Штраф за отсутствие налоговых регистров

Обновлено: 02.05.2024

Когда на предприятии работают наемные сотрудники, осуществляющие свою деятельность на основе трудового соглашения, обязательным является проведение учетной политики относительно доходной части в виде выплаченных работникам сумм по заработной плате, в том числе нужно обязательно отразить размеры НДФЛ. Чтобы не запутаться, существует единый порядок, предполагающий заведение налоговых карточек по налогу.

В случае налоговой проверки бухгалтер предъявляет инспектору заполненные налоговые регистры.

Приказом ФНС России от 14.10.2015 года №ММВ-7-11/450@, утвердившим форму Расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ), а также Порядок его заполнения, форма налогового регистра для 6-НДФЛ не установлена. Более того, в Налоговом Кодексе РФ указано, что формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов налоговые агенты разрабатывают самостоятельно.

Итак, в соответствии с пунктом 1 статьи 230 Налогового кодекса, введенной Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ, налоговые агенты должны вести учет доходов, налоговых вычетов, а также сумм исчисленного и удержанного НДФЛ в регистрах налогового учета, формы которых должны быть разработаны ими самостоятельно. То есть вместо привычной карточки по форме 1-НДФЛ, утвержденной приказом МНС России от 31.10.2003 № БГ-3-04/583, налоговые агенты обязаны использовать новый документ для учета НДФЛ. Причем к новой форме следует написать порядок отражения в ней аналитических данных.

Актуальность исследования выбранной темы подтверждается следующими обстоятельствами. Ведение налоговых регистров по НДФЛ необходимо для расчета:

- показателей отчетных форм 2-НДФЛ и 6-НДФЛ;

- сальдо по НДФЛ в бухгалтерском учете, чтобы показать его в балансе;

- пени за просрочку уплаты налога.

Вести налоговые регистры по НДФЛ нужно по каждому работнику.

Целью курсовой работы является исследование порядка ведения налоговых регистров по НДФЛ.

Достижение поставленной цели возможно при решении следующих задач:

- дать понятие налоговых регистров и их значение;

- изучить организацию работы с налоговыми регистрами;

- рассмотреть последствия отсутствия налоговых регистров;

- привести общую характеристику предприятия;

- проанализировать налоговые регистры по НДФЛ, формируемые на предприятии;

- раскрыть бухгалтерский учет НДФЛ.

Предметом исследования являются налоговые регистры по НДФЛ и порядок их заполнения.

При написании курсовой работы использовался Налоговый Кодекс РФ, Письма Федеральной налоговой службы, разъяснения Федеральной налоговой службы, учебная литература по налогам и сборам в Российской Федерации, материалы периодической печати.

Таким образом, все компании обязаны вести учет доходов, выплаченных работникам, а также сумм исчисленного и удержанного с них НДФЛ. Для этого необходимо вести налоговые регистры по НДФЛ.

1. Теоретические аспекты налоговых регистров

1.1. Понятие налоговых регистров и их значение

Глава 25 Налогового Кодекса РФ [1] предусматривает в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль ведение налогового учета. Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с Налоговым кодексом (статья 313 Налогового Кодекса РФ) [1].

Аналитическим регистрам налогового учета посвящена статья 314 Налогового Кодекса РФ. Кодексом определено, что эти регистры предназначены для систематизации данных налогового учета.

Основные задачи налогового учета - формирование полной и достоверной информации о величине доходов и расходов учреждения, определяющих размер налоговой базы отчетного (налогового) периода, а также обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджет налога на прибыль.

Аналитические регистры налогового учета - совокупность показателей (сводные формы), применяемых для систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями главы 25 Налогового Кодекса РФ, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета.

Подтверждением данных налогового учета являются:

- первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

- аналитические регистры налогового учета;

- расчет налоговой базы.

Итак, законодатель не ограничивает налогоплательщиков в выборе вида и формы этих документов, поэтому у разных коммерсантов регистры налогового учета могут выглядеть по-разному. Объем содержащейся в них информации должен давать представление о том, на основании каких документов и каким образом сформирована налогооблагаемая база. Размещение данных в регистре может быть любым (в табличной или текстовой форме) - эти особенности предусматриваются фирмой при разработке форм регистров налогового учета.

В Налоговом кодексе вопрос необходимости оформления аналитических регистров и расшифровка термина налогового учета рассматривается в отдельных статьях. Например, в статье 314 главы 25 Налогового Кодекса РФ [1] (налог на прибыль) или в пункте 1 статьи 230 главы 23 Налогового Кодекса РФ (НДФЛ). Это означает только одно: все компании, рассчитывающие и уплачивающие эти налоги, обязаны организовать налоговый учет и формировать аналитические регистры налогового учета.

Сделано это совсем не для того, чтобы загрузить бухгалтерские службы дополнительной работой. Необходимость ведения налогового учета и составления аналитических регистров налогового учета продиктована существенными различиями бухгалтерского учета и налогового учета по отдельным объектам учета или конкретным хозяйственным операциям.

Налоговые регистры должны отвечать следующим общим требованиям:

- непрерывное формирование учетных налоговых данных в хронологической последовательности;

- осуществление полного раскрытия порядка формирования налоговой базы;

- простота восприятия информации, отраженной в регистре, и удобство его заполнения;

- ведение в бумажном или электронном виде.

Ответственность за формирование налоговых регистров несут сотрудники, которые их составляют и подписывают. Они же отвечают за сохранность этих документов и за обеспечение невозможности доступа к ним посторонних лиц. Вносить исправительные записи в регистр может только ответственный сотрудник. При этом он обязан заверить корректирующую запись своей подписью, проставить дату внесения корректировки и привести соответствующие пояснения.

1.2. Организация работы с налоговыми регистрами

«В соответствии с действующим налоговым законодательством можно предложить два варианта ведения налогового учета:

- автономное ведение налогового и бухгалтерского учета;

Первый вариант ведения налогового учета предусматривает необходимость организации специальной службы, занимающейся всеми вопросами налогообложения на предприятии, включая формирование налоговой политики (оптимизации налогообложения) и взаимодействие с налоговыми органами.

Специалисты данной службы могут координировать всю финансовую деятельность организации. Причем их образование не требует специальной подготовки в области бухгалтерского учета, так как при ведении налогового учета можно не учитывать правила ведения бухгалтерского учета, в том числе применение бухгалтерских счетов, двойной записи и т.д.

Такой управленческий механизм строится на применении аналитических регистров налогового учета, которые формируются на основе первичных документов, являющихся основанием и для ведения бухгалтерского учета. В этом случае следует предусмотреть дополнительные экземпляры первичных документов, создаваемые для ведения налогового учета. Кроме того, необходимо обеспечить взаимосвязь данных налогового и бухгалтерского учета, а также внутренний контроль тождественности информации двух видов учета, что значительно увеличит расходы организации.

Второй вариант предусматривает максимальное сближение (интеграцию) бухгалтерского и налогового учета. Поскольку в этом варианте регистры налогового учета строятся на основе регистров и первичных документов бухгалтерского учета, ведение налогового учета осуществляется работниками бухгалтерской службы.

Для организации налогового учета налогоплательщикам необходимо принять и утвердить учетную политику для целей налогообложения.

Учетная политика должна раскрывать подходы организации при решении следующих вопросов:

- определение налоговой базы по налогу на прибыль;

- формирование налоговых обязательств перед бюджетом;

- распределение убытков между налоговыми периодами.

В процессе формирования учетной политики должны быть установлены и обоснованы организационно-технические и методические аспекты налогового учета:

- порядок организации налогового учета;

- принципы и порядок налогового учета всех видов деятельности, осуществляемых налогоплательщиком;

- формы аналитических регистров налогового учета;

- технология обработки учетной информации; способы ведения
налогового учета.

Для небольших фирм с ограниченным объемом стандартных хозяйственных операций существует возможность существенно облегчить ведение налогового учета. При этом на правильность расчета налогооблагаемой базы (например, по налогу на прибыль) это не повлияет, а требования статьи 313 Налогового Кодекса РФ по организации налогового учета будут выполнены.

Для этого учетной политикой необходимо предусмотреть, что отдельные регистры бухгалтерского учета служат одновременно регистрами налогового учета. Это возможно в том случае, когда порядок учета объектов или операций для целей обоих видов учета одинаков.

Форма применяемых фирмой налоговых регистров должна быть утверждена в качестве приложения к учетной политике (абзац 7 статьи 314 Налогового Кодекса РФ) [1].

Из стати 314 Налогового Кодекса РФ [1] следует, что регистры налогового учета заполняются на основании первичных учетных документов непрерывно в хронологическом порядке. Это означает, что беспорядочное или безосновательное занесение данных в регистр, а также пропуски или какие-либо изъятия не допускаются.

Информация, отраженная в налоговом учете, представляет собой налоговую тайну. За ее разглашение (в том числе налоговым органам) предусмотрена административная и уголовная ответственность (письмо Минфина России от 12.04.2014 № 03-02-08/41).

1.3. Последствия отсутствия налоговых регистров

Отсутствие регистров налогового учета налоговые органы классифицируют как грубое нарушение правил учета доходов и расходов и наказывают предприятия по статье 120 Налогового Кодекса РФ [1].

Если регистры не оформлялись в течение одного налогового периода, может последовать штраф в размере 10 000 руб., а если это нарушение длилось несколько периодов, размер налоговой санкции увеличивается втрое.

Например, налоговый период по НДС составляет квартал. Если в течение одного года компания не оформляла налоговые регистры по этому налогу, есть риск, что налоговые органы оштрафуют ее исходя из продолжительности нарушения, равной 4 налоговым периодам (кварталам). А значит, материальные потери предприятия составят 30 000 руб. Хотя компании, попавшейся на отсутствии регистров налогового учета в течение тех же 12 месяцев, но по другому налогу (например, по налогу на прибыль), налоговый период которого составляет календарный год, налоговые органы больше 10 000 руб. штрафа предъявить не смогут.

Не получится оштрафовать налогоплательщика за использование регистров по НДФЛ, формы которых не утверждены учетной политикой. Однако стоит понимать, что составлять максимально полную учетную политику - в интересах самого налогоплательщика, ведь она является мощным оружием в спорах с налоговыми контролерами по вопросам применения налоговых регистров. Поэтому рекомендуется закрепить форму регистра для 6-НДФЛ в локальном нормативном документе.

Арбитражные суды при разрешении споров по поводу наложения штрафов за отсутствие регистров налогового учета находятся на стороне налоговых органов. Однако не в тех случаях, когда налоговые органы превышают свои полномочия.

Заканчивая первую главу, можно сделать следующие выводы.

Аналитические регистры налогового учета необходимы для правильного расчета налогов. Их форма разрабатывается самостоятельно предприятием и закрепляется в учетной политике, а обязательные реквизиты регистра определяются отдельными статьями налогового кодекса.

Отсутствие регистров может обернуться для фирмы дополнительными материальными затратами - статья 120 Налогового Кодекса РФ за это нарушение предусматривает наказание в сумме от 10 000 до 30 000 руб.

2.1. Общая характеристика предприятия

Общество является юридическим лицом, относится к коммерческим организациям, имеет самостоятельный баланс, вправе от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиков в суде.

Общество осуществляет на праве собственности, согласно действующему законодательству, пользование и распоряжение своим имуществом.

- производство конкурентоспособной продукции, выполнение работ и оказание услуг юридическим и физическим лицам в соответствии с предметом деятельности;

- удовлетворение общественных потребностей в продукции, работах и услугах общества;

Основные экономические показатели деятельности предприятия в динамике за последние три года приведены в таблице 1.

Даже если в налоговых регистрах отсутствуют обязательные реквизиты, штрафа за грубое нарушение правил налогового учета может и не быть. Проверить ведение регистров и избежать претензий налоговиков поможет наш материал.

Какие сведения включить в регистр

Учреждение – налоговый агент разрабатывает форму налогового регистра по НДФЛ самостоятельно. Оно же определяет порядок отражения в регистре аналитических данных налогового учета и сведений первичных учетных документов. Об этом сказано в пункте 1 статьи 230 Налогового кодекса РФ.

Но есть информация, которую надо обязательно включить в регистр налогового учета по НДФЛ. Это:

1) сведения, идентифицирующие налогоплательщика;

2) вид дохода (по утвержденным кодам);

3) предоставленные налоговые вычеты (по утвержденным кодам);

5) дата выплаты дохода;

6) статус налогоплательщика;

7) дата удержания налога;

8) дата перечисления налога в бюджет;

9) реквизиты платежки на перечисление налога.

Для чего нужен регистр

Основное назначение регистра по НДФЛ – формирование показателей, необходимых для составления формы 2-НДФЛ. Таким образом, при разработке регистра удобнее использовать структуру именно этой справки. Тем более что коды видов доходов и вычетов берут из приложения к ней.

Поэтому, если за основу взята справка 2-НДФЛ, то форма налогового регистра должна включать в себя следующие сведения:

  • наименование учреждения – налогового агента;
  • данные человека, который получает облагаемый доход;
  • виды доходов;
  • виды налоговых вычетов;
  • суммы доходов;
  • даты выплаты доходов;
  • налоговый статус физлица;
  • даты удержания и перечисления налога в бюджет;
  • дату и номер платежки на перечисление налога.

С 2016 года регистры будут использовать и для составления расчетов по НДФЛ, которые предстоит сдавать ежеквартально. Такие поправки в статью 230 Налогового кодекса РФ внесены Федеральным законом от 2 мая 2015 г. № 113-ФЗ . Но чиновники пока не утвердили форму расчета.

Разделы, в которых отражают доходы, выплаченные сотруднику, лучше заполнять не только помесячно, но и в разрезе каждой выплаты. Это позволит правильно определить налоговую базу и сумму исчисленного и удержанного НДФЛ по доходам, которые переходят с одного месяца на другой.

  • имущественных налоговых вычетов по расходам на приобретение жилья и уплату процентов по ипотечному кредиту;
  • социальных налоговых вычетов по взносам на добровольное пенсионное страхование (обеспечение);
  • профессиональных налоговых вычетов по авторским договорам или договорам гражданско-правового характера на выполнение работ (оказание услуг).

Суммы вычетов, полагающихся физическому лицу и фактически ему предоставленных, необходимо показывать отдельно.

Порядок ведения налогового регистра

Налоговый период по НДФЛ – календарный год, поэтому на этот срок и рассчитан регистр по налоговому учету. Его можно вести как на бумаге, так и в электронном виде.

Регистр открывают при первом начислении доходов физлицу. Даты выплаты доходов в регистре надо указывать в соответствии со статьей 223 Налогового кодекса РФ. Например, для заработной платы это последний день месяца, а для отпускных – день их перечисления на банковскую карту работника ( письмо Минфина России от 26 января 2015 г. № 03-04-06/2187).

По окончании года сведения, отраженные в регистре, используют при составлении справки о доходах ( форма 2-НДФЛ).

Все показатели в регистре налогового учета заполняют в рублях и копейках. Исключение – сумма налога. Ее указывают в полных рублях (суммы до 50 коп. отбрасывают, суммы в 50 коп. и более округляют в большую сторону). Валютные показатели надо пересчитывать по курсу Банка России на дату получения доходов (дату расходов, если они принимаются к вычету). › |

Чем чревато отсутствие регистров

Отсутствие регистров налогового учета – это грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения. Что может повлечь налоговую и административную ответственность.

Меры налоговой ответственности установлены статьей 120 Налогового кодекса РФ и зависят от длительности нарушения. Если инспекция выявит его в течение налогового периода (календарного года), то может оштрафовать учреждение на 10 тыс. руб. Если нарушение обнаружено в нескольких периодах, размер штрафа увеличится до 30 тыс. руб. За нарушение, которое привело к занижению налоговой базы, наказывают более сурово. За это предусмотрен штраф в размере 20 процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 тыс. руб.

Инспекция может оштрафовать учреждение и за непредставление регистров по ее требованию. Размер штрафа – 200 руб. за каждый непредъявленный документ ( п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ). А также это чревато административной ответственностью. Суд имеет право оштрафовать должностных лиц учреждения (например, руководителя) на сумму от 300 до 500 руб. на основании части 1 статьи 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Доходы, которые не облагаются НДФЛ независимо от их размера (компенсационные выплаты, алименты и т. д.), в регистрах налогового учета отражать не нужно. Но доходы, которые освобождены от налогообложения в пределах установленного лимита, в регистр включают.

Галина Кардашян

Как реагировать на требования налоговиков предоставить документы? Срочно бросать дела и комплектовать запрошенные сведения? А можно ли игнорировать? Такие вопросы наши специалисты слышат ежедневно. В этом материале мы решили рассказать об ответственности налогоплательщиков, которые по тем или иным причинам не предоставили ИФНС информацию.

Можно ли не отвечать на запрос ИФНС?

Право инспекторов на истребование информации (документов) у организаций и предпринимателей закреплено в НК. Контролеров могут интересовать как документация самого налогоплательщика (ст. 93 НК РФ), так и информация о контрагентах предприятия или сведения об определенной сделке (ст. 93.1 НК РФ).

Более того, инспекция имеет право запрашивать данные о конкретной сделке не только у ее непосредственных участников, но и у сторонних лиц, которые, по мнению ИФНС, могут располагать нужной информацией.

Налогоплательщик же, получивший запрос от контролеров, обязан на него ответить. Поэтому игнорировать требование налоговиков нельзя! В противном случае компанию ждут неприятные последствия.

Какие документы могут запросить налоговики

К сожалению, в настоящее время НК не содержит ни конкретного списка документов, которые вправе запрашивать ИФНС, ни ограничений по их количеству. Но на основании положений кодекса можно очертить границы, за рамки которых инспекция выходить не должна:

  1. При проведении налоговой проверки может быть запрошена только та документация, которая относится к проверяемому периоду и налогу.
  2. При запросе данных о контрагенте, представляется документация об отношениях именно с этим контрагентом, иные сведения (например, о других субъектах) компания подавать не обязана.
  3. Налоговики могут требовать только те документы, обязанность оформления и ведения которых установлена налоговым законодательством.
  4. Повторное истребование документации неправомерно. Исключение составляют документы, которые ранее представлялись в ИФНС в подлинниках, а затем были возвращены владельцам.

Срок передачи данных в инспекцию

Если налоговики интересуются конкретной сделкой, срок отправки ответа составляет 10 суток. А вот сообщить информацию о своем контрагенте по встречной проверке придется оперативнее, на подготовку и направление документов (информации) дается всего 5 дн. (п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

Очень важно правильно определить точку отсчета срока. Так, запрос из ИФНС, переданный по ТКС, считается полученным с даты, указанной в квитанции о его приеме; почтой — на 6 день со дня его отправки; а размещенный в ЛК на портале ФНС — уже на следующий день со дня его размещения.

Ответственность за непредоставление документов по требованию налоговой

Штрафы по статье 126

В этой статье прописаны санкции для хозяйствующих субъектов, не представивших документацию. На нарушителей налагаются штрафы:

  1. 200 руб. за каждый ненаправленный документ, если проводится проверка самой компании. В случае неподачи документации относительно прибыли контролируемой фирмы-иностранца штраф составит уже 100 000 руб.
  2. 10 000 руб., если налогоплательщик не подал в срок документацию по клиенту в рамках встречной проверки или не направил документы по конкретной сделке, запрошенные налоговиками вне каких-либо проверок.

Аналогичная сумма взимается за отказ в представлении документов или передаче заведомо недостоверных данных.

Санкции по ст. 129.1

По этой статье с налогоплательщиков взимаются штрафы за несвоевременное предоставление информации:

  • 5 000 руб., если деяние совершено впервые;
  • 20 000 руб., если компания допустила нарушение повторно в течение одного года.

За игнорирование требования налоговиков о передаче информации взимаются аналогичные суммы.

Обратите внимание!

Если налогоплательщик не представил как документы, так и информацию о контрагенте, контролеры могут выписать одновременно 2 штрафа (по ст. 126 и по ст. 129). Данное право подтверждено решением АС ВСО от 12.11.18 № А33-16694/2017.

Что еще может грозить нарушителям

Кроме санкций по налоговому законодательству, должностные лица предприятия, не сообщившие запрошенные сведения налоговикам, могут быть наказаны штрафом в размере 300–500 руб. по ст. 15.6. КоАП РФ.

Отказ компании предоставить документы инспекторам в рамках выездной проверки может спровоцировать принудительную выемку сведений по ст. 94 НК РФ.

Если налогоплательщик, обязанный отчитываться в ИФНС в электронной форме, не направит квитанцию о получении запроса от инспекторов в 6-дневный срок, ему могут заблокировать расчетный счет.

Неудовлетворение требований ревизоров по представлению документов или информации по встречной проверке может привести к неприятным последствиям:

Кроме того, не стоит забывать, что все риски, связанные с ненадежными клиентами, несет сам налогоплательщик.

1С-WiseAdvice рекомендует быть осмотрительнее в выборе партнеров, так как благодаря системе АСК НДС-2 легко прослеживается вся цепочка контрагентов, а работа с неблагонадежными компаниями может обойтись очень дорого и многократно перевесить все возможные налоговые выгоды.

В каких случаях можно избежать штрафов?

Чиновники тоже люди, поэтому, принимая во внимание человеческий фактор, нужно внимательно изучить полученное требование на предмет ошибок и неточностей.

  1. Ваша ИФНС пересылает поручение из другой налоговой без выставления требования от своего имени.
  2. В поручении не обозначено, на основании какого контрольного мероприятия возникла необходимость в представлении информации или документов.
  3. При истребовании данных об определенной сделке не указаны сведения, позволяющие однозначно идентифицировать эту сделку и т.д.

Можно ли снизить сумму штрафа

Если организация по каким-либо причинам не смогла выполнить требование ревизоров и ей выставили штраф, не нужно спешить с его уплатой. Необходимо внимательно изучить ситуацию и проконсультироваться с квалифицированными юристами, возможно штраф удастся снизить в разы.

Например, при подготовке возражений к акту компания может заявить о наличии смягчающих обстоятельств (ст. 112 НК РФ):

  • нарушение допущено впервые;
  • большое количество запрошенных документов (желательно привести расчет затрат рабочего времени на изготовление нужных копий);
  • незначительность просрочки;
  • нахождение части документации ОП в головной организации;
  • одновременное получение нескольких запросов от ИФНС и т.д.

При наличии хотя бы одного смягчающего фактора, штраф может быть уменьшен в 2 раза и более (п. 3 ст. 114 НК РФ). Неправомерность санкций можно оспорить в судебном порядке.

В частности, суды указывают, что инспекции, назначающие санкции за каждый не представленный документ, тем самым принимают на себя дополнительные обязанности по определению количества этих документов и не могут определять размер штрафа из теоретических предположений (постановление АС ЦО от 04.09.2018 № Ф10-3293/2018). Такая позиция судебных органов помогает налогоплательщикам отбиться от неправомерных притязаний контролеров.

Кроме того, суд может полностью отменить штраф в ситуациях, когда установлены факторы, исключающие вину хозяйствующего субъекта (ст. 111 НК РФ). Например, все документы компании были безвозвратно утеряны при пожаре, и этот факт удостоверяется справкой из органов пожарного надзора.

Бухгалтеры знают, что ответственности за налоговые правонарушения в НК РФ посвящены несколько глав, в том числе касающиеся ведения бухгалтерского учета, в случаях, если соответствующие ошибки повлияли на налоговые обязательства.

Но многие забывают, что за нарушения в области бухучета, вне зависимости от их влияния на налогообложение, предусмотрены существенные административные штрафы.

Федеральным законом от 29.05.2019 № 113-ФЗ порядок применения этих штрафов изменен: для кого-то в сторону смягчения, а для кого-то – наоборот.

Статья 15.11 КоАП РФ устанавливает перечень наказаний за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Частью 1 этой статьи предусмотрено, что нарушение названных требований влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 5 000 до 10 000 руб. В данную часть будет добавлено исключение. Теперь указано, что она не распространяется на случаи, перечисленные в ст. 15.15.6 КоАП РФ.

Названная статья до сих пор содержала наказание за нарушение порядка представления бюджетной отчетности. Но теперь предмет ее действия расширен и включает в себя санкции за нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению, представлению бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности. То есть это изменение (а также поправка в ст. 15.15.7 КоАП РФ) касается бюджетных, автономных и казенных учреждений.

В примечании 1 к ст. 15.11 КоАП РФ поясняется, что понимается под грубым нарушением требований к бухучету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности[1]. В новой редакции перечень названных нарушений таков:

занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10 % вследствие искажения данных бухгалтерского учета;

искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 %;

регистрация в регистрах бухучета мнимого объекта (в том числе неосуществленных расходов, несуществующих обязательств, не имевших места фактов хозяйственной жизни) или притворного объекта;

ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухучета;

составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухучета;

отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов, и (или) регистров бухучета, и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (если аудит отчетности обязателен) в течение установленных сроков хранения таких документов.

В данном перечне сделано уточнение: неосуществленные расходы, несуществующие обязательства, не имевшие места факты хозяйственной жизни теперь относятся к мнимым объектам бухгалтерского учета.

К сведению:

Согласно ст. 170 ГК РФ мнимой признается сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия.

Притворной является сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, в том числе сделку на иных условиях.

Оба вида сделок являются ничтожными и признаются судами недействительными.

Законодатели решили конкретизировать применение ст. 15.11 КоАП РФ, чтобы отчасти исключить ее формальное использование. В новом примечании 1.1 к ней говорится, что предусмотренная ею административная ответственность за искажение показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности[2] не применяется к лицам:

на которых возложено ведение бухгалтерского учета;

с которыми заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.

Вот эти лица и освобождаются от административной ответственности, но при определенном условии – если их вины в таком искажении нет. То есть если свершившимся фактам хозяйственной жизни не соответствуют первичные документы, составленные не этим лицом, а иным.

Может оказаться, что именно другое лицо несвоевременно передало первичные учетные документы для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухучета. За это лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета или с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, тоже не несет ответственности.

[1] Указывается, что данное примечание не распространяется на случаи, обозначенные в ст. 15.15.6 КоАП РФ.

[2] Других видов нарушений, перечисленных в примечании 1 к ст. 15.11 КоАП РФ, это освобождение от административной ответственности не касается.

Читайте также: