или иной ор­ган, осу­щест­вля­ю­щий во­ин­ский учет, по мес­ту жи­тельст­ва.

Граж­да­не, по­лу­чив­шие мо­би­ли­за­ци­он­ные пред­пи­са­ния или по­вест­ки во­ен­но­го ко­мис­са­ри­а­та, обя­за­ны вы­пол­нять из­ло­жен­ные в них тре­бо­ва­ния.

В пе­ри­од мо­би­ли­за­ции и в во­ен­ное вре­мя вы­езд граж­дан, со­сто­я­щих на во­ин­ском уче­те, с ме­с­та жи­тельст­ва или ме­с­та пре­бы­ва­ния про­из­во­дит­ся с раз­ре­ше­ния во­ен­но­го ко­мис­са­ра по пись­мен­ным за­яв­ле­ни­ям граж­дан с ука­за­ни­ем при­чи­ны убы­тия и но­во­го ме­с­та жи­тельст­ва или ме­с­та пре­бы­ва­ния.

Граж­да­не, под­ле­жа­щие при­зы­ву на во­ен­ную служ­бу, и офи­це­ры за­па­са для по­ста­нов­ки на во­ин­ский учет и сня­тия с во­ин­ско­го уче­та обя­за­ны лич­но яв­лять­ся в во­ен­ные ко­мис­са­ри­а­ты.

Сня­тие с во­ин­ско­го уче­та граж­дан, под­ле­жа­щих при­зы­ву на во­ен­ную служ­бу, про­из­во­дит­ся по их пись­мен­ным за­яв­ле­ни­ям с ука­за­ни­ем при­чи­ны сня­тия и но­во­го ме­с­та жи­тельст­ва или ме­с­та пре­бы­ва­ния.

Статья 21.5. Не­ис­пол­не­ние граж­да­на­ми обя­зан­нос­тей по во­ин­ско­му уче­ту

Не­яв­ка граж­да­ни­на, со­сто­я­ще­го или обя­зан­но­го со­сто­ять на во­ин­ском уче­те, по вы­зо­ву (по­вест­ке) во­ен­но­го ко­мис­са­ри­а­та или ино­го ор­га­на, осу­щест­вля­ю­ще­го во­ин­ский учет, в уста­нов­лен­ные вре­мя и мес­то без ува­жи­тель­ной при­чи­ны, не­яв­ка в уста­нов­лен­ный срок в во­ен­ный ко­мис­са­ри­ат для по­ста­нов­ки на во­ин­ский учет, сня­тия с во­ин­ско­го уче­та и вне­се­ния из­ме­не­ний в до­ку­мен­ты во­ин­ско­го уче­та при пе­ре­ез­де на но­вое мес­то жи­тельст­ва, рас­по­ло­жен­ное за пре­де­ла­ми тер­ри­то­рии му­ни­ци­паль­но­го об­ра­зо­ва­ния, мес­то пре­бы­ва­ния на срок бо­лее трех ме­ся­цев ли­бо вы­ез­де из РФ на срок бо­лее шес­ти ме­ся­цев или въез­де в РФ, а рав­но не­со­об­ще­ние в уста­нов­лен­ный срок в во­ен­ный ко­мис­са­ри­ат или в иной ор­ган, осу­щест­вля­ю­щий во­ин­ский учет, об из­ме­не­нии се­мей­но­го по­ло­же­ния, об­ра­зо­ва­ния, ме­с­та ра­бо­ты или долж­нос­ти, о пе­ре­ез­де на но­вое мес­то жи­тельст­ва, рас­по­ло­жен­ное в пре­де­лах тер­ри­то­рии му­ни­ци­паль­но­го об­ра­зо­ва­ния, или мес­то пре­бы­ва­ния – вле­чет пре­дуп­реж­де­ние или на­ло­же­ние ад­ми­нист­ра­тив­но­го штра­фа в раз­ме­ре от ста до пя­ти­сот руб­лей.

Статья 21.6. Укло­не­ние от ме­ди­цин­ско­го об­сле­до­ва­ния

Укло­не­ние граж­да­ни­на от ме­ди­цин­ско­го осви­де­тельст­во­ва­ния ли­бо об­сле­до­ва­ния по на­прав­ле­нию ко­мис­сии по по­ста­нов­ке граж­дан на во­ин­ский учет или от ме­ди­цин­ско­го об­сле­до­ва­ния по на­прав­ле­нию при­зыв­ной ко­мис­сии – вле­чет пре­дуп­реж­де­ние или на­ло­же­ние ад­ми­нист­ра­тив­но­го штра­фа в раз­ме­ре от ста до пя­ти­сот руб­лей.

Статья 21.7. Умыш­лен­ные пор­ча или утра­та до­ку­мен­тов во­ин­ско­го уче­та

Умыш­лен­ные пор­ча или унич­то­же­ние во­ен­но­го би­ле­та или удос­то­ве­ре­ния граж­да­ни­на, под­ле­жа­ще­го при­зы­ву на во­ен­ную служ­бу, ли­бо не­бреж­ное хра­не­ние во­ен­но­го би­ле­та или удос­то­ве­ре­ния граж­да­ни­на, под­ле­жа­ще­го при­зы­ву на во­ен­ную служ­бу, по­влек­шее их утра­ту, – вле­чет пре­дуп­реж­де­ние или на­ло­же­ние ад­ми­нист­ра­тив­но­го штра­фа в раз­ме­ре от ста до пя­ти­сот руб­лей.

Статья 328. Укло­не­ние от про­хож­де­ния во­ен­ной и аль­тер­на­тив­ной граж­дан­ской служ­бы

1. Укло­не­ние от при­зы­ва на во­ен­ную служ­бу при от­сут­ст­вии за­кон­ных ос­но­ва­ний для осво­бож­де­ния от этой служ­бы – на­ка­зы­ва­ет­ся штра­фом в раз­ме­ре до двух­сот ты­сяч руб­лей или в раз­ме­ре за­ра­бот­ной пла­ты или ино­го до­хо­да осуж­ден­но­го за пе­ри­од до во­сем­над­ца­ти ме­ся­цев, ли­бо арес­том на срок от трех до шес­ти ме­ся­цев, ли­бо ли­ше­ни­ем сво­бо­ды на срок до двух лет.

2. Укло­не­ние от про­хож­де­ния аль­тер­на­тив­ной граж­дан­ской служ­бы лиц, осво­бож­ден­ных от во­ен­ной служ­бы, – на­ка­зы­ва­ет­ся штра­фом в раз­ме­ре до вось­ми­де­ся­ти ты­сяч руб­лей или в раз­ме­ре за­ра­бот­ной пла­ты или ино­го до­хо­да осуж­ден­но­го за пе­ри­од до шес­ти ме­ся­цев, ли­бо обя­за­тель­ны­ми ра­бо­та­ми на срок от ста вось­ми­де­ся­ти до двух­сот со­ро­ка ча­сов, ли­бо арес­том на срок от трех до шес­ти ме­ся­цев.

Администрация муниципального образования городское поселение Мурмаши Кольского района Мурманской области

Такой учет обязаны вести все без исключения организации, независимо от организационно-правовой формы и количества работников. Никаких исключений, в том числе для малых предприятий, нет.

Обязанность вести воинский учет возложена следующими нормативными документами:

Индивидуальных предпринимателей обязанность вести воинский учет не касается/

Задачи, решаемые при помощи воинского учета

  • подлежащие призыву на военную или заменяющую ее службу;
  • отслужившие на военной службе или приравненной к ней и находящиеся в запасе.

Наличие актуальной информации о наличии, составе и местонахождении таких лиц позволяет обеспечить (п. 2 Положения, утв. Постановлением № 719):

  • возможность оперативного увеличения до нужных объемов численного состава Вооруженных сил РФ и иных структур, задействование которых становится необходимым в случае возникновения военных конфликтов;
  • заблаговременное выделение из числа военнообязанных тех специалистов, которые в целях обеспечения нормального функционирования организаций и органов, являющихся местом их работы, не будут призваны на военную службу.

Актуальность информации о военнообязанных в военных комиссариатах обеспечивается путем своевременного ее обновления за счет данных, поступающих от государственных органов и работодателей, ведущих военно-учетную работу (ст. 4 Закона № 53-ФЗ).

Кого и почему надо учитывать

Все граждане России обязаны состоять на воинском учете, за исключением

  • лиц, проходящие военную службу;
  • лиц, отбывающие наказание в виде лишения свободы;
  • женщин, не имеющих военной специальности;
  • лиц, постоянно проживающие за пределами нашей страны.

Под воинский учет в организациях попадают следующие работники:

Штрафные санкции

За отсутствие учетного отдела по военнообязанным гражданам (прикрепленных сотрудников) и непредставление информации в соответствующие подразделения для компании предусмотрена административная ответственность. К компании могут быть применены санкции в виде штрафов в размере:

  • 300-1000 рублей – несвоевременное предоставление в органы воинского распределения списков граждан. Штраф накладывается на главу компании или ответственное за данный учет лицо (ст. 21.1 КоАП).
  • 500-1000 рублей – игнорирование оповещения, направленного сотруднику (повестки в военный комиссариат), тем самым препятствование его своевременной явке к месту назначения (ст. 21.2 КоАП).
  • 300-1000 рублей – сокрытие информации о принятых (уволенных) военнообязанных сотрудниках (ст. 21.4 КоАП).

Согласно Положению о воинском учете осуществлять проверку формирования учета в организациях должны органы местного самоуправления и военкоматы. Если в штате компании трудится более 500 человек – ревизия проходит один раз в год; в остальных случаях – один раз в 3 года.

Кто должен вести в организации воинский учет

За состояние воинского учета в организации отвечает, как обычно, её руководитель. Однако он вправе своим приказом назначить ответственного за военно-учетную работу. В крупных компаниях обычно создают отдельное подразделение — военно-учетный стол.

Общее количество работников, осуществляющих воинский учет в организациях, определяется исходя из количества граждан, состоящих на воинском учете в организациях, по состоянию на 31 декабря предшествующего года. Нормы указаны в Методических рекомендациях.

Один работник, выполняющий обязанности по совместительству При наличии на воинском учете менее 500 граждан
Один освобожденный работник При наличии на воинском учете от 500 до 2 000 граждан
Два освобожденных работника При наличии на воинском учете от 2 000 до 4 000 граждан
Один освобожденный работник На каждые последующие 3 000 граждан, состоящих на воинском учете. Военно-учетный работник выделяется при достижении каждых последующих полных 3 000 граждан, состоящих на воинском учете

Руководители организаций обязаны выделить для работников, осуществляющих воинский учет, специально оборудованные помещения и железные шкафы, обеспечивающие сохранность документов по воинскому учету.

Нормы для учета на базе компании

Положением о воинском учете введены нормы специалистов для организации учета, в штате которой числятся сотрудники, имеющие отношение к воинской службе:

  • До 500 лиц – выделяется для работы один сотрудник, работающий по совместительству.
  • До 2000 лиц – работой занимается один специалист.
  • До 4000 граждан – учет производят два сотрудника.
  • На последующие 3000 граждан, имеющих отношение к воинским обязанностям, в соответствующий отдел организации добавляется один сотрудник.

Если в компании привлечено два и более специалистов для учета военнообязанных лиц, на предприятии формируется особый отдел – военно-учетный стол.

Как вести учет

Воинский учет призывников и военнообязанных запаса ведется в личной карточке работников. Её форма (Т-2) приведена в приложении 5 к Методическим рекомендациям.

Основными документами воинского учета, на основании которых заполняется раздел II личной карточки формы № Т-2, являются:

  • для граждан, пребывающих в запасе, — военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета);
  • для граждан, подлежащих призыву на военную службу, — удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.

При приеме на работу у гражданина надо проверить наличие документов воинского учета, а также посмотреть паспорт, есть ли там отметки о воинской обязанности.

Работодатель имеет право отказать в приеме на работу мужчине, не предъявившему воинские документы.

Обязанности отдела

По принятому Постановлению Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 утвержден определенный порядок ведения учета военнообязанных граждан и призывников, числящихся на работе в компаниях. Сотрудники, прикрепленные к ведению данного учета, обязаны:

  • При приеме человека в компанию контролировать наличие отметок в личном удостоверении, подтверждающих их отношение к воинским обязанностям, а также присутствие военных документов.
  • Формировать карточки данных лиц в соответствии с военной документацией.
  • Информировать органы военного учета о наличии ошибок, исправлений в данных документах, их износе.
  • Определять наличие лиц, подлежащих обязательной службе, и обеспечивать направление их в соответствующий орган для постановки на учет.
  • Направлять в региональное военное отделение сведения о военнообязанных гражданах, которые числятся (уволены) по базе компании.
  • Производить сверку информации в оформленных карточках сотрудников с информацией, содержащейся в документации воинского учета.
  • Оповещать сотрудников о вызовах в орган военного распределения и не препятствовать их явке.

Какие документы по воинскому учету должны быть в организации

Список документов для воинского учета указан в пункте 39 Методических рекомендаций:

  • приказ об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования граждан, пребывающих в запасе;
  • план работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе;
  • картотеку личных карточек форм Т-2 и Т-2ГС(МС) на граждан из числа призывников и граждан, пребывающих в запасе;
  • журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе ВС РФ;
  • расписки в приеме от граждан документов воинского учета;
  • карточку учета организации (форма № 18);
  • другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и руководителями организаций;
  • справочную информацию по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации.

Размер штрафов за нарушение в области воинского учета

Что надо сообщать в военкоматы

Если выяснится, что работник не состоит на воинском учете, хотя должен, работодатель обязан в двухнедельный срок уведомить об этом военкомат. Работнику надо вручить направление в военкомат для постановки на воинский учет.

По запросам военкоматов направляются в двухнедельный срок сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете (форма приведена в приложении 10 к Методическим рекомендациям).

Карточка учета организации по форме 18 заполняется по состоянию на 1 января каждого года и предоставляется в военкомат.

Штраф за неведение воинского учета на предприятии в 2021 году

За отсутствие учетного отдела по военнообязанным гражданам (прикрепленных сотрудников) и непредставление информации в соответствующие подразделения для компании предусмотрена административная ответственность.

К компании могут быть применены санкции в виде штрафов в размере:

• 300-1000 рублей – несвоевременное предоставление в органы воинского распределения списков граждан. Штраф накладывается на главу компании или ответственное за данный учет лицо (ст. 21.1 КоАП). • 500-1000 рублей – игнорирование оповещения, направленного сотруднику (повестки в военный комиссариат), тем самым препятствование его своевременной явке к месту назначения (ст. 21.2КоАП). • 300-1000 рублей – сокрытие информации о принятых (уволенных) военнообязанных сотрудниках (ст. 21.4 КоАП).

Согласно Положению о воинском учете осуществлять проверку формирования учета в организациях должны органы местного самоуправления и военкоматы. Если в штате компании трудится более 500 человек – ревизия проходит один раз в год; в остальных случаях – один раз в 3 года.

По принятому Постановлению Правительства РФ № 719утвержден определенный порядок ведения учета военнообязанных граждан и призывников, числящихся на работе в компаниях.

Сотрудники, прикрепленные к ведению данного учета, обязаны:

• При приеме человека в компанию контролировать наличие отметок в личном удостоверении, подтверждающих их отношение к воинским обязанностям, а также присутствие военных документов. • Формировать карточки данных лиц в соответствии с военной документацией. • Информировать органы военного учета о наличии ошибок, исправлений в данных документах, их износе. • Определять наличие лиц, подлежащих обязательной службе, и обеспечивать направление их в соответствующий орган для постановки на учет. • Направлять в региональное военное отделение сведения о военнообязанных гражданах, которые числятся (уволены) по базе компании. • Производить сверку информации в оформленных карточках сотрудников с информацией, содержащейся в документации воинского учета. • Оповещать сотрудников о вызовах в орган военного распределения и не препятствовать их явке.

Положением о воинском учете введены нормы специалистов для организации учета, в штате которой числятся сотрудники, имеющие отношение к воинской службе:

• До 500 лиц – выделяется для работы один сотрудник, работающий по совместительству. • До 2000 лиц – работой занимается один специалист. • До 4000 граждан – учет производят два сотрудника. • На последующие 3000 граждан, имеющих отношение к воинским обязанностям, в соответствующий отдел организации добавляется один сотрудник.

Если в компании привлечено два и более специалистов для учета военнообязанных лиц, на предприятии формируется особый отдел – военно-учетный стол.

Читайте также: