Штраф за не проведение обучения по го и защите от чс составляют

Обновлено: 27.04.2024

Целью государственной политики в области гражданской обороны является обеспечение необходимого уровня защищенности населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях.

а) совершенствование с учетом современных требований нормативно-правовой и нормативно-технической базы в области гражданской обороны в части, касающейся защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;

б) завершение реконструкции систем оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, и создание в установленном порядке локальных систем оповещения;

в) повышение качества подготовки должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций к выполнению мероприятий по гражданской обороне;

г) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны;

д) обеспечение эффективного функционирования сил и средств гражданской обороны, поддержание необходимого уровня их готовности к использованию по предназначению, оснащение их современным вооружением и специальной техникой;

е) формирование условий для дальнейшего развития системы обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне с учетом экономических, географических и других особенностей регионов;

ж) оптимизация мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, а также повышение эффективности их выполнения;

з) внедрение современных технологий защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, с использованием технических средств, созданных отечественными производителями;

и) своевременный учет тенденций изменения характера современных вооруженных конфликтов и проявлений экстремизма;

к) формирование новых подходов к организации и ведению гражданской обороны, обеспечивающих необходимый уровень защищенности населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, характерных для определенных территорий Российской Федерации, при минимальном уровне финансовых и материальных затрат.

а) совершенствование нормативно-правовой, нормативно-технической и методической базы в области гражданской обороны с учетом изменений, вносимых в законодательные акты Российской Федерации, и внедрения в Российской Федерации системы стратегического планирования;

б) совершенствование системы управления гражданской обороной, систем оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;

в) совершенствование методов и способов защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;

г) развитие сил гражданской обороны путем совершенствования их организации и подготовки к использованию по предназначению, а также путем повышения уровня их оснащенности современной специальной техникой;

д) повышение качества подготовки населения в области гражданской обороны;

е) развитие международного сотрудничества в области гражданской обороны.

1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральном государственном надзоре в области гражданской обороны.

2. Реализация полномочий Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центрального аппарата и территориальных органов Министерства, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

3. Признать утратившими силу:

4. Установить, что включенные в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год плановые проверки в рамках государственного надзора в области гражданской обороны, дата начала которых наступает позже 30 июня 2021 г., подлежат проведению в рамках федерального государственного надзора в соответствии с Положением о федеральном государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденным настоящим постановлением.

5. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2021 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

Кто не уважит гражданскую оборону, заплатит огромный штраф

1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного надзора в области гражданской обороны (далее — федеральный государственный надзор).

2. Объектом федерального государственного надзора (далее — объект надзора) является деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций, при которых должны соблюдаться обязательные требования в области гражданской обороны, в том числе предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие).

4. Органом, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора, является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, включая его территориальные органы — органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, по субъектам Российской Федерации (далее соответственно — органы, осуществляющие федеральный государственный надзор, территориальные органы).

5. Передача в рамках межведомственного информационного взаимодействия при осуществлении федерального государственного надзора документов и (или) сведений, раскрытие информации, в том числе ознакомление с указанными документами и (или) сведениями, осуществляются с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.

6. Федеральный государственный надзор вправе осуществлять следующие должностные лица:

а) заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору;

б) руководитель, заместители руководителя и должностные лица структурного подразделения центрального аппарата Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления федерального государственного надзора (далее — структурное подразделение центрального аппарата);

в) руководители и заместители руководителей территориальных органов;

г) руководители, заместители руководителей и должностные лица структурных подразделений территориальных органов, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного надзора (далее — структурные подразделения территориальных органов);

д) руководители, заместители руководителей и должностные лица территориальных отделов (отделений, инспекций) структурных подразделений территориальных органов.

С 1 июля 2021 г. действует новое Положение о федеральном госнадзоре в области ГО.

Предусмотрено применение риск-ориентированного подхода. Периодичность проведения плановых проверок зависит от присвоенной категории риска. Если объект относится к категории высокого риска, то он проверяется 1 раз в 2 года, значительного риска — 1 раз в 3 года, среднего риска — 1 раз в 5 лет.

Прописаны права и обязанности инспекторов МЧС.

К профилактическим мероприятиям относятся информирование, обобщение правоприменительной практики, объявление предостережения, консультирование и профилактический визит. К контрольным — инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная и выездная проверки, наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование. Закреплен порядок их проведения.

Постановлением Правительства от 18.09.2020 № 1485 утверждена необходимость проведения обучающих мероприятий для работников. Согласно документу работодатель обязан каждый год инструктировать персонал о правилах поведения в экстремальных ситуациях. Для вновь принятых сотрудников обучение назначается в первый месяц работы.

Инструктаж проводится по заранее разработанной программе и дополняется брошюрой с основными правилами. В ходе обучения необходимо предоставить работнику следующую информацию:

  • правила поведения во время чрезвычайных ситуаций, спровоцированных природными или техногенными явлениями;
  • основные способы защиты;
  • действия для улучшения ситуации или устранения ее последствий;
  • методы оказания первой помощи пострадавшим;
  • правила использования средств защиты.

Получив такую информацию, ваши сотрудники будут четко понимать, какие действия следует выполнять в той или иной ситуации. Это поможет избежать паники и ненужных жертв.

Ст. 14 Федерального Закона № 68 регулирует количество сотрудников, отвечающих за проведение инструктажей. Это может быть целый отдел или один работник, на которого по совместительству возложена функция обучения правилам гражданской обороны.

Количество ответственных лиц зависит от численности сотрудников компании. В фирмах, где работает менее 500 человек, достаточно 1 специалиста по гражданской обороне. Большие компании, имеющие более 2000 работников, назначают 2-3 ответственных лица.

Также важно выяснить, относится ли предприятие к категориям по гражданской обороне. Для этого направьте письмо в местное отделение по чрезвычайным ситуациям и получите нужную информацию.

Если фирма не имеет категории, достаточно назначить ответственного сотрудника, который по совместительству будет выполнять работу по инструктажам. Обычно эта функция возлагается на кадровиков.

В соответствии со статьей 312.3 Трудового кодекса удаленные работники освобождаются от инструктажей по охране труда. Однако необходимость обучения правилам поведения в чрезвычайных ситуациях сохраняется.

Обязательно нужно инструктировать работников, работающих на полной или частичной удаленке. Сроки и периодичность обучения прописывают в трудовом договоре. Работодатель обязан предоставить дистанционному сотруднику оборудование и средства для прохождения инструктажа (если они необходимы).

Нововведения по гражданской обороне обусловлены эпидемией коронавируса. В результате разгула заболевания вводятся множественные ограничения. Кроме того, пандемия может стать причиной объявления режима чрезвычайной ситуации в отдельных регионах и даже по стране. Позаботьтесь о том, чтобы ваши сотрудники знали, как вести себя в сложных обстоятельствах и не поддаваться панике.

Мы хотим, чтобы вы читали только интересные материалы, и будем благодарны за обратную связь!

Делопроизводитель

от 2 250 руб Подробнее

Руководство деятельностью по документационному обеспечению управления организацией

С 1 января работодатели должны проводить новый вид инструктажа — по действиям в ЧС. Его проходят все работники вне зависимости от категории организации.

Кому и когда проводят инструктажи

Обратите внимание

Работники должны не только проходить инструктажи у работодателя, но и самостоятельно учиться действовать при ЧС, участвовать в учениях и тренировках

Работодатели должны проводить инструктажи по ГО и инструктажи по ЧС. Проходить их нужно всем работникам предприятия независимо от их образования и трудового стажа. Когда у работника другой организации командировка на ваше предприятие дольше чем 30 календарных дней — ему тоже должны провести инструктаж по ЧС.

Чтобы не пропустить сроки, обяжите кадровиков информировать о новых работниках и командированных на предприятие. Закрепите в приказе руководителя положение о семи календарных днях с начала работы, в течение которых кадровики должны передавать информацию ответственным за инструктажи по ГО и ЧС под подпись.

Кто проводит инструктаж

Инструктажи проводят ответственные лица. Руководитель предприятия может назначить ответственным за инструктаж уполномоченного по решению задач по ГО и ЧС, руководителя занятий по ГО и ЧС или себя лично.

В течение первого года работы ответственный за инструктаж должен получить дополнительное профессиональное образование. Для этого выбирайте программы повышения квалификации в образовательных учреждениях МЧС или других ведомствах, в региональных учебно-методических центрах по ГО и ЧС, на курсах гражданской обороны в муниципалитетах (п. 4 Положения № 841; пп. 5, 6 Положения № 1485).

В филиалах или представительствах в других регионах назначьте ответственных, которые смогут показывать эвакуационные пути, места хранения СИЗ, инженерные сооружений ГО и сопровождать по ним работников. Специальную подготовку по ГО и ЧС им проходить не нужно.

Какие документы разработать

Разработайте две программы: для инструктажа по ЧС и для вводного инструктажа по ГО. Примерную программу для вводного инструктажа по гражданской обороне МЧС предложило в письме от 27.02.2020 № 11-7-605, программу по ЧС — в письме от 27.10.2020 № ИВ-11-85. Они практически идентичны, поэтому МЧС разрешило совместить инструктажи. Отличие предложенных программ в том, что на вводном инструктаже по ГО работникам еще рассказывают об опасностях и оповещении при военных конфликтах и объясняют порядок действий при подготовке и проведении эвакуационных мероприятий.

При разработке инструктажа по ЧС учитывайте, как управляют предприятием, в какой географической зоне оно находится, какие на нем есть опасные производственные факторы. Сверяйте программу для инструктажа по ЧС с планом действий и другими документами по предупреждению и ликвидации ЧС.

При разработке программы инструктажа по ГО учитывайте, кроме плана действий при ЧС, план ГО, другие документы по организации и планированию мероприятий по ГО и защите от ЧС. Также разрабатывайте программу с учетом того:

где находится предприятие, как им управляют и какие там условия труда;

к какой категории по ГО отнесли предприятие;

может ли предприятие попасть в зоны возможных разрушений, радиоактивного загрязнения, химического заражения и катастрофического затопления;

как оценили обстановку, которая может сложиться в результате военных действий.

Определите в программах количество часов, которое отводите на инструктажи. Утвердите программы приказом руководителя.

Как провести инструктаж

Инструктажи проводите по программам. Ежегодный инструктаж по ЧС работники проходят отдельно. Инструктаж по ЧС для новых работников проведите вместе с инструктажем по ГО в один день.

Ознакомьте работников с опасностями, которые могут возникнуть при ЧС на конкретном предприятии. Расскажите, какие права и обязанности есть у работников, что защитит их от опасностей, как действовать при ЧС и мероприятиях по ГО, что будет, если нарушить требования по ГО и защите от ЧС. В ходе инструктажей работникам объясняют, как оказывать первую помощь пострадавшим и использовать коллективные и индивидуальные средства защиты (п. 2 Положения № 841; п. 3 Положения № 1485).

Важно

Для дистанционных инструктажей удаленных филиалов порядок инструктажей, их программы, журналы учета и сведения о средствах утверждает руководитель организации

Для удаленных филиалов и представительств есть два способа: назначить своего ответственного за инструктажи или проводить их дистанционно. Если выбрали второй способ, используйте Skype, Zoom, другие программы, которые позволяют работникам видеть и слышать инструктора онлайн. В этом случае нужно вести электронный журнал учета инструктажа или оформлять акт о прохождении инструктажа. Если выбрали вариант с актом, направляйте его в головную организацию в течение 20 календарных дней с даты, когда провели инструктаж.

Отводите на каждый вопрос инструктажа время, которое запланировали в программе. Например, о возможных действиях работников, которые могут привести к аварии, катастрофе или ЧС, отведите 5–15 минут. Как действовать, когда поступают сигналы гражданской обороны или ЧС, рассказывайте в течение 2–10 минут.

После инструктажа работники должны знать:

какие источники опасностей есть на предприятии, какие виды ЧС могут возникнуть на его территории;

какие способы оповещения использует работодатель при угрозе и возникновении ЧС и военных конфликтов;

какими способами можно защитить себя от опасностей ЧС и военных конфликтов, как действовать при угрозе и возникновении этих опасностей;

где на предприятии хранят средства индивидуальной и коллективной защиты.

Проверьте, как работники усвоили материал, опросите устно каждого. На практических занятиях отработайте навыки действовать по сигналам оповещения и при объявлении эвакуации, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты.

Рекомендации по организации и проведению курсового обучения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций

Рекомендации по организации и проведению курсового обучения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций - М.: МЧС России, 2015. - 17 с.

В Рекомендациях по организации и проведению курсового обучения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций (далее - Рекомендации) представлены общие положения по курсовому обучению, порядок и требования к его организации и осуществлению.

Рекомендации являются методической основой для организации и проведения занятий с соответствующими группами населения на курсах гражданской обороны муниципальных образований и в организациях, а также в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации или в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, при реализации ими программ курсового обучения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

Рекомендации предназначены для руководителей курсов гражданской обороны и организаций, имеющих полномочия по организации и осуществлению подготовки соответствующих групп населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций. Ими также должны руководствоваться руководители образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, при реализации ими программ курсового обучения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

Рекомендации разработаны сотрудниками Департамента гражданской обороны и защиты населения МЧС России и ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) В.Н.Жуковым, Ю.А.Жуковым, О.Н.Новиковым, Н.В.Твердохлебовым под редакцией директора Департамента гражданской обороны и защиты населения МЧС России генерал-майора О.Л.Мануйло.

I. Общие положения

1.1 Курсовое обучение в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций (далее - курсовое обучение) - целенаправленный процесс организации деятельности по овладению соответствующими группами населения знаниями и умениями в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, а также приобретению опыта их применения в интересах личной защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, а также выполнения возлагаемых на них обязанностей в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

1.3 Настоящие рекомендации определяют перечень лиц, проходящих курсовое обучение, а также порядок его организации и осуществления.

1.4 Действие рекомендаций распространяется на деятельность органов местного самоуправления и организаций, имеющих полномочия по организации и осуществлению подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

1.5 Подготовка населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций предусматривает получение знаний, умений и навыков, а также приобретение опыта применения знаний в повседневной жизнедеятельности соответствующими группами населения в ходе:

получения общего и профессионального образования;

обучения по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;

прохождения курсового обучения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;

участия в тренировках, учениях, учебно-методических сборах и других практических мероприятиях по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций;

информирования и пропаганды знаний в данных областях;

II. Организация и осуществление курсового обучения

2.1 Курсовое обучение не является образовательной деятельностью и лицензированию не подлежит.

2.2 Курсовое обучение в обязательном порядке проходят:

председатели и члены комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, эвакуационных органов, а также комиссий по обеспечению устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, всех уровней;

неосвобожденные работники, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, органов местного самоуправления и организаций;

руководители нештатных аварийно-спасательных формирований, нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, спасательных служб и их заместители;

лица, назначенные для проведения инструктажа и курсового обучения с работающим населением по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций;

инструкторы (консультанты) учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям;

личный состав нештатных аварийно-спасательных формирований, нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне и спасательных служб (далее - личный состав формирований и служб);

все работники, занятые в сфере управления, производства и обслуживания, не включенные в состав органов управления гражданской обороны и РСЧС (далее - работающее население).

2.3 Периодичность прохождения курсового обучения:

работающее население и личный состав формирований и служб - ежегодно;

остальные работники, указанные в подпункте 2.2 (далее - работники ГО и РСЧС) - не реже одного раза в 5 лет.

Для работников ГО и РСЧС, впервые назначенных для исполнения обязанностей в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, курсовое обучение, в течение первого года работы, является обязательным.

2.4 Места проведения курсового обучения:

с работающим населением и личным составом формирований и служб - в организациях по месту работы;

с работниками ГО и РСЧС - на курсах гражданской обороны муниципальных образований, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации или в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций (далее - организации, осуществляющие курсовое обучение), в соответствии с решением соответствующего руководителя учреждения (организации) и с учетом возможностей организаций, осуществляющих курсовое обучение.

2.5 Порядок зачисления работников ГО и РСЧС на курсовое обучение.

На основании решения руководителя учреждения (организации) кадровый орган совместно с руководителем структурного подразделения, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, до 1 сентября текущего года направляет в организацию, осуществляющую курсовое обучение, заявку на обучение работников ГО и РСЧС.

В заявке (приложение 1) необходимо указать фамилию, имя, отчество работника, планируемого к направлению на курсовое обучение, его должность по исполнению обязанностей в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, форму обучения, а также желательные сроки его проведения.

Направление работников ГО и РСЧС на обучение осуществляется только на основании полученной выписки из плана комплектования обучающимися организации, осуществляющей курсовое обучение (приложение 2).

2.6 Комплектование учебных групп.

Для проведения курсового обучения комплектуются группы численностью 20-25 человек с учетом:

при обучении работающего населения - родственных профессий рабочих (должностей служащих);

при обучении личного состава формирований и служб - видов создаваемых формирований и служб;

при обучении остальных работников ГО и РСЧС - исходя из специфики выполняемых ими функциональных обязанностей в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций и уровня подготовки.

2.7 Формы курсового обучения:

с работающим населением и личным составом формирований и служб - очная, в пределах рабочего времени, установленного законодательством о труде;

с работниками ГО и РСЧС - очная или очно-заочная с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

2.8 Продолжительность обучения определяется соответствующими программами, разрабатываемыми организациями, осуществляющими курсовое обучение, на основе примерных программ курсового обучения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, утверждаемых Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

2.9 Списки учебных групп, состав преподавателей, инструкторов и расписание проведения занятий определяются распорядительным документом организации, осуществляющей курсовое обучение.

2.10 Учёт проведения занятий и присутствия на них обучающихся осуществляют преподаватели и инструкторы, проводящие занятия, в журналах установленной формы, которые ведутся на каждую учебную группу (приложение 3).

Журнал является основным документом, отражающим выполнение учебной программы, посещаемость занятий и итоги сдачи нормативов.

До начала занятий руководитель учебной группы уточняет информацию по зачисленным на обучение и вносит ее в соответствующие графы журнала, который подлежит хранению в течение года после завершения обучения группы.

2.11 Курсовое обучение работников ГО и РСЧС завершается контрольным занятием с выдачей справки о прохождении курсового обучения.

Форма справки устанавливается организацией, осуществляющей курсовое обучение (вариант справки - приложение 4).

Учет выданных справок ведется в книге учета, которая хранится в организации, осуществляющей курсовое обучение, в течение пяти лет.

III. Заключительные положения

3.1 Настоящие Рекомендации вступают в силу с момента их утверждения.

3.2 Срок действия Рекомендаций устанавливается с момента вступления их в силу и до особого указания об их отмене.

1. Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей ; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет ; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей .

Статья 20.6. Невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций

1. Невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения —

от десяти до двадцати (ранее — от четырех тысяч до пяти) тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот (ранее — от сорока тысяч до пятидесяти) тысяч рублей.

2. Непринятие мер по обеспечению готовности сил и средств, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а равно несвоевременное направление в зону чрезвычайной ситуации сил и средств, предусмотренных утвержденным в установленном порядке планом ликвидации чрезвычайных ситуаций, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати (ранее — от одной тысячи до двух) тысяч рублей.

Статья 20.7. Невыполнение требований и мероприятий в области гражданской обороны

1. Невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

2. Невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Это направление регламентируется нижеуказанными документами
1. Административный регламент по осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны(Приказ МЧС России № 358 от 26.06.2012 г.)

2. Административный регламент по выполнению требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (Приказ МЧС России № 359 от 26.06.2012 г.)

3. Административный регламент по осуществлению государственного надзора за выполнением требований пожарной безопасности (Приказ МЧС РФ N 375 от 28.06.2012 г.)

6. Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"

7. Положение о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2007 г. № 804

8. Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14 ноября 2008 г. № 687

9. Положение об организации обучения населения в области гражданской обороны, утвержденное постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 г. № 841

10. Порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденный приказом МЧС России от 23 декабря 2005 г. № 999

14. Положение о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденное постановлением Правительства РФ от 27 апреля 2000 г. №379

Штрафы за нарушения требований по ГО и ЧС

Статья Граждане Должностные лица ИП Юр. лица
ч.1 ст.20.6 не выполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения
штраф - 10000 - 20000 руб.
штраф - 70000 - 80000 руб.
ч.2 ст.20.6 не выполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Непринятие мер по обеспечению готовности сил и средств, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а равно несвоевременное направление в зону чрезвычайной ситуации сил и средств, предусмотренных утвержденным в установленном порядке планом ликвидации чрезвычайных ситуаций
штраф - 10000 - 20000 руб.,
дисквалификация до 3-х лет
ч.14 ст.19.5 Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 12 или 13 статьи 19.5 КоАП.
штраф - 4000 - 5000 руб. штраф - 15000 - 20000 руб., дисквалификация до 3-х лет штраф - 15000 - 20000 руб. штраф - 150000 - 200000 руб.
Ст.19.6 Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. штраф - 4000 - 5000 руб. штраф - 4000 - 5000 руб.
ч.1 ст.20.7 невыполнение требований и мероприятий в области гражданской обороны.
Невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны
штраф - 5000 - 10000 руб. штраф - 50000 - 100000 руб.
ч.2 ст.20.7 невыполнение требований и мероприятий в области гражданской обороны.
Невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий
штраф - 10000 - 20000 руб. штраф - 100000 - 200000 руб.

Пока все думают, как быть с онлайн-кассами и персональными данными, незаметно вступили в силу поправки в положение о гражданской обороне. Теперь у работодателей стало еще больше обязанностей по подготовке сотрудников: нужно готовить, заверять и обновлять кучу документов. А директорам даже небольших и далеких от всех этих оборонных дел фирм придется пройти платное обучение и сдать экзамены.

Если не сделать всё как положено, любого работодателя могут оштрафовать на 100 и даже 200 тысяч рублей. А директора и ответственного за гражданскую оборону - на 20 тысяч.

О каком законе речь, кого и за что штрафуют и что нужно делать

Что еще за гражданская оборона и кого это вообще касается?

В России есть закон о гражданской обороне и положение о подготовке населения ко всяким плохим делам. Эти документы объясняют, кто, что, как и когда должен делать, чтобы в случае форс-мажора было меньше неприятных последствий.

Вот что теперь обязаны сделать все работодатели:

  • организовать вводный инструктаж для новичков;
  • провести курсовое обучение сотрудников;
  • разработать внутренние документы: приказы, планы, программы мероприятий;
  • провести тренировки и учения;
  • создать материально-техническую базу.

Эти обязанности не зависят от численности сотрудников, оборотов, вида деятельности и планов работать в случае войны. Если есть бизнес, его руководитель должен пройти обучение и получить корочку. Если есть сотрудники, их тоже нужно обучить. Еще нужно разработать много документов, вести журналы инструктажа, следить за планом мероприятий и заново всё утверждать в МЧС , если переехали в новый офис или открыли филиал в другом регионе.

Что будет, если всем этим не заниматься?

В добровольном страховании тоже есть исключения, когда период охлаждения не действует:

Если вернуть полис в период охлаждения, можно забрать всю сумму?

Можно забрать всю сумму, но есть нюансы. Если договор страхования уже начал действовать или наступил страховой случай, могут удержать часть премии пропорционально сроку. Иногда придется сразу же купить новый полис, потому что такие условия договора.

Но в любом случае вернут остаток. После того как период охлаждения закончится, забрать деньги будет сложнее или невозможно.

При оформлении кредитов обязательно покупать страховку?

Это зависит от условий договора. По закону банки могут включить в договор условие о страховании жизни и трудоспособности заемщика, даже если это не ипотека, а обычный потребительский кредит. Если банк прямо прописывает условие о страховании жизни в договоре, а заемщик с этим соглашается и подписывает договор, всё законно.

Но заставить заемщика купить эту страховку банк не может. Она добровольная. Если заемщик откажется, ему нужно предложить кредит на сопоставимых условиях.

Для таких страховок тоже действует период охлаждения. Даже если кредит уже выдали, можно расторгнуть договор и вернуть деньги за полис.

Обычно страховую премию включают в сумму кредита. Банк зачисляет деньги на счет заемщика и сразу списывает стоимость полиса. В результате заемщик получает меньше денег, но его жизнь застрахована.

Как вернуть деньги за страховку?

Стоит подумать, действительно ли страховка не нужна. Пока всё хорошо, кажется, что это лишние траты. На самом деле это защита не только банка, но и заемщика. Если человек заболеет или потеряет работу, страховая компания будет погашать за него кредит. Если случится что-то страшное, наследники не останутся с долгами и даже смогут получить достойную выплату.

Как долго и на какую сумму защищен заемщик, зависит от правил страхования и условий договора в конкретной компании.

Если страховка нужна, но банк навязал невыгодные условия, можно вернуть деньги за полис и сразу купить другой. Сейчас у вас точно есть пять рабочих дней или больше: в некоторых страховых период охлаждения уже сейчас длится две недели или даже месяц.

Если страховка не нужна, напишите заявление в страховую компанию: попросите расторгнуть договор и вернуть деньги. Контакты страховой и бланки заявлений можно найти на сайтах. Если найти не получается или боитесь ошибиться, позвоните на горячую линию - там всё объяснят.

Важно понимать, что хоть вы и получили страховой полис в банке, но продала его страховая компания. По умолчанию требовать что-то от банка бессмысленно - общайтесь со страховой. Если банк и страховая связаны, заявление могут принять в банке, но так бывает не всегда.

В вашем городе может не оказаться офиса страховой, которая продала полис. Это не проблема: отправьте документы заказным письмом.

Я оформил страховку и погасил кредит досрочно. Деньги пропадут?

Если период охлаждения уже прошел, это зависит от условий кредитного договора и правил страхования. Чаще всего деньги можно вернуть пропорционально сроку кредита. Но если в условиях страхования написано, что нельзя, это тоже законно.

Читайте также: