Штраф за несвоевременную оплату налогов в рк

Обновлено: 13.05.2024

Если у Вас возникли проблемы с налоговой службой, и Вы не в силе самостоятельно решить вопрос, немедля обратитесь к специалистам! Чем раньше Вы это сделаете, тем меньше штрафов Вам придется уплатить. Обращайтесь за консультацией, мы поможем решить Ваши проблемы.

Налоговый Кодекс Украины содержит широкий перечень функций, прав и обязанностей органов государственной налоговой службы. Одной из них является применение и взыскание финансовых (штрафных) санкций.

Основываясь на статистике консультаций в нашей компании, мы пришли к выводу, что множество вопросов возникает у налогоплательщиков, связанных с применением и разъяснением норм Налогового кодекса относительно штрафных санкций, ответственности юридических лиц и предпринимателей.

На данной страничке представлен обобщающий анализ штрафов и пени за такие налоговые правонарушения, как неуплата налогов, несвоевременное предоставление (непредставление) налоговой отчетности в соответствии с нормами НКУ: их размер, порядок применения и взыскания. Информация касается и физических и юридических лиц.

Если интересует тема штрафных санкций для предпринимателей – плательщиков единого налога, читайте об этом на отдельной страничке нашего сайта: штрафы для предпринимателей.

Порядок начисления и уплаты штрафных санкций, которые применяются к налогоплательщикам налоговыми органами, установлен в Налоговом Кодексе Украины в разделе ІІ главы 11.

Начисление штрафных санкций осуществляется налоговыми органами по фактам нарушения требований законодательных и нормативных актов, установленным в результате проведения проверок.

Штрафная санкция (финансовая санкция, штраф) – определена Налоговым Кодексом Украины (далее НКУ) как плата в виде фиксированной суммы и/или процентов, которая взимается с налогоплательщика в связи с нарушением им требований налогового законодательства и другого законодательства, а также за нарушения в сфере внешнеэкономической деятельности.

Штрафные санкции, налагаемые на налогоплательщиков, условно можно разделить на следующие группы:

  • штрафные санкции за непредставление налоговых деклараций;
  • штрафные санкции за занижение налоговых обязательств, выявленное в результате проверок налоговым органом;
  • штрафные санкции в результате выявления арифметических или методологических ошибок в представленной налоговой декларации;
  • штрафные санкции в случае, когда начисление налогового обязательства возлагается на налоговый орган;
  • штрафные санкции за неуплату или несвоевременную уплату налоговых обязательств;

Рассмотрим более подробно штрафные санкции, налагаемые на налогоплательщиков за нарушения налогового законодательства в соответствии с Налоговым Кодексом Украины.

Штрафные санкции за непредставление отчетности (налоговых деклараций)

Предусмотрены в размере 10 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (170 гривен) за каждый случай непредставления или задержки декларации. Если же к налогоплательщику в течение года уже было применено взыскание за подобное правонарушение, сумма штрафа увеличивается до 1020 гривен.

Для признания предоставляемого в налоговый орган документа налоговой декларацией должны быть выполнены следующие условия:

  • законодательством предусмотрено представление документа;
  • установлены сроки его представления;
  • на основании представляемого документа осуществляется начисление и/или уплата налога, сбора (обязательного платежа).

Чтобы не пришлось платить указанные выше штрафные санкции, приводим для информации сроки предоставления отчетности. Согласно п. 49.18 ст. 49 НКУ налоговые декларации подаются за следующие базовые отчетные (налоговые) периоды:

  • календарный месяц (в т.ч. в случае уплаты месячных авансовых взносов) - в течение 20 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) месяца;
  • календарный квартал или календарное полугодие (в т. ч. в случае уплаты квартальных или полугодовых авансовых взносов) - в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного квартала (полугодия);
  • календарный год (кроме налога на доходы физических лиц и физических лиц - предпринимателей) - в течение 60 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) года;
  • календарный год для плательщиков налога на доходы физических лиц - до 1 мая года, следующего за отчетным;
  • календарный год для плательщиков налога на доходы физических лиц - предпринимателей - в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) года.

Если последний день срока представления налоговой декларации приходится на выходной или праздничный день, то последним днем срока считается операционный (банковский) день, который наступает за выходным или праздничным днем.


Согласно налогового кодекса уплатить указанную в декларации сумму налогового обязательства налогоплательщик обязан самостоятельно в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем соответствующего предельного срока подачи налоговой декларации, за некоторыми исключениями (читайте ниже). Налог, не уплаченный в установленный срок, считается не уплаченным своевременно.

Обращаем внимание: если срок подачи в связи с выходным днем или праздничным переносится на следующий день, то срок в 10 дней при наличии последнего выходного или праздничного дня, для уплаты налога не переносится.

Примером указанных выше исключений из 10-дневного срока могут служить следующие случаи:

  • Уплата налога физическими лицами по оплате налога на доходы. Физическое лицо подает налоговую декларацию о полученных доходах до 1 мая следующего года в орган налоговой службы по месту жительства налогоплательщика, однако оплатить налоговое обязательство он обязан до 1 августа следующего за отчетным годом (п. 179.7 НК), независимо от принятия или отказа в принятии налоговой декларации.
  • Плательщики единого налогапервой и второй групп, независимо от отчетного периода, уплачивают единый налог путем осуществления авансового взноса не позднее 20 числа (включительно) текущего месяца (п. 295.1 ст. 295 НКУ).

Штрафные санкции за неуплату или несвоевременную уплату налоговых обязательств

Если налогоплательщик в течение определенных Кодексом сроков самостоятельно не уплачивает сумму указанного в декларации денежного обязательства, ему грозит штраф в размере 10 процентов от этой суммы - при задержке до 30 календарных дней включительно, следующих за последним днем срока уплаты суммы денежного обязательства, и 20 процентов - при задержке более 30 календарных дней (ст. 126 НКУ).

Обратите внимание, для начисления штрафных санкций должны выполняться следующие условия:

  • налоговое обязательство должно быть согласованным;
  • нарушены предельные сроки уплаты, определенные налоговым кодексом.

Неначисление, неудержание и/или неуплата (неперечисление) налогов налогоплательщиком, в том числе налоговым агентом, до или во время выплаты дохода в пользу другого налогоплательщика влекут наложение штрафа в размере 25 процентов суммы налога. За аналогичное повторное в течение 1095 дней правонарушение штраф составит 50 процентов суммы налога, подлежащей начислению и/или уплате в бюджет.

Обращаем внимание, неуплата (неперечисление) физическим лицом - плательщиком единого налога первой и второй групп авансовых взносов единого налога в порядке и в сроки, определенные настоящим Кодексом, влечет наложение штрафа в размере 50 процентов ставки единого налога, выбранной плательщиком единого налога в соответствии с кодексом.

Во всех случаях неуплатой считается как полное отсутствие платежа, так и уплата самостоятельно определенной суммы налога без нарушения сроков, однако не в полном объеме.

Штрафные санкции за занижение налоговых обязательств, выявленное в результате проверок

Если в результате проверки, налоговой службой будет доначислено налоговое обязательство, то налогоплательщик обязан будет заплатить штраф в размере 25 процентов суммы начисленного налогового обязательства. При повторном в течение 1095 дней определении контролирующим органом суммы налогового обязательства по этому налогу штраф составит уже в размере 50 процентов суммы начисленного налогового обязательства (ст. 123 НК Украины). При этом штраф будет применен за каждое совершенное правонарушение отдельно: в размере 25 процентов - за первое правонарушение и в размере 50 процентов - за повторное.

Кроме штрафных санкций, после окончания установленных налоговым кодексом сроков погашения согласованного денежного обязательства на сумму налогового долга также начисляется пеня. Пеней считается сумма средств в виде процентов, начисленных на суммы денежных обязательств, не уплаченных в установленные законодательством сроки. Пеня рассчитывается из расчета 120 процентов годовых учетной ставки НБУ. Порядок ее начисления и уплаты детально регламентирован в главе 12 раздела II НКУ.

При самостоятельном начислении налогоплательщиком суммы обязательства пеня начисляется на сумму налогового долга из расчета 120 процентов годовых учетной ставки НБУ, действующей на день возникновения такого налогового долга или на день его (его части) погашения, в зависимости от того, какая из величин таких ставок больше. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки в его уплате. Начисление пени начинается с первого рабочего дня, следующего за последним днем предельного срока уплаты денежного обязательства, а при начислении контролирующими органами - с первого рабочего дня, следующего за последним днем предельного срока уплаты денежного обязательства, определенного в налоговом уведомлении-решении.

Пеня начисляется в день наступления срока погашения налогового обязательства, начисленного контролирующим органом или налогоплательщиком налогов в случае выявления его занижения на сумму такого занижения и за весь период занижения (в том числе за период административного и/или судебного обжалования). Начисление осуществляется из расчета 120 процентов годовых учетной ставки Национального банка Украины, действующей на день занижения. При отмене по решению суда доначисленного денежного обязательства, пеня за период занижения такого денежного обязательства (его части) отменяется. Если плательщик самостоятельно выявляет занижение обязательства и погашает до проверки налоговой службой, то пеня не начисляется.

Если у налогоплательщика есть задолженность перед бюджетом, то из суммы оплаты первым погашается налоговый долг, после – штрафы и самой последней – погашается пеня.

Обращаем внимание, что срок применения к налогоплательщикам штрафных санкций равен сроку исковой давности, согласно ст. 102 НКУ. Налоговая служба может начислить сумму денежных обязательств не позднее окончания 1095 дня, следующего за последним днем предельного срока представления налоговой декларации (уточняющего расчета к ней) и/или предельного срока уплаты денежных обязательств, начисленных контролирующим органом. При подаче налоговой декларации с опозданием - за днем ее фактического представления.

По истечению указанного выше срока давности доначисленное денежное обязательство становится безнадежным налоговым долгом и списывается с налогоплательщика самим налоговым органом. В таких случаях, спор относительно деклараций (налогового уведомления) не подлежит рассмотрению в административном или судебном порядке.


Обращаем внимание, что срок принудительного взыскания с налогоплательщика налогового долга, согласно с НКУ также составляет 1095 дней со дня его возникновения. Если платеж взимается по решению суда, сроки взыскания устанавливаются до полного погашения такого платежа или определения долга безнадежным.

Штрафные санкции за вовлечение в деятельность неоформленного работника, за невыплату заработной платы, невыплату в полном объеме

Если наемный работник предпринимателя не трудоустроен официально, то соответственно ему не начисляется и не выплачивается официально заработная плата, как следствие не перечисляется в бюджет налог с выплаченного дохода физическому лицу. За неудержание и неперечисление налогов с доходов налоговый агент, согласно ст. 127 НКУ, несет ответственность в виде штрафа в размере 25% суммы налога подлежащей уплате в бюджет. За повторное такое нарушение в течение 1095 дней штраф увеличивается, соответственно, в два раза. В дальнейшем предпринимателю начисляются штрафные санкции за недоплаченное денежное обязательство и пеня. Конечно, факт выплаты дохода в пользу наемного работника нужно еще доказать.

Выплата доходов в пользу наемного работника подразумевает сдачу отчетности в налоговую. С 2011 года такой отчетностью, в соответствии с п. 176.2 НКУ, является форма 1-ДФ, которая подается за квартал. Ответственность за неподачу отчетности определена ст. 120 НКУ и составляет 170 грн. за каждую неподачу. Повторное такое нарушение, налогоплательщиком к которому в течение года уже был применен штраф, влечет наложение штрафа в размере 1020 грн. за каждую неподачу.

Нарушение сроков выплаты заработной платы, выплаты в полном объеме, влечет привлечение к административной ответственности в размере штрафа от 510 до 1700 грн. Если безосновательная невыплата длилась более одного месяца, то возможно привлечение к уголовной ответственности, согласно Уголовному кодексу Украины. Уголовная ответственность предусматривает уже штраф от 8500 грн. до 17000 грн., либо исправительные работы на срок до двух лет, либо лишение свободы на срок до двух лет с запретом занимать соответствующие должности либо заниматься соответствующей деятельностью на срок до трех лет.

Штрафные санкции за неоприходование наличности в кассу

Данный пункт рассматривается в общем, в независимости от системы налогообложения, сотрудники налоговой службы при неоприходовании выручки - начисляют штрафные санкции в пятикратном размере неоприходованной суммы.

Штрафные санкции за получение дохода за деятельность не указанную в свидетельстве единого налога

Здесь все очень просто. В том случае, если контролирующими органами будет выявлен факт получения предпринимателем доходов от осуществления деятельности, не указанной в свидетельстве о праве уплаты единого налога, то такой доход будет обложен налогом на общих основаниях для физических лиц по ставке 15%.

Штрафные санкции за нарушение условий пребывания на едином налоге

Если единщик в период пребывания на едином налоге допускает одно из указанных ниже правонарушений, то он с полученных с нарушением сумм, уплатит налог с доходов в размере 15-20% и со следующего квартала будет вынужден перейти на общую систему налогообложения.

К таким правонарушениям относят:

  • получение дохода от вида деятельности, не указанного в свидетельстве плательщика единого налога
  • использование неденежных расчетов;
  • превышение установленного лимита дохода от реализации для соответствующей группы плательщиков единого налога.

Например: получен доход с использованием бартера в сумме 6 тыс. грн. Это означает, что единщик уплатит 900 грн единый налог по ставке 15% и со следующего квартала станет плательщиком на общих основаниях.

Штрафные санкции за неуплату или несвоевременную уплату единого социального взноса (ЕСВ) и неподачу отчетности

За неуплату или несвоевременную уплату единого социального взноса Пенсионный фонд применяет штрафные санкции в размере 20% от суммы неуплаты (п.11 ст.25 Закона “О ЕСВ”). За каждый день просрочки платежа на сумму недоимки начисляется пеня в размере 0,1% от суммы за каждый день недоплаты.

Ст. 165.1 Кодекса Украины об административных правонарушениях предусмотрен административный штраф за указанные нарушения, который составляет от 340 до 510 грн. За повторное такое нарушение в течение года предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от 510 до 680 грн.

Анализируя сказанное, хочется отметить, что наибольшие финансовые потери ожидают налогоплательщиков в случае сознательного укрывательства от уплаты налогов, неоприходования наличности, наличия неоформленных работников, отсутствия разрешительной документации, РРО (при общей системе налогообложения), лицензий и т.д. Дабы сократить количество возможных штрафных санкций плательщику необходимо учитывать следующее:

  • обеспечить качественное ведение учета и отчетности;
  • обеспечить своевременное оформление и сохранность документации и отчетности;
  • обеспечить своевременное реагирование на уведомление органов налоговой службы;
  • осуществлять оптимизацию налогообложения и минимизацию налоговых выплат в рамках законодательства.

На страничках об Оптимизации налогообложения юридических лиц и физических лиц, мы рассказывали о том, что оптимизация предполагает: минимизацию налоговых выплат и недопущение штрафных санкций со стороны фискальных органов. Результаты любой оптимизации и налогового планирования могут быть сведены к нулю, несоответствующим законодательству ведением учета, сдачи отчетности и т.д. Что в результате приводит к штрафным санкциям и убыточности не отдельно взятой сделки, а финансовой деятельности предприятия в целом. Только четкое понимание и соблюдение норм законодательства позволит избежать возможных проблем в их взаимоотношениях с налоговыми органами.

Если у Вас возникли проблемы с налоговой службой, и Вы не в силе самостоятельно решить вопрос, немедля обратитесь к специалистам! Чем раньше Вы это сделаете, тем меньше штрафов Вам придется уплатить. Обращайтесь за консультацией, мы поможем решить Ваши проблемы.

Ответственность за неуплату налогов — это последствия, предусмотренные законом для лиц, нарушивших установленные правила их расчета и уплаты. Ответственность может быть как материальная, административная, так и уголовная. В статье рассмотрены общие вопросы: виды правонарушений и преступлений, составы деяний, сроки давности.

В действующем российском законодательстве предусмотрена достаточно серьезная ответственность за уклонение от уплаты налогов. Налоговое правонарушение предполагает привлечение как к административной, так и к уголовной ответственности, а значит, к обязанности по перечислению сборов необходимо отнестись очень внимательно, так как административная ответственность за неуплату налогов физическим лицом или организацией накладывается даже в случае неосторожности или небрежности, незнания закона.

Виды налоговых нарушений

10 % от дохода (не менее 40 000 рублей)

От 200 рублей до 5 % от суммы фискального платежа, но не менее 1000 руб.

(в зависимости от вида документа)

Привлечение налогоплательщика к административной ответственности по такому нарушению, как неуплата налогов, КоАП РФ устанавливает по принципам и нормам, изложенным в главе 15 КоАП: в ней перечислены нарушения в области налогообложения, финансов и сборов. Большинство статей относится к крупным участникам рынка.

За такое правонарушение, как неуплата налогов физическим лицом, привлекают к ответственности по статьям Налогового кодекса, если нет состава преступления, предусмотренного ст. 198 УК РФ .

Виды ответственности

При выборе мер воздействия на налогового неплательщика суд рассматривает обстоятельства конкретной ситуации и размер ущерба и на основе этого определяет, какое наказание за неуплату налогов физическим лицом назначить. За подобное нарушение привлекают к следующим видам ответственности:

  • материальная. В соответствии со ст. 75 НК РФ , пени за несвоевременное исполнение обязательства по уплате сбора взимается независимо от применение других видов ответственности;
  • административная — в соответствии со ст. 122 НК РФ ;
  • уголовная — по ст. 198 - 199 УК РФ .

Кого привлекают к ответственности за налоговые нарушения

В соответствии с нормами КоАП РФ, дело об административном нарушении может быть возбуждено в отношении и физического, и юридического лица, а вот уголовное, в соответствии со ст. 19 УК РФ , — только в отношении физического лица.

Составы проступков

Если в НК РФ в качестве объективной стороны нарушения указана неуплата налога вследствие занижения базы для расчетов (случайно или намеренно) или других неправомерных действий, то УК РФ акцентирует внимание на том, что преступление совершается умышленно. Это логично: по смыслу законодательства уголовные преступления наиболее опасны для общества и наказание за них предусмотрено более суровое. Уклонение от уплаты налогов выражается в умышленных деяниях, направленных на уменьшение размера сборов и повлекших их непоступление в казну, согласно Постановлению Пленума ВС РФ № 64. Уклонение от уплаты налогов физическими лицами составляет преступление только в том случае, если совершено в крупном или особо крупном размере, согласно ст. 198 - 199 УК РФ . Понятие крупного и особо крупного размера дается в примечаниях к статьям.

Сроки давности

Ст. 113 НК РФ установлен следующий срок давности привлечения к административной ответственности: три года со дня окончания соответствующего налогового периода. Если налоговая подала в суд за неуплату налога, существует и срок давности взыскания штрафов в судебном порядке — шесть месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате ( ст. 115 НК РФ ).

В соответствии со ст. 78 УК РФ , срок давности привлечения к уголовной ответственности: два года за совершение преступления небольшой тяжести. К таковым относится и большинство случаев уклонения от уплаты налогов, так как наказание по этим статьям в виде лишения свободы не превышает 3 лет. Если совершившее проступок лицо уклоняется от следствия или уплаты штрафа, течение сроков приостанавливается.

Обстоятельства, смягчающие или снимающие вину

Уклонение от уплаты налогов и сборов вряд ли отвечает признакам незначительности проступка, в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ , когда возможно освобождение.

Смягчающие обстоятельства по КоАП РФ связаны либо с отношением лица к случившемуся: раскаяние, добровольное участие в заглаживании ущерба, либо с личностью правонарушителя: беременная женщина, несовершеннолетний, тяжелое эмоциональное состояние. Отягчающие связаны с усугублением ущерба, повышением общественной опасности деяния.

В уголовном праве действуют те же принципы при выделении подобных обстоятельств. Стремление загладить вину, раскаяние всегда расценивается как признак исправления и поэтому может рассматриваться как причина для смягчения наказания. Напротив, рецидив, совершение проступка в составе группы и т. д. указывает на опасность лица для общества.

Вопрос: Можно ли с руководителя или главбуха взыскать долги по налогам компании?

Да, можно. Руководящих лиц имеют право привлечь к субсидиарной ответственности по налоговым долгам компании. К ним относятся учредитель, директор и главный бухгалтер. Условия, при которых с руководителей и бухгалтеров могут взыскать недоимку компании, разъяснил Конституционный суд РФ. Они указаны в постановлении от 8 декабря 2017 г. № 39-П:

  • в неуплате налогов виноват сам директор (главный бухгалтер), который намеренно хотел причинить ущерб бюджету в корыстных целях;
  • директор (главный бухгалтер) был осужден за неуплату налогов, но уголовное дело в его отношении было прекращено по нереабилитирующим основаниям;
  • нет возможности взыскать недоимку по сборам с самой компании.

Последнее условие означает, что инспекторы не смогут предъявить имущественные претензии руководителям, если у компании имеются деньги и имущество. Факт того, что с компании и ее субсидиарных ответчиков ничего взыскать нельзя, подтверждается в случаях:

  • отсутствия у организации и ее учредителей денег и имущества;
  • исключения компании из ЕГРЮЛ или признания ее недействующей.

В соответствии со статьей 57-1 Закона Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года "О введении в действие Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс)" ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемые Правила списания суммы пеней и штрафов при условии уплаты суммы недоимки.

2. Комитету государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:

1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа направление его на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" Министерства юстиции Республики Казахстан для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства финансов Республики Казахстан;

4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства финансов Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.

3. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Министр А. Смаилов

Утверждены
приказом Министра финансов
Республики Казахстан
от 21 января 2019 года
№ 39

Правила списания суммы пеней и штрафов при условии уплаты суммы недоимки

Глава 1. Общие положения

1. Настоящие Правила списания суммы пеней и штрафов при условии уплаты суммы недоимки (далее – Правила) разработаны в соответствии со статьей 57-1 Закона Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года "О введении в действие Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс)" (далее – Закон о введении в действие Налогового кодекса) и определяют порядок списания суммы:

1) суммы пени, числящейся в лицевом счете налогоплательщика по состоянию на 1 октября 2018 года, а также начисленной на сумму недоимки, числящейся в лицевом счете налогоплательщика по состоянию на 1 октября 2018 года, за период с 1 октября 2018 года до даты ее уплаты, включая день уплаты, по тому виду налога и другого обязательного платежа в бюджет, по которому уплачена недоимка;

2) суммы штрафа, наложенной за правонарушения в области налогообложения в соответствии с Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года (далее – КоАП), числящейся по состоянию на 1 октября 2018 года в лицевом счете налогоплательщика по тому виду налога и другого обязательного платежа в бюджет, по которому уплачена недоимка;

3) сумм пеней и штрафов, в случае досрочного исполнения налогоплательщиком в полном объеме налогового обязательства по уплате налога и другого обязательного платежа в бюджет, срок уплаты которого по состоянию на 1 октября 2018 года изменен в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан и законодательством Республики Казахстан о реабилитации и банкротстве.

2. Положения настоящих Правил не применяются в отношении налогоплательщиков, на которых не распространяются нормы статьи 57-1 Закона о введении в действие Налогового кодекса.

Глава 2. Порядок списания суммы пеней и штрафов

Параграф 1. Введение

3. В целях инвентаризации лицевых счетов, для отбора налогоплательщиков, уплативших в полном объеме сумму недоимки, числящейся в лицевом счете по состоянию на 1 октября 2018 года, в том числе путем проведения зачетов в порядке, определенном статьей 102 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс), у которых на указанную дату в лицевом счете числилась задолженность по пени и (или) штрафу по тому виду налога и другого обязательного платежа в бюджет, по которому уплачена недоимка, органом государственных доходов по месту ведения лицевых счетов налогоплательщиков в течение двух рабочих дней со дня введения в действие настоящих Правил создается Комиссия по списанию с лицевого счета суммы пеней и штрафов при условии уплаты суммы недоимки (далее – Комиссия).

4. В состав Комиссии включаются должностные лица:

1) ответственные за ведение учета и лицевых счетов налогоплательщиков;

2) ответственные за регистрацию налогоплательщиков;

3) ответственные за работу с задолженностью;

4) имеющие право рассматривать дела об административных правонарушениях;

5) ответственные за налоговый аудит;

6) юридической службы.

Комиссию возглавляет председатель, который является руководителем или заместителем руководителя органа государственных доходов.

5. Инвентаризация лицевых счетов производится Комиссией со дня ее создания до 31 декабря 2019 года.

Параграф 2. Списание суммы пени, числящейся в лицевом счете налогоплательщика по состоянию на 1 октября 2018 года, а также начисленной на сумму недоимки, числящейся в лицевом счете налогоплательщика по состоянию на 1 октября 2018 года, за период с 1 октября 2018 года до даты ее уплаты, включая день уплаты

6. При выявлении по итогам инвентаризации, указанной в пункте 5 настоящих Правил, налогоплательщиков, уплативших в период с 1 октября 2018 года в полном объеме сумму недоимки, числящейся в лицевом счете по состоянию на 1 октября 2018 года, у которых на указанную дату в лицевом счете числилась задолженность по пени, органом государственных доходов не позднее трех рабочих дней со дня выявления таких налогоплательщиков выносится решение о списании суммы пени при условии уплаты суммы недоимки по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам (далее – Решение).

Списанию подлежит сумма пени, числящаяся в лицевом счете налогоплательщика по состоянию на 1 октября 2018 года, а также начисленная на сумму уплаченной недоимки за период с 1 октября 2018 года до даты ее уплаты, включая день уплаты. При этом сумма пени списывается по тому виду налога и другого обязательного платежа в бюджет, по которому уплачена недоимка.

Пример расчета суммы пени, начисленной на сумму уплаченной недоимки за период с 1 октября 2018 года до даты ее уплаты, включая день уплаты, приведен в приложении 2 к настоящим Правилам.

Решение органа государственных доходов подписывается председателем и членами Комиссии.

7. Не позднее трех рабочих дней со дня вынесения Решения Комиссией производится списание суммы пени, указанной в Решении.

Списание производится путем отражения в графах лицевого счета налогоплательщика "Расчеты по пени" – "Начислено (уменьшено)" суммы пеней, подлежащей списанию, со знаком минус с указанием в графе лицевого счета "Содержание операции и документ, на основании которого производится запись (ввод)" записи:

"Решение № _______ о списании суммы пени с лицевого счета налогоплательщика от "____" ______________________ 20____ года".

Параграф 3. Списание суммы штрафа, наложенной за правонарушения в области налогообложения в соответствии с КоАП, числящейся по состоянию на 1 октября 2018 года в лицевом счете налогоплательщика по тому виду налога и другого обязательного платежа в бюджет, по которому уплачена недоимка

8. При выявлении по итогам инвентаризации, указанной в пункте 5 настоящих Правил, налогоплательщиков, уплативших в период с 1 октября 2018 года в полном объеме сумму недоимки, числящейся в лицевом счете по состоянию на 1 октября 2018 года, у которых на указанную дату в лицевом счете числилась задолженность по штрафу, должностные лица, имеющие право рассматривать дела об административных правонарушениях, с учетом списка налогоплательщиков, представленного Комиссией, в течение трех рабочих дней прекращают исполнение постановлений и освобождают налогоплательщиков от исполнения административного взыскания в соответствии со статьей 889 КоАП путем вынесения постановления о прекращении исполнения постановления о наложении административного взыскания.

9. Список налогоплательщиков, по которым прекращено исполнение постановлений о наложении административных штрафов и которые освобождены от исполнения административного взыскания в соответствии со статьей 889 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях, составляется по форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам, и не позднее трех рабочих дней со дня прекращения исполнения постановлений передается в структурное подразделение органа государственных доходов, ответственное за ведение учета и лицевых счетов налогоплательщиков, для списания в лицевых счетах налогоплательщиков сумм задолженности по штрафам.

При этом сумма штрафа списывается по тому виду налога и другого обязательного платежа в бюджет, по которому уплачена недоимка.

Списание производится путем отражения в графах лицевого счета налогоплательщика "Расчеты по штрафам" – "Начислено (уменьшено)" суммы штрафа, подлежащего списанию, со знаком "минус" с указанием в графе лицевого счета "Содержание операции и документ, на основании которого производится запись (ввод)" записи:

"Постановление о прекращении исполнения постановления о наложении административного взыскания от "___" ____________201__года".

В случае частичной уплаты до 1 октября 2018 года суммы штрафа, указанного в постановлении о наложении административного взыскания, списанию подлежит разница между суммой штрафа, наложенной по такому постановлению, и уплаченной до 1 октября 2018 года.

Параграф 4. Списание сумм пеней и штрафов, в случае досрочного исполнения налогоплательщиком в полном объеме налогового обязательства по уплате налога и другого обязательного платежа в бюджет, срок уплаты которого по состоянию на 1 октября 2018 года изменен в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан и законодательством Республики Казахстан о реабилитации и банкротстве

10. В случае досрочного исполнения в полном объеме налогового обязательства по уплате налога и другого обязательного платежа в бюджет, срок уплаты которого по состоянию на 1 октября 2018 года изменен в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан, налогоплательщиком подается в орган государственных доходов заявление в произвольной форме о списании суммы пеней, сроки уплаты которых по состоянию на 1 октября 2018 года изменены в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан.

Списанию также подлежит сумма пени, начисленная на сумму уплаченного налогового обязательства с измененным по состоянию на 1 октября 2018 года сроком уплаты, за период с 1 октября 2018 года до даты его уплаты, включая день уплаты, за исключением случаев освобождения налогоплательщика от уплаты пени за несвоевременную уплату налогов и (или) плат при изменении сроков исполнения налогового обязательства по их уплате, предусмотренных пунктом 7 статьи 49 Налогового кодекса.

При этом сумма пени списывается по тому виду налога и другого обязательного платежа в бюджет, по которому уплачена сумма основного долга.

При подтверждении факта досрочного исполнения в полном объеме налогового обязательства по уплате налога или другого обязательного платежа в бюджет орган государственных доходов не позднее пяти рабочих дней со дня поступления заявления выносит Решение.

Списание пени производится в порядке, установленном пунктом 7 настоящих Правил.

Результаты рассмотрения заявления налогоплательщика направляются органом государственных доходов в порядке, установленном Законом Республики Казахстан "О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц" от 12 января 2007 года (далее – Закон).

11. В случае досрочного исполнения в полном объеме налогового обязательства по уплате налога или другого обязательного платежа в бюджет, срок уплаты которого по состоянию на 1 октября 2018 года изменен в соответствии со вступившим в законную силу судебным актом об утверждении плана реабилитации либо о внесении изменений и дополнений в такой план, налогоплательщиком в орган государственных доходов направляется заявление о списании суммы пеней и (или) штрафов (далее – заявление).

Заявление направляется в произвольной форме с содержанием реквизитов вступившего в законную силу судебного акта о внесении изменений и дополнений в план реабилитации в связи с исполнением налогового обязательства в полном объеме.

При подтверждении факта досрочного исполнения в полном объеме налогового обязательства по уплате налога или другого обязательного платежа в бюджет орган государственных доходов не позднее трех рабочих дней со дня поступления заявления выносит Решение, а соответствующие должностные лица в течение трех рабочих дней прекращают исполнение постановлений и освобождают налогоплательщиков от исполнения административного взыскания в соответствии со статьей 889 КоАП путем вынесения постановления о прекращении исполнения постановления о наложении административного взыскания.

Списание суммы пени производится в порядке, установленном пунктом 7 настоящих Правил.

Списание суммы штрафа производится в порядке, установленном пунктом 9 настоящих Правил.

Результаты рассмотрения заявления налогоплательщика направляются органом государственных доходов в порядке, установленном Законом.

Параграф 5. Порядок представления отчета о списании суммы пеней и штрафов при условии уплаты суммы недоимки

12. Департаменты государственных доходов по областям, городам республиканского значения и столице ежемесячно в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, представляют в Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан отчет о списании суммы пеней и штрафов при условии уплаты суммы недоимки по форме согласно приложению 4 к настоящим Правилам.

При этом окончательный отчет представляется в срок до 10 января 2020 года.

Приложение 1
к Правилам списания суммы
пеней и штрафов при условии
уплаты суммы недоимки
форма

Решение № ____ о списании суммы пени при условии уплаты
суммы недоимки

"___" _________ 20__ года

В соответствии со статьей 57-1 Закона Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года "О введении в действие Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс), учитывая уплату в полном объеме недоимки, числящейся по состоянию на 1 октября 2018 года, списать сумму пеней, числящуюся в лицевом счете по состоянию на 1 октября 2018 года, а также начисленную на сумму указанной недоимки, за период с 1 октября 2018 года до даты ее уплаты, включая день уплаты, по следующим налогоплательщикам:

Сумма недоимки, числящаяся по состоянию на 1 октября 2018 года

Сумма пеней, числящаяся в лицевом счете по состоянию на 1 октября 2018 года

Дата полного погашения недоимки

Сумма пеней, начисленная на сумму недоимки за период с 1 октября 2018 года до даты ее уплаты

Ответственность за несвоевременное перечисление ОПВ, ОППВ, СО, ООСМС, ВОСМС

Задолженность по обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам – исчисленные, удержанные (начисленные) и не перечисленные в единый накопительный пенсионный фонд обязательные пенсионные взносы, обязательные профессиональные пенсионные взносы в сроки, установленные настоящим Законом, а также неуплаченные суммы пени

п.7. Удержанные (начисленные) обязательные пенсионные взносы, обязательные профессиональные пенсионные взносы перечисляются в Государственную корпорацию:

1) индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами (кроме лиц, указанных в подпунктах 2), 5) и 6) настоящего пункта), лицами, занимающимися частной практикой, из доходов, выплаченных работникам, а также физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), – не позднее 25 числа месяца, следующего за месяцем выплаты доходов

2) индивидуальными предпринимателями (кроме индивидуальных предпринимателей, указанных в подпункте 5) настоящего пункта), лицами, занимающимися частной практикой в свою пользу, – не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным

пп. 3,4 исключены

5) индивидуальными предпринимателями, применяющими специальный налоговый режим на основе патента, – в срок, предусмотренный налоговым законодательством Республики Казахстан для уплаты стоимости патента

6) Государственной корпорацией – не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем осуществления социальных выплат

7) страховой организацией – не позднее 25 числа месяца, следующего за месяцем осуществления страховой выплаты в качестве возмещения вреда, связанного с утратой заработка (дохода)

8) физическими лицами, являющимися плательщиками единого совокупного платежа в соответствии со статьей 774 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс), – в срок, предусмотренный налоговым законодательством Республики Казахстан

Ответственность за несвоевременное перечисление ОПВ, ОППВ

Кодекс Республики Казахстан от 5 июля 2014 года № 235-V ЗРК "Об административных правонарушениях"

пп.5 п.6 Ст.91: Неисполнение либо ненадлежащее исполнение физическим лицом, индивидуальным предпринимателем, частным нотариусом, частным судебным исполнителем, адвокатом, юридическим лицом обязанностей, предусмотренных законодательством Республики Казахстан о пенсионном обеспечении, совершенное в виде:

неперечисления, несвоевременного и (или) неполного исчисления, удержания (начисления) и (или) уплаты (перечисления) обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов в единый накопительный пенсионный фонд

влечет предупреждение

п.7 Ст.91: Деяние, предусмотренное частью шестой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, –

влечет штраф на физических лиц в размере десяти, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – в размере двадцати, на субъектов среднего предпринимательства – в размере тридцати, на субъектов крупного предпринимательства – в размере пятидесяти процентов от суммы неперечисленных, несвоевременно и (или) неполно исчисленных, удержанных (начисленных) и (или) уплаченных (перечисленных) обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов

Примечание. Для целей частей шестой и седьмой настоящей статьи лицо не подлежит привлечению к административной ответственности в случае, если сумма неперечисленных, несвоевременно и (или) неполно исчисленных, удержанных (начисленных) и (или) уплаченных (перечисленных) обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов составляет менее одного месячного расчетного показателя, устанавливаемого в соответствии с законом, действующим на дату выявления административного правонарушения

Сроки перечисления социальных отчислений

Закон Республики Казахстан от 26 декабря 2019 года № 286-VІ ЗРК "Об обязательном социальном страховании"

Задолженность по социальным отчислениям – исчисленные и не уплаченные в сроки, установленные законодательством Республики Казахстан, суммы социальных отчислений, а также неуплаченные суммы пени

п.1 Ст.16: Социальные отчисления в фонд уплачиваются плательщиком ежемесячно путем осуществления платежей через банковский счет Государственной корпорации не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным, с указанием месяца, за который уплачиваются социальные отчисления, если иное не установлено настоящей статьей

Ответственность за несвоевременное перечисление социальных отчислений

Кодекс Республики Казахстан от 5 июля 2014 года № 235-V ЗРК "Об административных правонарушениях"

Ст.92: пп.2 п.2. Неисполнение либо ненадлежащее исполнение плательщиком социальных отчислений обязанностей, предусмотренных законодательством Республики Казахстан об обязательном социальном страховании, совершенное в виде:

неуплаты (неперечисления), несвоевременной и (или) неполной уплаты (перечисления) социальных отчислений

влечет предупреждение

п.3. Деяния, предусмотренные частью второй настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания,

влекут штраф на частных нотариусов, частных судебных исполнителей, адвокатов, субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации в размере двадцати, на субъектов среднего предпринимательства – в размере тридцати, на субъектов крупного предпринимательства – в размере пятидесяти процентов от суммы неуплаченных (неперечисленных), несвоевременно и (или) неполно уплаченных (перечисленных) социальных отчислений

Примечание. Для целей частей второй и третьей настоящей статьи лицо не подлежит привлечению к административной ответственности в случае, если сумма неуплаченных (неперечисленных), несвоевременно и (или) неполно уплаченных (перечисленных) социальных отчислений не превышает размера одного месячного расчетного показателя, устанавливаемого в соответствии с законом, действующим на дату выявления административного правонарушения

Сроки перечисления ООСМС, ВОСМС

Закон Республики Казахстан от 16 ноября 2015 года № 405-V ЗРК "Об обязательном социальном медицинском страховании"

Ст.30: п. 1. Исчисление (удержание) и перечисление отчислений и (или) взносов работников, в том числе государственных и гражданских служащих, осуществляются работодателем ежемесячно

п.2. Исчисление (удержание) и перечисление взносов физических лиц, получающих доходы по договорам гражданско-правового характера, осуществляются ежемесячно налоговыми агентами, с которыми заключены такие договоры

п.6. Начисленные (удержанные) отчисления и (или) взносы перечисляются через банки или организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, для последующего перечисления Государственной корпорацией на счет фонда:

пп.1. индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами (кроме лиц, указанных в подпунктах 2) и 5) настоящего пункта), лицами, занимающимися частной практикой, – не позднее 25 числа месяца, следующего за месяцем выплаты доходов

Ответственность за несвоевременное перечисление ООСМС, ВОСМС

Закон Республики Казахстан от 16 ноября 2015 года № 405-V ЗРК "Об обязательном социальном медицинском страховании"

Ст.31: п.1. Своевременно не перечисленные суммы отчислений и (или) взносов взыскиваются органами государственных доходов и подлежат перечислению плательщиком на счет фонда с начисленной пени в размере 1,25-кратной официальной ставки рефинансирования, установленной Национальным Банком Республики Казахстан, за каждый день просрочки (включая день оплаты в фонд)

п.2. Не позднее пяти рабочих дней со дня образования задолженности по отчислениям и (или) взносам у плательщика, отнесенного в соответствии с системой управления рисками, предусмотренной налоговым законодательством Республики Казахстан, к категории высокого или среднего уровня риска, орган государственных доходов направляет плательщику уведомление о сумме задолженности

Кодекс Республики Казахстан от 5 июля 2014 года № 235-V ЗРК "Об административных правонарушениях"

Ст.92-1: пп.2 п.1. Неисполнение либо ненадлежащее исполнение плательщиком отчислений и (или) взносов на обязательное социальное медицинское страхование обязанностей, предусмотренных законодательством Республики Казахстан об обязательном социальном медицинском страховании, совершенное в виде:

неуплаты (неперечисления), несвоевременной и (или) неполной уплаты (несвоевременного и (или) неполного перечисления) отчислений и (или) взносов на обязательное социальное медицинское страхование работодателями, индивидуальными предпринимателями, частными нотариусами, частными судебными исполнителями, адвокатами, профессиональными медиаторами -

влечет предупреждение

п.2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, -

влекут штраф на частных нотариусов, частных судебных исполнителей, адвокатов, профессиональных медиаторов, субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации в размере двадцати, на субъектов среднего предпринимательства – в размере тридцати, на субъектов крупного предпринимательства – в размере пятидесяти процентов от суммы неуплаченных (неперечисленных), несвоевременно и (или) неполно уплаченных (перечисленных) отчислений и (или) взносов на обязательное социальное медицинское страхование

Примечание. Для целей частей первой и второй настоящей статьи лицо не подлежит привлечению к административной ответственности в случае, если сумма неуплаченных (неперечисленных), несвоевременно и (или) неполно уплаченных (перечисленных) отчислений и (или) взносов на обязательное социальное медицинское страхование не превышает размера одного месячного расчетного показателя, установленного в соответствии с законом, действующим на дату выявления административного правонарушения

Читайте также: