Штраф за несвоевременное предоставление информации в егрюл

Обновлено: 17.05.2024

ФНС в письме от 03.09.2018 № ЕД-19-2/263 успокоила плательщиков, отметив, что в компетенцию регистрирующего ведомства не входит проверка обоснованности указания в представленных для госрегистрации документах тех или иных кодов по ОКВЭД.

Тарифы страховых взносов

Из формулировки данного подпункта следует, что приведенные в нем виды деятельности должны классифицироваться на основании кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД).

Это значит, что в ЕГРЮЛ должен быть внесен код того вида деятельности, в отношении которого страхователь применяет пониженный тариф к выплатам для своих сотрудников. При этом вовсе не обязательно, чтобы этот код был заявлен в качестве основного. Если соответствующий код отсутствует в ЕГРЮЛ, но, несмотря на это, работодатель использует в расчете страховых взносов пониженный тариф, то при ближайшей же проверке ему будут доначислены страховые взносы исходя из другого тарифа.

Оспорить позицию налоговиков будет невозможно, так как основана она на букве закона.

Класс профессионального рискаshutterstock_356703767.jpg

Следующая ситуация также касается работодателей, но уже в контексте взносов на травматизм. Как известно, тариф данных взносов на текущий календарный год устанавливается в зависимости от того, к какому классу профессионального риска относится основной вид деятельности страхователя.

Так вот, если страхователем является организация, то она обязана каждый год подтверждать свой основной вид деятельности. Если компания этого не делает, взносы на травматизм ей придется платить по тарифу для самого опасного из видов, указанных в ЕГРЮЛ (даже если она его никогда не вела). Это прямо следует из п. 13 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2005 № 713.

Индивидуальные предприниматели – работодатели, в отличие от организаций, подтверждать основной вид деятельности не обязаны. ФСС сам определяет тариф взносов на травматизм по тому виду деятельности, который указан в ЕГРИП как основной. Поэтому, если в реестре в качестве основного вида деятельности значится деятельность с более высоким классом риска, чем та, которую ИП ведет на самом деле, то платить за работников взносы однозначно придется по более высоким тарифам. Так что заявленные в реестре коды важны не только для организаций, но и для ИП-работодателей.

Лишние коды ОКВЭД – дополнительные декларации

Кроме того, не нужно забывать, что непредставление декларации является поводом для блокировки счета налоговой инспекцией (пп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ). А такая приостановка работы может оказаться весьма некстати, и на какое-то время стать существенным препятствием для ведения бизнеса.

Нет кодов ОКВЭД – плати НДФЛ

Следующая ситуация касается предпринимателей, желающих перейти на патентную систему налогообложения. Отсутствие в ЕГРИП кода вида деятельности, в отношении которого они хотят получить патент, может помешать получить этой самый патент.

Дело в том, что, по мнению чиновников, предприниматель вправе перевести свою деятельность на ПСН только по тому виду деятельности, который у него указан в ЕГРИП (письмо Минфина России от 16.05.2013 № 03-11-12/17092). При отсутствии соответствующего кода в ЕГРИП, его туда нужно внести, если ИП все же намерен переводить свою деятельность на ПСН.

В большинстве случаев будет иметь значение, какие коды были заявлены ИП при регистрации. Так, если в ЕГРИП для этого предпринимателя упомянута деятельность по предоставлению займов, то полученные им проценты должны учитываться в составе доходов при упрощенке. Если в реестре для этого предпринимателя не указана деятельность по предоставлению займов, то доходы в виде процентов под УСН уже не подпадают. Соответственно, с таких доходов потребуется уплатить НДФЛ. И конкретно в этом случае платить налог обязан тот, кто выплачивает доход (налоговый агент). Такой вывод следует из писем Минфина России от 18.04.2018 № 03-11-11/25994, от 22.11.2017 № 03-04-06/77155, от 13.08. 2013 № 03-11-11/32808. В них сказано, что доходы от видов деятельности, указанных предпринимателем в ЕГРИП, признаются доходами, полученными от осуществления предпринимательской деятельности.

С доходами от продажи недвижимости дело обстоит несколько иначе. Наличие в ЕГРИП соответствующего кода хотя и может приниматься во внимание, но на окончательное решение влияет факт участия продаваемой недвижимости в предпринимательских целях. Например, если это здание магазина, в котором ИП торговал, или нежилое здание, помещения в котором ранее сдавались предпринимателем в аренду, то доход от его продажи считается доходом от предпринимательской деятельности. А значит, облагаться налогом он должен в рамках соответствующего режима – в данном случае в рамках УСН. Такой вывод подтверждается и судебной практикой (см., например, определение Верховного суда РФ от 16.06.2017 № 304-КГ17-7241).

Штраф за неизменение кодов ОКВЭД

Грозит ли руководителю организации или ИП, не выполнившим действия по изменению кодов в ЕГРЮЛ, штраф?

Обязанность по внесению изменений в ЕГРЮЛ установлена п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ. Там сказано, что в течение трех рабочих дней с момента изменения определенных сведений, к которым относятся и коды ОКВЭД, организация и ИП обязаны сообщить об этом в регистрирующее ведомство.

Далее смотрим КоАП РФ. Там есть статья 14.25, которая предусматривает, в частности, ответственность за несвоевременное представление сведений о юридическом лице или об ИП в регистрирующее ведомство (ч. 3) и ответственность за непредставление таких сведений (ч. 4). Если, конечно, такое представление предусмотрено законом. А законом, как мы уже сказали, как раз предусмотрено представление сведений о кодах ОКВЭД. Ответственность за несвоевременное представление сведений установлена в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере 5 000 рублей. А ответственность за непредставление сведений – в виде штрафа в размере от 5 000 до 10 000 рублей.

Обратите внимание: это касается только тех, кто начал вести те виды деятельности, коды по которым не заявлены в госреестре. Соответственно, если в реестре содержатся лишние коды, то есть коды по видам деятельности, которые по факту не ведутся, то административная ответственность в этом случае не грозит.

Законодательство обязывает организации и ИП отчитываться в контролирующие органы: ИФНС, ПФР, ФСС, Росстат и другие ведомства. За несвоевременную сдачу отчётных документов компании несут ответственность.

В статье расскажем, какие санкции предусмотрены за основные нарушения в 2021 году.

Какие бывают штрафы за несвоевременную сдачу отчётности

За несдачу документов предусмотрены штрафные санкции. Ответственность за непредоставление отчётности регулирует налоговый кодекс и КоАП РФ. Размер санкции зависит от вида несданного в срок документа. Если сдача сведений выпадает на выходные или праздники, то предоставление переносится на ближайший рабочий день.

К организациям могут применить различные санкции. Штраф могут наложить на всю компанию или на должностное лицо. Например, ответственный бухгалтер или директор могут получить административный штраф за непредоставленный вовремя авансовый отчёт. ИФНС вправе приостановить деятельность и заблокировать банковский счёт предприятия.

Несвоевременная сдача отчётности — это грубое нарушение, которое повлечёт за собой наказание. Но существуют условия смягчающие ответственность за совершение налогового преступления. Такие случаи регулирует п. 1 ст. 112 Налогового Кодекса РФ.

Обстоятельства признаются как смягчающие, если:

  • совершены по причине стечения тяжёлых семейных или личных обстоятельств;
  • сделаны по принуждению;
  • у физлица, нарушившего закон, тяжёлое материальное положение;
  • суд или ИФНС признал их таковыми.

Если предоставление сведений выпадает на праздники или выходные, то отправление документов переносится на следующий за ними рабочий день. Такой порядок регулирует п. 7 ст. 6.1 Налогового Кодекса РФ.

Рассмотрим подробнее, какие штрафы предусмотрены за нарушение налогового законодательства в 2021 году.

Штрафы за несвоевременную сдачу налоговых деклараций и РСВ

Несвоевременная сдача налоговых деклараций грозит привлечению к ответственности не только организации, но и должностных лиц.

Декларацию предоставляют в ФНС, вместе с уплатой соответсвующего налога, к ним относятся:

  • годовой налог на прибыль;
  • НДС;
  • транспортный налог;
  • налог на имущество;
  • акцизы;
  • водный налог;
  • единый налог при УСН;
  • ЕСХН;
  • земельный налог;
  • налог на игорный бизнес.

В отдельных случаях организация может подать единую упрощённую декларацию.

Вид наказания Последствия Основание
Штраф для организации С организации взыскивают 5% от суммы налога, который не выплачен в срок. Максимум — 30 процентов от этой суммы, но не меньше 1000 руб.
Сумма штрафа рассчитывается за каждый полный или неполный месяц просрочки со дня, установленного для подачи декларации или расчёта по взносам.
ст. 119 НК
Ответственность должностных лиц Предупреждение от 300 рублей до 500 рублей ст. 15.5 КоАП
Дополнительное последствие Блокировка счёта по истечении 10 рабочих дней со дня срока подачи декларации или расчёта подп. 1 п. 3, п. 3.2 ст. 76, п. 6 ст. 6.1 НК

Штраф за несдачу налоговых расчётов

К налоговым расчётам относят:

  • промежуточную декларацию по прибыли;
  • налоговый расчёт о доходах, выплаченных иностранной организации;
  • справку 2-НДФЛ;
  • сведения о среднесписочной численности сотрудников.

ВАЖНО! Несвоевременная сдача налоговых расчётов не регулируется ст. 119 Налогового Кодекса РФ, оштрафовать организацию по этой статье невозможно.

Штраф за несдачу 6-НДФЛ

Вид наказания Последствия Основание
Штраф для организации 1000 рублей за каждый полный или неполный месяц, со дня для подачи справки 6-НДФЛ п. 1.2 ст. 126 НК
Ответственность должностных лиц от 300 до 500 рублей ст. 15.6 КоАП
Дополнительное последствие Несдача справки ведёт к блокировке банковского счёта, если со дня срока предоставления 6-НДФЛ прошло 10 рабочих дней п. 3.2 ст. 76 НК

Штраф за несдачу 4 ФСС

Вид наказания Последствия Основание
Штраф для организации За непредоставление формы организация заплатит 5% от суммы взноса, который не был уплачен в срок. Максимум — 30 процентов от этой суммы, но не меньше 1000 рублей. Сумма штрафа рассчитывается за каждый полный или неполный месяц просрочки со дня, установленного для подачи декларации или расчёта по взносам п. 1 ст. 26.30 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ
Ответственность должностных лиц Предупреждение или штраф в размере от 300 до 500 рублей ч. 2 ст. 15.33 КоАП

Подтверждение ОКВЭД в ФСС

Для подтверждения ОКВЭД в ФСС необходимо предоставить следующие документы:

  • справку, подтверждающую основной вид экономической деятельности страхователя по обязательному страхованию от профзаболеваний и несчастных случаев на производстве;
  • заявление, подтверждающее основной вид экономической деятельности страхователя по обязательному страхованию от профзаболеваний и несчастных случаев на производстве;
  • пояснительную записку к отчётности — не относится к малым предприятиям и ИП.

Штрафы за несдачу СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ и СЗВ-ТД в ПФР

  • пяти календарных дней с момента обращения за документом;
  • трёх календарных дней при выходе на пенсию;
  • в день увольнения.

Штраф за непредставление декларации по уплате за загрязнение окружающей среды

Вид наказания Последствия Основание
Штрафы для организации Несвоевременная сдача декларации — от 20 тыс. до 80 тыс. рублей ст. 8.5 КоАП
Ответственность должностных лиц Несвоевременная сдача декларации — от 3 тыс. до 6 тыс. рублей

Регулярные платежи за пользование недрами

Вид наказания Последствия Основание
Штраф для организации нет
Ответственность должностных лиц нет
Дополнительное последствие Федеральное агентство по недропользованию вправе досрочно отозвать лицензию на использование недр п. 8 ст. 20 Закона от 21.02.1992 № 2395-1

Штрафы за несдачу бухгалтерской отчётности

Вид наказания Последствия Основание
Штрафы для организации Компания заплатит 200 рублей за каждый несданный в срок отчёт. Организации, которым необходимо сдать отчётность в ГИР БО — от 3000 до 5000 рублей п. 1 ст. 126 НК
ст. 19.7 КоАП
Ответственность должностных лиц От 300 до 500 рублей за каждый несданный документ ст. 15.6 КоАП
ст. 19.7 КоАП
Дополнительное последствие ИФНС не вправе блокировать банковский счёт за несданный бухгалтерский отчёт письмо Минфина от 04.07.2013 № 03-02-07/1/25590;
письмо ФНС от 16.11.2012 № АС-4-2/19309;
письмо Минфина от 23.05.2013 № 03-02-07/2/18285

В рамках указанной категории дел часто оспаривается законность внесенной ИФНС записи о недостоверности сведений о действующей компании. Однако нередко оспариваются внесенные регистрирующим органом записи уже об исключении общества из ЕГРЮЛ в связи с наличием предшествующей записи о недостоверности. Как в первом, так и во втором случае на практике суды нередко встают на сторону заявителя, тем самым подтверждая законность действий компании. Это приводит к безрадостному выводу о том, что даже добросовестная компания, сведения о которой фактически были достоверными, может быть исключена из ЕГРЮЛ. Это может произойти, если ИФНС в рамках проведенной проверки примет необоснованное решение о недостоверности сведений. Далее рассматриваются аспекты, которые необходимо учесть, чтобы успешно оспорить неправомерно внесенную в ЕГРЮЛ запись о недостоверности.


Как в ЕГРЮЛ появляется запись о недостоверности

В деятельности многих компаний нередко возникают ситуации, когда регистрирующий орган вносит о них запись о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ.

Обращаем Ваше внимание, что в течение упомянутого шестимесячного срока компания по-прежнему вправе представить в регистрирующий орган информацию и документы, подтверждающие достоверность соответствующих сведений, в том числе она может делать это неоднократно. Как показывает практика, многие компании никак не реагируют на факт внесения записи о недостоверности. Такое бездействие впоследствии нередко толкуется регистрирующим органом в качестве безусловного основания для исключения компаний из ЕГРЮЛ. Тем не менее, как будет показано далее, исключение компании из ЕГРЮЛ в таком случае далеко не всегда является правомерным.


Какие сведения могут быть признаны недостоверными

Напомним, что, согласно правилам, предусмотренным Законом о государственной регистрации[4], запись о недостоверности может быть внесена исключительно в отношении указанных ниже сведений:

  • об адресе компании в пределах места нахождения;
  • об учредителях (участниках) организации;
  • о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени компании:
    - фамилия, имя, отчество;
    - должность;
    - паспортные данные или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    - идентификационный номер налогоплательщика при его наличии
  • в отношении акционерных обществ – сведения о держателях реестров их акционеров;
  • в отношении обществ с ограниченной ответственностью:

- сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам;
- сведения о передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении;
- сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования.

Внесение записей о недостоверности в отношении иных сведений законодательством не предусмотрено.

Предмет и бремя доказывания

Дела об оспаривании записей о недостоверности в ЕГРЮЛ относятся к делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, а также должностных лиц. Порядок рассмотрения таких дел регулируется главой 24 АПК РФ[5]. Производство возбуждается на основании заявления заинтересованного лица[6], то есть рассмотрение дел об оспаривании записи о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ производится в порядке заявительного, а не искового производства.

Напомним, что убытки, причиненные включением в ЕГРЮЛ недостоверных данных о юридическом лице по вине уполномоченного органа (ИФНС) полежат возмещению за счет казны Российской Федерации[7].

Бремя доказывания в таких спорах распределяется в соответствии с формулой - каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается[8]. Для признания решения регистрирующего органа о внесении записи в ЕГРЮЛ недействительным (незаконным) заявитель должен доказать наличие одновременно двух обязательных условий:

  • несоответствие данных акта, решения, действий (бездействия) закону, и
  • нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя [9] .

На налоговый орган, принявший спорное решение о внесении записи, возлагается бремя доказывания факта недостоверности соответствующих сведений [10] . О распределении бремени доказывания подробнее будет сказано далее.

Обращаем Ваше внимание, что некоторые суды прямо указывают на то, что шестимесячный срок наличия записи о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ[11] предназначен для проверки и установления регистрирующим органом факта недостоверности сведений, послуживших основанием внесения спорной записи в ЕГРЮЛ.

Как обосновать правовую позицию в делах об оспаривании записи о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ

Чтобы выработать верную и обоснованную правовую позицию в деле об оспаривании законности внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений, при подготовке к судебному разбирательству компаниям рекомендуется учесть ключевые обстоятельства, на которые суды обращают особое внимание в рамках таких споров. В частности, рекомендуется ознакомиться с позициями судов о том, какие, по их мнению, обстоятельства могут свидетельствовать о незаконности действий регистрирующего органа по внесению в ЕГРЮЛ записи о недостоверности, и о доказательствах, которыми компания может подтвердить неправомерность действий ИФНС.

1. Бремя доказывания факта недостоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, несет исключительно регистрирующий орган, и оно не может быть возложено на заявителя (компанию)

В спорах по делам об оспаривании законности записи о недостоверности суды нередко ссылаются на презумпцию достоверности данных, внесенных в ЕГРЮЛ. Это связано, в частности, с тем, что сведения о компании вносятся в ЕГРЮЛ на основании заявления по установленной форме[12], в котором заявитель (чья подпись удостоверяется в нотариальном порядке) подтверждает их достоверность и предупреждается об ответственности за предоставление недостоверной информации[13].

Как было упомянуто выше, обязанность доказать факт недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений возлагается на регистрирующий орган. Суды последовательно отмечают, что обязанность доказывания обстоятельств, на основании которых государственным органом принимается какое-либо решение, возлагается на соответствующий орган. То есть доказать соответствие закону решения о внесении записи о недостоверности (а следовательно – факт недостоверности соответствующих сведений) или о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ должен регистрирующий орган[14].

В частности, регистрирующий орган обязан представить суду документы, на основании которых в ЕГРЮЛ была внесена запись о недостоверности[15]. Основанием для принятия решения о внесения записи о недостоверности сведений в отношении компании могут являться, например, материалы проверки регистрирующего органа. В случае отсутствия бесспорных доказательств факта недостоверности сведений о компании, суд с высокой вероятностью признает решение о внесении записи о недостоверности сведений незаконным[16].

Таким образом, компания-заявитель не обязана доказывать достоверность сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, если регистрирующим органом не предоставлены документы, подтверждающие обратное. Обязанность доказывать достоверность сведений не может быть возложена на юридическое лицо.

Обращаем Ваше внимание на то, что даже в тех случаях, когда суд первой инстанции ошибочно переносит бремя доказывания факта достоверности сведений на заявителя[17], суды вышестоящих инстанций однозначно указывают на не соответствующую закону позицию суда и неправильное распределение бремени доказывания[18].

2. Проверка регистрирующим органом достоверности сведений в ЕГРЮЛ не должна носить формальный характер

В частности, для проверки достоверности сведений об адресе юридического лица регистрирующим органом может быть проведена проверка, в рамках которой устанавливается осуществление проверяемым обществом фактической деятельности по соответствующему адресу.

О недостоверности сведений об адресе юридического лица, например, могут свидетельствовать следующие обстоятельства[19]:

В рамках выездных проверочных мероприятий регистрирующий орган, как правило, всегда обращает внимание на наличие вывески с фирменным наименованием компании и возможность беспрепятственно связаться с представителями организации. При этом, как отмечают суды, такая проверка не может носить формальный характер. Иными словами, действия регистрирующего органа должны быть направлены на подлинное установление факта недостоверности сведений в ЕГРЮЛ.

Если, например, по результатам проверки сведений об адресе было установлено отсутствие юридического лица только на основании того, что регистрирующим органом не была обнаружена вывеска компании по проверяемому адресу, или отсутствовали представители компании, суды выявляют обстоятельства и порядок проведения такой проверки.

В частности, суды указывают на следующее:

3. Когда наличие противоречивых сведений может являться доказательством недостоверности сведений

Наличие у регистрирующего органа противоречивой информации в отношении регистрируемых сведений может свидетельствовать о недостоверности соответствующих сведений. Однако, если противоречивая информация поступает регистрирующему органу от недобросовестного третьего лица (то есть если общество добросовестно предоставило для регистрации достоверные данные, а третьим лицом в адрес регистрирующего органа была направлена информация, компрометирующая ранее внесенные сведения), то наличие противоречивых сведений не может служить основанием для вывода о недостоверности сведений[22].

Например, если собственник арендуемого обществом помещения направил арендатору (обществу) письмо, подтверждающее, что нежилое помещение предоставлено обществу в аренду, в том числе для регистрации в качестве адреса местонахождения постоянно действующего исполнительного органа, и данный адрес может использоваться во всех официальных документах общества, а впоследствии такой собственник направил регистрирующему органу письмо об отзыве своего предыдущего письма и об отказе обществу в юридическом адресе, то ссылка на такое доказательство недостоверности должна быть отклонена, если соответствующий договор аренды не был расторгнут, и арендодатель получал арендную плату от общества[23].

4. Документы, подтверждающие недостоверность сведений в ЕГРЮЛ, должны быть получены и оформлены ИФНС надлежащим образом

Свидетельские показания широко используются при доказывании недостоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, особенно при проверке достоверности сведений о генеральном директоре или участниках компании.

Несоблюдение предусмотренных законодательством процедур получения доказательств регистрирующим органом влечет недопустимость данных доказательств. Например, в случае нарушения ИФНС установленного налоговым законодательством[24] порядка проведения допроса или несоблюдения требований, предъявляемых к протоколу проверки, суд может прийти к выводу о том, что надлежащая проверка достоверности сведений регистрирующим органом не проводилась. Следовательно, документы, составленные по итогам такой проверки, не будут приобщены в качестве допустимых доказательств или суд отнесется к ним критически.

Обращаем Ваше внимание на то, что протокол допроса, в котором не указана дата его составления, фамилия, имя, отчество должностного лица регистрирующего органа, осуществляющего проведение допроса, который не вручен допрашиваемому лицу, или не соответствует другим требованиям законодательства, не может являться допустимым доказательством[25].

Более того, содержание протокола может быть опровергнуто лицом, дававшим показания, в судебном заседании[26]. Таким образом, даже правильно составленный и оформленный протокол не является неоспоримым доказательством, и самого по себе (в отсутствие других доказательств) его может быть недостаточно для подтверждения ИФНС факта недостоверности сведений.

Обращаем Ваше внимание на то, что налоговый орган может инициировать процедуру исключения юридического лица из ЕГРЮЛ только в том случае, когда у него имеются достоверные сведения, свидетельствующие о фактическом прекращении юридическим лицом своей деятельности[27]. То есть налоговый орган должен убедиться в том, что общество не ведет финансово-хозяйственную деятельность.

5. Как общество может подтвердить осуществление деятельности по адресу, указанному в ЕГРЮЛ

Суды придерживаются позиции о том, что регистрирующий орган не вправе исключить юридическое лицо из ЕГРЮЛ лишь по формальным основаниям[28]. Исключить общество из ЕГРЮЛ (при наличии необходимых для этого оснований[29]) можно только в случае, если общество не осуществляет свою хозяйственную деятельность.

Поэтому в некоторых случаях компании необходимо самостоятельно подтвердить осуществление фактической деятельности по адресу, указанному в ЕГРЮЛ. Свидетельствовать о достоверности адреса юридического лица могут в том числе:

  • договор аренды и письма собственника арендуемого недвижимого имущества о нахождении юридического лица по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, и осуществлении деятельности по данному адресу;
  • договоры поставки, купли-продажи, договоры с иными контрагентами, заключенные, в том числе в период после внесения регистрирующим органом сведений о недостоверности адреса[30]
  • акты выездных проверок иных государственных органов, содержащих адрес юридического лица;
  • документы и отчетности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

При наличии у общества совокупности таких документов даже в случае отрицательных результатов проверки налогового органа общество не должно быть исключено из ЕГРЮЛ на формальных основаниях наличия записи о недостоверности сведений в отношении общества.

[2] Такое уведомление дополнительно может направляться в том числе по электронной почте

[3] Пункт 5 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации

[4] Пункт 6 статьи 11 Закона о государственной регистрации

[5] Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 95-ФЗ

[6] Статьи 197 – 198 АПК РФ

[7] Пункт 7 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ

[8] Статья 65, часть 5 статья 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

[9] Суды последовательно применяют данные правила (см. например, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17 января 2020 года № Ф05-23538/2019 по делу № А40-84228/2019)

[10] Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27 ноября 2019 года № Ф05-20066/2019 по делу № А40-3662/2019

[14] Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17 января 2020 года № Ф05-23538/2019 по делу № А40-84228/2019

[15] Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27 ноября 2019 года № Ф05-20066/2019 по делу № А40-3662/2019

[16] Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 13 февраля 2020 года № Ф06-57042/2019 по делу № А12-8724/2019

[17] Постановление Арбитражного суда города Москвы от 12 июля 2019 года по делу № 40-84228/19-93-711

[18] Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17 января 2020 года № Ф05-23538/2019 по делу № А40-84228/2019

[20] Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04 декабря 2019 года № 20АП-6248/2019 по делу № А54-2761/2019

[21] Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 февраля 2020 года № Ф02-701/2020 по делу № А33-7287/2019

[22] Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04 декабря 2019 года № 20АП-6248/2019 по делу № А54-2761/2019

[23] Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04 декабря 2019 года № 20АП-6248/2019 по делу № А54-2761/2019

[24] Глава 14 Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ

[25] Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда суда от 21.11.2019 N 07АП-11036/2019 по делу N А03-5201/2019

[26] Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 13 февраля 2020 года № Ф06-57042/2019 по делу № А12-8724/2019

[28] Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 20 сентября 2018 года № Ф06-24836/2017 по делу № А72-18631/2016

[29] Статья 21.1 Закона о государственной регистрации

[30] Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 13 февраля 2020 года № Ф06-57042/2019 по делу № А12-8724/2019

недостоверные сведения в егрюл

ЕГРЮЛ - это государственный реестр юридических лиц. В реестре отражаются основные сведения об организации: дата создания, местонахождение, состав учредителей, размер уставного капитала, имя руководителя, виды экономической деятельности и др. Сведения из реестра являются открытыми, и юридическое лицо несёт ответственность за их достоверность.

Что такое недостоверные сведения

Недостоверные сведения в ЕГРЮЛ – это та информация об организации, которая не соответствует действительности или вызывает сомнения у налоговых органов. Согласно указаниям ФНС (письма № ГД-4-14/14127 и № ГД-4-14/14126) без доказательств признаются недостоверными такие сведения об юридическом лице:

  • для организаций, созданных до 01.08.2016 – массовый учредитель, руководитель, адрес, имеющий отношение более чем к 50 юр лицам;
  • для организаций, созданных после 01.08.2016 – критерий для массового учредителя и адреса снижен до 10 юрлиц, а для руководителя – до 5 юрлиц.

Такой высокий показатель массовости для организаций, созданных до 01.08.2016, вызван регистрацией сотен тысяч фирм-однодневок. Эти компании изначально создавались не для ведения бизнеса, а для нелегальных целей – участия в налоговых схемах, обналичивания денег, вывода активов за рубеж, да и просто обмана контрагентов. Когда-то ФНС допустила регистрацию большого количества организаций с признаками массовости, но сейчас активно взялась за чистку данных, указанных в реестре.

Кроме того, недостоверной признается информация о руководителе, если он дисквалифицирован или является умершим.

Для организаций, которые ведут реальный бизнес и не имеют признаков массовости, недостоверные сведения в ЕГРЮЛ могут объясняться несвоевременным внесением новых данных в реестр или ошибкой при их указании.

Как проверить достоверность сведений

Учитывая, что сведения из реестра относятся к публичной информации, узнать об их недостоверности может любое заинтересованное лицо: банки, контрагенты, инвесторы, государственные органы. При этом основной контроль за этими данными осуществляет Федеральная налоговая служба.

Проверить, достоверны ли сведения о юридическом лице, могут сами участники и руководитель организации. Предоставление сведений из ЕГРЮЛ возможно с помощью бесплатного сервиса ФНС. Достаточно ввести один из кодов ИНН/ОГРН или название юридического лица и через несколько минут вы получите актуальную информацию. Учтите только, что такие данные из ЕГРЮЛ по ИНН не заменяют официальную выписку из реестра, а носят информационный характер.

Если вы самостоятельно обнаружили по вашей организации недостоверность сведений в реестре, то их надо изменить. Кроме того, сообщить о наличии недостоверных сведений в ЕГРЮЛ может налоговая инспекция, направив соответствующее уведомление.

К сожалению, с 2016 года участились случаи необоснованных подозрений со стороны налоговых органов в адрес легальных действующих организаций. Например, налоговики признают недостоверность данных об адресе по самым формальным признакам. Это может быть отсутствие директора на рабочем месте в момент проверки, недостаточно подробный юридический адрес (нет номера комнаты или офиса) или письмо, которое работники Почты РФ вернули в налоговую инспекцию, как неполученное.

В результате требование представить достоверные сведения об адресе получают компании, действительно работающие по указанным контактам. Отреагировать на такое обращение ИФНС надо в течение 30 дней, иначе информация о недостоверности юридического адреса будет внесена в ЕГРЮЛ.

Обычно, в качестве доказательства достоверности адреса, в налоговую представляют договор аренды офиса, свидетельство о праве собственности на помещение, фотографии вывески и рекламы, письма госорганов, полученные по этим контактам и др. При этом надо быть готовым к тому, что ничего из этого во внимание признаваться не будет. Позицию инспекции можно оспаривать в вышестоящем органе или в суде, но все это требует времени. Быстрее будет адрес просто сменить.

Как изменить сведения в реестре

Таким образом, изменить сведения о государственной регистрации юридических лиц в реестре надо в следующих ситуациях:

  1. При смене руководителя, юридического адреса, состава участников, кодов ОКВЭД, уменьшения или увеличения уставного капитала, изменения долей в нем.
  2. При самостоятельном обнаружении ошибок или неточностей в реестре.
  3. По требованию ИФНС, обнаружившей недостоверные сведения в ЕГРЮЛ.

Для снесения изменений подаётся форма Р13014. Срок подачи документов – три рабочих дня со дня смены директора, адреса, участников, изменения УК и т.д.

Узнать в подробностях о том, какие документы надо представить для изменения регистрационных данных в разных ситуациях можно из этой публикации:

Существует ещё один способ сообщить о недостоверных данных в ЕГРЮЛ, им могут воспользоваться лица, обнаружившие, что в отношении них внесена недостоверная информация. Для этого разработана форма Р34001 приказом ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@. Подают такое заявление физические лица, в отношении которых внесены сведения об участии или руководстве организацией.

Ответственность за недостоверность сведений в реестрах

Чем грозит внесение в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений об организации? Согласно статье 14.25 КоАП РФ за представление недостоверных сведений в госреестры, в том числе в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности, наступает административная ответственность. Размер штрафа для должностных лиц составляет от 5 до 10 тысяч рублей, а при повторном нарушении – от 10 до 50 тысяч рублей с возможностью дисквалификации.

В Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности надо вносить информацию о полученных лицензиях, о стоимости чистых активов ООО, о залоге движимого имущества организации и некоторых других событиях.

Но, кроме штрафа по статье 14.25 КоАП РФ, метка о недостоверных сведениях в ЕГРЮЛ влечёт за собой ещё ряд негативных последствий:

  1. По требованию налоговой инспекции расчётный счёт организации может быть заблокирован.
  2. Партнёры компании не смогут подтвердить расходы по совершённым сделкам, из-за чего возможно прекращение сотрудничества.
  3. Существует высокий риск назначения выездной налоговой проверки.
  4. Если запись о недостоверности провисит в ЕГРЮЛ больше полугода, юридическое лицо должно быть исключено из реестра. При этом порядок исключения из реестра по такому основанию не до конца проработан налоговой службой, поэтому реальных историй ещё нет.
  5. Участник, имеющий более 50% доли в уставном капитале, и руководитель такой организации не вправе в течение трёх лет создавать новое юридическое лицо или руководить им.
  6. Если в результате использования недостоверной информации из ЕГРЮЛ контрагент или другое лицо понесёт убытки, организация обязана будет их возместить.

Учитывая такие высокие финансовые, административные и репутационные риски, руководителю и участникам ООО надо всегда следить за тем, чтобы в государственных реестрах отражалась только актуальная и достоверная информация об организации.

Может ли налоговая в одностороннем порядке закрыть недействующее ООО с нулевым балансом? Деятельность никогда не велась, контрагентов нет, счетов нет. ООО находится в стадии ликвидации. Что будет, если я прекращу подавать нулевые отчетности?

Всем понятны причины, по которым собственник стремится избавиться от ставшего ненужным бизнеса. Но иногда закрытие происходит не по его желанию, а по воле контролирующих органов.

Содержание

В каких случаях юрлицо исключается из ЕГРЮЛ

Из реестра исключается недействующее лицо. Таким оно является, если в течение последних 12 месяцев:

  • не представляло отчетности по налогам и сборам;
  • не осуществляло операции хотя бы по одному банковскому счету.

Требуется одновременное наличие двух этих признаков (п. 2 ст. 21.1 Закона о регистрации ). Если фирма не отчитывается, но есть движения по счету, либо, наоборот, счета замерли, но нулевая отчетность сдается, — исключить из реестра нельзя.

С 1 сентября 2017 г. добавлено еще два случая, когда возможно исключение (п. 5 ст. 21.1 Закона о регистрации).

Если у налогового органа есть сведения о том, что в отношении юридического лица возбуждено дело о банкротстве или введена одна из банкротных процедур, решение о предстоящем исключении из реестра не принимается (эта новелла - ответ законодателя на постановление Конституционного Суда РФ от 18.05.2015 № 10-П).

Если же регистрирующий орган примет указанное решение и лишь потом узнает об инициированном банкротстве, юридическое лицо не будет исключено из реестра.

Когда налоговая запустит процедуру ликвидации юрлица?

До сих пор можно было ответить на этот вопрос так: когда дойдут руки до вашей неработающей компании. Требовалось на это порою до четырех лет. Теперь же, как мы отметили выше, появилась возможность ускорить процесс.

В ожидании прекращения юридического лица руководитель рискует сполна набрать административных штрафов. Например, по ст. 119, 126 Налогового кодекса РФ, ст. 13.19, 15.5 КоАП РФ.

В любом случае, прежде чем все бросать на самотек, желательно закрыть счета, погасить долги и провести сверки.

Можно ли исключить из ЕГРЮЛ, если есть долги?

Да, регистрирующий орган может исключить из реестра лицо, имеющее задолженность. При этом долг перед бюджетом налоговая может расценить как безнадежный к взысканию. Что касается остальных обязательств, то тут все зависит от инициативности и расторопности кредиторов. Они либо остановят начатый налоговой службой процесс, либо нет.

Как происходит исключение юрлица из реестра?

Выявив наличие оснований для исключения из ЕГРЮЛ, регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении.

В течение трех дней с момента принятия такое решение публикуется в Вестнике государственной регистрации. Проверить, не начался ли административный процесс исключения из реестра в отношении вашей компании или контрагента, можно на сайте вестника.

Одновременно с решением будут опубликованы сведения о том, как и куда подавать свои возражения по поводу грядущего исключения из реестра.

Если в течение трех месяцев с момента публикации от заинтересованных лиц не поступят заявления, юридическое лицо будет исключено из ЕГРЮЛ.

Как остановить исключение из реестра?

Согласно действующей редакции закона подача заявления самим юридическим лицом, кредитором или иным заинтересованным лицом делает невозможным административное исключение из реестра. Никаких требований к такому заявлению не предъявляется.

С 1 сентября 2017 г. остановить запущенный механизм стало сложнее (см. п. 4 ст. 21.1 Закона о регистрации).

Во-первых, содержание заявления. Оно должно быть мотивированным. Таким образом, подразумевается, что неубедительное возражение не будет принято налоговой службой во внимание.

Во-вторых, форма заявления. Она будет утверждена отдельно.

В-третьих, способ подачи. Теперь, если подавать заявление в форме электронного документа, то с электронной подписью. Если же почтой, то с заверенной нотариально подписью. При непосредственном представлении документов нужно предъявить документ, удостоверяющий личность. Представитель же (не руководитель) дополнительно прилагает нотариально удостоверенную доверенность или ее нотариальную копию.

Если все перечисленные требования и трехмесячный срок соблюдены, юридическое лицо из реестра исключено не будет.

Альтернативный вариант – начать банкротство.

Последствия исключения из реестра

Прекращение лица и обязательств

В целом последствия исключения недействующего лица аналогичны последствиям ликвидации (ст. 64.2 ГК РФ). В ЕГРЮЛ вносится запись с указанием способа прекращения.

Обязательства юридического лица прекращаются. Если только не встает вопрос о субсидиарной ответственности.

Субсидиарная ответственность

Еще одна новелла, вступившая в силу с 28 июня 2017 г. Ранее участники и руководители ООО, а также лица, способные давать им указания, могли быть привлечены к субсидиарной ответственности по обязательствам этого общества только в рамках процедуры банкротства. Теперь в силу п. 3.1 ст. 3 Закона об ООО это возможно и после административного исключения из ЕГРЮЛ.

Критерий: неисполнение обязательства общества обусловлено тем, что перечисленные лица действовали недобросовестно или неразумно. Речь при этом идет о любых обязательствах, сохранившихся на момент исключения. Уйти от долгов, просто забыв про общество, уже не получится.

На акционерные общества новое правило не распространяется.

Распределение имущества

Даже у недействующей компании может обнаружиться имущество. Либо участники о нем действительно забыли. Либо они сознательно выжидали, когда налоговая сделает свое дело, чтобы уже без кредиторов поделить остатки. Впрочем, забрать себе то, что принадлежало юридическому лицу, получается не всегда.

В некоторых регионах суды признают право собственности за участниками. В других – отказывают в иске, ссылаясь на необходимость использовать процедуру, предусмотренную п. 5.2 ст. 64 ГК РФ. А это значит - отдельное судебное разбирательство с назначением арбитражного управляющего и привлечением всех возможных кредиторов прекратившегося юридического лица. Подано такое требование может быть в течение пяти лет с момента исключения из реестра.

Таким образом, если прекратить сдавать налоговую отчетность, то ИФНС ликвидирует организацию по своему решению в течение 12 месяцев.

Читайте также: